Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О Божией благодати

Дорогие братия и сестры.

Вот и дожили мы с Божией помощью до благодатного времени Великого поста. Великий пост для человека, живущего церковной жизнью, — это путь преображения своей души: путь от рабства к свободе, от греха к добродетели, от смерти к Воскресению.

Мы с вами живём сейчас в сложное время деградации человека: нравственной, духовной и физической. Особенно явно эти процессы ощущают преподаватели школ, высших учебных заведений и отчасти даже духовных учебных заведений. Даже от воспитателей детских садов приходилось слышать, что с каждым годом приходят всё более и более «сложные» дети. Если мы посмотрим на старые фотографии, где запечатлены наши родители, бабушки и дедушки, прадедушки и прабабушки, мы увидим совсем другие лица, чем сейчас. Те лица отражали внутреннее благородство, порядочность, честность, тогда как на многих современных лицах видна какая-то пустота, отрешённость, потерянность.

Те из нас, кому посчастливилось встретиться в жизни с людьми, ещё не признанными пока святыми, но чей образ жизни был близок к понятию святости, могли заметить, что лица их светились любовью. Это такие подвижники, как отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печорского монастыря, протоиерей-старец Николай с острова Залита, известный наш священник отец Василий Ермаков, настоятель Серафимовского храма в Петербурге. Вы помните, каким благородством, какой красотой отличались их лица, какая радость, спокойствие и умиротворение были во всём их облике. Иногда ничего не надо было спрашивать, достаточно было только смотреть на них, и человек как-то уже волей-неволей воспитывался и стремился заимствовать эту внутреннюю духовную красоту, которая внешним образом очевидно присутствовала в жизни у праведных и святых людей, тем более в жизни тех святых, которых мы знаем по жизнеописаниям, которых знаем по их ликам, смотрящим на нас с многочисленных икон, которые, в том числе, есть и в нашем храме.

Дорогие братия и сестры. Нравственный упадок и духовная деградация отображается в том, что мы теряем благодать Божию, а те люди, которые порой окружают нас во внешнем мире, вообще не имеют никакого понятия об этом духовном сокровище.

Что же такое благодать Божия? Это внутреннее, сокровенное духовное сокровище, которая является синонимом присутствия в жизни человека Самого Бога. Благодать является синонимом Божественной энергии, о которой говорит Церковь во вторую неделю Великого поста в память Григория Паламы или в праздник Преображения Господня. Святые отцы раскрыли для нас учение Церкви о благодати Божией. Но мы с вами тоже можем быть причастны этой Божественной благодати. 

Преподобный Серафим Саровский однажды своему ученику Николаю Александровичу Мотовилову показал, какое действие может оказывать благодать Божия, когда она касается человека. Беседа Серафима Саровского и Мотовилова состоялась зимой на открытом воздухе, на поляне в окрестностях Дивеевского монастыря при лютом морозе, и Мотовилов не чувствовал никакого холода, когда благодать Божия по молитвам Серафима Саровского коснулась его естества. Человек становится как бы объятым этим внутренним Божественным огнём, согревающим его и дающим необыкновенное духовное наслаждение и утешение.

Преподобный Серафим Саровский говорил об этом же другими словами: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот «мирный дух» является синонимом Божественной благодати.

Богословы нашей Церкви говорят о том, что смысл нашей христианской жизни, её итог, сущность состоит в теозисе. Это греческое слово означает «обожение»: обожение всего человека, всего человеческого естества. Это главная цель нашей с вами христианской жизни.

Почему же мы с вами, порой, не имеем причастности к этой благодати Святого Духа? Потому что наша жизнь пронизана грехом. Ещё в Ветхом Завете царь Соломон, , говорил: «в злохудожную душу не внидет премудрость, и не будет она обитать в теле, повинном греху» (Прем.1,4) . Грех отгоняет благодать Божию, как зловонное, смрадное место отгоняет пчёл: они никогда не полетят, никогда не сядут туда. Когда в прекрасный изящный благовонный сосуд попадает капля зловонной жидкости, например, бензина, этот сосуд вы никогда не сможете использовать для питья. Этот запах даже от одной капли плохого, мерзкого вещества делает сосуд непригодным для более благородных целей.

Точно так же и душа человеческая, когда она пронизана грехом, прогоняет благодать Божию. И тогда благодать Божия не может коснуться души и сердца человека. Пророк и псалмопевец Давид об этом же говорит в покаянном пятидесятом псалме: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50; 12).

