Дорогие братия и сестры. Мы сегодня с вами молились в храме за Божественной литургией, были свидетелями такого радостного момента, как возвращение иконы Божией Матери, которая связана с князьями Всеволожскими, которые дали имя нашему городу. Самый знаменитый из князей — Всеволод Андреевич, памятник которому стоит на Всеволожском проспекте. И именно он носил имя в честь благоверного князя Всеволода-Гавриила — святого Новгородского, Псковского князя XI века. Всеволод-Гавриил был и остаётся духовным покровителем нашего города. И вот семейная реликвия — икона князей возвращается в наш город, в наш храм на круги своя. Это событие произошло сегодня, во время Великого поста, в воскресный день, который посвящён памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанн Лествичник жил в IV веке. Будучи шестнадцати лет от роду, после какого-то знаменательного события, в котором сохранилась его жизнь, когда Господь спас его от возможного кораблекрушения и смерти, он приходит на Синай и поступает в монастырь святой великомученицы Екатерины. Там он девятнадцать лет находится в совершенном послушании у старца Мартирия. А когда старец скончался, то преподобный Иоанн Лествичник предпринимает подвиг отшельнической жизни и подвизается в совершенном уединении в течение сорока лет в монашеских подвигах.
Когда он был уже в совершенно преклонных годах, более семидесяти лет, братия просит его стать игуменом Синайской горы. И в течение нескольких лет он с честью и богоугодно несёт это великое послушание в особом монастыре, который основан на Синайской горе, где Господь вручил Моисею скрижали с десятью заповедями, где Он являлся пророкам Моисею, Илие. Вот в таком святом месте Иоанн стал игуменом великого монастыря.
В это время игумен соседнего Раифского монастыря, тоже именем Иоанн, обращается к нему с просьбой о том, чтобы он, как опытный духовный руководитель монашествующих, дал наставление братии соседнего монастыря и запечатлел это наставление письменным образом, составив практическое руководство, изучая которое, монахи богоугодно совершали бы дело спасение души своей и служение молитвой всему миру. Преподобный Иоанн, посчитав за послушание эту просьбу, написал особую книгу, которая называется «Лествица». Эта книга состоит из тридцати глав, или тридцати ступеней, по которым опытные подвижники, изучая те опасности, которые поджидают их на конкретной ступени духовной жизни, смогли подниматься всё выше и выше к престолу Самого Господа.
Первые ступени этой «Лествицы» говорят о победе над страстями, а оканчиваются тридцатой ступенью, которая называется «любовью», которой является Сам Бог. И по ступеням, как по лестнице душа подвижника совершенствуется и восходит, достигая уподобления Богу, достигая соединения с Самим Господом. Конечно, эта «Лествица» — практическое руководство для монашеской жизни. Но Церковь не разделяет здесь сферы духовной жизни и благочестия: одна для мирян, другая для монахов. Нет у нас Евангелия отдельного для монахов, другого для мирян, третьего для семейных, незамужних и так далее. Евангелие и Учение Христа универсально, оно обращено к каждому человеку.
И вот сегодня, молясь в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, мы, уходя домой, должны почерпнуть опредёленное духовное назидание, которое он предлагает нам в этой святой книге. Начинается эта «Лествица» первой ступенью, которая называется «отречение от мира». Преподобный Иоанн Лествичник говорит нам на этой ступени о том, что мы, миряне, можем воспринять и что мы можем сделать в жизни своей, отрекаясь от мира и одновременно живя в этом мире грешном. Его вопрошают: «Как мы, живя с жёнами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Он отвечал им — «Всё доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части» (Лествица, ступень 1, гл. 21).
Далее, на третьей ступени он предлагает нам тоже важное духовное руководство. Вы знаете, что в народе очень сильно распространено внимание и отношение к снам, люди пытаются их толковать, они ищут гороскопы и смотрят, кто ты: лев или рак, куда ты идёшь и когда родился. В отношении снов преподобный Иоанн говорит: «Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её» (Лествица, степень 3, гл. 26). «Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов» (Лествица, степень 3, гл. 28). Далее преподобный Иоанн в главе о покаянии говорит нам, чтобы мы не смущались, вне зависимости от нашего душевного состояния, от степени грехов и всегда приносили Богу покаяние. Говорит и об искушении, которому подвергаемся мы в жизни нашей от бесов: «Прежде падения нашего в грех бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким» (Лествица, степень 5, гл. 31). «Кто истинно подвизается о своём спасении, тот всякий день, в который не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела» (Лествица, степень 5, гл. 33). Преподобный Иоанн говорит, что самое ценное и важное в течение жизни, в течение дня, который Господь нам даёт по Своей милости — это оплакивание своих грехов. Если этого нет, всё остальное суета.
