Обращение протоиерея Романа:
Ваше Преосвященство, дорогой досточтимый Владыка Игнатий.
От лица духовенства Всеволожского благочиния, прихожан, сотрудников храма мы сердечно приветствуем Вас в этот день – престольный праздник этого храма, Вашего храма, потому что все храмы Выборгской епархии находятся в Вашем непосредственном подчинении. Настоятель является лишь соработником епископа, который действует в рамках тех полномочий, которые епископ ему доверяет.
Святой Игнатий Богоносец, Ваш небесный покровитель, говорит, что всякая Евхаристия считается подлинной и достоверной, которая совершается епископом или тем лицом, которому он благословляет. Служение епископа в храме – это очень важный момент, который являет торжество земной Церкви, основанной Христом для нашего спасения, потому что служение епископа более всех других священнослужителей олицетворяет служение Христа, напоминает об этом служении Христа спасению рода человеческого.
Служение епископа на приходе – очень важный момент в плане создания правильных взаимоотношений между епископом и паствой. Этот момент дисциплинирует и духовенство, и народ. Духовенство дисциплинирует в том, что каждый священник, открывая антиминс, видит подпись епископа на этом антиминсе и смиренно понимает, что только это даёт ему право совершать священнодействие, совершать самое главное таинство – Божественную литургию.
Народ же, видя своего епископа, понимает, кто является управителем земной Церкви, кому Господь доверяет это руководство, вверяя попечение о Своей Церкви. Народ знает своего епископа, и когда за Богослужением звучит молитва, люди прекрасно представляют, о ком они молятся, какие переживания могут быть сейчас у епископа, какие планы, какие нерешённые проблемы, и эта молитва приобретает живой характер и силу.
Самым значимым Вашим посещением этого храма за истекший год было архиерейское Богослужение, которое Вы совершали в прошлый Престольный праздник, когда этот храм был освящён полным чином Вашими руками. К этому моменту по Вашему благословению свершились очень многие внешние дела: строительные, хозяйственные, которые подготовили, обусловили освящение храма, и он предстаёт перед нами в прекрасном виде, в совершенном благолепии. Изменено убранство и снаружи, и внутри мы видим полное благолепие храма. Об этом Вы говорили, Вы к этому подвигали, Владыка, когда в первый раз к нам приехали. У нас в аварийном состоянии была кровля, посреди храма стояли подпорки. Это делало храм неуютным, неблаголепным. Мы видим, что Ваше благословение имеет жизнеутверждающий характер, оно приносит реальные плоды. За ваше благословение Господь помогает, даёт возможность исполнить в храме любое Ваше благословение.
В день Престольного праздника, который посвящён иконе Спаса Нерукотворного Образа, жители Всеволожска вспоминают и исторический момент, который лёг в основание этого храма. Это момент грустный – день кончины князя Павла Александровича Всеволожского. Он скончался в 1898 году как раз 29 августа. Его благочестивая супруга Елена Васильевна пожелала, чтобы потомки запомнили князя Всеволожского, и всех родоначальников этого знаменитого рода, и чтобы церковное торжество соединилось с поминовением Павла Александ-ровича Всеволожского.
Наша земля, Владыка, славна удивительными деяниями необыкновенных женщин. Если мы возьмём историю Петербурга, то нас впечатляет подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, которая после скоропостижной кончины своего мужа Андрея Фёдоровича совершенно меняет свою земную жизнь. Она несёт подвиг юродства, который обессмертил её имя, её земную память, память Церкви и даровал вечное спасение её супругу.
Спустя год после кончины своего супруга в 1899 году Елена Васильевна испрашивает благословение Петербургского митрополита Антония (Вадковского) на строительство храма-усыпальницы над могилой безвременно скончавшегося её супруга Павла Александровича. В то время, в самом начале ХХ века, вручную, когда не было никаких приспособлений и механиз-мов, этот храм был построен за два года и освящён в 1901 году. Таким образом, этот храм является символом нашего города, будучи непосредственно связанным с историей знаменитого рода Всеволожских. Очень важно знать всем жителям нашего города, что этот храм был духовным центром, духовной доминантой Всеволожска.
