Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Память Марии Египетской

       Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день Православная Церковь особое наше внимание направляет к жизни и подвигам преподобной матери нашей Марии Египетской. Это почитание её жизни и подвига христианской жизни совершается не только в сегодняшний день, а ещё, как минимум, два раза в году: в день её памяти 1 апреля и в день так называемого стояния Марии Египетской на пятой неделе Великого поста в среду на особом богослужении, когда читается полностью весь покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это трёхкратное воспоминание одной и той же святой удивительно. Церковь показывает нам, исходя из этого простого примера, насколько жизнь её важна как ориентир, как пример христианской жизни для каждого из нас.

       В прошлое воскресенье мы вспоминали память преподобного Иоанна Лествичника, который просиял в лике святости из мужского естества, а сегодня Церковь приводит пример подвига слабой, казалось бы, женщины по естеству, но которая подвигом жизни превзошла и самих Ангелов.

       Преподобная Мария Египетская семнадцать лет своей юности посвятила неудержимому пороку — ненасытной страсти блуда. Она родилась в Египте в конце пятого, жила в начале шестого века. Это было особое время, время уже свободы Церкви, когда гонения прекратились, когда императоры сами, например, в лице великого Юстиниана писали церковные песнопения. Песнопение, которое вы слышите за Божественной литургией «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый» — это его творение. Император писал гимны, которые вошли в последование Божественной литургии. Свобода вероисповедания, границы империи совпадают с границами Церкви, то есть все, кто живут в Византийской империи, уже практически стали людьми православными. Это было и у нас в России в особый такой золотой период истории Русской Православной Церкви. Но эти мгновения были краткими и недолго радовали людей и христиан всеобщим миром и благоденствием.

       Но одновременно христианская нравственная жизнь, как показывает пример преподобной Марии Египетской, стала падать, потому что жизнь христиан крепка только в эпоху гонений. А когда наступила свобода, когда всё стало позволено, когда за веру никто не убивает, а наоборот, быть православным становится престижным, модным, современным, то уровень нравственной жизни автоматически падает. Человек теряет ориентиры, уже никуда не надо стремиться, уже всё хорошо, как есть, всех устраивает и так далее.

       Из чего мы видим это в жизни преподобной Марии Египетской? Например, однажды она в Александрии, столице Египта, увидела необыкновенное движение людей, которые зачем-то устремились все на пристань. Где толпа народа, там и бизнес, там и заработать можно; и где народ, там и грех. И вот преподобная Мария, будучи в первой части своей жизни профессио-нальной блудницей, смекнула сразу, что заработать можно, удовлетворить свои страсти — много молодых людей куда-то спешат, куда-то едут. И она вместе с народом вошла на корабль. Потом она узнала, что он отправляется в Святую Землю из Египта на поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Всё путешествие из Египта на Святую Землю (корабли раньше были не такие, как сейчас, не было суперлайнеров, они плыли медленно, ловили ветер попутный), Мария эти несколько суток там находила себе жертвы, своему плотскому греху и страстным утехам. Удивительным остаётся, как этот кораблик с благочестивыми паломниками не утонул в Средиземном море, когда он практически весь был пронизан блудом и страстями. Это ведь вещь довольно типичная для путешествия, но необычным является то, что корабль шёл с паломниками в Святую Землю, на поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

        Мы можем вспомнить с вами, дорогие, что у нас происходит. Сейчас навигация начнётся на остров Валаам, пойдут лайнеры такие красивые, с шикарным питанием, ночной рейс. Половина паломников не выходят из кают, выносить надо, настолько перепили, что Валаам их уже не интересует: ни святыни, ни скиты. Они остаются на корабле и ждут, когда обратно поедут.   

