Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти Григория Паламы

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, во вторую неделю Великого поста, Церковь вспоминает в своей молитвенной памяти великого святителя нашей Вселенской Церкви Григория Паламу, архиепископа Фессалоникского. Именно дню его памяти посвящено второе воскресение Великого поста. День его памяти, таким образом, самым теснейшим образом связан именно с Великим постом, потому что Церковь именно на это время полагает день его памяти.

Святителя Григория мы вспоминаем сегодня не потому, что это был самый известный святитель, что занимал какую-то великую кафедру; мы его вспоминаем не как выдающегося  богослова и проповедника, потому что были и вместе с ним, и помимо него и другие великие святители, не менее прославляемые Святой Церковью. Если мы укажем, что за его необыкновенную, святую жизнь, то это будет ближе к истине, но опять же не единственная причина того, что мы его вспоминаем сегодня. Мы знаем и других величайших святых и святителей, которые в епископском сане прославили Церковь не только  своим учением, но и своей святой ангельской жизнью.

Святитель Григорий Палама большую часть своей жизни посвятил защите Православного учения, защите поста и молитвы в жизни человека. Сегодня, как ни к какому другому дню, прилично вспомнить слова Евангелия, которые сказал Христос, отвечая на вопрос учеников, почему они не смогли однажды изгнать беса из расслабленного отрока. Он сказал им: «Этот род изгоняется только постом и молитвой».  Именно на эти две составляющие, на эти два крыла, на которых покоится Православное аскетическое учение, Православное подвижничество и обратил внимание Григорий Палама и утверждал, и доказывал, и убеждал в истинности именно этого пути и важности поста и молитвы в жизни христианина.

Святитель Григорий  Палама до епископского служения около 10-ти лет провёл на Святой горе Афон. Он сам прошёл этим подвижническим путём в течение многих лет и не понаслышке знал, как достигается богообщение, какие труды должен приложить человек, чтобы достигнуть святости, чтобы достигнуть стяжания Святого Духа.

Дорогие братия и сестры! К следующей Пасхе Христовой мы будем молить Господа, чтобы Он нас сподобил посетить святые места Греции, а мужскую часть нашей паломнической группы сподобил посетить святые монастыри горы Афон. Кто был на Святой горе Афон, наверное, тот испытывает особые чувства и переживания именно в этот воскресный день, когда вспоминается святитель, который там подвизался, который там достиг многих высот духовной жизни.

Святитель Григорий жил в эпоху 14 века. Святая гора Афон в это время особенно славилась множеством своих великих подвижников. Эти святые подвижники-монахи достигали таких высот в богообщении, что сподоблялись стяжать нетварный фаворский свет, который во время их молитвы целиком охватывал монахов, и их тела начинали светиться точно так же, как светилось тело Христа, Его плоть на горе Фавор во время Преображения Его перед Своими учениками. Плоть подвижников светилась точно так же, как светилось лицо Моисея,  когда он сошел с Синайской горы, и его современники не могли смотреть на его лицо, которое пронизывал, с которого исходил свет, и они попросили его положить покрывало на своё лицо, чтобы они могли с ним общаться.

Как непонятен был тогда для грешников этот нетварный свет во времена Моисея, так же непонятен был он и современникам Григория Паламы.  Его  современники в  лице,  в  общем-то,

людей Церкви: монаха Варлаама, других его сторонников, обвиняли афонских монахов в том, что те впадают в прелесть, что никакого света нет, это лишь плод их воображения и какого-то мечтательного представления, это следствие их обольщения. Григорий Палама встал на защиту этих старцев, святых отцов и говорил, что этот нетварный свет является проявлением Самого Божества. Сам Бог, который непостижим в сущности Своей, но достижим  и реален в общении с человеком не в его сущности, не в его существе, а в нетварных энергиях, в благодати. Но эта Божественная энергия, которая видима людьми как свет, который может охватывать подвижника, как, например, охватывал преподобного Серафима Саровского, этот свет является проявлением, признаком присутствия Самого Бога. Нетварный Божественный свет является синонимом или признаком присутствия Самого Бога, поэтому это не мечта, а действительный путь, это возможный путь, которым должен следовать каждый христианин.

