Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня и с продолжением великого праздника Воздвижения креста Господня.
Сегодня первым читалось Евангелие на тему праздника Воздвижения. Оно говорило и напоминало нам о кресте, о нашем жизненном кресте, о необходимости этого крестоношения во имя Христа и вслед Него. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её».
О чём же говорится в этом отрывке? Прежде всего, о необходимости осознания несения своего жизненного креста, который вручается Богом. В праздник Воздвижения креста Господня мы с вами говорили о том, что жизненный крест иногда искусственно утяжеляется самим человеком. Не Бог источник многих скорбей, многих испытаний, неудач, болезней, трагедий в нашей жизни, а иногда сам человек в силу любви ко греху, в силу совершения этого греха, неисполнения своих обязанностей, христианского звания во многом становится сам причиной многих-многих своих бед и искушений. Но среди этих ошибок человека есть и кардинальные вехи в жизни, которые даются каждому из нас Богом. И человек должен с покорностью Богу, с благодарностью, со смирением нести этот жизненный крест, без ропота на Бога, на свою тяжёлую участь, но с покорностью, со смирением, прося у Бога сил и терпения для исполнения своего жизненного послушания.
Господь в этих словах, которые сегодня читали, говорит, что человек должен добровольно осознать необходимость этого крестоношения, и тогда это вменится человеку в оправдание его жизни. Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Кто хочет идти за Христом, кто хочет быть Его учеником, тот должен, прежде всего, отвергнуться себя. О чём эти слова? Смысл этих слов в отвержении всякого греховного начала в нашей жизни. Об этом, например, Серафим Вырицкий говорил так: «Человек должен жить не так, как ему хочется, а так, как Бог велит», в отвержении всякого греховного устремления, которое диктуется сластолюбивой человеческой плотью.
Наша плоть любит многие грехи: и лень, и многоспание, и чревоугодие, и желание сказать что-то языком в отместку, правду в глаза. Иногда у человека высоко поднимается самомнение, он считает себя великим правдоискателем, когда кому-то скажет правду в глаза. Он чувствует себя прямо-таки героем каким-то, подвижником. Да что толку в твоей правде? Держи её за зубами, она никому не интересна. Она только вызывает ответную ненависть в твой адрес, точно такую же, когда ты говоришь эту правду в глаза. Это надо иметь в виду и пересилить, перебороть это греховное начало, которое идёт от дьявола, который базируется на страстях человеческих, на плоти, склонной ко греху. Необходимо делать постоянно не то, что хочется, а прямо противоположное, это и будет ответом на голос Ангела-хранителя, голос совести человека и зов Божий.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». Эти слова свидетельствуют вот о чем. Если кто хочет в жизни достичь максимальных удовольствий, сохранить жизнь свою для мирских утех и забав, в максимальном наслаждении и удовольствии; кто хочет сохранить душу свою как синоним жизни человеческой, хочет прожить беззаботно, безбедно, тот погубит душу свою. Он напрасно проживёт свою жизнь, такая жизнь станет причиной вечных мучений и погибели души в адских обителях месте с дьяволом. А кто душу свою погубит, тот спасёт её. То есть, кто жизнь свою погубит с точки зрения мирских удовольствий, мирских утех, забав и прочих беззаконных дел, у кого жизнь будет неинтересна с точки зрения греховного, властолюбивого человека, тот спасёт душу свою и сохранит её для Царства Небесного.
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». Эти слова врезаются в сердце каждого из нас, потому что есть у нас этот грех боязни исповедовать свою веру, боязнь явить миру своё христианское упование. Мы часто боимся словом высказать ожидаемое от нас, или боимся перекреститься и маскируем свою жизнь, или иконы прячем дома, чтобы близкие или друзья не видели их. Иногда стыдимся крест носить, снимаем его в тех или иных обстоятельствах жизни. Вот в этом стыде исповедования веры Господь сегодня упрекает нашу с вами маловерную жизнь, в которой мало любви к Богу. Господь спрашивает у тех, которые стесняются и боятся исповедовать свою веру: перед кем вы стыдитесь — перед миром прелюбодейным и грешным.
