Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

О насыщении народа пятью хлебами

Дорогие братия и сестры! В этот воскресный день Православная Церковь предлагает нашему вниманию необыкновенное Евангельское чтение, о котором свидетельствуют все евангелисты. Это говорит о том, что это чудо необыкновенного, чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, которое совершил Христос, так врезалось в память народа, так запомнилось апостолам, что все они друг за другом свидетельствуют об этом в своих Евангелиях.

Однажды Господь был в окружении народа, большая толпа народа следовала за ним и внимала словам учения, которое Он благовествовал народу. И как иногда бывает, народ задержался допоздна, забыв обо всём материальном и земном, внимая словам Христа, забыл и о времени, и о позднем вечере, что уже надвигался. Когда уже наступил поздний вечер, апостолы стали напоминать Христу: «Отпусти народ, окончи Своё наставление народу, чтобы они могли пойти в ближайшее селение и купить себе хлеба», потому что они ушли за Христом, не взяв с собой ничего из съестных припасов. Тогда Господь произносит удивительные слова: «Не надо им никуда идти, вы дайте им есть».

Эти слова, дорогие братия и сестры, с древнейших времён служили словами побуждения, словами, которые, как некий девиз, всегда имели перед собой проповедники Евангелия, где бы ни благовествовалось оно: «Вы дайте им есть». Здесь апостолы и миссионеры Православной Церкви видели упоминание о духовной пище, о проповеди Евангелия. Эти слова обращены к Церкви, её служителям и ко всем православным христианам, потому что каждый из нас должен быть маленьким свидетелем и миссионером проповеди Евангелия. И когда люди мечутся, когда после 70-летнего вакуума и абсолютного отсутствия всякого религиозного знания пытаются найти истины и выверить свой жизненный путь, как часто они совершают ошибки. В силу того, что мы с вами молчим, мало и плохо проповедуем, мало говорим — они идут в другие места, где пытаются  удовлетворить голод бессмертной души, сотворённой Богом, голос по слышанию Слова Божия. Господь говорит  эти слова людям с неким упреком: «Не надо никуда идти, вы должны дать людям есть, вы дайте им есть». Вы должны проповедовать евангельские заветы и учение Христа и своей жизнью, и словом.

 Дорогие братия и сестры! Это не только обязанность Церкви, её служителей, проповедников, миссионеров, это долг всякого человека. И действительно, все люди, которые окружают нас, начиная от самых близких и родных, единокровных, своих родственников, как часто они  хотели бы услышать слово Божие, хотели бы услышать слово наставления: как жить, куда идти и какие истины должны быть положены в основание жизни. А мы с вами молчим. При встречах с ними беседуем о каких-то совершенно глупых и ненужных вещах: о погоде холодной, о дождях, о грибах  и о всякой житейской суете и о всякой чепухе, о которой люди говорят, когда не о чем говорить, когда не поднимаются серьезные и важные темы для общения  между людьми. И дай Бог, чтобы эти слова нас побуждали хотя бы немного к нашим  благовестническим, миссионерским трудам, проповеди Евангелия окружающему нас миру и всем людям, которые встречаются с нами на жизненном пути.

Эти слова Евангелия, конечно же, говорят о недопустимости маловерия, о недопустимости греха, который называется стыдом перед своей верой, когда мы молчим, как рыбы безгласные, маскируемся под обычаи и традиции этого мира во всём: и в словах, и в одежде, и в образе мысли, и в поступках, и во многих других вещах; когда мы выходим из храма Божьего и наше христианство на этом оканчивается, когда Господь напоминает нам другие слова: «Кто постыдится Меня и словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со всеми ангелами Своими».

