Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Обращение Закхея. Новомученников и исповедников Российских

Дорогие братия и сестры! В прошлый  воскресный день мы с вами говорили о том, что Христос во время Своей земной жизни однажды пришёл в город Иерихон – славный, великий город в Палестине, который славился своим богатством, своими славными традициями. Город был известен далеко за пределами страны, он являлся одним из крупных торговых центров. Там производился особый целебный бальзам, который давал бесчисленные богатства производив-шим его и торговавшим им. У стен этого города Господь встретил тогда слепого человека, исцелил его от этой болезни и далее, входя в город, Он ещё совершил необыкновенное чудо, которое мы с вами вспоминаем в сегодняшний воскресный день.

Весь город пришёл в движение, все знали, что необыкновенный пророк и Учитель посетил их град, и все старались находиться вблизи Христа, чтобы посмотреть на Него, удостоиться услышать от Него слово мудрости духовной, слово утешения и поддержки. Среди этих людей, в большинстве своём, конечно, любопытных, без каких-то глубоких чувств в своей душе и сердце, был некто именем Закхей, который был начальником мытарей в этом городе. Переводя на наш современный, понятный язык, его должность могла равняться нынешнему начальнику налоговой полиции. Он отвечал за сборы налогов с оккупированных римлянами территорий, в частности, со своего города Иерихона. И он был начальником над мытарями, сборщиками налогов.

Слово мытарь происходит от слов мыть и по́дать. Это были наёмные люди из числа евреев, которые со своих сограждан, соплеменников собирали бесчисленные поборы. Они, как правило, откупали это право у римлян, заранее платили в римскую казну всё, что положено было иметь оккупантам, а затем грабили народ так, как считали нужным и собирали в несколько раз больше, чем сами отдавали в римскую казну. И не случайно Евангелие говорит, что Закхей был начальником мытарей и человеком очень богатым. Это краткое слово свидетельствует о том, что он с успехом совершал и исполнял свою должность так, что сам стал весьма богатым человеком, стал знатным и великим. С одной стороны, он своей жизнью, своим  внешним видом вызывал отвращение, омерзение у своих соплеменников, которые считали его предателем своего народа. А с другой стороны, он вызывал страх и опасение за жизнь тех людей, которые встречались с ним на его пути, потому что власть его была безгранична и вседозволенна.

Интересно отметить, что имя Закхей в  переводе с еврейского языка означает праведность. Он должен быть таким. Так его назвали родители, и, наверное, нарекая его этим именем, они вкладывали надежду, что он будет таким и по жизни. И когда мы вспоминаем начальные строки Евангелия, то видим, какой насмешкой явилось это имя, которое он носил. Потому что оно никоим образом не соответствовало его жизни — жизни беззаконной, жизни жестокой, отнюдь не праведной, жизни, в которой не было места никому, кроме него.

В числе множества народа и Закхей идёт из своего дома, очень желая увидеть Христа. Он многое слышал о Нём. Наверное, до него дошла молва об исцелении Господом слепорождён-ного человека у стены города. Но Закхей был очень маленького роста, и из-за народной толпы ему невозможно было увидеть Христа. И тогда он предпринимает удивительный и, может быть, со стороны даже смешной поступок. Он забегает вперёд народа, заранее рассчитав, где должен пройти Христос, и, увидев там смоковницу, забирается на это дерево и ожидает Христа, Который должен был пройти по этой дороге.

Всё действительно случилось так, как он думал, как просчитал сугубо прагматичным своим умом. Христос подходит к этому месту и, видя Закхея и заранее зная по Своему божественному промыслу об этом необыкновенном поступке Закхея и о его желании видеть Христа, понимает, что за этим стоит нечто более важное — его душевное состояние, его сердце, которое раскроется перед Христом и Богом.

Христос остановился под этим деревом, увидел его и говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И Закхей услышал эти слова Христа. Радость его была неописуема, он поспешно сошёл с дерева и повёл Христа в свой дом, принял Его со всеми почестями, оказал Ему гостеприимство. А весь народ стал роптать, осуждать Христа, потому что Он вошёл в дом преступного, грешного человека. Люди стали думать, неужели Христос не знает, к кому Он вошёл в дом. Это ведь накладывает на Него страшный отпечаток сопричастности ко греху и к беззаконной жизни этого человека. Мытари были в большом презрении у народа: в его глазах грешник и мытарь было одно и то же.

