Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Первоверховных апостолов Петра и Павла

       «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость». Такими краткими, но очень глубокими по смыслу словами, в которых выражена вся суть подвига первоверховных апостолов Петра и Павла. Сегодня Церковь прославляет этих великих проповедников Христова Евангелия, великих апостолов и столпов церковных.     

Церковь называет этих апостолов первоверховными не потому, что они главенствуют над всеми другими апостолами и заслуживают какой-то большей награды от Господа и большего почитания среди прочих апостолов. Нет. Власть апостольская дана была всем апостолам, и всех их Господь отправил вместе на проповедь Евангелия по всему миру, не различая никого из них. А первоверховными они называются по причине их больших трудов. Так их назвали из-за благоговения к подвигу апостолов; по первенству чести и по своим величайшим трудам они отличаются от всех других апостолов.

После посещения славного города Рима во время последней нашей паломнической поездки, память этих двух великих апостолов, с особым благоговением сегодня отзывается сердце каждого из нас, а особенно в сердцах тех прихожан, которые путешествовали посвятыням Италийской земли. Мы с вами были в Мамертинской темнице, где содержались эти оба апостола перед своей мученической кончиной, где они простились друг с другом, и апостол Пётр пошёл по пути своего мученического подвига. Будучи распят на кресте и осознавая своё недостоинство быть распятым по подобию своего возлюбленного Учителя, он последнюю просьбу своим распинателям выразил в том, чтобы распяли его не так, как обычно было принято в Риме для иноверцев, а распяли его головой вниз. Апостол Павел пострадал спустя ровно год после мученической кончины первоверховного апостола Петра и, как римский гражданин, был усечён мечом. Оба они пострадали в Риме, в его окрестностях, и мощи обоих апостолов хранятся в одном из самых величественных соборов Рима, утверждая и сегодня христианскую веру и молясь обо всём Православном мире, о просвещении народаБожьего. Это было целью и смыслом их земной жизни, трудов апостольских и, без сомнения, является предметом их молитв перед Престолом Божиим и по сей день.

Мы можем сегодня вспомнить один трогательный момент из жизни апостола Петра. Римская община, христиане Рима очень любили апостола, им так дорога была его жизнь, что когда они уже прекрасно понимали, что скоро последует заточение Петра и его мученическая смерть, они просили апостола сохранить свою жизнь и тайно уйти из Рима, пока была тому возможность. Точно так же просили древние христиане святителя Киприана Карфагенского в период гонений в Африке, и он, следуя этому совету своей паствы, проявляя послушание, уходил на какой-то период времени, уклонялся от тех мест, где жизни его грозила опасность. Не для сохранения своей жизни, а ради Церкви, ради заботы о христианах. Точно так же хотел поступить и апостол Пётр. Выйдя из Рима, никем не остановленный и не замеченный, он по дороге встречает Христа, Который явился ему особым образом. И Пётр, узнав своего возлюбленного Господа, спрашивает Его: «Куда идёшь, Господи?» И слышит в ответ: «Иду в Рим второй раз пострадать за христиан». Пётр понял, что это были слова упрёка в его адрес, и ему не надо было оставлять Рим, а уже настало время его мученического подвига, время доказать свою любовь к воскресшему и любимому Господу крестной смертью по подобию своего Учителя. Пётр принимает решение возвратиться в Рим и там наследует мученический венец, который предназначен был ему от Господа.

Пётр — камень веры, он от лица всех апостолов выразил глубочайшую веру во Христа как Сына Божия, во Христа как Бога. Эти слова для нас сейчас кажутся обычными. Мы по-другому не мыслим, потому что так верует Православная Церковь, и этот догмат является краеугольным камнем христианского вероучения. Христос — это Бог, это Мессия, Который принял плоть человеческую. Но попробуйте представить себе, что означало выразить это учение в то время, поверить во Христа как Бога для Его современников, которые видели Христа воочию, когда Он жил и общался среди них, хотя Он творил чудеса, которые не подвластны были никому и которые никогда никто не совершал. Да, были случаи в истории, когда воскрешали мёртвых, но это было по глубочайшей молитве пророков, по величайшей силе Божией. Пророки не своей силой и властью могли  воскрешать мёртвых, а после пламенной молитвы к Богу, у Него прося чудес исцеления и воскрешения.

