Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь прославляет всех святых, в земле русской просиявших. Мы не погрешим, если скажем, что святых русских больше, чем во всех остальных православных Церквах вместе взятых. В богослужебной книге Минее в этот день содержится около 30 страниц имен русских святых. Среди них и князья благоверные, и княгини, и страстотерпцы, и праведные, и Христа ради юродивые, и святители, и преподобные, и мученики, и новомученики.
Велик сонм особенно преподобных, которые своими подвигами освятили всю северную землю, открыв и основав множество обителей. Все эти святые сегодня в одном сонме, в общей памяти прославляются сегодня в Церкви Христовой. Мы счастливы с вами, что имеем такой великий сонм святых, потому что святые – это плод Церкви, принесенный Богу, как и поется сегодня в тропаре праздника: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святые, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Господь ожидает плода от каждого христианского народа, и если этого плода нет, то жизнь такого народа бесперспективна. В Евангелие есть такие слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Господь ожидает плода и от каждого из нас, если этого плода Богу мы не приносим, то теряем право на продолжение нашей земной жизни. Если этого плода нет, то мы оказываемся с вами неблагодарными делателями винограда Христова, в котором он поставил нас, чтобы мы приносили Богу плоды.
Дорогие братья и сестры, русская земля принесла Богу этот великий обильный плод. И мы с вами знаем, что в прежние времена наша страна называлась уникальным наименованием, единственным во всем мире – «Русь Святая». Она называлась так по великому множеству святых, прославленных в нашей Церкви. Она называлась так, потому что несмотря на обилие зла в этом мире идеалом жизни русского народа всегда была святость, и к этой святости устремлялись все помышления наших благочестивых предков.
Возможно ли сейчас называть так нашу страну? Когда приводишь себе на память, что верующих воцерковленных людей в России 2-3 %, то грустно становится от этой статистики. Чтобы не умерло в народе подлинное благочестие и устремленность к Богу, Господь всегда вел Россию своим особым путем, путем многоскорбным и многострадальным. Эти слова справедливы по отношению к истории нашей страны во все времена, и они так же справедливы по отношению к жизни каждого христианина. Потому что правда жизни состоит в том, что, когда наступают времена благоденствия, Бог оказывается лишним, второстепенным, абсолютно ненужным.
Прославляя святых сегодня, мы поражаемся и удивляемся их святой жизни. Казалось бы, они – плоть и кровь от народа нашего, они являются нашими предками, они жили на нашей земле, но они нашли в себе эту пламенную устремленность, обращенность к Богу, и этому следовали в течение всей своей жизни.
Преподобного Серафима Саровского современники спрашивали в те времена: «А почему так мало святых угодников Божиих в наше время? Неужели что-то поменялось? Неужели Господь по-другому промышляет о мире, или Церковь не та, или благодать в ней не так присутствует?». И он отвечал им: «Ничего не поменялось. Господь “вчера и сегодня и вовеки Тот же” (Евр. 13:8). Решимости не хватает у людей, которая делает их святыми».
Когда мы размышляем о жизни святых, мы, конечно, восхищаемся и приходим в недоумение, размышляя над тайной святости. Все люди вроде бы имеют одни условия, одни стартовые возможности, но не все становятся святыми. Музыке могут учиться многие, но Бетховенов и Моцартов единицы. Эта тайна гениальности и святости непостижима для человеческого ума, поэтому святые были в определённом смысле избранниками Божиими. Мы можем вспомнить многих святых, которые были таковыми «от черва матери», которых ничего земное не интересовало еще с детских лет. Но нужно понимать, что это избранничество Божие опиралось на любовь, которая потом проявится в жизни святых, избранничество опирается на благочестивую жизнь, к которой устремляются конкретный человек.
Как же стать святым? Как понять, угодна ли наша жизнь Богу? Ведь она не всегда является наградой Бога за нашу праведность, а может быть это лишь шанс, который дарует Бог бесплодному дереву. Святыми люди становятся не потому, что в пятницу кто-то не вкусил мороженое или не пошёл в храм. Святость определяется лишь по единственному критерию — присутствует ли в жизни человека благодать Божия или ее нет.
