Дорогие братия и сестры! Сегодня в Православной Церкви продолжается ещё праздник Богоявления Господня, икона праздника Крещения находится посредине храма. Мысли православного христианина вновь и вновь обращаются к событиям этого великого праздника, к осознанию значения его в деле нашего с вами спасения, значения его в современной духовной жизни каждого из нас.
Праздник Крещения вновь и вновь напоминает нам с вами о собственном крещении, которое мы вспоминаем с благодарностью Богу, бывшее или в детские годы, а если в зрелом возрасте, так оно особенно помнится. В том или ином временном исполнении мы давали с вами при крещении обеты Богу, обещая Ему верность, обещая никого не знать, кроме Него, обещая исполнять Его заповеди, обещая сочетаться с Ним во все дни нашей жизни и никогда не терять Его как Идеала нашей жизни. Обещали не обращаться к другим целям, к другим ложным богам, порабощаясь страстям и грехам в нашей жизни; обещали облечься во Христа: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Кто крестился во Христа, во имя Его, тот обещал быть Христовым, подобным Ему во всём в своей жизни.
Сегодняшнее Евангелие, напоминая вновь и вновь о празднике Крещения, говорит, что Господь пришёл в пределы земель Неффалимовых и Завулоновых. Эти местности были населёны ранее язычниками. И здесь Христос проповедовал людям слово Божие, спасительное слово веры, проповедовал язычникам, для которых приблизилось Царство Небесное.
Дорогие братия и сестры, и мы с вами те же язычники. По истокам своего происхождения многие из нас из неверующих семей. Из неверующих, значит, языческих, непросвещённых светом спасительной веры, а если даже не так, то наши предки-славяне, обитавшие на русских землях, были язычниками. Господь и до них, а через них и до нас донёс это спасительное семя веры, призывал и нас, и всё человечество призывает ко спасению и к жизни вечной. Это великая милость Божия, потому что у Бога никто не забыт и никто не оставлен. Он каждого человека любит, как будто самого единственного и неповторимого, уникального в своём роде, так, как может любить только Бог. Апостол Павел в послании к Тимофею писал, что Бог хочет, чтобы всякий человек пришёл к познанию истины, и всякий человек получил спасение. У Бога нет в этом смысле избранных и обделённых, Он касается каждого сердца. И если человек не обращается к Богу и не приходит к Нему, то причина не в Боге, а в человеке, который не чувствует или не хочет идти вслед за божественным призванием для своего собственного спасения.
Евангелие, которое читалось сегодня в воскресный день, оканчивается всем нам хорошо известными словами, которые очень часто произносятся в православном богослужении, в проповеди, и которые являются общим смыслом и квинтэссенцией христианской жизни — это слово о покаянии. «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царство Небесное». Евангелие от Матфея говорит, что отселе Господь начал проповедовать, говоря «покайтесь, приблизилось к вам Царство Небесное». Он начал проповедовать и говорить эти слова с момента крещения. Эти же слова до Него произносил и Предтеча Господень, готовя людей к пришествию в мир Мессии.
Дорогие братия и сестры, эти слова нам так привычны, мы не видим в них ничего нового. Мы не видим в них что-то неизвестного для нашей души, что могло бы нас увлечь, чем-то неизвестным, таинственным, охватывающим нашу душу. Мы, к сожалению, ко всему привыкаем, будучи членами Церкви. Покаяние у нас ассоциируется только с исповедью и только тогда, когда мы с вами приступаем к таинству Святого Причащения. Исповедь мы с вами воспринимаем как некий отчетный период в жизни. Многие из нас находят в себе мужество сознаваться в своих грехах чистосердечно, искренне, ничего не утаивая и не скрывая. Но опасность и неправильность нашей жизни состоит в том, что мы с вами никогда не хотим меняться, изменять свою жизнь.
Исповедь у нас — это отчётный период, как в бухгалтерии: два пишешь, три в уме. И такое же отношение у нас. Ну, может быть, да, чистосердечно признался, всё – отошёл, полегчало, греховный камень с души упал, а дальше то же самое, новый период. На следующий месяц собираешь свои грехи, иногда замечаешь их, иногда нет, а изменения, перемены в жизни никакие не происходят. Наоборот, христианин чем больше в Церкви, тем ярче в нём проявляется такая самодостаточная тенденция, когда человек абсолютно доволен своей собственной жизнью и своим духовным состоянием.
