Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня особый Воскресный день. Мы вспоминаем всех новомучеников и исповедников Церкви Русской как прославленных, так и тех, кто не был прославлен, так как их имена ведомы одному Богу. Нам известны имена около полутора тысяч прославленных новомучеников, но есть еще сотни тысяч страдальцев, погибших в годину гонений за веру Христову. И, конечно, их гораздо больше, чем тех, которых мы прославляем каждый день за богослужением.
Многие из них окончили свою жизнь в абсолютной безвестности, захоронены в братских могилах, после пребывания в советских лагерях и тюрьмах, в которых содержались десятки тысяч заключенных, безвинных страдальцев, наших с вами предков. Если мы внимательно будем относиться к своим корням, то каждый вспомнит, что у нас в роду были сосланные, расстрелянные или пропавшие без вести родственники. И мы не знаем, сколько они прожили, как окончили свою жизнь. Сегодня мы молим Бога о них, вспоминая их жизнь и подвиг.
Сегодня я бы хотел обратить ваше внимание на одну странную, на мой взгляд, вещь. Дело в том, что мы прославляем страдальцев за веру Христову и при этом спокойно проходим по улицам нашего города, которые названы именами палачей и убийц. В Петербурге есть улицы Коллонтай, Дыбенко, Латышских стрелков, Дзержинского и другие. В каждом городе вы найдете площадь Ленина и обязательно памятники этим «героям» страны, которые совершили беззаконный переворот власти, будучи спонсируемы иностранными государствами.
Сегодня мы прославляем новомучеников и одновременно признаем их палачей, некоторые из нас даже находят положительные стороны в их деятельности. Мы мало что делаем, чтобы имена преступников, которые были повинны в геноциде нашего народа, были вычеркнуты из истории, чтобы никто не вспоминал о них, чтобы им не оказывалось почитание наравне с великими мужами нашего народа, чтобы никто не обращал внимания на языческие капища, проходя по Красной площади… А в Германии вы нигде не увидите площадь Адольфа Гитлера, немцы его презирают, относятся к нему крайне скептически и никогда себе такого не позволят, а у нас это сплошь и рядом. Это продолжает жить среди нашего народа и среди каждого из нас.
Подвиг новомучеников и исповедников отличается от подвига древних мучеников первых веков нашей Церкви, которые претерпевали страдания и мученическую смерть во время гонений римских императоров. В чем разница между древними мучениками и новомучениками? Если мученик первых веков отрекался от Христа, ему могла быть сохранена жизнь. Поэтому многие отрекшиеся рано или поздно, когда гонения смягчались, возвращались в Церковь через покаяние.
В XX веке все было иначе. Отречение от Христа и Церкви ничего бы не меняло в участи тех, кто уже был осуждён. Когда составлялись протоколы допросов никогда не требовали отречения от веры, людей просто уничтожали. Эти следственные дела до сих пор хранятся в архивах ФСБ, но в строго засекреченной форме.
Церковь уничтожали целенаправленно. Уничтожался образованнейший класс духовенства, мирян, церковнослужителей, монашествующих. Истребляли искусных и талантливых офицеров императорской армии, купечество, казачество, дворянство. Происходило это скорее не по идеологическому и религиозному признаку, а по признаку социально-политическому.
Церковь не только была не нужна советскому правительству в деле строения коммунизма, но она у большевиков была как кость в горле, потому что только Церковь тогда поддерживала легитимную власть и взывала обезумивший народ опомниться (вспомните первые послания патриарха Тихона). Иностранные государства понимали, что Церковь — оплот самодержавия, что она влияет на умы людей, что она регулирует жизнь. Только Церковь тогда говорила о нравственности, о Боге, о любви.
Надо понимать, что вместе с иностранным капиталом революция всегда совершается обезумевшей неконтролируемой толпой, одурманенной призрачной свободой и ложными лозунгами. Самое страшное состоит в том, что наши новомученики гибли не в Первой мировой войне, защищая Отечество, а претерпевали страдания и смерть от своих же русских братьев. Часто священников расстреливали те же крестьяне, которых они когда-то крестили младенцами, в одном и том же селе или деревне, которые хотели выслужиться перед чекистами.
Церковная принадлежность страдальцев лежала в основе этих гонений. Агенты ВЧК и следователи не требовали отречься от веры, но уже в 60-е годы часто требовали такого отречения, в том числе и от профессоров Санкт-Петербургской Духовной Академии. Этого потребовали от А. А. Осипова, который вдруг из священнослужителя и профессора богословия стал атеистом и на страницах советских газет поливал грязью христианскую веру и Церковь, вскормившую и воспитавшую его.
