Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Неделя всех святых

«Дивен Бог во святых Твоих, Бог Израилев». Эти слова сегодня вы слышали за Божественной литургией при апостольском чтении, и они очень образно и по сути говорят нам о сегодняшнем празднике. В первую неделю после Пятидесятницы святая Церковь празднует память всех святых, прославленных в Церкви Христовой. В этом прославлении святых Церковь видит, прежде всего, плоды Святого Духа, плоды Пятидесятницы, плоды искупления рода человеческого, которое совершил Господь наш Иисус Христос именно ради того, чтобы были святые, ради того, чтобы эти святые населяли своими бессмертными душами Обители Небесные. Господь сошёл с Небес и принял нашу с вами плоть, пострадал на кресте, вознёсся на небо с прославленной плотью человеческой, уже исцелённой, плотью, которая победила человеческий грех. А в день Пятидесятницы по ходатайству Сына, ради Его искупительных заслуг и подвига любви, который выразился в  страдании на кресте даже до смерти, смерти крестной, ниспослал Отец Святого Духа роду человеческому. Ниспослал на всё творение, на всех, кто жаждет Святого Духа и стремится к Нему.

Величайший сонм святых, прославленных Церковью, а их тысячи, прославленных у Бога, приобрели эту святость в большей степени не как свой личный подвиг и своя личная заслуга, потому что тогда не нужен был бы Христос, тогда спасение возможно было бы усилиями самого человека. Тогда не так страшен был бы грех. Нет, святые святы милостью Божией. Да, у них присутствует особая благодать, она присутствовала при их жизни и посмертно присутствует везде и повсюду в тех местах, которые связаны были с жизнью святых, с их мощами, с местом их подвигов, с теми вещами, к которым они прикасались в своей земной жизни. Благодать пронизывала всё, что было связано с их жизнью. Но эта благодать не их, а благодать Божия; и святые сияют не своим неизреченным светом, а светом, который заимствуется от Бога, который от Бога посылается им как необыкновенный Божественный дар. Всё богатство духовной красоты и силы, которая есть у святых, это дары Святого Духа, дары милости и благодати Божией. Святые святы не сами по себе, а в той мере, в какой Господь просветил их светом Божественным и в той мере, в какой Он сообщил им Свою Божественную благодать.

Это очень чётко надо представлять в церковном вероучении, чтобы никогда святых не ставить на место Бога, чтобы святые не затмевали от нас Бога. К сожалению, в православном почитании, в церковной традиции народного благочестия можно встретить такие примеры, когда люди прибегают к святым, но забывают о Боге, забывают о Христе, забывают о Его Пречистой Преблагословенной Матери. Сплошь и рядом такие примеры, которые иногда ради каких-то корыстных, коммерческих целей, которые ещё провоцируются в тех или иных местах, когда по отношению к святым устанавливается языческий культ, неправильное, чрезмерное его почитание; когда распространяются целые листовки, которые содержат множество человеческих болезней, а рядом список святых, к которым надо прибегать. От болезней головы нужно молиться одному святому, от болезней ног — другому, от зубной боли — священномученику Антипе, от женских болезней почему-то к Давиду Гореджийскому, который всю жизнь прожил отшельником и ни разу, может быть, женского образа не видел в своей христианской и подвижнической жизни. Такие и подобные перекосы, перегибы, в которых присутствуют некие языческие моменты, распространяются в среде нашего православного народа. Разве любой святой не может помочь нам в той или иной болезни? Любой святой, прежде всего наш святой, имя которого мы носим. Или Божия Матерь: разве только  к одной какой-то её иконе  можно прибегать? Ведь до абсурда доходит, когда Божию Матерь, забывая её имя, называют именем иконы, только к этой иконе прибегают и только эту известную человеку по иконе Божию Матерь прославляет или почитает человек. Это, конечно, явный перегиб в народном благочестии. Мы с вами должны выравнивать, выправлять эти языческие тенденции в христианской жизни. Они имеют какое-то начальное употребление, когда человек впервые приходит в храм, впервые приходит в горе, в скорби, но затем у него должно быть совершенно правильное, одинаковое отношение ко всем святым угодникам Божиим. И если тот или иной угодник Божий помогает только, допустим, при зубной боли, то это уже кощунство. Разве в другом он не может помочь? Разве нельзя ему молиться о спасении души, о спасении и приведении наших детей к вере, к Церкви Христовой, к покаянию? Нет таких просьб и молитв, которые мы не могли бы обратить ко всем святым. И благодать, которая даруется святым, которая ниспосылается через святых нам, зависит, в том числе, и от меры нашей усвояемости, нашей готовности принять эту ответную благодать, которая ниспосылается нам от Бога по молитве и ходатайству святых.

