Дорогие братия и сестры, сегодня день памяти апостола Петра.
Христос, придя на берег Геннисаретского озера, увидев Петра, до призвания на апостольское служение его звали Симон, попросил его отплыть немного от берега, и с этой лодки, как с некой кафедры, учил народ, стоящий на берегу. И, затем, когда Он окончил поучения, попросил Симона, будущего апостола: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5;4). Пётр отвечает ему: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5).
Дорогие братия и сестры. Первая фраза апостола Петра, в которой он говорит, что они всю ночь ловили и ничего не поймали, олицетворяет бесплодность, бессмысленность многих трудов человеческих, которые не получают благословения Божия. Когда человек, как говорится, бьётся как рыба об лёд — а всё впустую. А другой работает вполсилы, но в воскресенье в храме Божием и, милостью Божией и семья большая, и всё получается, и не унывает человек.
В этом состоит секрет жизни человеческой. Этот секрет состоит в том, чтобы мы с вами полагались на Бога и испрашивали всегда Его помощи и Его благословения перед всяким делом. Есть такое правило христианской жизни, чтобы в начале всякого дела мы испросили благословения Бога и помолились перед этим, хотя бы кратко: «Господи, благослови» — сказали, перекрестились и с благословением совершали дело, которое необходимо в данный момент для нас. Пусть даже это будет дело самое известное, пусть человек стоит на конвейере, на заводе «Форд», например, и из года в год одни и те же гайки крутит, но без благословения Божия можно и в другую сторону закрутить, а можно так закрутить, что руки оторвёт.
Благословение Божие низводит смирение в душу человеческую, даёт сопричастность Богу, и тогда благословение Божие действует через человека. И тогда человек становится орудием всесильной Божией силы, Его Промысла и Божественной энергии.
И мы с вами, дорогие братия и сестры, тоже порой забываем об этом. Мы на автомате совершаем многие наши необходимые дела, совершенно уверенные, что лучше нас этого никто не сделает. И мы знаем, как изо дня в день, из года в год совершить то или иное действие. Но есть какие-то глобальные дела, которые мы пытаемся начать, полагаясь на свою гордыню, например, беря кредиты на двадцать лет и думая, что зарплата в сорок-пятьдесят тысяч у нас сохранится в течение этих лет. Такая детская наивность. И во многих других моментах необходимо, чтобы мы с осмотрительностью, со смирением, взяв благословение у священника, предпринимали те или иные важные дела: поступая на новую работу, меняя её или совершая ещё что-то подобное, желая приобрести то, что послужит к благу для нас и наших близких — чтобы во всём чувствовалась необходимость призывания помощи Божией. Это правильное устроение жизни и всех дел человеческих.
Можно много говорить о бесплодности человеческого труда, вспоминая историю советского периода нашего народа, нашей страны. Эти безумные стройки: и БАМ, и Беломорканал, и Рыбинское водохранилище, и бассейн имени Ленина на месте храма Христа Спасителя, и многие-многие другие вещи. Это какие-то безумные человеческие устремления в духе советской эпохи, которые хотели что-то доказать миру. А с духовной точки зрения их можно охарактеризовать, как строительство Вавилонской башни, когда мы самые сильные, мы самые могучие, мы самые продвинутые и так далее…
Господь и тогда смирял, и сейчас смиряет. Примером может служить затопленная колокольня в Калязине, которая многие десятилетия стоит среди водохранилища. Если бы это был одушевлённый предмет, мы, наверное, слезы бы увидели, капающие с высоты этой колокольни на безумие человеческого труда. Ничего не достигли, ничего не решили, только загубили и монастыри, и храмы, и целые города выселяли и так далее… Вот это безумие человеческой гордыни. И как мы сказали в первой части нашего слова, что и в нашей конкретной жизни, у каждого человека, эта гордыня проявляется и приводит иногда к непоправимым ошибкам.
