Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Попраздненство Крещения Господня

  Дорогие братия и сестры! Когда в Церкви Христовой вспоминаются самые великие праздники и события из земной жизни Спасителя, то обычно праздник этот продолжается  не один день, а имеет так называемый период попразднства, продолжения этого праздника. Сегодня в этот воскресный день мы с вами находимся ещё в периоде продолжения великого праздника Крещения Господня. И оставшаяся святая вода, освящённая на Крещение, невольно напоминает об этом. С Божьей помощью, в этом году было необыкновенное стечение народа в нашем храме, и за два дня, особенно в праздник  Крещения Господня, мы раздали более 15 тонн святой воды. Дорогие братия и сестры! Если представить, что редко кто брал по 10-20 литров, в основном люди уносили воду в бутылках по 1,5 ÷ 2 литра, можно приблизительно сосчитать, сколько людей смогли приобрести эту святыню для себя, в скольких домах она хранится сейчас, сколько домов сподобились освятиться этой великой святыней, великой агиасмой — крещенской водой.

Мы можем предположить, как радовался духовный мир, видя стольких людей, тянущихся, идущих за святой водой в храмы Божии. Дай Бог, чтобы эта Божия благодать подействовала на сердца людей, чтобы она побуждала их идти в храмы за большим, не только за святой водой, но и сподвигала их к принятию святых Христовых Тайн, ко причащению животворящих Тела и Крови Христовых. Святая вода — это великая святыня, но святость её не может сравниться со святостью Тела и Крови самого Христа.

Мы знаем, согласно Евангелию, что Господь наш Иисус Христос, крестившись от Иоанна в водах Иорданских, тот час же  возведён был Духом в пустыню, где в течение 40 дней Он постился, вообще ничего не ел и напоследок взалкал; и  вот, приступил к нему дьявол и искушал Его. Он знал, что Господь постился, он видел, что человеческая природа, которую принял Христос, немощна по своему естеству. Поэтому, дьявол, приступив, искушал Христа и говорил: «Скажи, чтобы эти камни стали хлебами, и Ты насытишься, не будет никаких проблем, никакого чувства голода во мгновение». Вы помните, древние римляне мечтали о хлебе и зрелищах, в этом они видели смысл своей жизни. Господь никогда не творил чудес ради Самого Себя, никогда не творил чудес напоказ, на публику, поэтому в ответ на искушение дьявола сказал, что не хлебом единым жив будет человек. 

И действительно, дорогие братия и сёстры, мы знаем такие примеры, когда люди многие дни и месяцы вообще ничего не ели, а допустим, вкушали святую просфору, маленькую частичку этой святыни  и небольшое количество святой воды, и долгие месяцы, а иногда и годы пребывали в таком исключительном посте, и Господь хранил их. Опытные родители-христиане могли заметить на своих маленьких детях, особенно грудных, такой пример, когда после причащения Святых Христовых Тайн дети не хотят есть в этот день до позднего вечера. Это происходит потому, что святые тайны Тела и Крови Христовых питают не только душу, но и тело человека самой малой частью этой великой святыни.

 Затем дьявол предлагает другое искушение: он ставит Христа на высокую кровлю храма и говорит: бросься вниз, ибо в Писании написано, что Ангелам Своим заповедает сохранять Тебя во всех путях Твоих. На это Господь отвечает: не искушай Господа Бога твоего. Опять дьявол искушает Христа просьбой совершить это чудо ради эффекта. Сколько людей поддавались на это искушение. Это типичный путь всех экстрасенсов, магов, целителей, колдунов. Дьявол каждому из них предлагал это искушение, и они, не отвергнув его, последовали за дьяволом на погибель своей души, а чаще всего и на погибель тела в этой земной жизни.

