Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О милосердии

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

В сегодняшний воскресный день Церковь предлагает для нашего с вами назидания вспомнить и приложить к своей жизни евангельский отрывок, который повествует нам о милосердии, о любви к ближнему.

Однажды некий законник подошёл ко Христу и, испытывая, искушая Его, стараясь поймать, уловить в неверном слове, задаёт каверзный вопрос: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Наверное, каждый человек рано или поздно задаёт себе подобные вопросы. Как жить в этой жизни, чтобы она была наполнена смыслом, чтобы не зря её прожить? Подчас каждому из нас кажется, что человек — хозяин собственной жизни. Как хочу, так и живу.   Хочу – грешу, хочу – нет; хочу — так живу, хочу – по-другому; хочу — иду по головам, иногда по трупам людей в достижении определённых целей, порой фантастических, несбыточных.   Иногда не совсем так, грубо думая и поступая, а просто где-то подставляя людей, хитря, лицемеря, часто пробираясь иными, более мягкими путями, но всё равно двигаясь к тем же целям: своего материального благосостояния и спокойной, беззаботной жизни. Не так ли поступил Понтий Пилат, когда иудеи вынуждали его дать разрешение на то, чтобы Христа предать смерти? Ведь он прекрасно понимал, что вины-то никакой нет во Христе. Но когда первосвященники напомнили ему о том, что если он не предаст смерти Христа, то он не друг кесарю, римскому императору — всё, благородство у Пилата пропало, вся храбрость его сразу отошла на второй план, потому что ему намекнули на то, что может пошатнуться его благосостояние, что на его месте может оказаться другой.

Как жить, чтобы не было мучительно больно за то, что мы не так живём? Вот истинный вопрос, вопрос жизни и смерти. К сожалению, современный человек редко задумывается об этом и живёт так, как плывёт мёртвая рыба по течению. То есть, как складываются обстоятельства, так он и живёт, без всякого сопротивления злу, греху, пороку, который в изобилии встречает человека в его жизни.

А круг жизни, время идёт неумолимо. И как говорят богословы, время идёт только в одном направлении, его невозможно повернуть вспять. С каждым днём прожитой жизни мы с вами всё ближе и ближе приближаемся к своему собственному концу, и по-другому не может быть. Иногда, подойдя к той или иной жизненной черте, мы задумываемся над тем, как было бы прекрасно, если бы жизнь свою мы смогли повторить и прожить ещё раз. Ну, хотя бы не всю жизнь, хотя бы несколько лет вернуть вспять. Ведь, без сомнения, никто из нас, здесь стоящих, не прожил бы эту новую возможность жизни, с тем же наполнением, как мы прожили до сих пор. Иногда человек задумывается над этим, сталкиваясь со смертью, когда провожает в иной мир близких ему людей, иногда даже тех, которые омрачали его жизнь, допустим, или мужа пьяницу, или жену распутную, или сумасшедших людей.

И вот, казалось бы, смерть освобождает, даёт свободу. Но ведь отнюдь нет. Даже провожая в иной мир человека, который сотворил много грехов и который часто во многом поступал неправильно по отношению к нам, но, лишаясь этого близкого человека рядом с собой, понимаешь, какая бездна пустоты образуется. Если бы жив он был, если бы был он рядом, то согласился бы терпеть ещё десятки лет и пьянство мужа, и беспутную жизнь детей: сына или дочери, и множество других слабостей и пороков.

Кажется иногда, что пользы-то нет от человека, допустим, престарелого, но когда он рядом с тобой, то и душа на месте, душа спокойна, что в родительском доме всё благополучно, всё присмотрено, всё на своих местах. Наше сердце тогда наполняется умиротворением и спокойствием.

Но время вспять повернуть невозможно, и поэтому святые отцы внушают нам мысль о необходимости помнить, стяжать одну прекрасную добродетель, добродетель, которая пугает современного человека, приводит его в ужас. Эта добродетель называется «память смерти». «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь». Помни, что это мгновение, этот день может быть последним в твоей жизни, если даже не в твоей, то в плане твоих взаимоотношений с тем или иным человеком: с больной матерью, с больным отцом, с другом, который попал в беду или иные какие примеры, случаи из жизни. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь».