О памяти смертной преподобный Иоанн говорит такими словами: «Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни. И поистине удивительно, что и язычники изрекли нечто подобное этому; ибо и они полагали, что любомудрие заключается в помышлении о смерти» (Лествица, степень 6, гл. 24).
Преподобный Иоанн говорит: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Лествица, степень 7, гл. 70), то есть, даже дар чудотворения, дар какого-то видения, прозрения в будущее и знаний его ничего не значат, не спасают человека. Самое главное — это плач о грехах своих.
В главе о злословии — это десятая ступень, преподобный Иоанн говорит для нас такие слова: «Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца» (Лествица, степень 10, гл. 8). Преподобный Иоанн говорит о том, чтобы мы никогда никого не осуждали: «Послушайте меня, послушайте, злые судьи чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам; то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает» (Лествица степень 10, гл. 9).
Преподобный Амвросий Оптинский в лаконичных выражениях говорил то же самое: «В чём осудишь, в том сам побудешь».
И далее: «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» (Лествица степень 10, гл. 17), то есть, глаза твои обманываются. В жизни монашествующих были такие примеры. Бес принимал вид любого монаха, собрата по келье, представляя его в том или ином грехе. А потом, когда монахи осуждали собрата, впавшего в тот или иной грех, выяснялось, что его даже не было в тот день в монастыре, а бес, искушая, принимал образ того или иного человека, провоцируя грех осуждения.
«Многоглаголание рождается непременно от какой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержанной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык, и многословие» (Лествица, степень 11, гл. 8).
Дорогие, что можем заимствовать? Когда не можем победить грех многочасовых разговоров по телефону, что надо делать? Поменьше есть, и тогда будет меньше желания подолгу разговаривать по пустым моментам по телефону.
Тринадцатая ступень — о молитве. Говорит так Иоанн Лествичник: «Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом» (Лествица, степень 13, гл. 7). Каждый из вас замечал на своём примере, как станет молиться — какие-то дела придумываются: то надо сделать, туда позвонить, вспомнить и не забыть, записать. Поэтому преподобный Иоанн говорит, что это обычное воздействие лукавых духов на нас, чтобы отвлечь человека от молитвы.
Я зачитаю выдержки из последней главы, потому что она относится к Великому посту, четырнадцатая ступень, о чревоугодии. Преподобный Иоанн так ласково называет эту степень, с юмором: «о любезном для всех и лукавом владыке, чреве». Она начинается так: «Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого», — видите, с каким смирением говорит преподобный Иоанн о страсти чревоугодия для нас, говорит, что берёт опыт от самого себя, — «Ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти» (Лествица, степень 14, гл. 1). «Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!»» (Лествица, степень 14, гл. 2). «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (Лествица, степень 14, гл. 5). «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник», — многие уже думают, как разговляться на Пасху, из чего холодец сварить, чтобы был прозрачный, вкусный, — а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» (Лествица, степень 14, гл. 7). «Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти» (Лествица, степень 14, гл. 12). «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом» (Лествица, степень 14, гл. 20). «Знай, что часто бес приседит желудку и не даёт человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле» (Лествица, степень 14, гл. 26). «По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, придя, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже всё, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями» (Лествица, степень 14, гл. 27). «Сидя за столом, исполненным снеди, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьёшь, — (имеется в виду воду, а не виски), — всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и, таким образом, или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл» (Лествица, степень 14, гл. 31).
Дорогие братия и сестры. В размышлениях преподобного Иоанна о чревоугодии мы с вами завершим зачитывание его изречений, очень понятных, нужных для нас. И дай Бог, чтобы мы что-нибудь заимствовали для нашей духовной жизни, чтобы мы понимали, что в духовной жизни должно быть постепенное восхождение человека. Следствием укрепления духовной жизни должен быть какой-то результат, а не стояние на одном месте. Мы должны меняться к лучшему, борясь с грехом, не допуская его в нашей с вами жизни, становиться людьми более нравственными, чистыми, более близкими к Богу. И тогда хоть что-то мы будем заимствовать от жизни и подвигов великих святых, жизнь и подвиги которых приводит нам Святая Матерь-Церковь. Из воскресенья в воскресенье звучит эта тема, об одном и том же. Во второй неделе Григория Паламы о том, что молитвой и постом, подвигами человек достигает святости и преображения своего естества. Сегодня Иоанн Лествичник говорит, что спасение и соединение с Богом в любви возможно. А в следующее воскресенье преподобная Мария Египетская будет нас утешать, говоря своей жизнью о том, что какими бы страшными грехами ни была опутана наша жизнь, Господь милосерд, и покаянием возможно очистить жизнь от самых страшных грехов, которые не могут затмить и победить милосердие любящего нас Господа. Аминь.