Святые всегда устремлялись к Богу и все силы направляли к тому, чтобы стяжать эту благодать Божию и пребывать в ней всегда. Удивительна жизнь святых порой противоречила человеческой логике. Например, вспомним жизнь святого преподобного Варлаама Хутынского. Однажды жители Новгорода тащили на казнь одного вора, которого поймали на месте преступления. В Новгороде были суровые нравы, особенно это касалось судебных процессов. В Волхове топили и блудников, и ведьм, и колдунов, и воров. И вот эта процессия, которая тащила этого преступника на казнь, повстречалась с преподобным Варлаамом. Он упал на колени перед народом и просил, чтобы этого негодяя отдали ему в монастырь на перевоспитание. Новгородцы, уважая святую жизнь подвижника, отдали этого преступника Варлааму. Он там действительно перевоспитался, стал трудиться на благо обители и покаялся в своих грехах. Затем через несколько лет происходит опять то же самое, преподобный Варлаам проходит по тому же мосту через Волхов и опять новгородцы тащат другого человека на ту же казнь, опять поймав его на воровстве. А преподобный Варлаам проходит мимо, жители не понимают, может быть, старец чем-то занят, погрузился в молитву, он проходит мимо, они ждут, что он их окликнет. Старец прошел мимо, и новгородцы благополучно потопили в Волхове этого преступника. А потом у него спрашивают: «А почему, ты старец, первого упросил у нас забрать и сохранил ему жизнь, а на этого даже не посмотрел?». И тогда он ответил: «Дорогие, когда вы тащили вот этого первого преступника на казнь, я увидел великое множество бесов, которые летали вокруг этого человека и, если бы вы тогда предали его смерти, то душа бы его непременно бы ушла в ад и мучилась там всегда. А второй, которого вы тащили на казнь, был абсолютно невиновен, его оклеветали. И я увидел великое множество ангелов, которые были готовы принять его душу за невинные смерть и страдание, и, таким образом, душа его водворилась со святыми в Райских обителях».
Если бы мы не знали сути происходящего, мы никогда бы не поняли поступков святых людей, потому что в их жизни они руководились Духом Святым, не принципом человеческой логики, какой-то выгодой или прагматизмом, а что-то было такое алогичное, непонятное, абсурдное в их поступках, но которое имело глубинный смысл, открывавшийся только им.
Так, например, к преподобному Антонию Великому в пустыню устремлялось много людей, и однажды он учеников своих отправил встретить путников: «Вот там, в пустыне египетской с той стороны идут ко мне люди, и они изнемогают от жажды, у них нет воды, они умрут сейчас. Идите, отнесите им воды». Ученики находят их, спасают жизнь, и они благополучно приходят к преподобному. А в это время с другой стороны шли другие путники и от жажды умерли в пустыне. Тогда ученики спрашивают преподобного: «А почему ты одних спас, отправил нас с водой, а других не заметил, не отправил нас и они погибли?» И авва Антоний сказал: «Я не знаю, мне не открыл это Бог». Это Божественное водительство в жизни святых проявлялось всегда удивительным образом.
Есть ли сейчас святые? Мы не знаем. Это тайна, сокрытая от нас Богом. Но в народе знают, что не стоит город без святого и село без праведника. Господь особым образом воздействует на души тех людей, которые стремятся быть с Ним, и эта святость продолжается через века и является основой бытия этого грешного мира.
Дорогие братья и сестры, мы вспоминаем подвиги и жизнь святых не только для того, чтобы восхититься, не только для того, чтобы благоговеть перед их памятью и прославить их, но чтобы взять пример с их жизни. Апостол Павел так и говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И мы с вами тоже призваны явить ту же святость, которые явили святые Русской земли. Наша беда состоит в том, что у нас порой нет даже ни то, что решимости, у нас нет ни малейшего желания стать святыми, чистыми, менее грешными, нас устраивает та греховность, в которой мы с вами пребываем. Мы с вами никуда не стремимся и никогда не меняемся. Вот об этом мы с вами сегодня должны задуматься. Потому что без конца, конечно же, так продолжаться не будет, Господь долго терпит да больно бьет.
Поэтому, прославляя память всех русских святых, будем обращаться к своей совести, будить ее, чтобы жизнь наша устремлялась к тому же идеалу, которым всегда была сильна Русь Святая, к идеалу святости.
Аминь.
