Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О Евангельских принципах

 Дорогие братия и сестры! Сегодня читалось Евангелие из Нагорной проповеди Христа, один из самых важных отрывков Евангелия, который показывает нам с вами несомненную высоту христианской нравственности по сравнению с ветхозаветной нравственностью.

Это Евангелие начинается такими словами: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Эти слова являются золотым правилом христианской нравственности. Если применить их к нашей с вами жизни, мы увидим недосягаемую высоту этих слов, увидим, что мы совсем не так поступаем в нашей жизни. В лучшем случае, мы делаем добро тем людям, которые к нам относятся по-доброму. А иногда мы совсем не помним добра, которое люди нам делают, бываем неблагодарными людьми с короткой памятью, которая помнит только, когда добро это прекращается. А чтобы быть благодарным человеку, просто помолиться за него, поблагодарить, оказать словесное почтение и внимание за добрые дела, оказанные нам, у нас не хватает ума, не хватает времени, а, бывает, и желания.

Это в отношении того добра, которое делают нам люди. А когда они делают зло, в чём бы оно ни выражалось, то мы стараемся ответить тем же,  в лучшем случае перестаём общаться с такими людьми, игнорируем их, избегаем общения. А когда встречаемся с теми людьми, которые сделали нам зло, то, посмотрев на наше лицо, порой может стать страшно от того, какой злобой оно преисполнено, каким надмением, высокомерием. У нас сплошь и рядом бывают такие поступки, когда мы с вами как бы идём, видя человека, но делаем вид, что не замечаем его, не желая общаться с ним. Это мораль Ветхого Завета. Она выражается словами: «Око за око, зуб за зуб». Некоторые восточные народы пошли ещё дальше ветхозаветных  иудеев и жили по законам  кровной мести. Она и сейчас ещё присутствует на востоке, сплошь и рядом. Люди, живущие по такому принципу, не нуждаются ни в каком светском законодательстве. Они сами чинят суд и расправу и не успокоятся, пока в ответ не будет пролита кровь. Только тогда человек успокоится и будет считать, что справедливость восстановлена. Но так не бывает, потому что пролитая кровь всегда требует новой крови, и зло никогда злом не остановишь.

Господь даёт нам с вами более высокую ступень  нравственной жизни и правило, к которому мы должны стремиться и по которому должны жить. Очень часто люди ищут конкретных способов исполнения Евангелия, каких-то упражнений, конкретных поступков. Так вот, до предела ясное и конкретное правило, как надо жить и как относиться к людям, содержится именно в этом слове Евангелия: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Не так, как они поступают, а как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Каждый человек, конечно, понимает, каким бы он хотел видеть это отношение людей к себе: своих близких, друзей, соседей, чиновников, людей, с которыми не знаком, но с которыми просто сталкиваешься в жизни, в транспорте, в городе и так далее, тех людей, которых называют евангельским словом «ближние».

Как бы мы хотели, чтобы они относились к нам? Если ты занимаешь какую-то должность в обществе, являешься, например, чиновником, от которого зависят нужды и чаяния людей, то поставь себя на место тех людей, которые к тебе приходят. Если ты врач, поставь себя на место пациентов. Если Господь призвал тебя к какому-то другому делу, например, если ты строитель, значит, строй так, чтобы тебя не вспоминали потом недобрым словом, чтобы построенное тобой стояло если не века, то хотя бы десятилетия. Всё должно проверятся этим правилом в нашей с вами жизни.

И дай Бог, чтобы мы с вами помнили эти слова при каждом поступке, при каждом действии в нашей жизни: когда мы идём по дороге домой, когда мы идём в храм, везде с кем-то или с чем-то встречаемся, соприкасаемся. И всегда мы должны задавать себе этот вопрос, этими правилами должны проверять свою жизнь. Если едешь за рулем, как бы ты хотел, чтобы другие ехали, как бы они вели свои машины, как бы они обгоняли, как бы подрезали тебя и так далее. Если хочешь, чтобы тебя пропускали — ты так же веди свою машину. Когда едешь по грязи, по лужам, когда пешеходы идут — поставь себя на их место.

И так в любой жизненной ситуации. Если бы мы с вами проверяли себя, вспоминали об этом правиле, то наша жизнь была бы устроена совсем по-другому. Или эти слова можно иначе, более просто перефразировать: «А как бы поступил Христос на твоём месте?» И мы получили бы с вами одинаковый ответ с этим же правилом христианской нравственности «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного».

