Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти Преподобного Иоанна Лествичника

Дорогие братия и сестры! В Священном Писании Ветхого Завета есть такой удивительный прообраз, связанный с Богоматерью — это видение праотцем Иаковом необыкновенной лествицы, когда он бежал от гнева брата своего Исава. Утомившись от долгого пути, он прилёг отдохнуть прямо на земле, подложив под голову камень, и увидел необыкновенную лествицу, основание которой стояло на земле, а конец её устремлялся в небо. И Ангелы Божии восходили и нисходили по этой лестнице. Эта лествица, прообразовала Богоматерь, связавшую небо и землю Своей ангельской чистотой и воплощением из Неё Сына Божия. Она устремлена в небо, которое стало открыто нам воплощением и воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодняшний воскресный день посвящён памяти преподобного Иоанна Лествичника.  Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, удивительной аскетической книги, которая так и называется  «Лествица», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Книга «Лествица» состоит из тридцати глав или тридцати ступеней, поднимаясь по которым человек восходит от земли на небо. Причиной написания этой книги послужило одно простое обстоятельство. Игумен соседнего с Синайским, где подвизался преподобный Иоанн Лествичник, Раифского монастыря, тоже именем Иоанн, обратился к нему, как к опытному подвижнику, прося его написать практическое руководство для монашеской христианской жизни для братии своего монастыря, считая, что только Иоанн  Лествичник может это сделать, как опытный подвижник. И действительно, он был таковым.

В монастырь на Синайской горе Иоанн пришёл, ещё имея шестнадцать лет от роду, совсем юношей, и всю свою жизнь с этого момента он провёл в этом монастыре, и вся она была отдана Богу. Первые девятнадцать лет он был в непосредственном послушании у опытного старца именем Мартирий. А когда тот скончался, Иоанн берёт на себя подвиг отшельнической жизни, лишь изредка приходя в монастырь для участия в богослужении и для причащения Святых Христовых Тайн. Этот отшельнический подвиг он проводил в течение сорока лет после послушания у старца.

После смерти игумена Синайского монастыря братия всеобщим единодушным желанием просили Иоанна возглавить их монастырь и стать игуменом. Подчиняясь просьбе братии, он стал игуменом этого монастыря и правил им в течение четырёх лет, а затем оставил настоятельство в этом монастыре и снова ушёл в свою любимую пустыню, где провёл около года в подвигах поста и молитвы, и восьмидесяти лет от роду преставился ко Господу.

Вот такое краткое житие Иоанна Лествичника. Но одни только даты, одни годы жизни говорят о многом: девятнадцать лет в постоянном послушании и сорок лет отшельнической жизни. Многие из стоящих здесь, в храме, и этого рубежа ещё не достигли. А он сорок лет пребывал в особом подвиге, который не для каждого монаха возможен и посилен. И поэтому этот труд, который он написал, «Лествица», является практическим руководством к христианской духовной жизни. Его уникальность состоит в том, что Иоанн при написании Книги, исходил из своего личного подвига. В этом отличие этого труда от прочих богословских, умозрительных таких сочинений, может быть, совершенно правильных, достоверных, но которые исходят только от ума человеческого. Но подчас эти церковные писатели не имели реального опыта и не прошли, не прочувствовали в своей жизни то,  о чём они писали в своих порой и высоких, и правильных сочинениях. Поэтому эта книга преподобного Иоанна Лествичника всегда служила учебником, была настольной книгой, руководством к духовной жизни христианина.

У нас на Руси эту книгу в древности очень любили наши благочестивые предки, в отличие от нас. Многие из современных христиан её в глаза никогда не видели и не имеют её в своих библиотеках. А кто имеет, тот не читает. Даже не имея этой книги, можно при желании её прочитать. Сейчас цивилизация и развитие техники позволяют просто нажать клавишу компьютера и найти эту книгу, даже если непонятно толкование, объяснение тех слов, о которых писал преподобный Иоанн Лествичник. Но желания нет у современных христиан.

