Дорогие братия и сестры. Сегодня воскресный день совпадает с великим праздником в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Воскресное евангельское чтение бесконечно важно и ценно, оно говорит о самом главном нашем отличии от истинных христиан, от всех других людей — о любви друг к другу, говорит о правиле христианской нравственности: чтобы мы относились к другим так, как хотели бы, чтобы к нам относились люди; любили не только любящих нас, но творящих нам напасти, обиды, огорчения и даже любили врагов своих. Это отрывок из Нагорной проповеди Христа, которую Святые Отцы называют «сокращенным Евангелием», говорит о самом главном — о любви друг к другу, о любви, которой является Сам Христос.
Сегодня наше особенное внимание ко Пресвятой Владычице нашей Деве Богородице ради великого Её праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник имел реальные исторические корни. Само событие произошло в IX веке, в те давние времена, когда Русь ещё не была крещена равноапостольным князем Владимиром, но уже тогда истоки христианства проникали на ее земли.
Наши предки-славяне, имея воинственный нрав, на своих простых ладьях доплывали до самого Константинополя. Историки говорят, что событие, которое послужило основой праздника, было связано с нашими предками, которые осадили Константинополь. Город был в смертельной опасности, и все жители во главе с патриархом и священниками молились на Всенощном бдении во Влахернском храме.
В этом храме хранилась риза Пресвятой Богородицы, которую Она носила во время Своей земной жизни. Всенощное бдение совершалось по полному уставу, соответствовало своему названию — с вечера и до раннего утра. Жители города находились на грани жизни и смерти, так как не было реальных шансов на спасение жизни и не на кого было опереться. В определённый момент этой общей соборной молитвы, которую возносили ко Господу жители Константинополя, весь свой взор и веру, исходящую от сердца, они направили ко Господу и Пречистой Божией Матери, Которой был посвящён этот храм.
Во время богослужения в храме находились два святых человека – блаженный Андрей и ученик его Епифаний. Они оба стали свидетелями необыкновенного видения, когда под сводами храма явилась Богородица с сонмом Ангелов и святых. Она сняла покров со Своей головы и распростёрла его на Своих руках над всеми, молящимися в храме. И это покрывание Божией Матери верующего народа было знаком того, что Она защитит, Она не оставит, Она сохранит тех, кто обращается и молится к Её возлюбленному Сыну и призывает и Её Саму в молитвах.
И Андрей Христа ради юродивый спрашивает своего ученика Епифания: «Видишь ли ты нечто ужасное?» Тот отвечает: «Вижу и ужасаюсь». Несмотря на то, что это видение было открыто только двум людям святой жизни, об их видении стало известно всем, молящимся в храме, и все возрадовались и благодарили Царицу Небесную за обещанное избавление.
После богослужения патриарх вынес ризу Богоматери и опустил её в воды Босфора. В проливе сразу же разыгралась страшная буря, которая разбила в щепки многие корабли неприятеля, а остальных отогнала от стен Константинополя.
Историки говорят о том, что чудесное отгнание русских войск от Византии особым образом воздействовало на славных воинов-язычников, потому что это было чудесное избавление, которое было обусловлено не силой константинопольских воинов, которых они не имели, это было чудесное заступление Самого Бога за жителей города. И вот постепенно, и через это чудо в том числе, Господь готовил наших предков ко принятию святой Православной веры.
Дорогие братия и сестры. Примечательным этот праздник является и с той стороны, что Богоматерь увидели лишь два святых человека. Это напоминание о том, что мы с вами недостойны милости Богоматери, которую Она дарует нам по Своей необыкновенной материнской любви к людям. Чтобы сподобиться увидеть Богоматерь, Её заступление, Её всесильную помощь, предстательство нужно соответствовать Ей Самой по чистоте и святости жизни, которую вела Богоматерь во время земного Своего служения Своему возлюбленному Сыну и спасению каждого из нас.
Богоматерь и поныне является в каждом православном храме. Мы чувствуем особые милости и благодать Божией Матери, особенно в дни праздников, посвящённых каким-то событиям Её жизни, которые чествуются в двунадесятых праздниках, в праздновании тех или иных чудотворных икон.
Этот день особенно любим русским народом. Мы говорили с вами, что истоки праздника идут из Константинополя, откуда мы с вами приняли веру, но особенно полюбился и прижился этот праздник в русских сердцах и на святой Руси. У греков нет этого праздника, несмотря на то, что Богоматерь избавила и спасла именно их.