Эти слова, дорогие братия и сестры, говорят о ещё более высокой ступени нравственной жизни: о любви к врагам. Современные христиане, к сожалению, утратили эту способность. Мы не то, что врагов не можем любить, мы даже не можем любить людей, которые не сделали нам никакого зла. А если задуматься, у каждого из нас есть свои если не враги, то, по крайней мере, недруги, те люди, которые как-то игнорируют, обижают нас. У каждого такие есть: у кого сосед, у кого сотрудник по работе, который сидит за соседним столом или у станка соседнего стоит. У каждого из нас есть недруги, завистники, клеветники. Как мы должны относиться к таким людям? По слову Евангелия, мы должны их любить. А если любить невозможно, если этой любви нет и в помине? Казалось бы, так просто: захотел, взял и полюбил? Нет, такого не бывает, потому что любовь должна быть выражена в словах. Точно так же,  как Бог в душе — это иллюзия и враньё, так и любовь, когда она не проявляется в жизни, когда она не выражена в словах, когда она не выражена в поступках, когда эта любовь не видна на твоём лице, облагороженном этой любовью, значит, этой любви нет. Поэтому любовь — это высота христианской жизни, и так просто, конечно, в мгновение этой любви не достигают. Надо молиться Богу, чтобы Господь даровал нам эту добродетель.

Следующим обязательным принципом является молитва за наших врагов. Это тоже непросто сделать. Когда человек приступает к этой молитве, язык не поворачивается, чтобы произнести с добрым чувством, да пожелать добра тому человеку, который причинил тебе зло. Сердце преисполняется ненавистью, злобой, раздражением, гневом. Но это бесовские проявления. Мы должны прощать своим врагам, не помнить зла, ни в  коем случае не мстить за их злые поступки в наш адрес.

В Евангелии есть такие слова, которые передаёт Иоанн Богослов: «Возлюбленные, не мстите за себя, но дайте место гневу Божию». Эти слова мы с вами должны помнить. Иногда человек хочет отомстить за зло в свой адрес, тем более, когда он имеет к тому возможность, обладая какими-либо связями или положением. В этом случае очень легко «перекрыть кислород» любому человеку, особенно тем, кто связан с властью, с муниципальными органами, не дай Бог, с налоговой инспекцией. В одно мгновение можно уничтожить любого человека, превратить его из преуспевающего бизнесмена в ничто. Это сплошь и рядом делается очень легко и быстро.

Но не так должны поступать христиане. «Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию». А молиться Богу, прощая этих людей, мы не должны такими словами: «Господи, я не  буду мстить, не буду подключать чиновников. Ты Сам отомсти за меня, лучше сегодня же. Сделай так, чтобы хата его сгорела, к примеру». Ни в коем случае нельзя так молиться, даже такие слова произносить: «Господи, Ты Сам отомсти за меня». Нельзя так говорить, потому что это ненависть, это слова злые, слова проклятия. «Господи, сохрани, защити, вразуми меня или того человека, а мне дай терпения» — так мы должны молиться. Не «отомсти, Господи», а «вразуми, умудри, помоги, чтобы злоба прекратилась, чтобы она не имела места на земле». Святые подвижники очень чётко понимали это и боялись пребывать в состоянии гнева  и непрощения.

В патерике описан такой случай. Однажды один подвижник по имени Исаак гневался на своего собрата, монаха. Вскоре они примирились, но несколько недель оставался осадок на сердце, обида не давала сердцу успокаиваться. Вот что по прошествии некоторого времени  с ним случилось. В его келью кто-то постучал и открыл дверь без молитвы. Обычно в монашеские кельи всегда стучат с произнесением Иисусовой молитвы. А здесь кто-то постучал и сразу же открыл дверь. Монаха это насторожило, потому что свои так не приходят. Человек, который ввалился без спроса в монашескую келью, говорит: «Доверься мне, отдайся мне, я дам покой твоей душе». Тогда монах понял, кто без молитвы может так говорить и войти в келью, он понял, что это дьявол, поэтому ответил: «Нет, я Божий. Отойди от меня, сатана». А он говорит: «Какой же ты Божий, когда три недели гневаешься и не можешь простить своего брата?» При этих словах подвижник побежал к своему брату, упал на колени и попросил у него прощения. После этого сердце его успокоилось. Когда он вернулся в свою келью, то увидел, что дьявол сжёг его рукоделия и кожаную подстилку, которую он бросал на пол, стоя на коленях. Это было всё сожжено и осквернено дьяволом. Вот так он ненавидит, когда люди примиряются друг с другом.