Дорогой Владыка, за прошедший год мы старались в нашем храме многое сделать. Вы видели, что по Вашему благословению наружные фасады здания украшены тремя мозаичными иконами, которые мы сделали за этот год. Совсем недавно введена в эксплуатацию автономная газовая котельная, которая обеспечивает нам независимость и уверенность в практической жизни. И по всем другим направлениям: социальном служении, миссионерстве жизнь прихода развивается по Вашему благословению. Мы особо благодарим Вас, Владыка, за поддержку нашего детского хора, благодарим за то высокое доверие, которое Вы оказали нам, когда хор пел в Выборге во время патриаршего визита. Когда приглашаешь немножко незнакомый хор, можно ожидать всяческих сюрпризов – певцы это знают. Ну, не пришли один-два ведущих человека, и всё может развалиться: хор может сбиться, сконфузиться и испортить всё богослужение. Но если это возможно в отношении профессионалов, то тем более приложимо к детям, у которых не каждый имеет музыкальное образование, но имеют только усердие чисто детских сердец славословить Бога. По Вашему благословению, по Вашим молитвам они старались на этом патриаршем богослужении. Благодарим, что получился снимок со святейшим патриархом, для детей это навсегда останется в памяти.
Владыка, от нашего прихода, от прихожан, от простых людей мы хотим преподнести Вам маленький знаменательный подарок – икону Спасителя, которую наши прихожане приобрели на Крите, куда они путешествовали по Вашему благословению, посетив 25 монастырей. Они искали вместе со мной, что же выбрать, что подарить епископу, чтобы это было связано с нашим храмом. Поэтому эта икона преодолела вместе с нами много тысяч километров, с искушениями добирались наши прихожане обратно во Всеволожск, отменялись рейсы. Эта икона впитала любовь прихожан и ко Христу, и к Вам, как архипастырю нашей епархии.
Владыка, приход у нас большой, интересный, непростой. Достаточно упомянуть, что в 2002 году, когда отец Игорь был болен, митрополит Владимир направлял сюда отца Александра Румянцева. Он служил в самый прекрасный день, когда храмы «забиты» людьми — в праздник Крещения Господня. Но что-то не сложилось, и он убежал отсюда, как говорится, не солоно хлебавши. Приход не принял его, и он вернулся обратно в Казанский собор. А меня, грешного, прихожане приняли и до сих пор терпят. За это им большой поклон и благодарность.
Владыка, мы желаем Вам помощи Божией, чтобы через эту икону Господь укреплял, умудрял Вас в Ваших решениях, чтобы все приходы доставляли Вам одну радость, исключая всякое беспокойство, всякие негативные моменты. Мы будем стараться и работать над этим. Спаси Вас, Господи.
Ответное слово епископа Игнатия:
Ваше высокопреподобие отец Роман, дорогие отцы, братия и сестры. Сегодня второй день Успения Божией Матери, и мы в радости духовной эти дни торжественно прославляем. День Успения Божией Матери является великим праздником, хотя для человеческого лукавого светского сердца покажется несоответствующим праздник с тем событием, которое произошло: как смерть может быть праздником. Это говорит о несостоянии духовно увидеть событие, связанное с блаженной кончиной Царицы Небесной, великой радости и великого дара Божия, которое Он даровал людям. Через Матерь Божию мы соединились с Богом.
С самого Её рождения до последних минут Её праведной благочестивой кончины эта была связующая живительная нить между Всемогущим Всеблагим Богом и человеческим родом. И Она не только являлась киотом, как повествует нам священное песнопение, но Она является Матерью для каждого человека, даже для тех, кто Её не почитает, даже для тех, кто порой пытается Её унизить. И такое бывает. Я вчера, служа в Выборге, вспоминал письмо священномученика Игнатия Богоносца апостолу Иоанну Богослову, где он писал о том, что многие жёны желали бы прикоснуться к Ней, увидеть Её ещё при жизни, потому что слух о Её благочестивой, смиренномудренной жизни достигал многих пределов. Именно женщины хотели увидеть Её и услышать от Неё живые слова, слова проповеди. И самое главное, что приводит нам священномученик Игнатий: и были в те времена люди, которые пытались унизить, обидеть, как сегодня бы сказали, гнобить, на что Матерь Божия отвечала смирением. Тем, кто делал Ей зло, Она отвечала добром. Тем, кто пытался как-то уничижить Её, Она всегда спешила проявить смирение. Как сегодня недостаёт людям этих прекрасных качеств. Не оттого, что время слишком изменилось, время всегда остаётся одним и тем же. Лукавые люди как жили тогда, так живут и сейчас.