С другой стороны, дорогие братия и сестры, святая Православная Церковь отличается от всех других исповеданий, конфессий, религий необыкновенным почитанием и прославлением святых. Интересно отметить то, что святых нет в других конфессиях. Их нет в протестантизме, во всём разнообразии протестантских сект, начиная от Лютера, у лютеран, пятидесятников, баптистов, кальвинистов, не говоря уже о страшных тоталитарных сектах, таких как иеговисты, муниты и другие нехристи. Святых нет в мусульманской религии, в индуизме, в буддизме, кришнаизме — нигде нет святых.

Есть они, как некий отзвук остался от святых в католической Церкви. Некий отзвук потому, что общая история христианской церкви до XI века была неразделима. Но и там почитание святых забывается, ни в какое сравнение не идёт с Православной Церковью. Когда большая часть из вас путешествовали паломниками по святыням Италийской земли, видели множество святых, своими мощами там почивающих, великих святых древней Церкви, имена которых известны всему миру. Но видели запылённые, грязные гробницы, к которым никто не подходит, которые никто не почитает, которые никто не лобызает и к которым не обращается горячая молитва от сердца, преисполненного верой и любовью. Это сплошь и рядом наблюдается в католической Церкви.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами необыкновенно счастливы, что имеем таких ходатаев, таких молитвенников за нас перед Богом, к которым мы обращаемся именно как к ходатаям. Не как к первопричине благ духовных, а как к ходатаям, которые милость Божию,  помощь ниспосылают не сами от себя, а у Бога ходатайствуют, как стоящие перед престолом Божиим; как к святым людям, очищенным благодатью Божией, как к людям, которых Господь скорее слышит, которые ближе предстоят перед престолом Божиим.

Каждый день в течение всего церковного года прославляется множество святых, в течение каждого дня года. И ни одного дня нет в церковном календаре, чтобы не было прославления и почитания святых. Это такой невидимый, огромный духовный иконостас, который хранится в сокровищнице Церкви, который является его неописуемой красотой и славой Церкви. Как красоту и величие каждого Православного храма составляют иконы, с которых взирают святые, так и вечную красоту Небесного Царства, Небесного Иерусалима составляют святые.

Дорогие братия и сестры! Обращаясь к молитвенной памяти святых, прежде всего сегодня мы должны обратить внимание на то, что необходимо знать своего небесного покровителя, своего святого. Знать ему тропарь, написанный Церковью, кондак, основные церковные песнопения, знать житие своего святого. А ведь многие из нас не знают. В лучшем случае, назовут день ангела, это в лучшем случае. А что за святой, в честь которого мы названы, когда он жил, чем прославлен у Бога, чему можно поучиться и подражать? Многие из нас не знают абсолютно ничего.

И сегодня, в день памяти всех святых каждый христианин, крещённый в Православной Церкви, через это получивший покровительство святого, является именинником, потому что нет такого святого, которого сегодня Церковь не помнила бы и ни чтила. Сегодня день всеобщего духовного ликования, день Ангела Церкви земной, и слава эта ниспосылается Церкви Небесной.