Если дни наши сочтены, а это, без сомнения, так, то ведь нельзя жить так, как будто мы пишем черновик сочинения, как будто можно было бы спустя какое-то время его переписать и отдать на проверку Богу. А ведь мы с вами живём так,  как будто пишем эти грязные черновики: с ошибками, исправлениями, помарками, грехами. Сколько наших усилий в жизни было направлено абсолютно в никуда: совсем не тем мы с вами занимались, не так жили, не о том думали, не то читали, не то смотрели, не так воспитывали своих детей или не воспитывали их совсем, будучи занятыми своими делами и своей жизнью, как нам казалось, такой интересной, такой важной, такой многообещающей.

А когда жизнь подходит к концу, всё видится в ином свете, всё становится по-другому. Тогда, казалось бы, забросил свою карьеру и не занимался бы ей вообще, лишь бы дети были рядом, лишь бы дети были в Церкви, лишь бы дети были с Богом. Потому что всё остальное, о чём заботится человек, с течением времени становится совершенно никчёмным и ненужным. Ведь не зря сказано в Евангелии: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде Его, а всё остальное приложится вам».

Беда современного человека состоит в том, что мы не надеемся на Бога, стараемся всё сделать сами, своими руками, считаем себя умнее Бога. А что имеем в результате? В результате нет никаких особых достижений — одна житейская суета, когда человек мечется в бесконечной пустоте, которая не даёт ему вспомнить Бога, но которая ни к чему не приводит, потому что без Бога ничего нельзя сотворить в этом мире, в нашей жизни. «Без Меня не можете творити ничесоже», или «без Бога — ни до порога», как говорили более понятным языком наши благочестивые предки.

Итак, Господь отвечает этому евангельскому законнику: «в законе что написано? как читаешь?» И законник, не зря учившийся Священному Писанию, безошибочно отвечает, что есть две заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим. Это первая и главная заповедь. А вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях основывается всё Священное Писание, весь смысл многих библейских книг заключается в этом одном предложении: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Надо сказать, что эти заповеди неотделимы одна от другой. Преподобный авва Дорофей в назидание нам оставил такой пример в виде схемы, которую он изобрел, которая показывает, как соединяется любовь к Богу и любовь к человеку. Представим себе окружность, в центре которой точка — это Бог. От окружности, от моря житейского к центру идут радиусы — это жизни человеческие. И чем больше человек приближается к Богу, тем эти радиусы сужаются и становятся ближе друг к другу. Если человек не идёт к Богу, он разобщён и с людьми.

Но, дорогие братия и сестры, эти слова не новы. С одной стороны, Евангелие — это вечно живая книга, в которой хоть каждый день читай одни и те же строки, а будешь по-разному понимать их. Разный смысл и значение будешь видеть в одних и тех же словах, потому что ты другой — сегодня ты один, а завтра ты другой. Мудрые греки говорили, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку — всё меняется.

С другой стороны, слова Священного Писания — это незыблемая аксиома жизни, которые давно всем до боли известны. Эти истины стары, как сам мир. Казалось бы, что нового сегодня мы с вами услышали? «Люби Бога и ближнего своего». Так Церковь говорит уже в течение двух тысяч лет. Но порой бывает так, что эти слова Священного Писания касаются нашего сердца, как о стенку горох – иногда попадут, коснутся, а чаще отскакивают. Задумывается человек на мгновение, а в результате одна теория. А в итоге, во что превращается жизнь христианская, христианская религия? Превращается она, к нашему ужасу, в религиозную философию, которая занимает область нашего ума и не доходит до сердца, совсем не касается жизни. Одна теория, одна пища для ума, одни логические построения, одно согласие на то, что Бог есть, что Он существует и управляет миром. Но это что-то далёкое, трансцендентное, не касающееся нас. А человек живёт в этом мире автономно и обособленно от Бога.