Святые отцы, размышляя над этим стыдом человеческим и обращаясь к совести христианина, говорили: «Перед кем ты стыдишься? Неужели перед тем, кто выше и достойнее Христа?» Конечно же, нет. Иногда человек, который стоит перед нами, или часть общества не достойны даже имени христианина. Ничего в них высокого, даже человеческого порой нет, только инстинкты животные. А мы стыдимся, боимся не примкнуть к этому большинству, не проявить стадное чувство. Этими словами Господь вдохновляет нас на исповедование веры в Него, на сохранение верности и любви к Нему в течение всей нашей с вами жизни.
Второе евангельское чтение, которое положено в сам воскресный день, повествует о притче о талантах, о том, что Господь каждому из нас дал определенное число талантов. Бесталанных людей, неспособных, необлагодетельствованных Богом, нет. Какой-то, хоть маленький талант, дар Божий вложен в каждого человека. В притче говорится, что Господь дал одному человеку 10 талантов, другому 5, третьему 1 талант — каждому по его силам и способностям, то есть учитывая и те природные данные, которые человек получает от своих родителей и вообще от рода своего, входя в этот мир. Человек получает таланты в зависимости от этих генов, в зависимости от того, что человек может понести — один 10 талантов, а другой только 1, да и то часто не хочет его развивать, поэтому порой напрасно проходит жизнь человеческая.
В притче о талантах Господь напоминает нам две вещи. Первая — это благодарение Богу за всю нашу жизнь. Если мы внимательно окинем взглядом свою жизнь, мы увидим, как многим Господь наградил каждого из нас. Вторая мысль состоит в том, что из этого многого мы совсем ничтожно малым пользуемся. Мы иногда эти таланты зарываем в землю и вообще их не используем, не приумножаем в жизни, а как злой раб в этой притче — идём и зарываем этот талант в землю.
Дай Бог, чтобы горело наше сердце, чтобы мы приумножали эти дары Божии, служили ими людям, близким, зарабатывая тем самым себе вечную, блаженную жизнь и воздаяние за использование этих талантов, которые являются, кстати, божественным сокровищем, достоянием, но, тем не менее, используя их, зарабатывает человек себе вечное спасение.
Дай Бог, чтобы и мы с вами услышали эти радостные слова: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Аминь.
2 октября 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня и с продолжением великого праздника Воздвижения креста Господня.
Сегодня первым читалось Евангелие на тему праздника Воздвижения. Оно говорило и напоминало нам о кресте, о нашем жизненном кресте, о необходимости этого крестоношения во имя Христа и вслед Него. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её».
О чём же говорится в этом отрывке? Прежде всего, о необходимости осознания несения своего жизненного креста, который вручается Богом. В праздник Воздвижения креста Господня мы с вами говорили о том, что жизненный крест иногда искусственно утяжеляется самим человеком. Не Бог источник многих скорбей, многих испытаний, неудач, болезней, трагедий в нашей жизни, а иногда сам человек в силу любви ко греху, в силу совершения этого греха, неисполнения своих обязанностей, христианского звания во многом становится сам причиной многих-многих своих бед и искушений. Но среди этих ошибок человека есть и кардинальные вехи в жизни, которые даются каждому из нас Богом. И человек должен с покорностью Богу, с благодарностью, со смирением нести этот жизненный крест, без ропота на Бога, на свою тяжёлую участь, но с покорностью, со смирением, прося у Бога сил и терпения для исполнения своего жизненного послушания.
Господь в этих словах, которые сегодня читали, говорит, что человек должен добровольно осознать необходимость этого крестоношения, и тогда это вменится человеку в оправдание его жизни. Он говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Кто хочет идти за Христом, кто хочет быть Его учеником, тот должен, прежде всего, отвергнуться себя. О чём эти слова? Смысл этих слов в отвержении всякого греховного начала в нашей жизни. Об этом, например, Серафим Вырицкий говорил так: «Человек должен жить не так, как ему хочется, а так, как Бог велит», в отвержении всякого греховного устремления, которое диктуется сластолюбивой человеческой плотью.