Но прославление святых — это не просто акт славы, торжества; это, прежде всего, урок и наставление нам с вами. Святых мы прославляем не для красоты не для исторической памяти, хотя и это важно, а прославляем для того, чтобы подражать их вере. Как говорит апостол Павел: «Взирающе на кончину их, поминая наставников ваших, подражайте вере их. Взирающе на их подвиг, терпением течем на предлежащий нам подвиг».

Но, дорогие братия и сестры, пусть этот пример святых будет ясной путеводной звездой в жизни каждого из нас. Мы порой отмахиваемся от этих идеалов и считаем, что святые — это особые избранники Божии, которые были когда-то призваны Богом, являлись избранными сосудами благодати Божией от чрева матери, были чужды греха и так далее. И это было неким Божественным действием, как бы насильственным по отношению к тому или иному человеку, и благодать Божия их и защищала, и покрывала, и делала святыми. Не совсем так, дорогие братия и сестры, потому что в жизни каждого святого был необыкновенный личный подвиг, был ответ на зов Божественной любви. Если мы вспомним подвижников, преподобных, отшельников, мучеников наконец, которые выше и больше всего любили Бога и всегда в своей жизни жили с Ним, боясь потерять родство с Богом, близость присущей им благодати Божией. Они побеждали грех, и в этой победе стали святыми. Не просто сами по себе, как-то случайно попав в ту или иную среду или живя в то или иное благоприятное время торжества Православия и так далее. Нет. Соблазны и искушения были всегда, но святые отличаются от нас тем, что они были подвижниками в полном смысле этого слова. Они боролись с дьяволом, они боролись со грехом, противостояли ему. В этом каждодневном противостоянии, в борьбе с грехом накапливалась и собиралась святость, потому что очищалась их душа, освобождалось место для присутствия благодати Божией.

Как нам с вами, современным христианам, должно быть стыдно в дни памяти святых. Они святы, а в нашей жизни ничего святого нет. И причина эта не в Боге, не в уменьшении Его милости и благодати, а в нас, в нашей безразличной, греховной, абсолютно безбожной недуховной жизни. Нет в ней борьбы с грехом, нет подвига, нет любви к Богу. О какой любви можно говорить, когда в храм Божий не ходим неделями, месяцами; годами не причащаемся. Какая любовь, какой Бог? Одна утопия и иллюзия, и дьявол, который нашёптывает на сердце обманутого человека, что Господь и так пребывает с ним.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами должны быть верны заветам святых, и верность эта должна начинаться с совершенно малых, элементарных примеров и форм христианской жизни. О какой святости можно говорить, когда многие и Евангелия-то не прочитали от начала до конца, не говоря уже о Библии, Священном Писании Ветхого Завета. Когда мы с вами не каждый день молимся утром и вечером. Каждый день приходится на исповеди сталкиваться с тем, что многие христиане вообще никогда не читали ни утренних, ни вечерних молитв, в лучшем случае «Отче наш», а в худшем – какие-то заговоры, заклинания, мантры — сплошь и рядом. Освящаешь квартиру у людей: «Батюшка, молитва хорошая есть, дала подруга по работе». А там мантра какая-то, заклинание, прикрытое православной молитвой. Первые несколько строк взяты или с молитвы Оптинских старцев, или ещё откуда-то, чтобы на первый взгляд несведущий человек не мог эту ахинею распознать. Неужели нужны другие примеры, советы каких-то язычников, непросвещённых подруг или друзей, когда молитвословы содержат молитвы святых с первых веков, составленных ещё в эпоху гонений на Церковь: молитвы Макария Великого, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и других величайших святых нашей Церкви.