Покаяние, интересно заметить, в переводе с греческого, а по-гречески это звучит «метания», означает изменение, перемена. Это не открытие греха, не название его — это изменение. Это тот момент, когда ты должен, сказав о грехе, расстаться с ним окончательно и бесповоротно. И дай Бог, чтобы покаяние, о котором сегодня напоминает нам Господь, было в нашей жизни таким поворотным моментом. Всякий раз, чтобы, отходя от исповеди, мы давали обещание Богу больше этих грехов не совершать, не ранить ими сердце нашего Господа, Который пострадал за нас, излил кровь Свою на кресте, чтобы мы с вами больше не грешили, чтобы Господь простил нас за те грехи, которые мы волей или неволей совершали в жизни.
Сегодня, дорогие братия и сестры, день памяти удивительных святых, среди них святителя Феофана, епископа Вышенского, затворника. Этот святой жил в ХIХ веке. Для нас он памятен тем, что несколько лет прожил в Петербурге, был ректором нашей Санкт-Петербургской духовной академии. Святитель оставил после себя множество духовных трудов, количество его книг исчисляется десятками, и все они о духовной жизни, о борьбе человека со страстями, с грехами, о приближении к Богу и о победе над грехами в жизни человека.
Я хотел бы вам напомнить, прочитать один из отрывков из его сочинений, потому что он очень своевременен и полезен для многих и многих из нас. Порой человек, приходя к Богу и Церкви, не находит своего места в жизни. Он начинает метаться, искать чего-то непонятного, неизвестного, не понимает воли Божией о себе, ставит перед собой какие-то великие цели, задачи, совершенно нереальные и несбыточные, касающиеся либо духовной жизни, либо устроения своей внешней жизни земной. Человек очень часто мечется и делает очень много ошибок. И беда человека состоит в том, что, придя к Церкви, он считает, что, переступив порог церковный, он уже наследник истины и непогрешим, как папа римский, может уже совершенно самостоятельно поступать и забывает посоветоваться с духовником и священником. При этом он порой совершает такие безумные поступки, ошибки, исправить которые или невозможно, или на это требуются многие годы, чтобы выправить путь человека.
Святитель Феофан говорит следующие слова о духовном руководстве в жизни, о том, как просто это духовное руководство выражается: «Делайте, что попадётся под руки в вашем кругу и в вашей обстановке и верьте, что это и есть и будет ваше настоящее дело, больше которого от вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или для того, чтобы сделать свой вклад в недра человечества, надо предпринимать большие и громкие дела, совсем нет. Надо только делать то, что по заповедям Господним. Что именно? А ничего особенного, как только то, что всякому предоставляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся.
Это вот как. Участь каждого устраивает Бог. Всё течение жизни каждого — тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и в каждый момент, и каждая встреча по Его воле происходит. Возьмём такой пример: к вам приходит бедный — это Бог его привёл к вам. Что вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к вам бедного, конечно, с желанием, чтобы вы поступили в отношении к сему, как Ему угодно. Смотрит на вас, как вы в самом деле поступите. Если угодно, чтоб вы помогли – поможете, угодное Богу сделаете, и сделаете так к последней цели наследию неба. Обобщите этот случай, выйдет, во всяком случае, во всякой встрече надо делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы точно знаем из предписанных Им заповедей».
Вот, дорогие братия и сестры, такое мудрое наставление святителя Феофана. Мы порой ломаем себе голову, где нам быть, где нам жить, где нам работать, где нам найти место, где совершить какую-то революцию, малую или большую, увлечь за собой толпы каким-то новым учением, высказать что-нибудь новенькое, такое, чего христиане ещё не слышали. Про паспорта, про ИНН уже слышали, это уже неинтересно, надо еще чего-нибудь придумать. Вот уходить в пустыни, в отдалённые деревни, скупать дома где-нибудь на болотах — это ещё на слуху, ещё будоражит умы. Или о каких-нибудь последних, страшных временах и так далее. А святитель Феофан, будучи великим молитвенником, говорил, что не этого требует Господь. Он всё даёт тебе. Он ведёт тебя Сам по жизни. Только ты на эти обстоятельства реагируй, как говорит святитель, по заповедям Господним. Ведь ты все их знаешь, эти заповеди, ничего в них сложного и ничего хитрого нет. И голос совести вторит с этими заповедями. И прекрасно знает человек, как он должен поступать в каждом конкретном случае. А если не знает, можно задуматься о том, как бы Христос поступил на твоём месте. Именно из этого и состоит духовная жизнь, о которой так много говорил в своих трудах святитель Феофан Затворник.