       Но речь не об этом, дорогие. Что же послужило причиной, почему же Мария Египетская пошла по скользкому греховному пути? Жизнеописание её говорит о том, что она унаследовала от родителей своих удивительную физическую красоту. Эта внешняя красота и сгубила её. Плюс женское кокетство, тщеславие, желание нравиться, прельщать, покорять сердца и так далее. И Мария была уловлена в бесовские сети. Поэтому в нашем народе есть такая пословица: «Не родись красивой, а родись счастливой». Потому что за красотой следуют конкурсы «мисс красоты», «мисс завода», потом «мисс Европы», а дальше блуд с большой дороги, замужество за звёздами эстрады, а потом кого-то убивают в Киеве и прочие печальные последствия. Вот такие интересные вещи происходят.

       Вторым фактором, который вверг её в грех, было непослушание родителям. Очень часто, дорогие братия и сестры, родители бывают неприятно удивлены, видя на примере своих внезапно повзрослевших детей, когда детки бунтуют при всплеске первых гормончиков, когда они заявляют, что родители уже устарели, они уже ничего не понимают, уже все так живут, уже все так знакомятся, уже каждая девушка лет так в пятнадцать-шестнадцать должна иметь своего кавалера, она говорит: «это мой парень». Это модно, а если у тебя нет парня, то ты, значит, не дотягиваешь, ты неполноценная, ты несовременная и так далее. А как  оцениваются мужские «подвиги» в молодёжной среде? От количества покорённых телес и сердец, как воины на автомате Калашникова или на снайперской винтовке зарубки делают, сколько врагов уложил во время военной компании или сколько медведей добыл, так же и здесь, это выдаётся за геройский стиль жизни, за востребованность, за современность и так далее. И поэтому, дорогие братия и сестры, как зорко смотреть надо за своими детками, как строго контролировать каждый шаг их жизни, чтобы не было никакой свободы, никакого неизвестного времяпрепровождения и оберегать их от сомнительных встреч, сомнительных каких-то поездок, корпоративных вечеров, потому что, как правило, все они заканчиваются по однотипному сценарию.

       Преподобная Мария, раз вкусив блуда, покатилась по наклонной плоскости. Крайняя степень деградация её начальной жизни состояла в том, что она за блуд не брала деньги, потому что исходила из той точки зрения, что, если деньги брать за услуги, мало будет клиентов, а если бесплатно, тогда можно неудержимо предаваться ненасытной страсти блуда. И вот такой бесплатный блуд имел фантастические формы выражения. Конечно, грех, однажды подкравшись к человеку, перерастает в страсть, перерастает в такую ненасытную потребность, которая требует своего немедленного удовлетворения. Если не удовлетворяется страсть, она приносит настоящее мучение человеку. Эта неудовлетворённость страсти показывает нам степень адских мучений, потому что, если мы с вами не победим в жизни земной те или иные страсти, то после смерти эти страсти остаются все в душе, и они требуют удовлетворения, и тогда рука потянется за гранёным стаканом с водкой и так далее, и будет искать удовлетворения и страсти блуда, и сребролюбия. А тела нет, инструментов нет, членов нет, нечем удовлетворить эту страсть. И не надо будет ни огня геенского, ни сковородок, на которых вечно масло кипит. Эти страсти сами будут уничтожать человека и душу его бессмертную внутренним огнём самосожжения и самогорения. Но Господь не оставляет каждого человека, нет греха, который может превосходить Божественное милосердие, и Господь хочет каждому человеку, чтобы он получил спасение и в жизни вечной был с Ним.