Как стыдно должно быть нам, дорогие братия и сестры. А ведь когда мы с вами не помолимся день, не помолимся другой, потом ещё сложнее будет браться, сложнее будет восстанавливаться и привыкать к этой молитве. Вот, например, такой характерный пример можем вспомнить, совершенно из другой области, из жизни спортсменов, которые занимаются спортом профессионально, или профессиональных музыкантов — не таких, которые на завалинке поют с гитарой, а действительно профессиональных музыкантов. День, другой певец профессиональный не позанимается голосом, вокалом, или спортсмен не потренируется – всё, деградация. Человек теряет форму, он уже не может выйти ни на стадион, ни на сцену, он уже потерял форму, потому что мышцы или голосовые связки становятся дряблыми, отвыкают от той работы, в которой должны всегда пребывать. Точно так же и душа человеческая, когда она день живёт без молитвы, то дьявол всё больше, как на войне враг, наступает, захватывает территорию нашей бессмертной души, и просто так он её никогда не отпускает. Душа роднится с миром зла, и это приводит к тому, что человек не чувствует, не видит греха, потому что весь погрязает в грехе. Это приводит к окамененному нечувствию. Когда спрашиваешь человека о грехе, какой он грех самый страшный вспоминает: ну блуд, ну воровство, ну убийство. Но ведь это поступки, это следствие греха. Точно так же, как в области медицины: температура — это ведь не болезнь, кашель это ведь не болезнь. Это симптомы, это следствие того, что лёгкие уже поражены инфекцией. То же самое и в душе человеческой, те поступки, которые мы совершаем — это следствие грехов. А грехи внутри нас. Грехи — либо неверие, либо безразличие по отношению к Богу, либо гордыня, либо другие страсти, которые зреют в душе, которые там находятся. Бесы, демоны там находятся, там зарождается грех.

Дорогие братия и сестры! Какой для нас это урок, чтобы он в каждого из нас вдохнул ревность идти за  святыми, подражать их подвигу, святости, жизни, и быть верными Богу в малом, потому что  верный в малом верен будет и во многом. Аминь.

14 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

«Дивен Бог во святых Твоих, Бог Израилев». Эти слова сегодня вы слышали за Божественной литургией при апостольском чтении, и они очень образно и по сути говорят нам о сегодняшнем празднике. В первую неделю после Пятидесятницы святая Церковь празднует память всех святых, прославленных в Церкви Христовой. В этом прославлении святых Церковь видит, прежде всего, плоды Святого Духа, плоды Пятидесятницы, плоды искупления рода человеческого, которое совершил Господь наш Иисус Христос именно ради того, чтобы были святые, ради того, чтобы эти святые населяли своими бессмертными душами Обители Небесные. Господь сошёл с Небес и принял нашу с вами плоть, пострадал на кресте, вознёсся на небо с прославленной плотью человеческой, уже исцелённой, плотью, которая победила человеческий грех. А в день Пятидесятницы по ходатайству Сына, ради Его искупительных заслуг и подвига любви, который выразился в  страдании на кресте даже до смерти, смерти крестной, ниспослал Отец Святого Духа роду человеческому. Ниспослал на всё творение, на всех, кто жаждет Святого Духа и стремится к Нему.

Величайший сонм святых, прославленных Церковью, а их тысячи, прославленных у Бога, приобрели эту святость в большей степени не как свой личный подвиг и своя личная заслуга, потому что тогда не нужен был бы Христос, тогда спасение возможно было бы усилиями самого человека. Тогда не так страшен был бы грех. Нет, святые святы милостью Божией. Да, у них присутствует особая благодать, она присутствовала при их жизни и посмертно присутствует везде и повсюду в тех местах, которые связаны были с жизнью святых, с их мощами, с местом их подвигов, с теми вещами, к которым они прикасались в своей земной жизни. Благодать пронизывала всё, что было связано с их жизнью. Но эта благодать не их, а благодать Божия; и святые сияют не своим неизреченным светом, а светом, который заимствуется от Бога, который от Бога посылается им как необыкновенный Божественный дар. Всё богатство духовной красоты и силы, которая есть у святых, это дары Святого Духа, дары милости и благодати Божией. Святые святы не сами по себе, а в той мере, в какой Господь просветил их светом Божественным и в той мере, в какой Он сообщил им Свою Божественную благодать.

