Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Памяти святителя Филарета. Притча о любостяжательном богаче

Дорогие братия и сестры, сегодня удивительный день. Во-первых, праздничная воскресная литургия, которая служится в этот день в честь воскресшего Христа, потому что воскресенье — это малая Пасха. Даже само название этого дня, не уничтоженное в годы лихолетий, вновь подтверждает устремлённость нашей с вами жизни ко Христу. И сегодня же память святителя Филарета, митрополита Московского, жившего в середине XIX века, удивительного иерарха нашей Русской Православной Церкви.

Святитель Филарет пребывал в архиерейском сане более пятидесяти лет, из них сорок лет на московской кафедре. Известен он тем, что вступил в переписку и полемику с Пушкиным. Он являлся инициатором строительства храма Христа Спасителя в Москве, автором окончательной редакции Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года об избавлении крестьян от крепостной зависимости. Он был автором благодарственного молебна после победы русского народа над войсками Наполеона. Он принимал деятельное участие и был одним из авторов перевода Священного Писания на русский язык. Прославился он и обилием других великих дел. И вот сегодня мы молились ему, как святому, прославленному в нашей Церкви. Он был похоронен в Троице-Сергиевой Лавре, а затем после его канонизации мощи были перенесены в храм Христа Спасителя. Молитвами этого мудрого, великого иерарха нашей Церкви Господь хранит Церковь Русскую и всех нас. 

Сегодня также память необыкновенного святого — мученика Варлаама. Среди множества святых, которые поминались на опусте в завершение Божественной литургии, был и этот мученик. Ничем особенным в своей жизни он не выделялся, никакими знаменательными событиями, но характер его мучений был совершенно необычный, настолько он впечатлил и поразил христиан, что до наших дней служит немеркнущим образцом  верности Христу. Когда его привели на мучения, язычники, которые добивались его отречения от Христа, заставляли его поклониться идолам, принести им жертву или, хотя бы, бросить ладан на жертвенник, и тем самым это считалось бы актом поклонения идольским богам. И когда Варлаам отказался это сделать, они применили такой способ пытки: взяли его правую руку, распростёрли её над открытым огнем и в ладонь положили ладан. Язычники надеялись, что от естественного движения мышц и суставов рука мученика разожмётся, и он бросит ладан с благовонными курениями на идольский жертвенник. Но мученик Варлаам имел такое терпение и такое мужество, что не перевернул руку с благовониями в честь языческих богов, и она вся сгорела, обнажились кости  и остатки плоти кисти упали на костер вместе с тем сгоревшим ладаном, который лежал в его руке. Непоколебимость и мужество этого святого поразило великих иерархов нашей Церкви: Василия Великого и Иоанна Златоустого. И тот, и другой составили свои похвальные слова в честь страданий мученика Варлаама, потому что в них видели особый пример мужества и верности Христу.

Вчера за Божественной литургией, которая служилась в нашем храме с народным участием и исполнением, читалось Евангелие о том, что всякий человек, который начинает служить Христу и оборачивается вспять, неблагонадёжен для Царства Небесного. О чём эти слова? Когда человек пытается жить духовной жизнью, но мирские заботы и увлечения тянут его назад, отводят его от духовной жизни и от Христа,  он делает шаг вперёд, а два или десять шагов назад. В связи с этим нашим малодушием пример мученика Варлаама является, конечно, укором для каждого из нас в верности нашей Христу.

Сегодняшнее воскресное Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит о богатом человеке, у которого настолько умножился урожай на его поле, что он не знал, что делать с этим добром. Урожай, в чём бы он ни выражался, был эквивалентом денег, эквивалентом богатства, и он понимал, что в старые амбары не собрать новый урожай, он не поместится там. Тогда богач приказывает разломать старые житницы и соорудить новые, которые вместили бы этот неслыханный урожай. И он подумал, что когда это будет исполнено, он скажет тогда: «Душа моя, у тебя есть богатство на многие годы: ешь, пей, веселись». Но когда он произнёс в душе своей эти слова, он услышал голос Бога: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется всё, что ты заготовил?» Так будет со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Вот краткая притча, которая состоит всего из несколько предложений.