Далее апостол Пётр проявляет послушание. Он говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5). И по слову Божию и мы с вами должны действовать, хотя иногда нам это очень не нравится, иногда это очень тяжело. Когда? Например, в состоянии ссоры. Виноват же муж всегда, правда? Ну что я буду прощения просить? Он придёт, на коленочки встанет… Какая наивность! Господи, помилуй. XXI век, уже мужья на коленочки не становятся, уже самой надо прогибаться, а не ждать этого момента, а то сбежит к другой. И поэтому, надо создавать такую обстановку в семье, чтобы мир не нарушался, чтобы взаимным терпением прощались обиды. Когда человек должен просить прощения? Не тогда, когда он виноват — не виноват. Какая разница, надо действовать ради восстановления мира семейного. Если ты даже абсолютно не виноват, думаешь, что, это воздействие бурь климатических на жену или на мужа, не с той ноги встала… Какая разница? Ты проси прощения. И тогда почувствуешь огромную радость на душе оттого, что ты исполнил заповедь Божию, что мир восстановлен и любовь во взаимоотношениях продолжается.
А исполнять заповеди Божии очень сложно. Очень трудно бывает смириться в каких-то ситуациях, связанных с нашими отношениями на работе, когда кого-то там притесняют, обижают. Хочется хлопнуть дверью, в суд подать заявление. Кстати, это совершенно недешевое удовольствие, лучше туда не обращаться, и так далее… Ну и масса других моментов: что-то кому-то доказать, уволиться по собственному желанию, сразу в отместку написать начальнику заявление…
По-христиански надо действовать, с духом всепрощения. Как говорил апостол Пётр: «По слову Твоему, Господи…». И когда Пётр закинул сети, то не смог вытащить их. Он позвал помощников, потому что вся рыба Геннисаретского озера по повелению Божию в эти сети сама устремилась, показывая, что и бессловесная тварь вся послушна своему Создателю.
Дорогие братия и сестры. В этом как бы мы видим залог успеха в благословении Божием, когда Он благословляет наши труды. Тогда всё состоится, всё самое невозможное — в эпоху кризиса, в любое время всё состоится, если Богу угодно, если полезно для нас, если это не провоцирует, не преумножает гордыню человеческую.
И затем апостол Пётр совершает интересный поступок, непонятный с точки зрения логики. Когда он вытащил полные сети рыбы, он встаёт в лодке, падает на колени перед Спасителем и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Казалось бы, наоборот, надо было ухватиться за Него: Господи, давай каждый день ловить столько, не уходи отсюда! Выловим всё — на другое озеро перейдём. А Пётр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
Что же это за слова такие? Может быть он прогоняет Господа? В буквальном смысле при прочтении текста можно так подумать. Нет, эти слова продиктованы необыкновенным смирением, когда он осознал, перед лицом Кого он находится. Когда они всю ночь ловили, ничего не поймали, а здесь в мгновение, за несколько минут, поймали столько, что не вытащить сети. Это необыкновенное чудо, и Пётр понимал, что только Бог мог его совершить. Потому что он хорошо знал, что-рыбка-то не клюёт в полдень, при солнечном зное это невозможно, — а все сети полны рыбы. Поэтому, Пётр, преисполнившись необычайного смирения, говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», потому что я, как бы, недостоин быть перед Тобою. Он почувствовал силу Божественную, почувствовал, что перед ним Бог Всемогущий.
Дорогие братия и сестры, и мы с вами должны обращаться к Богу только на основе смирения. А у нас иногда какое-то право получается. Мы чувствуем, что раз мы пришли в церковь, исполняем посты, молимся утром и вечером, ещё что-то делаем такое — у нас уже право есть, уже можем требовать. Ну, как же иначе, мы всё исполняем, что-то внешнее, предписанное и так далее… Это очень опасное состояние.