Христос Сам, Своей собственной божественной властью и силой воскрешал мёртвых, исцелял больных, в том числе Лазаря четверодневного воскресил из мёртвых. Но всё равно, при общем неверии, при отрицании и ненависти, направленной против Него со стороны книжников, фарисеев, которые тоже, в общем-то, благими целями, якобы, руководствовались, боясь ошибиться, боясь признать не того мессию, который должен был прийти. Но эти опасения были проникнуты их собственными грехами, гордыней, заботой о своём земном благополучии. Они извратили образ мессии, видели его в образе победоносного внешнего царя, который восстановит былую славу Израиля.

И в этот период сомнений и поиска народа, его учителей, Пётр совершает беспримерный подвиг исповедования веры во Христа. Однажды Господь спрашивает своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» И они ответили: одни за Илию, другие за Иеремию, третьи за Иоанна Крестителя, который воскрес из мёртвых. Это было всеобщее мнение народа,  распространенное в то время. А Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Тогда Пётр от лица всех учеников, опередив их, говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И Господь принимает это исповедание, хвалит Петра за эту веру и говорит: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты  — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Не на Петре Господь созидает Церковь, а на его исповедании веры в Него, как Бога, то есть на Самом Христе созидается эта Церковь, и веру в созидание этой Церкви выразил тогда апостол Пётр.

Пётр отличался очень горячим, вспыльчивым характером, но потом эти его природные отличительные особенности привели к необычайной верности Господу. А сначала он совершает некоторые необдуманные поступки. Однажды апостолы, пересекая ночью Геннисаретское озеро, видят Христа, приближающегося к ним по бушующим волнам. Сильный шторм угрожал  кораблекрушением, вот-вот это могло произойти, жизнь апостолов была в опасности. В это время Господь идёт по водам к ним, а апостолы думают, что это призрак, это ещё больше увеличивает их мучения. И когда Пётр услышал ответ Господа, узнал Его, говорит: «Если это Ты, позволь мне идти по водам». «Иди», — сказал Христос. И тогда Пётр перешагивает через борт лодки в отверзающуюся, казалось бы, перед ним бездну. И так была сильна в тот момент его вера, устремлённая на Христа, что он, превозмогая стихию, идёт по водам. Но затем, когда увидел, что он делает, когда оторвал взгляд от Божественного Учителя, вера его поколебалась, и он начал тонуть.

Затем Пётр проявляет горячность своего духа, когда Господь, беседуя с учениками, предупреждает, что настанет минута расставания, минута страданий и смерти Его. И Пётр тогда пламенно отвечает на эти слова: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Эти слова, хотя и были самонадеянны, но они исходили из горячего, любящего сердца.

Когда он увидел, что Христа вот-вот захватит стража в Гефсиманском саду, он выхватывает меч свой и готов был броситься с оружием на врагов Христовых и на этого раба первосвященника, который большую агрессию проявлял по отношению ко Христу. Пётр ударяет этого раба и отрезает ему правое ухо, но, наверное, метил он более масштабно и хотел защитить Господа от врагов внешних. Но Господь останавливает его и говорит: «Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

 Вот такой Пётр был: яркий, любящий, отдающийся до конца, иногда необдуманно, неосознанно. Но он весь принадлежит Господу. И за эту любовь Господь сподобил его быть особым свидетелем  самых главных, ключевых моментов в жизни Господа: он был свидетелем воскрешения дочери Иаира; был свидетелем славного преображения Господа на Фаворской горе, когда явились Моисей и Илия и беседовали с Господом. Пётр тогда отличился даже среди избранных трёх апостолов, он произнёс: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Но затем эта необдуманность Петра, его горячность привели к тому, что он отрёкся от Господа, убоявшись слов совершенно простого человека — служанки, рабыни, которая что-то делала: подметала, ещё что-то делала второстепенное во дворе первосвященника, где судили Христа. Там стояли любопытные, служители, избранные апостолы и грелись у костра, а в это время Христа судили у первосвященника. И в этой праздной беседе, в народной болтовне, служанка говорит Петру: «И ты был с Иисусом Галилеянином», но он отрёкся перед всеми, сказав: «Не  знаю, что ты говоришь», и вышел за ворота. Но там другая служанка увидела его и говорит бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем», Пётр опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного времени спустя, подошли стоявшие там и сказали Петру, что и он один из них, ибо речь его обличает. Потому что, как евреи говорят, речь не скроешь и не спрячешь ни за какими внешними изменениями. И вновь Пётр начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. Таким образом, он трижды совершил своё необдуманное отречение от Господа, напоминая и показывая нам с вами, как мы, точно так же легкомысленно, отрекаемся от своего Господа. Отрекаемся не под страхом смертной казни, не под страхом потерять жизнь, не под страхом потерять своё даже материальное положение, внешнее отличие, а просто так, от стыда, страха ради иудейского.