Наверное, и Закхей видел это отношение к нему людей и слышал народную молву негодования и презрения к себе. Поэтому, желая показать перед всеми, как он высоко ценит посещение Господа и как желает сделаться того достойным, он, обращаясь ко Христу, сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Это покаяние Закхея, ярко выраженное в делах, поразительно. Оно возвышается над всем Ветхим Заветом, потому что для ветхозаветных праведников это была недоступная высота. Древняя мораль предписывала, что если человек возвратит украденную вещь кому-то из своих ближних и добровольно признается в содеянном, то он по закону Моисея обязан был ещё приложить к этой украденной вещи пятую часть её стоимости, как бы компенсируя моральный ущерб за свой поступок. Но Закхей, этот величайший грешник и беззаконник, кровопийца, который на страданиях народа устраивал свою жизнь, сказал Христу, что половину своего имения он раздаст нищим, а тем, кого обидел, возвратит вчетверо больше, чем взял, чем награбил у них. И Христос, видя эту решимость Закхея, решимость, за которой, без сомнения, последуют дела, сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий  пришёл взыскать и спасти погибшее.

Величайшая милость, которой Христос удостоил Закхея – беседа с ним и посещение его дома, действительно, совершила крутой переворот в его душе, совершенно изменила его жизнь. Он оставляет своё Отечество и становится спутником апостола Петра. Затем становится первым епископом, по преданию нашей Церкви, в городе Кесарии Палестинской. Затем в Риме вместе с апостолом Петром при императоре Нероне претерпевает мученическую кончину за Христа. Своей смертью и пролитием крови он свидетельствует о том, что Христос не напрасно посетил его дом, перевернул его душу и призвал его к покаянию.

Дорогие братия и сестры! В преддверии подготовительных недель перед Великим Постом Церковь показывает нам этот пример решимости человека. Она показывает, что Закхей, пребывая в бесчисленном, несоизмеримом с нашими богатстве и материальных благах, не прилепился к нему сердцем окончательно. У него была ещё живая душа, и он чувствовал в своём сердце, что живёт не так, что жизнь должна быть устроена по-другому; он чувствовал свои грехи; чувствовал и видел бесконечные упрёки народа, отношение людей к себе. Наконец,  его сердце раскрылось, и оно готово было принять Христа.

Когда мы вспоминаем древних подвижников, удивительной жизни пустынников, отшельников и мучеников древней Церкви, мы удивляемся высоте их подвига, удивляемся тому, как они могли взрастить такие добродетели и совершать такие труды и подвиги во славу Христа. Их жизнь не идёт ни в какое сравнение с нашей жизнью, жизнью современных христиан. Ещё современники Серафима Саровского спрашивали его: «Почему такая большая разница, почему так отличаются христиане древние и современные?» А он им отвечал, что  Христос и вчера, и сегодня тот же, и те же Его милости и благодеяния роду человеческому, но у современных людей нет желания идти за Христом, нет решимости следовать за Ним, исполнять Его заповеди. 

Дорогие братия и сестры! Закхей сначала услышал в своей душе, а затем воочию услышал своими ушами этот зов Христа, Который звал его последовать за Ним и отдать Ему свою жизнь на служение Ему и на устроение Его Церкви на земле, омытой Его страданиями, Его пречистой кровью, пролитой на кресте. Закхей откликнулся на этот зов и пошёл за Христом, презрев материальные блага этого мира.

А как мы с вами поступаем? Надо сказать, что этот божественный зов адресован каждому человеку, и каждый человек в течение своей жизни, в свои особые минуты, ведомые только ему и Богу, слышит этот голос. И человек, наделённый свободной волей, либо принимает этот божественный зов и следует за Христом, либо отвергает его, снова погружаясь в бездну греха и порока.

Как же зовёт нас Господь, и как призывает Он к Себе и к Церкви Своей? Зовет различными путями — неисповедимы и неповторимы эти божественные судьбы промышления Его о каждом из нас. Некоторых Он привлекает к Своей Церкви и к Себе, когда, будучи ребёнком, человек ещё с молоком матери впитывает божественные уроки и видит родительский пример глубокой веры и любви ко Христу, а затем в сознательном возрасте переосмысливает свои детские глубокие впечатления от близости присутствия Бога. Другие в зрелых годах слышат Его голос, встречаясь на своём жизненном пути с христианами, встречаясь с каким-то духовным лицом, священнослужителем, посещая храм и поражаясь необыкновенной, благодатной атмосфере, царящей здесь. Иногда люди приходят к вере, созерцая красоту Божьего мира, иногда другими путями, более страшными, более ощутимыми и понятными для человека: скорбями, болезнями, страданиями, голосом совести, который никогда не затихает внутри нашего сердца; какими-то бедствиями, когда мы терпим лишения материальных благ и имущества, когда погибает наше состояние в воде или при пожаре; когда предают нас друзья; когда терпим мы другие бесчисленные скорби в этой жизни. Это всё божественный голос, который призывает каждого человека, чтобы он наследовал жизнь вечную. Иногда это непослушание и строптивость наших детей. Иногда, когда мы омываем свои очи бесчисленными потоками слёз от беззаконной жизни наших детей, близких, мужей или жён, которые иногда заливают своё горе в бесчисленных литрах винных хмельных напитков, принимая наркотики, пребывая в блуде и многих других страстях.