Сегодня мы вспоминаем событие, связанное с явлением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Я не буду пересказывать историю, она знакома: и как царь Авгарь, получив исцеление, привёл ко Христу и крестил народ своего небольшого царства, и как почитался Христос, как чтили Его слова о спасении. Но прошло совсем немного времени, и стал править царством внук или правнук Авгаря, имени его я сейчас даже не назову, который решил резко изменить всё то, что его прародитель когда-то делал. Он готов был уничтожить и этот Образ, и многое-многое другое. Но Господь тогда не дал ему этого сделать.
И времена, как я уже сказал, всегда остаются одни и те же. Но сам человек либо стремится своей жизнью прославить Имя Божие, стремится оставить добрый отпечаток здесь, на земле, либо кануть в небытие, разрушая всё то, что создавалось предками. Наши предки уже проходили этот тернистый, испытующий путь, когда они во мгновение ока решили, что так дальше жить уже нельзя, что это всё сказки, а мы будем строить сами свой новый мир: мир, который полон прекрасных минут жизни; мир, который отрицает Бога, потому что это отрицание помогает строить ложный мир. Где Христос говорил, что это свет, строители такого мира говорили, что это тьма, а где была тьма, то говорили – свет, и всё путалось. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И Господь посрамил таких людей, и это посрамление пришло через тяжёлые жертвы: мученичество, исповедничество тех наших предков, которые своею жизнью, даже до смерти, доказали обратное: что полнота жизни может быть лишь только в Боге, что полнота жизни может быть лишь только в Церкви, как обществе людей. И многие храмы тогда разрушались. А сегодня, в наше время, Господь нам ссудил переживать другое. Всё то, что было разрушено, сегодня восстанавливается. И главной целью является не просто восстановить разрушенное, но напомнить каждому, что, проходя через ошибки, через минуты предательства, мы должны помнить эти уроки и не повторять их, несмотря на то, что прошло десять, двадцать, пятьдесят или сто лет.
Но, видно, эти уроки не всегда на пользу идут. А если не идут на пользу, то человек по-прежнему борется с Богом. И сегодня находятся такие политики: и в храмы ходят, и свечки ставят, и даже крестятся. Но каждое желание таких людей направлено на то, чтобы уничтожить и духовенство, и верующих людей, отобрать земли. Я знаю таких людей. Они пускаются в судебные тяжбы, чтобы украсть, чтобы не дать восторжествовать Имени Божиему, Славе Божией. Таким людям я хотел бы ответить словами Евангелия: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26;24). Не будет так, как они хотят, а будет, как скажет Господь. А Господь утвердит Свою Церковь. И эта Истина всегда восторжествует. Возможно, не сегодня, но через пять, десять лет она восторжествует. И эта Истина есть Вера Православная, это есть христианство, которое пришло на нашу землю, и многие сердца не просто изменило, а подвигло стать истинными последователями Христа Спасителя.
Сегодня отец Роман вспоминал об истории возникновения сего храма. И как радостно, как торжественно, что наши предки, тогдашние князья, думая об увековечении памяти своих сродников, решали ставить не какие-то памятники, фюзеляжи или обломки каких-то автомобилей, а пытались увековечить эту память и связать её со строительством храма. Это правильное решение. И всё равно, пройдя через годы испытаний, хоть и было, порой, это место забыто, опустошено, но пришло время, и память снова возвращает нас к Богу.
Мы всегда должны хранить память, но только истинную, историческую память о своих предках. Мы должны хранить молитвенную память о них и каждого вспоминать – не только того, кто жил десять или двадцать лет тому назад, но и кто является нашим пра-пра-пращуром, кто уже давно перешёл в мир иной. Потому что без этой исторической памяти не может быть никакого будущего, не может быть никаких надежд. А всем тем, кто пытается уничтожить и памятники, и память – пусть Бог им будет Судьёй. И этот суд не за горами, этот суд Божий совсем рядом. И не успеешь ты оглянуться, как уже Рука Божия будет над тобой поднята, и суд Божий будет произнесён.
Дай Бог, чтобы, храня историческую память, мы не ждали суда Божиего, а ждали прославления Его Пречистого Имени, ждали прославления Имени Его Пречистой Матери, Успение Которой мы празднуем в эти дни, чтобы по священным словам жили мы и наши дети.
Аминь.
29 августа 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Обращение протоиерея Романа:
Ваше Преосвященство, дорогой досточтимый Владыка Игнатий.