Григорий Палама сегодня утверждает этот христианский путь, которому призван каждый человек. Он показывает идеал духовной жизни, молитвенного горения, когда вся плоть человека может преображаться и становиться Божественной, может быть пронизанной Самим Божеством. Святитель Григорий Палама говорит, что надо идти путём поста и молитвы, поэтому он называется защитником поста.

Сегодняшний день называется торжеством богословия Православной Церкви. Прошлое воскресение — Торжество Православия, торжество внутренней силы и внешней, победы Церкви над всеми врагами. А сегодня — её внутреннее торжество, внутренняя радость, духовная красота и великая сила, которая непонятна людям внешним, которая совершенно отсутствует и не свойственна никаким другим исповеданиям и даже христианским конфессиям, которая никогда не была свойственна Католической Церкви, которая и близко не была на горизонте у лютеранской Церкви и у всех христианских сектантов. Там нет глубины, там нет внутренней сердечной молитвы, нет поста, там нет подвига, там нет никакого преображения, там нет благодати Божией.

Святитель Григорий Палама называется учителем исихазма. Исихазм — слово греческое, на русский язык оно переводится как безмолвие, священное безмолвие, в котором пребывали монахи Афонской горы.

Дорогие братия и сестры! Нам с вами, погрязающими в болоте празднословия и всяких сплетен, всякого ненужного глаголания, стыдно говорить сегодня о нетварном свете. Митрополит Владимир Ташкентский говорил в своей проповеди, что если собрать все праздные слова, которые говорят люди за один день или за всю историю, это был бы такой оглушительный грохот, которого не выдержала бы вся Вселенная. Сколько празднословия, сколько пустых, сколько злых слов, произнесённых с завистью, гневом, раздражением, злобой, а то и с проклятиями исходит с человеческого языка. Поэтому апостол Иаков говорит, что человек, который может обуздать свой язык, может обуздать и всё тело.

 Святитель Григорий Палама — учитель непрестанной молитвы, сердечной умной молитвы, молитвы Иисусовой, которую мы с вами, православные христиане, знаем, но к которой, к сожалению, мало прибегаем, которую часто теряем в нашей суетной жизни. А когда мы теряем эту молитву изсвоих уст в течение дня среди своих забот, своих занятий, тогда погружаемся в празднословие, тогда наш ум обуревают пустые мысли, внушаемые от дьявола, от нашей собственной плоти, склонной ко греху.

Вот об этом сегодняшний воскресный день, об этом торжестве Православной веры, высоты которой неведомы никаким другим христианам, никаким другим религиям. И мы сегодня должны благодарить Бога, что именно этой глубины, этой благодати, этой спасительной веры мы с вами приобщены.

Но когда мы рассуждаем о таких высоких духовных вещах, о Священном безмолвии, об Иисусовой молитве, о нетварном свете мы понимаем,  что мы с  вами не имеем к  этим  высотам

ни малейшего отношения, ни малейшего стремления, что мы являемся пустыми сосудами, не наполненными ничем или наполненными грехом. Как  мы  можем  говорить об этом Священном

безмолвии, когда многие из нас не могут от блуда отстать, когда живут многие годы в этом блуде, когда не каются в нём, когда не могут выдержать несколько недель Великого поста в  воздержании, в супружеском посте? Как мы можем говорить о высотах поста, когда не исполняем пост, когда при малейшей возможности, при малейшем искушении, во время праздников, светских банкетов, мероприятий мы радуемся, что есть повод нарушить пост, жалеем свою плоть и постимся, конечно, не так, как афонские подвижники. О какой Иисусовой молитве мы можем с вами рассуждать, когда часами просиживаем у этого бесовского ящика, у телевизора? О какой молитве, безмолвии можно говорить, когда там грех, там мерзость, там прелюбодеяния, там блуд, убийства, которые лавиной в открытое сердце наше вливаются, как помои какие-то в нашу душу. А она впитывает, как губка, ведь ничего из неё не уходит, всё сохраняется в подсознании человека.