Все эти судьбоносные моменты образуют жизненный крест человека. Господь непрестанно изо дня в день, из года в год зовёт каждого из нас к Себе, в Свои отеческие, божественные объятия. И чем раньше человек услышит этот зов, тем лучше для него, тем больших скорбей и несчастий он сможет избежать в течение своей жизни. Потому что лучше идти к Богу своими ногами, пока есть силы, пока есть здоровье, а не ждать того момента и надеяться на то, что Богу мы послужим в старости, когда одряхлеет наше тело, когда прекратят работать суставы и составы нашего организма. Тогда эту дряхлеющую старость мы посвятим Богу и служению Его Церкви.

А чем же памятно и чем примечательно это служение, когда вся жизнь отдана миру и греху? Увы, дорогие братия и сестры, это, по крайней мере, несправедливо и бесчеловечно. Но Бог любит каждого человека, и Он создал каждого из нас с той надеждой, с той целью, чтобы жизнь имела продолжение. Чтобы после этой жизни, временной и многотрудной, мы достигли райских обителей, и эта жизнь была бы блаженная, радостная и более счастливая, чем эта земная, скорбная жизнь.

Но Бог насильно не может спасти человека, не может вопреки его воле взять его и поставить в райских селениях. Потому что у человека есть свобода воли, свобода, которая осталась не тронутой Богом, которая осталась не тронутой в грехопадении Адама и перед которой бессилен Сам Бог. Господь, как Всемогущий, конечно, может спасти каждого человека и простить ему все бесчисленные грехи, потому что Бог — это бездна милосердия и щедрот, а наши грехи — это капля в море Его океана милосердия, милости и любви. Но сам человек будет испытывать мучения и страдания от той обстановки, от той близости к Богу, к которой он не имел привычки в этой жизни.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами сегодня обязаны вспомнить замечательных людей: подвижников и мучеников нашей Церкви, которые в своей жизни услышали этот божественный призыв и остались верными Христу до конца, до пролития своей крови и отдания своей жизни. Но они не поступились своими убеждениями, не отреклись от веры во Христа и не призрели своего Создателя и Бога.

Мы с вами вспоминаем сегодня бесчисленный сонм новомученников и исповедников российских, которые пострадали за Христа после кровавой революции 1917 года и до Великой Отечественной войны. Это было особенное время гонений на Церковь Христову, когда миллионы людей были увезены со своих насиженных, родных мест на так называемом «чёрном вороне». Они претерпевали предательство, клевету, наговоры, наветы от своих близких и дальних родственников, соседей, мнимых друзей, иногда даже от своих детей, от своих родных детей, внезапно ставших комсомольцами и пионерами, которые считали высочайшим благодеянием и патриотизмом сдать своих родителей, которые молятся перед иконами. Эти дети считали своих родителей мракобесами, которые мешают победоносному шествию Октябрьской революции по лицу нашей святой Руси.

Таких примеров в нашей истории было множество. Мы вспоминаем и с ужасом содрогаемся, сколько издевательств перенесли эти люди. Какие нечеловеческие мучения пережили они, начиная от заточения, от издевательских допросов, которые обычно производились по ночам, от переполненных тюремных камер, в которых вместо десяти человек иногда находилось по несколько сотен. Они страдали от страшного удушья, зловония, пыток, которыми сопровождались допросы, когда по несколько недель их лишали сна, лишали пищи.  Такими пытками следователи заставляли людей отречься от Христа, сдавать всё новых и новых мнимых врагов советской власти, разоблачать так называемый контрреволюционный заговор против большевиков, заставляли сдавать и предавать, иначе грозили забрать и детей, и жену. Они готовы были пересажать и перестрелять всех, кто стоял на пути к «новому рассвету».