В тот момент, когда произошло его третье отречение, Пётр услышал пение петуха, и оно, как молния, пронзило сердце апостола. В этот момент Господа повели из двора первосвященника на суд к Пилату. Проходя по какой-то галерее, ведомый римскими солдатами, Господь бросает взгляд на Петра. Их взоры встретились, и Пётр тогда осознал, что это тот самый момент, о котором предупреждал его Господь: «Говорю тебе, прежде, нежели петух пропоёт три раза, ты трижды успеешь отречься от Меня». И Пётр, как говорит Евангелие, вышел вон и плакал горько. Плакал горько он не только в тот момент, а, как говорит нам история Церкви, плакал ежедневно до момента своей кончины. Особенно эти покаянные чувства и слёзы исторгались из его очей, когда он слышал пение петуха. Современники его, древние христиане, апостолы говорили, что он не мог слышать пение петуха без слёз, без содрогания сердца, потому что при этом всякий раз он вспоминал о своём грехе отречения от Господа. Древние христиане говорили, на некоторых картинных изображениях Пётр изображается со слезами на глазах, и на лице его остаются следы от непрестанных слёз в виде бороздок, канавок, которые запечатлелись на его щеках от этого покаяния апостола.

Посмотрите, какой образец для подражания для нас с вами. Пётр только на словах отрёкся от Господа. Он не жизнью своей, не поступками, не вероломным предательством отрекался: одними легкомысленными словами, и всю жизнь он плакал о своих грехах отречения от Господа. Несмотря на отречение, Господь восстановил Петра в сонме апостолов, даже отдельно явился к нему после Своего воскресения, об этом говорит Евангелие, что воскрес Господь и явился Симону и другим апостолам на берегу Тивериадского моря.

Во время трапезы Господь спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? 

Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? 

Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; ты знаешь, что я люблю Тебя.

 Петр уже понял, почему Господь три раза спрашивает его. А в этих словах вопрошания Господа выражалось совершенное прощение Петра и троекратное повеление ему пасти Церковь Христову. Помня этот завет своего возлюбленного Господа, он бесстрашно проповедовал Христа. Его проповедь, подкрепляемая его личным примером, была настолько убедительна и ярка, что тысячи людей обращались к вере после его слова. В Иерусалиме после пятидесятницы обратились три тысячи людей, в другой раз пять тысяч людей сразу обратились к Церкви и были крещены апостолами. Даже тень апостола Петра, проходящего мимо больных людей, одержимых какими-то недугами, имела чудодейственную силу и мгновенно исцеляла все болезни и воскрешала даже мёртвых.

Вот таким был  Пётр. И наряду с этим первоверховным апостолом Церковь прославляет другого апостола, который потрудился ещё больше Петра — апостола Павла. Он не был призван Господом среди двенадцати апостолов, а пришёл ко Христу позднее. А сначала он был гонителем христиан, именем Савл, гонителем непоколебимым, которого ничего не останавливало, который дышал ненавистью, угрозами и убийствами в адрес христиан, потому что был сыном фарисея, был укреплён в Ветхозаветном Законе. В христианах он видел врагов, которые могли поколебать устои обрядовых постановлений Ветхого Завета. И он не довольствовался тем, что гнал Церковь в Иерусалиме; он был свидетелем побиения камнями первомученика архидиакона Стефана в Иерусалиме, когда озверевшие иудеи закидали, забросали его камнями. Он сторожил одежды архидиакона Стефана и, конечно, одобрял это убийство и был невольным участником этой первой мученической смерти христианина. Конечно, эта мученическая кончина бесследно не прошла для Савла, она что-то заронила в его сердце и явилась начальным толчком его обращения ко Христу.

