Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Преподобный Антоний Великий однажды увидел мир, опутанный паутиной. В эти сети попадали все люди. Недоумевая об этом, он вопросил у Господа: «Что же означает это видение?». И ему было открыто, что этими сетями дьявол улавливает людей в различные грехи, посылая им те или иные искушения. Преподобный спросил у Господа: «Кто же может избежать этих сетей, не попасть в них?» Бог ответил: «Смиренный человек. Такого человека эти сети не могут коснуться».
Преподобный Ефрем Сирин в своей молитве, которую мы с особым благоговением произносим во время Великого поста, обращает наше внимание, что мы должны молиться Богу, чтобы Он даровал нам смиренномудрие. Эта добродетель имеет некую начальную стадию — элементарную человеческую скромность, когда человек скромно думает о себе. Мы все обладаем разными талантами. Господь дарует эти таланты людям с тем, чтобы они преумножили эти дарования и через это принесли Богу тот или иной плод. И мы должны понимать, что источником этих талантов, наших дарований является Бог. Мы ничего не имеем и ничем не обладаем. Наше обладание теми или иными вещами призрачно, потому что источником их является Бог. Премудрый Екклесиаст говорит, что нагим ты приходишь в этот мир и нагим ты уйдешь из него. Мы лишь пользователи, арендаторы, а собственник Бог. Господь наш Иисус Христос является примером воплощенной святости и воплощенного идеала кротости и смирения. Добродетели кротости и смирения связаны друг с другом: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Противоположная страсть по отношению к добродетели смирения — гордость. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Гордынею пронизан каждый человек. Святые отцы говорят, что если ты во время исповеди среди прочих грехов не называешь гордость, то твоя исповедь притворна.
Как достичь смирения? Как и о всякой добродетели, надо молиться об этом Богу, просить Его, чтобы Он изменил наше сердце горделивое, тщеславное, умягчил его. Самое удивительное состоит в том, что, если человек не стремится к смирению, Господь помогает нам в этом различными форс-мажорными обстоятельствами. В раю гордых людей нет, и, желая нам спасения в вечности, Бог как бы шлифует нашу жизнь, смиряет нас, ставит в те или иные обстоятельства, где нас смиряют другие, говорят нам грубые слова, говорят все, что о нас думают. Если человек думает, что он такой совершенный, праведный, прекрасный, Господь поставит его в такие условия, что человек так смирится, так низко падёт и поймет, что он хуже всех, что он низок и жалок.
Мы с вами во время Божественной Литургии каждый раз слышим слова о добродетели смирения: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20). Нищета духовная это и есть смирение. Нищие духом – это те, кто, обладая какими-то благами, считают себя беднее и хуже всех, потому что понимают, что это то, что принадлежит не им, а Богу. Само слова «смирение» произошло от слова «мир». Значит, смирение — это такое мирное устроение души, такое внутреннее состояние отсутствия гневливости, обиды и злобы. Смиренного человека нельзя вывести из этого состояния, его нельзя разгневать, вывести из себя, довести до ненависти. Если человек ловит себя на мысли, что он смиренный, он поступил правильно, он совершил добрый поступок, то это уже признак гордыни, ты уже доволен собой, и это состояние уже приближает человека к гордыни.
В Евангелие есть и такие слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Святитель Тихон Задонский однажды пошел к своему помещику, во владениях которого он жил, заступиться за крестьян, чтобы помещик понизил чрезмерные налоги крестьянам. Помещику так неприятно было слышать эти слова от епископа: «Чего ты лезешь? Какие налоги? Служи ты Богу, Церкви и не лезь никуда». Помещик дал ему пощечину. Святитель Тихон ушел из дома помещика, промолчав, нашел в себе нравственные силы стерпеть. Когда он стал удаляться, подумал, что поступил неправильно и вернулся в дом помещика. Он упал в ноги помещику со словами: «Прости, что я вывел тебя до такой степени, что ты вынужден был меня ударить». На помещика так подействовало поведение святого, что он сам снизил налоги.