Это очень чётко надо представлять в церковном вероучении, чтобы никогда святых не ставить на место Бога, чтобы святые не затмевали от нас Бога. К сожалению, в православном почитании, в церковной традиции народного благочестия можно встретить такие примеры, когда люди прибегают к святым, но забывают о Боге, забывают о Христе, забывают о Его Пречистой Преблагословенной Матери. Сплошь и рядом такие примеры, которые иногда ради каких-то корыстных, коммерческих целей, которые ещё провоцируются в тех или иных местах, когда по отношению к святым устанавливается языческий культ, неправильное, чрезмерное его почитание; когда распространяются целые листовки, которые содержат множество человеческих болезней, а рядом список святых, к которым надо прибегать. От болезней головы нужно молиться одному святому, от болезней ног — другому, от зубной боли — священномученику Антипе, от женских болезней почему-то к Давиду Гореджийскому, который всю жизнь прожил отшельником и ни разу, может быть, женского образа не видел в своей христианской и подвижнической жизни. Такие и подобные перекосы, перегибы, в которых присутствуют некие языческие моменты, распространяются в среде нашего православного народа. Разве любой святой не может помочь нам в той или иной болезни? Любой святой, прежде всего наш святой, имя которого мы носим. Или Божия Матерь: разве только  к одной какой-то её иконе  можно прибегать? Ведь до абсурда доходит, когда Божию Матерь, забывая её имя, называют именем иконы, только к этой иконе прибегают и только эту известную человеку по иконе Божию Матерь прославляет или почитает человек. Это, конечно, явный перегиб в народном благочестии. Мы с вами должны выравнивать, выправлять эти языческие тенденции в христианской жизни. Они имеют какое-то начальное употребление, когда человек впервые приходит в храм, впервые приходит в горе, в скорби, но затем у него должно быть совершенно правильное, одинаковое отношение ко всем святым угодникам Божиим. И если тот или иной угодник Божий помогает только, допустим, при зубной боли, то это уже кощунство. Разве в другом он не может помочь? Разве нельзя ему молиться о спасении души, о спасении и приведении наших детей к вере, к Церкви Христовой, к покаянию? Нет таких просьб и молитв, которые мы не могли бы обратить ко всем святым. И благодать, которая даруется святым, которая ниспосылается через святых нам, зависит, в том числе, и от меры нашей усвояемости, нашей готовности принять эту ответную благодать, которая ниспосылается нам от Бога по молитве и ходатайству святых.

С другой стороны, дорогие братия и сестры, святая Православная Церковь отличается от всех других исповеданий, конфессий, религий необыкновенным почитанием и прославлением святых. Интересно отметить то, что святых нет в других конфессиях. Их нет в протестантизме, во всём разнообразии протестантских сект, начиная от Лютера, у лютеран, пятидесятников, баптистов, кальвинистов, не говоря уже о страшных тоталитарных сектах, таких как иеговисты, муниты и другие нехристи. Святых нет в мусульманской религии, в индуизме, в буддизме, кришнаизме — нигде нет святых.

Есть они, как некий отзвук остался от святых в католической Церкви. Некий отзвук потому, что общая история христианской церкви до XI века была неразделима. Но и там почитание святых забывается, ни в какое сравнение не идёт с Православной Церковью. Когда большая часть из вас путешествовали паломниками по святыням Италийской земли, видели множество святых, своими мощами там почивающих, великих святых древней Церкви, имена которых известны всему миру. Но видели запылённые, грязные гробницы, к которым никто не подходит, которые никто не почитает, которые никто не лобызает и к которым не обращается горячая молитва от сердца, преисполненного верой и любовью. Это сплошь и рядом наблюдается в католической Церкви.

