Рождество твоё Христе Боже наш,
Воссияй мирови свет разума…
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы с вами последний раз в этом Новом году услышим за богослужением эти слова. Так мимолётна всякая радость в жизни человека: и радости духовные, и церковное торжество — к сожалению, быстро оканчиваются. Сегодня отдание праздника Рождества Христова. Несмотря на то, что продолжаются святки до праздника Крещения Господня, а тема Рождества сегодняшним богослужением и Евангелием уже завершается в богослужебном году.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тех последствиях, исторических фактах, которые свершились в Вифлееме после рождения Христа. Мы с вами слышали в день Рождества Христова повествование евангелиста Матфея, в котором он говорил, что к родившемуся Христу пришли поклониться три волхва, ведомые одной таинственной необыкновенной звездой, увидев появление которой на небосклоне, они сразу поняли, что в мире произошло нечто необыкновенное. Эти волхвы были детьми своего времени. Мы можем лишь предположительно высказывать своё мнение о том, чем они занимались, что исследовали, изучали. Без сомнения, они были людьми, сведущими в астрологии, что, как вы знаете, не только не приветствуется, но и категорически отвергается православной Церковью. Но в данном случае эти волхвы шли таким исключительным своеобразным путем к Вифлеемским яслям, познанию Бога.
Почему Церковь отвергает астрологию и вообще влияние каких-то внешних предметов, стечение обстоятельств, положение светил небесных на жизнь человеческую? Да потому, что всё это недостойно человека. Человек сотворён Богом настоль великим и совершенным, что на его жизнь, кроме Бога, никто и ничто не влияет. Какие-то физические процессы, связанные со звёздами, с луной, их влияние на посевные процессы, на физическое состояние, здоровье человека — все это может быть, и это вещи малозначимые, но чтобы звезды управляли судьбами людей, чтобы они определяли счастье, благополучие человека, черты его характера, его жизнь — это чистейшее язычество. А вот эти волхвы, наверное, шли этим путем. Что для нас здесь важно, дорогие братья и сёстры, это осознание одной простой истины: если человек желает найти Бога, если человек искренен, если он ищет Истину, если ищет Бога, то вопреки всем своим многочисленным заблуждениям, идя длинным путем к Богу через всякие оккультные, мистические, восточные религиозно-философские системы, вопреки всему он непременно найдет её, потому что Бог будет идти навстречу такому человеку.
И вот эти волхвы пришли к Вифлеемским яслям не благодаря, а вопреки астрологическим знаниям, в которых они были сильны. По воззрению древних людей считалось, что рождение на земле всякого человека, тем более великого, отмечается на небосклоне явлением или рождением новой звезды. Поэтому, когда волхвы увидели появление новой звезды, которая не вписывалась в рамки обычного объяснения движения небесных светил, они поняли, что родился Мессия Христос. Наверное, они каким-то образом, хотя бы в отзвуках, без сомнения, были знакомы с пророчествами о Мессии, которые, хотя хранились в богоизбранном еврейском народе, но отголоски их доходили и до Египта, и до Вавилона, из которого, по преданию, шли эти волхвы. Во всех древних религиях и культах сохранялось это религиозное знание о наших прародителях, их падении и об обещании Божием, что придет Мессия-избавитель и Спаситель человечества. И когда эти чаяния пророческие и таинственные небесные явления соединились, волхвы не могли оставаться на месте. Они, влекомые этой звездой, пошли в Вифлеем.
Без сомнения, эта звезда явилась задолго до рождества Христова, чтобы в сам момент рождества она могла привести волхвов к Вифлеему. И они шли пешком многие месяцы, а может быть и годы, своим путем к встрече с Богом.
И вот, как у Бога все продумано, все наперед определено. Может быть, это явление звезды могло явиться волхвам в день Благовещения Деве Марии, когда началось сбываться это древнее пророчество о спасении рода человеческого, может, еще раньше, для нас это не имеет значения. Но интересно то, как в таких, казалось бы, мелочах Бог управляет миром. Ему все подвластно: и светила небесные, и жизнь людей, и бытие всего мира — всё в единой гармонии, всё в Его власти, всё Его промыслом управляется и Им содержится мир.