Те, кто был ничем, а стал всем, мечтали на крови людской построить «рай» на земле. Переполненные тюрьмы, бесчисленные лагеря использовались для исправления и перевоспитания людей и уничтожения непокорных. Особой жестокостью отличался Соловецкий лагерь, который овеян молитвами Филиппа, митрополита московского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и который в двадцатые годы прошлого века превратился в лагерь смерти. Миллионы людей мучились в Анзерском скиту, где даже в суровые морозы не было отопления. Да вся она, эта русская Голгофа, усеяна костями наших новомученников, которых иногда никто не погребал и которые, как звери дикие, сгнивали своими телами на бесчисленных просторах нашей когда-то могучей и славной России.

Бесчисленные места, где расстреливали новомученников: Лубянка в Москве, местечко Бутово под Москвой, в наших краях Ржевка, Ржевский полигон, который соседствует с нашей Всеволожской землёй — там сотни тысяч людей были расстреляны самым беспощадным образом. Историки говорят, что и митрополит Вениамин Петроградский после своих многомесячных допросов и издевательств был расстрелян именно здесь, на Ржевском полигоне.  Привозили людей обычно по ночам закрытые машины, выгружали этих мнимых врагов советской власти, заставляли копать могилы, затем ставили их у этих могил, заставляли раздеваться самих, наверное, отдавая их одежду молодым бойцам Красной армии, и расстреливали их у этих же свежевырытых могил. Иногда заставляли самих же арестованных расстреливать своих, добавляя ещё больше мучений и страданий этим несчастным людям. Многие могилы шевелились ещё по несколько дней, потому что не все получали мгновенную смерть от тех шальных выстрелов.

Дорогие братия и сестры! В этом сонме новомученников и исповедников российских тысячи людей прославлены, причислены к лику святых, а бесчисленные миллионы знает один Бог. Сегодня их память, сегодня их день, и они в особой радости предстоят пред Богом и видят, что их кровь пролита не зря, что есть ещё вера Христова на земле, что их страдания не были напрасны. Живя на этой земле, они никогда не могли подумать о том, что одно лишь происхождение человека из определенной среды уже является преступлением в глазах новой власти. Они никогда не задумывались, что быть купцом, быть воином, офицером в царской армии, быть фабрикантом, быть так называемым кулаком — это уже является преступлением, и такие люди, и родившиеся в этих семьях дети уже подлежат истреблению. Вся лучшая часть русского народа, верующая её часть, элита общества, интеллигенция были уничтожены, чтобы не с кем было сравнивать, чтобы не было никого более высокого по своему интеллекту, по святости своей жизни, никого не было более лучшего и более высокого рядом с этими обезумевшими подонками общества. И полилась кровь потоками, и люди дорвались до власти, одурманенные безнаказанностью, одурманенные лёгким успехом и наживой, и они пошли, опьянённые этой наркотической свободой, громить и крушить святыни, издеваться над самыми благочестивыми и трепетными чувствами русского народа. Они пошли громить и осквернять святыни с таким остервенением, до которого и дьявол, наверное, не мог додуматься.

Дорогие братия и сестры! Нам с вами, современным христианам, Господь ссудил жить в другое время. Мы с вами не знаем этих гонений, не знаем мучений. Мы живём с вами в прекрасное и удивительное время свободы Церкви, свободы вероисповедования. Это величайшее благо и величайшая ответственность перед Богом, потому что, если мы с вами не станем истинными христианами, то мы будем безответны пред Богом за свою лень, за своё небрежение, за свою холодность и предательство Его своей обеспеченной и благополучной жизнью.

В современной жизни чаще всего людей отталкивают от Христа, как правило, уже не скорби и страдания, а сытая и благополучная жизнь. Именно поэтому на Западе, который претерпевает, переживает времена более высокого благосостояния и благополучия, религиозная жизнь замирает, не имеет никакого выражения. К этой же черте подходим и мы с вами, потому что чем крепче материальные блага, чем их больше, тем, к сожалению, человеку сложнее удержаться в них и не потерять свой человеческий образ, не превратиться в тех звероподобных скотов и подонков человеческого общества, которые когда-то залили кровью всю нашу святую Русь.

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний день Церковь задаёт и нам с вами этот вопрос верности Христу. Мы слышим этот призыв следовать за Ним, и какой ответ мы дадим Богу сегодня и за свою прожитую жизнь — это будет зависеть от каждого из нас, от нашего устремления ко Христу. И дай Бог, чтобы в священный момент Его Страшного Суда, или частного суда после нашей смерти, или суда всеобщего мы услышали Его ободряющий голос: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю. Вниди в радость Господа твоего». Аминь.