 Дорогие братия и сестры! Наверное, многие из нас мечтают о богатстве, будучи недовольны теми условиями жизни, в которых они находятся. Они думают, что если станут богатыми, то смогут совершить множество добрых дел. Какие перспективы, горизонты открываются для человека, который имеет богатство! Сколько можно облагодетельствовать душ, в каких благотворительных делах, проектах, красивых мероприятиях, делах богоугодных можно участвовать. Но, дорогие братия и сестры, далеко не всегда так бывает, что богатство связано с милосердием и благотворением — это очень редкое исключение. Напротив, многие из вас знают примеры из жизни богатых людей, которые в делах милосердия вообще никогда не участвуют и у которых, как говорится, зимой снега не выпросишь, не то, что каких-то благ земных. Ничего удивительного в этом нет. Человеческая природа, какой она была сто, двести, триста лет назад, такая же она осталась и сегодня.

Наши предки также думали об этой теме евангельской. Они также думали о благах земных, и каждый по-своему решал эту проблему в своей жизни. Из жития святых известен пример некоего Евлогия, который обрабатывал камни и добывал ценные породы камня своим тяжелейшим физическим трудом. Однажды один монах увидел этого добродетельного мужа Евлогия, который целый день работал с киркой в руках, добывая определённое количество камня, и часть полученных от этого труда денег непременно отдавал нищим. И монах, который стал свидетелем такой добродетели этого, в общем-то, бедного человека, подумал, а сколько бы добрых дел совершил Евлогий, если бы Господь дал ему богатство. Уж если на копейки, заработанные в течение дня, он кормит многих людей, то, наверное, он облагодетельствовал бы весь мир, если бы был богат. И этот монах стал молиться Богу, чтобы Он дал Евлогию богатство.

Однажды Евлогий, когда добывал киркой камень в скале, сделав насколько ударов,  обнаружил некую пустоту в каменной породе, и там стоял ковчежец с золотом. И он, даже не окончив трудового дня, убежал  с этим золотом, закрылся в своём доме и с того дня забыл о нищих, забыл о своей многолетней традиции. Затем он купил шикарный дом где-то в Константинополе и стал известен в окружении императора. Он многих одарял, надеясь заслужить расположение новой элиты, в которую он стал вхож. И когда монах захотел увидеть, что же стало с его подопечным, которому он вымолил у Бога богатство, он нашёл его в столице Византии и сам попытался что-то попросить, но был с ненавистью и грубостью прогнан его слугами. И тогда монах покаялся перед Богом за свою неразумную молитву и стал просить Бога, чтобы Он снова вернул Евлогия в его прежнее, привычное для него состояние. Спустя какое-то время Евлогий впал в немилость к императору и был изгнан из столицы. Как говорят на дипломатическом языке, он стал персоной нон грата, которого никто не хотел и не желал видеть. Спасая свою жизнь, он скрылся, растерял всё своё богатство и тогда снова вспомнил о нищих и взялся за свою забытую кирку.

Дорогие братия и сестры, Господь дарует каждому из нас тот или иной уровень обладания материальными благами — у каждого из нас свой, непередаваемый, несравнимый с другим человеком, полезный для каждого из нас. При этом хозяином этих материальных благ всегда является Бог.

Почему же Церковь сегодня напоминает нам эту притчу? Она ведь читается непременно в рамках Рождественского Поста. И это не случайно. Этим самым Церковь делает нам такое справедливое, действенное напоминание во время Рождественского Поста, целью которого является наше приготовление к встрече рождающегося на земле Богомладенца Христа, что Он, Господь, является высочайшей и главной ценностью для христиан. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Как часто мы с вами не слышим эти слова. Мы 99% своих и физических, и интеллектуальных, и иных усилий употребляем на то, чтобы стяжать лишь земные материальные блага, и лишь 1%, может быть, посещая только воскресное богослужение в храме, мы отдаём Богу. 99% — это житейская постоянная суета и думы о хлебе насущном. О, если бы только о хлебе. Хлеб насущный — это некий собирательный термин всех  материальных благ, которые присущи обладанию тем или иным человеком.

