Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня оканчивается Петров пост, маленькая радость в жизни христианина, радость и утешение. Причастников поздравляем с принятием святых Христовых Тайн.

 В этот день, дорогие братия и сестры, мы должны с вами вспомнить в молитвенной памяти и почтить великих первоверховных апостолов Петра и Павла. Первоверховными они называются не потому, что отличаются от других апостолов какой-то преимущественной, особой святостью, отличаются какими-то титулами и званиями. Нет. Но Церковь особо почитает их среди всех других апостолов, как больше всех потрудившихся в благовестии Христовом.

 Апостол Павел был призван к своему служению, к вере Христовой уже после крестной смерти Спасителя и Его победоносного Воскресения и Вознесения на небо. До того, как стать христианином, Павел, тогда его звали Савл, дышал угрозами и ненавистью по отношению к христианам. Он не удовлетворялся тем, что гонения начались в Иерусалиме, в которых и он принимал самое активное участие: гнал, уничтожал христиан, судил их и предавал суду первосвященников. По своей инициативе он испросил у священников разрешение идти в Дамаск, в соседний город, чтобы и там казнить христиан, чтобы и там их искать и приводить к суду римских властей. И когда он дышал угрозами и ненавистью к зарождающемуся новому, неизвестному тогда, не понимаемому им учению, внезапно Господь останавливает его на пути в Дамаск, когда его осиял необыкновенный, Божественный свет, от которого он ослеп, и он услышал грозный голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Он в страхе спрашивает: «Кто Ты, Господи?». – «Я тот, Которого ты гонишь». И тогда очи  Павла, ещё не получившие исцеление после слепоты, уже духовно прозревают, и он обретает веру Христову. Затем он во смирении спрашивает: «Что мне повелишь делать?» И Господь отвечает ему: «Иди в Дамаск, там найдешь Ананию, верного раба Моего, и он наставит тебя на путь спасения».

Павел разыскивает этого священника, который тайно совершал дело своего служения среди язычников в Дамаске, принимает от него крещение и вместо того, чтобы гнать и мучить христиан, он начинает в этом же городе проповедовать Христа Воскресшего. Это внезапное, ошеломляющее, молниеносное обращение апостола Павла на первых порах было очень непривычно для христиан. Они смущались, боялись и подозревали в неискренности Павла, когда он начал проповедовать Христа, а когда увидели и услышали его несокрушимую проповедь, идущую от пламенеющего любовью сердца ко Христу, поверили. Местные жители этого города, язычники, начинают искать Павла, хотят предать его смерти.

Если вы сегодня внимательно слушали апостольское чтение, обратили внимание, что апостол Павел, скрываясь от языческого царя Арефы, был спущен в корзине на веревках с крепостной стены города Дамаска, чтоб была спасена для Церкви Христовой его жизнь до времени.

Апостол Павел действительно гнал христиан. В Иерусалиме, когда мы с вами совершали паломническую поездку, которая была очень насыщена событиями, мы не были на том месте, где произошла мученическая кончина архидиакона Стефана. Оно находится недалеко от Гефсимании, от места, где погребена Божия Матерь. Буквально через дорогу расположен храм в честь архидиакона Стефана. И там апостол Павел стоял, тогда молодой, ревностный фарисей, который сторожил одежды архидьякона Стефана и одежды тех, которые судили и побивали его камнями. Он стоял и злорадствовал, одобряя это убийство.

Наверное, дорогие братия и сестры, участвуя в казни, когда он видел своими глазами смерть первого христианского мученика, его сердца коснулось чувство сострадания, удивления стойкости и мужеству христианского подвижника. Хотя сердце Павла ещё дышало злобой, ещё ненависть горела в нём, а Христос уже совершал дело воздействия благодати Своей на его сердце. Господь уже знал, где настигнуть, как обратить гонителя христиан Савла в будущего апостола Павла.