5 февраля 2006

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В прошлый  воскресный день мы с вами говорили о том, что Христос во время Своей земной жизни однажды пришёл в город Иерихон – славный, великий город в Палестине, который славился своим богатством, своими славными традициями. Город был известен далеко за пределами страны, он являлся одним из крупных торговых центров. Там производился особый целебный бальзам, который давал бесчисленные богатства производив-шим его и торговавшим им. У стен этого города Господь встретил тогда слепого человека, исцелил его от этой болезни и далее, входя в город, Он ещё совершил необыкновенное чудо, которое мы с вами вспоминаем в сегодняшний воскресный день.

Весь город пришёл в движение, все знали, что необыкновенный пророк и Учитель посетил их град, и все старались находиться вблизи Христа, чтобы посмотреть на Него, удостоиться услышать от Него слово мудрости духовной, слово утешения и поддержки. Среди этих людей, в большинстве своём, конечно, любопытных, без каких-то глубоких чувств в своей душе и сердце, был некто именем Закхей, который был начальником мытарей в этом городе. Переводя на наш современный, понятный язык, его должность могла равняться нынешнему начальнику налоговой полиции. Он отвечал за сборы налогов с оккупированных римлянами территорий, в частности, со своего города Иерихона. И он был начальником над мытарями, сборщиками налогов.

Слово мытарь происходит от слов мыть и по́дать. Это были наёмные люди из числа евреев, которые со своих сограждан, соплеменников собирали бесчисленные поборы. Они, как правило, откупали это право у римлян, заранее платили в римскую казну всё, что положено было иметь оккупантам, а затем грабили народ так, как считали нужным и собирали в несколько раз больше, чем сами отдавали в римскую казну. И не случайно Евангелие говорит, что Закхей был начальником мытарей и человеком очень богатым. Это краткое слово свидетельствует о том, что он с успехом совершал и исполнял свою должность так, что сам стал весьма богатым человеком, стал знатным и великим. С одной стороны, он своей жизнью, своим  внешним видом вызывал отвращение, омерзение у своих соплеменников, которые считали его предателем своего народа. А с другой стороны, он вызывал страх и опасение за жизнь тех людей, которые встречались с ним на его пути, потому что власть его была безгранична и вседозволенна.

Интересно отметить, что имя Закхей в  переводе с еврейского языка означает праведность. Он должен быть таким. Так его назвали родители, и, наверное, нарекая его этим именем, они вкладывали надежду, что он будет таким и по жизни. И когда мы вспоминаем начальные строки Евангелия, то видим, какой насмешкой явилось это имя, которое он носил. Потому что оно никоим образом не соответствовало его жизни — жизни беззаконной, жизни жестокой, отнюдь не праведной, жизни, в которой не было места никому, кроме него.

В числе множества народа и Закхей идёт из своего дома, очень желая увидеть Христа. Он многое слышал о Нём. Наверное, до него дошла молва об исцелении Господом слепорождён-ного человека у стены города. Но Закхей был очень маленького роста, и из-за народной толпы ему невозможно было увидеть Христа. И тогда он предпринимает удивительный и, может быть, со стороны даже смешной поступок. Он забегает вперёд народа, заранее рассчитав, где должен пройти Христос, и, увидев там смоковницу, забирается на это дерево и ожидает Христа, Который должен был пройти по этой дороге.

Всё действительно случилось так, как он думал, как просчитал сугубо прагматичным своим умом. Христос подходит к этому месту и, видя Закхея и заранее зная по Своему божественному промыслу об этом необыкновенном поступке Закхея и о его желании видеть Христа, понимает, что за этим стоит нечто более важное — его душевное состояние, его сердце, которое раскроется перед Христом и Богом.

Христос остановился под этим деревом, увидел его и говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И Закхей услышал эти слова Христа. Радость его была неописуема, он поспешно сошёл с дерева и повёл Христа в свой дом, принял Его со всеми почестями, оказал Ему гостеприимство. А весь народ стал роптать, осуждать Христа, потому что Он вошёл в дом преступного, грешного человека. Люди стали думать, неужели Христос не знает, к кому Он вошёл в дом. Это ведь накладывает на Него страшный отпечаток сопричастности ко греху и к беззаконной жизни этого человека. Мытари были в большом презрении у народа: в его глазах грешник и мытарь было одно и то же.