Далее, дорогие братия и сестры, как происходит это чудо Евангелия. Когда апостолы были в недоумении, не знали, как понять эти слова Христа: «Вы дайте им есть», а у них не было ничего. Тогда они стали спрашивать друг друга, что же у них есть из еды, и оказалось, по слову одного из евангелистов, что у одного мальчика было промыслительным образом взято с собой пять хлебов и две рыбы. И они сказали, что только вот это и есть. Господь говорит: «Принесите сюда». Он благословил эти пять хлебов и две рыбы и сказал ученикам раздавать народу. Когда они раздавали, произошло это чудо, тогда хлеб и рыба в их руках прямо умножались. И вот этими пятью  небольшими хлебами и двумя небольшими рыбками насытились, как говорит сегодня евангелист Матфей, пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Если было пять тысяч одних мужчин, то, следуя ветхозаветному закону предпочтительного наименования упоминать мужчин всегда в важных моментах: и в родословных, и исторических, и в религиозных моментах, а также учитывая, что ветхозаветные семьи иудеев всегда были многодетными, и бесчадие и небольшое количество детей считалось каким-то недоразумением, наказанием Божьим и свидетельством того, что эти люди, наверное, страшно согрешили перед Богом, что Бог не дает им детей. Учитывая это всё, мы можем предположить, что толпа народная была в несколько раз больше, если включить сюда женщин и множество детей в многодетных еврейских семьях. Пятью хлебами Господь насытил всех!

В воспоминание этого чуда умножения хлебов перед Великими праздниками Церковь совершает литию на вечернем богослужении на всенощном бдении. Вы, наверное, обратили внимание, когда на красивом столике, на подставке, на специальном богослужебном сосуде полагаются пять хлебов в воспоминание того чуда евангельского. Священник читает молитву с глубокими словами, в которой говорится, что Господь пятью хлебами пять тысяч насытил и чтобы Он Сам благословил и эти хлебы, пшеницу, вино и елей. И затем эти благословенные хлебы даются для благословения, для духовного очищения и исцеления верующим людям.

       И действительно, дорогие братия и сестры, это чудесное умножение хлеба в самом широком наименовании, понимании этого слова действительно происходит постоянно в нашей жизни, когда Господь немногим насыщает всех. В Евангелии упоминается совершенно простая пища без всяких излишеств, без всяких деликатесов, без всяких таких вещей, к которым мы привыкли, без элементов комфорта, с которыми мы принимаем, вкушаем еду каждый день. И здесь Господь всем нам дал определенный упрёк, чтобы мы не гнались чрезмерно за этой роскошью, потому что не в ней смысл и не в ней источник здоровья человека, не в обильной и изысканной пище. Свидетельств, подтверждающих эти евангельские слова, можно привести великое множество.

Дорогие братия и сестры! Многие из вас бывали в паломнических поездках, помните, как мы с вами были в монастырских трапезных, вкушали совершенно простую пищу. Посмотришь, а в этом супе нет ничего, кроме капусты, а сколько мы слышали и друг с другом делились  переживаниями, что, казалось бы, никогда вкуснее ничего не ел человек. Потому что эта пища особая, она готовится не так, как в иных общественных местах, или как говорили в советское время, в точках общепита: с матом, руганью, с гневом, с проклятиями и другими всякими грехами, как и сейчас печется наверняка хлеб в наше время. А в монастырях все по-другому, с благословения Божия, с молитвой. И когда монахи пекут хлеб, они эту закваску хлебную,    дрожжевую разводят и подготавливают на святой воде, а огонь в печи зажигают от лампадочки, которая горит перед чудотворной иконой или Божией Матери, или их покровителя, или иного угодника Божия. С этих, казалось бы, мелких штрихов собирается это благословение Божие, которое даёт и силу, и необыкновенный вкус. И тогда пища, употребляемая с благословения Божия, и насыщает человека, и приносит ему и здоровье, и дает силы.