Но до этого было ещё далеко. А сейчас он дышит угрозами, убийствами, как говорит Книга Деяний, и не довольствуется одним Иерусалимом. Мало ему этого города, он испрашивает позволения у первосвященника идти в другие города, в частности, в Дамаск, чтобы там производить следствие, искать христиан и предавать их смерти. И когда он в такой ярости шёл и уже приближался к Дамаску,  по дороге внезапно осиял его свет с неба, в блистании которого он теряет зрение, падает на землю и слышит голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он говорит: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

 И тогда совершается прозрение будущего апостола: из гонителя христиан и из волка хищного он становится кротким агнцем. Савл идёт в Дамаск, но уже не с целью поиска христиан для их убийства, а смиренно ищет пресвитера Ананию. Он принимает из его рук крещение и вместо желания смерти христианам начинает проповедовать Христа там же, в Дамаске. Этим он приводит в изумление всех своих современников так, что иудеи готовы уже предать его смерти в самом Дамаске, готовы были уже его найти и казнить. Но христиане спасают его и спускают на веревках с крепостной стены. Он спасает свою жизнь и продолжает пламенно проповедовать, особенно среди язычников, веру во Христа.

Апостол Павел оставил нам после себя четырнадцать посланий. Интересно отметить, что тринадцать из них посвящены язычникам, и лишь одно он посвятил евреям. Павел путешествовал по всему тогдашнему цивилизованному миру, он  был везде: и в Афинах, и в Риме, и в других местах. Везде он проповедовал излюбленного Учителя и Господа, Которого он обрёл и апостолом Которого стал. Он терпел неимоверные страдания, мучения во время этих трёх своих паломнических, миссионерских путешествий: терпел кораблекрушения, заточение в темницах, неоднократно били его палками, в том числе по тридцать девять ударов.

Он был необыкновенно образованным и одарённым человеком, и Господь, смиряя его, дал ему неисцельную болезнь. Павел об этом упоминает в своих посланиях, говоря: «Дал мне Господь «жало в плоть, да не превозношуся». Я три раза молил Господа, чтобы Он исцелил меня, а Он ответил: довлеет тебе благодати Моей, потому что сила Моя в немощи совершается». Что это была за болезнь, которую нёс апостол, неизвестно, но на основании одних слов, которые также упоминаются им, первые христиане и учители Церкви делали предположение, что это очень сильное, тяжелейшее заболевание глаз. Потому что в одном месте христиане, которые беззаветно любили его, говорили, что готовы были отдать ему свои очи.

 Эту болезнь Павел нёс всю свою жизнь. Он так возлюбил Господа, что говорил, что всё красное и благая мира сего обменяет за сор, что в мусор выбрасывается, все блага мира  до Христа приобрящет. Он говорил, что имеет желание разрешиться и быть со Христом. Вот так пламенно он любил своего Господа. И Господь, отвечая на эту любовь, сподобил его ещё при этой жизни видеть райские обители, и он делился с христианами об этом, прикрывая своё участие словами смирения: «Я знаю одного человека, который слышал райские глаголы, не знаю, в теле или без тела, но слышал, был восхищён до третьего неба и слышал глаголы, которые невозможно передать на человеческом языке и которые никогда на сердце человеку не приходили, потому что это уготовал Бог любящим Его».

Вот такие величайшие апостолы, Пётр и Павел, объединённые оба пламенеющей любовью ко Господу, сегодня прославляются Церковью в их день памяти, которая совпадает с днём их мученической кончины, и, конечно, днём их небесного, вечного прославления у возлюбленного Господа. Помолимся же сегодня первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они укрепили нашу с вами веру,  подвигали нас к делам миссионерским, к делам свидетельства веры перед всем внешним миром, начиная со своих самых близких и родных, ещё чуждых Бога, чтобы мы подражали ревности апостолов и любви ко Господу. Аминь.