Наличие мира между людьми — это тоже золотое правило христианской нравственности. Если мира нет, то нет Бога. Есть прямые слова одного из подвижников: «где нет мира, там нет Бога». Всегда можно проверить этим принципом любые, так называемые, благие устремления  людей. Иногда человек недоволен какими-то социальными моментами жизни и призывает людей к действиям, революционному протесту, демонстрациям, судам искать правды, бить жидов, спасать Россию и так далее. Давайте посмотрим, есть ли здесь любовь, с какими лозунгами, с какими словами люди проповедуют, выходят на улицы? Что их  объединяет? Если «бей жидов, спасай Россию» — это ненависть сплошная, там нет любви, там мира нет, Христа нет.

Поэтому, дорогие братия и сестры, всё доброе созидается только в мире с Богом, в мире со своей совестью и в мире с ближними. Конечно, бывает очень больно слышать злые слова, клевету в свой адрес, какое-либо зло. Но когда это случается, дорогие братия и сестры, мы должны очень спокойно относиться к этому. Клевета всегда преувеличена в десятки, в сотни раз. Но не бывает дыма без огня, и какая-то частичная твоя вина есть в этом. Если не в этом, то в чём-то другом, ради чего Господь тебя смиряет через ближнего. Не дай Бог, чтобы тебя начал смирять сам Бог. Лучше от ближнего, лучше от соседа, от прихожанина что-то потерпеть, но не дай Бог, чтобы испытать на себе гнев Божий, потому что он велик  и во много раз более страшен, чем какие-то слова в адрес нас со стороны наших близких. Клеветой, злобой прощаются грехи того человека, который претерпевает это со смирением, а по-другому это и немыслимо для христианина.

Потому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы  такими евангельскими принципами была наполнена наша с вами жизнь. Чтобы мы руководствовались ими, и тогда, как говорится в Евангелии, «просветится свет ваш пред людьми, и они будут видеть ваши добрые дела и прославлять Отца вашего Небесного». Аминь.

18 октября 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры! Сегодня читалось Евангелие из Нагорной проповеди Христа, один из самых важных отрывков Евангелия, который показывает нам с вами несомненную высоту христианской нравственности по сравнению с ветхозаветной нравственностью.

Это Евангелие начинается такими словами: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Эти слова являются золотым правилом христианской нравственности. Если применить их к нашей с вами жизни, мы увидим недосягаемую высоту этих слов, увидим, что мы совсем не так поступаем в нашей жизни. В лучшем случае, мы делаем добро тем людям, которые к нам относятся по-доброму. А иногда мы совсем не помним добра, которое люди нам делают, бываем неблагодарными людьми с короткой памятью, которая помнит только, когда добро это прекращается. А чтобы быть благодарным человеку, просто помолиться за него, поблагодарить, оказать словесное почтение и внимание за добрые дела, оказанные нам, у нас не хватает ума, не хватает времени, а, бывает, и желания.

Это в отношении того добра, которое делают нам люди. А когда они делают зло, в чём бы оно ни выражалось, то мы стараемся ответить тем же,  в лучшем случае перестаём общаться с такими людьми, игнорируем их, избегаем общения. А когда встречаемся с теми людьми, которые сделали нам зло, то, посмотрев на наше лицо, порой может стать страшно от того, какой злобой оно преисполнено, каким надмением, высокомерием. У нас сплошь и рядом бывают такие поступки, когда мы с вами как бы идём, видя человека, но делаем вид, что не замечаем его, не желая общаться с ним. Это мораль Ветхого Завета. Она выражается словами: «Око за око, зуб за зуб». Некоторые восточные народы пошли ещё дальше ветхозаветных  иудеев и жили по законам  кровной мести. Она и сейчас ещё присутствует на востоке, сплошь и рядом. Люди, живущие по такому принципу, не нуждаются ни в каком светском законодательстве. Они сами чинят суд и расправу и не успокоятся, пока в ответ не будет пролита кровь. Только тогда человек успокоится и будет считать, что справедливость восстановлена. Но так не бывает, потому что пролитая кровь всегда требует новой крови, и зло никогда злом не остановишь.