Мы, к сожалению, дорогие братия и сестры, любим захватывающие сюжеты, очень лёгкое, душевное такое чтение, пусть и христианское, благочестивое, но которое может захватить нас, заинтересовать. Ни к чему хорошему такое чтение привести не может, только немножко утешит наше, порой, праздное любопытство. Эти книги, сейчас во множестве выходят, но они не являются прямым правилом христианской, духовной жизни. Об этой духовной жизни эти издания не говорят, а ставят себе другую задачу: может быть, привести людей, интересующихся жизнью Церкви, к порогу церковному. Но мы с вами должны читать уже серьезные, духовные книги, которые устремляли бы вперёд нашу духовную жизнь.

Каковы же основные моменты этой книги? Во-первых, она говорит и о страстях, и о добродетелях. Первые главы её большей частью посвящены преодолению страстей, которые гнездятся в сердце человеческом. А завершающие главы её говорят о добродетелях, которые мы должны приобретать в жизни, победив те или иные грехи и страсти. Вершиной этой лествицы, о которой писал преподобный Иоанн, является любовь. Именно любовь открывает двери рая, любовью является и называется Сам Бог.

Первая ступень этой лествицы называется следующим образом: отречение от мира. Услышав такое интересное наименование, мы в душе с радостью и легкостью оправдываем себя: отречение от мира — это только для монахов. Мы не собираемся с вами этого делать, к сожалению, в силу разных причин. Но своё руководство Иоанн Лествичник хотя и писал для братии соседнего монастыря, но он писал об общехристианских, духовных ценностях, об одном пути христианской жизни.

Если эту первую ступень — отречение от мира – рассматривать, что же мы можем для себя здесь усмотреть реального и полезного? Да, мы живём в этом мире и не можем его оставить. Но ведь можно жить в этом мире и не сообщаться с обычаями этого мира. Об этом говорил ещё Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Нужно, чтобы современные христиане отличались от традиций этого мира, воздерживались и убегали от греха, который всегда подстерегает человека, живущего в мире, преодолевая этот грех, не соглашаясь с ним, не пуская его в свою душу, воздерживаясь от курения, пьянства, наркотиков, блуда, от зависти, злобы, лукавства, лжи, гордости, сребролюбия и прочих грехов. Преодолев эти грехи, мы сможем с вами подняться лишь на первую ступень.

Размышляя об этой лишь первой ступени, мы видим, что на неё мы даже ещё не поднялись. Наша духовная жизнь проистекает где-то в некой горизонтальной плоскости на уровне амёб или рептилий — никакого устремления к небесам, никакой борьбы с грехом. Ничего этого в нашей жизни нет.

Далее преподобный Иоанн говорит такие очень интересные слова, что на Страшном Суде мы будем с вами осуждены не за то, что не совершали чудес, не воскрешали мёртвых, не богословствовали, а за то, что не каялись в своих грехах. Так вот, о плаче о своих грехах особенно убедительно говорит преподобный Иоанн Лествичник. Мы плачем о чём угодно в нашей жизни: об оскорблённой гордыне, о неудачах, об обидах, попадая в какие-то греховные ситуации. Слёзы наши, как правило, греховные, подчас от обиды, от задетого самолюбия. А вот преподобный Иоанн говорит, что единственно спасительным плачем является плач о своих грехах. Мы не воспринимаем грех как смерть, и, следовательно, бываем заживо мёртвыми. Мы не чувствуем этой опасности. В нас отсутствует борьба с грехом, нет желания его преодолеть. Это говорит о том, что никакая духовная жизнь ещё нам не присуща, и мы не начинали этот подвиг.

Затем преподобный Иоанн говорит удивительные, очень глубокие слова о значении молитвы в жизни христианина. Послушаем эти слова. Вот, например, его наставления о том, в каком состоянии человек должен находиться, когда он встаёт на молитву, какие чувства он должен при этом испытывать. «Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею как обвинённый, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве». Вот такой интересный образ, когда прокурор зачитывает тебе обвинение на суде – грустное, подавленное, очень смиренное состояние является единственным спасительным.

Далее преподобный говорит о ступенях молитвы. Есть ли ступени в молитве? Есть, отвечает Иоанн Лествичник. «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же её – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу».