И вот, забегая вперед, чтобы нам завершить эту тему с волхвами, когда они поклонились Вифлеемским яслям и родившемуся Христу, евангелист Матфей говорит очень интересные слова, что им явился ангел Господень и повелел не возвращаться к Ироду, а другим путем отойти в свою землю. И они, повинуясь этому явлению ангела, как говорится в Евангелии на славянском языке «иным путем» отошли в свою землю, то есть другим путём. Эти слова понимаются и буквально, что они другой дорогой ушли, не вернулись обратно к Ироду, но есть здесь и глубокий духовный смысл, что домой-то они пошли уже другими, и другим путем они пошли к Богу дальше в течение всей своей жизни. Не через астрологию и магию, не через явление и влияние звезд на жизнь людскую, а после этой встречи они стали уже христианами, их Церковь почитает как святых. Они прикоснулись к Богу, приблизились к Нему и остались верными Ему до конца своих дней земной жизни. Это очень примечательно и важно, но отсюда отнюдь нельзя сделать вывод, что все пути ведут к Богу, через любые искания, они все имеют право на существование и все они авторитетны и справедливы…
Нет, дорогие братия и сестры, на определенном этапе поиска Истины человеку подсказывается и открывается Богом верный путь, чтобы не блуждал он по этим оккультным, окольным путям в упертом состоянии горделивого своего разума, сопротивляясь благовестию Божию, сопротивляясь и не идя прямым евангельским путем кБогу. И вот волхвы уходят от Вифлеемских яслей уже христианами. Они не возвращаются к Ироду. А младенцу Христу приносят свои дары — золото, ладан и смирну как царю, Богу и смертному человеку. Смирной, определенным таким бальзамическим веществом, умащалось тело покойника, которое предотвращало его на какое–то время от преждевременного разложения и гниения. И вот интересно, как Господь вразумил их принести такие символичные дары, в которых они почтили Христа в двух Ипостасях, во всех проявлениях его бытия и как Бога, и как человека. Царь Ирод ждал этих волхвов, и когда прошло уже определенное время, он понял, что волхвов он не дождется. Он просил этих волхвов лицемерно, просил с обманом прийти к нему, рассказать, где родился Христос не для того, чтобы пойти и поклониться ему, а для того, чтобы удар по новому Мессии, по новому царю был правильным и безошибочно точным и верным, чтобы знать, куда посылать своих воинов-убийц устранить нового царя.
Мы с вами говорили, что в момент рождества Христова Ироду было глубоко за 70 лет, он уже был старым, презренным, больным человеком. Христос только родился, и если даже рассуждать о новом царе на примере Христа, то ведь пока он станет взрослым и сможет управлять государством, Ирода давно уже в живых не будет. И несмотря на это, одна мысль о том, что новый царь родился, что может поколебаться его место, ведь место-то теплое, вольготное, он очень переживал и боялся, как любой чиновник, любой человек, который облечён властью.
Вы помните, как Пилат, философствуя об истине, говорил, что во Христе не находит никакой вины, готов был отпустить его, а когда евреи сказали, что если отпустишь, то ты не друг кесарю, не друг римскому императору — всё, куда девалась правда, истины уже не надо. Вы посмотрите, как чудовищна эта психология! Всё в истории человечества повторяется, проходит какой-то период, и новые тираны встают, и вновь они беспокоятся и переживают за свое место, за свою власть, и так же, как Ирод, боятся и не хотят потерять её. Ирод призывает своих воинов, диких варваров, которые служили в его наемных войсках, которые беспрекословно слушались любого приказания, отправляет их в Вифлеем. Примерно посчитав, каков должен быть возраст младенца, он отдает чудовищный приказ: истребить всех младенцев в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и в окрестностях его, потому что не знал точно, где родился и в каком месте находится младенец Христос.
Интересно, что Ирод не был чистокровным евреем, не происходил из царского рода, поэтому незаконно занимал этот престол иудейский. Но тем не менее, ради сохранения власти он лицемерно принимает религию евреев, призывает первосвященников и спрашивает их, где должен родиться Христос. Те безошибочно говорят ему пророчество Михея — в Вифлееме Иудейском. Поразительный пример: он прислушивается к мнению пророков, он слышит это пророчество, он верит в его исполнение, он верит, что Христос родился, но не признает Его, не хочет считаться с его рождением.