Но, дорогие, эта чистота сердца, которая является основанием для благодати Божией, не является только Божественным даром, который Бог даёт кому-либо по Своему произволению, а кому-то не даёт. Приготовление человеческого сердца для того, чтобы оно стало вместилищем благодати Божией, зависит от самого человека. Поэтому, вступая в Великий пост, почувствовав за один сегодняшний день во время утреннего и вечернего богослужения особый строй богослужения, иное качество молитв, их покаянный настрой, мы проникаемся этим благодатным духом, который устанавливается в Церкви в спасительное время Святой Четыредесятницы. Но есть опасность в том, что эти трогательные молитвы, долгое стояние в храме за Богослужением, воздержание в пище во внешней жизни может оказаться одним внешним деланием, которое утруждает тело, занимает ум, но не приводит к главному результату – к очищению сердца. Здесь, конечно, требуются и тщательная исповедь, покаяние, беспощадная борьба с грехом. Нужна не просто констатация греха на исповеди, покаяне человека, но воздержание от греха, борьба с грехом, недопущение этого греха в нашей с вами жизни. И когда у человека будет присутствовать такая борьба с грехом, тогда у него очистятся постепенно душа и сердце. Душа такого человека может быть причастна благодати Святого Духа. Вселение благодати Божией в человеческое естество происходит, прежде всего, при причащении Святых Христовых Тайн. Поэтому, в случае, когда человек не причащается годами или вообще никогда не причащался, не приходится говорить  ни о какой благодати Божией. Эта благодать исходит только от Бога, является синонимом Самого Бога, Ему тождественна и даруется нам только в причащении Святых Христовых Тайн. Понимая это, мы с вами должны следить за состоянием своего сердца, чтобы причащение было достойным, чтобы Божественные Дары Тела и Крови Христовых входили в очищенную душу, потому что святые отцы, тот же Серафим Саровский, говорили, что на земле ты можешь причащаться, а на Небе ты не причащаешься одновременно — ты только подходишь внешне к Чаше по Божественному милосердию, но это причащение не является для тебя спасительным, не преображает твоё человеческое естество. Наверное, каждый из вас замечал, что благодатные Таинства Тела и Крови Христовых иногда по-разному воздействуют на наше человеческое естество. Когда мы искренне каемся, когда это покаяние происходит со слезами, с осуждением себя, с желанием изменить свою жизнь, с сокрушенным сердцем, когда причащаемся, тогда эта благодать Божия разливается в нашем человеческом естестве в особом умиротворении, в особой духовной радости, когда человек хочет обнять весь мир и каждого человека в отдельности – об этом говорит Церковь, когда учит нас о стяжании Святого Духа и о том, чтобы наша жизнь была причастна благодати Божией.  

Старец Сампсон Сиверс, который был насельником Псково-Печерского и Крыпецкого монастырей, чудом выжил после расстрела красногвардейцами  после революции, скончался в Москве и погребён на одном из московских кладбищ, молился такими простыми словами: «Господи, даруй мне благодать Твою». Молитва к Божией Матери, которую ему дал во сне Серафим Саровский, сопровождала старца всю его жизнь, не раз спасая от верной смерти: «Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева, Богородице Марие, Матерь Божия, несомненная и единственная надежда моя: не гнушайся меня, не отвергай меня, не оставь меня, не отступи от меня; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помоги, прости, прости, Пречистая!»

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского говорит нам о том, что на свой великий подвиг – стояния на камне в течение тысячи дней и ночей, он встал после того, как Господь испытывал его лишением дара Своей благодати. Когда он по особому промыслу Божию лишился причастности к этой благодати, то он сделал всё возможное и невозможное от него, зависящее от человеческой природы, для того, чтобы очистить своё естество, душу и сердце, и чтобы снова удостоиться этого великого дара – причастности благодати Божией. Выше этого счастья нет на земле. Причастность к этому действительно возможна в нашей земной жизни. Если эта причастность наступает в жизни человека, то и в вечности пребывает он в этой Божественной благодати.

Причастность этой Божественной благодати делает останки святых нетленными. Она преодолевает тление. Кому посчастливилось участвовать в погребении праведников, о которых мы с вами упоминали, был свидетелем их совершенного умиротворения во время кончины и особого благостного состояния их умерших тел, которые, даже мёртвые, были пронизаны Божественной благодатью, которая сполна обитала в них при жизни.

Дорогие братия и сестры. В начале Великого поста Церковь напоминает нам об этой цели нашей жизни, потому что иначе мы можем скатиться во внешнее доброделание: поклоны, молитвы, воздержание – кто с маслом, кто без масла. Нужно понимать, что всё это только подпорки, только средства. Только вчера мы с вами вспоминали интересные слова во время нашей приходской трапезы: «Художника или мастера оценивают по итоговому полотну, которое вышло из рук мастера, но не по тем инструментам, которыми он создавал это полотно».

Поэтому, дай Бог, чтобы эта цель в жизни христианской была для нас ориентиром, к которому мы должны стремиться и приложить все свои силы, чтобы жизнь наша была причастна благодати Божией. Аминь.