 А третье искушение Спасителя  состояло в том, что когда дьявол поставил Его на высокую гору, и перед взором Христа раскинулся весь мир, видимый с высоты такого обозрения, он сказал: поклонись мне, и все царства мира я отдам Тебе. Господь, отвергая и это искушение, говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Это третье искушение, может быть, является самым сильным, перед которым мало кто из людей способен устоять. Как много людей, которые не смогли устоять перед этим искушением, которые захотели царств, мирских богатств, власти, почета и уважения, победы над своими врагами и отдавали душу свою взамен за это самому дьяволу.

 Дорогие братия и сестры, этот внешний успех, внешняя слава исчезает, как мыльный пузырь, как дым, потому что дьявол никогда не может сотворить подлинного добра человеку, потому что он зол по своему естеству. После восстания на Бога всё его естество, которое было однажды сотворено Богом добрым и святым, посрамилось и стало способным на творение зла. Поэтому призрачны надежды человека через грех, через дьявола укрепить свое могущество на земле.

По приказу царя Ирода Иоанн Креститель был заключен в темницу в крепости Махерон. Во время путешествия по Святой Земле мы не были с вами в этом месте, но эта темница, в которой содержался Иоанн Предтеча, сохранилась до сих пор, она находилась в подвальном помещении. Надземные постройки дворца Ирода были разрушены, а темница сохранилась, и благочестивые паломники спускаются туда, с благоговением и со слезами прикладываются к этому святому месту, где краткое время находился Иоанн Креститель до исполнения  просьбы беззаконной Иродиады, которая, по наущению матери своей, просила голову Иоанна Крестителя на блюде. Когда Господь услышал, что Иоанн уже не благовествует, что умолк его голос, Он идёт из Назарета в пределы языческой Галилеи и там начинает проповедовать. Господь выходит на проповедь, начинается Его служение спасению рода человеческого.

Какие же были первые слова, которые услышал народ от Христа, который вышел из вод Иордана и поборол искушение от дьявола? А первые слова были всем известны и понятны, это те слова, которые народ слышал от Иоанна Крестителя, когда приходил к нему и просил крещения: «Покайтесь, приблизилось  бо к вам Царство Небесное», дошло до вас Царство Небесное. Покайтесь, и тогда это Царство Небесное будет доступно каждому из вас.

Дорогие братия и сестры, остановим своё внимание на этих прекрасных словах: «Царство Небесное». Это радостные слова, слова надежды, слова упования, слова, исполнения и достижения которых на примере всей своей жизни считает каждый христианин. Когда человек оканчивает свои земные дни, мы как величайшего счастья желаем ему Царства Небесного. Беда наша состоит в том, что мы об этом Царстве Небесном так мало помышляем в земной жизни. Мы поглощены заботами земного царства, земными целями и проблемами, а о Царстве Небесном почти не думаем. А между тем, смысл всей человеческой жизни состоит только в том, чтобы  достигнуть, сподобиться войти в это Царство Небесное. В этом смысле Царство Небесное является синонимом рая, синонимом Царства Божия, учением о вечном спасении, оправдании или, говоря богословским языком, обожении, соединении с самим Богом. Здесь речь идёт об одном и том же — о спасении человеческой души.

 Евангелие нам говорит о том, какую пользу приобретёт человек, если весь мир будет ему принадлежать. Если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит, какой выкуп даст человек тогда за душу свою? А душа человеческая дороже всего: она искуплена самой кровью Христа, истекшей из Его Пречистого ребра на кресте, где Он страдал ради нас. Цена души человеческой равна цене крови Христовой. А как можно измерить, оценить кровь Христа, Сына Божия,  излиянную за жизнь всего мира?

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь устами Иоанна Крестителя, томящегося в пустыне и ожидающего своей мученической кончины, словами самого Христа напоминает нам об этом  Царстве, о нашем  небесном Отечестве, напоминает о том, что мы здесь странники, пришельцы, здесь мы живём только временно, только в пути, только в гостинице какой-то, более или менее приличной. Какая бы ни была гостиница, сколько бы звёзд ни красовалось на её фасаде, а человек к гостинице никогда серьезно не относится: недельку-две побыть, отдохнуть в период отпуска. К гостинице никто не прирастает, никто не считает её своей собственностью. Временно побыл, попользовался благами и дальше домой в родные края, в свою лачугу, в коммуналочку, которая бывает намного дороже всяких пятизвездочных отелей и т.д .