Вот на этом примере мы можем видеть проявление такой бесовской веры. Она ведь и человеку свойственна, когда человек, без сомнения, знает, что Бог есть, а живет как зверь, живет вопреки этому знанию, когда Бог и раз, и два в жизни показывает следы своего бытия, человек это осознает, а к Богу не идет. И вот то же самое было с Иродом. Он отдает чудовищный приказ — по преданию Церкви, 14 тысяч младенцев было убито практически в один день. Весь Вифлеем был залит кровью, можно сказать, что он был весь уничтожен, стерт с лица земли. Потому что, представьте себе, что эти озверевшие воины-убийцы врываются в дома, но неужели родители, неужели матери вот так с легкостью отдавали детей на заклание! Да нет же, они защищали их, они убегали с этими младенцами на руках, сами падали, без сомнения, под мечами этих убийц. Поэтому там, в Святой земле, кого Господь сподобил, они видели, а иные, возможно, скоро увидят, что в Вифлееме есть и поле пастушков, и в храме в специальной витрине-гробнице собраны косточки этих младенцев. Так вот, там, наряду с детскими косточками, с останками этих Вифлеемских младенцев, есть кости и взрослых людей. Это родители, это матери, это близкие, из рук которых вырывали этих детей безжалостные палачи.
И что вы думаете, Ирод достиг своей цели? Нет, ничего подобного, как не достигали никогда цели никакие другие тираны и убийцы. Сегодня память Вифлеемских младенцев, первых мучеников, за Христа пострадавших. Святитель Филарет, митрополит Московский, называет их телохранителями Господними, которые защитили и сохранили жизнь Христа вот в таком земном выражении. Ирод не достигает своей цели, потому что противиться Богу невозможно. 14 тысяч младенцев — ужаснейшая цифра!
Но дорогие братья и сёстры, Ирод ведь не единственный тиран, не единственный изверг рода человеческого. Нам так выборочно, тенденциозно преподавалась история и мира, и нашего государства любимого, что вот извергов и врагов мы с вами не замечаем. А вспомнить Иоанна Грозного, а вспомнить тиранов начала 20 века. Чтобы не оскорбить слух тех людей, которые с ностальгией вспоминают о тех прошедших временах. Не будем называеть их имена. Там ведь были миллионные жертвы. Точно с такими же мыслями, как Ирод, они посылали убийц, борясь за свою власть, чтобы кто-то не пришел на их место. Надо было уничтожить всю интеллигенцию и кулаков, самый работающий класс в России, и свободомыслящих людей, и особенно представителей царской династии, царских кровей, чтобы всех претендентов убрать, чтобы на фоне вот этой пустой, обезличенной России, ничего из себя не представляющей, самому-то казаться бугорком на ровном месте. Страшные времена были, и где они сейчас, эти тираны и антихристы. По слову Священного Писания, погибла память их с шумом. Без отвращения и ненависти, пожалуй, редко кто вспоминает их из людей, у которых правильное понимание событий, и разум не отшиб Бог.
Так вот, дорогие братья и сестры, для нас это урок, что как бы кто ни сопротивлялся Божественной истине и Божественному промыслу в его земном выражении, в проявлении истории, Бог вопреки всему свершит свою волю, и мир существует, и мир продолжает свое бытие по Богом начертанным законам и правилам жизни.