Дорогие братья и сестры! Наша боль и наша взаимная ответственность состоит в том, что мы с вами не почитаем новомучеников. Кто из нас молится архиепископу Фаддею (Успенскому), которого чекисты утопили в нечистотах? Да никто из современных христиан о них не знает. Они так и остаются в забвении на страницах православного календаря… А кого призывают христиане в ходатаи перед Богом в молитвах? Блаженную Матрону, мощи которой явлены на Даниловском кладбище в XX веке. А что мы знаем о жизни Матроны, как она верила, ходила ли в храм, причащалась ли? Да ничего не знаем. Знаем только те чудеса, которые совершаются по вере людей. А в чем разница состоит? В том, что к новомученику мы не обращаемся, мы не чтим их подвиг, вот они и не помогают.
Слава Богу, что попечением Патриарха построен храм в Левашовской пустоши, на месте расстрела многих тысяч невинных жертв. А забытый всеми Ржевский полигон, который тут рядом с нами в нескольких километрах… А ведь можно пройти к пороховому складу, где тоже расстреливали многие и многие тысячи людей. Но нам это не интересно, нам это не нужно, потому что мы погружены в другие дела и заботы. Опасность состоит в том, дорогие братья и сестры, что наши святые, наши прозорливцы, они пророчествовали о том, что будет расцвет веры Христовой на краткое время, а потом снова будут гонения, потому что дьявол никогда не оставит в покое Церковь Христову. Сейчас он действует другими оружиями — уничтожает Церковь изнутри через поток клеветы, поругания, через то, что уводит тысячи людей от Церкви, которые погружаются в житейскую суету, которые озабочены другими ценностями, удовлетворением своих страстей и потребностей.
Дорогие братья и сестры! Когда начинались страдания новомучеников, никто из народа не встал на защиту веры Христовой. Когда в 1917 году вскоре после Февральской революции пресвитера Иоанна Кочурова закололи штыками красноармейцы, занявшие Царское Село после ухода казачьих войск, тогда никто не встал на его защиту. 17 ножевых ранений! Штыками был заколот на глазах у своего старшего сына. Далее, протоиерей Петр Скипетров пострадал в Ленинграде в 1918 году. Еще все было относительно спокойно, он шел на прием к митрополиту Вениамину. Когда возвращался, увидел толпу людей, среди них красноармейцы, солдаты и много верующих людей, которые о чем-то спорили. Намечалось изъятие церковных мощей святого Александра Невского, и отец Пётр вмешался в разговор, начал увещевать народ и получил пулю и скончался. Никто не встал на защиту, никто этих красноармейцев не разорвал на части. Ничего не было сделано. Митрополит Владимир (Богоявленский) погибает в 1917 году в Киево-Печерской Лавре. Красноармейцев и солдат, пришедших в Лавру, было не более 10 человек. Братии было несколько сотен, никто не встал на защиту. Если сейчас будут гонения, тоже никто, никто из нас не встанет на защиту ни священников, ни храмов, ни святынь.
Почему так? Да по слабой вере христиан. Мы видим безразличие к храмам Божьим, потому что мы относимся к храму совершенно потребительски, как к месту религиозных услуг. То же самое было и перед Революцией. Все причащались Святых Христовых Тайн, каждый хотя бы раз в год причащался, но формализована была церковная жизнь, точно так же как жизнь фарисея, которая сегодня вспоминается в воскресном Евангелии. Внешне все было прекрасно, а внутри не было ни глубины, ни укорененности в вере и традиции, не было такого осознания своих грехов, как у библейского мытаря, не было желания приблизиться к Богу через покаяние. Это и явилось также причиной того, что революция стала возможна в нашей стране.
В ужас приходим мы сегодня от осознания того факта, что отречение императора Николая II от престола было встречено практически всеобщим ликованием русского народа, когда с этим связывали свободу, которая, думали, изменит жизнь к лучшему. Все это были заблуждения, иллюзии, ввергшие нашу страну в море крови и хаоса.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы говорим о новомучениках. Над многим мы должны с вами задуматься. Наша святая обязанность — изучать их жизнеописания, чтобы мы поминали их, призывали их в молитвах и не сравнивали их значение по примеру того, помогают они нам или нет, совершают они чудеса или не совершают.
Мы любим Бога и почитаем святых не потому, что они совершают чудеса. Это религиозное почитание состоит в нашей сыновней любви, преданности и благодарности подвигу святых новомучеников, которые претерпели страдания за Христа, приняли мученическую смерть как страстотерпцы и через это удостоились нетленных венцов. Вместе с радостью, которая сегодня в Церкви присутствует в день прославления великого сонма новомучеников, сегодня без сомнения день скорбный, потому что лучшие люди Церкви нас покинули. Но будем молиться святым новомученикам, чтобы они дали нам силу подражать их верности Богу и Церкви до последних минут нашей жизни. Аминь.
