Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы слышали с вами притчу о званных на брачный пир в изложении евангелиста Матфея. Один царь сделал брачный пир для своего сына и звал многих. На Востоке звали дважды: сначала предупреждали и просили о том, чтобы человек пришел в назначенный момент, а затем, когда было уже все готово, снова приглашали.
Брачный пир, свадьба – предельное торжество радости и счастья. Действительно, это так, потому что никакая иная радость в жизни человека не может сравниться со свадьбой: ни день рождения, ни юбилей, ни новоселье, ни вступление в должность, ни еще какие-либо радостные моменты. И вот на это торжество царь (Бог) звал многих. И званные начали отказываться, один за другим находили якобы уважительные причины, которые не позволяли им пойти на этот праздник. Один сказал, что он купил землю, другой –волов, а третий женился, и поэтому прийти не может. Эти оправдания, которые придумывали приглашенные друзья царя, они считали важными и убедительными. В Ветхом Завете было снисхождение к перечисленным категориям людей, которых в случае войны не брали на поле сражения. Так, от военной службы освобождался тот, кто только женился или тот, кто купил землю. В книге Второзакония этим категориям людей была предоставлена такая отсрочка в случаях форс-мажорных, военных происшествий.
Оправдания, которые приводили приглашенные на брачный пир, сами по себе не греховны, эти вещи из обычной, привычной для нас жизни. Сегодня в этом плане ничего не поменялось, те же причины актуальны и для нашего времени. Да, эти причины логичны и резонны, но они не так важны в сравнении с той главной целью и главным событием, на которое они приглашены, ведь их зовут на праздник, а они хотят работать. Все наоборот, обычно человек работать не любит, трудолюбивых людей очень мало, а здесь получается абсурд. Брачный пир приготовил царь, а у таких особ все натурально, прекраснейшие продукты, которые человек никогда не видит и в обиходе не имеет. Люди отказываются и уходят на дела, которые им ближе. Эти дела не своевременны, так как в жизни христианина должно быть все упорядочено: есть праздники, есть будни. Если хочешь быть бедным, работай в праздники и никакого приобретения тебе не будет, все пойдет прахом. Нельзя работать тогда, когда Господь приглашает быть с Ним. Это приглашение царя носит не рекомендательный характер. Господь призывает всех, не исключая ни кого.
Господь любит всех, он призывает всех, но если кто-то отказывается, то место не остаётся свободным, тогда Господь призывает другого. Господь зовет нас в свое Царство и таким образом предупреждает одновременно, что если вы не идете, если у вас есть другие причины, то ваше место будет занято кем-то другим, которого Бог также по-особенному любит. В Евангелии есть такие слова: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31); «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12).
Прообраз брачного пира — это вечная жизнь с Богом в раю. Начало этого пира начинается в этой жизни, в Церкви Христовой, в Таинстве Святой Евхаристии. Причастие — это кульминация церковного торжества, выше участия в Евхаристии ничего нет на земле. И мы с вами, осмысливая вновь и вновь это величие Таинства Святой Евхаристии, в которой мы соединяемся с самим Богом, вкушая Его пречистое Тело и честную Кровь, задумываемся над тем, что нас уводит от участия в этом Таинстве? А уводят нас те же причины, которые изложены в Евангелии: кто-то купил «землю», или иное имущество, которое нужно обустроить, которому нужно время и уход; кто-то купил «волов», или иную собственность, приносящую нам доход; кто-то женился, обзавёлся семьей, детьми, и совершенно нет сил и времени на храм, на Церковь, а уж тем более на подготовку к причастию.
К Церкви, к храму, да и к Богу тоже мы относимся по остаточному принципу. В Древней Церкви христиане всегда стремились на каждой литургии быть, причащались все неукоснительно, люди дорожили возможностью быть вместе, молиться и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитва для нас в тягость, пост обременителен, служба скучна. Представь, что ты окажешься в раю, чем ты там заниматься будешь, там нет ничего из того, что тебя интересует в материальном плане. Там только Бог и общение с Ним. Если молитва не вызывает у тебя радость, если она не окрыляет, если не делает счастливым, то в твоей жизни происходит что-то не то, ты живешь не так, нужно многое переосмыслить.
Выше Евхаристии ничего нет на земле, и мы с вами должны почувствовать величину этого Таинства и понять его Божественное значение для нас. Но к этому Таинству надо подходить подобающе. Об этом говорится в сегодняшней притче, когда царь посмотрел на тех, кого слуги привели с перекрестков с улицы. Пир наполнился людьми с дорог, которые заняли освободившееся места. Господь призывает не элиту, не аристократию, не людей своей национальности, а язычников, тех, кто далек от истинной веры и знания. Христианство не делит людей по какому-либо признаку, все мы равны и находимся в одинаковом положении. Среди этих язычников, пришедших в одиннадцатый час, оказался один человек, который не был одет в брачную одежду, и царь, обходя своих гостей, подошел к нему и спросил: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12). Он молчал, потому что ничего не смог сказать в свое оправдание, и он был извергнут, удален от этой трапезы и помещен в места для мучения грешников.
