Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О чуде исцеления двух слепцов и немого человека

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали краткое Евангелие о двух чудесах, которые совершил Христос: о чуде исцеления двух слепцов и немого человека. Всё Евангелие пронизано описанием многих чудес, которые совершил Христос, и надо отметить, что это, конечно же, не полный перечень. Христос совершил намного больше и дел, и чудес, намного больше Он говорил и проповедовал перед Своими учениками и народом, который окружал Его во время земной жизни. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов завершает своё Евангелие следующими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

Апостолы-Евангелисты отмечали либо самое основное, что врезалось в их память, что хранилось особо в памяти народа, либо другие моменты, которые были особенно назидательны  и поучительны для их современников.

И вот два таких чуда  мы с вами сегодня вспоминаем в этот воскресный день: исцеление двух слепцов и немого человека. Вникая в Евангельский текст, мы можем предположить, что недуги этих людей носили врождённый характер, и они уже многие годы своей жизни несли этот тяжёлый крест.

Евангельское повествование, читаемое в Церкви каждый день, особенно по воскресеньям, это не просто воспоминания о жизни Христа, о Его деяниях, это всегда необыкновенный, великий нравственный потенциал и поучительный материал, который мы черпаем из этих чудес в приложении к нашей современной жизни. И в этом смысле Евангельские повествования никогда не потеряют своей цены и значения, они никогда не устареют. Более двух тысяч лет уже звучит это Евангельское слово, и когда мы читаем текст Евангелия, то при внимательном обсуждении и понимании смысла написанного, мы видим, что сказанное Евангелистами, которые имели Святого Духа, которые писали по вдохновению этого Святого Духа, бьёт в точку сегодняшнего дня и говорит о нашей с вами жизни.

 И это сегодняшнее Евангелие об исцелении слепых  и немого  человека — это Евангелие о нас с вами. Церковь говорит нам о том, что мы с вами являемся людьми слепыми в духовном смысле, а может быть и в буквальном. Потому что глаза человеческие видят отнюдь не всё: они видят только макромир, только физический мир, и то не весь. Мир мельчайших частиц, который доступен миру науки, миру физики, миру других наук, он не видим в нормальном состоянии для человеческого глаза. Поэтому мы с вами не видим духовного мира своими глазами. Лишь по особому Божию откровению многие святые  воочию видели явления духовного мира, некоторые из них сподоблялись видения самого Господа или славы Его, или близкого непосредственного осенения благодатью Божией, которой сподобился пророк Илия, которого вчера мы с вами прославляли и вспоминали в молитвенной памяти Церкви. Поэтому святые лучше  чувствовали,   намного ближе сами были к этому духовному миру, они жили в постоянной уверенности в бытии этого духовного мира, сами были ещё при жизни земной небожителями, были насельниками Небесных обителей, которые Господь уготовал  любящим Его.

Поэтому здесь речь идёт применительно к нашей жизни, о нашей духовной слепоте. Дорогие братия и сестры, мы с вами не видим духовного мира, не видим мира злых духов, не видим мира ангельского, мира Святых угодников Божиих. Но то, что мы не видим  злые силы, является промыслительным  действием Божиим, Его необыкновенным милосердием к нам. Иоанн Златоуст говорил, что  если бы человек увидел множество злых демонов, которые постоянно живут, постоянно обитают рядом с нами и во множестве находятся в этом мире, рядом с нами, в окружающей атмосфере, то человек сошёл бы с ума.

Когда Адам  нарушил заповедь Божию, когда грех изгнал его из райских обителей, то, как говорится в Библии, Бог одел, облачил его, согрешившего человека, Адама вместе с Евой в кожаные ризы. Под этими ризами Святые отцы подразумевают невидимый  для человеческого глаза благодатный покров, который сохраняет человека от мира злых духов.