Поэтому, дорогие братия и сестры, мы с вами необыкновенно счастливы, что имеем таких ходатаев, таких молитвенников за нас перед Богом, к которым мы обращаемся именно как к ходатаям. Не как к первопричине благ духовных, а как к ходатаям, которые милость Божию,  помощь ниспосылают не сами от себя, а у Бога ходатайствуют, как стоящие перед престолом Божиим; как к святым людям, очищенным благодатью Божией, как к людям, которых Господь скорее слышит, которые ближе предстоят перед престолом Божиим.

Каждый день в течение всего церковного года прославляется множество святых, в течение каждого дня года. И ни одного дня нет в церковном календаре, чтобы не было прославления и почитания святых. Это такой невидимый, огромный духовный иконостас, который хранится в сокровищнице Церкви, который является его неописуемой красотой и славой Церкви. Как красоту и величие каждого Православного храма составляют иконы, с которых взирают святые, так и вечную красоту Небесного Царства, Небесного Иерусалима составляют святые.

Дорогие братия и сестры! Обращаясь к молитвенной памяти святых, прежде всего сегодня мы должны обратить внимание на то, что необходимо знать своего небесного покровителя, своего святого. Знать ему тропарь, написанный Церковью, кондак, основные церковные песнопения, знать житие своего святого. А ведь многие из нас не знают. В лучшем случае, назовут день ангела, это в лучшем случае. А что за святой, в честь которого мы названы, когда он жил, чем прославлен у Бога, чему можно поучиться и подражать? Многие из нас не знают абсолютно ничего.

И сегодня, в день памяти всех святых каждый христианин, крещённый в Православной Церкви, через это получивший покровительство святого, является именинником, потому что нет такого святого, которого сегодня Церковь не помнила бы и ни чтила. Сегодня день всеобщего духовного ликования, день Ангела Церкви земной, и слава эта ниспосылается Церкви Небесной.

Но прославление святых — это не просто акт славы, торжества; это, прежде всего, урок и наставление нам с вами. Святых мы прославляем не для красоты не для исторической памяти, хотя и это важно, а прославляем для того, чтобы подражать их вере. Как говорит апостол Павел: «Взирающе на кончину их, поминая наставников ваших, подражайте вере их. Взирающе на их подвиг, терпением течем на предлежащий нам подвиг».

Но, дорогие братия и сестры, пусть этот пример святых будет ясной путеводной звездой в жизни каждого из нас. Мы порой отмахиваемся от этих идеалов и считаем, что святые — это особые избранники Божии, которые были когда-то призваны Богом, являлись избранными сосудами благодати Божией от чрева матери, были чужды греха и так далее. И это было неким Божественным действием, как бы насильственным по отношению к тому или иному человеку, и благодать Божия их и защищала, и покрывала, и делала святыми. Не совсем так, дорогие братия и сестры, потому что в жизни каждого святого был необыкновенный личный подвиг, был ответ на зов Божественной любви. Если мы вспомним подвижников, преподобных, отшельников, мучеников наконец, которые выше и больше всего любили Бога и всегда в своей жизни жили с Ним, боясь потерять родство с Богом, близость присущей им благодати Божией. Они побеждали грех, и в этой победе стали святыми. Не просто сами по себе, как-то случайно попав в ту или иную среду или живя в то или иное благоприятное время торжества Православия и так далее. Нет. Соблазны и искушения были всегда, но святые отличаются от нас тем, что они были подвижниками в полном смысле этого слова. Они боролись с дьяволом, они боролись со грехом, противостояли ему. В этом каждодневном противостоянии, в борьбе с грехом накапливалась и собиралась святость, потому что очищалась их душа, освобождалось место для присутствия благодати Божией.