30 июня 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь прославляет всех святых, в земле русской просиявших. Мы не погрешим, если скажем, что святых русских больше, чем во всех остальных православных Церквах вместе взятых. В богослужебной книге Минее в этот день содержится около 30 страниц имен русских святых. Среди них и князья благоверные, и княгини, и страстотерпцы, и праведные, и Христа ради юродивые, и святители, и преподобные, и мученики, и новомученики.
Велик сонм особенно преподобных, которые своими подвигами освятили всю северную землю, открыв и основав множество обителей. Все эти святые сегодня в одном сонме, в общей памяти прославляются сегодня в Церкви Христовой. Мы счастливы с вами, что имеем такой великий сонм святых, потому что святые – это плод Церкви, принесенный Богу, как и поется сегодня в тропаре праздника: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Русская приносит Ти, Господи, вся святые, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Господь ожидает плода от каждого христианского народа, и если этого плода нет, то жизнь такого народа бесперспективна. В Евангелие есть такие слова: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Господь ожидает плода и от каждого из нас, если этого плода Богу мы не приносим, то теряем право на продолжение нашей земной жизни. Если этого плода нет, то мы оказываемся с вами неблагодарными делателями винограда Христова, в котором он поставил нас, чтобы мы приносили Богу плоды.
Дорогие братья и сестры, русская земля принесла Богу этот великий обильный плод. И мы с вами знаем, что в прежние времена наша страна называлась уникальным наименованием, единственным во всем мире – «Русь Святая». Она называлась так по великому множеству святых, прославленных в нашей Церкви. Она называлась так, потому что несмотря на обилие зла в этом мире идеалом жизни русского народа всегда была святость, и к этой святости устремлялись все помышления наших благочестивых предков.
Возможно ли сейчас называть так нашу страну? Когда приводишь себе на память, что верующих воцерковленных людей в России 2-3 %, то грустно становится от этой статистики. Чтобы не умерло в народе подлинное благочестие и устремленность к Богу, Господь всегда вел Россию своим особым путем, путем многоскорбным и многострадальным. Эти слова справедливы по отношению к истории нашей страны во все времена, и они так же справедливы по отношению к жизни каждого христианина. Потому что правда жизни состоит в том, что, когда наступают времена благоденствия, Бог оказывается лишним, второстепенным, абсолютно ненужным.
Прославляя святых сегодня, мы поражаемся и удивляемся их святой жизни. Казалось бы, они – плоть и кровь от народа нашего, они являются нашими предками, они жили на нашей земле, но они нашли в себе эту пламенную устремленность, обращенность к Богу, и этому следовали в течение всей своей жизни.
Преподобного Серафима Саровского современники спрашивали в те времена: «А почему так мало святых угодников Божиих в наше время? Неужели что-то поменялось? Неужели Господь по-другому промышляет о мире, или Церковь не та, или благодать в ней не так присутствует?». И он отвечал им: «Ничего не поменялось. Господь “вчера и сегодня и вовеки Тот же” (Евр. 13:8). Решимости не хватает у людей, которая делает их святыми».
Когда мы размышляем о жизни святых, мы, конечно, восхищаемся и приходим в недоумение, размышляя над тайной святости. Все люди вроде бы имеют одни условия, одни стартовые возможности, но не все становятся святыми. Музыке могут учиться многие, но Бетховенов и Моцартов единицы. Эта тайна гениальности и святости непостижима для человеческого ума, поэтому святые были в определённом смысле избранниками Божиими. Мы можем вспомнить многих святых, которые были таковыми «от черва матери», которых ничего земное не интересовало еще с детских лет. Но нужно понимать, что это избранничество Божие опиралось на любовь, которая потом проявится в жизни святых, избранничество опирается на благочестивую жизнь, к которой устремляются конкретный человек.
Как же стать святым? Как понять, угодна ли наша жизнь Богу? Ведь она не всегда является наградой Бога за нашу праведность, а может быть это лишь шанс, который дарует Бог бесплодному дереву. Святыми люди становятся не потому, что в пятницу кто-то не вкусил мороженое или не пошёл в храм. Святость определяется лишь по единственному критерию — присутствует ли в жизни человека благодать Божия или ее нет.