Дорогие братия и сестры! Есть ещё одна очень опасная тенденция, к сожалению, очень распространённая сейчас среди людей, среди христиан. Человек нередко бывает недоволен своей жизнью, недоволен обстоятельствами. Я не беру во внимание экономические, материальные составляющие в жизни; как правило, у таких людей, которые недовольны своей жизнью, с материальными благами всё в порядке. Часто люди недовольны проживанием вместе: в одной семье, в одной квартире; не могут найти общего языка то с тестем, то со свекровью, то ещё с кем-нибудь из родственников. Бывают и такие нелепые ситуации: насмотрится человек фильмов, особенно слащавых, красивых сериалов, мелодрам, которые десятками и сотнями серий идут. Там так всё красиво, такая любовь показывается, что иногда даже кофе в постель приносят, говорят ласковые, красивые слова, иногда на руках носят, ещё что-нибудь подобное увидят, красивое и необыкновенное. Или книжек начитаются о сказочно красивой любви. И начинают примерять это к своей жизни: «Слушай, а у меня не так, у меня такого не бывает, всё серо и однообразно, ничего красивого, ничего выдающегося. Наверное, разводиться надо, потому что уже край, уже любви нет». И такие думы, такие мысли очень многих людей касаются. Самое главное — они возникают абсолютно на пустом месте.
Приходит человек к исповеди. Смотришь — лица нет, живой покойник. Говорит, батюшка, разводиться хочу, сил нет терпеть такую жизнь. Спрашиваю: что, тебя муж бьёт, издевается над тобой? — Нет. — Изменяет тебе? – Нет, я уверена, что нет. – Что, пьет сильно, часто приносят его бесчувственного домой? — И этого нет. — А что же тебе не нравится? — А я почувствовала, что любви больше нет. Или мужья каются в том же самом.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пора нам опуститься на нашу грешную землю и брать идеалы семейной жизни не из телевизоров и вымышленных художественных романов, а знать и помнить, что в любых конфликтах, в любых семейных ситуациях, когда любовь, как нам кажется, исчезает из нашей жизни, то виноваты всегда обе стороны. Если ты не видишь знаков внимания от своего мужа, то причина этого в тебе. Ему не хочется, глядя на тебя, оказывать эти знаки внимания. Если ты не видишь внимания и заботы со стороны жены, то причина в тебе, потому что ты стал таким сухим, суперважным, занудой. Наверное, большим начальником стал, всем миром управляешь, командуешь как на работе, так и дома. Вот на что, дорогие братия и сестры, надо нам с вами обратить внимание.
Критерием устойчивой семейной жизни является взаимная верность. Если она есть, все остальные обстоятельства жизни: сколько муж приносит денег или не приносит вообще, как он и где работает, где живёт и прочее — это всё является жизненным семейным крестом человека. Есть взаимная верность – отношения будут надёжными, а семья крепкой. Причём, при наличии взаимной верности всякие домыслы человека в зачёт не идут — нужны факты, как в юридических науках. Есть факты — значит, у тебя есть основание для того, чтобы думать о разводе, о новой семье. Нет этих фактов у тебя, за руку не поймал — всё остальное глупые теории.
Иногда в жизни подвижников были такие ситуации, когда монах, посмотревший в замочную скважину, видел там собрата-монаха, предающегося блудному греху. Всё, с тех пор он смотрел на него, как на антихриста. Позже, когда выяснилась вся правда, оказалось, что этого монаха в это время и в келье не было. Это дьявол такой образ нарисовал, чтобы посеять ненависть в человеке, между монахами возбудить эту ненависть, расстроить их единство и любовь.
Поэтому, будьте особенно бдительны, не поддавайтесь таким впечатлениям. И дай Бог, чтобы семейную жизнь каждый из нас воспринимал как крест, вручённый нам Богом. И чтобы мы несли его, не озираясь ни на соседей, ни на сюжеты кинофильмов и романов, а сверяя свою жизнь со Христом. Не жена или муж, а ты сам должен сверять эту жизнь с заповедями Божиими, с любовью, о которой говорит Евангелие. Аминь.