Дорогие братия и сестры, чтобы увидеть ангельский мир, мир Небожителей, Святых угодников Божиих, человек должен удостоиться этого откровения. А в таком греховном состоянии, в котором находимся мы с вами, это видение совершенно закрыто от нас. И это зависит не от Бога, а от нас, от наших грехов. Есть определяющие слова в Евангелии, слова о Богопознании и о видении духовного мира: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эти прямые Евангельские слова, которые мы часто слышим за Божественной литургией,  поются в антифонах, в начале Божественной литургии. В них Церковь показывает нам этот путь Богопознания, путь, который, очень интересно отметить, состоит не в образовании человека, не в его знаниях, не в каких-то философских и логических умозаключениях, а состоит единственно в чистоте сердца. Мы знаем из житий святых, что многие святые были неграмотные в  жизни, но, тем не менее, та  исключительная мудрость, которая исходила от них, которая проявлялась в необыкновенном знании жизни, состояла из знания Священного Писания, она порой удивляла и поражала самых образованных людей, которые познали и покорили вершины человеческого светского или научного знания. Мудрость от Бога и то знание, которое Он даёт, является воистину самым важным, самым ценным для человека. Когда мы с вами обращаем внимание на внешнее образование, себя или своих детей, когда оно идёт в ущерб внутреннему, духовному состоянию, когда оно идёт в ущерб знанию о Боге и жизни в нём, то, как правило, это внешнее образование не даёт человеку той мудрости, часто является бесполезным багажом, которое человек приобрёл, но которое не приводит его к Богу, не делает его лучше.

Исцеление немого человека – это также напоминание о нашей с вами немоте, о нашей безгласности, когда мы, верные чада Православной Церкви, порой как рыбы безгласные молчим, не благовествуем учение Христа; молчим, не говорим о Боге в своей среде, среди самых близких и родных людей. Сами подчас бываем в храме, а наши близкие – дети, муж или жена, или близкие родственники, их нет рядом с нами, они ничего не слышат от нас о Боге. Встречаясь с ними, мы разговариваем порой на какие-то третьи, нейтральные, глупые темы: о погоде, о политике, о рыбалке, об охоте, ещё о какой-либо чепухе из области человеческого празднословия. Иногда не хотим обременять себя, иногда не знаем, что сказать, по своей лености в изучении закона Божьего и Слова Его, иногда диавол сковывает язык и не даёт нам благовествовать о Христе. А в большей степени, иногда стыдно даже сказать и признаться в том, что, будучи верующими людьми, мы никак не проявляем веру в жизни. Нам стыдно из-за этого, стыдно сказать, что мы верующие люди, стыдно сказать слово о Боге, научить других людей, потому что иногда многое знаем, а ничего не делаем в жизни, не исполняя эти Божественные законы.

Таким образом, дорогие братия и сестры, и мы с вами в это день можем помолиться Господу, как те слепые, которые следовали за Ним неотступно, чтобы Он нас исцелил, наше духовное зрение, немоту нашу разрешил, язык наш развязал, чтобы мы могли благовествовать учение Христа и сами были достойны высокого звания христианина.

О чём ещё говорит это Евангелие, чему ещё учит? Эти два слепца неотступно следовали за Христом. Давайте представим на минуту, каким образом слепые люди могли следовать за Христом. Возможно, у них были поводыри, которые вели их за руку, может быть, они искали дорогу с палочкой, осторожно ощупывая край обочины дороги, по которой шли. Они совершали необыкновенный труд, следуя за Христом и за толпой народа, которая шла за Ним.

А какой труд мы совершаем, как мы следуем за Христом? Никакого труда мы не совершаем! Изредка в Божий храм придём, не каждый воскресный день, не каждое всенощное бдение в субботу посещаем, а многие годами не бывают на этих службах. А когда придём, кажется, что исполнили свой долг с чувством достоинства, великой добродетели, с чувством одолжения перед Богом, что явились пред Его Святые очи. А Господь, дорогие братия и сестры, ждёт каждого человека, Ему дорог каждый приход любого человека в храм. Но важно, чтобы человек приходил не с гордо поднятой головой, а с чувством смирения и осознания своего недостоинства, своих грехов, нечистой и беззаконной жизни вошёл в храм Божий, переступил его порог.

Поэтому эти слепые люди, которые наощупь шли за Христом и не отставали от Него, дают нам пламенный урок верности Богу, решимости, о которой говорят и пророк Илия, и преподобный Серафим Саровский, память которого мы с вами тоже недавно праздновали.

А как говорит Евангелие об их молитве? Они шли и всё время громко кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Эта молитва, которая может служить указанием на Иисусову молитву, самую главную, основную молитву, о ней мы ещё скажем подробнее, произносится слепыми очень громко, они выкрикивают эти слова. Толпа народа сопровождает Христа, кричать таким образом не совсем удобно, не совсем прилично, толпа занята своими размышлениями, своими мыслями, а они кричат во весь голос: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!»