Один из самых прекрасных храмов, посвящённых этому празднику — храм Покрова Божией Матери, который более известен как храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади, прославляет этот праздник. Необыкновенный шедевр архитектуры русского зодчества — храм Покрова на Нерли во Владимирской земле, где мы с вами были и молились. И многие-многие другие храмы прославляют Пресвятую Богородицу.
Почитание Богоматери и Её Небесного Покрова отчасти вызвано теми симпатиями, может быть, такой национальной гордостью, что Андрей, который видел покров Божией Матери, по национальности был славянином. И нам это приятно, что не греки увидели Божию Матерь, а русские. И Русь Святая называется домом Пресвятой Богородицы.
Но особенное прославление Богоматери в Покров вызвано особой любовью русского народа к Деве Марии. Эта любовь продиктована той многострадальной жизнью русского народа, который в каждом столетии переносил те или иные скорби и лишения, военные нашествия, гибель своих воинов, отцов и сыновей. Эта многоскорбная жизнь русского народа и обусловила искать защиты и помощи не в земном руководстве, не в сильных мира сего, а обращаться к Пресвятой Владычице нашей Богородице. И мы знаем из истории России, из духовного, религиозного опыта каждого из нас, как Богоматерь близка каждому, как Она слышит наши молитвы.
Когда Господь умирал на кресте, Он, обращаясь к Иоанну Богослову, сказал: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27). Это было обращение не только к Иоанну Богослову, но и напоминание всем нам, христианам, что мы имеем в Её лице Пречистую Преблагословенную Матерь нашу Небесную, Которая ниспосылает, окружает нас необыкновенной материнской любовью, такой любовью, которую неспособна дать земная мать. Потому что Богоматерь любит нас, последователей и чад Её Сына, и старается направить каждого из нас к вечному спасению, соединению с Господом.
Будем, дорогие братия и сестры, чаще обращаться к Божией Матери, будем искать Её всесильного покрова, будем помнить о том, что он простирается над нами, над Россией, не автоматически, а обуславливается нравственным состоянием всего народа и каждого из нас. Это очень важно, потому что в ответ на наше обращение и нашу просьбу Богородица дарует Свою всесильную вышеангельскую помощь каждому из нас.
Дай Бог, чтобы по жизни своей мы были достойны этого великого Небесного Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Аминь.
14 октября 2018
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня воскресный день совпадает с великим праздником в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Воскресное евангельское чтение бесконечно важно и ценно, оно говорит о самом главном нашем отличии от истинных христиан, от всех других людей — о любви друг к другу, говорит о правиле христианской нравственности: чтобы мы относились к другим так, как хотели бы, чтобы к нам относились люди; любили не только любящих нас, но творящих нам напасти, обиды, огорчения и даже любили врагов своих. Это отрывок из Нагорной проповеди Христа, которую Святые Отцы называют «сокращенным Евангелием», говорит о самом главном — о любви друг к другу, о любви, которой является Сам Христос.
Сегодня наше особенное внимание ко Пресвятой Владычице нашей Деве Богородице ради великого Её праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник имел реальные исторические корни. Само событие произошло в IX веке, в те давние времена, когда Русь ещё не была крещена равноапостольным князем Владимиром, но уже тогда истоки христианства проникали на ее земли.
Наши предки-славяне, имея воинственный нрав, на своих простых ладьях доплывали до самого Константинополя. Историки говорят, что событие, которое послужило основой праздника, было связано с нашими предками, которые осадили Константинополь. Город был в смертельной опасности, и все жители во главе с патриархом и священниками молились на Всенощном бдении во Влахернском храме.
В этом храме хранилась риза Пресвятой Богородицы, которую Она носила во время Своей земной жизни. Всенощное бдение совершалось по полному уставу, соответствовало своему названию — с вечера и до раннего утра. Жители города находились на грани жизни и смерти, так как не было реальных шансов на спасение жизни и не на кого было опереться. В определённый момент этой общей соборной молитвы, которую возносили ко Господу жители Константинополя, весь свой взор и веру, исходящую от сердца, они направили ко Господу и Пречистой Божией Матери, Которой был посвящён этот храм.
Во время богослужения в храме находились два святых человека – блаженный Андрей и ученик его Епифаний. Они оба стали свидетелями необыкновенного видения, когда под сводами храма явилась Богородица с сонмом Ангелов и святых. Она сняла покров со Своей головы и распростёрла его на Своих руках над всеми, молящимися в храме. И это покрывание Божией Матери верующего народа было знаком того, что Она защитит, Она не оставит, Она сохранит тех, кто обращается и молится к Её возлюбленному Сыну и призывает и Её Саму в молитвах.