Дорогие братия и сестры! О каком  безмолвии, горении, о нетварном свете можно говорить, когда мы мира не можем навести в своей семье, когда муж и жена ссорятся друг с другом, когда живут как кошка с собакой. Когда неделя-две после свадьбы проходят, а уже мира в семье нет, уже делят: кто посуду моет, кто квартиру, кто ещё что делает. Нет мира, всё расстроено, разрушено. О каких высотах говорить нам с вами, худосочным христианам, которые напоминают тощих коров из сна египетского фараона. Помните, он видел сон, когда семь тощих египетских коров выходили откуда-то из берегов Нила и которые пожрали семь тучных коров и не пополнели от этого? Потом Иосиф толковал эти сны фараону. Так вот, такие же тощие, худосочные существа в духовном плане — это мы с вами, современные христиане.

 Но дорогие братия и сестры, пусть совесть каждого из нас обличает в этот день нашу беззаконную, никчёмную христианскую жизнь. Но, тем не менее, Церковь остерегает нас от уныния, отчаянии, и говорит, что мы счастливы тем, что принадлежим к этой Церкви. Конечно, гиганты духа, такие, как Григорий Палама, как афонские монахи и подвижники — это могучие деревья, а мы с вами – какие-то маленькие травинки, былинки, но на этой же православной почве, и принадлежим к этой же Церкви Христовой, омытой кровью и Его, и кровью мучеников, и освящённых подвигом этих великих, святых подвижников. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы прикоснуться нам к этому подвигу, сподобиться увидеть эти священные монастыри Святой Афонской горы по неизреченной милости Божией для укрепления  нашей веры. Аминь.

15 марта 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры! Сегодня, во вторую неделю Великого поста, Церковь вспоминает в своей молитвенной памяти великого святителя нашей Вселенской Церкви Григория Паламу, архиепископа Фессалоникского. Именно дню его памяти посвящено второе воскресение Великого поста. День его памяти, таким образом, самым теснейшим образом связан именно с Великим постом, потому что Церковь именно на это время полагает день его памяти.

Святителя Григория мы вспоминаем сегодня не потому, что это был самый известный святитель, что занимал какую-то великую кафедру; мы его вспоминаем не как выдающегося  богослова и проповедника, потому что были и вместе с ним, и помимо него и другие великие святители, не менее прославляемые Святой Церковью. Если мы укажем, что за его необыкновенную, святую жизнь, то это будет ближе к истине, но опять же не единственная причина того, что мы его вспоминаем сегодня. Мы знаем и других величайших святых и святителей, которые в епископском сане прославили Церковь не только  своим учением, но и своей святой ангельской жизнью.

Святитель Григорий Палама большую часть своей жизни посвятил защите Православного учения, защите поста и молитвы в жизни человека. Сегодня, как ни к какому другому дню, прилично вспомнить слова Евангелия, которые сказал Христос, отвечая на вопрос учеников, почему они не смогли однажды изгнать беса из расслабленного отрока. Он сказал им: «Этот род изгоняется только постом и молитвой».  Именно на эти две составляющие, на эти два крыла, на которых покоится Православное аскетическое учение, Православное подвижничество и обратил внимание Григорий Палама и утверждал, и доказывал, и убеждал в истинности именно этого пути и важности поста и молитвы в жизни христианина.

Святитель Григорий  Палама до епископского служения около 10-ти лет провёл на Святой горе Афон. Он сам прошёл этим подвижническим путём в течение многих лет и не понаслышке знал, как достигается богообщение, какие труды должен приложить человек, чтобы достигнуть святости, чтобы достигнуть стяжания Святого Духа.