Чтобы понять эту притчу, мы должны вернуться к традициям Востока. Когда богатый хозяин приглашал гостей, то обычно он же и давал им одинаковую одежду, чистую, прекрасную и сам мыл ноги у пришедших к нему гостей. Это было знаком уважения, знаком первого гостеприимства, без которого прием от всего сердца невозможен. Мы видим, что этот человек почему-то избежал брачных одежд, он как-то прошел мимо этого гостеприимства и любви хозяина. Этот человек спешил на трапезу, он не хотел менять свою грязную одежду и скорее хотел сесть за стол, ему было все равно на статус праздника, на свое грязное оборванное одеяние, ему было безразлично всё.
Это образ многих из нас. Когда мы, прибывая в Церкви, в которую пригласил нас Господь, не хотим меняться, не хотим снимать свою грязную духовную одежду и облачаться в белые и чистые светлые ризы, в которых только возможно находиться на брачном пире. Это одежды побежденных страстей, пороков, эти одежды святости, чистоты и одежды добродетелей, в которых только возможно пребывание в райских обителях. Эти ризы изменения своей греховной природы через борьбу со страстями, грехами и пороками. Очистившийся человек в белых одеждах, убеленных в крови агнца (Откр. 7:14), как говорится об этом в Апокалипсисе.
Задумаемся, Господь приглашает, но Он и просит нашего с вами неравнодушия, просит определенной подготовки для достойного присутствия на этом пире. Он предупреждает нас сегодня, что если мы не ценим и не дорожим этой возможностью, живя здесь на земле, то наше место будет занято кем-то другим. Так было это в истории еврейского народа, когда Господь звал их в обетованную землю и говорил: «И возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение» (Числ. 33:53). А соглядатаи, ушедшие смотреть эту землю, говорили: «В ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» (Числ. 13:28), «срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое» (Числ. 13:24). Господь говорит: «Идите, я ее вам отдам». Они говорят: «Нет, не пойдем». И евреи были наказаны сорокалетним странствованием по пустыне, когда вымерло все то население, которое не захотело быть послушным Богу.
Господь долго терпит, да больно бьет. И дай Бог нам осознания ответственности, радости пребывания с Господом, и чтобы к этому пребыванию мы достойно готовились, пребывая в Церкви Христовой и пользуясь ее спасительными средствами.
Аминь.
22 сентября 2019
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы слышали с вами притчу о званных на брачный пир в изложении евангелиста Матфея. Один царь сделал брачный пир для своего сына и звал многих. На Востоке звали дважды: сначала предупреждали и просили о том, чтобы человек пришел в назначенный момент, а затем, когда было уже все готово, снова приглашали.
Брачный пир, свадьба – предельное торжество радости и счастья. Действительно, это так, потому что никакая иная радость в жизни человека не может сравниться со свадьбой: ни день рождения, ни юбилей, ни новоселье, ни вступление в должность, ни еще какие-либо радостные моменты. И вот на это торжество царь (Бог) звал многих. И званные начали отказываться, один за другим находили якобы уважительные причины, которые не позволяли им пойти на этот праздник. Один сказал, что он купил землю, другой –волов, а третий женился, и поэтому прийти не может. Эти оправдания, которые придумывали приглашенные друзья царя, они считали важными и убедительными. В Ветхом Завете было снисхождение к перечисленным категориям людей, которых в случае войны не брали на поле сражения. Так, от военной службы освобождался тот, кто только женился или тот, кто купил землю. В книге Второзакония этим категориям людей была предоставлена такая отсрочка в случаях форс-мажорных, военных происшествий.
Оправдания, которые приводили приглашенные на брачный пир, сами по себе не греховны, эти вещи из обычной, привычной для нас жизни. Сегодня в этом плане ничего не поменялось, те же причины актуальны и для нашего времени. Да, эти причины логичны и резонны, но они не так важны в сравнении с той главной целью и главным событием, на которое они приглашены, ведь их зовут на праздник, а они хотят работать. Все наоборот, обычно человек работать не любит, трудолюбивых людей очень мало, а здесь получается абсурд. Брачный пир приготовил царь, а у таких особ все натурально, прекраснейшие продукты, которые человек никогда не видит и в обиходе не имеет. Люди отказываются и уходят на дела, которые им ближе. Эти дела не своевременны, так как в жизни христианина должно быть все упорядочено: есть праздники, есть будни. Если хочешь быть бедным, работай в праздники и никакого приобретения тебе не будет, все пойдет прахом. Нельзя работать тогда, когда Господь приглашает быть с Ним. Это приглашение царя носит не рекомендательный характер. Господь призывает всех, не исключая ни кого.
Господь любит всех, он призывает всех, но если кто-то отказывается, то место не остаётся свободным, тогда Господь призывает другого. Господь зовет нас в свое Царство и таким образом предупреждает одновременно, что если вы не идете, если у вас есть другие причины, то ваше место будет занято кем-то другим, которого Бог также по-особенному любит. В Евангелии есть такие слова: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31); «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12).