И Андрей Христа ради юродивый спрашивает своего ученика Епифания: «Видишь ли ты нечто ужасное?» Тот отвечает: «Вижу и ужасаюсь». Несмотря на то, что это видение было открыто только двум людям святой жизни, об их видении стало известно всем, молящимся в храме, и все возрадовались и благодарили Царицу Небесную за обещанное избавление.
После богослужения патриарх вынес ризу Богоматери и опустил её в воды Босфора. В проливе сразу же разыгралась страшная буря, которая разбила в щепки многие корабли неприятеля, а остальных отогнала от стен Константинополя.
Историки говорят о том, что чудесное отгнание русских войск от Византии особым образом воздействовало на славных воинов-язычников, потому что это было чудесное избавление, которое было обусловлено не силой константинопольских воинов, которых они не имели, это было чудесное заступление Самого Бога за жителей города. И вот постепенно, и через это чудо в том числе, Господь готовил наших предков ко принятию святой Православной веры.
Дорогие братия и сестры. Примечательным этот праздник является и с той стороны, что Богоматерь увидели лишь два святых человека. Это напоминание о том, что мы с вами недостойны милости Богоматери, которую Она дарует нам по Своей необыкновенной материнской любви к людям. Чтобы сподобиться увидеть Богоматерь, Её заступление, Её всесильную помощь, предстательство нужно соответствовать Ей Самой по чистоте и святости жизни, которую вела Богоматерь во время земного Своего служения Своему возлюбленному Сыну и спасению каждого из нас.
Богоматерь и поныне является в каждом православном храме. Мы чувствуем особые милости и благодать Божией Матери, особенно в дни праздников, посвящённых каким-то событиям Её жизни, которые чествуются в двунадесятых праздниках, в праздновании тех или иных чудотворных икон.
Этот день особенно любим русским народом. Мы говорили с вами, что истоки праздника идут из Константинополя, откуда мы с вами приняли веру, но особенно полюбился и прижился этот праздник в русских сердцах и на святой Руси. У греков нет этого праздника, несмотря на то, что Богоматерь избавила и спасла именно их.
Один из самых прекрасных храмов, посвящённых этому празднику — храм Покрова Божией Матери, который более известен как храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади, прославляет этот праздник. Необыкновенный шедевр архитектуры русского зодчества — храм Покрова на Нерли во Владимирской земле, где мы с вами были и молились. И многие-многие другие храмы прославляют Пресвятую Богородицу.
Почитание Богоматери и Её Небесного Покрова отчасти вызвано теми симпатиями, может быть, такой национальной гордостью, что Андрей, который видел покров Божией Матери, по национальности был славянином. И нам это приятно, что не греки увидели Божию Матерь, а русские. И Русь Святая называется домом Пресвятой Богородицы.
Но особенное прославление Богоматери в Покров вызвано особой любовью русского народа к Деве Марии. Эта любовь продиктована той многострадальной жизнью русского народа, который в каждом столетии переносил те или иные скорби и лишения, военные нашествия, гибель своих воинов, отцов и сыновей. Эта многоскорбная жизнь русского народа и обусловила искать защиты и помощи не в земном руководстве, не в сильных мира сего, а обращаться к Пресвятой Владычице нашей Богородице. И мы знаем из истории России, из духовного, религиозного опыта каждого из нас, как Богоматерь близка каждому, как Она слышит наши молитвы.
Когда Господь умирал на кресте, Он, обращаясь к Иоанну Богослову, сказал: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27). Это было обращение не только к Иоанну Богослову, но и напоминание всем нам, христианам, что мы имеем в Её лице Пречистую Преблагословенную Матерь нашу Небесную, Которая ниспосылает, окружает нас необыкновенной материнской любовью, такой любовью, которую неспособна дать земная мать. Потому что Богоматерь любит нас, последователей и чад Её Сына, и старается направить каждого из нас к вечному спасению, соединению с Господом.
Будем, дорогие братия и сестры, чаще обращаться к Божией Матери, будем искать Её всесильного покрова, будем помнить о том, что он простирается над нами, над Россией, не автоматически, а обуславливается нравственным состоянием всего народа и каждого из нас. Это очень важно, потому что в ответ на наше обращение и нашу просьбу Богородица дарует Свою всесильную вышеангельскую помощь каждому из нас.
Дай Бог, чтобы по жизни своей мы были достойны этого великого Небесного Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Аминь.
Предыдущая проповедь
7 октября 2018
Следующая проповедь
28 октября 2018
Все проповеди за 2018 год