Апостол Павел всю свою жизнь помнил о том, что он гнал Церковь Христову, и это придавало ему и чувство смирения, и чувство недостоинства перед Христом, и чувство недостоинства перед другими апостолами. Апостол Павел совершил три своих миссионерских путешествия практически по лицу всей тогда цивилизованной империи, в пределах Римской империи, был во множестве городов и везде проповедовал распятого и воскресшего Христа. И Господь везде хранил его. В апостольском послании он прикровенно и смиренно говорил о своих трудах и подвигах: «Знаю человека во Христе, не знаю, в теле или нет, который был восхищен до третьего неба и видел райские обители, о которых невозможно ничего передать и объяснить это на человеческом языке. Потому что на сердце человеку никогда не восходило, он никогда не мог подумать о тех райских обителях и блаженстве святых, которые Бог уготовил любящим Его». «Знаю человека во Христе» — это о себе самом он говорил, но говорил так с чувством смирения.

Сколько раз он был в темнице, сколько раз терпел скорби, кораблекрушения? Сколько раз  иудеи, как говорится в деяниях, били его палками по сорок ударов без одного? И многие другие лишения терпел апостол, и несокрушимо, неумолкаемо проповедовал Христа, его любимого Господа и Учителя.

Апостол Павел написал 14 посланий. Интересно отметить, что 13 из этих посланий адресованы язычникам, и лишь одно послание он направил непосредственно к евреям, которые принимали христианство. Это показывает, насколько важное, первостепенное значение он придавал и уделял в своей жизни и проповедях обращению язычников, и это было его непоколебимое убеждение. Надо сказать, что где-то в 50 году по рождестве Христовом он даже вступил в некий спор с апостолом Петром и другими апостолами, которые настаивали на обязательности сохранения обрядовых ветхозаветных предписаний и обрезания для всех христиан, которые обретают веру, для христиан как из евреев, так и из язычников. Апостолы вслед за Петром считали, что новоначальным сначала надо пройти через ветхозаветные обрядовые  предписания, как некую промежуточную ступень перед христианством. Апостол Павел был не согласен с этим, и по этому спорному вопросу был созван в Иерусалиме первый собор апостолов. Этот собор состоялся в 51 году, на нём точка зрения апостола Павла получила своё преимущественное распространение. Она была утверждена, как принцип Евангельской проповеди, чтобы ничто не затрудняло прихода человека к вере, ко Христу. Апостолы единогласно постановили на этом первом апостольском соборе, что достаточно, чтобы новые члены воздерживались от крови, удавленины и блуда, и чтобы поступали с ближними так, как   хотели, чтобы поступали с ними.

Эти основные принципы, преисполненные духом христианской любви, абсолютно реальные и удобоисполнимые, были положены апостолами вслед за апостолом Павлом как основные критерии к обращению христиан к вере и к Церкви Христовой.

 Апостол Павел весь горел духом любви, совершил множество чудес и исцелений и воскрешал мёртвых. Христиане заметили, что даже те предметы, которые соприкасались с его жизнью, с его телом, те платки и полотенца, которыми он пользовался и которыми был опоясан когда-то, совершали чудеса исцеления, какими бы болезнями ни был одержим человек.

 Апостол Павел претерпел мученическую кончину именно в этот день в Риме. Был, как римский гражданин, усечён мечом.

Вспоминаем мы сегодня и первоверховного апостола Петра, ревностного апостола. Сегодня за Евангельским чтением мы вспоминали те слова, в которых  он от лица всех апостолов впервые выразил веру во Христа как в Бога. Когда Христос спрашивал апостолов: «Как вы думаете, за кого Меня почитают люди?» И они, передавая молву народную, говорили, что одни почитают за пророка Илию, другие за Иоанна, воскресшего из мёртвых или одного из великих пророков, древних или новых явившихся. А Господь говорит: «А вы за кого Меня почитаете, кем вы Меня признаёте?» И тогда Пётр от лица всех, не дожидаясь ответа апостолов, сказал: «Ты Христос, сын Бога Живаго». Тогда Христос похвалил апостола Петра за это пламенное исповедание веры в Него, как Сына Божия, и сказал при этом: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что ни плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, Сущий на небесах. И Я на этом исповедовании веры твоей во Христа, создам Церковь Мою, и врата адовы никогда не одолеют ей».

Апостол Пётр до момента Пятидесятницы, до момента схождения Святого Духа на апостолов был противоречивой личностью. Мы отметили один пример его пламенной веры и горения ко Христу, но в другой раз, когда он не понимал смысла страданий Христовых и не понимал, зачем Христос идет в Иерусалим на верную смерть, Господь в довольно жёстких словах обличает апостола Петра, его маловерие: «Отойди от меня, сатана», что он поддался лукавым мыслям, которые противоречат тому спасительному пути, которым шёл Христос ради нашего спасения и искупления человека.