От лица духовенства Всеволожского благочиния, прихожан, сотрудников храма мы сердечно приветствуем Вас в этот день – престольный праздник этого храма, Вашего храма, потому что все храмы Выборгской епархии находятся в Вашем непосредственном подчинении. Настоятель является лишь соработником епископа, который действует в рамках тех полномочий, которые епископ ему доверяет.
Святой Игнатий Богоносец, Ваш небесный покровитель, говорит, что всякая Евхаристия считается подлинной и достоверной, которая совершается епископом или тем лицом, которому он благословляет. Служение епископа в храме – это очень важный момент, который являет торжество земной Церкви, основанной Христом для нашего спасения, потому что служение епископа более всех других священнослужителей олицетворяет служение Христа, напоминает об этом служении Христа спасению рода человеческого.
Служение епископа на приходе – очень важный момент в плане создания правильных взаимоотношений между епископом и паствой. Этот момент дисциплинирует и духовенство, и народ. Духовенство дисциплинирует в том, что каждый священник, открывая антиминс, видит подпись епископа на этом антиминсе и смиренно понимает, что только это даёт ему право совершать священнодействие, совершать самое главное таинство – Божественную литургию.
Народ же, видя своего епископа, понимает, кто является управителем земной Церкви, кому Господь доверяет это руководство, вверяя попечение о Своей Церкви. Народ знает своего епископа, и когда за Богослужением звучит молитва, люди прекрасно представляют, о ком они молятся, какие переживания могут быть сейчас у епископа, какие планы, какие нерешённые проблемы, и эта молитва приобретает живой характер и силу.
Самым значимым Вашим посещением этого храма за истекший год было архиерейское Богослужение, которое Вы совершали в прошлый Престольный праздник, когда этот храм был освящён полным чином Вашими руками. К этому моменту по Вашему благословению свершились очень многие внешние дела: строительные, хозяйственные, которые подготовили, обусловили освящение храма, и он предстаёт перед нами в прекрасном виде, в совершенном благолепии. Изменено убранство и снаружи, и внутри мы видим полное благолепие храма. Об этом Вы говорили, Вы к этому подвигали, Владыка, когда в первый раз к нам приехали. У нас в аварийном состоянии была кровля, посреди храма стояли подпорки. Это делало храм неуютным, неблаголепным. Мы видим, что Ваше благословение имеет жизнеутверждающий характер, оно приносит реальные плоды. За ваше благословение Господь помогает, даёт возможность исполнить в храме любое Ваше благословение.
В день Престольного праздника, который посвящён иконе Спаса Нерукотворного Образа, жители Всеволожска вспоминают и исторический момент, который лёг в основание этого храма. Это момент грустный – день кончины князя Павла Александровича Всеволожского. Он скончался в 1898 году как раз 29 августа. Его благочестивая супруга Елена Васильевна пожелала, чтобы потомки запомнили князя Всеволожского, и всех родоначальников этого знаменитого рода, и чтобы церковное торжество соединилось с поминовением Павла Александ-ровича Всеволожского.
Наша земля, Владыка, славна удивительными деяниями необыкновенных женщин. Если мы возьмём историю Петербурга, то нас впечатляет подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, которая после скоропостижной кончины своего мужа Андрея Фёдоровича совершенно меняет свою земную жизнь. Она несёт подвиг юродства, который обессмертил её имя, её земную память, память Церкви и даровал вечное спасение её супругу.
Спустя год после кончины своего супруга в 1899 году Елена Васильевна испрашивает благословение Петербургского митрополита Антония (Вадковского) на строительство храма-усыпальницы над могилой безвременно скончавшегося её супруга Павла Александровича. В то время, в самом начале ХХ века, вручную, когда не было никаких приспособлений и механиз-мов, этот храм был построен за два года и освящён в 1901 году. Таким образом, этот храм является символом нашего города, будучи непосредственно связанным с историей знаменитого рода Всеволожских. Очень важно знать всем жителям нашего города, что этот храм был духовным центром, духовной доминантой Всеволожска.