9 февраля 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня особый Воскресный день. Мы вспоминаем всех новомучеников и исповедников Церкви Русской как прославленных, так и тех, кто не был прославлен, так как их имена ведомы одному Богу. Нам известны имена около полутора тысяч прославленных новомучеников, но есть еще сотни тысяч страдальцев, погибших в годину гонений за веру Христову. И, конечно, их гораздо больше, чем тех, которых мы прославляем каждый день за богослужением.
Многие из них окончили свою жизнь в абсолютной безвестности, захоронены в братских могилах, после пребывания в советских лагерях и тюрьмах, в которых содержались десятки тысяч заключенных, безвинных страдальцев, наших с вами предков. Если мы внимательно будем относиться к своим корням, то каждый вспомнит, что у нас в роду были сосланные, расстрелянные или пропавшие без вести родственники. И мы не знаем, сколько они прожили, как окончили свою жизнь. Сегодня мы молим Бога о них, вспоминая их жизнь и подвиг.
Сегодня я бы хотел обратить ваше внимание на одну странную, на мой взгляд, вещь. Дело в том, что мы прославляем страдальцев за веру Христову и при этом спокойно проходим по улицам нашего города, которые названы именами палачей и убийц. В Петербурге есть улицы Коллонтай, Дыбенко, Латышских стрелков, Дзержинского и другие. В каждом городе вы найдете площадь Ленина и обязательно памятники этим «героям» страны, которые совершили беззаконный переворот власти, будучи спонсируемы иностранными государствами.
Сегодня мы прославляем новомучеников и одновременно признаем их палачей, некоторые из нас даже находят положительные стороны в их деятельности. Мы мало что делаем, чтобы имена преступников, которые были повинны в геноциде нашего народа, были вычеркнуты из истории, чтобы никто не вспоминал о них, чтобы им не оказывалось почитание наравне с великими мужами нашего народа, чтобы никто не обращал внимания на языческие капища, проходя по Красной площади… А в Германии вы нигде не увидите площадь Адольфа Гитлера, немцы его презирают, относятся к нему крайне скептически и никогда себе такого не позволят, а у нас это сплошь и рядом. Это продолжает жить среди нашего народа и среди каждого из нас.
Подвиг новомучеников и исповедников отличается от подвига древних мучеников первых веков нашей Церкви, которые претерпевали страдания и мученическую смерть во время гонений римских императоров. В чем разница между древними мучениками и новомучениками? Если мученик первых веков отрекался от Христа, ему могла быть сохранена жизнь. Поэтому многие отрекшиеся рано или поздно, когда гонения смягчались, возвращались в Церковь через покаяние.
В XX веке все было иначе. Отречение от Христа и Церкви ничего бы не меняло в участи тех, кто уже был осуждён. Когда составлялись протоколы допросов никогда не требовали отречения от веры, людей просто уничтожали. Эти следственные дела до сих пор хранятся в архивах ФСБ, но в строго засекреченной форме.
Церковь уничтожали целенаправленно. Уничтожался образованнейший класс духовенства, мирян, церковнослужителей, монашествующих. Истребляли искусных и талантливых офицеров императорской армии, купечество, казачество, дворянство. Происходило это скорее не по идеологическому и религиозному признаку, а по признаку социально-политическому.
Церковь не только была не нужна советскому правительству в деле строения коммунизма, но она у большевиков была как кость в горле, потому что только Церковь тогда поддерживала легитимную власть и взывала обезумивший народ опомниться (вспомните первые послания патриарха Тихона). Иностранные государства понимали, что Церковь — оплот самодержавия, что она влияет на умы людей, что она регулирует жизнь. Только Церковь тогда говорила о нравственности, о Боге, о любви.
Надо понимать, что вместе с иностранным капиталом революция всегда совершается обезумевшей неконтролируемой толпой, одурманенной призрачной свободой и ложными лозунгами. Самое страшное состоит в том, что наши новомученики гибли не в Первой мировой войне, защищая Отечество, а претерпевали страдания и смерть от своих же русских братьев. Часто священников расстреливали те же крестьяне, которых они когда-то крестили младенцами, в одном и том же селе или деревне, которые хотели выслужиться перед чекистами.
Церковная принадлежность страдальцев лежала в основе этих гонений. Агенты ВЧК и следователи не требовали отречься от веры, но уже в 60-е годы часто требовали такого отречения, в том числе и от профессоров Санкт-Петербургской Духовной Академии. Этого потребовали от А. А. Осипова, который вдруг из священнослужителя и профессора богословия стал атеистом и на страницах советских газет поливал грязью христианскую веру и Церковь, вскормившую и воспитавшую его.
