Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О любви к Богу и друг к другу

Дорогие братия и сестры.  

 Сегодня воскресный день, продолжается празднование двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и память многих святых, среди них князей ярославских: Феодора, Давида и Константина. Их молитвами Господь да сохранит державу нашу в мире и благоденствии.

Они жили во времена татаро-монгольского ига. Наверное, уникальным явлением из истории нашего государства, из истории Церкви является то, что князь Феодор после кончины своей супруги вторым браком был женат на дочери хана из Золотой Орды. Он неоднократно совершал туда поездки для подтверждения права правления в своём княжестве в Ярославле. Он произвёл на хана неизгладимое впечатление, поэтому тот согласился отдать свою дочь за него замуж и тем самым укрепить таким династическим браком связи Орды и русских князей. Этим браком Господь даровал несколько десятков лет относительного мира среди общего периода господства татар на нашей земле. Этот мир был в Ярославском, Смоленском княжествах и в некоторых других землях. А дочь хана приняла Православную веру, и дети Давид и Константин были крещены в Православной вере и воспитаны в традициях веры и Церкви Русской.

 Сегодня в воскресный день Господь напоминает нам в Евангелии две основные заповеди, которые должны служить правильным ориентиром в нашей жизни. Один законник, искушая Господа, задал Ему, как казалось, каверзный вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22;36). Фарисеи и книжники спорили на эти темы о значении той или иной заповеди: какая более важна, какая менее важна. Заповеди Божии, которые даны через Моисея Богом, обрастали многими обрядами, предписаниями, постановлениями, которые вошли позднее в целую книгу и образовали Талмуд, который до мелочей определяет всю внешнюю жизнь правоверного иудея. И вот иудеи спорили, потому что было действительно сложно установить, что важнее всего. Выделяя одну из заповедей, другую, тем самым, человек унижает, и от этого рушится цельность вероучения, данного Богом. Но Господь отвечает законнику словами Писания. Есть очень верный критерий, когда спрашивают или наше мнение, или когда размышляют над каким-то нравственным постулатом, или каким-то  моментом вероучения. Очень важно ответ на этот вопрос искать не просто от своего мнения основываясь на своём житейском опыте, образовании и так далее, а как говорит Слово Божие. Нужно, чтобы не было у нас суждений в вопросах веры, как говорится, «от ветра главы своея», а чтобы мы вероучение церковное утверждали на мнениях святых отцов, которые являются безусловными авторитетами в знании церковного учения и в вопросах вероучения.

 Господь ответил этому законнику: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22;37-40). Всё остальное является раскрытием этих двух заповедей.

Дорогие братия и сестры. Вроде бы вещи совершенно обычные, совершенно понятные, но понятные только для слуха, но в жизни мы с вами отнюдь не исполняем и забываем эти две важные заповеди. Достаточно остановить своё внимание на первой заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Это означает, что жизнь христианина должна быть таким образом устроена, чтобы Бог всегда и во всём был на первом месте у человека, как верный критерий всех поступков, размышлений, слов, как образ всей жизни человека: сначала Бог, а потом всё остальное. Сначала Бог, а потом ближние, потом жена, потом муж, потом дети; всё потом, а сначала Бог. И если этот критерий есть, то он определяет жизнь человека и заставляет не распыляться в мелочах, не угождать всем подряд, теряя самое главное и важное. Потому что в поисках, например, мира семейного, какого-то компромисса, что является очень важным и правильным, нужно чётко понимать, что этот компромисс должен иметь определенную черту, за которую переходить уже совершенно невозможно. Если этот компромисс с сохранением семейного мира требует, чтобы ты однажды воскресный день пропустил, не пришёл на службу в силу каких-то семейных планов и так далее, это допустимо, это может быть правильным и верным ради близких и родных. Это могут быть события в семейной жизни, дни рождения, юбилеи, какие-то важные встречи и так далее. Но если это одно воскресенье, второе, третье, и месяц, и два проходят, а человека нет в церкви — это уже является не компромиссом ради мира церковного, а уже таким состоянием, когда человек потерял самое главное и остался без верного критерия. И жизнь осталась без стержня, который поддерживает и направляет человека. Поэтому в вопросе балансирования между близкими и Богом мы должны эту заповедь тоже не забывать: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»

Мы о Боге мало думаем среди житейской суеты своей. В лучшем случае, присутствует в    нашей жизни какая-то краткая утренняя молитва, а затем обычная, суетная жизнь без Бога, без памяти о Боге.