Господь даёт нам с вами более высокую ступень  нравственной жизни и правило, к которому мы должны стремиться и по которому должны жить. Очень часто люди ищут конкретных способов исполнения Евангелия, каких-то упражнений, конкретных поступков. Так вот, до предела ясное и конкретное правило, как надо жить и как относиться к людям, содержится именно в этом слове Евангелия: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Не так, как они поступают, а как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Каждый человек, конечно, понимает, каким бы он хотел видеть это отношение людей к себе: своих близких, друзей, соседей, чиновников, людей, с которыми не знаком, но с которыми просто сталкиваешься в жизни, в транспорте, в городе и так далее, тех людей, которых называют евангельским словом «ближние».

Как бы мы хотели, чтобы они относились к нам? Если ты занимаешь какую-то должность в обществе, являешься, например, чиновником, от которого зависят нужды и чаяния людей, то поставь себя на место тех людей, которые к тебе приходят. Если ты врач, поставь себя на место пациентов. Если Господь призвал тебя к какому-то другому делу, например, если ты строитель, значит, строй так, чтобы тебя не вспоминали потом недобрым словом, чтобы построенное тобой стояло если не века, то хотя бы десятилетия. Всё должно проверятся этим правилом в нашей с вами жизни.

И дай Бог, чтобы мы с вами помнили эти слова при каждом поступке, при каждом действии в нашей жизни: когда мы идём по дороге домой, когда мы идём в храм, везде с кем-то или с чем-то встречаемся, соприкасаемся. И всегда мы должны задавать себе этот вопрос, этими правилами должны проверять свою жизнь. Если едешь за рулем, как бы ты хотел, чтобы другие ехали, как бы они вели свои машины, как бы они обгоняли, как бы подрезали тебя и так далее. Если хочешь, чтобы тебя пропускали — ты так же веди свою машину. Когда едешь по грязи, по лужам, когда пешеходы идут — поставь себя на их место.

И так в любой жизненной ситуации. Если бы мы с вами проверяли себя, вспоминали об этом правиле, то наша жизнь была бы устроена совсем по-другому. Или эти слова можно иначе, более просто перефразировать: «А как бы поступил Христос на твоём месте?» И мы получили бы с вами одинаковый ответ с этим же правилом христианской нравственности «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного».

Эти слова, дорогие братия и сестры, говорят о ещё более высокой ступени нравственной жизни: о любви к врагам. Современные христиане, к сожалению, утратили эту способность. Мы не то, что врагов не можем любить, мы даже не можем любить людей, которые не сделали нам никакого зла. А если задуматься, у каждого из нас есть свои если не враги, то, по крайней мере, недруги, те люди, которые как-то игнорируют, обижают нас. У каждого такие есть: у кого сосед, у кого сотрудник по работе, который сидит за соседним столом или у станка соседнего стоит. У каждого из нас есть недруги, завистники, клеветники. Как мы должны относиться к таким людям? По слову Евангелия, мы должны их любить. А если любить невозможно, если этой любви нет и в помине? Казалось бы, так просто: захотел, взял и полюбил? Нет, такого не бывает, потому что любовь должна быть выражена в словах. Точно так же,  как Бог в душе — это иллюзия и враньё, так и любовь, когда она не проявляется в жизни, когда она не выражена в словах, когда она не выражена в поступках, когда эта любовь не видна на твоём лице, облагороженном этой любовью, значит, этой любви нет. Поэтому любовь — это высота христианской жизни, и так просто, конечно, в мгновение этой любви не достигают. Надо молиться Богу, чтобы Господь даровал нам эту добродетель.

Следующим обязательным принципом является молитва за наших врагов. Это тоже непросто сделать. Когда человек приступает к этой молитве, язык не поворачивается, чтобы произнести с добрым чувством, да пожелать добра тому человеку, который причинил тебе зло. Сердце преисполняется ненавистью, злобой, раздражением, гневом. Но это бесовские проявления. Мы должны прощать своим врагам, не помнить зла, ни в  коем случае не мстить за их злые поступки в наш адрес.

В Евангелии есть такие слова, которые передаёт Иоанн Богослов: «Возлюбленные, не мстите за себя, но дайте место гневу Божию». Эти слова мы с вами должны помнить. Иногда человек хочет отомстить за зло в свой адрес, тем более, когда он имеет к тому возможность, обладая какими-либо связями или положением. В этом случае очень легко «перекрыть кислород» любому человеку, особенно тем, кто связан с властью, с муниципальными органами, не дай Бог, с налоговой инспекцией. В одно мгновение можно уничтожить любого человека, превратить его из преуспевающего бизнесмена в ничто. Это сплошь и рядом делается очень легко и быстро.