Мы знаем, что апостол Пётр отрёкся от Христа, хотя он самоуверенно утверждал накануне, что этого никогда не произойдёт. На Тайной Вечере Господь предупреждал апостолов, с грустью говоря: «Вот, приближается предающий Меня и говорю, что и вы рассеетесь и отречётесь от Меня». И тогда Пётр самоуверенно сказал: «Если все отрекутся, я никогда не отрекусь от Тебя». Но Христос предупреждал его: «Говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели петух пропоёт два раза, ты трижды отречёшься от Меня».

Апостол Пётр всю свою жизнь, так же, как и апостол Павел, помнил о своём отречении. На иконах, особенно на западных живописных изображениях апостола Петра, его всегда изображают с ликом, из которого текут слезы. От постоянных слёз, которые он проливал, особенно в утренние часы при пении петуха, на его лице образовались такие следы, бороздки от этих слёз неперестающих, которые он проливал всю свою жизнь. Будучи апостолом всемирно признанным и любимым ещё во время своей земной жизни, он каждый день вспоминал об этом своём поступке, маловерном и слабом.

Были и другие примеры горения, пламенной веры апостола Петра. Интересный пример произошёл, когда они были на Геннисаретском озере, на котором были наши благочестивые паломники. Когда ученики на лодке переплывали на другую сторону озера, разыгрался сильный шторм. В четвёртую стражу ночи (между тремя и шестью часами ночи) апостолы, отчаявшись за свою жизнь, увидели призрак, который шёл прямо по воде, и очень испугались. И Господь, а это был именно Он, приближаясь к лодке, успокаивал апостолов, говоря: «Не бойтесь, это Я». Апостолы не верят, а Петр говорит: «Господи, если это Ты, повели мне идти к тебе навстречу по водам», — «Иди». И Петр выходит, перешагивает борт лодки и идёт по бушующей стихии, сам не понимая, что происходит, а устремляя свои взоры на Божественного Учителя. Но затем, когда он оторвал свой взгляд от Христа, увидел перед собой разверзающуюся бездну, пропасть, живую могилу перед своими глазами и начал тонуть.

 Можно привести множество других примеров пламенной веры, которая постепенно крепла в апостоле Петре со дня Пятидесятницы, с того дня, когда апостолы получили обетование Святого Духа, когда они уже несокрушимо, безбоязненно проповедовали Христа. Настолько убедительны были слова апостола Петра, что в Иерусалиме сразу после Пятидесятницы, после одной из его проповедей обратилось ко Христу более трёх тысяч людей. После другой его проповеди — пять тысяч людей в Иерусалиме из иудеев, пришедших на праздник, сразу, в один день обращаются и принимают крещение.

 Апостол Пётр совершил множество чудес, в частности, исцелил хромого человека, который сидел перед Иерусалимским храмом, говоря ему: «Воскрешает тебя Христос». Христиане отмечали, что не только слово Петра, но даже если только тень от его тела, которая падала вслед за его движением, касалась кого-либо из больных людей, человек уже получал исцеление.

 Вот какие это были выдающиеся святые нашей Церкви. Поэтому и в песнопениях в их память Церковь недоумевает, как прославить их по достоинству и восклицает в недоумении: «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла» (как мы можем прославить их по достоинству).

Апостол Пётр претерпел мученическую кончину тоже именно в этот день. Кончина одного первоверховного апостола от кончины другого отстоит ровно на один год. Петра распинали на кресте вслед за его Божественным Учителем. И апостол Пётр, помня о своём отречении от Господа, просил своих палачей распять его на кресте не так, как Христа, почитая себя недостойным умереть таким образом, а распять головой вниз на кресте. И в этом проявилось необычайное смирение Петра, его необыкновенная любовь к своему Божественному Учителю. И сегодня мы прославляем и вспоминаем этих апостолов в день их мученической кончины за Христа.