Это для нас с вами, дорогие братия и сестры, напоминание, какой должна быть наша молитва. Эти слова в приложении к самим себе мы должны воспринимать не в буквальном смысле, чтобы мы кричали и орали перед Богом, таким образом произнося свои молитвы, нет. Здесь речь о характере произнесения молитв из глубины своего сердца, как может призывать на помощь утопающий человек, попавший в беду, когда его жизнь в опасности. Именно с таким настроением, с таким чувством осознания собственной греховности, что мы погибаем без Христа, если Он не спасёт нас. Мы погибнем, как погибает утопающий человек без посторонней помощи.

А как мы с вами молимся? Да как попало! В теплохладной обстановке порой механически вычитываем своё молитвенное правило, думая, что таким образом делаем одолжение Богу. А что мы передумаем за то время, пока читаем молитвы? О каких только делах не вспомним: и блины надо пожарить, и картошку почистить, и на рынок сходить, и чего ещё только не придёт нам на ум. Когда окончится молитва, иногда с ужасом одёргиваешь себя, понимая, что молитвы-то не было, как разговора с Богом, как общения с Ним.

Вот на это мы с вами должны обратить внимание. Эти два слепца учат нас самой главной молитве – христианской, православной Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Эта молитва выстрадана, освящена подвижническим опытом многих тысяч преподобных, подвижников, отшельников  и многих святых людей, которые, помня заповедь апостола Павла: «Непрестанно молитесь!», всегда произносили эту молитву, занимаясь любым делом: стоя в храме на общественном богослужении, они про себя, в глубине своего сердца, произносили эту молитву, и она помогала им удерживать свои мысли, удерживать свой ум и обращать его только к Богу и ни к каким иным внешним материальным предметам, о которых напоминает диавол, которые он подкидывает, которыми он забивает ум и мысли человека, как только видит молящегося христианина. Дай Бог, чтобы мы с вами помнили об этом христианском долге, чтобы мы всегда: и путешествуя, и работая, и отдыхая, и совершая иное любое дело помнили об этой удивительной молитве, основополагающей молитве в духовной жизни христианина и старались не упустить её из своего ума и сердца. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных».

Далее евангелист Матфей говорит, что слепцы вошли в тот дом, где остановился Христос. Вошли, ища и надеясь на исцеление, вошли смело и безбоязненно. А дом, где остановился Христос – это Церковь земная, это храм Божий, где Христос остановился, где Он пребывает совершенно особым образом и Своим Божеством наполняет весь мир, любое место в пространстве: и в воздухе, и на земле, и в водах. В то же время Церковь говорит, что Храм – это небо на земле, это дом, где пребывает Бог. Поэтому, те слепцы бежали за Христом и вошли в дом, где был Он и там искали Его исцеления – это Церковь говорит для нас, чтобы именно здесь, в этом доме Божием мы искали исцеления и искали Христа, искали исполнения всех своих молитв и сокровенных мыслей, направленных к Богу.

 Когда Господь увидел тех слепых людей в том доме, где остановился, Он подозвал их и спросил: «Веруете ли, что Я могу это сделать, могу совершить это чудо исцеления и вернуть вам зрение?» Если бы Господь нам задал подобный вопрос: «Веруете ли вы, что придя в храм и обращаясь к Богу в своих переживаниях, в своих скорбях, в своих утратах, в своём горе, в искушениях и испытаниях, веруете ли, что Я могу?» Мы часто не задаём этот вопрос, мы не думаем об этом и, скорее всего, не верим, а просто произносим эту внешнюю молитву, исполняем внешнюю форму молитвы. Нет в нашем сердце веры, что Господь может исполнить то или иное наше слово, исцелить, вразумить, исправить ту ситуацию, в которой мы подчас были сами виноваты и ввергли себя и ближних в излишние переживания и испытания.

 А вот слепые на этот вопрос ответили: «Да, Господи, веруем!» И тогда Господь коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам», и они получили исцеление. Господь предупредил их, чтобы они никому не рассказывали об этом, а они, как говорит евангелист Матфей, пошли и рассказали об этом по всей земле той. Господь запрещал им рассказывать о чуде, потому что Он чудеса никогда не творил ради самих чудес, ради рекламы, ради молвы народной. Остерегая исцелённых людей от излишней огласки, от этого внешнего восхищения, за которым ничего не стоит, Он просил их никому не рассказывать и не хвалиться перед людьми, а они пошли и рассказали по всей земле той. То, что они рассказали — это было произволение их благодарного человеческого сердца.  В этом не было греха, в этом не было ослушания Христа, потому что они по-другому поступить не могли. Они пошли по всей земле и рассказывали о том необыкновенном чуде милосердия, которое совершил над ними Господь.