В одном из патериков монашеских есть такой эпизод: у одного человека, горожанина была дочь бесноватая, никто не мог исцелить ее. Недалеко жил один отшельник, подвижник, ученики которого приходили в город продавать корзины, сплетенные монахами. И вот кто-то из монахов посоветовал: «Старец-отшельник в город не приходит, ты позови в дом ходя бы ученика его. Они придут в город продавать корзины». Отец этой дочери увидел на рынке монахов, продающих корзины, и позвал их к себе в дом как будто для того, чтобы там расплатиться. Монахи согласились. Когда они подошли к дому, один из них открыл дверь, а оттуда вылетает бесноватая дочь и бьет монаха по щеке. Тогда тут же монах поворачивает другую щеку к бесноватой в готовности принять удар, и бес вышел из этой больной девочки, не будучи в силах видеть и терпеть силу христианского смирения. Дорогие, смирение это — не слабость, а это величайшая христианская сила человека и красота.
«Не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Никогда вы не задумывались над тем, а как можно ударить в правую щеку? Это же может сделать только левша. Из этого наблюдения делаем вывод о том, что речь идет здесь не о драке, не о физическом насилии, а о любом причинении зла, любом оскорблении. И конечно, в большинстве случаев мы должны терпеть эти оскорбления, терпеть, беря силы и прося их у Господа. Но христиане не должны превращаться в какую-то боксерскую грушу, которую можно бить, когда угодно и кому угодно. Есть такие моменты, когда нельзя терпеть, когда нужно дать сдачу, когда нужно не молчать и ответить. Среди подростков есть проявления унижения, оскорбления, когда кого-нибудь бьют, издеваются, и здесь нельзя с покорностью и благодарностью говорить: «Спаси ж тебя Господи, где ты раньше был? Как хорошо, что ты пришел».
В Евангелие сам Христос иногда поступает очень решительно и бескомпромиссно. Господь приходит в Иерусалимский Храм и видит столы меновщиков, продающих жертвенных животных за завышенные цены. Христос пришёл в гнев, Он переворачивает эти столы меновщиков, берет бич из воловьей шкуры, и начинает бить этих продавцов и выгонять их из Храма. Это отнюдь не состояние кротости и смирения. Христос здесь вмешался в жизнь и навел жесткий порядок.
Когда Христа взяли под стражу, и начался беззаконный суд над Ним, одни из воинов подошел и ударил Христа в правую щеку. Христос ответил на это словами: «За что ты меня бьешь? Если есть вина какая, скажи. А если нет, за что ты меня бьешь?» Господь не согласился с таким унижением в Свой адрес.
Когда апостола Павла предали суду в одной из римских провинций, он не согласился с этим тюремным заключением, с побоями и возможной казнью. Он напомнил, что он римский гражданин, и требует суда кесаря.
Какой же вывод мы из всего этого можем сделать? Мы не можем вывести такое универсальное правило, которое будет применимо на все случаи жизни. Красота христианства и состоит в этом многообразии. Нельзя забывать о такой добродетели как рассуждение. Господь дал разум каждому из нас для того, чтобы в каждом конкретном случае мы рассуждали о том, как правильно поступить, какие будут последствия. Если человеку не найти правильного ответа, необходимо обратиться к опыту святых отцов, спросить мнение духовника, чтобы поступали мы так, как учил нас Христос. «Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118:96).
Дай Бог, чтобы мы смирились, чтобы мы стремились к достижению этой добродетели, чтобы не были напыщенными, горделивыми, потому что смирение — это самая основная добродетель христианская, на которой строятся все остальные. Человек, не имеющий смирения, — не христианин. Дай Бог, чтобы хоть в каких-то проявлениях мы с вами были наследниками этой великой христианской добродетели смирения.
Аминь.