       И Марию Он не оставил Своим особым промыслом, который привёл её к совершенному покаянию. Когда она на кораблике этом приехала в Иерусалим, то заметила, что паломники шли уже ко храму Гроба Господня, который был воздвигнут равноапостольной царицей Еленой на месте смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Все стремились поклониться Животворящему Древу. Когда толпа входила через притвор в храм, она не могла войти и недоумевала: может быть, это так народ теснит её, отталкивая её? Но потом замечает, что все, кто был возле неё, беспрепятственно входят. Она поняла, что невидимая Божественная сила отторгает её, не даёт ей войти в храм, конечно, в силу великого множества её грехов. И тогда она в притворе увидела икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и, воззрев на эту икону, произнесла удивительную свою молитву, чтобы Божия Матерь была споручницей её покаяния перед Сыном Её возлюбленным и позволило, приняв это обещание об исправлении жизни, войти в храм, поклониться Животворящему Древу и причаститься Святых Христовых Тайн. И вот после принесения этой молитвы Богоматери она беспрепятственно входит в храм, она кается в своих грехах, она причащается Святых Христовых Тайн и затем обращается с молитвой к Богоматери, чтобы Та Сама указала, куда ей следовать, чтобы совершить спасение и покаяние в своих бесчисленных грехах. От иконы Богоматери она услышала голос: «Иди за Иордан и там получишь спасение и успокоение от страстей и грехов твоих». И Мария взяла несколько монет, три хлеба в Иерусалиме, переплыла через Иордан на какой-то лодке и там, в пустыне Иорданской, начался подвиг её покаяния и изменения её жизни.

       В течение семнадцати лет страсти её не оставляли. Когда одежда её истлела, бесы ей представляли в воображении прекрасные одежды, наверное, тоже там были известные бренды или ткани, которые могли носить на себе богатые женщины. А одежда истлела от зноя и холода ночного, и практически нагой она ходила многие десятилетия жизни пустынной там, где никто её не видел, кроме диких зверей. Тремя хлебами она питалась в течение всей оставшейся жизни. Как она их разделяла, на какие крупицы, что присоединяла к ним, какие пустынные травы она находила? Мы можем лишь догадываться. Она пребывала в совершенном воздержании, более будучи питаема Богом, чем какими-то съестными припасами. Когда хотела есть, она вспоминала, как говорится в каноне Андрея Критского, «свиная мяса и котлы», которые были во множестве доступны ей в Египте. Когда хотела пить, дьявол напоминал элитные сорта вин, которыми она во множестве упивалась на этих блудных оргиях, а в этой пустыне  воды порой не было.

       Когда страсти, казалось бы, готовы были разорвать её на части, она опускалась на песок и грызла землю. Дьявол пытался изгнать её из пустыни. Она иногда в изнеможении лежала на земле и просила заступничества и помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И лишь после семнадцати лет таких подвигов она получила совершенное успокоение своей физической телесной природы, и страсти отступили от неё. Семнадцать лет служения греху и семнадцать лет покаяния, и покаяния необыкновенного, вышеестественного. Святые отцы, в частности, Иннокентий Херсонский, называет её покаяние «огненным». Она достигла такого преображения естества, что и сами Ангелы удивлялись этой необыкновенной чистоте.

       Она стяжала от Бога многие удивительные дары. Когда она молилась, она поднималась от земли. Она переходила Иордан, как посуху, свидетелем этого был сам преподобный Зосима, который нашёл эту подвижницу в Иорданской пустыне. Она знала наперёд, что будет происходить на этой земле. Она знала, что на следующий год Зосима не сможет к ней прийти, потому что через год в это время Великого поста он будет болеть. Она знала, что игумен Иоанн, в монастыре которого был Зосима, недостаточно следит за братией и какие-то вкрались недостатки в духовную жизнь монастыря, и просила передать, чтобы он более внимательно и строго относился к братии. Она читала мысли преподобного Зосимы. Когда он только помыслил, что, наверное, это дух бесплотный стоит перед ним, она, отвечая на эти мысли, говорит: «Это немощная женщина, не думай, что это дух бесплотный» и так далее. И она, конечно, была извещена о дне своей кончины и поэтому просила Зосиму прийти в пустыню снова, чтобы он предал погребению её тело.

       Эти удивительные дары открылись потом в результате её необыкновенной подвижнической жизни.

После семнадцати лет подвигов она ещё в течение сорока лет пребывала в этом удивительном образе жизни; жизни, соединённой с необыкновенным, крайним подвигом, который превосходит человеческое разумение.