 И мы с вами, дорогие братия и сестры, должны постоянно прославлять Бога и благодарить Его за тот промысл над нами, за милосердие Божие, которое при внимательном обращении и взгляде на свою жизнь в каждом моменте, в каждой минуте жизни мы видим это чудо благодеяния Божия в нашей жизни: в радостях и в скорбях, в приобретениях и в утратах — во всём мы видим благодеявшего о нас Бога.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем усердно совершать дело своего служения Богу, будем ревностными христианами. Такими христианами, о которых говорил преподобный Серафим Саровский, когда его недоуменно спрашивали современники: «Почему христиане в наши дни (в дни уже Серафима Саровского) такие немощные, худосочные, такие слабенькие, веры не имеющие? Неужели Христос отступил, неужели Его благодать иссякла?» Серафим Саровский отвечал: «Нет, Христос и вчера, и сегодня и Той же вовеки, в людях нет решимости следовать за Христом, нет любви к Богу, которая бы двигала к этой решимости».

 Верный в малом и во многом верен будет. В чем наша решимость? Да нет её вообще. При малейшем искушении, при малейшем соблазне мы ввергаем себя в грех, подчас тяжкий грех, который отвергает, отбрасывает нас из Церкви. Из теснейшего духовного соединения со Христом мы становимся предателями Бога, совершаем этот грех отречения очень легко, порой не задумываясь, порой желая досадить и насолить ближнему через наши такие грехи, в отместку совершить им какой-либо грех. Дай Бог, чтобы эта решимость, о которой говорил Серафим Саровский, та ревность о Славе Божией, которой жил пророк Илья и о которой он напомнит ещё людям, живущим в последние времена, во времена близкого пришествия антихриста, вот дай Бог, что бы его ревность была тоже в нашей жизни. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь.

3 августа 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали краткое Евангелие о двух чудесах, которые совершил Христос: о чуде исцеления двух слепцов и немого человека. Всё Евангелие пронизано описанием многих чудес, которые совершил Христос, и надо отметить, что это, конечно же, не полный перечень. Христос совершил намного больше и дел, и чудес, намного больше Он говорил и проповедовал перед Своими учениками и народом, который окружал Его во время земной жизни. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов завершает своё Евангелие следующими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

Апостолы-Евангелисты отмечали либо самое основное, что врезалось в их память, что хранилось особо в памяти народа, либо другие моменты, которые были особенно назидательны  и поучительны для их современников.

И вот два таких чуда  мы с вами сегодня вспоминаем в этот воскресный день: исцеление двух слепцов и немого человека. Вникая в Евангельский текст, мы можем предположить, что недуги этих людей носили врождённый характер, и они уже многие годы своей жизни несли этот тяжёлый крест.

Евангельское повествование, читаемое в Церкви каждый день, особенно по воскресеньям, это не просто воспоминания о жизни Христа, о Его деяниях, это всегда необыкновенный, великий нравственный потенциал и поучительный материал, который мы черпаем из этих чудес в приложении к нашей современной жизни. И в этом смысле Евангельские повествования никогда не потеряют своей цены и значения, они никогда не устареют. Более двух тысяч лет уже звучит это Евангельское слово, и когда мы читаем текст Евангелия, то при внимательном обсуждении и понимании смысла написанного, мы видим, что сказанное Евангелистами, которые имели Святого Духа, которые писали по вдохновению этого Святого Духа, бьёт в точку сегодняшнего дня и говорит о нашей с вами жизни.

 И это сегодняшнее Евангелие об исцелении слепых  и немого  человека — это Евангелие о нас с вами. Церковь говорит нам о том, что мы с вами являемся людьми слепыми в духовном смысле, а может быть и в буквальном. Потому что глаза человеческие видят отнюдь не всё: они видят только макромир, только физический мир, и то не весь. Мир мельчайших частиц, который доступен миру науки, миру физики, миру других наук, он не видим в нормальном состоянии для человеческого глаза. Поэтому мы с вами не видим духовного мира своими глазами. Лишь по особому Божию откровению многие святые  воочию видели явления духовного мира, некоторые из них сподоблялись видения самого Господа или славы Его, или близкого непосредственного осенения благодатью Божией, которой сподобился пророк Илия, которого вчера мы с вами прославляли и вспоминали в молитвенной памяти Церкви. Поэтому святые лучше  чувствовали,   намного ближе сами были к этому духовному миру, они жили в постоянной уверенности в бытии этого духовного мира, сами были ещё при жизни земной небожителями, были насельниками Небесных обителей, которые Господь уготовал  любящим Его.