Ветхозаветные пророки, такие как Исайя, и другие пророчествовали и напоминали нам с вами о том, что настанут такие времена, когда люди будут есть очень много и не насыщаться, когда, говоря их языком, хлеб будет не в сытость. И вот эти времена, дорогие братия и сестры, если поразмыслить, без сомнения исполняются в наши дни, когда люди едят очень много и в домашней обстановке, и когда они бывают в иных каких-то местах, за праздничными столами. Столько человек съедает, что одной десятой части достаточно было бы для поддержания жизни и своего собственного здоровья. Церковь учит нас сегодня скромности в еде, учит нас довольствоваться малым, учит, чтобы мы за нашу трапезу дома или в иных местах всегда садились с благословением Божиим. Молитва Господня всегда должна быть на наших устах. В ней Господь положил эти слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Молитва и благословение пищи — это совершенно необходимые моменты должны быть в нашей жизни, такие обрядовые традиции нашей веры. С каждым днем и годом ещё более мы с вами убеждаемся в необходимости вкушения пищи только с благословения Божия .

 Дорогие братия и сестры! Если внимательно вспомнить и порассуждать, что мы едим, какого качества продукты питания: здесь и ГМО, и модифицированный белок, и чего там только нет, что продаётся с прилавков магазинов и что потребляет современный человек. Поэтому только крестным знамением, только молитвой и призыванием имени Божия можно благословить, обезвредить и изменить ту пищу, которая предлагается сегодня нам с вами и которую мы вкушаем постоянно. Поэтому будем мы с вами, дорогие братия и сестры, всегда стараться произносить молитву, не стыдиться произношения этой молитвы и всегда перекрестить то, что мы будем есть, где бы мы с вами ни находились. И тогда благословение Божие будет в нашей жизни.

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее .Евангелие ещё говорит и напоминает нам с вами о необходимости совершения дел милосердия. Очень интересно отметить, что Христос совершил чудо умножения хлебов не тотчас и мгновенно, а в процессе того, как ученики раздавали этот хлеб народу. Как говорит евангелист, ели все и насытились, а когда насытились, апостолы стали собирать излишки и набрали 12 полных коробов хлеба. Было 5 небольших хлебов, а 12 корзин собрали по числу 12 апостолов. Это говорит о том, чтобы мы с вами никогда не жалели своих средств, времени, материальных средств, иных возможностей своих для дел благотворения, чтобы мы не  зажимали в кулаке те средства, которые есть у нас, чтобы мы не боялись поделиться ими с нашими ближними, несмотря на любые обстоятельства, в которых мы с вами находимся в тот или иной момент.

Некоторые монастыри славились своей благотворительностью, например, Киево-Печерский монастырь, ещё во времена Антония и Феодосия Печерских. Однажды при игумене Феодосии было мало хлеба, в Киеве голод был, а в монастыре была традиция, чтобы всем давать хлеб, кто приходил в монастырь, особенно в голодные, трудные годы. А монахи не послушались  своего игумена и прикрыли житницы. Подумали, что самим мало, в монастырских амбарах было всего на несколько дней пропитания, и не дали людям, которые привыкли уже по этой традиции многолетней приходить в монастырь, единственное место, где можно было через их милостыню продлить свою жизнь. И когда преподобный Феодосий узнал об этом, что монахи, его собратья, перестраховались, о себе подумали прежде, чем о людях, то очень скорбел и молился о своей братии. Потом, когда монахи пошли в эти житницы, то увидели, что весь хлеб был поеден червями. И людям не дали, и для себя не смогли использовать. Так часто бывает, дорогие братия и сестры, и в нашей жизни , когда для себя что-нибудь придержим, как говорят в народе, на черный день, а потом смотришь, и самому не пригодилось, и людям не дал, и доброе дело прошло мимо тебя.

Это Евангелие говорит, чтобы мы никогда не раздумывали, когда Господь даёт нам   возможность помочь, когда мы видим нужду, когда нас просят что- либо, чтобы мы не боялись за себя, потому что Господь всегда воздаст сторицей по слову Священного Писания: «Рука дающего никогда не оскудеет». В древних христианских книгах, такой, например, как Дидахи, есть такие слова: «Блаженнее давать, нежели принимать». Потому что здесь происходит чудо, подобно тому, о котором мы вспоминаем в Евангелии, чем больше человек раздаёт, тем этих благ больше будет у него и на более длительное время, на всю жизнь Господь не оставит такого человека, который живёт делами милосердия .