Посему Господь говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк. 17;10). Ничего сверх этого, ничего выдающегося, только то, что должны были сделать, исполняя заповеди Божии и живя по заповедям Божиим в мире и союзе с Господом. Поэтому, это чувство смирения должно быть неотступно в нашей жизни. И это смирение, между прочим, должно во всём подсказывать и руководить нами, даже в таких мелочах, где тебе встать в храме, чтоб ты никому не мешал, чтобы ты никому не доказывал. Ах, тебя в очередь на исповедь обогнали? А некоторые у нас специально так, знаете, обойдут вперёд всех, поклонятся ещё им и пошла — раба Божия, в смирении такая, обогнав всех. А все стоят, ропщут, осуждают и сквозь зубы говорят: «Ну, Господь простит» …
Дорогие братия и сестры, смирение должно выражаться в жизни, в поступках, во всём, чтобы стараться, как говорит апостол Павел: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15;2), и сделал что-нибудь приятное и ценное своим трудом и своим вниманием для ближнего. И вот об этом говорит апостол Павел.
Затем апостол Пётр и другие его собратья по ремеслу (Иаков и Иоанн там были, будущие апостолы), всё оставили на берегу. Они совершили ещё один абсурдный поступок с нашей точки зрения. Они всю рыбку оставили на берегу, не захотели ни продавать, ни реализовывать, ничего не захотели, а пошли все за Христом. Потому что, где Христос — там изобилие всего, а где нет Христа — там ничего нет: ни рыбы, ни лодок, ни моря — ничего нет. И смысла жизни нет. И апостолы это поняли. Со Христом — это глубина жизни, на которую Он повелевал Петру отплыть. Жизнь со Христом даёт смысл и радостям, и скорбям, и любым испытаниям. И смысл этой жизни — в будущей жизни, она открывает подлинный смысл, и тогда радость ещё больше увеличится.
Будем дорожить этим молитвенным обращением ко Господу, этой возможностью жить и быть с Ним в диалоге. И будем беречь эту связь с Господом, чтобы она не омрачилась и не утратилась нашими грехами и нашей гордостью.
Аминь.
11 октября 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры, сегодня день памяти апостола Петра.
Христос, придя на берег Геннисаретского озера, увидев Петра, до призвания на апостольское служение его звали Симон, попросил его отплыть немного от берега, и с этой лодки, как с некой кафедры, учил народ, стоящий на берегу. И, затем, когда Он окончил поучения, попросил Симона, будущего апостола: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5;4). Пётр отвечает ему: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5).
Дорогие братия и сестры. Первая фраза апостола Петра, в которой он говорит, что они всю ночь ловили и ничего не поймали, олицетворяет бесплодность, бессмысленность многих трудов человеческих, которые не получают благословения Божия. Когда человек, как говорится, бьётся как рыба об лёд — а всё впустую. А другой работает вполсилы, но в воскресенье в храме Божием и, милостью Божией и семья большая, и всё получается, и не унывает человек.
В этом состоит секрет жизни человеческой. Этот секрет состоит в том, чтобы мы с вами полагались на Бога и испрашивали всегда Его помощи и Его благословения перед всяким делом. Есть такое правило христианской жизни, чтобы в начале всякого дела мы испросили благословения Бога и помолились перед этим, хотя бы кратко: «Господи, благослови» — сказали, перекрестились и с благословением совершали дело, которое необходимо в данный момент для нас. Пусть даже это будет дело самое известное, пусть человек стоит на конвейере, на заводе «Форд», например, и из года в год одни и те же гайки крутит, но без благословения Божия можно и в другую сторону закрутить, а можно так закрутить, что руки оторвёт.
Благословение Божие низводит смирение в душу человеческую, даёт сопричастность Богу, и тогда благословение Божие действует через человека. И тогда человек становится орудием всесильной Божией силы, Его Промысла и Божественной энергии.