4 марта 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Преподобный Антоний Великий однажды увидел мир, опутанный паутиной. В эти сети попадали все люди. Недоумевая об этом, он вопросил у Господа: «Что же означает это видение?». И ему было открыто, что этими сетями дьявол улавливает людей в различные грехи, посылая им те или иные искушения. Преподобный спросил у Господа: «Кто же может избежать этих сетей, не попасть в них?» Бог ответил: «Смиренный человек. Такого человека эти сети не могут коснуться».
Преподобный Ефрем Сирин в своей молитве, которую мы с особым благоговением произносим во время Великого поста, обращает наше внимание, что мы должны молиться Богу, чтобы Он даровал нам смиренномудрие. Эта добродетель имеет некую начальную стадию — элементарную человеческую скромность, когда человек скромно думает о себе. Мы все обладаем разными талантами. Господь дарует эти таланты людям с тем, чтобы они преумножили эти дарования и через это принесли Богу тот или иной плод. И мы должны понимать, что источником этих талантов, наших дарований является Бог. Мы ничего не имеем и ничем не обладаем. Наше обладание теми или иными вещами призрачно, потому что источником их является Бог. Премудрый Екклесиаст говорит, что нагим ты приходишь в этот мир и нагим ты уйдешь из него. Мы лишь пользователи, арендаторы, а собственник Бог. Господь наш Иисус Христос является примером воплощенной святости и воплощенного идеала кротости и смирения. Добродетели кротости и смирения связаны друг с другом: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Противоположная страсть по отношению к добродетели смирения — гордость. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Гордынею пронизан каждый человек. Святые отцы говорят, что если ты во время исповеди среди прочих грехов не называешь гордость, то твоя исповедь притворна.
Как достичь смирения? Как и о всякой добродетели, надо молиться об этом Богу, просить Его, чтобы Он изменил наше сердце горделивое, тщеславное, умягчил его. Самое удивительное состоит в том, что, если человек не стремится к смирению, Господь помогает нам в этом различными форс-мажорными обстоятельствами. В раю гордых людей нет, и, желая нам спасения в вечности, Бог как бы шлифует нашу жизнь, смиряет нас, ставит в те или иные обстоятельства, где нас смиряют другие, говорят нам грубые слова, говорят все, что о нас думают. Если человек думает, что он такой совершенный, праведный, прекрасный, Господь поставит его в такие условия, что человек так смирится, так низко падёт и поймет, что он хуже всех, что он низок и жалок.
Мы с вами во время Божественной Литургии каждый раз слышим слова о добродетели смирения: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20). Нищета духовная это и есть смирение. Нищие духом – это те, кто, обладая какими-то благами, считают себя беднее и хуже всех, потому что понимают, что это то, что принадлежит не им, а Богу. Само слова «смирение» произошло от слова «мир». Значит, смирение — это такое мирное устроение души, такое внутреннее состояние отсутствия гневливости, обиды и злобы. Смиренного человека нельзя вывести из этого состояния, его нельзя разгневать, вывести из себя, довести до ненависти. Если человек ловит себя на мысли, что он смиренный, он поступил правильно, он совершил добрый поступок, то это уже признак гордыни, ты уже доволен собой, и это состояние уже приближает человека к гордыни.
В Евангелие есть и такие слова: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Святитель Тихон Задонский однажды пошел к своему помещику, во владениях которого он жил, заступиться за крестьян, чтобы помещик понизил чрезмерные налоги крестьянам. Помещику так неприятно было слышать эти слова от епископа: «Чего ты лезешь? Какие налоги? Служи ты Богу, Церкви и не лезь никуда». Помещик дал ему пощечину. Святитель Тихон ушел из дома помещика, промолчав, нашел в себе нравственные силы стерпеть. Когда он стал удаляться, подумал, что поступил неправильно и вернулся в дом помещика. Он упал в ноги помещику со словами: «Прости, что я вывел тебя до такой степени, что ты вынужден был меня ударить». На помещика так подействовало поведение святого, что он сам снизил налоги.