12 июля 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

       «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость». Такими краткими, но очень глубокими по смыслу словами, в которых выражена вся суть подвига первоверховных апостолов Петра и Павла. Сегодня Церковь прославляет этих великих проповедников Христова Евангелия, великих апостолов и столпов церковных.     

Церковь называет этих апостолов первоверховными не потому, что они главенствуют над всеми другими апостолами и заслуживают какой-то большей награды от Господа и большего почитания среди прочих апостолов. Нет. Власть апостольская дана была всем апостолам, и всех их Господь отправил вместе на проповедь Евангелия по всему миру, не различая никого из них. А первоверховными они называются по причине их больших трудов. Так их назвали из-за благоговения к подвигу апостолов; по первенству чести и по своим величайшим трудам они отличаются от всех других апостолов.

После посещения славного города Рима во время последней нашей паломнической поездки, память этих двух великих апостолов, с особым благоговением сегодня отзывается сердце каждого из нас, а особенно в сердцах тех прихожан, которые путешествовали посвятыням Италийской земли. Мы с вами были в Мамертинской темнице, где содержались эти оба апостола перед своей мученической кончиной, где они простились друг с другом, и апостол Пётр пошёл по пути своего мученического подвига. Будучи распят на кресте и осознавая своё недостоинство быть распятым по подобию своего возлюбленного Учителя, он последнюю просьбу своим распинателям выразил в том, чтобы распяли его не так, как обычно было принято в Риме для иноверцев, а распяли его головой вниз. Апостол Павел пострадал спустя ровно год после мученической кончины первоверховного апостола Петра и, как римский гражданин, был усечён мечом. Оба они пострадали в Риме, в его окрестностях, и мощи обоих апостолов хранятся в одном из самых величественных соборов Рима, утверждая и сегодня христианскую веру и молясь обо всём Православном мире, о просвещении народаБожьего. Это было целью и смыслом их земной жизни, трудов апостольских и, без сомнения, является предметом их молитв перед Престолом Божиим и по сей день.

Мы можем сегодня вспомнить один трогательный момент из жизни апостола Петра. Римская община, христиане Рима очень любили апостола, им так дорога была его жизнь, что когда они уже прекрасно понимали, что скоро последует заточение Петра и его мученическая смерть, они просили апостола сохранить свою жизнь и тайно уйти из Рима, пока была тому возможность. Точно так же просили древние христиане святителя Киприана Карфагенского в период гонений в Африке, и он, следуя этому совету своей паствы, проявляя послушание, уходил на какой-то период времени, уклонялся от тех мест, где жизни его грозила опасность. Не для сохранения своей жизни, а ради Церкви, ради заботы о христианах. Точно так же хотел поступить и апостол Пётр. Выйдя из Рима, никем не остановленный и не замеченный, он по дороге встречает Христа, Который явился ему особым образом. И Пётр, узнав своего возлюбленного Господа, спрашивает Его: «Куда идёшь, Господи?» И слышит в ответ: «Иду в Рим второй раз пострадать за христиан». Пётр понял, что это были слова упрёка в его адрес, и ему не надо было оставлять Рим, а уже настало время его мученического подвига, время доказать свою любовь к воскресшему и любимому Господу крестной смертью по подобию своего Учителя. Пётр принимает решение возвратиться в Рим и там наследует мученический венец, который предназначен был ему от Господа.

Пётр — камень веры, он от лица всех апостолов выразил глубочайшую веру во Христа как Сына Божия, во Христа как Бога. Эти слова для нас сейчас кажутся обычными. Мы по-другому не мыслим, потому что так верует Православная Церковь, и этот догмат является краеугольным камнем христианского вероучения. Христос — это Бог, это Мессия, Который принял плоть человеческую. Но попробуйте представить себе, что означало выразить это учение в то время, поверить во Христа как Бога для Его современников, которые видели Христа воочию, когда Он жил и общался среди них, хотя Он творил чудеса, которые не подвластны были никому и которые никогда никто не совершал. Да, были случаи в истории, когда воскрешали мёртвых, но это было по глубочайшей молитве пророков, по величайшей силе Божией. Пророки не своей силой и властью могли  воскрешать мёртвых, а после пламенной молитвы к Богу, у Него прося чудес исцеления и воскрешения.