Но не так должны поступать христиане. «Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию». А молиться Богу, прощая этих людей, мы не должны такими словами: «Господи, я не  буду мстить, не буду подключать чиновников. Ты Сам отомсти за меня, лучше сегодня же. Сделай так, чтобы хата его сгорела, к примеру». Ни в коем случае нельзя так молиться, даже такие слова произносить: «Господи, Ты Сам отомсти за меня». Нельзя так говорить, потому что это ненависть, это слова злые, слова проклятия. «Господи, сохрани, защити, вразуми меня или того человека, а мне дай терпения» — так мы должны молиться. Не «отомсти, Господи», а «вразуми, умудри, помоги, чтобы злоба прекратилась, чтобы она не имела места на земле». Святые подвижники очень чётко понимали это и боялись пребывать в состоянии гнева  и непрощения.

В патерике описан такой случай. Однажды один подвижник по имени Исаак гневался на своего собрата, монаха. Вскоре они примирились, но несколько недель оставался осадок на сердце, обида не давала сердцу успокаиваться. Вот что по прошествии некоторого времени  с ним случилось. В его келью кто-то постучал и открыл дверь без молитвы. Обычно в монашеские кельи всегда стучат с произнесением Иисусовой молитвы. А здесь кто-то постучал и сразу же открыл дверь. Монаха это насторожило, потому что свои так не приходят. Человек, который ввалился без спроса в монашескую келью, говорит: «Доверься мне, отдайся мне, я дам покой твоей душе». Тогда монах понял, кто без молитвы может так говорить и войти в келью, он понял, что это дьявол, поэтому ответил: «Нет, я Божий. Отойди от меня, сатана». А он говорит: «Какой же ты Божий, когда три недели гневаешься и не можешь простить своего брата?» При этих словах подвижник побежал к своему брату, упал на колени и попросил у него прощения. После этого сердце его успокоилось. Когда он вернулся в свою келью, то увидел, что дьявол сжёг его рукоделия и кожаную подстилку, которую он бросал на пол, стоя на коленях. Это было всё сожжено и осквернено дьяволом. Вот так он ненавидит, когда люди примиряются друг с другом.

Наличие мира между людьми — это тоже золотое правило христианской нравственности. Если мира нет, то нет Бога. Есть прямые слова одного из подвижников: «где нет мира, там нет Бога». Всегда можно проверить этим принципом любые, так называемые, благие устремления  людей. Иногда человек недоволен какими-то социальными моментами жизни и призывает людей к действиям, революционному протесту, демонстрациям, судам искать правды, бить жидов, спасать Россию и так далее. Давайте посмотрим, есть ли здесь любовь, с какими лозунгами, с какими словами люди проповедуют, выходят на улицы? Что их  объединяет? Если «бей жидов, спасай Россию» — это ненависть сплошная, там нет любви, там мира нет, Христа нет.

Поэтому, дорогие братия и сестры, всё доброе созидается только в мире с Богом, в мире со своей совестью и в мире с ближними. Конечно, бывает очень больно слышать злые слова, клевету в свой адрес, какое-либо зло. Но когда это случается, дорогие братия и сестры, мы должны очень спокойно относиться к этому. Клевета всегда преувеличена в десятки, в сотни раз. Но не бывает дыма без огня, и какая-то частичная твоя вина есть в этом. Если не в этом, то в чём-то другом, ради чего Господь тебя смиряет через ближнего. Не дай Бог, чтобы тебя начал смирять сам Бог. Лучше от ближнего, лучше от соседа, от прихожанина что-то потерпеть, но не дай Бог, чтобы испытать на себе гнев Божий, потому что он велик  и во много раз более страшен, чем какие-то слова в адрес нас со стороны наших близких. Клеветой, злобой прощаются грехи того человека, который претерпевает это со смирением, а по-другому это и немыслимо для христианина.

Потому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы  такими евангельскими принципами была наполнена наша с вами жизнь. Чтобы мы руководствовались ими, и тогда, как говорится в Евангелии, «просветится свет ваш пред людьми, и они будут видеть ваши добрые дела и прославлять Отца вашего Небесного». Аминь.

Предыдущая проповедь

11 октября 2009

О чудесном улове рыбы
Следующая проповедь

25 октября 2009

Воскрешение сына Наинской вдовы

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00