       Преподобная Мария для того прославляется Церковью, чтобы показать нам, что нет такого греха, который Бог простить не может. Он любое «страстное житие», как говорится в каноне Андрея Критского, убелить может и соделать чистым и безгрешным. Конечно, мы с вами не можем в силу малой решимости, прежде всего, повторить этот подвиг покаяния преподобной Марии Египетской. Хотя многим из нас это потребовалось бы и логически следовало бы проявить такое покаяние за множество грехов своих. Некоторые из здесь стоящих были погружены в не менее страшные грехи: и блудные, и скверные, и страстные, и так далее. И приходится удивляться, как дьявол уловляет современных людей, исходя из простой, такой очевидной вещи, когда гражданские браки становятся нормой, когда гражданские браки нужны для того, чтобы пробовать, подойдёт или не подойдёт тебе твой партнёр, твой он или не твой. Когда о рождении детей нет никакого упоминания и стремления, когда через блуд девушки стараются устроить свою жизнь. Ну как же так, случилось это, замуж обещал взять. Какая наивность! Как в сказках Пушкина. Ну кто же сейчас замуж берёт, ну кто же такие это «последние из могикан». Уже нет таких, уже наивно думать, наивно верить в такие бредни и сказки. Какой-то один процент таких жизненных блудных историй, которые могут закончиться действительно зарегистрированным, а иногда, может быть, и венчанным браком. Это всего один процент, а остальные все попусту, все пробуют до сих пор и ничего серьёзного, ничего святого, ничего постоянного не созидается.

       И когда человек однажды вдруг вкушает блуда, дьявол вселяет в сознание его: «ну, уже всё, целомудрие потеряно, ты всё испробовал и дальше терять тебе нечего, дальше будет проще» и так далее. Поэтому, дорогие братия и сестры, мы должны удерживать и своих близких, и родных, и знакомых, и детей, и внуков независимо от той степени греха, который может коснуться их жизни, вовремя остановиться, вовремя раскаяться и положить предел этому греху. Потому что безудержная похоть приводит человека к страшным грехам, к страшным болезням, к больным детям, к отсутствию детей в браках и другим страшным состояниям.

       Преподобная Мария Египетская своей необыкновенной жизнью, жизнью такой контраст-ной приводит нам наглядный пример, чтобы удержать нас, наших детей и внуков, удержать от тех ошибок, которые она прошла в первой части жизни своей. Потому что иногда бывает точка невозврата, когда уже Бог оставляет человека, теряя надежду на его исправление, потому что степень нравственной деградации превышает уже всякие разумные и неразумные пределы. Поэтому будем молиться, дорогие братия и сестры, великой подвижнице Церкви нашей преподобной Марии Египетской, чтобы она и нас удержала, и наших детей и внуков в чистоте жизни телесной, в добродетели целомудрия, чтобы мы бежали, как заразы, от тех мест, которые приводят ко греху, тех состояний, тех моделей поведения, которые являются зачатком блудной похоти: смотрение бесконечных блудных сериалов и рекламы, журналов, литературы определённой и так далее, встреч на корпоративах, блудной облегающей одежды и подальше уводили своих деток с пляжей «диких» или с тех пляжей, где мини-бикини и другие страшные вещи. Не поймёшь, как в сказке детской, знаете, как один раз король говорил: «Ты приди ко мне не одета и не раздета». И это творится на всех европейских пляжах, куда, бывает, и мы с вами попадаем. Во всём нужно беречься, потому что если грех однажды через зрение войдёт в человека, как через лазейку, дьявол уже будет действовать в том направлении, чтобы человека ввергнуть непременно в ещё больший грех и уничтожить чистоту и целомудрие. Будем беречь себя, чистоту душ своих, чистоту чувств своих, потому что святитель Игнатий Брянчанинов говорил о наших страшных временах, что если кто-либо в наше время сохранит целомудрие, тот всё сохранит, остальное Господь компенсирует по Своему милосердию. Аминь!