Дорогой Владыка, за прошедший год мы старались в нашем храме многое сделать. Вы видели, что по Вашему благословению наружные фасады здания украшены тремя мозаичными иконами, которые мы сделали за этот год. Совсем недавно введена в эксплуатацию автономная газовая котельная, которая обеспечивает нам независимость и уверенность в практической жизни. И по всем другим направлениям: социальном служении, миссионерстве жизнь прихода развивается по Вашему благословению. Мы особо благодарим Вас, Владыка, за поддержку нашего детского хора, благодарим за то высокое доверие, которое Вы оказали нам, когда хор пел в Выборге во время патриаршего визита. Когда приглашаешь немножко незнакомый хор, можно ожидать всяческих сюрпризов – певцы это знают. Ну, не пришли один-два ведущих человека, и всё может развалиться: хор может сбиться, сконфузиться и испортить всё богослужение. Но если это возможно в отношении профессионалов, то тем более приложимо к детям, у которых не каждый имеет музыкальное образование, но имеют только усердие чисто детских сердец славословить Бога. По Вашему благословению, по Вашим молитвам они старались на этом патриаршем богослужении. Благодарим, что получился снимок со святейшим патриархом, для детей это навсегда останется в памяти.
Владыка, от нашего прихода, от прихожан, от простых людей мы хотим преподнести Вам маленький знаменательный подарок – икону Спасителя, которую наши прихожане приобрели на Крите, куда они путешествовали по Вашему благословению, посетив 25 монастырей. Они искали вместе со мной, что же выбрать, что подарить епископу, чтобы это было связано с нашим храмом. Поэтому эта икона преодолела вместе с нами много тысяч километров, с искушениями добирались наши прихожане обратно во Всеволожск, отменялись рейсы. Эта икона впитала любовь прихожан и ко Христу, и к Вам, как архипастырю нашей епархии.
Владыка, приход у нас большой, интересный, непростой. Достаточно упомянуть, что в 2002 году, когда отец Игорь был болен, митрополит Владимир направлял сюда отца Александра Румянцева. Он служил в самый прекрасный день, когда храмы «забиты» людьми — в праздник Крещения Господня. Но что-то не сложилось, и он убежал отсюда, как говорится, не солоно хлебавши. Приход не принял его, и он вернулся обратно в Казанский собор. А меня, грешного, прихожане приняли и до сих пор терпят. За это им большой поклон и благодарность.
Владыка, мы желаем Вам помощи Божией, чтобы через эту икону Господь укреплял, умудрял Вас в Ваших решениях, чтобы все приходы доставляли Вам одну радость, исключая всякое беспокойство, всякие негативные моменты. Мы будем стараться и работать над этим. Спаси Вас, Господи.
Ответное слово епископа Игнатия:
Ваше высокопреподобие отец Роман, дорогие отцы, братия и сестры. Сегодня второй день Успения Божией Матери, и мы в радости духовной эти дни торжественно прославляем. День Успения Божией Матери является великим праздником, хотя для человеческого лукавого светского сердца покажется несоответствующим праздник с тем событием, которое произошло: как смерть может быть праздником. Это говорит о несостоянии духовно увидеть событие, связанное с блаженной кончиной Царицы Небесной, великой радости и великого дара Божия, которое Он даровал людям. Через Матерь Божию мы соединились с Богом.
С самого Её рождения до последних минут Её праведной благочестивой кончины эта была связующая живительная нить между Всемогущим Всеблагим Богом и человеческим родом. И Она не только являлась киотом, как повествует нам священное песнопение, но Она является Матерью для каждого человека, даже для тех, кто Её не почитает, даже для тех, кто порой пытается Её унизить. И такое бывает. Я вчера, служа в Выборге, вспоминал письмо священномученика Игнатия Богоносца апостолу Иоанну Богослову, где он писал о том, что многие жёны желали бы прикоснуться к Ней, увидеть Её ещё при жизни, потому что слух о Её благочестивой, смиренномудренной жизни достигал многих пределов. Именно женщины хотели увидеть Её и услышать от Неё живые слова, слова проповеди. И самое главное, что приводит нам священномученик Игнатий: и были в те времена люди, которые пытались унизить, обидеть, как сегодня бы сказали, гнобить, на что Матерь Божия отвечала смирением. Тем, кто делал Ей зло, Она отвечала добром. Тем, кто пытался как-то уничижить Её, Она всегда спешила проявить смирение. Как сегодня недостаёт людям этих прекрасных качеств. Не оттого, что время слишком изменилось, время всегда остаётся одним и тем же. Лукавые люди как жили тогда, так живут и сейчас.