Как нам с вами, современным христианам, должно быть стыдно в дни памяти святых. Они святы, а в нашей жизни ничего святого нет. И причина эта не в Боге, не в уменьшении Его милости и благодати, а в нас, в нашей безразличной, греховной, абсолютно безбожной недуховной жизни. Нет в ней борьбы с грехом, нет подвига, нет любви к Богу. О какой любви можно говорить, когда в храм Божий не ходим неделями, месяцами; годами не причащаемся. Какая любовь, какой Бог? Одна утопия и иллюзия, и дьявол, который нашёптывает на сердце обманутого человека, что Господь и так пребывает с ним.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами должны быть верны заветам святых, и верность эта должна начинаться с совершенно малых, элементарных примеров и форм христианской жизни. О какой святости можно говорить, когда многие и Евангелия-то не прочитали от начала до конца, не говоря уже о Библии, Священном Писании Ветхого Завета. Когда мы с вами не каждый день молимся утром и вечером. Каждый день приходится на исповеди сталкиваться с тем, что многие христиане вообще никогда не читали ни утренних, ни вечерних молитв, в лучшем случае «Отче наш», а в худшем – какие-то заговоры, заклинания, мантры — сплошь и рядом. Освящаешь квартиру у людей: «Батюшка, молитва хорошая есть, дала подруга по работе». А там мантра какая-то, заклинание, прикрытое православной молитвой. Первые несколько строк взяты или с молитвы Оптинских старцев, или ещё откуда-то, чтобы на первый взгляд несведущий человек не мог эту ахинею распознать. Неужели нужны другие примеры, советы каких-то язычников, непросвещённых подруг или друзей, когда молитвословы содержат молитвы святых с первых веков, составленных ещё в эпоху гонений на Церковь: молитвы Макария Великого, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова и других величайших святых нашей Церкви.

Как стыдно должно быть нам, дорогие братия и сестры. А ведь когда мы с вами не помолимся день, не помолимся другой, потом ещё сложнее будет браться, сложнее будет восстанавливаться и привыкать к этой молитве. Вот, например, такой характерный пример можем вспомнить, совершенно из другой области, из жизни спортсменов, которые занимаются спортом профессионально, или профессиональных музыкантов — не таких, которые на завалинке поют с гитарой, а действительно профессиональных музыкантов. День, другой певец профессиональный не позанимается голосом, вокалом, или спортсмен не потренируется – всё, деградация. Человек теряет форму, он уже не может выйти ни на стадион, ни на сцену, он уже потерял форму, потому что мышцы или голосовые связки становятся дряблыми, отвыкают от той работы, в которой должны всегда пребывать. Точно так же и душа человеческая, когда она день живёт без молитвы, то дьявол всё больше, как на войне враг, наступает, захватывает территорию нашей бессмертной души, и просто так он её никогда не отпускает. Душа роднится с миром зла, и это приводит к тому, что человек не чувствует, не видит греха, потому что весь погрязает в грехе. Это приводит к окамененному нечувствию. Когда спрашиваешь человека о грехе, какой он грех самый страшный вспоминает: ну блуд, ну воровство, ну убийство. Но ведь это поступки, это следствие греха. Точно так же, как в области медицины: температура — это ведь не болезнь, кашель это ведь не болезнь. Это симптомы, это следствие того, что лёгкие уже поражены инфекцией. То же самое и в душе человеческой, те поступки, которые мы совершаем — это следствие грехов. А грехи внутри нас. Грехи — либо неверие, либо безразличие по отношению к Богу, либо гордыня, либо другие страсти, которые зреют в душе, которые там находятся. Бесы, демоны там находятся, там зарождается грех.

Дорогие братия и сестры! Какой для нас это урок, чтобы он в каждого из нас вдохнул ревность идти за  святыми, подражать их подвигу, святости, жизни, и быть верными Богу в малом, потому что  верный в малом верен будет и во многом. Аминь.

Предыдущая проповедь

7 июня 2009

День Святой Троицы
Следующая проповедь

5 июля 2009

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00