Христос Сам, Своей собственной божественной властью и силой воскрешал мёртвых, исцелял больных, в том числе Лазаря четверодневного воскресил из мёртвых. Но всё равно, при общем неверии, при отрицании и ненависти, направленной против Него со стороны книжников, фарисеев, которые тоже, в общем-то, благими целями, якобы, руководствовались, боясь ошибиться, боясь признать не того мессию, который должен был прийти. Но эти опасения были проникнуты их собственными грехами, гордыней, заботой о своём земном благополучии. Они извратили образ мессии, видели его в образе победоносного внешнего царя, который восстановит былую славу Израиля.

И в этот период сомнений и поиска народа, его учителей, Пётр совершает беспримерный подвиг исповедования веры во Христа. Однажды Господь спрашивает своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» И они ответили: одни за Илию, другие за Иеремию, третьи за Иоанна Крестителя, который воскрес из мёртвых. Это было всеобщее мнение народа,  распространенное в то время. А Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Тогда Пётр от лица всех учеников, опередив их, говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И Господь принимает это исповедание, хвалит Петра за эту веру и говорит: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты  — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Не на Петре Господь созидает Церковь, а на его исповедании веры в Него, как Бога, то есть на Самом Христе созидается эта Церковь, и веру в созидание этой Церкви выразил тогда апостол Пётр.

Пётр отличался очень горячим, вспыльчивым характером, но потом эти его природные отличительные особенности привели к необычайной верности Господу. А сначала он совершает некоторые необдуманные поступки. Однажды апостолы, пересекая ночью Геннисаретское озеро, видят Христа, приближающегося к ним по бушующим волнам. Сильный шторм угрожал  кораблекрушением, вот-вот это могло произойти, жизнь апостолов была в опасности. В это время Господь идёт по водам к ним, а апостолы думают, что это призрак, это ещё больше увеличивает их мучения. И когда Пётр услышал ответ Господа, узнал Его, говорит: «Если это Ты, позволь мне идти по водам». «Иди», — сказал Христос. И тогда Пётр перешагивает через борт лодки в отверзающуюся, казалось бы, перед ним бездну. И так была сильна в тот момент его вера, устремлённая на Христа, что он, превозмогая стихию, идёт по водам. Но затем, когда увидел, что он делает, когда оторвал взгляд от Божественного Учителя, вера его поколебалась, и он начал тонуть.

Затем Пётр проявляет горячность своего духа, когда Господь, беседуя с учениками, предупреждает, что настанет минута расставания, минута страданий и смерти Его. И Пётр тогда пламенно отвечает на эти слова: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Эти слова, хотя и были самонадеянны, но они исходили из горячего, любящего сердца.

Когда он увидел, что Христа вот-вот захватит стража в Гефсиманском саду, он выхватывает меч свой и готов был броситься с оружием на врагов Христовых и на этого раба первосвященника, который большую агрессию проявлял по отношению ко Христу. Пётр ударяет этого раба и отрезает ему правое ухо, но, наверное, метил он более масштабно и хотел защитить Господа от врагов внешних. Но Господь останавливает его и говорит: «Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

 Вот такой Пётр был: яркий, любящий, отдающийся до конца, иногда необдуманно, неосознанно. Но он весь принадлежит Господу. И за эту любовь Господь сподобил его быть особым свидетелем  самых главных, ключевых моментов в жизни Господа: он был свидетелем воскрешения дочери Иаира; был свидетелем славного преображения Господа на Фаворской горе, когда явились Моисей и Илия и беседовали с Господом. Пётр тогда отличился даже среди избранных трёх апостолов, он произнёс: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Но затем эта необдуманность Петра, его горячность привели к тому, что он отрёкся от Господа, убоявшись слов совершенно простого человека — служанки, рабыни, которая что-то делала: подметала, ещё что-то делала второстепенное во дворе первосвященника, где судили Христа. Там стояли любопытные, служители, избранные апостолы и грелись у костра, а в это время Христа судили у первосвященника. И в этой праздной беседе, в народной болтовне, служанка говорит Петру: «И ты был с Иисусом Галилеянином», но он отрёкся перед всеми, сказав: «Не  знаю, что ты говоришь», и вышел за ворота. Но там другая служанка увидела его и говорит бывшим там: «И этот был с Иисусом Назореем», Пётр опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного времени спустя, подошли стоявшие там и сказали Петру, что и он один из них, ибо речь его обличает. Потому что, как евреи говорят, речь не скроешь и не спрячешь ни за какими внешними изменениями. И вновь Пётр начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. Таким образом, он трижды совершил своё необдуманное отречение от Господа, напоминая и показывая нам с вами, как мы, точно так же легкомысленно, отрекаемся от своего Господа. Отрекаемся не под страхом смертной казни, не под страхом потерять жизнь, не под страхом потерять своё даже материальное положение, внешнее отличие, а просто так, от стыда, страха ради иудейского.