Для нас, конечно, должен встать вопрос: ну почему Бог так позволил, когда 14 тысяч младенцев погибли ни за что, ни в чем не виновные? Разве Бог не мог устроить по-другому, разве не мог послать Ироду преждевременную смерть, разве не мог сохранить их каким-то образом, чтобы убийцы не достигли Вифлеема? Разве не мог как-то устроить, чтобы не было этого пролития крови? Ведь люди, бросающие вызов Богу, могут обвинить Его, что из-за Него эта кровь лилась тогда в Вифлееме. Если б Он был Благим и Добрым, Он мог бы вмешаться и задержать эту руку убийц. А вот мог и не мог одновременно! Потому что человек слишком велик, он Богом сотворен с необычайной свободой, и эта свобода человека имеет страшнейшие выражения. Если человек живет вне Бога, если им обладает грех, то эта свобода воли приводит человека к чудовищным преступлениям. И вот в лице Ирода, в лице других палачей Бог не останавливает их, потому что это было бы насилием над свободой человека; не было бы цены добродетелям, не было бы цены добру, не за что было бы спасать человека, награждать его за сохранение добра, за сохранения нравственных основ жизни среди развращённого человечества. Это с одной стороны. С другой стороны, дорогие братья и сёстры, как мы можем увидеть смысл в невинных страданиях, когда с человеческой точки зрения смысла нет никакого. С земных категорий и представлений мы никогда не ответим на этот вопрос, никогда. А вот если существует жизнь вечная, с точки зрения вечной жизни, временная жизнь не основная. В чём смысл этой жизни? А в том, чтобы прожить её так, чтобы она имела благодатное продолжение, чтобы человек спас свою душу. И вот, путём невинных страданий душа спасается автоматически, молниеносно, как души мучеников и страдальцев, омытые кровью и страданиями. Эти души очищены, омыты кровью, болезнями, невинными страданиями, — они сразу попадают в райские обители. И вот, с точки зрения вечности и есть смысл в этих страданиях. Двери райские открываются людям, которые по промыслу Божию терпят эти страдания.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, не будем искушать Бога, когда мы созерцаем такие непонятные, необъяснимые нам вещи, особенно в наше последнее время, когда то там, то в другом месте или теракты, или какие-то серьезные военные конфликты. И льется кровь людская по лицу земли, близится конец. Без сомнения, эти трагедии будут продолжаться, потому что так говорил Бог в Апокалипсисе. Он ими предупреждает нас, будит к покаянию, зовет всех людей к Себе и напоминает, что он правит всем миром.
Помимо этих грустных моментов, сегодня память самих близких людей, родственников Христа по земной его жизни. Память Иосифа-обручника, мудрейшего старца, хранителя девства и жизни пресвятой Богородицы, память Иакова, брата Господня, сына Иосифа, которого Иосиф взял с собой в Египет. Когда они ушли из Вифлеема, он взял одного из старших своих сыновей, чтобы он помог им в этом дальнем путешествии. Память всех этих близких людей, среди которых родился Христос, Церковь с благодарностью вспоминает и прославляет их сегодня и вспоминает их не только для исторической памяти и благодарности. Она говорит нам и то, что мы с вами тоже можем являться и должны являться близкими и родными для нашего Господа. Помните один интересный момент, когда Христа окружало множество народа, и вот пришли Его близкие: Мать, Иосиф, сыновья Иосифа. И люди передают Ему один через другого: «мать и братья Твои ищут Тебя, ждут Тебя вот там», а Он говорит, что «кто соблюдает волю Мою, тот мне брат, и сестра, и мать». И вот, каждый из нас не лишен этой возможности максимально приблизиться и сродниться с самим Богом!
Дорогие братия и сестры! Хотелось еще обратить ваше внимание: когда жизнь Богомладенца была в опасности, Иосифу среди ночи является ангел и говорит ему: «встань, возьми младенца и матерь Его и беги в землю Египетскую». Он не рассуждает над этим явлением ангела, будит от сна деву Марию с младенцем Христом, и они молниеносно покидают Вифлеем, спасая свою жизнь. Для нас это пример благоразумия христианского, чтобы мы с вами не бросались сами в излишние опасности, не подвергали свою жизнь риску необдуманному, глупому риску, который ничего за собой не влечет. Церковь, с одной стороны, призывает всех нас иметь такую любовь, чтобы мы были готовы жизнь свою отдать за наших близких. Христианство говорит, что выше этой любви нет ничего. Но с другой стороны, когда ты никого не спасаешь, а свою жизнь подвергаешь опасности, где бы и в чем бы это ни выражалось, в обычных мелочах жизни, пусть каждый из нас сам домыслит эти опасности, которые могут подстерегать нас каждый день, каждую минуту. Христианин должен беречь свою жизнь, не искушать Бога. Казалось бы, Богомладенец Христос — Бог, зачем он бежит? Неужели убийцы сильнее его? Но Он не искушает волю Божию, повинуется этому голосу Божию для нас, ради нашего спасения показывает этот пример. Где опасно ехать на каком-либо транспорте, нужно идти пешком; где опасно идти — не идти, а сидеть дома; где опасно быть — не идти туда; не предпринимать этих попыток. Как говорили наши предки, перефразируя Евангелие: бережёного Бог бережет.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда помнить эти слова. Аминь.