 Примеров тому множество, даже среди светских неверующих людей, которые совершают дела благотворения, жертвуют обездоленным, благотворят Церкви, приходам, строят храмы. Множество фирм и предприятий, которые начинали свою деятельность вместе с ними, давно разорились и пущены по миру и по ветру их богатства. А те, кто думал о людях, о Боге и о Его Святынях на земле, до сих пор преуспевают в своих делах, и Господь и дальше продлит над ними Своё благословление.

От нас с вами, дорогие братия и сестры, не требуется каких-то колоссальных жертв, колоссальных материальных затрат и бездумной благотворительности. Но бывают моменты, когда люди действительно  просят что-либо дать, поучаствовать как-то в их жизни, чтобы мы не перестраховывались и не думали, что самим мало, что самим себе надо оставить, и детям, и т.д. Вот об этом сегодняшнее евангельское чтение, о чуде умножения любых благ, которые есть у человека, когда человек делится с другими этими благами, которые являются вещами преходящими, которые являются дарами Божьими. Он Собственник и Раздаятель любых благ.    Он Хозяин. Он одному даёт, а другому не даёт. Человек нагим приходит в этот мир, и нам кажется, что мы своим трудом, своими талантами, своими способностями все мы заработали себе то или иное состояние, оно наше. Сколько таких примеров, когда люди понимают, что настали у них последние дни, когда люди уходят на тот свет, а то богатство, которое они скопили, не знают кому достанется.

Есть один рассказ. Ещё в дореволюционной России, когда один купец умирал, осталось у него множество богатства, он не знал, чьё оно будет. И чтобы не досталось оно кому попало, стал заглатывать эти дореволюционные ассигнации, есть их стал вместе с золотыми   монетами. Вот каким страшным моментам страсть сребролюбия может привести чрезмерная забота человека о хлебе насущном и о черном дне .

Дорогие братия и сестры! Это чудо умножения хлебов напоминает и о духовном хлебе, о чуде Евхаристии, которое совершается ежедневно в православных храмах по всему лицу земли, где есть православные храмы. Один и тот же Христос преломляется и даётся в снедь верным, даётся в пищу верующим людям, и не уменьшается и не убывает Христос. Как говорится  в одной тайной молитве, которую читает священник в алтаре перед раздроблением Святых Даров, когда приготавливают их для причащения верующих: «Раздробляется… Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый , но причащающияся освящаяй». Всегда ядомый, которого всегда едят, но никогда который не оканчивается, но освящает всех, принимающих эти Святые Тайны. И Святая Церковь учит о том, что человек, когда причащается маленькой частичкой тела и крови, он принимает всего Христа. И где бы это ни происходило, благодатью Божественной и животворящей силой Божией, Святые тайны Его, Тело и Кровь никогда не убывают, никогда не прекращают своего живительного и освящающего действия.

И это Евангелие говорит нам о том, чтобы об этом хлебе духовном мы прежде всего с вами думали. «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде его, а всё остальное приложится вам». Это Евангелие пресекает чрезмерную житейскую суету, чтобы мы с вами больше полагали упование на Бога и его Божественный промысел. Сколько таких примеров в жизни каждого человека, когда мы что-то приобретаем, что-то пытаемся сэкономить, оставить, приобрести. Потом проходит время, и наши чрезмерные заботы, в которых мы отодвигали Бога на второй план, пытались сами решить многие вещи, они потом оказывались ненужными абсолютно. И множество примеров, когда деньги идут прахом, когда они не приносят ни пользы, ни удовлетворения, ни счастья, ни блага, когда это делается без благословения Божия. Дай  Бог, чтобы мы больше жили промыслом Божиим и вот этими словами, которыми оканчивается каждая ектенья, произносимая дьяконом, как призыв. Оканчивается он такими словами: «сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу придадим». Аминь.