Мы должны относиться и к нашей земной жизни точно так же, совершенно адекватно и по справедливости: немножко погостить — кто в 4-х звездочном, кто без звёзд поживёт в этой земной жизни, но немножко, не прирастать, не пускать корни чрезмерно, чтоб не забыть, что это не твоё, что там ждет тебя небесное сокровище, которое надо начинать строить здесь, в этой земной жизни. И как в этой земной жизни люди, не приспособленные к труду, не могут создать себе подчас нормальных условий, точно так же и человек, который ленится и не думает о своей душе, он и в небесных чертогах ничего не построит, он не посылает туда ни одного кирпичика добрых дел, из которых будет создаваться его небесная хижина.

Далее, дорогие братия и сестры, Церковь сегодня особенно говорит о покаянии, вспоминая слова этого краткого Евангелия сегодняшнего дня: «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царство Небесное». Что говорить о покаянии христианском? Конечно, покаяние — это величайший, бесценный дар, данный Богом человеку. Покаяние называют вторым крещением, потому что, если человек не сохраняет благодать Святого крещения, не сохраняет чистоту крещальных риз, у него есть второй шанс обмыть эти ризы, осквернённые грехом, в таинстве Святого покаяния. Но беда наша состоит в том, что очень часто мы откладываем покаяние со дня на день, из года в год, а иногда покаяние откладываем на годы своей старости, на годы преклонные, на последние дни своей земной жизни, на дни перед смертью. И мы знаем множество примеров того, как бывает ошибочна эта надежда.

Каждому священнику очень часто приходится причащать больных людей. И, конечно, люди зовут чаще всего священника перед смертью, когда видят, что уже нет надежды на земных врачей. Как часто священник не успевает исполнить этот долг напутствия человека в жизнь вечную, потому что множество искушений сопровождает на пути к больному человеку.  Искушения эти могут быть самого различного порядка: отключение сознания больного, исчезновение глотательного рефлекса, нежелание каяться и такого состояния, когда человек не чувствует своих грехов, а пытается умирать с высоко поднятой головой. Он считает, что так прекрасно прожил свою жизнь, так победоносно, так красиво, что не видит своих грехов, потому что душа уже мёртвая от множества этого груза. Очень часто мелкие искушения сопровождают это стремление посетить больного: то близкие, родные не могут встретить, то поздно об этом подумают, то какие-то препятствия на дорогах, то тихий час, то ещё что-нибудь. И это сплошь и рядом — когда собираешься причащать больного в предсмертном состоянии, ожидай какого-то искушения, потому что без молитвы, без надежды на помощь Божию взаимно, с двух сторон, это невозможно. Дьявол не дремлет. Он всё будет делать, чтобы не допустить этого момента, потому что, когда человек уходит, не причастившись Святых Христовых тайн, он уходит без напутствия, без прощения своих грехов непосредственно перед смертью. А ведь грехи-то копятся каждый день, и великая бывает скорбь у человека и его близких, когда они не успевают или не догадываются этого сделать.

Поэтому, дорогие братия и сестры, как говорит Евангелие: «Блюдите, како опасно ходите». Никогда нельзя откладывать покаяние на времена своей старости. Сколько примеров мгновенных смертей от сердечных заболеваний, от катастроф, от аварий и других бед и трагедий. Мы не знаем, где смерть ждёт каждого из нас.