Преподобный Амвросий Оптинский предлагал для христиан такой образ, в котором виделось его отношение к благам земным. Он говорил так: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх». А мы, так устремляемся к земле что и встать не можем». Человек должен одним процентом своих усилий касаться своих земных устроений, а девяносто девять процентов должны быть обращены к Богу и к небесным духовным ценностям, как это было выражено в жизни святых. Не в нашей жизни, а в жизни святых. Святитель Тихон, епископ Воронежский, мощам которого мы с вами поклонялись несколько лет назад, написал в своей книге «Сокровище духовное, от мира собираемое»: «Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту». То есть, если душа человека направлена к Богу и духовным ценностям, она ими питается, одухотворяется, и это излучается из глаз и лица человека, из его души. А если душа человеческая устремлена только на попечения житейские и земные, то в душе такого человека — одна житейская суета: бесконечные хлопоты, дела проблемы. И действительно, сколько мы ставим таких целей и задач в нашей с вами земной жизни, на исполнение которых не хватит и всей жизни. Один из святых сказал такие слова, что человек суетится и старается исполнить множество дел, как будто он проживёт на земле тысячу лет.

Дорогие братия и сестры, мы ставим перед собой бесчисленные цели и задачи, их можно перечислять, как однородные члены, может быть, несколько десятков минут. Например, хотим приобрести дачу, машину, лодку, яхту, телевизор, одежду, съездить в отпуск на курорт и множество других несбыточных, порой, целей, которые мы ставим себе. При этом иногда достигаем, иногда теряем мир в семье. Иногда семьи  рушатся от этого сребролюбия, от этих земных целей.  А как быть по-другому? Это монахи, скажете вы, счастливы тем, что живут на всём готовом, попечением Русской Церкви или попечением того или иного наместника, настоятеля монастыря и ни о чём не думают. Казалось бы, вот где жизнь. Но что-то в монахи нет очередей, нет стремящихся туда. Так, может быть, не настолько сладка монашеская жизнь? Может быть, она только в нашем воображении представляется таким, якобы, безбедным существованием?

Это Евангелие учит нас доверию Богу, потому что тот человек, кто надеется и верит в Него, никогда не будет терпеть лишений в жизни. Ещё пророк Давид говорил: «Разве ты видел  праведника оставленного или чад его, просящих хлеба? Видел ли ты когда нищим праведника или детей его, которые были бы нищими, которым нечего было бы есть и они просили бы хлеба?» Пророк Давид ещё до воплощения Христова заметил, что праведников Господь не оставляет, но исполняет их любые прошения и молитвы. Поэтому, когда мы чрезмерно заботимся о земных благах, тем самым мы выражаем недоверие Богу. Мы не хотим знать Его, не хотим надеяться на Его милость, но сами хотим своим трудом, умением, талантами, всяческими иными целями стяжать богатства, не надеясь на то, что нам даст Бог. Очень часто, дорогие братия и сестры, эта житейская суета подавляет человека, охватывает всю его земную жизнь, и на Бога не остаётся вообще ни времени, ни места. Человек забывает об участии в церковной жизни, в таинствах, и в этих бесконечных житейских попечениях иногда настигает его молниеносная смерть. Так случилось и в жизни этого богатого человека в притче. «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут от тебя, а кому же будет всё, что ты уготовал?» Как часто всё накопленное тем или иным человеком после его смерти идёт прахом, если не при жизни ещё. Или достаётся совершенно иным людям, которые не приложили к этому ни малейшего труда и не имели никакого отношения. Если вспомнить, что делалось с финансовыми капиталами в 90-е годы, когда фирмы банкротились, разорялись, происходили рейдерские захваты и так далее. Часто было так, что человек сегодня богатый и состоятельный, а завтра ничего у него не оставалось, и он оставался, как у разбитого корыта с бессмысленным существованием, в котором нет места Богу.