13 января 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Рождество твоё Христе Боже наш,
Воссияй мирови свет разума…
Сегодня, дорогие братия и сестры, мы с вами последний раз в этом Новом году услышим за богослужением эти слова. Так мимолётна всякая радость в жизни человека: и радости духовные, и церковное торжество — к сожалению, быстро оканчиваются. Сегодня отдание праздника Рождества Христова. Несмотря на то, что продолжаются святки до праздника Крещения Господня, а тема Рождества сегодняшним богослужением и Евангелием уже завершается в богослужебном году.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тех последствиях, исторических фактах, которые свершились в Вифлееме после рождения Христа. Мы с вами слышали в день Рождества Христова повествование евангелиста Матфея, в котором он говорил, что к родившемуся Христу пришли поклониться три волхва, ведомые одной таинственной необыкновенной звездой, увидев появление которой на небосклоне, они сразу поняли, что в мире произошло нечто необыкновенное. Эти волхвы были детьми своего времени. Мы можем лишь предположительно высказывать своё мнение о том, чем они занимались, что исследовали, изучали. Без сомнения, они были людьми, сведущими в астрологии, что, как вы знаете, не только не приветствуется, но и категорически отвергается православной Церковью. Но в данном случае эти волхвы шли таким исключительным своеобразным путем к Вифлеемским яслям, познанию Бога.
Почему Церковь отвергает астрологию и вообще влияние каких-то внешних предметов, стечение обстоятельств, положение светил небесных на жизнь человеческую? Да потому, что всё это недостойно человека. Человек сотворён Богом настоль великим и совершенным, что на его жизнь, кроме Бога, никто и ничто не влияет. Какие-то физические процессы, связанные со звёздами, с луной, их влияние на посевные процессы, на физическое состояние, здоровье человека — все это может быть, и это вещи малозначимые, но чтобы звезды управляли судьбами людей, чтобы они определяли счастье, благополучие человека, черты его характера, его жизнь — это чистейшее язычество. А вот эти волхвы, наверное, шли этим путем. Что для нас здесь важно, дорогие братья и сёстры, это осознание одной простой истины: если человек желает найти Бога, если человек искренен, если он ищет Истину, если ищет Бога, то вопреки всем своим многочисленным заблуждениям, идя длинным путем к Богу через всякие оккультные, мистические, восточные религиозно-философские системы, вопреки всему он непременно найдет её, потому что Бог будет идти навстречу такому человеку.
И вот эти волхвы пришли к Вифлеемским яслям не благодаря, а вопреки астрологическим знаниям, в которых они были сильны. По воззрению древних людей считалось, что рождение на земле всякого человека, тем более великого, отмечается на небосклоне явлением или рождением новой звезды. Поэтому, когда волхвы увидели появление новой звезды, которая не вписывалась в рамки обычного объяснения движения небесных светил, они поняли, что родился Мессия Христос. Наверное, они каким-то образом, хотя бы в отзвуках, без сомнения, были знакомы с пророчествами о Мессии, которые, хотя хранились в богоизбранном еврейском народе, но отголоски их доходили и до Египта, и до Вавилона, из которого, по преданию, шли эти волхвы. Во всех древних религиях и культах сохранялось это религиозное знание о наших прародителях, их падении и об обещании Божием, что придет Мессия-избавитель и Спаситель человечества. И когда эти чаяния пророческие и таинственные небесные явления соединились, волхвы не могли оставаться на месте. Они, влекомые этой звездой, пошли в Вифлеем.
Без сомнения, эта звезда явилась задолго до рождества Христова, чтобы в сам момент рождества она могла привести волхвов к Вифлеему. И они шли пешком многие месяцы, а может быть и годы, своим путем к встрече с Богом.
И вот, как у Бога все продумано, все наперед определено. Может быть, это явление звезды могло явиться волхвам в день Благовещения Деве Марии, когда началось сбываться это древнее пророчество о спасении рода человеческого, может, еще раньше, для нас это не имеет значения. Но интересно то, как в таких, казалось бы, мелочах Бог управляет миром. Ему все подвластно: и светила небесные, и жизнь людей, и бытие всего мира — всё в единой гармонии, всё в Его власти, всё Его промыслом управляется и Им содержится мир.