2 апреля 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

       Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день Православная Церковь особое наше внимание направляет к жизни и подвигам преподобной матери нашей Марии Египетской. Это почитание её жизни и подвига христианской жизни совершается не только в сегодняшний день, а ещё, как минимум, два раза в году: в день её памяти 1 апреля и в день так называемого стояния Марии Египетской на пятой неделе Великого поста в среду на особом богослужении, когда читается полностью весь покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это трёхкратное воспоминание одной и той же святой удивительно. Церковь показывает нам, исходя из этого простого примера, насколько жизнь её важна как ориентир, как пример христианской жизни для каждого из нас.

       В прошлое воскресенье мы вспоминали память преподобного Иоанна Лествичника, который просиял в лике святости из мужского естества, а сегодня Церковь приводит пример подвига слабой, казалось бы, женщины по естеству, но которая подвигом жизни превзошла и самих Ангелов.

       Преподобная Мария Египетская семнадцать лет своей юности посвятила неудержимому пороку — ненасытной страсти блуда. Она родилась в Египте в конце пятого, жила в начале шестого века. Это было особое время, время уже свободы Церкви, когда гонения прекратились, когда императоры сами, например, в лице великого Юстиниана писали церковные песнопения. Песнопение, которое вы слышите за Божественной литургией «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый» — это его творение. Император писал гимны, которые вошли в последование Божественной литургии. Свобода вероисповедания, границы империи совпадают с границами Церкви, то есть все, кто живут в Византийской империи, уже практически стали людьми православными. Это было и у нас в России в особый такой золотой период истории Русской Православной Церкви. Но эти мгновения были краткими и недолго радовали людей и христиан всеобщим миром и благоденствием.

       Но одновременно христианская нравственная жизнь, как показывает пример преподобной Марии Египетской, стала падать, потому что жизнь христиан крепка только в эпоху гонений. А когда наступила свобода, когда всё стало позволено, когда за веру никто не убивает, а наоборот, быть православным становится престижным, модным, современным, то уровень нравственной жизни автоматически падает. Человек теряет ориентиры, уже никуда не надо стремиться, уже всё хорошо, как есть, всех устраивает и так далее.

       Из чего мы видим это в жизни преподобной Марии Египетской? Например, однажды она в Александрии, столице Египта, увидела необыкновенное движение людей, которые зачем-то устремились все на пристань. Где толпа народа, там и бизнес, там и заработать можно; и где народ, там и грех. И вот преподобная Мария, будучи в первой части своей жизни профессио-нальной блудницей, смекнула сразу, что заработать можно, удовлетворить свои страсти — много молодых людей куда-то спешат, куда-то едут. И она вместе с народом вошла на корабль. Потом она узнала, что он отправляется в Святую Землю из Египта на поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Всё путешествие из Египта на Святую Землю (корабли раньше были не такие, как сейчас, не было суперлайнеров, они плыли медленно, ловили ветер попутный), Мария эти несколько суток там находила себе жертвы, своему плотскому греху и страстным утехам. Удивительным остаётся, как этот кораблик с благочестивыми паломниками не утонул в Средиземном море, когда он практически весь был пронизан блудом и страстями. Это ведь вещь довольно типичная для путешествия, но необычным является то, что корабль шёл с паломниками в Святую Землю, на поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

        Мы можем вспомнить с вами, дорогие, что у нас происходит. Сейчас навигация начнётся на остров Валаам, пойдут лайнеры такие красивые, с шикарным питанием, ночной рейс. Половина паломников не выходят из кают, выносить надо, настолько перепили, что Валаам их уже не интересует: ни святыни, ни скиты. Они остаются на корабле и ждут, когда обратно поедут.   