Дорогие братия и сестры! К следующей Пасхе Христовой мы будем молить Господа, чтобы Он нас сподобил посетить святые места Греции, а мужскую часть нашей паломнической группы сподобил посетить святые монастыри горы Афон. Кто был на Святой горе Афон, наверное, тот испытывает особые чувства и переживания именно в этот воскресный день, когда вспоминается святитель, который там подвизался, который там достиг многих высот духовной жизни.

Святитель Григорий жил в эпоху 14 века. Святая гора Афон в это время особенно славилась множеством своих великих подвижников. Эти святые подвижники-монахи достигали таких высот в богообщении, что сподоблялись стяжать нетварный фаворский свет, который во время их молитвы целиком охватывал монахов, и их тела начинали светиться точно так же, как светилось тело Христа, Его плоть на горе Фавор во время Преображения Его перед Своими учениками. Плоть подвижников светилась точно так же, как светилось лицо Моисея,  когда он сошел с Синайской горы, и его современники не могли смотреть на его лицо, которое пронизывал, с которого исходил свет, и они попросили его положить покрывало на своё лицо, чтобы они могли с ним общаться.

Как непонятен был тогда для грешников этот нетварный свет во времена Моисея, так же непонятен был он и современникам Григория Паламы.  Его  современники в  лице,  в  общем-то,

людей Церкви: монаха Варлаама, других его сторонников, обвиняли афонских монахов в том, что те впадают в прелесть, что никакого света нет, это лишь плод их воображения и какого-то мечтательного представления, это следствие их обольщения. Григорий Палама встал на защиту этих старцев, святых отцов и говорил, что этот нетварный свет является проявлением Самого Божества. Сам Бог, который непостижим в сущности Своей, но достижим  и реален в общении с человеком не в его сущности, не в его существе, а в нетварных энергиях, в благодати. Но эта Божественная энергия, которая видима людьми как свет, который может охватывать подвижника, как, например, охватывал преподобного Серафима Саровского, этот свет является проявлением, признаком присутствия Самого Бога. Нетварный Божественный свет является синонимом или признаком присутствия Самого Бога, поэтому это не мечта, а действительный путь, это возможный путь, которым должен следовать каждый христианин.

Григорий Палама сегодня утверждает этот христианский путь, которому призван каждый человек. Он показывает идеал духовной жизни, молитвенного горения, когда вся плоть человека может преображаться и становиться Божественной, может быть пронизанной Самим Божеством. Святитель Григорий Палама говорит, что надо идти путём поста и молитвы, поэтому он называется защитником поста.

Сегодняшний день называется торжеством богословия Православной Церкви. Прошлое воскресение — Торжество Православия, торжество внутренней силы и внешней, победы Церкви над всеми врагами. А сегодня — её внутреннее торжество, внутренняя радость, духовная красота и великая сила, которая непонятна людям внешним, которая совершенно отсутствует и не свойственна никаким другим исповеданиям и даже христианским конфессиям, которая никогда не была свойственна Католической Церкви, которая и близко не была на горизонте у лютеранской Церкви и у всех христианских сектантов. Там нет глубины, там нет внутренней сердечной молитвы, нет поста, там нет подвига, там нет никакого преображения, там нет благодати Божией.

Святитель Григорий Палама называется учителем исихазма. Исихазм — слово греческое, на русский язык оно переводится как безмолвие, священное безмолвие, в котором пребывали монахи Афонской горы.

Дорогие братия и сестры! Нам с вами, погрязающими в болоте празднословия и всяких сплетен, всякого ненужного глаголания, стыдно говорить сегодня о нетварном свете. Митрополит Владимир Ташкентский говорил в своей проповеди, что если собрать все праздные слова, которые говорят люди за один день или за всю историю, это был бы такой оглушительный грохот, которого не выдержала бы вся Вселенная. Сколько празднословия, сколько пустых, сколько злых слов, произнесённых с завистью, гневом, раздражением, злобой, а то и с проклятиями исходит с человеческого языка. Поэтому апостол Иаков говорит, что человек, который может обуздать свой язык, может обуздать и всё тело.