10 августа 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В этот воскресный день Православная Церковь предлагает нашему вниманию необыкновенное Евангельское чтение, о котором свидетельствуют все евангелисты. Это говорит о том, что это чудо необыкновенного, чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, которое совершил Христос, так врезалось в память народа, так запомнилось апостолам, что все они друг за другом свидетельствуют об этом в своих Евангелиях.

Однажды Господь был в окружении народа, большая толпа народа следовала за ним и внимала словам учения, которое Он благовествовал народу. И как иногда бывает, народ задержался допоздна, забыв обо всём материальном и земном, внимая словам Христа, забыл и о времени, и о позднем вечере, что уже надвигался. Когда уже наступил поздний вечер, апостолы стали напоминать Христу: «Отпусти народ, окончи Своё наставление народу, чтобы они могли пойти в ближайшее селение и купить себе хлеба», потому что они ушли за Христом, не взяв с собой ничего из съестных припасов. Тогда Господь произносит удивительные слова: «Не надо им никуда идти, вы дайте им есть».

Эти слова, дорогие братия и сестры, с древнейших времён служили словами побуждения, словами, которые, как некий девиз, всегда имели перед собой проповедники Евангелия, где бы ни благовествовалось оно: «Вы дайте им есть». Здесь апостолы и миссионеры Православной Церкви видели упоминание о духовной пище, о проповеди Евангелия. Эти слова обращены к Церкви, её служителям и ко всем православным христианам, потому что каждый из нас должен быть маленьким свидетелем и миссионером проповеди Евангелия. И когда люди мечутся, когда после 70-летнего вакуума и абсолютного отсутствия всякого религиозного знания пытаются найти истины и выверить свой жизненный путь, как часто они совершают ошибки. В силу того, что мы с вами молчим, мало и плохо проповедуем, мало говорим — они идут в другие места, где пытаются  удовлетворить голод бессмертной души, сотворённой Богом, голос по слышанию Слова Божия. Господь говорит  эти слова людям с неким упреком: «Не надо никуда идти, вы должны дать людям есть, вы дайте им есть». Вы должны проповедовать евангельские заветы и учение Христа и своей жизнью, и словом.

 Дорогие братия и сестры! Это не только обязанность Церкви, её служителей, проповедников, миссионеров, это долг всякого человека. И действительно, все люди, которые окружают нас, начиная от самых близких и родных, единокровных, своих родственников, как часто они  хотели бы услышать слово Божие, хотели бы услышать слово наставления: как жить, куда идти и какие истины должны быть положены в основание жизни. А мы с вами молчим. При встречах с ними беседуем о каких-то совершенно глупых и ненужных вещах: о погоде холодной, о дождях, о грибах  и о всякой житейской суете и о всякой чепухе, о которой люди говорят, когда не о чем говорить, когда не поднимаются серьезные и важные темы для общения  между людьми. И дай Бог, чтобы эти слова нас побуждали хотя бы немного к нашим  благовестническим, миссионерским трудам, проповеди Евангелия окружающему нас миру и всем людям, которые встречаются с нами на жизненном пути.

Эти слова Евангелия, конечно же, говорят о недопустимости маловерия, о недопустимости греха, который называется стыдом перед своей верой, когда мы молчим, как рыбы безгласные, маскируемся под обычаи и традиции этого мира во всём: и в словах, и в одежде, и в образе мысли, и в поступках, и во многих других вещах; когда мы выходим из храма Божьего и наше христианство на этом оканчивается, когда Господь напоминает нам другие слова: «Кто постыдится Меня и словес Моих в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со всеми ангелами Своими».