26 марта 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Мы сегодня с вами молились в храме за Божественной литургией, были свидетелями такого радостного момента, как возвращение иконы Божией Матери, которая связана с князьями Всеволожскими, которые дали имя нашему городу. Самый знаменитый из князей — Всеволод Андреевич, памятник которому стоит на Всеволожском проспекте. И именно он носил имя в честь благоверного князя Всеволода-Гавриила — святого Новгородского, Псковского князя XI века. Всеволод-Гавриил был и остаётся духовным покровителем нашего города. И вот семейная реликвия — икона князей возвращается в наш город, в наш храм на круги своя. Это событие произошло сегодня, во время Великого поста, в воскресный день, который посвящён памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанн Лествичник жил в IV веке. Будучи шестнадцати лет от роду, после какого-то знаменательного события, в котором сохранилась его жизнь, когда Господь спас его от возможного кораблекрушения и смерти, он приходит на Синай и поступает в монастырь святой великомученицы Екатерины. Там он девятнадцать лет находится в совершенном послушании у старца Мартирия. А когда старец скончался, то преподобный Иоанн Лествичник предпринимает подвиг отшельнической жизни и подвизается в совершенном уединении в течение сорока лет в монашеских подвигах.
Когда он был уже в совершенно преклонных годах, более семидесяти лет, братия просит его стать игуменом Синайской горы. И в течение нескольких лет он с честью и богоугодно несёт это великое послушание в особом монастыре, который основан на Синайской горе, где Господь вручил Моисею скрижали с десятью заповедями, где Он являлся пророкам Моисею, Илие. Вот в таком святом месте Иоанн стал игуменом великого монастыря.
В это время игумен соседнего Раифского монастыря, тоже именем Иоанн, обращается к нему с просьбой о том, чтобы он, как опытный духовный руководитель монашествующих, дал наставление братии соседнего монастыря и запечатлел это наставление письменным образом, составив практическое руководство, изучая которое, монахи богоугодно совершали бы дело спасение души своей и служение молитвой всему миру. Преподобный Иоанн, посчитав за послушание эту просьбу, написал особую книгу, которая называется «Лествица». Эта книга состоит из тридцати глав, или тридцати ступеней, по которым опытные подвижники, изучая те опасности, которые поджидают их на конкретной ступени духовной жизни, смогли подниматься всё выше и выше к престолу Самого Господа.
Первые ступени этой «Лествицы» говорят о победе над страстями, а оканчиваются тридцатой ступенью, которая называется «любовью», которой является Сам Бог. И по ступеням, как по лестнице душа подвижника совершенствуется и восходит, достигая уподобления Богу, достигая соединения с Самим Господом. Конечно, эта «Лествица» — практическое руководство для монашеской жизни. Но Церковь не разделяет здесь сферы духовной жизни и благочестия: одна для мирян, другая для монахов. Нет у нас Евангелия отдельного для монахов, другого для мирян, третьего для семейных, незамужних и так далее. Евангелие и Учение Христа универсально, оно обращено к каждому человеку.
И вот сегодня, молясь в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, мы, уходя домой, должны почерпнуть опредёленное духовное назидание, которое он предлагает нам в этой святой книге. Начинается эта «Лествица» первой ступенью, которая называется «отречение от мира». Преподобный Иоанн Лествичник говорит нам на этой ступени о том, что мы, миряне, можем воспринять и что мы можем сделать в жизни своей, отрекаясь от мира и одновременно живя в этом мире грешном. Его вопрошают: «Как мы, живя с жёнами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Он отвечал им — «Всё доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части» (Лествица, ступень 1, гл. 21).
Далее, на третьей ступени он предлагает нам тоже важное духовное руководство. Вы знаете, что в народе очень сильно распространено внимание и отношение к снам, люди пытаются их толковать, они ищут гороскопы и смотрят, кто ты: лев или рак, куда ты идёшь и когда родился. В отношении снов преподобный Иоанн говорит: «Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её» (Лествица, степень 3, гл. 26). «Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов» (Лествица, степень 3, гл. 28). Далее преподобный Иоанн в главе о покаянии говорит нам, чтобы мы не смущались, вне зависимости от нашего душевного состояния, от степени грехов и всегда приносили Богу покаяние. Говорит и об искушении, которому подвергаемся мы в жизни нашей от бесов: «Прежде падения нашего в грех бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким» (Лествица, степень 5, гл. 31). «Кто истинно подвизается о своём спасении, тот всякий день, в который не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела» (Лествица, степень 5, гл. 33). Преподобный Иоанн говорит, что самое ценное и важное в течение жизни, в течение дня, который Господь нам даёт по Своей милости — это оплакивание своих грехов. Если этого нет, всё остальное суета.
О памяти смертной преподобный Иоанн говорит такими словами: «Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни. И поистине удивительно, что и язычники изрекли нечто подобное этому; ибо и они полагали, что любомудрие заключается в помышлении о смерти» (Лествица, степень 6, гл. 24).