23 января 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Сегодня в Православной Церкви продолжается ещё праздник Богоявления Господня, икона праздника Крещения находится посредине храма. Мысли православного христианина вновь и вновь обращаются к событиям этого великого праздника, к осознанию значения его в деле нашего с вами спасения, значения его в современной духовной жизни каждого из нас.
Праздник Крещения вновь и вновь напоминает нам с вами о собственном крещении, которое мы вспоминаем с благодарностью Богу, бывшее или в детские годы, а если в зрелом возрасте, так оно особенно помнится. В том или ином временном исполнении мы давали с вами при крещении обеты Богу, обещая Ему верность, обещая никого не знать, кроме Него, обещая исполнять Его заповеди, обещая сочетаться с Ним во все дни нашей жизни и никогда не терять Его как Идеала нашей жизни. Обещали не обращаться к другим целям, к другим ложным богам, порабощаясь страстям и грехам в нашей жизни; обещали облечься во Христа: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Кто крестился во Христа, во имя Его, тот обещал быть Христовым, подобным Ему во всём в своей жизни.
Сегодняшнее Евангелие, напоминая вновь и вновь о празднике Крещения, говорит, что Господь пришёл в пределы земель Неффалимовых и Завулоновых. Эти местности были населёны ранее язычниками. И здесь Христос проповедовал людям слово Божие, спасительное слово веры, проповедовал язычникам, для которых приблизилось Царство Небесное.
Дорогие братия и сестры, и мы с вами те же язычники. По истокам своего происхождения многие из нас из неверующих семей. Из неверующих, значит, языческих, непросвещённых светом спасительной веры, а если даже не так, то наши предки-славяне, обитавшие на русских землях, были язычниками. Господь и до них, а через них и до нас донёс это спасительное семя веры, призывал и нас, и всё человечество призывает ко спасению и к жизни вечной. Это великая милость Божия, потому что у Бога никто не забыт и никто не оставлен. Он каждого человека любит, как будто самого единственного и неповторимого, уникального в своём роде, так, как может любить только Бог. Апостол Павел в послании к Тимофею писал, что Бог хочет, чтобы всякий человек пришёл к познанию истины, и всякий человек получил спасение. У Бога нет в этом смысле избранных и обделённых, Он касается каждого сердца. И если человек не обращается к Богу и не приходит к Нему, то причина не в Боге, а в человеке, который не чувствует или не хочет идти вслед за божественным призванием для своего собственного спасения.
Евангелие, которое читалось сегодня в воскресный день, оканчивается всем нам хорошо известными словами, которые очень часто произносятся в православном богослужении, в проповеди, и которые являются общим смыслом и квинтэссенцией христианской жизни — это слово о покаянии. «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царство Небесное». Евангелие от Матфея говорит, что отселе Господь начал проповедовать, говоря «покайтесь, приблизилось к вам Царство Небесное». Он начал проповедовать и говорить эти слова с момента крещения. Эти же слова до Него произносил и Предтеча Господень, готовя людей к пришествию в мир Мессии.
Дорогие братия и сестры, эти слова нам так привычны, мы не видим в них ничего нового. Мы не видим в них что-то неизвестного для нашей души, что могло бы нас увлечь, чем-то неизвестным, таинственным, охватывающим нашу душу. Мы, к сожалению, ко всему привыкаем, будучи членами Церкви. Покаяние у нас ассоциируется только с исповедью и только тогда, когда мы с вами приступаем к таинству Святого Причащения. Исповедь мы с вами воспринимаем как некий отчетный период в жизни. Многие из нас находят в себе мужество сознаваться в своих грехах чистосердечно, искренне, ничего не утаивая и не скрывая. Но опасность и неправильность нашей жизни состоит в том, что мы с вами никогда не хотим меняться, изменять свою жизнь.
Исповедь у нас — это отчётный период, как в бухгалтерии: два пишешь, три в уме. И такое же отношение у нас. Ну, может быть, да, чистосердечно признался, всё – отошёл, полегчало, греховный камень с души упал, а дальше то же самое, новый период. На следующий месяц собираешь свои грехи, иногда замечаешь их, иногда нет, а изменения, перемены в жизни никакие не происходят. Наоборот, христианин чем больше в Церкви, тем ярче в нём проявляется такая самодостаточная тенденция, когда человек абсолютно доволен своей собственной жизнью и своим духовным состоянием.