       Но речь не об этом, дорогие. Что же послужило причиной, почему же Мария Египетская пошла по скользкому греховному пути? Жизнеописание её говорит о том, что она унаследовала от родителей своих удивительную физическую красоту. Эта внешняя красота и сгубила её. Плюс женское кокетство, тщеславие, желание нравиться, прельщать, покорять сердца и так далее. И Мария была уловлена в бесовские сети. Поэтому в нашем народе есть такая пословица: «Не родись красивой, а родись счастливой». Потому что за красотой следуют конкурсы «мисс красоты», «мисс завода», потом «мисс Европы», а дальше блуд с большой дороги, замужество за звёздами эстрады, а потом кого-то убивают в Киеве и прочие печальные последствия. Вот такие интересные вещи происходят.

       Вторым фактором, который вверг её в грех, было непослушание родителям. Очень часто, дорогие братия и сестры, родители бывают неприятно удивлены, видя на примере своих внезапно повзрослевших детей, когда детки бунтуют при всплеске первых гормончиков, когда они заявляют, что родители уже устарели, они уже ничего не понимают, уже все так живут, уже все так знакомятся, уже каждая девушка лет так в пятнадцать-шестнадцать должна иметь своего кавалера, она говорит: «это мой парень». Это модно, а если у тебя нет парня, то ты, значит, не дотягиваешь, ты неполноценная, ты несовременная и так далее. А как  оцениваются мужские «подвиги» в молодёжной среде? От количества покорённых телес и сердец, как воины на автомате Калашникова или на снайперской винтовке зарубки делают, сколько врагов уложил во время военной компании или сколько медведей добыл, так же и здесь, это выдаётся за геройский стиль жизни, за востребованность, за современность и так далее. И поэтому, дорогие братия и сестры, как зорко смотреть надо за своими детками, как строго контролировать каждый шаг их жизни, чтобы не было никакой свободы, никакого неизвестного времяпрепровождения и оберегать их от сомнительных встреч, сомнительных каких-то поездок, корпоративных вечеров, потому что, как правило, все они заканчиваются по однотипному сценарию.

       Преподобная Мария, раз вкусив блуда, покатилась по наклонной плоскости. Крайняя степень деградация её начальной жизни состояла в том, что она за блуд не брала деньги, потому что исходила из той точки зрения, что, если деньги брать за услуги, мало будет клиентов, а если бесплатно, тогда можно неудержимо предаваться ненасытной страсти блуда. И вот такой бесплатный блуд имел фантастические формы выражения. Конечно, грех, однажды подкравшись к человеку, перерастает в страсть, перерастает в такую ненасытную потребность, которая требует своего немедленного удовлетворения. Если не удовлетворяется страсть, она приносит настоящее мучение человеку. Эта неудовлетворённость страсти показывает нам степень адских мучений, потому что, если мы с вами не победим в жизни земной те или иные страсти, то после смерти эти страсти остаются все в душе, и они требуют удовлетворения, и тогда рука потянется за гранёным стаканом с водкой и так далее, и будет искать удовлетворения и страсти блуда, и сребролюбия. А тела нет, инструментов нет, членов нет, нечем удовлетворить эту страсть. И не надо будет ни огня геенского, ни сковородок, на которых вечно масло кипит. Эти страсти сами будут уничтожать человека и душу его бессмертную внутренним огнём самосожжения и самогорения. Но Господь не оставляет каждого человека, нет греха, который может превосходить Божественное милосердие, и Господь хочет каждому человеку, чтобы он получил спасение и в жизни вечной был с Ним.