И мы с ужасом должны констатировать страшную истину, что в нашей жизни нет ни любви к Богу, ни любви к ближнему. Если говорить о любви к Богу, то посмотрите, как звучит эта заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Как наше сердце любит Бога? Что в нашем сердце находится? Бог ли заполняет его? Нет, какие-то грубые, чувственные удовольствия и грехи порабощают наше сердце. Богу нет там места. Всем помышлением твоим должен возлюбить ты Бога. А о чем мысли человеческие? Куда они направлены, если даже мы стоим в Божием храме? Кто на рынке что-то продаёт, кто бельё стирает, кто уже в магазине в очереди стоит, кто другие дела совершает, рабочими делами занимается, строит, продает. Не этими ли мыслями, которые порой именно во время молитвы и возникают, наполнен весь ум человеческий? Все наши помышления о чём? Укорениться в земле, как вековые деревья, свою жизнь обустроить, защитить её со всех сторон, застраховать от всех несчастных случаев. Иногда мы поступаем как мормоны — на год запасов заготовить, продуктов, чтобы ничего не страшно было в жизни, и многое другое.

«Всем сердцем твоим возлюби Бога, всем помышлением твоим, всею душой твоею, всею крепостью твоею», то есть всем усилием твоей жизни, потому что Царство Божие силой берётся. Оно не даётся как бесплатное приложение, как какой-то ненужный вкладыш, приманка, за которую заставляют вас купить абсолютно ненужную вещь. Нет, Евангелие говорит по-другому: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде Его» и что это Царствие Небесное берётся огромным усилием, напряжением и трудом. И только тот, кто совершает этот духовный труд, кто противостоит греху всею крепостью своей жизни, духовной и телесной природы, только тот соединяется со Христом и только тот знает Бога в своей жизни.

Мы с вами посмотрели, какими критериями должна определяться, выражаться любовь к Богу, чтобы охватывать всё существо человека. Да нет в нашей жизни этой любви. Нет и Бога в нашей жизни, к сожалению и к ужасу. Для чего Бог нужен современному человеку? Бог нужен, как некое приложение, как какой-то языческий оракул, которого можно задобрить чем бы то ни было: иногда подаянием, иногда постом, иногда ещё чем-то внешним; приручить Бога, как приручает человек домашних животных, дрессируя их, давая им что-либо и заставляя служить себе; заставить сделать так, чтобы Бог был помощником тебе в твоей жизни, чтобы Он помогал тебе во всём, во всех твоих тяготах и невзгодах.

Но это языческий подход. Точно так же думали наши далёкие предки, славяне-язычники, которые приносили жертвы своим богам. Так же думали другие древние язычники, которых прогоняли евреи по пути к Земле Обетованной. Ханаанские народы для чего приносили человеческие жертвы? Для чтобы Бога умилостивить, приручить Его, заставить, чтобы Он замолчал, если не может помогать в жизни. И в результате получается, что Сам Бог, Его благодать не нужны человеку, нужны лишь Его дары, которые являются следствием для того человека, который приобщился и присоединился к Богу.

Как в нашей жизни нет любви к Богу, своему Создателю, точно так же нет, конечно же, и любви к ближнему. И чем больше живёт человечество, тем любви становится всё меньше и меньше. И недаром евангелисты, передавая слова Христа о Втором Пришествии, одним из самых интересных признаков близости конца света давали такой верный критерий: когда во многих охладеет любовь, когда люди будут относиться друг к другу, как звери между собой, как враги непримиримые.

Но ведь, дорогие братия и сестры, почти то же самое, о чём пророчествовали евангелисты, мы видим в наши дни, когда каждый из нас настолько погружён в бездну эгоизма и себялюбия, что ничто другое, что совершается рядом, абсолютно не интересует, не касается нас с вами.

В притче о милосердном самарянине, которую рассказал Христос иудейскому законнику, Он дал понять, кто является ближним нашим. Самарянин оказал милость своему заклятому врагу, смертному врагу иудею, которые не общались с самарянами. Увидеться с самарянином для евреев означало осквернение. Точно так же, как сейчас в Израиле хасиды, когда увидят на Святой Земле православного священника, чуть ли не плюют на него, считают для себя осквернением увидеть инакомыслящего человека. Точно так же относились иудеи к самарянам. Но, тем не менее, этот самарянин оказывает милость своему врагу: перевязывает ему раны, отвозит в гостиницу, заботится о его выздоровлении. Это чудо, которое мы никогда не увидим уже в наши дни.