Преподобный Иоанн говорит: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Лествица, степень 7, гл. 70), то есть, даже дар чудотворения, дар какого-то видения, прозрения в будущее и знаний его ничего не значат, не спасают человека. Самое главное — это плач о грехах своих.
В главе о злословии — это десятая ступень, преподобный Иоанн говорит для нас такие слова: «Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца» (Лествица, степень 10, гл. 8). Преподобный Иоанн говорит о том, чтобы мы никогда никого не осуждали: «Послушайте меня, послушайте, злые судьи чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам; то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает» (Лествица степень 10, гл. 9).
Преподобный Амвросий Оптинский в лаконичных выражениях говорил то же самое: «В чём осудишь, в том сам побудешь».
И далее: «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» (Лествица степень 10, гл. 17), то есть, глаза твои обманываются. В жизни монашествующих были такие примеры. Бес принимал вид любого монаха, собрата по келье, представляя его в том или ином грехе. А потом, когда монахи осуждали собрата, впавшего в тот или иной грех, выяснялось, что его даже не было в тот день в монастыре, а бес, искушая, принимал образ того или иного человека, провоцируя грех осуждения.
«Многоглаголание рождается непременно от какой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержанной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык, и многословие» (Лествица, степень 11, гл. 8).
Дорогие, что можем заимствовать? Когда не можем победить грех многочасовых разговоров по телефону, что надо делать? Поменьше есть, и тогда будет меньше желания подолгу разговаривать по пустым моментам по телефону.
Тринадцатая ступень — о молитве. Говорит так Иоанн Лествичник: «Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как оборотью, каким-либо благовидным предлогом» (Лествица, степень 13, гл. 7). Каждый из вас замечал на своём примере, как станет молиться — какие-то дела придумываются: то надо сделать, туда позвонить, вспомнить и не забыть, записать. Поэтому преподобный Иоанн говорит, что это обычное воздействие лукавых духов на нас, чтобы отвлечь человека от молитвы.
Я зачитаю выдержки из последней главы, потому что она относится к Великому посту, четырнадцатая ступень, о чревоугодии. Преподобный Иоанн так ласково называет эту степень, с юмором: «о любезном для всех и лукавом владыке, чреве». Она начинается так: «Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого», — видите, с каким смирением говорит преподобный Иоанн о страсти чревоугодия для нас, говорит, что берёт опыт от самого себя, — «Ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти» (Лествица, степень 14, гл. 1). «Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!»» (Лествица, степень 14, гл. 2). «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (Лествица, степень 14, гл. 5). «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник», — многие уже думают, как разговляться на Пасху, из чего холодец сварить, чтобы был прозрачный, вкусный, — а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» (Лествица, степень 14, гл. 7). «Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти» (Лествица, степень 14, гл. 12). «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом» (Лествица, степень 14, гл. 20). «Знай, что часто бес приседит желудку и не даёт человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле» (Лествица, степень 14, гл. 26). «По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, придя, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже всё, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями» (Лествица, степень 14, гл. 27). «Сидя за столом, исполненным снеди, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьёшь, — (имеется в виду воду, а не виски), — всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и, таким образом, или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл» (Лествица, степень 14, гл. 31).
Дорогие братия и сестры. В размышлениях преподобного Иоанна о чревоугодии мы с вами завершим зачитывание его изречений, очень понятных, нужных для нас. И дай Бог, чтобы мы что-нибудь заимствовали для нашей духовной жизни, чтобы мы понимали, что в духовной жизни должно быть постепенное восхождение человека. Следствием укрепления духовной жизни должен быть какой-то результат, а не стояние на одном месте. Мы должны меняться к лучшему, борясь с грехом, не допуская его в нашей с вами жизни, становиться людьми более нравственными, чистыми, более близкими к Богу. И тогда хоть что-то мы будем заимствовать от жизни и подвигов великих святых, жизнь и подвиги которых приводит нам Святая Матерь-Церковь. Из воскресенья в воскресенье звучит эта тема, об одном и том же. Во второй неделе Григория Паламы о том, что молитвой и постом, подвигами человек достигает святости и преображения своего естества. Сегодня Иоанн Лествичник говорит, что спасение и соединение с Богом в любви возможно. А в следующее воскресенье преподобная Мария Египетская будет нас утешать, говоря своей жизнью о том, что какими бы страшными грехами ни была опутана наша жизнь, Господь милосерд, и покаянием возможно очистить жизнь от самых страшных грехов, которые не могут затмить и победить милосердие любящего нас Господа. Аминь.
Предыдущая проповедь
19 марта 2017
Следующая проповедь
2 апреля 2017
Все проповеди за 2017 год