Дорогие братия и сестры! Смерть приходит как тать в нощи, как  говорится в Евангелии. Как гром или молния среди ясного неба, она внезапно похищает ту или иную свою жертву, и это происходит по промыслу Божию тогда, когда дальнейшая жизнь человека бесполезна для вечности. И это изречение справедливо как для праведников, так и для грешников. Для праведника это справедливо, потому что он уже заслужил Царство Небесное и уже по милости Божией может его наследовать. Бесполезна земная жизнь в случае скоропостижной смерти  и для грешника, потому что продолжение жизни приведёт к ещё большим адским страданиям и мучениям. Этим, как правило, и объясняется молниеносная скоропостижная смерть человека.

 Иногда Господь продлевает жизнь человеческую для блага близких и родных, которые окружают того или иного человека. Ради других иногда Господь продлевает жизнь святых людей для того, чтобы они ещё больше светили на земле, ещё большее количество людей привели ко Христу и к Церкви. Это является некоей тайной Божией, ведомой Ему одному. Но то, что смерть внезапна, молниеносна Господь нам периодически напоминает. Сегодня один, завтра другой, а послезавтра кто будет? Это вопрос, на который только Он знает ответ, но мы должны жить так, чтобы быть готовыми к этой встрече с Господом.

Эта притча о богатом безумном человеке, которая говорит о приоритете духовных ценностей в нашей жизни. Она приучает нас быть готовыми к смерти, к непостыдному ответу на страшном Судилище Христовом. Аминь.

2 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры, сегодня удивительный день. Во-первых, праздничная воскресная литургия, которая служится в этот день в честь воскресшего Христа, потому что воскресенье — это малая Пасха. Даже само название этого дня, не уничтоженное в годы лихолетий, вновь подтверждает устремлённость нашей с вами жизни ко Христу. И сегодня же память святителя Филарета, митрополита Московского, жившего в середине XIX века, удивительного иерарха нашей Русской Православной Церкви.

Святитель Филарет пребывал в архиерейском сане более пятидесяти лет, из них сорок лет на московской кафедре. Известен он тем, что вступил в переписку и полемику с Пушкиным. Он являлся инициатором строительства храма Христа Спасителя в Москве, автором окончательной редакции Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года об избавлении крестьян от крепостной зависимости. Он был автором благодарственного молебна после победы русского народа над войсками Наполеона. Он принимал деятельное участие и был одним из авторов перевода Священного Писания на русский язык. Прославился он и обилием других великих дел. И вот сегодня мы молились ему, как святому, прославленному в нашей Церкви. Он был похоронен в Троице-Сергиевой Лавре, а затем после его канонизации мощи были перенесены в храм Христа Спасителя. Молитвами этого мудрого, великого иерарха нашей Церкви Господь хранит Церковь Русскую и всех нас. 

Сегодня также память необыкновенного святого — мученика Варлаама. Среди множества святых, которые поминались на опусте в завершение Божественной литургии, был и этот мученик. Ничем особенным в своей жизни он не выделялся, никакими знаменательными событиями, но характер его мучений был совершенно необычный, настолько он впечатлил и поразил христиан, что до наших дней служит немеркнущим образцом  верности Христу. Когда его привели на мучения, язычники, которые добивались его отречения от Христа, заставляли его поклониться идолам, принести им жертву или, хотя бы, бросить ладан на жертвенник, и тем самым это считалось бы актом поклонения идольским богам. И когда Варлаам отказался это сделать, они применили такой способ пытки: взяли его правую руку, распростёрли её над открытым огнем и в ладонь положили ладан. Язычники надеялись, что от естественного движения мышц и суставов рука мученика разожмётся, и он бросит ладан с благовонными курениями на идольский жертвенник. Но мученик Варлаам имел такое терпение и такое мужество, что не перевернул руку с благовониями в честь языческих богов, и она вся сгорела, обнажились кости  и остатки плоти кисти упали на костер вместе с тем сгоревшим ладаном, который лежал в его руке. Непоколебимость и мужество этого святого поразило великих иерархов нашей Церкви: Василия Великого и Иоанна Златоустого. И тот, и другой составили свои похвальные слова в честь страданий мученика Варлаама, потому что в них видели особый пример мужества и верности Христу.