27 февраля 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Вот и дожили мы с Божией помощью до благодатного времени Великого поста. Великий пост для человека, живущего церковной жизнью, — это путь преображения своей души: путь от рабства к свободе, от греха к добродетели, от смерти к Воскресению.

Мы с вами живём сейчас в сложное время деградации человека: нравственной, духовной и физической. Особенно явно эти процессы ощущают преподаватели школ, высших учебных заведений и отчасти даже духовных учебных заведений. Даже от воспитателей детских садов приходилось слышать, что с каждым годом приходят всё более и более «сложные» дети. Если мы посмотрим на старые фотографии, где запечатлены наши родители, бабушки и дедушки, прадедушки и прабабушки, мы увидим совсем другие лица, чем сейчас. Те лица отражали внутреннее благородство, порядочность, честность, тогда как на многих современных лицах видна какая-то пустота, отрешённость, потерянность.

Те из нас, кому посчастливилось встретиться в жизни с людьми, ещё не признанными пока святыми, но чей образ жизни был близок к понятию святости, могли заметить, что лица их светились любовью. Это такие подвижники, как отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печорского монастыря, протоиерей-старец Николай с острова Залита, известный наш священник отец Василий Ермаков, настоятель Серафимовского храма в Петербурге. Вы помните, каким благородством, какой красотой отличались их лица, какая радость, спокойствие и умиротворение были во всём их облике. Иногда ничего не надо было спрашивать, достаточно было только смотреть на них, и человек как-то уже волей-неволей воспитывался и стремился заимствовать эту внутреннюю духовную красоту, которая внешним образом очевидно присутствовала в жизни у праведных и святых людей, тем более в жизни тех святых, которых мы знаем по жизнеописаниям, которых знаем по их ликам, смотрящим на нас с многочисленных икон, которые, в том числе, есть и в нашем храме.

Дорогие братия и сестры. Нравственный упадок и духовная деградация отображается в том, что мы теряем благодать Божию, а те люди, которые порой окружают нас во внешнем мире, вообще не имеют никакого понятия об этом духовном сокровище.

Что же такое благодать Божия? Это внутреннее, сокровенное духовное сокровище, которая является синонимом присутствия в жизни человека Самого Бога. Благодать является синонимом Божественной энергии, о которой говорит Церковь во вторую неделю Великого поста в память Григория Паламы или в праздник Преображения Господня. Святые отцы раскрыли для нас учение Церкви о благодати Божией. Но мы с вами тоже можем быть причастны этой Божественной благодати. 

Преподобный Серафим Саровский однажды своему ученику Николаю Александровичу Мотовилову показал, какое действие может оказывать благодать Божия, когда она касается человека. Беседа Серафима Саровского и Мотовилова состоялась зимой на открытом воздухе, на поляне в окрестностях Дивеевского монастыря при лютом морозе, и Мотовилов не чувствовал никакого холода, когда благодать Божия по молитвам Серафима Саровского коснулась его естества. Человек становится как бы объятым этим внутренним Божественным огнём, согревающим его и дающим необыкновенное духовное наслаждение и утешение.

Преподобный Серафим Саровский говорил об этом же другими словами: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот «мирный дух» является синонимом Божественной благодати.

Богословы нашей Церкви говорят о том, что смысл нашей христианской жизни, её итог, сущность состоит в теозисе. Это греческое слово означает «обожение»: обожение всего человека, всего человеческого естества. Это главная цель нашей с вами христианской жизни.

Почему же мы с вами, порой, не имеем причастности к этой благодати Святого Духа? Потому что наша жизнь пронизана грехом. Ещё в Ветхом Завете царь Соломон, , говорил: «в злохудожную душу не внидет премудрость, и не будет она обитать в теле, повинном греху» (Прем.1,4) . Грех отгоняет благодать Божию, как зловонное, смрадное место отгоняет пчёл: они никогда не полетят, никогда не сядут туда. Когда в прекрасный изящный благовонный сосуд попадает капля зловонной жидкости, например, бензина, этот сосуд вы никогда не сможете использовать для питья. Этот запах даже от одной капли плохого, мерзкого вещества делает сосуд непригодным для более благородных целей.

Точно так же и душа человеческая, когда она пронизана грехом, прогоняет благодать Божию. И тогда благодать Божия не может коснуться души и сердца человека. Пророк и псалмопевец Давид об этом же говорит в покаянном пятидесятом псалме: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50; 12).