Однажды в древнем Египте к одному старцу пришли два друга из Александрии и спросили: «человек Божий, как нам обрести счастье?» Заплакал человек Божий, возвёл глаза к небу и сквозь слёзы сказал: «чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;

бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;

почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;

молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;

надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;

просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;

исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;

славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!”.

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой.

В таком сравнении, отталкиваясь от наших взаимоотношений с людьми, мы должны наблюдать, чтобы в нас память о Боге присутствовала хотя бы в такой мере. Тогда заповедь о почитании Бога будет для нас превыше всего и больше всего.

Вторая заповедь, подобная этой: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Есть слова народной мудрости: «своя рубашка ближе к телу». Человек всегда думает о себе, пронизанный эгоизмом в силу греховности природы человеческой, склонности её к греху, а не к добродетели. Человек всегда, прежде всего думает о самом себе. Но эта заповедь говорит, чтобы, не запрещая эту заботу о самом себе, мы в равной степени думали бы и о благе ближних наших. Золотое правило христианской нравственности звучит следующим образом: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6;31). Эти Евангельские слова очень помогут нам с вами в исполнении заповеди о любви к ближнему.

Легко рассуждать о любви к ближнему абстрактно, с такой альтруистической позиции, когда можно любить весь мир, когда всё хорошо. Но когда не можешь найти мира в семье, с детьми, с женой или с мужем, или с соседом по площадке, или с родственниками, тогда альтруизм куда- то исчезает. Тогда уже не хочется видеться, не хочется здороваться ни с кем — и всё, любовь оканчивается, и гордыня обладает человеком. Заповеди о любви к Богу и ближнему связаны друг с другом. Ещё преподобный Авва Дорофей для нас с вами предложил такую схему из области геометрии, которая показывает взаимосвязь заповедей. Размышляя об этом, он предлагал представить в уме круг и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Представим теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Люди устремляются к Богу по радиусам, и чем они ближе к Богу, тем эти радиусы сходятся, стремясь к центру и становятся ближе друг к другу. Таким образом, вместе с приближением к Богу, человек большую любовь испытывает и к ближнему. То есть, чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.

 Дорогие, это действительно очевидный факт. Если мы обратимся к жизни святых, подвижников нашего времени, двадцатого века: таких известных и почитаемых старцев, как Иоанн Крестьянкин, старец Николай с острова Залита и других, то вспомним их светящиеся любовью глаза и лица, с любовью принимающие каждого человека, приходящего к ним, как будто самого драгоценного, единственного, уникальнейшего, выше и лучше которого нет. А эти старцы принимали всех приходящих к ним людей именно таким образом. На примере их жизни мы видим, что чем ближе человек к Богу, тем его любовь к ближнему сильнее и ярче выражена. Если нет в нас этого добродушия, этой любви по отношению к ближним, то значит, и до Бога нам ещё очень и очень далеко.

Любовь к Богу и к ближнему, дорогие, проявляется не на словах, а в поступках жизни нашей. И когда говорят, что Бог у нас в душе, что мы являемся верующими людьми и Бог всегда с нами — это самоуспокоение. Бог, как и любой человек, требует проявлений, доказательства этой любви: и регулярное посещение человеком храма, и исполнение заповедей, и пост, и подготовка к исповеди, и ко причащению, исполнение традиций и обрядов нашей Церкви — вот что является доказательством любви к Богу. Точно так же доказательством любви к близкому человеку являются наши поступки, которыми руководит любовь. Таким образом, это Евангелие понуждает нас к деятельной любви к Богу и к ближнему.

Дорогие, проявление этой деятельной любви всё время связано с собственным самоограничением, с ущемлением своей свободолюбивой плоти, эгоистичной и греховной жизни. И таким образом, когда человек живёт хоть в чём-то ради другого человека, в его жизни тогда присутствует крест Христов, и он является подлинным и настоящим христианином. Об этом и говорилось в Евангелии, которое должно было читаться  вторым сегодня: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34). Кто хочет? Господь предлагает добровольно взять свой крест, и этот крест связан с отвержением себя. В каком смысле? Да очень просто. Потому что угождение другому требует, чтобы ты время своё посвятил ему, оторвался от любимых дел, занятий, от чтения книг, от смотрения телевизора, от прогулок, от катания на лыжах, собирания грибов — оторвал это время от себя и посвятил другому человеку, делая ему что-то ценное, важное, приятное, служа ему чем-то и так далее.

Вот об этом сегодняшнее Евангелие, которое призывает нас к деятельной любви друг к другу и к деятельной любви к Богу. И дай Бог, чтобы в нашей жизни эти две заповеди были выражены, и мы были подлинными и настоящими христианами. Аминь.

2 октября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.  