Вчера за Божественной литургией, которая служилась в нашем храме с народным участием и исполнением, читалось Евангелие о том, что всякий человек, который начинает служить Христу и оборачивается вспять, неблагонадёжен для Царства Небесного. О чём эти слова? Когда человек пытается жить духовной жизнью, но мирские заботы и увлечения тянут его назад, отводят его от духовной жизни и от Христа,  он делает шаг вперёд, а два или десять шагов назад. В связи с этим нашим малодушием пример мученика Варлаама является, конечно, укором для каждого из нас в верности нашей Христу.

Сегодняшнее воскресное Евангелие, дорогие братия и сестры, говорит о богатом человеке, у которого настолько умножился урожай на его поле, что он не знал, что делать с этим добром. Урожай, в чём бы он ни выражался, был эквивалентом денег, эквивалентом богатства, и он понимал, что в старые амбары не собрать новый урожай, он не поместится там. Тогда богач приказывает разломать старые житницы и соорудить новые, которые вместили бы этот неслыханный урожай. И он подумал, что когда это будет исполнено, он скажет тогда: «Душа моя, у тебя есть богатство на многие годы: ешь, пей, веселись». Но когда он произнёс в душе своей эти слова, он услышал голос Бога: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется всё, что ты заготовил?» Так будет со всяким, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Вот краткая притча, которая состоит всего из несколько предложений.

 Дорогие братия и сестры! Наверное, многие из нас мечтают о богатстве, будучи недовольны теми условиями жизни, в которых они находятся. Они думают, что если станут богатыми, то смогут совершить множество добрых дел. Какие перспективы, горизонты открываются для человека, который имеет богатство! Сколько можно облагодетельствовать душ, в каких благотворительных делах, проектах, красивых мероприятиях, делах богоугодных можно участвовать. Но, дорогие братия и сестры, далеко не всегда так бывает, что богатство связано с милосердием и благотворением — это очень редкое исключение. Напротив, многие из вас знают примеры из жизни богатых людей, которые в делах милосердия вообще никогда не участвуют и у которых, как говорится, зимой снега не выпросишь, не то, что каких-то благ земных. Ничего удивительного в этом нет. Человеческая природа, какой она была сто, двести, триста лет назад, такая же она осталась и сегодня.

Наши предки также думали об этой теме евангельской. Они также думали о благах земных, и каждый по-своему решал эту проблему в своей жизни. Из жития святых известен пример некоего Евлогия, который обрабатывал камни и добывал ценные породы камня своим тяжелейшим физическим трудом. Однажды один монах увидел этого добродетельного мужа Евлогия, который целый день работал с киркой в руках, добывая определённое количество камня, и часть полученных от этого труда денег непременно отдавал нищим. И монах, который стал свидетелем такой добродетели этого, в общем-то, бедного человека, подумал, а сколько бы добрых дел совершил Евлогий, если бы Господь дал ему богатство. Уж если на копейки, заработанные в течение дня, он кормит многих людей, то, наверное, он облагодетельствовал бы весь мир, если бы был богат. И этот монах стал молиться Богу, чтобы Он дал Евлогию богатство.