Поэтому здесь речь идёт применительно к нашей жизни, о нашей духовной слепоте. Дорогие братия и сестры, мы с вами не видим духовного мира, не видим мира злых духов, не видим мира ангельского, мира Святых угодников Божиих. Но то, что мы не видим  злые силы, является промыслительным  действием Божиим, Его необыкновенным милосердием к нам. Иоанн Златоуст говорил, что  если бы человек увидел множество злых демонов, которые постоянно живут, постоянно обитают рядом с нами и во множестве находятся в этом мире, рядом с нами, в окружающей атмосфере, то человек сошёл бы с ума.

Когда Адам  нарушил заповедь Божию, когда грех изгнал его из райских обителей, то, как говорится в Библии, Бог одел, облачил его, согрешившего человека, Адама вместе с Евой в кожаные ризы. Под этими ризами Святые отцы подразумевают невидимый  для человеческого глаза благодатный покров, который сохраняет человека от мира злых духов.

Дорогие братия и сестры, чтобы увидеть ангельский мир, мир Небожителей, Святых угодников Божиих, человек должен удостоиться этого откровения. А в таком греховном состоянии, в котором находимся мы с вами, это видение совершенно закрыто от нас. И это зависит не от Бога, а от нас, от наших грехов. Есть определяющие слова в Евангелии, слова о Богопознании и о видении духовного мира: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Эти прямые Евангельские слова, которые мы часто слышим за Божественной литургией,  поются в антифонах, в начале Божественной литургии. В них Церковь показывает нам этот путь Богопознания, путь, который, очень интересно отметить, состоит не в образовании человека, не в его знаниях, не в каких-то философских и логических умозаключениях, а состоит единственно в чистоте сердца. Мы знаем из житий святых, что многие святые были неграмотные в  жизни, но, тем не менее, та  исключительная мудрость, которая исходила от них, которая проявлялась в необыкновенном знании жизни, состояла из знания Священного Писания, она порой удивляла и поражала самых образованных людей, которые познали и покорили вершины человеческого светского или научного знания. Мудрость от Бога и то знание, которое Он даёт, является воистину самым важным, самым ценным для человека. Когда мы с вами обращаем внимание на внешнее образование, себя или своих детей, когда оно идёт в ущерб внутреннему, духовному состоянию, когда оно идёт в ущерб знанию о Боге и жизни в нём, то, как правило, это внешнее образование не даёт человеку той мудрости, часто является бесполезным багажом, которое человек приобрёл, но которое не приводит его к Богу, не делает его лучше.

Исцеление немого человека – это также напоминание о нашей с вами немоте, о нашей безгласности, когда мы, верные чада Православной Церкви, порой как рыбы безгласные молчим, не благовествуем учение Христа; молчим, не говорим о Боге в своей среде, среди самых близких и родных людей. Сами подчас бываем в храме, а наши близкие – дети, муж или жена, или близкие родственники, их нет рядом с нами, они ничего не слышат от нас о Боге. Встречаясь с ними, мы разговариваем порой на какие-то третьи, нейтральные, глупые темы: о погоде, о политике, о рыбалке, об охоте, ещё о какой-либо чепухе из области человеческого празднословия. Иногда не хотим обременять себя, иногда не знаем, что сказать, по своей лености в изучении закона Божьего и Слова Его, иногда диавол сковывает язык и не даёт нам благовествовать о Христе. А в большей степени, иногда стыдно даже сказать и признаться в том, что, будучи верующими людьми, мы никак не проявляем веру в жизни. Нам стыдно из-за этого, стыдно сказать, что мы верующие люди, стыдно сказать слово о Боге, научить других людей, потому что иногда многое знаем, а ничего не делаем в жизни, не исполняя эти Божественные законы.