 Сегодня воскресный день, продолжается празднование двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и память многих святых, среди них князей ярославских: Феодора, Давида и Константина. Их молитвами Господь да сохранит державу нашу в мире и благоденствии.

Они жили во времена татаро-монгольского ига. Наверное, уникальным явлением из истории нашего государства, из истории Церкви является то, что князь Феодор после кончины своей супруги вторым браком был женат на дочери хана из Золотой Орды. Он неоднократно совершал туда поездки для подтверждения права правления в своём княжестве в Ярославле. Он произвёл на хана неизгладимое впечатление, поэтому тот согласился отдать свою дочь за него замуж и тем самым укрепить таким династическим браком связи Орды и русских князей. Этим браком Господь даровал несколько десятков лет относительного мира среди общего периода господства татар на нашей земле. Этот мир был в Ярославском, Смоленском княжествах и в некоторых других землях. А дочь хана приняла Православную веру, и дети Давид и Константин были крещены в Православной вере и воспитаны в традициях веры и Церкви Русской.

 Сегодня в воскресный день Господь напоминает нам в Евангелии две основные заповеди, которые должны служить правильным ориентиром в нашей жизни. Один законник, искушая Господа, задал Ему, как казалось, каверзный вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22;36). Фарисеи и книжники спорили на эти темы о значении той или иной заповеди: какая более важна, какая менее важна. Заповеди Божии, которые даны через Моисея Богом, обрастали многими обрядами, предписаниями, постановлениями, которые вошли позднее в целую книгу и образовали Талмуд, который до мелочей определяет всю внешнюю жизнь правоверного иудея. И вот иудеи спорили, потому что было действительно сложно установить, что важнее всего. Выделяя одну из заповедей, другую, тем самым, человек унижает, и от этого рушится цельность вероучения, данного Богом. Но Господь отвечает законнику словами Писания. Есть очень верный критерий, когда спрашивают или наше мнение, или когда размышляют над каким-то нравственным постулатом, или каким-то  моментом вероучения. Очень важно ответ на этот вопрос искать не просто от своего мнения основываясь на своём житейском опыте, образовании и так далее, а как говорит Слово Божие. Нужно, чтобы не было у нас суждений в вопросах веры, как говорится, «от ветра главы своея», а чтобы мы вероучение церковное утверждали на мнениях святых отцов, которые являются безусловными авторитетами в знании церковного учения и в вопросах вероучения.

 Господь ответил этому законнику: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22;37-40). Всё остальное является раскрытием этих двух заповедей.

Дорогие братия и сестры. Вроде бы вещи совершенно обычные, совершенно понятные, но понятные только для слуха, но в жизни мы с вами отнюдь не исполняем и забываем эти две важные заповеди. Достаточно остановить своё внимание на первой заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Это означает, что жизнь христианина должна быть таким образом устроена, чтобы Бог всегда и во всём был на первом месте у человека, как верный критерий всех поступков, размышлений, слов, как образ всей жизни человека: сначала Бог, а потом всё остальное. Сначала Бог, а потом ближние, потом жена, потом муж, потом дети; всё потом, а сначала Бог. И если этот критерий есть, то он определяет жизнь человека и заставляет не распыляться в мелочах, не угождать всем подряд, теряя самое главное и важное. Потому что в поисках, например, мира семейного, какого-то компромисса, что является очень важным и правильным, нужно чётко понимать, что этот компромисс должен иметь определенную черту, за которую переходить уже совершенно невозможно. Если этот компромисс с сохранением семейного мира требует, чтобы ты однажды воскресный день пропустил, не пришёл на службу в силу каких-то семейных планов и так далее, это допустимо, это может быть правильным и верным ради близких и родных. Это могут быть события в семейной жизни, дни рождения, юбилеи, какие-то важные встречи и так далее. Но если это одно воскресенье, второе, третье, и месяц, и два проходят, а человека нет в церкви — это уже является не компромиссом ради мира церковного, а уже таким состоянием, когда человек потерял самое главное и остался без верного критерия. И жизнь осталась без стержня, который поддерживает и направляет человека. Поэтому в вопросе балансирования между близкими и Богом мы должны эту заповедь тоже не забывать: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»

Мы о Боге мало думаем среди житейской суеты своей. В лучшем случае, присутствует в    нашей жизни какая-то краткая утренняя молитва, а затем обычная, суетная жизнь без Бога, без памяти о Боге.

Однажды в древнем Египте к одному старцу пришли два друга из Александрии и спросили: «человек Божий, как нам обрести счастье?» Заплакал человек Божий, возвёл глаза к небу и сквозь слёзы сказал: «чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;

бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;

почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;

молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;

надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;

просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;

исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;

славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!”.