В одном из патериков монашеских есть такой эпизод: у одного человека, горожанина была дочь бесноватая, никто не мог исцелить ее. Недалеко жил один отшельник, подвижник, ученики которого приходили в город продавать корзины, сплетенные монахами. И вот кто-то из монахов посоветовал: «Старец-отшельник в город не приходит, ты позови в дом ходя бы ученика его. Они придут в город продавать корзины». Отец этой дочери увидел на рынке монахов, продающих корзины, и позвал их к себе в дом как будто для того, чтобы там расплатиться. Монахи согласились. Когда они подошли к дому, один из них открыл дверь, а оттуда вылетает бесноватая дочь и бьет монаха по щеке. Тогда тут же монах поворачивает другую щеку к бесноватой в готовности принять удар, и бес вышел из этой больной девочки, не будучи в силах видеть и терпеть силу христианского смирения. Дорогие, смирение это — не слабость, а это величайшая христианская сила человека и красота.
«Не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Никогда вы не задумывались над тем, а как можно ударить в правую щеку? Это же может сделать только левша. Из этого наблюдения делаем вывод о том, что речь идет здесь не о драке, не о физическом насилии, а о любом причинении зла, любом оскорблении. И конечно, в большинстве случаев мы должны терпеть эти оскорбления, терпеть, беря силы и прося их у Господа. Но христиане не должны превращаться в какую-то боксерскую грушу, которую можно бить, когда угодно и кому угодно. Есть такие моменты, когда нельзя терпеть, когда нужно дать сдачу, когда нужно не молчать и ответить. Среди подростков есть проявления унижения, оскорбления, когда кого-нибудь бьют, издеваются, и здесь нельзя с покорностью и благодарностью говорить: «Спаси ж тебя Господи, где ты раньше был? Как хорошо, что ты пришел».
В Евангелие сам Христос иногда поступает очень решительно и бескомпромиссно. Господь приходит в Иерусалимский Храм и видит столы меновщиков, продающих жертвенных животных за завышенные цены. Христос пришёл в гнев, Он переворачивает эти столы меновщиков, берет бич из воловьей шкуры, и начинает бить этих продавцов и выгонять их из Храма. Это отнюдь не состояние кротости и смирения. Христос здесь вмешался в жизнь и навел жесткий порядок.
Когда Христа взяли под стражу, и начался беззаконный суд над Ним, одни из воинов подошел и ударил Христа в правую щеку. Христос ответил на это словами: «За что ты меня бьешь? Если есть вина какая, скажи. А если нет, за что ты меня бьешь?» Господь не согласился с таким унижением в Свой адрес.
Когда апостола Павла предали суду в одной из римских провинций, он не согласился с этим тюремным заключением, с побоями и возможной казнью. Он напомнил, что он римский гражданин, и требует суда кесаря.
Какой же вывод мы из всего этого можем сделать? Мы не можем вывести такое универсальное правило, которое будет применимо на все случаи жизни. Красота христианства и состоит в этом многообразии. Нельзя забывать о такой добродетели как рассуждение. Господь дал разум каждому из нас для того, чтобы в каждом конкретном случае мы рассуждали о том, как правильно поступить, какие будут последствия. Если человеку не найти правильного ответа, необходимо обратиться к опыту святых отцов, спросить мнение духовника, чтобы поступали мы так, как учил нас Христос. «Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118:96).
Дай Бог, чтобы мы смирились, чтобы мы стремились к достижению этой добродетели, чтобы не были напыщенными, горделивыми, потому что смирение — это самая основная добродетель христианская, на которой строятся все остальные. Человек, не имеющий смирения, — не христианин. Дай Бог, чтобы хоть в каких-то проявлениях мы с вами были наследниками этой великой христианской добродетели смирения.
Аминь.
04.03.2020
Предыдущая проповедь
1 марта 2020
Следующая проповедь
8 марта 2020
Все проповеди за 2020 год