Далее, дорогие братия и сестры, как происходит это чудо Евангелия. Когда апостолы были в недоумении, не знали, как понять эти слова Христа: «Вы дайте им есть», а у них не было ничего. Тогда они стали спрашивать друг друга, что же у них есть из еды, и оказалось, по слову одного из евангелистов, что у одного мальчика было промыслительным образом взято с собой пять хлебов и две рыбы. И они сказали, что только вот это и есть. Господь говорит: «Принесите сюда». Он благословил эти пять хлебов и две рыбы и сказал ученикам раздавать народу. Когда они раздавали, произошло это чудо, тогда хлеб и рыба в их руках прямо умножались. И вот этими пятью  небольшими хлебами и двумя небольшими рыбками насытились, как говорит сегодня евангелист Матфей, пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Если было пять тысяч одних мужчин, то, следуя ветхозаветному закону предпочтительного наименования упоминать мужчин всегда в важных моментах: и в родословных, и исторических, и в религиозных моментах, а также учитывая, что ветхозаветные семьи иудеев всегда были многодетными, и бесчадие и небольшое количество детей считалось каким-то недоразумением, наказанием Божьим и свидетельством того, что эти люди, наверное, страшно согрешили перед Богом, что Бог не дает им детей. Учитывая это всё, мы можем предположить, что толпа народная была в несколько раз больше, если включить сюда женщин и множество детей в многодетных еврейских семьях. Пятью хлебами Господь насытил всех!

В воспоминание этого чуда умножения хлебов перед Великими праздниками Церковь совершает литию на вечернем богослужении на всенощном бдении. Вы, наверное, обратили внимание, когда на красивом столике, на подставке, на специальном богослужебном сосуде полагаются пять хлебов в воспоминание того чуда евангельского. Священник читает молитву с глубокими словами, в которой говорится, что Господь пятью хлебами пять тысяч насытил и чтобы Он Сам благословил и эти хлебы, пшеницу, вино и елей. И затем эти благословенные хлебы даются для благословения, для духовного очищения и исцеления верующим людям.

       И действительно, дорогие братия и сестры, это чудесное умножение хлеба в самом широком наименовании, понимании этого слова действительно происходит постоянно в нашей жизни, когда Господь немногим насыщает всех. В Евангелии упоминается совершенно простая пища без всяких излишеств, без всяких деликатесов, без всяких таких вещей, к которым мы привыкли, без элементов комфорта, с которыми мы принимаем, вкушаем еду каждый день. И здесь Господь всем нам дал определенный упрёк, чтобы мы не гнались чрезмерно за этой роскошью, потому что не в ней смысл и не в ней источник здоровья человека, не в обильной и изысканной пище. Свидетельств, подтверждающих эти евангельские слова, можно привести великое множество.

Дорогие братия и сестры! Многие из вас бывали в паломнических поездках, помните, как мы с вами были в монастырских трапезных, вкушали совершенно простую пищу. Посмотришь, а в этом супе нет ничего, кроме капусты, а сколько мы слышали и друг с другом делились  переживаниями, что, казалось бы, никогда вкуснее ничего не ел человек. Потому что эта пища особая, она готовится не так, как в иных общественных местах, или как говорили в советское время, в точках общепита: с матом, руганью, с гневом, с проклятиями и другими всякими грехами, как и сейчас печется наверняка хлеб в наше время. А в монастырях все по-другому, с благословения Божия, с молитвой. И когда монахи пекут хлеб, они эту закваску хлебную,    дрожжевую разводят и подготавливают на святой воде, а огонь в печи зажигают от лампадочки, которая горит перед чудотворной иконой или Божией Матери, или их покровителя, или иного угодника Божия. С этих, казалось бы, мелких штрихов собирается это благословение Божие, которое даёт и силу, и необыкновенный вкус. И тогда пища, употребляемая с благословения Божия, и насыщает человека, и приносит ему и здоровье, и дает силы.