Таким образом, дорогие братия и сестры, и мы с вами в это день можем помолиться Господу, как те слепые, которые следовали за Ним неотступно, чтобы Он нас исцелил, наше духовное зрение, немоту нашу разрешил, язык наш развязал, чтобы мы могли благовествовать учение Христа и сами были достойны высокого звания христианина.

О чём ещё говорит это Евангелие, чему ещё учит? Эти два слепца неотступно следовали за Христом. Давайте представим на минуту, каким образом слепые люди могли следовать за Христом. Возможно, у них были поводыри, которые вели их за руку, может быть, они искали дорогу с палочкой, осторожно ощупывая край обочины дороги, по которой шли. Они совершали необыкновенный труд, следуя за Христом и за толпой народа, которая шла за Ним.

А какой труд мы совершаем, как мы следуем за Христом? Никакого труда мы не совершаем! Изредка в Божий храм придём, не каждый воскресный день, не каждое всенощное бдение в субботу посещаем, а многие годами не бывают на этих службах. А когда придём, кажется, что исполнили свой долг с чувством достоинства, великой добродетели, с чувством одолжения перед Богом, что явились пред Его Святые очи. А Господь, дорогие братия и сестры, ждёт каждого человека, Ему дорог каждый приход любого человека в храм. Но важно, чтобы человек приходил не с гордо поднятой головой, а с чувством смирения и осознания своего недостоинства, своих грехов, нечистой и беззаконной жизни вошёл в храм Божий, переступил его порог.

Поэтому эти слепые люди, которые наощупь шли за Христом и не отставали от Него, дают нам пламенный урок верности Богу, решимости, о которой говорят и пророк Илия, и преподобный Серафим Саровский, память которого мы с вами тоже недавно праздновали.

А как говорит Евангелие об их молитве? Они шли и всё время громко кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Эта молитва, которая может служить указанием на Иисусову молитву, самую главную, основную молитву, о ней мы ещё скажем подробнее, произносится слепыми очень громко, они выкрикивают эти слова. Толпа народа сопровождает Христа, кричать таким образом не совсем удобно, не совсем прилично, толпа занята своими размышлениями, своими мыслями, а они кричат во весь голос: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!»

Это для нас с вами, дорогие братия и сестры, напоминание, какой должна быть наша молитва. Эти слова в приложении к самим себе мы должны воспринимать не в буквальном смысле, чтобы мы кричали и орали перед Богом, таким образом произнося свои молитвы, нет. Здесь речь о характере произнесения молитв из глубины своего сердца, как может призывать на помощь утопающий человек, попавший в беду, когда его жизнь в опасности. Именно с таким настроением, с таким чувством осознания собственной греховности, что мы погибаем без Христа, если Он не спасёт нас. Мы погибнем, как погибает утопающий человек без посторонней помощи.

А как мы с вами молимся? Да как попало! В теплохладной обстановке порой механически вычитываем своё молитвенное правило, думая, что таким образом делаем одолжение Богу. А что мы передумаем за то время, пока читаем молитвы? О каких только делах не вспомним: и блины надо пожарить, и картошку почистить, и на рынок сходить, и чего ещё только не придёт нам на ум. Когда окончится молитва, иногда с ужасом одёргиваешь себя, понимая, что молитвы-то не было, как разговора с Богом, как общения с Ним.

Вот на это мы с вами должны обратить внимание. Эти два слепца учат нас самой главной молитве – христианской, православной Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Эта молитва выстрадана, освящена подвижническим опытом многих тысяч преподобных, подвижников, отшельников  и многих святых людей, которые, помня заповедь апостола Павла: «Непрестанно молитесь!», всегда произносили эту молитву, занимаясь любым делом: стоя в храме на общественном богослужении, они про себя, в глубине своего сердца, произносили эту молитву, и она помогала им удерживать свои мысли, удерживать свой ум и обращать его только к Богу и ни к каким иным внешним материальным предметам, о которых напоминает диавол, которые он подкидывает, которыми он забивает ум и мысли человека, как только видит молящегося христианина. Дай Бог, чтобы мы с вами помнили об этом христианском долге, чтобы мы всегда: и путешествуя, и работая, и отдыхая, и совершая иное любое дело помнили об этой удивительной молитве, основополагающей молитве в духовной жизни христианина и старались не упустить её из своего ума и сердца. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных».