И мы с вами, дорогие братия и сестры, тоже порой забываем об этом. Мы на автомате совершаем многие наши необходимые дела, совершенно уверенные, что лучше нас этого никто не сделает. И мы знаем, как изо дня в день, из года в год совершить то или иное действие. Но есть какие-то глобальные дела, которые мы пытаемся начать, полагаясь на свою гордыню, например, беря кредиты на двадцать лет и думая, что зарплата в сорок-пятьдесят тысяч у нас сохранится в течение этих лет. Такая детская наивность. И во многих других моментах необходимо, чтобы мы с осмотрительностью, со смирением, взяв благословение у священника, предпринимали те или иные важные дела: поступая на новую работу, меняя её или совершая ещё что-то подобное, желая приобрести то, что послужит к благу для нас и наших близких — чтобы во всём чувствовалась необходимость призывания помощи Божией. Это правильное устроение жизни и всех дел человеческих.
Можно много говорить о бесплодности человеческого труда, вспоминая историю советского периода нашего народа, нашей страны. Эти безумные стройки: и БАМ, и Беломорканал, и Рыбинское водохранилище, и бассейн имени Ленина на месте храма Христа Спасителя, и многие-многие другие вещи. Это какие-то безумные человеческие устремления в духе советской эпохи, которые хотели что-то доказать миру. А с духовной точки зрения их можно охарактеризовать, как строительство Вавилонской башни, когда мы самые сильные, мы самые могучие, мы самые продвинутые и так далее…
Господь и тогда смирял, и сейчас смиряет. Примером может служить затопленная колокольня в Калязине, которая многие десятилетия стоит среди водохранилища. Если бы это был одушевлённый предмет, мы, наверное, слезы бы увидели, капающие с высоты этой колокольни на безумие человеческого труда. Ничего не достигли, ничего не решили, только загубили и монастыри, и храмы, и целые города выселяли и так далее… Вот это безумие человеческой гордыни. И как мы сказали в первой части нашего слова, что и в нашей конкретной жизни, у каждого человека, эта гордыня проявляется и приводит иногда к непоправимым ошибкам.
Далее апостол Пётр проявляет послушание. Он говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5;5). И по слову Божию и мы с вами должны действовать, хотя иногда нам это очень не нравится, иногда это очень тяжело. Когда? Например, в состоянии ссоры. Виноват же муж всегда, правда? Ну что я буду прощения просить? Он придёт, на коленочки встанет… Какая наивность! Господи, помилуй. XXI век, уже мужья на коленочки не становятся, уже самой надо прогибаться, а не ждать этого момента, а то сбежит к другой. И поэтому, надо создавать такую обстановку в семье, чтобы мир не нарушался, чтобы взаимным терпением прощались обиды. Когда человек должен просить прощения? Не тогда, когда он виноват — не виноват. Какая разница, надо действовать ради восстановления мира семейного. Если ты даже абсолютно не виноват, думаешь, что, это воздействие бурь климатических на жену или на мужа, не с той ноги встала… Какая разница? Ты проси прощения. И тогда почувствуешь огромную радость на душе оттого, что ты исполнил заповедь Божию, что мир восстановлен и любовь во взаимоотношениях продолжается.
А исполнять заповеди Божии очень сложно. Очень трудно бывает смириться в каких-то ситуациях, связанных с нашими отношениями на работе, когда кого-то там притесняют, обижают. Хочется хлопнуть дверью, в суд подать заявление. Кстати, это совершенно недешевое удовольствие, лучше туда не обращаться, и так далее… Ну и масса других моментов: что-то кому-то доказать, уволиться по собственному желанию, сразу в отместку написать начальнику заявление…
По-христиански надо действовать, с духом всепрощения. Как говорил апостол Пётр: «По слову Твоему, Господи…». И когда Пётр закинул сети, то не смог вытащить их. Он позвал помощников, потому что вся рыба Геннисаретского озера по повелению Божию в эти сети сама устремилась, показывая, что и бессловесная тварь вся послушна своему Создателю.
Дорогие братия и сестры. В этом как бы мы видим залог успеха в благословении Божием, когда Он благословляет наши труды. Тогда всё состоится, всё самое невозможное — в эпоху кризиса, в любое время всё состоится, если Богу угодно, если полезно для нас, если это не провоцирует, не преумножает гордыню человеческую.