Прообраз брачного пира — это вечная жизнь с Богом в раю. Начало этого пира начинается в этой жизни, в Церкви Христовой, в Таинстве Святой Евхаристии. Причастие — это кульминация церковного торжества, выше участия в Евхаристии ничего нет на земле. И мы с вами, осмысливая вновь и вновь это величие Таинства Святой Евхаристии, в которой мы соединяемся с самим Богом, вкушая Его пречистое Тело и честную Кровь, задумываемся над тем, что нас уводит от участия в этом Таинстве? А уводят нас те же причины, которые изложены в Евангелии: кто-то купил «землю», или иное имущество, которое нужно обустроить, которому нужно время и уход; кто-то купил «волов», или иную собственность, приносящую нам доход; кто-то женился, обзавёлся семьей, детьми, и совершенно нет сил и времени на храм, на Церковь, а уж тем более на подготовку к причастию.
К Церкви, к храму, да и к Богу тоже мы относимся по остаточному принципу. В Древней Церкви христиане всегда стремились на каждой литургии быть, причащались все неукоснительно, люди дорожили возможностью быть вместе, молиться и причащаться Святых Христовых Тайн. Молитва для нас в тягость, пост обременителен, служба скучна. Представь, что ты окажешься в раю, чем ты там заниматься будешь, там нет ничего из того, что тебя интересует в материальном плане. Там только Бог и общение с Ним. Если молитва не вызывает у тебя радость, если она не окрыляет, если не делает счастливым, то в твоей жизни происходит что-то не то, ты живешь не так, нужно многое переосмыслить.
Выше Евхаристии ничего нет на земле, и мы с вами должны почувствовать величину этого Таинства и понять его Божественное значение для нас. Но к этому Таинству надо подходить подобающе. Об этом говорится в сегодняшней притче, когда царь посмотрел на тех, кого слуги привели с перекрестков с улицы. Пир наполнился людьми с дорог, которые заняли освободившееся места. Господь призывает не элиту, не аристократию, не людей своей национальности, а язычников, тех, кто далек от истинной веры и знания. Христианство не делит людей по какому-либо признаку, все мы равны и находимся в одинаковом положении. Среди этих язычников, пришедших в одиннадцатый час, оказался один человек, который не был одет в брачную одежду, и царь, обходя своих гостей, подошел к нему и спросил: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12). Он молчал, потому что ничего не смог сказать в свое оправдание, и он был извергнут, удален от этой трапезы и помещен в места для мучения грешников.
Чтобы понять эту притчу, мы должны вернуться к традициям Востока. Когда богатый хозяин приглашал гостей, то обычно он же и давал им одинаковую одежду, чистую, прекрасную и сам мыл ноги у пришедших к нему гостей. Это было знаком уважения, знаком первого гостеприимства, без которого прием от всего сердца невозможен. Мы видим, что этот человек почему-то избежал брачных одежд, он как-то прошел мимо этого гостеприимства и любви хозяина. Этот человек спешил на трапезу, он не хотел менять свою грязную одежду и скорее хотел сесть за стол, ему было все равно на статус праздника, на свое грязное оборванное одеяние, ему было безразлично всё.
Это образ многих из нас. Когда мы, прибывая в Церкви, в которую пригласил нас Господь, не хотим меняться, не хотим снимать свою грязную духовную одежду и облачаться в белые и чистые светлые ризы, в которых только возможно находиться на брачном пире. Это одежды побежденных страстей, пороков, эти одежды святости, чистоты и одежды добродетелей, в которых только возможно пребывание в райских обителях. Эти ризы изменения своей греховной природы через борьбу со страстями, грехами и пороками. Очистившийся человек в белых одеждах, убеленных в крови агнца (Откр. 7:14), как говорится об этом в Апокалипсисе.
Задумаемся, Господь приглашает, но Он и просит нашего с вами неравнодушия, просит определенной подготовки для достойного присутствия на этом пире. Он предупреждает нас сегодня, что если мы не ценим и не дорожим этой возможностью, живя здесь на земле, то наше место будет занято кем-то другим. Так было это в истории еврейского народа, когда Господь звал их в обетованную землю и говорил: «И возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение» (Числ. 33:53). А соглядатаи, ушедшие смотреть эту землю, говорили: «В ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» (Числ. 13:28), «срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое» (Числ. 13:24). Господь говорит: «Идите, я ее вам отдам». Они говорят: «Нет, не пойдем». И евреи были наказаны сорокалетним странствованием по пустыне, когда вымерло все то население, которое не захотело быть послушным Богу.
Господь долго терпит, да больно бьет. И дай Бог нам осознания ответственности, радости пребывания с Господом, и чтобы к этому пребыванию мы достойно готовились, пребывая в Церкви Христовой и пользуясь ее спасительными средствами.
Аминь.
22.09.2019
Предыдущая проповедь
22 сентября 2019
Следующая проповедь
29 сентября 2019
Все проповеди за 2019 год