Очень часто, совершая молитву, многие христиане такое искушение претерпевают, считая, что Бог не слышит их молитвы, не исполняет их прошений. Вот что по этому поводу говорит преподобный Иоанн. Он премудро успокаивает тех, которые думают, что молитва их бесплодна, и тем смущаются. «Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрёл. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего —   прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» 

Многие из вас, дорогие братия и сестры, молятся друг за друга. И в нашем приходе, и в других есть такая традиция: чтение молитв по соглашению, или Псалтири, или других молитв, когда за близких, родных вы молитесь все вместе и в одно время. Преподобный Иоанн Лествичник отвечает таким образом на вопрос, можно ли дерзать молится за других, не имея ещё дара молитвы. «Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нём, то, хотя ты и не стяжал ещё дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасёт и того, кто молится о нём с сокрушением сердца». «Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила».

Далее преподобный Иоанн даёт ещё очень полезный совет, чтобы всегда чувство смирения овладевало нашим сердцем во время молитвы. «Всегда памятуй, что ты был великим грешником, дабы сохранить смирение и избежать мечтаний о своем достоинстве: но подробности грехов старайся забыть, дабы мысль о них, как искра, не произвела паки в грехолюбивой природе твоей пожара».

 Для людей, обременённых множеством мирских обязанностей  и забот преподобный Иоанн  Лествичник советует не оставлять этих занятий, чтобы молитва не служила камнем преткновения и упрёком для близких, родных, когда ты погружаешься в молитву и оставляешь другие свои прямые обязанности. Иоанн Лествичник заповедует нам непрестанно молиться не только устами, но и сердцем; не в храме только или перед образом, а и занимаясь делами своего звания, везде и во всякое время.

Вот, дорогие братия и сестры, только лишь некоторые краткие выдержки этой книги преподобного Иоанна Лествичника. Мы выбрали с вами главу о молитве, потому что Евангелие сегодня читалось об исцелении расслабленного бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. И когда Господь исцелил его, Он сказал: этот род бесовский изгоняется только постом и молитвой. И какой должна быть наша молитва, преподобный Иоанн в некоторых мудрых  изречениях помогает нам правильно понять и настроиться на эту молитву.

Молитвами преподобного Иоанна  Лествичника Господь дарует нам желание и усердие совершать дело о спасении своей души. Аминь.

14 апреля 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! В Священном Писании Ветхого Завета есть такой удивительный прообраз, связанный с Богоматерью — это видение праотцем Иаковом необыкновенной лествицы, когда он бежал от гнева брата своего Исава. Утомившись от долгого пути, он прилёг отдохнуть прямо на земле, подложив под голову камень, и увидел необыкновенную лествицу, основание которой стояло на земле, а конец её устремлялся в небо. И Ангелы Божии восходили и нисходили по этой лестнице. Эта лествица, прообразовала Богоматерь, связавшую небо и землю Своей ангельской чистотой и воплощением из Неё Сына Божия. Она устремлена в небо, которое стало открыто нам воплощением и воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодняшний воскресный день посвящён памяти преподобного Иоанна Лествичника.  Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, удивительной аскетической книги, которая так и называется  «Лествица», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Книга «Лествица» состоит из тридцати глав или тридцати ступеней, поднимаясь по которым человек восходит от земли на небо. Причиной написания этой книги послужило одно простое обстоятельство. Игумен соседнего с Синайским, где подвизался преподобный Иоанн Лествичник, Раифского монастыря, тоже именем Иоанн, обратился к нему, как к опытному подвижнику, прося его написать практическое руководство для монашеской христианской жизни для братии своего монастыря, считая, что только Иоанн  Лествичник может это сделать, как опытный подвижник. И действительно, он был таковым.

В монастырь на Синайской горе Иоанн пришёл, ещё имея шестнадцать лет от роду, совсем юношей, и всю свою жизнь с этого момента он провёл в этом монастыре, и вся она была отдана Богу. Первые девятнадцать лет он был в непосредственном послушании у опытного старца именем Мартирий. А когда тот скончался, Иоанн берёт на себя подвиг отшельнической жизни, лишь изредка приходя в монастырь для участия в богослужении и для причащения Святых Христовых Тайн. Этот отшельнический подвиг он проводил в течение сорока лет после послушания у старца.

