Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня особый день, сегодня родительская суббота, которая предназначена к тому, чтобы особо помолиться и помянуть всех усопших православных христиан от века скончавшихся. Таких суббот несколько в году, и сегодняшняя называется Димитриевская. Она связана прежде всего с поминовением воинов, погибших на поле Куликовом 1380 году. Как вы знаете из истории нашей страны, преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на эту битву. Великое множество воинов полегло на поле Куликовом. Преподобный Сергий молился во время битвы и духом провидел это место сражения, поминал уже, находясь там за сотни километров, поминал имена воинов, павших и принявших смерть на поле Куликовом. И после их погребения преподобный Сергий совершил общую панихиду вместе с князем Дмитрием Донским, пришедшим с победой, об их собратьях-воинах, живот свой положивших на поле брани. И по благословению преподобного Сергия с тех времён, из года в год, с конца XIV века эта родительская суббота вошла в церковную жизнь. И поминаем мы всех воинов, павших в иных сражениях и войнах.
Любая родительская суббота посвящена поминовению наших близких и родных усопших. И чем дольше мы живем в этом мире, тем больше людей, которые приходят в храм, чтобы помянуть прежде всего своих родителей. И от этого поминовения усопших родителей она и называется «родительская», которая напоминает нам о нашем сыновнем, дочернем долге молиться о наших родителях.
После смерти любого нашего родственника или знакомого наш священный долг — молиться за почившего. Молитва за них — это не просто память, это не просто припоминание о них и не передача им какой-то весточки, поклона с земли, хотя и это бесконечно важно. Об усопших, надо не просто «помнить», а молиться за них, прося у Бога прощения их грехов. В силу нашу общей греховности мы с вами очень редко думаем о смерти, о своем конце жизни и о том, что нам придется отвечать перед Богом за все свои бесчисленные прегрешения. И об этих грехах мы с вами не думаем, не замечаем, не хотим углубляться в такой самоанализ, чтобы принести Богу покаяние в силу такой общегреховной жизни.
И оценивая жизнь каждого из нас, мы не видим своих грехов. Церковь говорит нам о том, что Господь призывает нас к духовному совершенству, к духовной чистоте, к преодолению грехов, которые мы совершаем не только в поступках, но в словах и мыслях. И мы с вами должны иметь идеалом нравственности самого Христа — воплощенную Премудрость Божию, с Личностью Которого соединяется понятие об абсолютной чистоте, совершенстве, святости, духовной чистоте и красоте.
Усопшие, которых мы вспоминаем сегодня, вряд ли собирались умирать, вряд ли они были подготовлены к этому переходу в плане изменения жизни, в плане покаяния в своих грехах. А мы имеем такую возможность, любя их, восполнить то, что они не успели сделать. И наша молитва имеет такой заместительный характер, который может в очах Божиих компенсировать этот недостаток их добрых дел и покаяния в грехах, которые они могли не принести в жизни.
Поэтому своей молитвой мы влияем на их вечную участь. И наша молитва, наше пребывание в храме в этот день, особенно когда мы стремимся причаститься Святых Христовых Таин, это бесконечно важно. Родители тогда радуются за нас перед Богом, счастливы, что мы с Богом в Церкви.
Дорогие братья и сестры! Особая милость Божия присутствует в этот день. Святые угодники Божии говорят нам о том, что имена тех усопших, которые поминаются в храме, получают особую свободу от Бога, они могут невидимо присутствовать в храме, когда их имена поминаются. Об этом говорили многие праведные люди, подвижники благочестия: «если будете поминать нас, мы будем невидимо стоять в алтаре и молиться за вас». Это говорили священнослужители, которые просили в том числе и о молитве за них после их смерти.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что кто причащается, в том благодать Божия действует на весь его род, то есть на живых и усопших. Дай Бог, чтобы эти слова преподобного Серафима Саровского были ориентиром в нашей жизни о том, как мы должны поступать, желая помочь нашим усопшим, в вечной участи оправдаться перед Богом.
Помолимся, дорогие братья и сестры, за наших близких, родных усопших. Мысленно будем произносить их имена во время заупокойной молитвы, чтобы Господь проявил к ним особую милость, чтобы они были в вечной радости, чтобы они были с Господом. И в этом состоит счастье и райское блаженство в вечности.
Аминь.