Святые всегда устремлялись к Богу и все силы направляли к тому, чтобы стяжать эту благодать Божию и пребывать в ней всегда. Удивительна жизнь святых порой противоречила человеческой логике. Например, вспомним жизнь святого преподобного Варлаама Хутынского. Однажды жители Новгорода тащили на казнь одного вора, которого поймали на месте преступления. В Новгороде были суровые нравы, особенно это касалось судебных процессов. В Волхове топили и блудников, и ведьм, и колдунов, и воров. И вот эта процессия, которая тащила этого преступника на казнь, повстречалась с преподобным Варлаамом. Он упал на колени перед народом и просил, чтобы этого негодяя отдали ему в монастырь на перевоспитание. Новгородцы, уважая святую жизнь подвижника, отдали этого преступника Варлааму. Он там действительно перевоспитался, стал трудиться на благо обители и покаялся в своих грехах. Затем через несколько лет происходит опять то же самое, преподобный Варлаам проходит по тому же мосту через Волхов и опять новгородцы тащат другого человека на ту же казнь, опять поймав его на воровстве. А преподобный Варлаам проходит мимо, жители не понимают, может быть, старец чем-то занят, погрузился в молитву, он проходит мимо, они ждут, что он их окликнет. Старец прошел мимо, и новгородцы благополучно потопили в Волхове этого преступника. А потом у него спрашивают: «А почему, ты старец, первого упросил у нас забрать и сохранил ему жизнь, а на этого даже не посмотрел?». И тогда он ответил: «Дорогие, когда вы тащили вот этого первого преступника на казнь, я увидел великое множество бесов, которые летали вокруг этого человека и, если бы вы тогда предали его смерти, то душа бы его непременно бы ушла в ад и мучилась там всегда. А второй, которого вы тащили на казнь, был абсолютно невиновен, его оклеветали. И я увидел великое множество ангелов, которые были готовы принять его душу за невинные смерть и страдание, и, таким образом, душа его водворилась со святыми в Райских обителях».
Если бы мы не знали сути происходящего, мы никогда бы не поняли поступков святых людей, потому что в их жизни они руководились Духом Святым, не принципом человеческой логики, какой-то выгодой или прагматизмом, а что-то было такое алогичное, непонятное, абсурдное в их поступках, но которое имело глубинный смысл, открывавшийся только им.
Так, например, к преподобному Антонию Великому в пустыню устремлялось много людей, и однажды он учеников своих отправил встретить путников: «Вот там, в пустыне египетской с той стороны идут ко мне люди, и они изнемогают от жажды, у них нет воды, они умрут сейчас. Идите, отнесите им воды». Ученики находят их, спасают жизнь, и они благополучно приходят к преподобному. А в это время с другой стороны шли другие путники и от жажды умерли в пустыне. Тогда ученики спрашивают преподобного: «А почему ты одних спас, отправил нас с водой, а других не заметил, не отправил нас и они погибли?» И авва Антоний сказал: «Я не знаю, мне не открыл это Бог». Это Божественное водительство в жизни святых проявлялось всегда удивительным образом.
Есть ли сейчас святые? Мы не знаем. Это тайна, сокрытая от нас Богом. Но в народе знают, что не стоит город без святого и село без праведника. Господь особым образом воздействует на души тех людей, которые стремятся быть с Ним, и эта святость продолжается через века и является основой бытия этого грешного мира.
Дорогие братья и сестры, мы вспоминаем подвиги и жизнь святых не только для того, чтобы восхититься, не только для того, чтобы благоговеть перед их памятью и прославить их, но чтобы взять пример с их жизни. Апостол Павел так и говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). И мы с вами тоже призваны явить ту же святость, которые явили святые Русской земли. Наша беда состоит в том, что у нас порой нет даже ни то, что решимости, у нас нет ни малейшего желания стать святыми, чистыми, менее грешными, нас устраивает та греховность, в которой мы с вами пребываем. Мы с вами никуда не стремимся и никогда не меняемся. Вот об этом мы с вами сегодня должны задуматься. Потому что без конца, конечно же, так продолжаться не будет, Господь долго терпит да больно бьет.
Поэтому, прославляя память всех русских святых, будем обращаться к своей совести, будить ее, чтобы жизнь наша устремлялась к тому же идеалу, которым всегда была сильна Русь Святая, к идеалу святости.
Аминь.
30.06.2019
Предыдущая проповедь
30 июня 2019
Следующая проповедь
28 июля 2019
Все проповеди за 2019 год