Дорогие братия и сестры! Смысл жизни этих двух апостолов был в проповедании веры Христовой. День их прославления — это не только праздник, церковное торжество, но всякое  воспоминание в Церкви осуществляется для нашего назидания и наставления. Поминайте наставников ваших и, взирая на их кончину, подражайте вере их. В чём мы можем подражать апостолам? А в том же проповедании веры Христовой. Что мы можем сказать утешительного на этот счёт? Да ровным счётом ничего. Стыд и позор, когда мы боимся веры своей, скрываем её, не проповедаем её среди самых близких и родных людей.

Христианство, с одной стороны, никогда не отличалось такой агрессивной, назойливой проповедью, которую ведут сектанты. Но в то же время, дорогие братия и сестры, подчас в Православной Церкви никакой проповеди нет: ни за богослужением, ни вне стен храма, ни словом, ни тем более делом. Самое действенное — это проповедь нашей жизнью. А подчас среди наших близких и родных рядом с мужем, с женой, с детьми, родителями, с братьями и сёстрами не проповедуем мы Христа ни примером своей жизни, ни словом. Когда встречаемся, переводим тему разговора на какую-то житейскую суету, занимаемся болтовнёй пустой. Молчим и ни слова не говорим ни о вере, ни о Христе. А посмотришь на  нашу жизнь с вами, и не хочется идти ни в какую церковь, ни находить и обретать никакую веру. Порой мы сами людей отталкиваем от веры и Церкви, которой мы с вами по своему крещению принадлежим. И   сегодня апостолы Пётр и Павел немного обличают нашу совесть. Они проповедовали всю свою жизнь Христа среди близких и дальних, среди родных, иноплеменников и язычников, а мы, как рыбы безгласные, всю свою жизнь молчим и порой никого с вами не приведём ни к вере, ни к Церкви. А как говорится в Евангелии, если и кого обращаем, то становится тот хуже, чем был. Есть такое сравнение в Евангелии.

 Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы апостолы помолились за нас перед Престолом Божиим, чтобы Господь вдохнул в нас дух ревности о славе Божией, о проповедании Его учения в окружающей нас страшной и безбожной жизни. Святые Первоверховные апостолы Пётр и Павел, молите Бога о нас. Аминь.

12 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня оканчивается Петров пост, маленькая радость в жизни христианина, радость и утешение. Причастников поздравляем с принятием святых Христовых Тайн.

 В этот день, дорогие братия и сестры, мы должны с вами вспомнить в молитвенной памяти и почтить великих первоверховных апостолов Петра и Павла. Первоверховными они называются не потому, что отличаются от других апостолов какой-то преимущественной, особой святостью, отличаются какими-то титулами и званиями. Нет. Но Церковь особо почитает их среди всех других апостолов, как больше всех потрудившихся в благовестии Христовом.

 Апостол Павел был призван к своему служению, к вере Христовой уже после крестной смерти Спасителя и Его победоносного Воскресения и Вознесения на небо. До того, как стать христианином, Павел, тогда его звали Савл, дышал угрозами и ненавистью по отношению к христианам. Он не удовлетворялся тем, что гонения начались в Иерусалиме, в которых и он принимал самое активное участие: гнал, уничтожал христиан, судил их и предавал суду первосвященников. По своей инициативе он испросил у священников разрешение идти в Дамаск, в соседний город, чтобы и там казнить христиан, чтобы и там их искать и приводить к суду римских властей. И когда он дышал угрозами и ненавистью к зарождающемуся новому, неизвестному тогда, не понимаемому им учению, внезапно Господь останавливает его на пути в Дамаск, когда его осиял необыкновенный, Божественный свет, от которого он ослеп, и он услышал грозный голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Он в страхе спрашивает: «Кто Ты, Господи?». – «Я тот, Которого ты гонишь». И тогда очи  Павла, ещё не получившие исцеление после слепоты, уже духовно прозревают, и он обретает веру Христову. Затем он во смирении спрашивает: «Что мне повелишь делать?» И Господь отвечает ему: «Иди в Дамаск, там найдешь Ананию, верного раба Моего, и он наставит тебя на путь спасения».

Павел разыскивает этого священника, который тайно совершал дело своего служения среди язычников в Дамаске, принимает от него крещение и вместо того, чтобы гнать и мучить христиан, он начинает в этом же городе проповедовать Христа Воскресшего. Это внезапное, ошеломляющее, молниеносное обращение апостола Павла на первых порах было очень непривычно для христиан. Они смущались, боялись и подозревали в неискренности Павла, когда он начал проповедовать Христа, а когда увидели и услышали его несокрушимую проповедь, идущую от пламенеющего любовью сердца ко Христу, поверили. Местные жители этого города, язычники, начинают искать Павла, хотят предать его смерти.