После смерти игумена Синайского монастыря братия всеобщим единодушным желанием просили Иоанна возглавить их монастырь и стать игуменом. Подчиняясь просьбе братии, он стал игуменом этого монастыря и правил им в течение четырёх лет, а затем оставил настоятельство в этом монастыре и снова ушёл в свою любимую пустыню, где провёл около года в подвигах поста и молитвы, и восьмидесяти лет от роду преставился ко Господу.

Вот такое краткое житие Иоанна Лествичника. Но одни только даты, одни годы жизни говорят о многом: девятнадцать лет в постоянном послушании и сорок лет отшельнической жизни. Многие из стоящих здесь, в храме, и этого рубежа ещё не достигли. А он сорок лет пребывал в особом подвиге, который не для каждого монаха возможен и посилен. И поэтому этот труд, который он написал, «Лествица», является практическим руководством к христианской духовной жизни. Его уникальность состоит в том, что Иоанн при написании Книги, исходил из своего личного подвига. В этом отличие этого труда от прочих богословских, умозрительных таких сочинений, может быть, совершенно правильных, достоверных, но которые исходят только от ума человеческого. Но подчас эти церковные писатели не имели реального опыта и не прошли, не прочувствовали в своей жизни то,  о чём они писали в своих порой и высоких, и правильных сочинениях. Поэтому эта книга преподобного Иоанна Лествичника всегда служила учебником, была настольной книгой, руководством к духовной жизни христианина.

У нас на Руси эту книгу в древности очень любили наши благочестивые предки, в отличие от нас. Многие из современных христиан её в глаза никогда не видели и не имеют её в своих библиотеках. А кто имеет, тот не читает. Даже не имея этой книги, можно при желании её прочитать. Сейчас цивилизация и развитие техники позволяют просто нажать клавишу компьютера и найти эту книгу, даже если непонятно толкование, объяснение тех слов, о которых писал преподобный Иоанн Лествичник. Но желания нет у современных христиан.

Мы, к сожалению, дорогие братия и сестры, любим захватывающие сюжеты, очень лёгкое, душевное такое чтение, пусть и христианское, благочестивое, но которое может захватить нас, заинтересовать. Ни к чему хорошему такое чтение привести не может, только немножко утешит наше, порой, праздное любопытство. Эти книги, сейчас во множестве выходят, но они не являются прямым правилом христианской, духовной жизни. Об этой духовной жизни эти издания не говорят, а ставят себе другую задачу: может быть, привести людей, интересующихся жизнью Церкви, к порогу церковному. Но мы с вами должны читать уже серьезные, духовные книги, которые устремляли бы вперёд нашу духовную жизнь.

Каковы же основные моменты этой книги? Во-первых, она говорит и о страстях, и о добродетелях. Первые главы её большей частью посвящены преодолению страстей, которые гнездятся в сердце человеческом. А завершающие главы её говорят о добродетелях, которые мы должны приобретать в жизни, победив те или иные грехи и страсти. Вершиной этой лествицы, о которой писал преподобный Иоанн, является любовь. Именно любовь открывает двери рая, любовью является и называется Сам Бог.

Первая ступень этой лествицы называется следующим образом: отречение от мира. Услышав такое интересное наименование, мы в душе с радостью и легкостью оправдываем себя: отречение от мира — это только для монахов. Мы не собираемся с вами этого делать, к сожалению, в силу разных причин. Но своё руководство Иоанн Лествичник хотя и писал для братии соседнего монастыря, но он писал об общехристианских, духовных ценностях, об одном пути христианской жизни.

Если эту первую ступень — отречение от мира – рассматривать, что же мы можем для себя здесь усмотреть реального и полезного? Да, мы живём в этом мире и не можем его оставить. Но ведь можно жить в этом мире и не сообщаться с обычаями этого мира. Об этом говорил ещё Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Нужно, чтобы современные христиане отличались от традиций этого мира, воздерживались и убегали от греха, который всегда подстерегает человека, живущего в мире, преодолевая этот грех, не соглашаясь с ним, не пуская его в свою душу, воздерживаясь от курения, пьянства, наркотиков, блуда, от зависти, злобы, лукавства, лжи, гордости, сребролюбия и прочих грехов. Преодолев эти грехи, мы сможем с вами подняться лишь на первую ступень.

Размышляя об этой лишь первой ступени, мы видим, что на неё мы даже ещё не поднялись. Наша духовная жизнь проистекает где-то в некой горизонтальной плоскости на уровне амёб или рептилий — никакого устремления к небесам, никакой борьбы с грехом. Ничего этого в нашей жизни нет.