7 ноября 2020
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня особый день, сегодня родительская суббота, которая предназначена к тому, чтобы особо помолиться и помянуть всех усопших православных христиан от века скончавшихся. Таких суббот несколько в году, и сегодняшняя называется Димитриевская. Она связана прежде всего с поминовением воинов, погибших на поле Куликовом 1380 году. Как вы знаете из истории нашей страны, преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на эту битву. Великое множество воинов полегло на поле Куликовом. Преподобный Сергий молился во время битвы и духом провидел это место сражения, поминал уже, находясь там за сотни километров, поминал имена воинов, павших и принявших смерть на поле Куликовом. И после их погребения преподобный Сергий совершил общую панихиду вместе с князем Дмитрием Донским, пришедшим с победой, об их собратьях-воинах, живот свой положивших на поле брани. И по благословению преподобного Сергия с тех времён, из года в год, с конца XIV века эта родительская суббота вошла в церковную жизнь. И поминаем мы всех воинов, павших в иных сражениях и войнах.
Любая родительская суббота посвящена поминовению наших близких и родных усопших. И чем дольше мы живем в этом мире, тем больше людей, которые приходят в храм, чтобы помянуть прежде всего своих родителей. И от этого поминовения усопших родителей она и называется «родительская», которая напоминает нам о нашем сыновнем, дочернем долге молиться о наших родителях.
После смерти любого нашего родственника или знакомого наш священный долг — молиться за почившего. Молитва за них — это не просто память, это не просто припоминание о них и не передача им какой-то весточки, поклона с земли, хотя и это бесконечно важно. Об усопших, надо не просто «помнить», а молиться за них, прося у Бога прощения их грехов. В силу нашу общей греховности мы с вами очень редко думаем о смерти, о своем конце жизни и о том, что нам придется отвечать перед Богом за все свои бесчисленные прегрешения. И об этих грехах мы с вами не думаем, не замечаем, не хотим углубляться в такой самоанализ, чтобы принести Богу покаяние в силу такой общегреховной жизни.
И оценивая жизнь каждого из нас, мы не видим своих грехов. Церковь говорит нам о том, что Господь призывает нас к духовному совершенству, к духовной чистоте, к преодолению грехов, которые мы совершаем не только в поступках, но в словах и мыслях. И мы с вами должны иметь идеалом нравственности самого Христа — воплощенную Премудрость Божию, с Личностью Которого соединяется понятие об абсолютной чистоте, совершенстве, святости, духовной чистоте и красоте.
Усопшие, которых мы вспоминаем сегодня, вряд ли собирались умирать, вряд ли они были подготовлены к этому переходу в плане изменения жизни, в плане покаяния в своих грехах. А мы имеем такую возможность, любя их, восполнить то, что они не успели сделать. И наша молитва имеет такой заместительный характер, который может в очах Божиих компенсировать этот недостаток их добрых дел и покаяния в грехах, которые они могли не принести в жизни.
Поэтому своей молитвой мы влияем на их вечную участь. И наша молитва, наше пребывание в храме в этот день, особенно когда мы стремимся причаститься Святых Христовых Таин, это бесконечно важно. Родители тогда радуются за нас перед Богом, счастливы, что мы с Богом в Церкви.
Дорогие братья и сестры! Особая милость Божия присутствует в этот день. Святые угодники Божии говорят нам о том, что имена тех усопших, которые поминаются в храме, получают особую свободу от Бога, они могут невидимо присутствовать в храме, когда их имена поминаются. Об этом говорили многие праведные люди, подвижники благочестия: «если будете поминать нас, мы будем невидимо стоять в алтаре и молиться за вас». Это говорили священнослужители, которые просили в том числе и о молитве за них после их смерти.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что кто причащается, в том благодать Божия действует на весь его род, то есть на живых и усопших. Дай Бог, чтобы эти слова преподобного Серафима Саровского были ориентиром в нашей жизни о том, как мы должны поступать, желая помочь нашим усопшим, в вечной участи оправдаться перед Богом.
Помолимся, дорогие братья и сестры, за наших близких, родных усопших. Мысленно будем произносить их имена во время заупокойной молитвы, чтобы Господь проявил к ним особую милость, чтобы они были в вечной радости, чтобы они были с Господом. И в этом состоит счастье и райское блаженство в вечности.
Аминь.
07.11.2020
Предыдущая проповедь
25 октября 2020
Следующая проповедь
15 ноября 2020
Все проповеди за 2020 год