Сегодня мы вспоминаем событие, связанное с явлением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Я не буду пересказывать историю, она знакома: и как царь Авгарь, получив исцеление, привёл ко Христу и крестил народ своего небольшого царства, и как почитался Христос, как чтили Его слова о спасении. Но прошло совсем немного времени, и стал править царством внук или правнук Авгаря, имени его я сейчас даже не назову, который решил резко изменить всё то, что его прародитель когда-то делал. Он готов был уничтожить и этот Образ, и многое-многое другое. Но Господь тогда не дал ему этого сделать.
И времена, как я уже сказал, всегда остаются одни и те же. Но сам человек либо стремится своей жизнью прославить Имя Божие, стремится оставить добрый отпечаток здесь, на земле, либо кануть в небытие, разрушая всё то, что создавалось предками. Наши предки уже проходили этот тернистый, испытующий путь, когда они во мгновение ока решили, что так дальше жить уже нельзя, что это всё сказки, а мы будем строить сами свой новый мир: мир, который полон прекрасных минут жизни; мир, который отрицает Бога, потому что это отрицание помогает строить ложный мир. Где Христос говорил, что это свет, строители такого мира говорили, что это тьма, а где была тьма, то говорили – свет, и всё путалось. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И Господь посрамил таких людей, и это посрамление пришло через тяжёлые жертвы: мученичество, исповедничество тех наших предков, которые своею жизнью, даже до смерти, доказали обратное: что полнота жизни может быть лишь только в Боге, что полнота жизни может быть лишь только в Церкви, как обществе людей. И многие храмы тогда разрушались. А сегодня, в наше время, Господь нам ссудил переживать другое. Всё то, что было разрушено, сегодня восстанавливается. И главной целью является не просто восстановить разрушенное, но напомнить каждому, что, проходя через ошибки, через минуты предательства, мы должны помнить эти уроки и не повторять их, несмотря на то, что прошло десять, двадцать, пятьдесят или сто лет.
Но, видно, эти уроки не всегда на пользу идут. А если не идут на пользу, то человек по-прежнему борется с Богом. И сегодня находятся такие политики: и в храмы ходят, и свечки ставят, и даже крестятся. Но каждое желание таких людей направлено на то, чтобы уничтожить и духовенство, и верующих людей, отобрать земли. Я знаю таких людей. Они пускаются в судебные тяжбы, чтобы украсть, чтобы не дать восторжествовать Имени Божиему, Славе Божией. Таким людям я хотел бы ответить словами Евангелия: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26;24). Не будет так, как они хотят, а будет, как скажет Господь. А Господь утвердит Свою Церковь. И эта Истина всегда восторжествует. Возможно, не сегодня, но через пять, десять лет она восторжествует. И эта Истина есть Вера Православная, это есть христианство, которое пришло на нашу землю, и многие сердца не просто изменило, а подвигло стать истинными последователями Христа Спасителя.
Сегодня отец Роман вспоминал об истории возникновения сего храма. И как радостно, как торжественно, что наши предки, тогдашние князья, думая об увековечении памяти своих сродников, решали ставить не какие-то памятники, фюзеляжи или обломки каких-то автомобилей, а пытались увековечить эту память и связать её со строительством храма. Это правильное решение. И всё равно, пройдя через годы испытаний, хоть и было, порой, это место забыто, опустошено, но пришло время, и память снова возвращает нас к Богу.
Мы всегда должны хранить память, но только истинную, историческую память о своих предках. Мы должны хранить молитвенную память о них и каждого вспоминать – не только того, кто жил десять или двадцать лет тому назад, но и кто является нашим пра-пра-пращуром, кто уже давно перешёл в мир иной. Потому что без этой исторической памяти не может быть никакого будущего, не может быть никаких надежд. А всем тем, кто пытается уничтожить и памятники, и память – пусть Бог им будет Судьёй. И этот суд не за горами, этот суд Божий совсем рядом. И не успеешь ты оглянуться, как уже Рука Божия будет над тобой поднята, и суд Божий будет произнесён.
Дай Бог, чтобы, храня историческую память, мы не ждали суда Божиего, а ждали прославления Его Пречистого Имени, ждали прославления Имени Его Пречистой Матери, Успение Которой мы празднуем в эти дни, чтобы по священным словам жили мы и наши дети.
Аминь.
Предыдущая проповедь
28 августа 2017
Следующая проповедь
3 сентября 2017
Все проповеди за 2017 год