Не дай Бог сказать, что Евангелие устарело, потому что исполнение его нереально в нашей жизни. Христианское благочестие уже как бы, абсолютно неспособно на это. Милосердный самарянин, а под этим образом подразумевается Христос, Который уврачевал раны человеческой природы, изъязвленной грехом, отвёз раненого человека в гостиницу, под которой подразумевается Церковь, основанная Им на земле, и вручил содержателю гостиницы, а это пастыри и учители Церкви, которые заботятся о духовном здравии пасомых. Милосердный самарянин оставил два динария содержателю гостиницы, чтобы тот позаботился о раненом, и пообещал, что если этого не хватит, на обратном пути он возместит разницу. Это напоминание нам с вами о том, что если мы потрудимся сверх того, что нам положено, то Христос воздаст нам, когда придёт. Это напоминание о Его Втором славном Пришествии, когда Он каждому воздаст по делам своим. И вот тогда-то Господь и спросит с каждого из нас, как ты помнил эти заповеди о любви к Богу; как ты Его любил; что значил Он в твоей жизни; как ты относился к людям, которые рядом с тобой и которые ничуть не хуже тебя самого, которые точно так же сотворены по образу и подобию Божию, как дети одного Отца.

Все дети одинаково дороги для своих родителей. Иногда говорят, что непутёвые дети ещё дороже для родителей — больше беспокойства, больше переживания, больше слёз заставляют они выплакать и больших молитв стоят такие дети. Но для Бога все одинаковы, одинаково дороги и бесценны в Его очах.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти слова о любви не оказались пустыми, чуждыми, малозначимыми для нашей жизни. Дай Бог, чтобы светские, неверующие люди, когда видят нас с вами, видят, как мы живём, могли сказать или повторить эти евангельские слова: «По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Аминь.

25 ноября 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

В сегодняшний воскресный день Церковь предлагает для нашего с вами назидания вспомнить и приложить к своей жизни евангельский отрывок, который повествует нам о милосердии, о любви к ближнему.

Однажды некий законник подошёл ко Христу и, испытывая, искушая Его, стараясь поймать, уловить в неверном слове, задаёт каверзный вопрос: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Наверное, каждый человек рано или поздно задаёт себе подобные вопросы. Как жить в этой жизни, чтобы она была наполнена смыслом, чтобы не зря её прожить? Подчас каждому из нас кажется, что человек — хозяин собственной жизни. Как хочу, так и живу.   Хочу – грешу, хочу – нет; хочу — так живу, хочу – по-другому; хочу — иду по головам, иногда по трупам людей в достижении определённых целей, порой фантастических, несбыточных.   Иногда не совсем так, грубо думая и поступая, а просто где-то подставляя людей, хитря, лицемеря, часто пробираясь иными, более мягкими путями, но всё равно двигаясь к тем же целям: своего материального благосостояния и спокойной, беззаботной жизни. Не так ли поступил Понтий Пилат, когда иудеи вынуждали его дать разрешение на то, чтобы Христа предать смерти? Ведь он прекрасно понимал, что вины-то никакой нет во Христе. Но когда первосвященники напомнили ему о том, что если он не предаст смерти Христа, то он не друг кесарю, римскому императору — всё, благородство у Пилата пропало, вся храбрость его сразу отошла на второй план, потому что ему намекнули на то, что может пошатнуться его благосостояние, что на его месте может оказаться другой.

Как жить, чтобы не было мучительно больно за то, что мы не так живём? Вот истинный вопрос, вопрос жизни и смерти. К сожалению, современный человек редко задумывается об этом и живёт так, как плывёт мёртвая рыба по течению. То есть, как складываются обстоятельства, так он и живёт, без всякого сопротивления злу, греху, пороку, который в изобилии встречает человека в его жизни.