 Святитель Григорий Палама — учитель непрестанной молитвы, сердечной умной молитвы, молитвы Иисусовой, которую мы с вами, православные христиане, знаем, но к которой, к сожалению, мало прибегаем, которую часто теряем в нашей суетной жизни. А когда мы теряем эту молитву изсвоих уст в течение дня среди своих забот, своих занятий, тогда погружаемся в празднословие, тогда наш ум обуревают пустые мысли, внушаемые от дьявола, от нашей собственной плоти, склонной ко греху.

Вот об этом сегодняшний воскресный день, об этом торжестве Православной веры, высоты которой неведомы никаким другим христианам, никаким другим религиям. И мы сегодня должны благодарить Бога, что именно этой глубины, этой благодати, этой спасительной веры мы с вами приобщены.

Но когда мы рассуждаем о таких высоких духовных вещах, о Священном безмолвии, об Иисусовой молитве, о нетварном свете мы понимаем,  что мы с  вами не имеем к  этим  высотам

ни малейшего отношения, ни малейшего стремления, что мы являемся пустыми сосудами, не наполненными ничем или наполненными грехом. Как  мы  можем  говорить об этом Священном

безмолвии, когда многие из нас не могут от блуда отстать, когда живут многие годы в этом блуде, когда не каются в нём, когда не могут выдержать несколько недель Великого поста в  воздержании, в супружеском посте? Как мы можем говорить о высотах поста, когда не исполняем пост, когда при малейшей возможности, при малейшем искушении, во время праздников, светских банкетов, мероприятий мы радуемся, что есть повод нарушить пост, жалеем свою плоть и постимся, конечно, не так, как афонские подвижники. О какой Иисусовой молитве мы можем с вами рассуждать, когда часами просиживаем у этого бесовского ящика, у телевизора? О какой молитве, безмолвии можно говорить, когда там грех, там мерзость, там прелюбодеяния, там блуд, убийства, которые лавиной в открытое сердце наше вливаются, как помои какие-то в нашу душу. А она впитывает, как губка, ведь ничего из неё не уходит, всё сохраняется в подсознании человека.

Дорогие братия и сестры! О каком  безмолвии, горении, о нетварном свете можно говорить, когда мы мира не можем навести в своей семье, когда муж и жена ссорятся друг с другом, когда живут как кошка с собакой. Когда неделя-две после свадьбы проходят, а уже мира в семье нет, уже делят: кто посуду моет, кто квартиру, кто ещё что делает. Нет мира, всё расстроено, разрушено. О каких высотах говорить нам с вами, худосочным христианам, которые напоминают тощих коров из сна египетского фараона. Помните, он видел сон, когда семь тощих египетских коров выходили откуда-то из берегов Нила и которые пожрали семь тучных коров и не пополнели от этого? Потом Иосиф толковал эти сны фараону. Так вот, такие же тощие, худосочные существа в духовном плане — это мы с вами, современные христиане.

 Но дорогие братия и сестры, пусть совесть каждого из нас обличает в этот день нашу беззаконную, никчёмную христианскую жизнь. Но, тем не менее, Церковь остерегает нас от уныния, отчаянии, и говорит, что мы счастливы тем, что принадлежим к этой Церкви. Конечно, гиганты духа, такие, как Григорий Палама, как афонские монахи и подвижники — это могучие деревья, а мы с вами – какие-то маленькие травинки, былинки, но на этой же православной почве, и принадлежим к этой же Церкви Христовой, омытой кровью и Его, и кровью мучеников, и освящённых подвигом этих великих, святых подвижников. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы прикоснуться нам к этому подвигу, сподобиться увидеть эти священные монастыри Святой Афонской горы по неизреченной милости Божией для укрепления  нашей веры. Аминь.

Предыдущая проповедь

8 марта 2009

Торжество Православия
Следующая проповедь

22 марта 2009

Крестопоклонная неделя

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00