Если вы сегодня внимательно слушали апостольское чтение, обратили внимание, что апостол Павел, скрываясь от языческого царя Арефы, был спущен в корзине на веревках с крепостной стены города Дамаска, чтоб была спасена для Церкви Христовой его жизнь до времени.

Апостол Павел действительно гнал христиан. В Иерусалиме, когда мы с вами совершали паломническую поездку, которая была очень насыщена событиями, мы не были на том месте, где произошла мученическая кончина архидиакона Стефана. Оно находится недалеко от Гефсимании, от места, где погребена Божия Матерь. Буквально через дорогу расположен храм в честь архидиакона Стефана. И там апостол Павел стоял, тогда молодой, ревностный фарисей, который сторожил одежды архидьякона Стефана и одежды тех, которые судили и побивали его камнями. Он стоял и злорадствовал, одобряя это убийство.

Наверное, дорогие братия и сестры, участвуя в казни, когда он видел своими глазами смерть первого христианского мученика, его сердца коснулось чувство сострадания, удивления стойкости и мужеству христианского подвижника. Хотя сердце Павла ещё дышало злобой, ещё ненависть горела в нём, а Христос уже совершал дело воздействия благодати Своей на его сердце. Господь уже знал, где настигнуть, как обратить гонителя христиан Савла в будущего апостола Павла.

Апостол Павел всю свою жизнь помнил о том, что он гнал Церковь Христову, и это придавало ему и чувство смирения, и чувство недостоинства перед Христом, и чувство недостоинства перед другими апостолами. Апостол Павел совершил три своих миссионерских путешествия практически по лицу всей тогда цивилизованной империи, в пределах Римской империи, был во множестве городов и везде проповедовал распятого и воскресшего Христа. И Господь везде хранил его. В апостольском послании он прикровенно и смиренно говорил о своих трудах и подвигах: «Знаю человека во Христе, не знаю, в теле или нет, который был восхищен до третьего неба и видел райские обители, о которых невозможно ничего передать и объяснить это на человеческом языке. Потому что на сердце человеку никогда не восходило, он никогда не мог подумать о тех райских обителях и блаженстве святых, которые Бог уготовил любящим Его». «Знаю человека во Христе» — это о себе самом он говорил, но говорил так с чувством смирения.

Сколько раз он был в темнице, сколько раз терпел скорби, кораблекрушения? Сколько раз  иудеи, как говорится в деяниях, били его палками по сорок ударов без одного? И многие другие лишения терпел апостол, и несокрушимо, неумолкаемо проповедовал Христа, его любимого Господа и Учителя.

Апостол Павел написал 14 посланий. Интересно отметить, что 13 из этих посланий адресованы язычникам, и лишь одно послание он направил непосредственно к евреям, которые принимали христианство. Это показывает, насколько важное, первостепенное значение он придавал и уделял в своей жизни и проповедях обращению язычников, и это было его непоколебимое убеждение. Надо сказать, что где-то в 50 году по рождестве Христовом он даже вступил в некий спор с апостолом Петром и другими апостолами, которые настаивали на обязательности сохранения обрядовых ветхозаветных предписаний и обрезания для всех христиан, которые обретают веру, для христиан как из евреев, так и из язычников. Апостолы вслед за Петром считали, что новоначальным сначала надо пройти через ветхозаветные обрядовые  предписания, как некую промежуточную ступень перед христианством. Апостол Павел был не согласен с этим, и по этому спорному вопросу был созван в Иерусалиме первый собор апостолов. Этот собор состоялся в 51 году, на нём точка зрения апостола Павла получила своё преимущественное распространение. Она была утверждена, как принцип Евангельской проповеди, чтобы ничто не затрудняло прихода человека к вере, ко Христу. Апостолы единогласно постановили на этом первом апостольском соборе, что достаточно, чтобы новые члены воздерживались от крови, удавленины и блуда, и чтобы поступали с ближними так, как   хотели, чтобы поступали с ними.