А круг жизни, время идёт неумолимо. И как говорят богословы, время идёт только в одном направлении, его невозможно повернуть вспять. С каждым днём прожитой жизни мы с вами всё ближе и ближе приближаемся к своему собственному концу, и по-другому не может быть. Иногда, подойдя к той или иной жизненной черте, мы задумываемся над тем, как было бы прекрасно, если бы жизнь свою мы смогли повторить и прожить ещё раз. Ну, хотя бы не всю жизнь, хотя бы несколько лет вернуть вспять. Ведь, без сомнения, никто из нас, здесь стоящих, не прожил бы эту новую возможность жизни, с тем же наполнением, как мы прожили до сих пор. Иногда человек задумывается над этим, сталкиваясь со смертью, когда провожает в иной мир близких ему людей, иногда даже тех, которые омрачали его жизнь, допустим, или мужа пьяницу, или жену распутную, или сумасшедших людей.

И вот, казалось бы, смерть освобождает, даёт свободу. Но ведь отнюдь нет. Даже провожая в иной мир человека, который сотворил много грехов и который часто во многом поступал неправильно по отношению к нам, но, лишаясь этого близкого человека рядом с собой, понимаешь, какая бездна пустоты образуется. Если бы жив он был, если бы был он рядом, то согласился бы терпеть ещё десятки лет и пьянство мужа, и беспутную жизнь детей: сына или дочери, и множество других слабостей и пороков.

Кажется иногда, что пользы-то нет от человека, допустим, престарелого, но когда он рядом с тобой, то и душа на месте, душа спокойна, что в родительском доме всё благополучно, всё присмотрено, всё на своих местах. Наше сердце тогда наполняется умиротворением и спокойствием.

Но время вспять повернуть невозможно, и поэтому святые отцы внушают нам мысль о необходимости помнить, стяжать одну прекрасную добродетель, добродетель, которая пугает современного человека, приводит его в ужас. Эта добродетель называется «память смерти». «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь». Помни, что это мгновение, этот день может быть последним в твоей жизни, если даже не в твоей, то в плане твоих взаимоотношений с тем или иным человеком: с больной матерью, с больным отцом, с другом, который попал в беду или иные какие примеры, случаи из жизни. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь».

Если дни наши сочтены, а это, без сомнения, так, то ведь нельзя жить так, как будто мы пишем черновик сочинения, как будто можно было бы спустя какое-то время его переписать и отдать на проверку Богу. А ведь мы с вами живём так,  как будто пишем эти грязные черновики: с ошибками, исправлениями, помарками, грехами. Сколько наших усилий в жизни было направлено абсолютно в никуда: совсем не тем мы с вами занимались, не так жили, не о том думали, не то читали, не то смотрели, не так воспитывали своих детей или не воспитывали их совсем, будучи занятыми своими делами и своей жизнью, как нам казалось, такой интересной, такой важной, такой многообещающей.

А когда жизнь подходит к концу, всё видится в ином свете, всё становится по-другому. Тогда, казалось бы, забросил свою карьеру и не занимался бы ей вообще, лишь бы дети были рядом, лишь бы дети были в Церкви, лишь бы дети были с Богом. Потому что всё остальное, о чём заботится человек, с течением времени становится совершенно никчёмным и ненужным. Ведь не зря сказано в Евангелии: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде Его, а всё остальное приложится вам».

Беда современного человека состоит в том, что мы не надеемся на Бога, стараемся всё сделать сами, своими руками, считаем себя умнее Бога. А что имеем в результате? В результате нет никаких особых достижений — одна житейская суета, когда человек мечется в бесконечной пустоте, которая не даёт ему вспомнить Бога, но которая ни к чему не приводит, потому что без Бога ничего нельзя сотворить в этом мире, в нашей жизни. «Без Меня не можете творити ничесоже», или «без Бога — ни до порога», как говорили более понятным языком наши благочестивые предки.

Итак, Господь отвечает этому евангельскому законнику: «в законе что написано? как читаешь?» И законник, не зря учившийся Священному Писанию, безошибочно отвечает, что есть две заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим. Это первая и главная заповедь. А вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях основывается всё Священное Писание, весь смысл многих библейских книг заключается в этом одном предложении: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Надо сказать, что эти заповеди неотделимы одна от другой. Преподобный авва Дорофей в назидание нам оставил такой пример в виде схемы, которую он изобрел, которая показывает, как соединяется любовь к Богу и любовь к человеку. Представим себе окружность, в центре которой точка — это Бог. От окружности, от моря житейского к центру идут радиусы — это жизни человеческие. И чем больше человек приближается к Богу, тем эти радиусы сужаются и становятся ближе друг к другу. Если человек не идёт к Богу, он разобщён и с людьми.