Наверное, и Закхей видел это отношение к нему людей и слышал народную молву негодования и презрения к себе. Поэтому, желая показать перед всеми, как он высоко ценит посещение Господа и как желает сделаться того достойным, он, обращаясь ко Христу, сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Это покаяние Закхея, ярко выраженное в делах, поразительно. Оно возвышается над всем Ветхим Заветом, потому что для ветхозаветных праведников это была недоступная высота. Древняя мораль предписывала, что если человек возвратит украденную вещь кому-то из своих ближних и добровольно признается в содеянном, то он по закону Моисея обязан был ещё приложить к этой украденной вещи пятую часть её стоимости, как бы компенсируя моральный ущерб за свой поступок. Но Закхей, этот величайший грешник и беззаконник, кровопийца, который на страданиях народа устраивал свою жизнь, сказал Христу, что половину своего имения он раздаст нищим, а тем, кого обидел, возвратит вчетверо больше, чем взял, чем награбил у них. И Христос, видя эту решимость Закхея, решимость, за которой, без сомнения, последуют дела, сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий  пришёл взыскать и спасти погибшее.

Величайшая милость, которой Христос удостоил Закхея – беседа с ним и посещение его дома, действительно, совершила крутой переворот в его душе, совершенно изменила его жизнь. Он оставляет своё Отечество и становится спутником апостола Петра. Затем становится первым епископом, по преданию нашей Церкви, в городе Кесарии Палестинской. Затем в Риме вместе с апостолом Петром при императоре Нероне претерпевает мученическую кончину за Христа. Своей смертью и пролитием крови он свидетельствует о том, что Христос не напрасно посетил его дом, перевернул его душу и призвал его к покаянию.

Дорогие братия и сестры! В преддверии подготовительных недель перед Великим Постом Церковь показывает нам этот пример решимости человека. Она показывает, что Закхей, пребывая в бесчисленном, несоизмеримом с нашими богатстве и материальных благах, не прилепился к нему сердцем окончательно. У него была ещё живая душа, и он чувствовал в своём сердце, что живёт не так, что жизнь должна быть устроена по-другому; он чувствовал свои грехи; чувствовал и видел бесконечные упрёки народа, отношение людей к себе. Наконец,  его сердце раскрылось, и оно готово было принять Христа.

Когда мы вспоминаем древних подвижников, удивительной жизни пустынников, отшельников и мучеников древней Церкви, мы удивляемся высоте их подвига, удивляемся тому, как они могли взрастить такие добродетели и совершать такие труды и подвиги во славу Христа. Их жизнь не идёт ни в какое сравнение с нашей жизнью, жизнью современных христиан. Ещё современники Серафима Саровского спрашивали его: «Почему такая большая разница, почему так отличаются христиане древние и современные?» А он им отвечал, что  Христос и вчера, и сегодня тот же, и те же Его милости и благодеяния роду человеческому, но у современных людей нет желания идти за Христом, нет решимости следовать за Ним, исполнять Его заповеди. 

Дорогие братия и сестры! Закхей сначала услышал в своей душе, а затем воочию услышал своими ушами этот зов Христа, Который звал его последовать за Ним и отдать Ему свою жизнь на служение Ему и на устроение Его Церкви на земле, омытой Его страданиями, Его пречистой кровью, пролитой на кресте. Закхей откликнулся на этот зов и пошёл за Христом, презрев материальные блага этого мира.

А как мы с вами поступаем? Надо сказать, что этот божественный зов адресован каждому человеку, и каждый человек в течение своей жизни, в свои особые минуты, ведомые только ему и Богу, слышит этот голос. И человек, наделённый свободной волей, либо принимает этот божественный зов и следует за Христом, либо отвергает его, снова погружаясь в бездну греха и порока.

Как же зовёт нас Господь, и как призывает Он к Себе и к Церкви Своей? Зовет различными путями — неисповедимы и неповторимы эти божественные судьбы промышления Его о каждом из нас. Некоторых Он привлекает к Своей Церкви и к Себе, когда, будучи ребёнком, человек ещё с молоком матери впитывает божественные уроки и видит родительский пример глубокой веры и любви ко Христу, а затем в сознательном возрасте переосмысливает свои детские глубокие впечатления от близости присутствия Бога. Другие в зрелых годах слышат Его голос, встречаясь на своём жизненном пути с христианами, встречаясь с каким-то духовным лицом, священнослужителем, посещая храм и поражаясь необыкновенной, благодатной атмосфере, царящей здесь. Иногда люди приходят к вере, созерцая красоту Божьего мира, иногда другими путями, более страшными, более ощутимыми и понятными для человека: скорбями, болезнями, страданиями, голосом совести, который никогда не затихает внутри нашего сердца; какими-то бедствиями, когда мы терпим лишения материальных благ и имущества, когда погибает наше состояние в воде или при пожаре; когда предают нас друзья; когда терпим мы другие бесчисленные скорби в этой жизни. Это всё божественный голос, который призывает каждого человека, чтобы он наследовал жизнь вечную. Иногда это непослушание и строптивость наших детей. Иногда, когда мы омываем свои очи бесчисленными потоками слёз от беззаконной жизни наших детей, близких, мужей или жён, которые иногда заливают своё горе в бесчисленных литрах винных хмельных напитков, принимая наркотики, пребывая в блуде и многих других страстях.