В тот момент, когда произошло его третье отречение, Пётр услышал пение петуха, и оно, как молния, пронзило сердце апостола. В этот момент Господа повели из двора первосвященника на суд к Пилату. Проходя по какой-то галерее, ведомый римскими солдатами, Господь бросает взгляд на Петра. Их взоры встретились, и Пётр тогда осознал, что это тот самый момент, о котором предупреждал его Господь: «Говорю тебе, прежде, нежели петух пропоёт три раза, ты трижды успеешь отречься от Меня». И Пётр, как говорит Евангелие, вышел вон и плакал горько. Плакал горько он не только в тот момент, а, как говорит нам история Церкви, плакал ежедневно до момента своей кончины. Особенно эти покаянные чувства и слёзы исторгались из его очей, когда он слышал пение петуха. Современники его, древние христиане, апостолы говорили, что он не мог слышать пение петуха без слёз, без содрогания сердца, потому что при этом всякий раз он вспоминал о своём грехе отречения от Господа. Древние христиане говорили, на некоторых картинных изображениях Пётр изображается со слезами на глазах, и на лице его остаются следы от непрестанных слёз в виде бороздок, канавок, которые запечатлелись на его щеках от этого покаяния апостола.

Посмотрите, какой образец для подражания для нас с вами. Пётр только на словах отрёкся от Господа. Он не жизнью своей, не поступками, не вероломным предательством отрекался: одними легкомысленными словами, и всю жизнь он плакал о своих грехах отречения от Господа. Несмотря на отречение, Господь восстановил Петра в сонме апостолов, даже отдельно явился к нему после Своего воскресения, об этом говорит Евангелие, что воскрес Господь и явился Симону и другим апостолам на берегу Тивериадского моря.

Во время трапезы Господь спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? 

Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? 

Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; ты знаешь, что я люблю Тебя.

 Петр уже понял, почему Господь три раза спрашивает его. А в этих словах вопрошания Господа выражалось совершенное прощение Петра и троекратное повеление ему пасти Церковь Христову. Помня этот завет своего возлюбленного Господа, он бесстрашно проповедовал Христа. Его проповедь, подкрепляемая его личным примером, была настолько убедительна и ярка, что тысячи людей обращались к вере после его слова. В Иерусалиме после пятидесятницы обратились три тысячи людей, в другой раз пять тысяч людей сразу обратились к Церкви и были крещены апостолами. Даже тень апостола Петра, проходящего мимо больных людей, одержимых какими-то недугами, имела чудодейственную силу и мгновенно исцеляла все болезни и воскрешала даже мёртвых.

Вот таким был  Пётр. И наряду с этим первоверховным апостолом Церковь прославляет другого апостола, который потрудился ещё больше Петра — апостола Павла. Он не был призван Господом среди двенадцати апостолов, а пришёл ко Христу позднее. А сначала он был гонителем христиан, именем Савл, гонителем непоколебимым, которого ничего не останавливало, который дышал ненавистью, угрозами и убийствами в адрес христиан, потому что был сыном фарисея, был укреплён в Ветхозаветном Законе. В христианах он видел врагов, которые могли поколебать устои обрядовых постановлений Ветхого Завета. И он не довольствовался тем, что гнал Церковь в Иерусалиме; он был свидетелем побиения камнями первомученика архидиакона Стефана в Иерусалиме, когда озверевшие иудеи закидали, забросали его камнями. Он сторожил одежды архидиакона Стефана и, конечно, одобрял это убийство и был невольным участником этой первой мученической смерти христианина. Конечно, эта мученическая кончина бесследно не прошла для Савла, она что-то заронила в его сердце и явилась начальным толчком его обращения ко Христу.