В истории  ветхозаветного Израиля был нечестивый царь Седекия. Он заступил на царский престол, когда ему было 20 лет, и ударился, как говорят, во «вся тяжкае». Так грешил, как позволяла ему царская власть. Можем себе представить и вообразить любого грешника, его не удержишь, не остановишь в своих грехах, а у царя-то всё открыто, всё доступно — любые грехи, любые формы, любые виды: стоит только чего-то захотеть, как это мгновенно исполнится. Современник этого нечестивого царя пророк Иеремия практически каждый день ходил к нему и напоминал, что суд Божий не за горами, что так грешить невозможно, что Божье долготерпение имеет предел. Но царь не слышал пророка. Но когда вавилонский царь Навуходоносор стал подступать к Иерусалиму, тогда Седекия, наконец, вспомнил о пророке, вспомнил, что предрекал он ему эти бедствия, зовёт пророка, но пророк не идёт, потому что поздно уже. Господь не помог, Он отвратил очи Свои от этого беззаконного царя, который не хотел думать о покаянии, и Иерусалим был взят Навуходоносором. Все сыновья этого царя были умерщвлены перед его глазами, его самого ослепили и как  собаку увели в вавилонский плен.

Вот вам пример, живой пример из истории Ветхого Завета. Как опасно испытывать долготерпение Божие, как опасно откладывать час обращения к Богу, час своего крещения. Как опасно откладывать крещение детей, когда многие родители ждут и летнего солнышка, и когда сам ножками побежит, а иногда ждут, когда паспорт получит, когда сам захочет или не захочет креститься. Такие родители никогда не дождутся исполнения своей мечты, потому что при их бездействии дьявол никогда не будет бездействовать, а будет совершать свою адскую демоническую работу.

Другая беда современного человека состоит в том, что мы не видим своих грехов. Виновность свою человек в лучшем случае измеряет статьями уголовного кодекса. Под одну статью не подходит: вроде, не убил, не насиловал, не воровал так открыто. Тихонько — да, а так открыто, так, чтобы грузовиками увозить, грабить средь бела дня — нет. Ну и нет грехов! Приходит человек на исповедь и не знает, что сказать, особенно если новоначальный человек, а чуть-чуть копнёшь и подумает человек, как только меня такого свет Божий держит. Столько грехов! – тьма: и блуд, и аборты, и измены, и многие другие страшные грехи, страшные и тяжелейшие, с которыми человек не может счастливо и спокойно жить на этой земле.

 Дорогие братия и сестры! Церковь напоминает нам с вами, что если мы не чувствуем своих грехов — это зловещий признак. Это признак глубочайшего духовного заболевания, это признак скорого некроза и омертвления нашей души, которая становится подобной камню. Камень не сразу разобьёшь, иногда таких механизмов нет, которые могли бы разбить эту каменную глыбу человеческого бессердечия, человеческого окаменения. Грехи, как снежный ком, наслаиваются один на  другой и закрывают для души Божественный свет, как от грязного окна, которое не моет многие годы ленивая хозяйка, а когда помоет его – сколько становится видно грязи и пыли в родной квартире, на которую не обращал внимания, мелкая пыль, которая не чувствуется под ногами. Вроде, не спотыкается человек, когда ходит, а солнышко посветит через чистое стекло в помещении, в жилище человека — сколько грязи, сколько там бывает нечистоты.

То же самое с душой человека. Человек не видит своих грехов, потому что не пытается исполнять заповеди Божии. Преподобный Максим Исповедник говорит, что тщательное исполнение Христовых заповедей открывает человеку немощи его и открывает его грехи бесчисленные, как песок морской. Начать исполнять заповеди Божии, несколько самых важных для каждого человека. Обратить внимание на те грехи, в которые  мы  попадаем, не исполняя эти заповеди Божии. Попробовать начать наблюдать за своей жизнью, и увидим свою слабость, свою немощь без креста, и тогда Господь по Своему неизреченному милосердию откроет нам грехи. Надо молиться об этом. Помните, как в Великом посту: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения». Дай Бог, чтобы эта молитва всегда звучала в наших сердцах, чтобы мы видели наши грехи  и стремились всегда покаяться в них перед Богом. Аминь.