И вот, забегая вперед, чтобы нам завершить эту тему с волхвами, когда они поклонились Вифлеемским яслям и родившемуся Христу, евангелист Матфей говорит очень интересные слова, что им явился ангел Господень и повелел не возвращаться к Ироду, а другим путем отойти в свою землю. И они, повинуясь этому явлению ангела, как говорится в Евангелии на славянском языке «иным путем» отошли в свою землю, то есть другим путём. Эти слова понимаются и буквально, что они другой дорогой ушли, не вернулись обратно к Ироду, но есть здесь и глубокий духовный смысл, что домой-то они пошли уже другими, и другим путем они пошли к Богу дальше в течение всей своей жизни. Не через астрологию и магию, не через явление и влияние звезд на жизнь людскую, а после этой встречи они стали уже христианами, их Церковь почитает как святых. Они прикоснулись к Богу, приблизились к Нему и остались верными Ему до конца своих дней земной жизни. Это очень примечательно и важно, но отсюда отнюдь нельзя сделать вывод, что все пути ведут к Богу, через любые искания, они все имеют право на существование и все они авторитетны и справедливы…
Нет, дорогие братия и сестры, на определенном этапе поиска Истины человеку подсказывается и открывается Богом верный путь, чтобы не блуждал он по этим оккультным, окольным путям в упертом состоянии горделивого своего разума, сопротивляясь благовестию Божию, сопротивляясь и не идя прямым евангельским путем кБогу. И вот волхвы уходят от Вифлеемских яслей уже христианами. Они не возвращаются к Ироду. А младенцу Христу приносят свои дары — золото, ладан и смирну как царю, Богу и смертному человеку. Смирной, определенным таким бальзамическим веществом, умащалось тело покойника, которое предотвращало его на какое–то время от преждевременного разложения и гниения. И вот интересно, как Господь вразумил их принести такие символичные дары, в которых они почтили Христа в двух Ипостасях, во всех проявлениях его бытия и как Бога, и как человека. Царь Ирод ждал этих волхвов, и когда прошло уже определенное время, он понял, что волхвов он не дождется. Он просил этих волхвов лицемерно, просил с обманом прийти к нему, рассказать, где родился Христос не для того, чтобы пойти и поклониться ему, а для того, чтобы удар по новому Мессии, по новому царю был правильным и безошибочно точным и верным, чтобы знать, куда посылать своих воинов-убийц устранить нового царя.
Мы с вами говорили, что в момент рождества Христова Ироду было глубоко за 70 лет, он уже был старым, презренным, больным человеком. Христос только родился, и если даже рассуждать о новом царе на примере Христа, то ведь пока он станет взрослым и сможет управлять государством, Ирода давно уже в живых не будет. И несмотря на это, одна мысль о том, что новый царь родился, что может поколебаться его место, ведь место-то теплое, вольготное, он очень переживал и боялся, как любой чиновник, любой человек, который облечён властью.
Вы помните, как Пилат, философствуя об истине, говорил, что во Христе не находит никакой вины, готов был отпустить его, а когда евреи сказали, что если отпустишь, то ты не друг кесарю, не друг римскому императору — всё, куда девалась правда, истины уже не надо. Вы посмотрите, как чудовищна эта психология! Всё в истории человечества повторяется, проходит какой-то период, и новые тираны встают, и вновь они беспокоятся и переживают за свое место, за свою власть, и так же, как Ирод, боятся и не хотят потерять её. Ирод призывает своих воинов, диких варваров, которые служили в его наемных войсках, которые беспрекословно слушались любого приказания, отправляет их в Вифлеем. Примерно посчитав, каков должен быть возраст младенца, он отдает чудовищный приказ: истребить всех младенцев в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и в окрестностях его, потому что не знал точно, где родился и в каком месте находится младенец Христос.
Интересно, что Ирод не был чистокровным евреем, не происходил из царского рода, поэтому незаконно занимал этот престол иудейский. Но тем не менее, ради сохранения власти он лицемерно принимает религию евреев, призывает первосвященников и спрашивает их, где должен родиться Христос. Те безошибочно говорят ему пророчество Михея — в Вифлееме Иудейском. Поразительный пример: он прислушивается к мнению пророков, он слышит это пророчество, он верит в его исполнение, он верит, что Христос родился, но не признает Его, не хочет считаться с его рождением.