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой.

В таком сравнении, отталкиваясь от наших взаимоотношений с людьми, мы должны наблюдать, чтобы в нас память о Боге присутствовала хотя бы в такой мере. Тогда заповедь о почитании Бога будет для нас превыше всего и больше всего.

Вторая заповедь, подобная этой: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Есть слова народной мудрости: «своя рубашка ближе к телу». Человек всегда думает о себе, пронизанный эгоизмом в силу греховности природы человеческой, склонности её к греху, а не к добродетели. Человек всегда, прежде всего думает о самом себе. Но эта заповедь говорит, чтобы, не запрещая эту заботу о самом себе, мы в равной степени думали бы и о благе ближних наших. Золотое правило христианской нравственности звучит следующим образом: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6;31). Эти Евангельские слова очень помогут нам с вами в исполнении заповеди о любви к ближнему.

Легко рассуждать о любви к ближнему абстрактно, с такой альтруистической позиции, когда можно любить весь мир, когда всё хорошо. Но когда не можешь найти мира в семье, с детьми, с женой или с мужем, или с соседом по площадке, или с родственниками, тогда альтруизм куда- то исчезает. Тогда уже не хочется видеться, не хочется здороваться ни с кем — и всё, любовь оканчивается, и гордыня обладает человеком. Заповеди о любви к Богу и ближнему связаны друг с другом. Ещё преподобный Авва Дорофей для нас с вами предложил такую схему из области геометрии, которая показывает взаимосвязь заповедей. Размышляя об этом, он предлагал представить в уме круг и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Представим теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Люди устремляются к Богу по радиусам, и чем они ближе к Богу, тем эти радиусы сходятся, стремясь к центру и становятся ближе друг к другу. Таким образом, вместе с приближением к Богу, человек большую любовь испытывает и к ближнему. То есть, чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.

 Дорогие, это действительно очевидный факт. Если мы обратимся к жизни святых, подвижников нашего времени, двадцатого века: таких известных и почитаемых старцев, как Иоанн Крестьянкин, старец Николай с острова Залита и других, то вспомним их светящиеся любовью глаза и лица, с любовью принимающие каждого человека, приходящего к ним, как будто самого драгоценного, единственного, уникальнейшего, выше и лучше которого нет. А эти старцы принимали всех приходящих к ним людей именно таким образом. На примере их жизни мы видим, что чем ближе человек к Богу, тем его любовь к ближнему сильнее и ярче выражена. Если нет в нас этого добродушия, этой любви по отношению к ближним, то значит, и до Бога нам ещё очень и очень далеко.

Любовь к Богу и к ближнему, дорогие, проявляется не на словах, а в поступках жизни нашей. И когда говорят, что Бог у нас в душе, что мы являемся верующими людьми и Бог всегда с нами — это самоуспокоение. Бог, как и любой человек, требует проявлений, доказательства этой любви: и регулярное посещение человеком храма, и исполнение заповедей, и пост, и подготовка к исповеди, и ко причащению, исполнение традиций и обрядов нашей Церкви — вот что является доказательством любви к Богу. Точно так же доказательством любви к близкому человеку являются наши поступки, которыми руководит любовь. Таким образом, это Евангелие понуждает нас к деятельной любви к Богу и к ближнему.

Дорогие, проявление этой деятельной любви всё время связано с собственным самоограничением, с ущемлением своей свободолюбивой плоти, эгоистичной и греховной жизни. И таким образом, когда человек живёт хоть в чём-то ради другого человека, в его жизни тогда присутствует крест Христов, и он является подлинным и настоящим христианином. Об этом и говорилось в Евангелии, которое должно было читаться  вторым сегодня: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34). Кто хочет? Господь предлагает добровольно взять свой крест, и этот крест связан с отвержением себя. В каком смысле? Да очень просто. Потому что угождение другому требует, чтобы ты время своё посвятил ему, оторвался от любимых дел, занятий, от чтения книг, от смотрения телевизора, от прогулок, от катания на лыжах, собирания грибов — оторвал это время от себя и посвятил другому человеку, делая ему что-то ценное, важное, приятное, служа ему чем-то и так далее.

Вот об этом сегодняшнее Евангелие, которое призывает нас к деятельной любви друг к другу и к деятельной любви к Богу. И дай Бог, чтобы в нашей жизни эти две заповеди были выражены, и мы были подлинными и настоящими христианами. Аминь.

Предыдущая проповедь

11 сентября 2016

Усекновение гпавы Иоанна Предтечи
Следующая проповедь

23 октября 2016

Исцеление сына наинской вдовы

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00