Но, дорогие, эта чистота сердца, которая является основанием для благодати Божией, не является только Божественным даром, который Бог даёт кому-либо по Своему произволению, а кому-то не даёт. Приготовление человеческого сердца для того, чтобы оно стало вместилищем благодати Божией, зависит от самого человека. Поэтому, вступая в Великий пост, почувствовав за один сегодняшний день во время утреннего и вечернего богослужения особый строй богослужения, иное качество молитв, их покаянный настрой, мы проникаемся этим благодатным духом, который устанавливается в Церкви в спасительное время Святой Четыредесятницы. Но есть опасность в том, что эти трогательные молитвы, долгое стояние в храме за Богослужением, воздержание в пище во внешней жизни может оказаться одним внешним деланием, которое утруждает тело, занимает ум, но не приводит к главному результату – к очищению сердца. Здесь, конечно, требуются и тщательная исповедь, покаяние, беспощадная борьба с грехом. Нужна не просто констатация греха на исповеди, покаяне человека, но воздержание от греха, борьба с грехом, недопущение этого греха в нашей с вами жизни. И когда у человека будет присутствовать такая борьба с грехом, тогда у него очистятся постепенно душа и сердце. Душа такого человека может быть причастна благодати Святого Духа. Вселение благодати Божией в человеческое естество происходит, прежде всего, при причащении Святых Христовых Тайн. Поэтому, в случае, когда человек не причащается годами или вообще никогда не причащался, не приходится говорить  ни о какой благодати Божией. Эта благодать исходит только от Бога, является синонимом Самого Бога, Ему тождественна и даруется нам только в причащении Святых Христовых Тайн. Понимая это, мы с вами должны следить за состоянием своего сердца, чтобы причащение было достойным, чтобы Божественные Дары Тела и Крови Христовых входили в очищенную душу, потому что святые отцы, тот же Серафим Саровский, говорили, что на земле ты можешь причащаться, а на Небе ты не причащаешься одновременно — ты только подходишь внешне к Чаше по Божественному милосердию, но это причащение не является для тебя спасительным, не преображает твоё человеческое естество. Наверное, каждый из вас замечал, что благодатные Таинства Тела и Крови Христовых иногда по-разному воздействуют на наше человеческое естество. Когда мы искренне каемся, когда это покаяние происходит со слезами, с осуждением себя, с желанием изменить свою жизнь, с сокрушенным сердцем, когда причащаемся, тогда эта благодать Божия разливается в нашем человеческом естестве в особом умиротворении, в особой духовной радости, когда человек хочет обнять весь мир и каждого человека в отдельности – об этом говорит Церковь, когда учит нас о стяжании Святого Духа и о том, чтобы наша жизнь была причастна благодати Божией.  

Старец Сампсон Сиверс, который был насельником Псково-Печерского и Крыпецкого монастырей, чудом выжил после расстрела красногвардейцами  после революции, скончался в Москве и погребён на одном из московских кладбищ, молился такими простыми словами: «Господи, даруй мне благодать Твою». Молитва к Божией Матери, которую ему дал во сне Серафим Саровский, сопровождала старца всю его жизнь, не раз спасая от верной смерти: «Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева, Богородице Марие, Матерь Божия, несомненная и единственная надежда моя: не гнушайся меня, не отвергай меня, не оставь меня, не отступи от меня; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помоги, прости, прости, Пречистая!»

Жизнеописание преподобного Серафима Саровского говорит нам о том, что на свой великий подвиг – стояния на камне в течение тысячи дней и ночей, он встал после того, как Господь испытывал его лишением дара Своей благодати. Когда он по особому промыслу Божию лишился причастности к этой благодати, то он сделал всё возможное и невозможное от него, зависящее от человеческой природы, для того, чтобы очистить своё естество, душу и сердце, и чтобы снова удостоиться этого великого дара – причастности благодати Божией. Выше этого счастья нет на земле. Причастность к этому действительно возможна в нашей земной жизни. Если эта причастность наступает в жизни человека, то и в вечности пребывает он в этой Божественной благодати.

Причастность этой Божественной благодати делает останки святых нетленными. Она преодолевает тление. Кому посчастливилось участвовать в погребении праведников, о которых мы с вами упоминали, был свидетелем их совершенного умиротворения во время кончины и особого благостного состояния их умерших тел, которые, даже мёртвые, были пронизаны Божественной благодатью, которая сполна обитала в них при жизни.

Дорогие братия и сестры. В начале Великого поста Церковь напоминает нам об этой цели нашей жизни, потому что иначе мы можем скатиться во внешнее доброделание: поклоны, молитвы, воздержание – кто с маслом, кто без масла. Нужно понимать, что всё это только подпорки, только средства. Только вчера мы с вами вспоминали интересные слова во время нашей приходской трапезы: «Художника или мастера оценивают по итоговому полотну, которое вышло из рук мастера, но не по тем инструментам, которыми он создавал это полотно».

Поэтому, дай Бог, чтобы эта цель в жизни христианской была для нас ориентиром, к которому мы должны стремиться и приложить все свои силы, чтобы жизнь наша была причастна благодати Божией. Аминь.

Предыдущая проповедь

26 февраля 2017

Грехопадение Адама
Следующая проповедь

28 февраля 2017

Слово о молитве

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00