Вот на этом примере мы можем видеть проявление такой бесовской веры. Она ведь и человеку свойственна, когда человек, без сомнения, знает, что Бог есть, а живет как зверь, живет вопреки этому знанию, когда Бог и раз, и два в жизни показывает следы своего бытия, человек это осознает, а к Богу не идет. И вот то же самое было с Иродом. Он отдает чудовищный приказ — по преданию Церкви, 14 тысяч младенцев было убито практически в один день. Весь Вифлеем был залит кровью, можно сказать, что он был весь уничтожен, стерт с лица земли. Потому что, представьте себе, что эти озверевшие воины-убийцы врываются в дома, но неужели родители, неужели матери вот так с легкостью отдавали детей на заклание! Да нет же, они защищали их, они убегали с этими младенцами на руках, сами падали, без сомнения, под мечами этих убийц. Поэтому там, в Святой земле, кого Господь сподобил, они видели, а иные, возможно, скоро увидят, что в Вифлееме есть и поле пастушков, и в храме в специальной витрине-гробнице собраны косточки этих младенцев. Так вот, там, наряду с детскими косточками, с останками этих Вифлеемских младенцев, есть кости и взрослых людей. Это родители, это матери, это близкие, из рук которых вырывали этих детей безжалостные палачи.
И что вы думаете, Ирод достиг своей цели? Нет, ничего подобного, как не достигали никогда цели никакие другие тираны и убийцы. Сегодня память Вифлеемских младенцев, первых мучеников, за Христа пострадавших. Святитель Филарет, митрополит Московский, называет их телохранителями Господними, которые защитили и сохранили жизнь Христа вот в таком земном выражении. Ирод не достигает своей цели, потому что противиться Богу невозможно. 14 тысяч младенцев — ужаснейшая цифра!
Но дорогие братья и сёстры, Ирод ведь не единственный тиран, не единственный изверг рода человеческого. Нам так выборочно, тенденциозно преподавалась история и мира, и нашего государства любимого, что вот извергов и врагов мы с вами не замечаем. А вспомнить Иоанна Грозного, а вспомнить тиранов начала 20 века. Чтобы не оскорбить слух тех людей, которые с ностальгией вспоминают о тех прошедших временах. Не будем называеть их имена. Там ведь были миллионные жертвы. Точно с такими же мыслями, как Ирод, они посылали убийц, борясь за свою власть, чтобы кто-то не пришел на их место. Надо было уничтожить всю интеллигенцию и кулаков, самый работающий класс в России, и свободомыслящих людей, и особенно представителей царской династии, царских кровей, чтобы всех претендентов убрать, чтобы на фоне вот этой пустой, обезличенной России, ничего из себя не представляющей, самому-то казаться бугорком на ровном месте. Страшные времена были, и где они сейчас, эти тираны и антихристы. По слову Священного Писания, погибла память их с шумом. Без отвращения и ненависти, пожалуй, редко кто вспоминает их из людей, у которых правильное понимание событий, и разум не отшиб Бог.
Так вот, дорогие братья и сестры, для нас это урок, что как бы кто ни сопротивлялся Божественной истине и Божественному промыслу в его земном выражении, в проявлении истории, Бог вопреки всему свершит свою волю, и мир существует, и мир продолжает свое бытие по Богом начертанным законам и правилам жизни.
Для нас, конечно, должен встать вопрос: ну почему Бог так позволил, когда 14 тысяч младенцев погибли ни за что, ни в чем не виновные? Разве Бог не мог устроить по-другому, разве не мог послать Ироду преждевременную смерть, разве не мог сохранить их каким-то образом, чтобы убийцы не достигли Вифлеема? Разве не мог как-то устроить, чтобы не было этого пролития крови? Ведь люди, бросающие вызов Богу, могут обвинить Его, что из-за Него эта кровь лилась тогда в Вифлееме. Если б Он был Благим и Добрым, Он мог бы вмешаться и задержать эту руку убийц. А вот мог и не мог одновременно! Потому что человек слишком велик, он Богом сотворен с необычайной свободой, и эта свобода человека имеет страшнейшие выражения. Если человек живет вне Бога, если им обладает грех, то эта свобода воли приводит человека к чудовищным преступлениям. И вот в лице Ирода, в лице других палачей Бог не останавливает их, потому что это было бы насилием над свободой человека; не было бы цены добродетелям, не было бы цены добру, не за что было бы спасать человека, награждать его за сохранение добра, за сохранения нравственных основ жизни среди развращённого человечества. Это с одной стороны. С другой стороны, дорогие братья и сёстры, как мы можем увидеть смысл в невинных страданиях, когда с человеческой точки зрения смысла нет никакого. С земных категорий и представлений мы никогда не ответим на этот вопрос, никогда. А вот если существует жизнь вечная, с точки зрения вечной жизни, временная жизнь не основная. В чём смысл этой жизни? А в том, чтобы прожить её так, чтобы она имела благодатное продолжение, чтобы человек спас свою душу. И вот, путём невинных страданий душа спасается автоматически, молниеносно, как души мучеников и страдальцев, омытые кровью и страданиями. Эти души очищены, омыты кровью, болезнями, невинными страданиями, — они сразу попадают в райские обители. И вот, с точки зрения вечности и есть смысл в этих страданиях. Двери райские открываются людям, которые по промыслу Божию терпят эти страдания.