Покаяние, интересно заметить, в переводе с греческого, а по-гречески это звучит «метания», означает изменение, перемена. Это не открытие греха, не название его — это изменение. Это тот момент, когда ты должен, сказав о грехе, расстаться с ним окончательно и бесповоротно. И дай Бог, чтобы покаяние, о котором сегодня напоминает нам Господь, было в нашей жизни таким поворотным моментом. Всякий раз, чтобы, отходя от исповеди, мы давали обещание Богу больше этих грехов не совершать, не ранить ими сердце нашего Господа, Который пострадал за нас, излил кровь Свою на кресте, чтобы мы с вами больше не грешили, чтобы Господь простил нас за те грехи, которые мы волей или неволей совершали в жизни.
Сегодня, дорогие братия и сестры, день памяти удивительных святых, среди них святителя Феофана, епископа Вышенского, затворника. Этот святой жил в ХIХ веке. Для нас он памятен тем, что несколько лет прожил в Петербурге, был ректором нашей Санкт-Петербургской духовной академии. Святитель оставил после себя множество духовных трудов, количество его книг исчисляется десятками, и все они о духовной жизни, о борьбе человека со страстями, с грехами, о приближении к Богу и о победе над грехами в жизни человека.
Я хотел бы вам напомнить, прочитать один из отрывков из его сочинений, потому что он очень своевременен и полезен для многих и многих из нас. Порой человек, приходя к Богу и Церкви, не находит своего места в жизни. Он начинает метаться, искать чего-то непонятного, неизвестного, не понимает воли Божией о себе, ставит перед собой какие-то великие цели, задачи, совершенно нереальные и несбыточные, касающиеся либо духовной жизни, либо устроения своей внешней жизни земной. Человек очень часто мечется и делает очень много ошибок. И беда человека состоит в том, что, придя к Церкви, он считает, что, переступив порог церковный, он уже наследник истины и непогрешим, как папа римский, может уже совершенно самостоятельно поступать и забывает посоветоваться с духовником и священником. При этом он порой совершает такие безумные поступки, ошибки, исправить которые или невозможно, или на это требуются многие годы, чтобы выправить путь человека.
Святитель Феофан говорит следующие слова о духовном руководстве в жизни, о том, как просто это духовное руководство выражается: «Делайте, что попадётся под руки в вашем кругу и в вашей обстановке и верьте, что это и есть и будет ваше настоящее дело, больше которого от вас и не требуется. Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или для того, чтобы сделать свой вклад в недра человечества, надо предпринимать большие и громкие дела, совсем нет. Надо только делать то, что по заповедям Господним. Что именно? А ничего особенного, как только то, что всякому предоставляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся.
Это вот как. Участь каждого устраивает Бог. Всё течение жизни каждого — тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и в каждый момент, и каждая встреча по Его воле происходит. Возьмём такой пример: к вам приходит бедный — это Бог его привёл к вам. Что вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к вам бедного, конечно, с желанием, чтобы вы поступили в отношении к сему, как Ему угодно. Смотрит на вас, как вы в самом деле поступите. Если угодно, чтоб вы помогли – поможете, угодное Богу сделаете, и сделаете так к последней цели наследию неба. Обобщите этот случай, выйдет, во всяком случае, во всякой встрече надо делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы точно знаем из предписанных Им заповедей».
Вот, дорогие братия и сестры, такое мудрое наставление святителя Феофана. Мы порой ломаем себе голову, где нам быть, где нам жить, где нам работать, где нам найти место, где совершить какую-то революцию, малую или большую, увлечь за собой толпы каким-то новым учением, высказать что-нибудь новенькое, такое, чего христиане ещё не слышали. Про паспорта, про ИНН уже слышали, это уже неинтересно, надо еще чего-нибудь придумать. Вот уходить в пустыни, в отдалённые деревни, скупать дома где-нибудь на болотах — это ещё на слуху, ещё будоражит умы. Или о каких-нибудь последних, страшных временах и так далее. А святитель Феофан, будучи великим молитвенником, говорил, что не этого требует Господь. Он всё даёт тебе. Он ведёт тебя Сам по жизни. Только ты на эти обстоятельства реагируй, как говорит святитель, по заповедям Господним. Ведь ты все их знаешь, эти заповеди, ничего в них сложного и ничего хитрого нет. И голос совести вторит с этими заповедями. И прекрасно знает человек, как он должен поступать в каждом конкретном случае. А если не знает, можно задуматься о том, как бы Христос поступил на твоём месте. Именно из этого и состоит духовная жизнь, о которой так много говорил в своих трудах святитель Феофан Затворник.