Далее преподобный Иоанн говорит такие очень интересные слова, что на Страшном Суде мы будем с вами осуждены не за то, что не совершали чудес, не воскрешали мёртвых, не богословствовали, а за то, что не каялись в своих грехах. Так вот, о плаче о своих грехах особенно убедительно говорит преподобный Иоанн Лествичник. Мы плачем о чём угодно в нашей жизни: об оскорблённой гордыне, о неудачах, об обидах, попадая в какие-то греховные ситуации. Слёзы наши, как правило, греховные, подчас от обиды, от задетого самолюбия. А вот преподобный Иоанн говорит, что единственно спасительным плачем является плач о своих грехах. Мы не воспринимаем грех как смерть, и, следовательно, бываем заживо мёртвыми. Мы не чувствуем этой опасности. В нас отсутствует борьба с грехом, нет желания его преодолеть. Это говорит о том, что никакая духовная жизнь ещё нам не присуща, и мы не начинали этот подвиг.

Затем преподобный Иоанн говорит удивительные, очень глубокие слова о значении молитвы в жизни христианина. Послушаем эти слова. Вот, например, его наставления о том, в каком состоянии человек должен находиться, когда он встаёт на молитву, какие чувства он должен при этом испытывать. «Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею как обвинённый, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве». Вот такой интересный образ, когда прокурор зачитывает тебе обвинение на суде – грустное, подавленное, очень смиренное состояние является единственным спасительным.

Далее преподобный говорит о ступенях молитвы. Есть ли ступени в молитве? Есть, отвечает Иоанн Лествичник. «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же её – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу».

Очень часто, совершая молитву, многие христиане такое искушение претерпевают, считая, что Бог не слышит их молитвы, не исполняет их прошений. Вот что по этому поводу говорит преподобный Иоанн. Он премудро успокаивает тех, которые думают, что молитва их бесплодна, и тем смущаются. «Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрёл. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего —   прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» 

Многие из вас, дорогие братия и сестры, молятся друг за друга. И в нашем приходе, и в других есть такая традиция: чтение молитв по соглашению, или Псалтири, или других молитв, когда за близких, родных вы молитесь все вместе и в одно время. Преподобный Иоанн Лествичник отвечает таким образом на вопрос, можно ли дерзать молится за других, не имея ещё дара молитвы. «Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нём, то, хотя ты и не стяжал ещё дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасёт и того, кто молится о нём с сокрушением сердца». «Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила».

Далее преподобный Иоанн даёт ещё очень полезный совет, чтобы всегда чувство смирения овладевало нашим сердцем во время молитвы. «Всегда памятуй, что ты был великим грешником, дабы сохранить смирение и избежать мечтаний о своем достоинстве: но подробности грехов старайся забыть, дабы мысль о них, как искра, не произвела паки в грехолюбивой природе твоей пожара».

 Для людей, обременённых множеством мирских обязанностей  и забот преподобный Иоанн  Лествичник советует не оставлять этих занятий, чтобы молитва не служила камнем преткновения и упрёком для близких, родных, когда ты погружаешься в молитву и оставляешь другие свои прямые обязанности. Иоанн Лествичник заповедует нам непрестанно молиться не только устами, но и сердцем; не в храме только или перед образом, а и занимаясь делами своего звания, везде и во всякое время.

Вот, дорогие братия и сестры, только лишь некоторые краткие выдержки этой книги преподобного Иоанна Лествичника. Мы выбрали с вами главу о молитве, потому что Евангелие сегодня читалось об исцелении расслабленного бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. И когда Господь исцелил его, Он сказал: этот род бесовский изгоняется только постом и молитвой. И какой должна быть наша молитва, преподобный Иоанн в некоторых мудрых  изречениях помогает нам правильно понять и настроиться на эту молитву.

Молитвами преподобного Иоанна  Лествичника Господь дарует нам желание и усердие совершать дело о спасении своей души. Аминь.

Предыдущая проповедь

31 марта 2013

Святителя Григория Паламы
Следующая проповедь

21 апреля 2013

Памяти Преподобной Марии Египетской

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00