       И Марию Он не оставил Своим особым промыслом, который привёл её к совершенному покаянию. Когда она на кораблике этом приехала в Иерусалим, то заметила, что паломники шли уже ко храму Гроба Господня, который был воздвигнут равноапостольной царицей Еленой на месте смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Все стремились поклониться Животворящему Древу. Когда толпа входила через притвор в храм, она не могла войти и недоумевала: может быть, это так народ теснит её, отталкивая её? Но потом замечает, что все, кто был возле неё, беспрепятственно входят. Она поняла, что невидимая Божественная сила отторгает её, не даёт ей войти в храм, конечно, в силу великого множества её грехов. И тогда она в притворе увидела икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и, воззрев на эту икону, произнесла удивительную свою молитву, чтобы Божия Матерь была споручницей её покаяния перед Сыном Её возлюбленным и позволило, приняв это обещание об исправлении жизни, войти в храм, поклониться Животворящему Древу и причаститься Святых Христовых Тайн. И вот после принесения этой молитвы Богоматери она беспрепятственно входит в храм, она кается в своих грехах, она причащается Святых Христовых Тайн и затем обращается с молитвой к Богоматери, чтобы Та Сама указала, куда ей следовать, чтобы совершить спасение и покаяние в своих бесчисленных грехах. От иконы Богоматери она услышала голос: «Иди за Иордан и там получишь спасение и успокоение от страстей и грехов твоих». И Мария взяла несколько монет, три хлеба в Иерусалиме, переплыла через Иордан на какой-то лодке и там, в пустыне Иорданской, начался подвиг её покаяния и изменения её жизни.

       В течение семнадцати лет страсти её не оставляли. Когда одежда её истлела, бесы ей представляли в воображении прекрасные одежды, наверное, тоже там были известные бренды или ткани, которые могли носить на себе богатые женщины. А одежда истлела от зноя и холода ночного, и практически нагой она ходила многие десятилетия жизни пустынной там, где никто её не видел, кроме диких зверей. Тремя хлебами она питалась в течение всей оставшейся жизни. Как она их разделяла, на какие крупицы, что присоединяла к ним, какие пустынные травы она находила? Мы можем лишь догадываться. Она пребывала в совершенном воздержании, более будучи питаема Богом, чем какими-то съестными припасами. Когда хотела есть, она вспоминала, как говорится в каноне Андрея Критского, «свиная мяса и котлы», которые были во множестве доступны ей в Египте. Когда хотела пить, дьявол напоминал элитные сорта вин, которыми она во множестве упивалась на этих блудных оргиях, а в этой пустыне  воды порой не было.

       Когда страсти, казалось бы, готовы были разорвать её на части, она опускалась на песок и грызла землю. Дьявол пытался изгнать её из пустыни. Она иногда в изнеможении лежала на земле и просила заступничества и помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И лишь после семнадцати лет таких подвигов она получила совершенное успокоение своей физической телесной природы, и страсти отступили от неё. Семнадцать лет служения греху и семнадцать лет покаяния, и покаяния необыкновенного, вышеестественного. Святые отцы, в частности, Иннокентий Херсонский, называет её покаяние «огненным». Она достигла такого преображения естества, что и сами Ангелы удивлялись этой необыкновенной чистоте.

       Она стяжала от Бога многие удивительные дары. Когда она молилась, она поднималась от земли. Она переходила Иордан, как посуху, свидетелем этого был сам преподобный Зосима, который нашёл эту подвижницу в Иорданской пустыне. Она знала наперёд, что будет происходить на этой земле. Она знала, что на следующий год Зосима не сможет к ней прийти, потому что через год в это время Великого поста он будет болеть. Она знала, что игумен Иоанн, в монастыре которого был Зосима, недостаточно следит за братией и какие-то вкрались недостатки в духовную жизнь монастыря, и просила передать, чтобы он более внимательно и строго относился к братии. Она читала мысли преподобного Зосимы. Когда он только помыслил, что, наверное, это дух бесплотный стоит перед ним, она, отвечая на эти мысли, говорит: «Это немощная женщина, не думай, что это дух бесплотный» и так далее. И она, конечно, была извещена о дне своей кончины и поэтому просила Зосиму прийти в пустыню снова, чтобы он предал погребению её тело.

       Эти удивительные дары открылись потом в результате её необыкновенной подвижнической жизни.

После семнадцати лет подвигов она ещё в течение сорока лет пребывала в этом удивительном образе жизни; жизни, соединённой с необыкновенным, крайним подвигом, который превосходит человеческое разумение.