Но, дорогие братия и сестры, эти слова не новы. С одной стороны, Евангелие — это вечно живая книга, в которой хоть каждый день читай одни и те же строки, а будешь по-разному понимать их. Разный смысл и значение будешь видеть в одних и тех же словах, потому что ты другой — сегодня ты один, а завтра ты другой. Мудрые греки говорили, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку — всё меняется.

С другой стороны, слова Священного Писания — это незыблемая аксиома жизни, которые давно всем до боли известны. Эти истины стары, как сам мир. Казалось бы, что нового сегодня мы с вами услышали? «Люби Бога и ближнего своего». Так Церковь говорит уже в течение двух тысяч лет. Но порой бывает так, что эти слова Священного Писания касаются нашего сердца, как о стенку горох – иногда попадут, коснутся, а чаще отскакивают. Задумывается человек на мгновение, а в результате одна теория. А в итоге, во что превращается жизнь христианская, христианская религия? Превращается она, к нашему ужасу, в религиозную философию, которая занимает область нашего ума и не доходит до сердца, совсем не касается жизни. Одна теория, одна пища для ума, одни логические построения, одно согласие на то, что Бог есть, что Он существует и управляет миром. Но это что-то далёкое, трансцендентное, не касающееся нас. А человек живёт в этом мире автономно и обособленно от Бога.

И мы с ужасом должны констатировать страшную истину, что в нашей жизни нет ни любви к Богу, ни любви к ближнему. Если говорить о любви к Богу, то посмотрите, как звучит эта заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Как наше сердце любит Бога? Что в нашем сердце находится? Бог ли заполняет его? Нет, какие-то грубые, чувственные удовольствия и грехи порабощают наше сердце. Богу нет там места. Всем помышлением твоим должен возлюбить ты Бога. А о чем мысли человеческие? Куда они направлены, если даже мы стоим в Божием храме? Кто на рынке что-то продаёт, кто бельё стирает, кто уже в магазине в очереди стоит, кто другие дела совершает, рабочими делами занимается, строит, продает. Не этими ли мыслями, которые порой именно во время молитвы и возникают, наполнен весь ум человеческий? Все наши помышления о чём? Укорениться в земле, как вековые деревья, свою жизнь обустроить, защитить её со всех сторон, застраховать от всех несчастных случаев. Иногда мы поступаем как мормоны — на год запасов заготовить, продуктов, чтобы ничего не страшно было в жизни, и многое другое.

«Всем сердцем твоим возлюби Бога, всем помышлением твоим, всею душой твоею, всею крепостью твоею», то есть всем усилием твоей жизни, потому что Царство Божие силой берётся. Оно не даётся как бесплатное приложение, как какой-то ненужный вкладыш, приманка, за которую заставляют вас купить абсолютно ненужную вещь. Нет, Евангелие говорит по-другому: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде Его» и что это Царствие Небесное берётся огромным усилием, напряжением и трудом. И только тот, кто совершает этот духовный труд, кто противостоит греху всею крепостью своей жизни, духовной и телесной природы, только тот соединяется со Христом и только тот знает Бога в своей жизни.

Мы с вами посмотрели, какими критериями должна определяться, выражаться любовь к Богу, чтобы охватывать всё существо человека. Да нет в нашей жизни этой любви. Нет и Бога в нашей жизни, к сожалению и к ужасу. Для чего Бог нужен современному человеку? Бог нужен, как некое приложение, как какой-то языческий оракул, которого можно задобрить чем бы то ни было: иногда подаянием, иногда постом, иногда ещё чем-то внешним; приручить Бога, как приручает человек домашних животных, дрессируя их, давая им что-либо и заставляя служить себе; заставить сделать так, чтобы Бог был помощником тебе в твоей жизни, чтобы Он помогал тебе во всём, во всех твоих тяготах и невзгодах.