Эти основные принципы, преисполненные духом христианской любви, абсолютно реальные и удобоисполнимые, были положены апостолами вслед за апостолом Павлом как основные критерии к обращению христиан к вере и к Церкви Христовой.

 Апостол Павел весь горел духом любви, совершил множество чудес и исцелений и воскрешал мёртвых. Христиане заметили, что даже те предметы, которые соприкасались с его жизнью, с его телом, те платки и полотенца, которыми он пользовался и которыми был опоясан когда-то, совершали чудеса исцеления, какими бы болезнями ни был одержим человек.

 Апостол Павел претерпел мученическую кончину именно в этот день в Риме. Был, как римский гражданин, усечён мечом.

Вспоминаем мы сегодня и первоверховного апостола Петра, ревностного апостола. Сегодня за Евангельским чтением мы вспоминали те слова, в которых  он от лица всех апостолов впервые выразил веру во Христа как в Бога. Когда Христос спрашивал апостолов: «Как вы думаете, за кого Меня почитают люди?» И они, передавая молву народную, говорили, что одни почитают за пророка Илию, другие за Иоанна, воскресшего из мёртвых или одного из великих пророков, древних или новых явившихся. А Господь говорит: «А вы за кого Меня почитаете, кем вы Меня признаёте?» И тогда Пётр от лица всех, не дожидаясь ответа апостолов, сказал: «Ты Христос, сын Бога Живаго». Тогда Христос похвалил апостола Петра за это пламенное исповедание веры в Него, как Сына Божия, и сказал при этом: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что ни плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, Сущий на небесах. И Я на этом исповедовании веры твоей во Христа, создам Церковь Мою, и врата адовы никогда не одолеют ей».

Апостол Пётр до момента Пятидесятницы, до момента схождения Святого Духа на апостолов был противоречивой личностью. Мы отметили один пример его пламенной веры и горения ко Христу, но в другой раз, когда он не понимал смысла страданий Христовых и не понимал, зачем Христос идет в Иерусалим на верную смерть, Господь в довольно жёстких словах обличает апостола Петра, его маловерие: «Отойди от меня, сатана», что он поддался лукавым мыслям, которые противоречат тому спасительному пути, которым шёл Христос ради нашего спасения и искупления человека.

Мы знаем, что апостол Пётр отрёкся от Христа, хотя он самоуверенно утверждал накануне, что этого никогда не произойдёт. На Тайной Вечере Господь предупреждал апостолов, с грустью говоря: «Вот, приближается предающий Меня и говорю, что и вы рассеетесь и отречётесь от Меня». И тогда Пётр самоуверенно сказал: «Если все отрекутся, я никогда не отрекусь от Тебя». Но Христос предупреждал его: «Говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели петух пропоёт два раза, ты трижды отречёшься от Меня».

Апостол Пётр всю свою жизнь, так же, как и апостол Павел, помнил о своём отречении. На иконах, особенно на западных живописных изображениях апостола Петра, его всегда изображают с ликом, из которого текут слезы. От постоянных слёз, которые он проливал, особенно в утренние часы при пении петуха, на его лице образовались такие следы, бороздки от этих слёз неперестающих, которые он проливал всю свою жизнь. Будучи апостолом всемирно признанным и любимым ещё во время своей земной жизни, он каждый день вспоминал об этом своём поступке, маловерном и слабом.

Были и другие примеры горения, пламенной веры апостола Петра. Интересный пример произошёл, когда они были на Геннисаретском озере, на котором были наши благочестивые паломники. Когда ученики на лодке переплывали на другую сторону озера, разыгрался сильный шторм. В четвёртую стражу ночи (между тремя и шестью часами ночи) апостолы, отчаявшись за свою жизнь, увидели призрак, который шёл прямо по воде, и очень испугались. И Господь, а это был именно Он, приближаясь к лодке, успокаивал апостолов, говоря: «Не бойтесь, это Я». Апостолы не верят, а Петр говорит: «Господи, если это Ты, повели мне идти к тебе навстречу по водам», — «Иди». И Петр выходит, перешагивает борт лодки и идёт по бушующей стихии, сам не понимая, что происходит, а устремляя свои взоры на Божественного Учителя. Но затем, когда он оторвал свой взгляд от Христа, увидел перед собой разверзающуюся бездну, пропасть, живую могилу перед своими глазами и начал тонуть.