И затем апостол Пётр совершает интересный поступок, непонятный с точки зрения логики. Когда он вытащил полные сети рыбы, он встаёт в лодке, падает на колени перед Спасителем и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Казалось бы, наоборот, надо было ухватиться за Него: Господи, давай каждый день ловить столько, не уходи отсюда! Выловим всё — на другое озеро перейдём. А Пётр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
Что же это за слова такие? Может быть он прогоняет Господа? В буквальном смысле при прочтении текста можно так подумать. Нет, эти слова продиктованы необыкновенным смирением, когда он осознал, перед лицом Кого он находится. Когда они всю ночь ловили, ничего не поймали, а здесь в мгновение, за несколько минут, поймали столько, что не вытащить сети. Это необыкновенное чудо, и Пётр понимал, что только Бог мог его совершить. Потому что он хорошо знал, что-рыбка-то не клюёт в полдень, при солнечном зное это невозможно, — а все сети полны рыбы. Поэтому, Пётр, преисполнившись необычайного смирения, говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный», потому что я, как бы, недостоин быть перед Тобою. Он почувствовал силу Божественную, почувствовал, что перед ним Бог Всемогущий.
Дорогие братия и сестры, и мы с вами должны обращаться к Богу только на основе смирения. А у нас иногда какое-то право получается. Мы чувствуем, что раз мы пришли в церковь, исполняем посты, молимся утром и вечером, ещё что-то делаем такое — у нас уже право есть, уже можем требовать. Ну, как же иначе, мы всё исполняем, что-то внешнее, предписанное и так далее… Это очень опасное состояние.
Посему Господь говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать» (Лк. 17;10). Ничего сверх этого, ничего выдающегося, только то, что должны были сделать, исполняя заповеди Божии и живя по заповедям Божиим в мире и союзе с Господом. Поэтому, это чувство смирения должно быть неотступно в нашей жизни. И это смирение, между прочим, должно во всём подсказывать и руководить нами, даже в таких мелочах, где тебе встать в храме, чтоб ты никому не мешал, чтобы ты никому не доказывал. Ах, тебя в очередь на исповедь обогнали? А некоторые у нас специально так, знаете, обойдут вперёд всех, поклонятся ещё им и пошла — раба Божия, в смирении такая, обогнав всех. А все стоят, ропщут, осуждают и сквозь зубы говорят: «Ну, Господь простит» …
Дорогие братия и сестры, смирение должно выражаться в жизни, в поступках, во всём, чтобы стараться, как говорит апостол Павел: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15;2), и сделал что-нибудь приятное и ценное своим трудом и своим вниманием для ближнего. И вот об этом говорит апостол Павел.
Затем апостол Пётр и другие его собратья по ремеслу (Иаков и Иоанн там были, будущие апостолы), всё оставили на берегу. Они совершили ещё один абсурдный поступок с нашей точки зрения. Они всю рыбку оставили на берегу, не захотели ни продавать, ни реализовывать, ничего не захотели, а пошли все за Христом. Потому что, где Христос — там изобилие всего, а где нет Христа — там ничего нет: ни рыбы, ни лодок, ни моря — ничего нет. И смысла жизни нет. И апостолы это поняли. Со Христом — это глубина жизни, на которую Он повелевал Петру отплыть. Жизнь со Христом даёт смысл и радостям, и скорбям, и любым испытаниям. И смысл этой жизни — в будущей жизни, она открывает подлинный смысл, и тогда радость ещё больше увеличится.
Будем дорожить этим молитвенным обращением ко Господу, этой возможностью жить и быть с Ним в диалоге. И будем беречь эту связь с Господом, чтобы она не омрачилась и не утратилась нашими грехами и нашей гордостью.
Аминь.
Предыдущая проповедь
27 сентября 2015
Следующая проповедь
18 октября 2015
Все проповеди за 2015 год