Ветхозаветные пророки, такие как Исайя, и другие пророчествовали и напоминали нам с вами о том, что настанут такие времена, когда люди будут есть очень много и не насыщаться, когда, говоря их языком, хлеб будет не в сытость. И вот эти времена, дорогие братия и сестры, если поразмыслить, без сомнения исполняются в наши дни, когда люди едят очень много и в домашней обстановке, и когда они бывают в иных каких-то местах, за праздничными столами. Столько человек съедает, что одной десятой части достаточно было бы для поддержания жизни и своего собственного здоровья. Церковь учит нас сегодня скромности в еде, учит нас довольствоваться малым, учит, чтобы мы за нашу трапезу дома или в иных местах всегда садились с благословением Божиим. Молитва Господня всегда должна быть на наших устах. В ней Господь положил эти слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Молитва и благословение пищи — это совершенно необходимые моменты должны быть в нашей жизни, такие обрядовые традиции нашей веры. С каждым днем и годом ещё более мы с вами убеждаемся в необходимости вкушения пищи только с благословения Божия .

 Дорогие братия и сестры! Если внимательно вспомнить и порассуждать, что мы едим, какого качества продукты питания: здесь и ГМО, и модифицированный белок, и чего там только нет, что продаётся с прилавков магазинов и что потребляет современный человек. Поэтому только крестным знамением, только молитвой и призыванием имени Божия можно благословить, обезвредить и изменить ту пищу, которая предлагается сегодня нам с вами и которую мы вкушаем постоянно. Поэтому будем мы с вами, дорогие братия и сестры, всегда стараться произносить молитву, не стыдиться произношения этой молитвы и всегда перекрестить то, что мы будем есть, где бы мы с вами ни находились. И тогда благословение Божие будет в нашей жизни.

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее .Евангелие ещё говорит и напоминает нам с вами о необходимости совершения дел милосердия. Очень интересно отметить, что Христос совершил чудо умножения хлебов не тотчас и мгновенно, а в процессе того, как ученики раздавали этот хлеб народу. Как говорит евангелист, ели все и насытились, а когда насытились, апостолы стали собирать излишки и набрали 12 полных коробов хлеба. Было 5 небольших хлебов, а 12 корзин собрали по числу 12 апостолов. Это говорит о том, чтобы мы с вами никогда не жалели своих средств, времени, материальных средств, иных возможностей своих для дел благотворения, чтобы мы не  зажимали в кулаке те средства, которые есть у нас, чтобы мы не боялись поделиться ими с нашими ближними, несмотря на любые обстоятельства, в которых мы с вами находимся в тот или иной момент.

Некоторые монастыри славились своей благотворительностью, например, Киево-Печерский монастырь, ещё во времена Антония и Феодосия Печерских. Однажды при игумене Феодосии было мало хлеба, в Киеве голод был, а в монастыре была традиция, чтобы всем давать хлеб, кто приходил в монастырь, особенно в голодные, трудные годы. А монахи не послушались  своего игумена и прикрыли житницы. Подумали, что самим мало, в монастырских амбарах было всего на несколько дней пропитания, и не дали людям, которые привыкли уже по этой традиции многолетней приходить в монастырь, единственное место, где можно было через их милостыню продлить свою жизнь. И когда преподобный Феодосий узнал об этом, что монахи, его собратья, перестраховались, о себе подумали прежде, чем о людях, то очень скорбел и молился о своей братии. Потом, когда монахи пошли в эти житницы, то увидели, что весь хлеб был поеден червями. И людям не дали, и для себя не смогли использовать. Так часто бывает, дорогие братия и сестры, и в нашей жизни , когда для себя что-нибудь придержим, как говорят в народе, на черный день, а потом смотришь, и самому не пригодилось, и людям не дал, и доброе дело прошло мимо тебя.

Это Евангелие говорит, чтобы мы никогда не раздумывали, когда Господь даёт нам   возможность помочь, когда мы видим нужду, когда нас просят что- либо, чтобы мы не боялись за себя, потому что Господь всегда воздаст сторицей по слову Священного Писания: «Рука дающего никогда не оскудеет». В древних христианских книгах, такой, например, как Дидахи, есть такие слова: «Блаженнее давать, нежели принимать». Потому что здесь происходит чудо, подобно тому, о котором мы вспоминаем в Евангелии, чем больше человек раздаёт, тем этих благ больше будет у него и на более длительное время, на всю жизнь Господь не оставит такого человека, который живёт делами милосердия .