Дорогие братья и сестры! Наша боль и наша взаимная ответственность состоит в том, что мы с вами не почитаем новомучеников. Кто из нас молится архиепископу Фаддею (Успенскому), которого чекисты утопили в нечистотах? Да никто из современных христиан о них не знает. Они так и остаются в забвении на страницах православного календаря… А кого призывают христиане в ходатаи перед Богом в молитвах? Блаженную Матрону, мощи которой явлены на Даниловском кладбище в XX веке. А что мы знаем о жизни Матроны, как она верила, ходила ли в храм, причащалась ли? Да ничего не знаем. Знаем только те чудеса, которые совершаются по вере людей. А в чем разница состоит? В том, что к новомученику мы не обращаемся, мы не чтим их подвиг, вот они и не помогают.
Слава Богу, что попечением Патриарха построен храм в Левашовской пустоши, на месте расстрела многих тысяч невинных жертв. А забытый всеми Ржевский полигон, который тут рядом с нами в нескольких километрах… А ведь можно пройти к пороховому складу, где тоже расстреливали многие и многие тысячи людей. Но нам это не интересно, нам это не нужно, потому что мы погружены в другие дела и заботы. Опасность состоит в том, дорогие братья и сестры, что наши святые, наши прозорливцы, они пророчествовали о том, что будет расцвет веры Христовой на краткое время, а потом снова будут гонения, потому что дьявол никогда не оставит в покое Церковь Христову. Сейчас он действует другими оружиями — уничтожает Церковь изнутри через поток клеветы, поругания, через то, что уводит тысячи людей от Церкви, которые погружаются в житейскую суету, которые озабочены другими ценностями, удовлетворением своих страстей и потребностей.
Дорогие братья и сестры! Когда начинались страдания новомучеников, никто из народа не встал на защиту веры Христовой. Когда в 1917 году вскоре после Февральской революции пресвитера Иоанна Кочурова закололи штыками красноармейцы, занявшие Царское Село после ухода казачьих войск, тогда никто не встал на его защиту. 17 ножевых ранений! Штыками был заколот на глазах у своего старшего сына. Далее, протоиерей Петр Скипетров пострадал в Ленинграде в 1918 году. Еще все было относительно спокойно, он шел на прием к митрополиту Вениамину. Когда возвращался, увидел толпу людей, среди них красноармейцы, солдаты и много верующих людей, которые о чем-то спорили. Намечалось изъятие церковных мощей святого Александра Невского, и отец Пётр вмешался в разговор, начал увещевать народ и получил пулю и скончался. Никто не встал на защиту, никто этих красноармейцев не разорвал на части. Ничего не было сделано. Митрополит Владимир (Богоявленский) погибает в 1917 году в Киево-Печерской Лавре. Красноармейцев и солдат, пришедших в Лавру, было не более 10 человек. Братии было несколько сотен, никто не встал на защиту. Если сейчас будут гонения, тоже никто, никто из нас не встанет на защиту ни священников, ни храмов, ни святынь.
Почему так? Да по слабой вере христиан. Мы видим безразличие к храмам Божьим, потому что мы относимся к храму совершенно потребительски, как к месту религиозных услуг. То же самое было и перед Революцией. Все причащались Святых Христовых Тайн, каждый хотя бы раз в год причащался, но формализована была церковная жизнь, точно так же как жизнь фарисея, которая сегодня вспоминается в воскресном Евангелии. Внешне все было прекрасно, а внутри не было ни глубины, ни укорененности в вере и традиции, не было такого осознания своих грехов, как у библейского мытаря, не было желания приблизиться к Богу через покаяние. Это и явилось также причиной того, что революция стала возможна в нашей стране.
В ужас приходим мы сегодня от осознания того факта, что отречение императора Николая II от престола было встречено практически всеобщим ликованием русского народа, когда с этим связывали свободу, которая, думали, изменит жизнь к лучшему. Все это были заблуждения, иллюзии, ввергшие нашу страну в море крови и хаоса.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы говорим о новомучениках. Над многим мы должны с вами задуматься. Наша святая обязанность — изучать их жизнеописания, чтобы мы поминали их, призывали их в молитвах и не сравнивали их значение по примеру того, помогают они нам или нет, совершают они чудеса или не совершают.
Мы любим Бога и почитаем святых не потому, что они совершают чудеса. Это религиозное почитание состоит в нашей сыновней любви, преданности и благодарности подвигу святых новомучеников, которые претерпели страдания за Христа, приняли мученическую смерть как страстотерпцы и через это удостоились нетленных венцов. Вместе с радостью, которая сегодня в Церкви присутствует в день прославления великого сонма новомучеников, сегодня без сомнения день скорбный, потому что лучшие люди Церкви нас покинули. Но будем молиться святым новомученикам, чтобы они дали нам силу подражать их верности Богу и Церкви до последних минут нашей жизни. Аминь.
09.02.2020
Предыдущая проповедь
2 февраля 2020
Следующая проповедь
15 февраля 2020
Все проповеди за 2020 год