Все эти судьбоносные моменты образуют жизненный крест человека. Господь непрестанно изо дня в день, из года в год зовёт каждого из нас к Себе, в Свои отеческие, божественные объятия. И чем раньше человек услышит этот зов, тем лучше для него, тем больших скорбей и несчастий он сможет избежать в течение своей жизни. Потому что лучше идти к Богу своими ногами, пока есть силы, пока есть здоровье, а не ждать того момента и надеяться на то, что Богу мы послужим в старости, когда одряхлеет наше тело, когда прекратят работать суставы и составы нашего организма. Тогда эту дряхлеющую старость мы посвятим Богу и служению Его Церкви.

А чем же памятно и чем примечательно это служение, когда вся жизнь отдана миру и греху? Увы, дорогие братия и сестры, это, по крайней мере, несправедливо и бесчеловечно. Но Бог любит каждого человека, и Он создал каждого из нас с той надеждой, с той целью, чтобы жизнь имела продолжение. Чтобы после этой жизни, временной и многотрудной, мы достигли райских обителей, и эта жизнь была бы блаженная, радостная и более счастливая, чем эта земная, скорбная жизнь.

Но Бог насильно не может спасти человека, не может вопреки его воле взять его и поставить в райских селениях. Потому что у человека есть свобода воли, свобода, которая осталась не тронутой Богом, которая осталась не тронутой в грехопадении Адама и перед которой бессилен Сам Бог. Господь, как Всемогущий, конечно, может спасти каждого человека и простить ему все бесчисленные грехи, потому что Бог — это бездна милосердия и щедрот, а наши грехи — это капля в море Его океана милосердия, милости и любви. Но сам человек будет испытывать мучения и страдания от той обстановки, от той близости к Богу, к которой он не имел привычки в этой жизни.

Дорогие братия и сестры! Мы с вами сегодня обязаны вспомнить замечательных людей: подвижников и мучеников нашей Церкви, которые в своей жизни услышали этот божественный призыв и остались верными Христу до конца, до пролития своей крови и отдания своей жизни. Но они не поступились своими убеждениями, не отреклись от веры во Христа и не призрели своего Создателя и Бога.

Мы с вами вспоминаем сегодня бесчисленный сонм новомученников и исповедников российских, которые пострадали за Христа после кровавой революции 1917 года и до Великой Отечественной войны. Это было особенное время гонений на Церковь Христову, когда миллионы людей были увезены со своих насиженных, родных мест на так называемом «чёрном вороне». Они претерпевали предательство, клевету, наговоры, наветы от своих близких и дальних родственников, соседей, мнимых друзей, иногда даже от своих детей, от своих родных детей, внезапно ставших комсомольцами и пионерами, которые считали высочайшим благодеянием и патриотизмом сдать своих родителей, которые молятся перед иконами. Эти дети считали своих родителей мракобесами, которые мешают победоносному шествию Октябрьской революции по лицу нашей святой Руси.

Таких примеров в нашей истории было множество. Мы вспоминаем и с ужасом содрогаемся, сколько издевательств перенесли эти люди. Какие нечеловеческие мучения пережили они, начиная от заточения, от издевательских допросов, которые обычно производились по ночам, от переполненных тюремных камер, в которых вместо десяти человек иногда находилось по несколько сотен. Они страдали от страшного удушья, зловония, пыток, которыми сопровождались допросы, когда по несколько недель их лишали сна, лишали пищи.  Такими пытками следователи заставляли людей отречься от Христа, сдавать всё новых и новых мнимых врагов советской власти, разоблачать так называемый контрреволюционный заговор против большевиков, заставляли сдавать и предавать, иначе грозили забрать и детей, и жену. Они готовы были пересажать и перестрелять всех, кто стоял на пути к «новому рассвету».