 Примеров тому множество, даже среди светских неверующих людей, которые совершают дела благотворения, жертвуют обездоленным, благотворят Церкви, приходам, строят храмы. Множество фирм и предприятий, которые начинали свою деятельность вместе с ними, давно разорились и пущены по миру и по ветру их богатства. А те, кто думал о людях, о Боге и о Его Святынях на земле, до сих пор преуспевают в своих делах, и Господь и дальше продлит над ними Своё благословление.

От нас с вами, дорогие братия и сестры, не требуется каких-то колоссальных жертв, колоссальных материальных затрат и бездумной благотворительности. Но бывают моменты, когда люди действительно  просят что-либо дать, поучаствовать как-то в их жизни, чтобы мы не перестраховывались и не думали, что самим мало, что самим себе надо оставить, и детям, и т.д. Вот об этом сегодняшнее евангельское чтение, о чуде умножения любых благ, которые есть у человека, когда человек делится с другими этими благами, которые являются вещами преходящими, которые являются дарами Божьими. Он Собственник и Раздаятель любых благ.    Он Хозяин. Он одному даёт, а другому не даёт. Человек нагим приходит в этот мир, и нам кажется, что мы своим трудом, своими талантами, своими способностями все мы заработали себе то или иное состояние, оно наше. Сколько таких примеров, когда люди понимают, что настали у них последние дни, когда люди уходят на тот свет, а то богатство, которое они скопили, не знают кому достанется.

Есть один рассказ. Ещё в дореволюционной России, когда один купец умирал, осталось у него множество богатства, он не знал, чьё оно будет. И чтобы не досталось оно кому попало, стал заглатывать эти дореволюционные ассигнации, есть их стал вместе с золотыми   монетами. Вот каким страшным моментам страсть сребролюбия может привести чрезмерная забота человека о хлебе насущном и о черном дне .

Дорогие братия и сестры! Это чудо умножения хлебов напоминает и о духовном хлебе, о чуде Евхаристии, которое совершается ежедневно в православных храмах по всему лицу земли, где есть православные храмы. Один и тот же Христос преломляется и даётся в снедь верным, даётся в пищу верующим людям, и не уменьшается и не убывает Христос. Как говорится  в одной тайной молитве, которую читает священник в алтаре перед раздроблением Святых Даров, когда приготавливают их для причащения верующих: «Раздробляется… Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый , но причащающияся освящаяй». Всегда ядомый, которого всегда едят, но никогда который не оканчивается, но освящает всех, принимающих эти Святые Тайны. И Святая Церковь учит о том, что человек, когда причащается маленькой частичкой тела и крови, он принимает всего Христа. И где бы это ни происходило, благодатью Божественной и животворящей силой Божией, Святые тайны Его, Тело и Кровь никогда не убывают, никогда не прекращают своего живительного и освящающего действия.

И это Евангелие говорит нам о том, чтобы об этом хлебе духовном мы прежде всего с вами думали. «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде его, а всё остальное приложится вам». Это Евангелие пресекает чрезмерную житейскую суету, чтобы мы с вами больше полагали упование на Бога и его Божественный промысел. Сколько таких примеров в жизни каждого человека, когда мы что-то приобретаем, что-то пытаемся сэкономить, оставить, приобрести. Потом проходит время, и наши чрезмерные заботы, в которых мы отодвигали Бога на второй план, пытались сами решить многие вещи, они потом оказывались ненужными абсолютно. И множество примеров, когда деньги идут прахом, когда они не приносят ни пользы, ни удовлетворения, ни счастья, ни блага, когда это делается без благословения Божия. Дай  Бог, чтобы мы больше жили промыслом Божиим и вот этими словами, которыми оканчивается каждая ектенья, произносимая дьяконом, как призыв. Оканчивается он такими словами: «сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу придадим». Аминь.

Предыдущая проповедь

3 августа 2008

О чуде исцеления двух слепцов и немого человека
Следующая проповедь

28 августа 2008

О прощении обид

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00