Однажды Евлогий, когда добывал киркой камень в скале, сделав насколько ударов,  обнаружил некую пустоту в каменной породе, и там стоял ковчежец с золотом. И он, даже не окончив трудового дня, убежал  с этим золотом, закрылся в своём доме и с того дня забыл о нищих, забыл о своей многолетней традиции. Затем он купил шикарный дом где-то в Константинополе и стал известен в окружении императора. Он многих одарял, надеясь заслужить расположение новой элиты, в которую он стал вхож. И когда монах захотел увидеть, что же стало с его подопечным, которому он вымолил у Бога богатство, он нашёл его в столице Византии и сам попытался что-то попросить, но был с ненавистью и грубостью прогнан его слугами. И тогда монах покаялся перед Богом за свою неразумную молитву и стал просить Бога, чтобы Он снова вернул Евлогия в его прежнее, привычное для него состояние. Спустя какое-то время Евлогий впал в немилость к императору и был изгнан из столицы. Как говорят на дипломатическом языке, он стал персоной нон грата, которого никто не хотел и не желал видеть. Спасая свою жизнь, он скрылся, растерял всё своё богатство и тогда снова вспомнил о нищих и взялся за свою забытую кирку.

Дорогие братия и сестры, Господь дарует каждому из нас тот или иной уровень обладания материальными благами — у каждого из нас свой, непередаваемый, несравнимый с другим человеком, полезный для каждого из нас. При этом хозяином этих материальных благ всегда является Бог.

Почему же Церковь сегодня напоминает нам эту притчу? Она ведь читается непременно в рамках Рождественского Поста. И это не случайно. Этим самым Церковь делает нам такое справедливое, действенное напоминание во время Рождественского Поста, целью которого является наше приготовление к встрече рождающегося на земле Богомладенца Христа, что Он, Господь, является высочайшей и главной ценностью для христиан. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Как часто мы с вами не слышим эти слова. Мы 99% своих и физических, и интеллектуальных, и иных усилий употребляем на то, чтобы стяжать лишь земные материальные блага, и лишь 1%, может быть, посещая только воскресное богослужение в храме, мы отдаём Богу. 99% — это житейская постоянная суета и думы о хлебе насущном. О, если бы только о хлебе. Хлеб насущный — это некий собирательный термин всех  материальных благ, которые присущи обладанию тем или иным человеком.

Преподобный Амвросий Оптинский предлагал для христиан такой образ, в котором виделось его отношение к благам земным. Он говорил так: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх». А мы, так устремляемся к земле что и встать не можем». Человек должен одним процентом своих усилий касаться своих земных устроений, а девяносто девять процентов должны быть обращены к Богу и к небесным духовным ценностям, как это было выражено в жизни святых. Не в нашей жизни, а в жизни святых. Святитель Тихон, епископ Воронежский, мощам которого мы с вами поклонялись несколько лет назад, написал в своей книге «Сокровище духовное, от мира собираемое»: «Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается. В зеркале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается, когда к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту». То есть, если душа человека направлена к Богу и духовным ценностям, она ими питается, одухотворяется, и это излучается из глаз и лица человека, из его души. А если душа человеческая устремлена только на попечения житейские и земные, то в душе такого человека — одна житейская суета: бесконечные хлопоты, дела проблемы. И действительно, сколько мы ставим таких целей и задач в нашей с вами земной жизни, на исполнение которых не хватит и всей жизни. Один из святых сказал такие слова, что человек суетится и старается исполнить множество дел, как будто он проживёт на земле тысячу лет.

Дорогие братия и сестры, мы ставим перед собой бесчисленные цели и задачи, их можно перечислять, как однородные члены, может быть, несколько десятков минут. Например, хотим приобрести дачу, машину, лодку, яхту, телевизор, одежду, съездить в отпуск на курорт и множество других несбыточных, порой, целей, которые мы ставим себе. При этом иногда достигаем, иногда теряем мир в семье. Иногда семьи  рушатся от этого сребролюбия, от этих земных целей.  А как быть по-другому? Это монахи, скажете вы, счастливы тем, что живут на всём готовом, попечением Русской Церкви или попечением того или иного наместника, настоятеля монастыря и ни о чём не думают. Казалось бы, вот где жизнь. Но что-то в монахи нет очередей, нет стремящихся туда. Так, может быть, не настолько сладка монашеская жизнь? Может быть, она только в нашем воображении представляется таким, якобы, безбедным существованием?