Поэтому, дорогие братья и сёстры, не будем искушать Бога, когда мы созерцаем такие непонятные, необъяснимые нам вещи, особенно в наше последнее время, когда то там, то в другом месте или теракты, или какие-то серьезные военные конфликты. И льется кровь людская по лицу земли, близится конец. Без сомнения, эти трагедии будут продолжаться, потому что так говорил Бог в Апокалипсисе. Он ими предупреждает нас, будит к покаянию, зовет всех людей к Себе и напоминает, что он правит всем миром.
Помимо этих грустных моментов, сегодня память самих близких людей, родственников Христа по земной его жизни. Память Иосифа-обручника, мудрейшего старца, хранителя девства и жизни пресвятой Богородицы, память Иакова, брата Господня, сына Иосифа, которого Иосиф взял с собой в Египет. Когда они ушли из Вифлеема, он взял одного из старших своих сыновей, чтобы он помог им в этом дальнем путешествии. Память всех этих близких людей, среди которых родился Христос, Церковь с благодарностью вспоминает и прославляет их сегодня и вспоминает их не только для исторической памяти и благодарности. Она говорит нам и то, что мы с вами тоже можем являться и должны являться близкими и родными для нашего Господа. Помните один интересный момент, когда Христа окружало множество народа, и вот пришли Его близкие: Мать, Иосиф, сыновья Иосифа. И люди передают Ему один через другого: «мать и братья Твои ищут Тебя, ждут Тебя вот там», а Он говорит, что «кто соблюдает волю Мою, тот мне брат, и сестра, и мать». И вот, каждый из нас не лишен этой возможности максимально приблизиться и сродниться с самим Богом!
Дорогие братия и сестры! Хотелось еще обратить ваше внимание: когда жизнь Богомладенца была в опасности, Иосифу среди ночи является ангел и говорит ему: «встань, возьми младенца и матерь Его и беги в землю Египетскую». Он не рассуждает над этим явлением ангела, будит от сна деву Марию с младенцем Христом, и они молниеносно покидают Вифлеем, спасая свою жизнь. Для нас это пример благоразумия христианского, чтобы мы с вами не бросались сами в излишние опасности, не подвергали свою жизнь риску необдуманному, глупому риску, который ничего за собой не влечет. Церковь, с одной стороны, призывает всех нас иметь такую любовь, чтобы мы были готовы жизнь свою отдать за наших близких. Христианство говорит, что выше этой любви нет ничего. Но с другой стороны, когда ты никого не спасаешь, а свою жизнь подвергаешь опасности, где бы и в чем бы это ни выражалось, в обычных мелочах жизни, пусть каждый из нас сам домыслит эти опасности, которые могут подстерегать нас каждый день, каждую минуту. Христианин должен беречь свою жизнь, не искушать Бога. Казалось бы, Богомладенец Христос — Бог, зачем он бежит? Неужели убийцы сильнее его? Но Он не искушает волю Божию, повинуется этому голосу Божию для нас, ради нашего спасения показывает этот пример. Где опасно ехать на каком-либо транспорте, нужно идти пешком; где опасно идти — не идти, а сидеть дома; где опасно быть — не идти туда; не предпринимать этих попыток. Как говорили наши предки, перефразируя Евангелие: бережёного Бог бережет.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда помнить эти слова. Аминь.
Предыдущая проповедь
1 января 2008
Следующая проповедь
10 февраля 2008
Все проповеди за 2008 год