Те, кто был ничем, а стал всем, мечтали на крови людской построить «рай» на земле. Переполненные тюрьмы, бесчисленные лагеря использовались для исправления и перевоспитания людей и уничтожения непокорных. Особой жестокостью отличался Соловецкий лагерь, который овеян молитвами Филиппа, митрополита московского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и который в двадцатые годы прошлого века превратился в лагерь смерти. Миллионы людей мучились в Анзерском скиту, где даже в суровые морозы не было отопления. Да вся она, эта русская Голгофа, усеяна костями наших новомученников, которых иногда никто не погребал и которые, как звери дикие, сгнивали своими телами на бесчисленных просторах нашей когда-то могучей и славной России.

Бесчисленные места, где расстреливали новомученников: Лубянка в Москве, местечко Бутово под Москвой, в наших краях Ржевка, Ржевский полигон, который соседствует с нашей Всеволожской землёй — там сотни тысяч людей были расстреляны самым беспощадным образом. Историки говорят, что и митрополит Вениамин Петроградский после своих многомесячных допросов и издевательств был расстрелян именно здесь, на Ржевском полигоне.  Привозили людей обычно по ночам закрытые машины, выгружали этих мнимых врагов советской власти, заставляли копать могилы, затем ставили их у этих могил, заставляли раздеваться самих, наверное, отдавая их одежду молодым бойцам Красной армии, и расстреливали их у этих же свежевырытых могил. Иногда заставляли самих же арестованных расстреливать своих, добавляя ещё больше мучений и страданий этим несчастным людям. Многие могилы шевелились ещё по несколько дней, потому что не все получали мгновенную смерть от тех шальных выстрелов.

Дорогие братия и сестры! В этом сонме новомученников и исповедников российских тысячи людей прославлены, причислены к лику святых, а бесчисленные миллионы знает один Бог. Сегодня их память, сегодня их день, и они в особой радости предстоят пред Богом и видят, что их кровь пролита не зря, что есть ещё вера Христова на земле, что их страдания не были напрасны. Живя на этой земле, они никогда не могли подумать о том, что одно лишь происхождение человека из определенной среды уже является преступлением в глазах новой власти. Они никогда не задумывались, что быть купцом, быть воином, офицером в царской армии, быть фабрикантом, быть так называемым кулаком — это уже является преступлением, и такие люди, и родившиеся в этих семьях дети уже подлежат истреблению. Вся лучшая часть русского народа, верующая её часть, элита общества, интеллигенция были уничтожены, чтобы не с кем было сравнивать, чтобы не было никого более высокого по своему интеллекту, по святости своей жизни, никого не было более лучшего и более высокого рядом с этими обезумевшими подонками общества. И полилась кровь потоками, и люди дорвались до власти, одурманенные безнаказанностью, одурманенные лёгким успехом и наживой, и они пошли, опьянённые этой наркотической свободой, громить и крушить святыни, издеваться над самыми благочестивыми и трепетными чувствами русского народа. Они пошли громить и осквернять святыни с таким остервенением, до которого и дьявол, наверное, не мог додуматься.

Дорогие братия и сестры! Нам с вами, современным христианам, Господь ссудил жить в другое время. Мы с вами не знаем этих гонений, не знаем мучений. Мы живём с вами в прекрасное и удивительное время свободы Церкви, свободы вероисповедования. Это величайшее благо и величайшая ответственность перед Богом, потому что, если мы с вами не станем истинными христианами, то мы будем безответны пред Богом за свою лень, за своё небрежение, за свою холодность и предательство Его своей обеспеченной и благополучной жизнью.

В современной жизни чаще всего людей отталкивают от Христа, как правило, уже не скорби и страдания, а сытая и благополучная жизнь. Именно поэтому на Западе, который претерпевает, переживает времена более высокого благосостояния и благополучия, религиозная жизнь замирает, не имеет никакого выражения. К этой же черте подходим и мы с вами, потому что чем крепче материальные блага, чем их больше, тем, к сожалению, человеку сложнее удержаться в них и не потерять свой человеческий образ, не превратиться в тех звероподобных скотов и подонков человеческого общества, которые когда-то залили кровью всю нашу святую Русь.

Дорогие братия и сестры! В сегодняшний день Церковь задаёт и нам с вами этот вопрос верности Христу. Мы слышим этот призыв следовать за Ним, и какой ответ мы дадим Богу сегодня и за свою прожитую жизнь — это будет зависеть от каждого из нас, от нашего устремления ко Христу. И дай Бог, чтобы в священный момент Его Страшного Суда, или частного суда после нашей смерти, или суда всеобщего мы услышали Его ободряющий голос: «В малом ты был верен, над многими тебя поставлю. Вниди в радость Господа твоего». Аминь.

Предыдущая проповедь

27 января 2006

ПОПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Следующая проповедь

16 апреля 2006

Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00