       Преподобная Мария для того прославляется Церковью, чтобы показать нам, что нет такого греха, который Бог простить не может. Он любое «страстное житие», как говорится в каноне Андрея Критского, убелить может и соделать чистым и безгрешным. Конечно, мы с вами не можем в силу малой решимости, прежде всего, повторить этот подвиг покаяния преподобной Марии Египетской. Хотя многим из нас это потребовалось бы и логически следовало бы проявить такое покаяние за множество грехов своих. Некоторые из здесь стоящих были погружены в не менее страшные грехи: и блудные, и скверные, и страстные, и так далее. И приходится удивляться, как дьявол уловляет современных людей, исходя из простой, такой очевидной вещи, когда гражданские браки становятся нормой, когда гражданские браки нужны для того, чтобы пробовать, подойдёт или не подойдёт тебе твой партнёр, твой он или не твой. Когда о рождении детей нет никакого упоминания и стремления, когда через блуд девушки стараются устроить свою жизнь. Ну как же так, случилось это, замуж обещал взять. Какая наивность! Как в сказках Пушкина. Ну кто же сейчас замуж берёт, ну кто же такие это «последние из могикан». Уже нет таких, уже наивно думать, наивно верить в такие бредни и сказки. Какой-то один процент таких жизненных блудных историй, которые могут закончиться действительно зарегистрированным, а иногда, может быть, и венчанным браком. Это всего один процент, а остальные все попусту, все пробуют до сих пор и ничего серьёзного, ничего святого, ничего постоянного не созидается.

       И когда человек однажды вдруг вкушает блуда, дьявол вселяет в сознание его: «ну, уже всё, целомудрие потеряно, ты всё испробовал и дальше терять тебе нечего, дальше будет проще» и так далее. Поэтому, дорогие братия и сестры, мы должны удерживать и своих близких, и родных, и знакомых, и детей, и внуков независимо от той степени греха, который может коснуться их жизни, вовремя остановиться, вовремя раскаяться и положить предел этому греху. Потому что безудержная похоть приводит человека к страшным грехам, к страшным болезням, к больным детям, к отсутствию детей в браках и другим страшным состояниям.

       Преподобная Мария Египетская своей необыкновенной жизнью, жизнью такой контраст-ной приводит нам наглядный пример, чтобы удержать нас, наших детей и внуков, удержать от тех ошибок, которые она прошла в первой части жизни своей. Потому что иногда бывает точка невозврата, когда уже Бог оставляет человека, теряя надежду на его исправление, потому что степень нравственной деградации превышает уже всякие разумные и неразумные пределы. Поэтому будем молиться, дорогие братия и сестры, великой подвижнице Церкви нашей преподобной Марии Египетской, чтобы она и нас удержала, и наших детей и внуков в чистоте жизни телесной, в добродетели целомудрия, чтобы мы бежали, как заразы, от тех мест, которые приводят ко греху, тех состояний, тех моделей поведения, которые являются зачатком блудной похоти: смотрение бесконечных блудных сериалов и рекламы, журналов, литературы определённой и так далее, встреч на корпоративах, блудной облегающей одежды и подальше уводили своих деток с пляжей «диких» или с тех пляжей, где мини-бикини и другие страшные вещи. Не поймёшь, как в сказке детской, знаете, как один раз король говорил: «Ты приди ко мне не одета и не раздета». И это творится на всех европейских пляжах, куда, бывает, и мы с вами попадаем. Во всём нужно беречься, потому что если грех однажды через зрение войдёт в человека, как через лазейку, дьявол уже будет действовать в том направлении, чтобы человека ввергнуть непременно в ещё больший грех и уничтожить чистоту и целомудрие. Будем беречь себя, чистоту душ своих, чистоту чувств своих, потому что святитель Игнатий Брянчанинов говорил о наших страшных временах, что если кто-либо в наше время сохранит целомудрие, тот всё сохранит, остальное Господь компенсирует по Своему милосердию. Аминь!

Предыдущая проповедь

26 марта 2017

Памяти преп. Иоанна Лествичника
Следующая проповедь

4 апреля 2017

Благовещение Пресвятой Богородицы

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00