Дорогие братия и сестры! Есть ещё одна очень опасная тенденция, к сожалению, очень распространённая сейчас среди людей, среди христиан. Человек нередко бывает недоволен своей жизнью, недоволен обстоятельствами. Я не беру во внимание экономические, материальные составляющие в жизни; как правило, у таких людей, которые недовольны своей жизнью, с материальными благами всё в порядке. Часто люди недовольны проживанием вместе: в одной семье, в одной квартире; не могут найти общего языка то с тестем, то со свекровью, то ещё с кем-нибудь из родственников. Бывают и такие нелепые ситуации: насмотрится человек фильмов, особенно слащавых, красивых сериалов, мелодрам, которые десятками и сотнями серий идут. Там так всё красиво, такая любовь показывается, что иногда даже кофе в постель приносят, говорят ласковые, красивые слова, иногда на руках носят, ещё что-нибудь подобное увидят, красивое и необыкновенное. Или книжек начитаются о сказочно красивой любви. И начинают примерять это к своей жизни: «Слушай, а у меня не так, у меня такого не бывает, всё серо и однообразно, ничего красивого, ничего выдающегося. Наверное, разводиться надо, потому что уже край, уже любви нет». И такие думы, такие мысли очень многих людей касаются. Самое главное — они возникают абсолютно на пустом месте.
Приходит человек к исповеди. Смотришь — лица нет, живой покойник. Говорит, батюшка, разводиться хочу, сил нет терпеть такую жизнь. Спрашиваю: что, тебя муж бьёт, издевается над тобой? — Нет. — Изменяет тебе? – Нет, я уверена, что нет. – Что, пьет сильно, часто приносят его бесчувственного домой? — И этого нет. — А что же тебе не нравится? — А я почувствовала, что любви больше нет. Или мужья каются в том же самом.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пора нам опуститься на нашу грешную землю и брать идеалы семейной жизни не из телевизоров и вымышленных художественных романов, а знать и помнить, что в любых конфликтах, в любых семейных ситуациях, когда любовь, как нам кажется, исчезает из нашей жизни, то виноваты всегда обе стороны. Если ты не видишь знаков внимания от своего мужа, то причина этого в тебе. Ему не хочется, глядя на тебя, оказывать эти знаки внимания. Если ты не видишь внимания и заботы со стороны жены, то причина в тебе, потому что ты стал таким сухим, суперважным, занудой. Наверное, большим начальником стал, всем миром управляешь, командуешь как на работе, так и дома. Вот на что, дорогие братия и сестры, надо нам с вами обратить внимание.
Критерием устойчивой семейной жизни является взаимная верность. Если она есть, все остальные обстоятельства жизни: сколько муж приносит денег или не приносит вообще, как он и где работает, где живёт и прочее — это всё является жизненным семейным крестом человека. Есть взаимная верность – отношения будут надёжными, а семья крепкой. Причём, при наличии взаимной верности всякие домыслы человека в зачёт не идут — нужны факты, как в юридических науках. Есть факты — значит, у тебя есть основание для того, чтобы думать о разводе, о новой семье. Нет этих фактов у тебя, за руку не поймал — всё остальное глупые теории.
Иногда в жизни подвижников были такие ситуации, когда монах, посмотревший в замочную скважину, видел там собрата-монаха, предающегося блудному греху. Всё, с тех пор он смотрел на него, как на антихриста. Позже, когда выяснилась вся правда, оказалось, что этого монаха в это время и в келье не было. Это дьявол такой образ нарисовал, чтобы посеять ненависть в человеке, между монахами возбудить эту ненависть, расстроить их единство и любовь.
Поэтому, будьте особенно бдительны, не поддавайтесь таким впечатлениям. И дай Бог, чтобы семейную жизнь каждый из нас воспринимал как крест, вручённый нам Богом. И чтобы мы несли его, не озираясь ни на соседей, ни на сюжеты кинофильмов и романов, а сверяя свою жизнь со Христом. Не жена или муж, а ты сам должен сверять эту жизнь с заповедями Божиими, с любовью, о которой говорит Евангелие. Аминь.
Предыдущая проповедь
19 января 2011
Следующая проповедь
30 января 2011
Все проповеди за 2011 год