Наша плоть любит многие грехи: и лень, и многоспание, и чревоугодие, и желание сказать что-то языком в отместку, правду в глаза. Иногда у человека высоко поднимается самомнение, он считает себя великим правдоискателем, когда кому-то скажет правду в глаза. Он чувствует себя прямо-таки героем каким-то, подвижником. Да что толку в твоей правде? Держи её за зубами, она никому не интересна. Она только вызывает ответную ненависть в твой адрес, точно такую же, когда ты говоришь эту правду в глаза. Это надо иметь в виду и пересилить, перебороть это греховное начало, которое идёт от дьявола, который базируется на страстях человеческих, на плоти, склонной ко греху. Необходимо делать постоянно не то, что хочется, а прямо противоположное, это и будет ответом на голос Ангела-хранителя, голос совести человека и зов Божий.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». Эти слова свидетельствуют вот о чем. Если кто хочет в жизни достичь максимальных удовольствий, сохранить жизнь свою для мирских утех и забав, в максимальном наслаждении и удовольствии; кто хочет сохранить душу свою как синоним жизни человеческой, хочет прожить беззаботно, безбедно, тот погубит душу свою. Он напрасно проживёт свою жизнь, такая жизнь станет причиной вечных мучений и погибели души в адских обителях месте с дьяволом. А кто душу свою погубит, тот спасёт её. То есть, кто жизнь свою погубит с точки зрения мирских удовольствий, мирских утех, забав и прочих беззаконных дел, у кого жизнь будет неинтересна с точки зрения греховного, властолюбивого человека, тот спасёт душу свою и сохранит её для Царства Небесного.
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». Эти слова врезаются в сердце каждого из нас, потому что есть у нас этот грех боязни исповедовать свою веру, боязнь явить миру своё христианское упование. Мы часто боимся словом высказать ожидаемое от нас, или боимся перекреститься и маскируем свою жизнь, или иконы прячем дома, чтобы близкие или друзья не видели их. Иногда стыдимся крест носить, снимаем его в тех или иных обстоятельствах жизни. Вот в этом стыде исповедования веры Господь сегодня упрекает нашу с вами маловерную жизнь, в которой мало любви к Богу. Господь спрашивает у тех, которые стесняются и боятся исповедовать свою веру: перед кем вы стыдитесь — перед миром прелюбодейным и грешным.
Святые отцы, размышляя над этим стыдом человеческим и обращаясь к совести христианина, говорили: «Перед кем ты стыдишься? Неужели перед тем, кто выше и достойнее Христа?» Конечно же, нет. Иногда человек, который стоит перед нами, или часть общества не достойны даже имени христианина. Ничего в них высокого, даже человеческого порой нет, только инстинкты животные. А мы стыдимся, боимся не примкнуть к этому большинству, не проявить стадное чувство. Этими словами Господь вдохновляет нас на исповедование веры в Него, на сохранение верности и любви к Нему в течение всей нашей с вами жизни.
Второе евангельское чтение, которое положено в сам воскресный день, повествует о притче о талантах, о том, что Господь каждому из нас дал определенное число талантов. Бесталанных людей, неспособных, необлагодетельствованных Богом, нет. Какой-то, хоть маленький талант, дар Божий вложен в каждого человека. В притче говорится, что Господь дал одному человеку 10 талантов, другому 5, третьему 1 талант — каждому по его силам и способностям, то есть учитывая и те природные данные, которые человек получает от своих родителей и вообще от рода своего, входя в этот мир. Человек получает таланты в зависимости от этих генов, в зависимости от того, что человек может понести — один 10 талантов, а другой только 1, да и то часто не хочет его развивать, поэтому порой напрасно проходит жизнь человеческая.
В притче о талантах Господь напоминает нам две вещи. Первая — это благодарение Богу за всю нашу жизнь. Если мы внимательно окинем взглядом свою жизнь, мы увидим, как многим Господь наградил каждого из нас. Вторая мысль состоит в том, что из этого многого мы совсем ничтожно малым пользуемся. Мы иногда эти таланты зарываем в землю и вообще их не используем, не приумножаем в жизни, а как злой раб в этой притче — идём и зарываем этот талант в землю.
Дай Бог, чтобы горело наше сердце, чтобы мы приумножали эти дары Божии, служили ими людям, близким, зарабатывая тем самым себе вечную, блаженную жизнь и воздаяние за использование этих талантов, которые являются, кстати, божественным сокровищем, достоянием, но, тем не менее, используя их, зарабатывает человек себе вечное спасение.
Дай Бог, чтобы и мы с вами услышали эти радостные слова: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Аминь.
Предыдущая проповедь
18 сентября 2011
Следующая проповедь
23 октября 2011
Все проповеди за 2011 год