Это Евангелие учит нас доверию Богу, потому что тот человек, кто надеется и верит в Него, никогда не будет терпеть лишений в жизни. Ещё пророк Давид говорил: «Разве ты видел  праведника оставленного или чад его, просящих хлеба? Видел ли ты когда нищим праведника или детей его, которые были бы нищими, которым нечего было бы есть и они просили бы хлеба?» Пророк Давид ещё до воплощения Христова заметил, что праведников Господь не оставляет, но исполняет их любые прошения и молитвы. Поэтому, когда мы чрезмерно заботимся о земных благах, тем самым мы выражаем недоверие Богу. Мы не хотим знать Его, не хотим надеяться на Его милость, но сами хотим своим трудом, умением, талантами, всяческими иными целями стяжать богатства, не надеясь на то, что нам даст Бог. Очень часто, дорогие братия и сестры, эта житейская суета подавляет человека, охватывает всю его земную жизнь, и на Бога не остаётся вообще ни времени, ни места. Человек забывает об участии в церковной жизни, в таинствах, и в этих бесконечных житейских попечениях иногда настигает его молниеносная смерть. Так случилось и в жизни этого богатого человека в притче. «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут от тебя, а кому же будет всё, что ты уготовал?» Как часто всё накопленное тем или иным человеком после его смерти идёт прахом, если не при жизни ещё. Или достаётся совершенно иным людям, которые не приложили к этому ни малейшего труда и не имели никакого отношения. Если вспомнить, что делалось с финансовыми капиталами в 90-е годы, когда фирмы банкротились, разорялись, происходили рейдерские захваты и так далее. Часто было так, что человек сегодня богатый и состоятельный, а завтра ничего у него не оставалось, и он оставался, как у разбитого корыта с бессмысленным существованием, в котором нет места Богу.

Дорогие братия и сестры! Смерть приходит как тать в нощи, как  говорится в Евангелии. Как гром или молния среди ясного неба, она внезапно похищает ту или иную свою жертву, и это происходит по промыслу Божию тогда, когда дальнейшая жизнь человека бесполезна для вечности. И это изречение справедливо как для праведников, так и для грешников. Для праведника это справедливо, потому что он уже заслужил Царство Небесное и уже по милости Божией может его наследовать. Бесполезна земная жизнь в случае скоропостижной смерти  и для грешника, потому что продолжение жизни приведёт к ещё большим адским страданиям и мучениям. Этим, как правило, и объясняется молниеносная скоропостижная смерть человека.

 Иногда Господь продлевает жизнь человеческую для блага близких и родных, которые окружают того или иного человека. Ради других иногда Господь продлевает жизнь святых людей для того, чтобы они ещё больше светили на земле, ещё большее количество людей привели ко Христу и к Церкви. Это является некоей тайной Божией, ведомой Ему одному. Но то, что смерть внезапна, молниеносна Господь нам периодически напоминает. Сегодня один, завтра другой, а послезавтра кто будет? Это вопрос, на который только Он знает ответ, но мы должны жить так, чтобы быть готовыми к этой встрече с Господом.

Эта притча о богатом безумном человеке, которая говорит о приоритете духовных ценностей в нашей жизни. Она приучает нас быть готовыми к смерти, к непостыдному ответу на страшном Судилище Христовом. Аминь.

Предыдущая проповедь

18 ноября 2012

Воскрешение дочери Иаира
Следующая проповедь

23 декабря 2012

Исцеление десяти прокаженных

Все проповеди за 2012 год

декабрь 2012

ноябрь 2012

октябрь 2012

сентябрь 2012

август 2012

июль 2012

апрель 2012

март 2012

февраль 2012

январь 2012

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00