Но до этого было ещё далеко. А сейчас он дышит угрозами, убийствами, как говорит Книга Деяний, и не довольствуется одним Иерусалимом. Мало ему этого города, он испрашивает позволения у первосвященника идти в другие города, в частности, в Дамаск, чтобы там производить следствие, искать христиан и предавать их смерти. И когда он в такой ярости шёл и уже приближался к Дамаску,  по дороге внезапно осиял его свет с неба, в блистании которого он теряет зрение, падает на землю и слышит голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он говорит: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

 И тогда совершается прозрение будущего апостола: из гонителя христиан и из волка хищного он становится кротким агнцем. Савл идёт в Дамаск, но уже не с целью поиска христиан для их убийства, а смиренно ищет пресвитера Ананию. Он принимает из его рук крещение и вместо желания смерти христианам начинает проповедовать Христа там же, в Дамаске. Этим он приводит в изумление всех своих современников так, что иудеи готовы уже предать его смерти в самом Дамаске, готовы были уже его найти и казнить. Но христиане спасают его и спускают на веревках с крепостной стены. Он спасает свою жизнь и продолжает пламенно проповедовать, особенно среди язычников, веру во Христа.

Апостол Павел оставил нам после себя четырнадцать посланий. Интересно отметить, что тринадцать из них посвящены язычникам, и лишь одно он посвятил евреям. Павел путешествовал по всему тогдашнему цивилизованному миру, он  был везде: и в Афинах, и в Риме, и в других местах. Везде он проповедовал излюбленного Учителя и Господа, Которого он обрёл и апостолом Которого стал. Он терпел неимоверные страдания, мучения во время этих трёх своих паломнических, миссионерских путешествий: терпел кораблекрушения, заточение в темницах, неоднократно били его палками, в том числе по тридцать девять ударов.

Он был необыкновенно образованным и одарённым человеком, и Господь, смиряя его, дал ему неисцельную болезнь. Павел об этом упоминает в своих посланиях, говоря: «Дал мне Господь «жало в плоть, да не превозношуся». Я три раза молил Господа, чтобы Он исцелил меня, а Он ответил: довлеет тебе благодати Моей, потому что сила Моя в немощи совершается». Что это была за болезнь, которую нёс апостол, неизвестно, но на основании одних слов, которые также упоминаются им, первые христиане и учители Церкви делали предположение, что это очень сильное, тяжелейшее заболевание глаз. Потому что в одном месте христиане, которые беззаветно любили его, говорили, что готовы были отдать ему свои очи.

 Эту болезнь Павел нёс всю свою жизнь. Он так возлюбил Господа, что говорил, что всё красное и благая мира сего обменяет за сор, что в мусор выбрасывается, все блага мира  до Христа приобрящет. Он говорил, что имеет желание разрешиться и быть со Христом. Вот так пламенно он любил своего Господа. И Господь, отвечая на эту любовь, сподобил его ещё при этой жизни видеть райские обители, и он делился с христианами об этом, прикрывая своё участие словами смирения: «Я знаю одного человека, который слышал райские глаголы, не знаю, в теле или без тела, но слышал, был восхищён до третьего неба и слышал глаголы, которые невозможно передать на человеческом языке и которые никогда на сердце человеку не приходили, потому что это уготовал Бог любящим Его».

Вот такие величайшие апостолы, Пётр и Павел, объединённые оба пламенеющей любовью ко Господу, сегодня прославляются Церковью в их день памяти, которая совпадает с днём их мученической кончины, и, конечно, днём их небесного, вечного прославления у возлюбленного Господа. Помолимся же сегодня первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они укрепили нашу с вами веру,  подвигали нас к делам миссионерским, к делам свидетельства веры перед всем внешним миром, начиная со своих самых близких и родных, ещё чуждых Бога, чтобы мы подражали ревности апостолов и любви ко Господу. Аминь.

Предыдущая проповедь

5 июля 2009

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИХ СВЯТЫХ
Следующая проповедь

19 июля 2009

Исцеление расслабленного

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00