Далее евангелист Матфей говорит, что слепцы вошли в тот дом, где остановился Христос. Вошли, ища и надеясь на исцеление, вошли смело и безбоязненно. А дом, где остановился Христос – это Церковь земная, это храм Божий, где Христос остановился, где Он пребывает совершенно особым образом и Своим Божеством наполняет весь мир, любое место в пространстве: и в воздухе, и на земле, и в водах. В то же время Церковь говорит, что Храм – это небо на земле, это дом, где пребывает Бог. Поэтому, те слепцы бежали за Христом и вошли в дом, где был Он и там искали Его исцеления – это Церковь говорит для нас, чтобы именно здесь, в этом доме Божием мы искали исцеления и искали Христа, искали исполнения всех своих молитв и сокровенных мыслей, направленных к Богу.

 Когда Господь увидел тех слепых людей в том доме, где остановился, Он подозвал их и спросил: «Веруете ли, что Я могу это сделать, могу совершить это чудо исцеления и вернуть вам зрение?» Если бы Господь нам задал подобный вопрос: «Веруете ли вы, что придя в храм и обращаясь к Богу в своих переживаниях, в своих скорбях, в своих утратах, в своём горе, в искушениях и испытаниях, веруете ли, что Я могу?» Мы часто не задаём этот вопрос, мы не думаем об этом и, скорее всего, не верим, а просто произносим эту внешнюю молитву, исполняем внешнюю форму молитвы. Нет в нашем сердце веры, что Господь может исполнить то или иное наше слово, исцелить, вразумить, исправить ту ситуацию, в которой мы подчас были сами виноваты и ввергли себя и ближних в излишние переживания и испытания.

 А вот слепые на этот вопрос ответили: «Да, Господи, веруем!» И тогда Господь коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам», и они получили исцеление. Господь предупредил их, чтобы они никому не рассказывали об этом, а они, как говорит евангелист Матфей, пошли и рассказали об этом по всей земле той. Господь запрещал им рассказывать о чуде, потому что Он чудеса никогда не творил ради самих чудес, ради рекламы, ради молвы народной. Остерегая исцелённых людей от излишней огласки, от этого внешнего восхищения, за которым ничего не стоит, Он просил их никому не рассказывать и не хвалиться перед людьми, а они пошли и рассказали по всей земле той. То, что они рассказали — это было произволение их благодарного человеческого сердца.  В этом не было греха, в этом не было ослушания Христа, потому что они по-другому поступить не могли. Они пошли по всей земле и рассказывали о том необыкновенном чуде милосердия, которое совершил над ними Господь.

 И мы с вами, дорогие братия и сестры, должны постоянно прославлять Бога и благодарить Его за тот промысл над нами, за милосердие Божие, которое при внимательном обращении и взгляде на свою жизнь в каждом моменте, в каждой минуте жизни мы видим это чудо благодеяния Божия в нашей жизни: в радостях и в скорбях, в приобретениях и в утратах — во всём мы видим благодеявшего о нас Бога.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем усердно совершать дело своего служения Богу, будем ревностными христианами. Такими христианами, о которых говорил преподобный Серафим Саровский, когда его недоуменно спрашивали современники: «Почему христиане в наши дни (в дни уже Серафима Саровского) такие немощные, худосочные, такие слабенькие, веры не имеющие? Неужели Христос отступил, неужели Его благодать иссякла?» Серафим Саровский отвечал: «Нет, Христос и вчера, и сегодня и Той же вовеки, в людях нет решимости следовать за Христом, нет любви к Богу, которая бы двигала к этой решимости».

 Верный в малом и во многом верен будет. В чем наша решимость? Да нет её вообще. При малейшем искушении, при малейшем соблазне мы ввергаем себя в грех, подчас тяжкий грех, который отвергает, отбрасывает нас из Церкви. Из теснейшего духовного соединения со Христом мы становимся предателями Бога, совершаем этот грех отречения очень легко, порой не задумываясь, порой желая досадить и насолить ближнему через наши такие грехи, в отместку совершить им какой-либо грех. Дай Бог, чтобы эта решимость, о которой говорил Серафим Саровский, та ревность о Славе Божией, которой жил пророк Илья и о которой он напомнит ещё людям, живущим в последние времена, во времена близкого пришествия антихриста, вот дай Бог, что бы его ревность была тоже в нашей жизни. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Аминь.

Предыдущая проповедь

13 июля 2008

Исцеление слуги сотника
Следующая проповедь

10 августа 2008

О насыщении народа пятью хлебами

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00