Но это языческий подход. Точно так же думали наши далёкие предки, славяне-язычники, которые приносили жертвы своим богам. Так же думали другие древние язычники, которых прогоняли евреи по пути к Земле Обетованной. Ханаанские народы для чего приносили человеческие жертвы? Для чтобы Бога умилостивить, приручить Его, заставить, чтобы Он замолчал, если не может помогать в жизни. И в результате получается, что Сам Бог, Его благодать не нужны человеку, нужны лишь Его дары, которые являются следствием для того человека, который приобщился и присоединился к Богу.

Как в нашей жизни нет любви к Богу, своему Создателю, точно так же нет, конечно же, и любви к ближнему. И чем больше живёт человечество, тем любви становится всё меньше и меньше. И недаром евангелисты, передавая слова Христа о Втором Пришествии, одним из самых интересных признаков близости конца света давали такой верный критерий: когда во многих охладеет любовь, когда люди будут относиться друг к другу, как звери между собой, как враги непримиримые.

Но ведь, дорогие братия и сестры, почти то же самое, о чём пророчествовали евангелисты, мы видим в наши дни, когда каждый из нас настолько погружён в бездну эгоизма и себялюбия, что ничто другое, что совершается рядом, абсолютно не интересует, не касается нас с вами.

В притче о милосердном самарянине, которую рассказал Христос иудейскому законнику, Он дал понять, кто является ближним нашим. Самарянин оказал милость своему заклятому врагу, смертному врагу иудею, которые не общались с самарянами. Увидеться с самарянином для евреев означало осквернение. Точно так же, как сейчас в Израиле хасиды, когда увидят на Святой Земле православного священника, чуть ли не плюют на него, считают для себя осквернением увидеть инакомыслящего человека. Точно так же относились иудеи к самарянам. Но, тем не менее, этот самарянин оказывает милость своему врагу: перевязывает ему раны, отвозит в гостиницу, заботится о его выздоровлении. Это чудо, которое мы никогда не увидим уже в наши дни.

Не дай Бог сказать, что Евангелие устарело, потому что исполнение его нереально в нашей жизни. Христианское благочестие уже как бы, абсолютно неспособно на это. Милосердный самарянин, а под этим образом подразумевается Христос, Который уврачевал раны человеческой природы, изъязвленной грехом, отвёз раненого человека в гостиницу, под которой подразумевается Церковь, основанная Им на земле, и вручил содержателю гостиницы, а это пастыри и учители Церкви, которые заботятся о духовном здравии пасомых. Милосердный самарянин оставил два динария содержателю гостиницы, чтобы тот позаботился о раненом, и пообещал, что если этого не хватит, на обратном пути он возместит разницу. Это напоминание нам с вами о том, что если мы потрудимся сверх того, что нам положено, то Христос воздаст нам, когда придёт. Это напоминание о Его Втором славном Пришествии, когда Он каждому воздаст по делам своим. И вот тогда-то Господь и спросит с каждого из нас, как ты помнил эти заповеди о любви к Богу; как ты Его любил; что значил Он в твоей жизни; как ты относился к людям, которые рядом с тобой и которые ничуть не хуже тебя самого, которые точно так же сотворены по образу и подобию Божию, как дети одного Отца.

Все дети одинаково дороги для своих родителей. Иногда говорят, что непутёвые дети ещё дороже для родителей — больше беспокойства, больше переживания, больше слёз заставляют они выплакать и больших молитв стоят такие дети. Но для Бога все одинаковы, одинаково дороги и бесценны в Его очах.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы эти слова о любви не оказались пустыми, чуждыми, малозначимыми для нашей жизни. Дай Бог, чтобы светские, неверующие люди, когда видят нас с вами, видят, как мы живём, могли сказать или повторить эти евангельские слова: «По тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Аминь.

Предыдущая проповедь

27 марта 2007

Памяти святителя Григория Паламы
Следующая проповедь

9 декабря 2007

Исцеление скорченной женщины

Все проповеди за 2007 год

декабрь 2007

ноябрь 2007

март 2007

февраль 2007

январь 2007

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00