 Можно привести множество других примеров пламенной веры, которая постепенно крепла в апостоле Петре со дня Пятидесятницы, с того дня, когда апостолы получили обетование Святого Духа, когда они уже несокрушимо, безбоязненно проповедовали Христа. Настолько убедительны были слова апостола Петра, что в Иерусалиме сразу после Пятидесятницы, после одной из его проповедей обратилось ко Христу более трёх тысяч людей. После другой его проповеди — пять тысяч людей в Иерусалиме из иудеев, пришедших на праздник, сразу, в один день обращаются и принимают крещение.

 Апостол Пётр совершил множество чудес, в частности, исцелил хромого человека, который сидел перед Иерусалимским храмом, говоря ему: «Воскрешает тебя Христос». Христиане отмечали, что не только слово Петра, но даже если только тень от его тела, которая падала вслед за его движением, касалась кого-либо из больных людей, человек уже получал исцеление.

 Вот какие это были выдающиеся святые нашей Церкви. Поэтому и в песнопениях в их память Церковь недоумевает, как прославить их по достоинству и восклицает в недоумении: «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла» (как мы можем прославить их по достоинству).

Апостол Пётр претерпел мученическую кончину тоже именно в этот день. Кончина одного первоверховного апостола от кончины другого отстоит ровно на один год. Петра распинали на кресте вслед за его Божественным Учителем. И апостол Пётр, помня о своём отречении от Господа, просил своих палачей распять его на кресте не так, как Христа, почитая себя недостойным умереть таким образом, а распять головой вниз на кресте. И в этом проявилось необычайное смирение Петра, его необыкновенная любовь к своему Божественному Учителю. И сегодня мы прославляем и вспоминаем этих апостолов в день их мученической кончины за Христа.

Дорогие братия и сестры! Смысл жизни этих двух апостолов был в проповедании веры Христовой. День их прославления — это не только праздник, церковное торжество, но всякое  воспоминание в Церкви осуществляется для нашего назидания и наставления. Поминайте наставников ваших и, взирая на их кончину, подражайте вере их. В чём мы можем подражать апостолам? А в том же проповедании веры Христовой. Что мы можем сказать утешительного на этот счёт? Да ровным счётом ничего. Стыд и позор, когда мы боимся веры своей, скрываем её, не проповедаем её среди самых близких и родных людей.

Христианство, с одной стороны, никогда не отличалось такой агрессивной, назойливой проповедью, которую ведут сектанты. Но в то же время, дорогие братия и сестры, подчас в Православной Церкви никакой проповеди нет: ни за богослужением, ни вне стен храма, ни словом, ни тем более делом. Самое действенное — это проповедь нашей жизнью. А подчас среди наших близких и родных рядом с мужем, с женой, с детьми, родителями, с братьями и сёстрами не проповедуем мы Христа ни примером своей жизни, ни словом. Когда встречаемся, переводим тему разговора на какую-то житейскую суету, занимаемся болтовнёй пустой. Молчим и ни слова не говорим ни о вере, ни о Христе. А посмотришь на  нашу жизнь с вами, и не хочется идти ни в какую церковь, ни находить и обретать никакую веру. Порой мы сами людей отталкиваем от веры и Церкви, которой мы с вами по своему крещению принадлежим. И   сегодня апостолы Пётр и Павел немного обличают нашу совесть. Они проповедовали всю свою жизнь Христа среди близких и дальних, среди родных, иноплеменников и язычников, а мы, как рыбы безгласные, всю свою жизнь молчим и порой никого с вами не приведём ни к вере, ни к Церкви. А как говорится в Евангелии, если и кого обращаем, то становится тот хуже, чем был. Есть такое сравнение в Евангелии.

 Поэтому, дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы апостолы помолились за нас перед Престолом Божиим, чтобы Господь вдохнул в нас дух ревности о славе Божией, о проповедании Его учения в окружающей нас страшной и безбожной жизни. Святые Первоверховные апостолы Пётр и Павел, молите Бога о нас. Аминь.

Предыдущая проповедь

6 июля 2008

Владимирской иконы Божией Матери
Следующая проповедь

13 июля 2008

Исцеление слуги сотника

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00