25 января 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

  Дорогие братия и сестры! Когда в Церкви Христовой вспоминаются самые великие праздники и события из земной жизни Спасителя, то обычно праздник этот продолжается  не один день, а имеет так называемый период попразднства, продолжения этого праздника. Сегодня в этот воскресный день мы с вами находимся ещё в периоде продолжения великого праздника Крещения Господня. И оставшаяся святая вода, освящённая на Крещение, невольно напоминает об этом. С Божьей помощью, в этом году было необыкновенное стечение народа в нашем храме, и за два дня, особенно в праздник  Крещения Господня, мы раздали более 15 тонн святой воды. Дорогие братия и сестры! Если представить, что редко кто брал по 10-20 литров, в основном люди уносили воду в бутылках по 1,5 ÷ 2 литра, можно приблизительно сосчитать, сколько людей смогли приобрести эту святыню для себя, в скольких домах она хранится сейчас, сколько домов сподобились освятиться этой великой святыней, великой агиасмой — крещенской водой.

Мы можем предположить, как радовался духовный мир, видя стольких людей, тянущихся, идущих за святой водой в храмы Божии. Дай Бог, чтобы эта Божия благодать подействовала на сердца людей, чтобы она побуждала их идти в храмы за большим, не только за святой водой, но и сподвигала их к принятию святых Христовых Тайн, ко причащению животворящих Тела и Крови Христовых. Святая вода — это великая святыня, но святость её не может сравниться со святостью Тела и Крови самого Христа.

Мы знаем, согласно Евангелию, что Господь наш Иисус Христос, крестившись от Иоанна в водах Иорданских, тот час же  возведён был Духом в пустыню, где в течение 40 дней Он постился, вообще ничего не ел и напоследок взалкал; и  вот, приступил к нему дьявол и искушал Его. Он знал, что Господь постился, он видел, что человеческая природа, которую принял Христос, немощна по своему естеству. Поэтому, дьявол, приступив, искушал Христа и говорил: «Скажи, чтобы эти камни стали хлебами, и Ты насытишься, не будет никаких проблем, никакого чувства голода во мгновение». Вы помните, древние римляне мечтали о хлебе и зрелищах, в этом они видели смысл своей жизни. Господь никогда не творил чудес ради Самого Себя, никогда не творил чудес напоказ, на публику, поэтому в ответ на искушение дьявола сказал, что не хлебом единым жив будет человек. 

И действительно, дорогие братия и сёстры, мы знаем такие примеры, когда люди многие дни и месяцы вообще ничего не ели, а допустим, вкушали святую просфору, маленькую частичку этой святыни  и небольшое количество святой воды, и долгие месяцы, а иногда и годы пребывали в таком исключительном посте, и Господь хранил их. Опытные родители-христиане могли заметить на своих маленьких детях, особенно грудных, такой пример, когда после причащения Святых Христовых Тайн дети не хотят есть в этот день до позднего вечера. Это происходит потому, что святые тайны Тела и Крови Христовых питают не только душу, но и тело человека самой малой частью этой великой святыни.

 Затем дьявол предлагает другое искушение: он ставит Христа на высокую кровлю храма и говорит: бросься вниз, ибо в Писании написано, что Ангелам Своим заповедает сохранять Тебя во всех путях Твоих. На это Господь отвечает: не искушай Господа Бога твоего. Опять дьявол искушает Христа просьбой совершить это чудо ради эффекта. Сколько людей поддавались на это искушение. Это типичный путь всех экстрасенсов, магов, целителей, колдунов. Дьявол каждому из них предлагал это искушение, и они, не отвергнув его, последовали за дьяволом на погибель своей души, а чаще всего и на погибель тела в этой земной жизни.

 А третье искушение Спасителя  состояло в том, что когда дьявол поставил Его на высокую гору, и перед взором Христа раскинулся весь мир, видимый с высоты такого обозрения, он сказал: поклонись мне, и все царства мира я отдам Тебе. Господь, отвергая и это искушение, говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Это третье искушение, может быть, является самым сильным, перед которым мало кто из людей способен устоять. Как много людей, которые не смогли устоять перед этим искушением, которые захотели царств, мирских богатств, власти, почета и уважения, победы над своими врагами и отдавали душу свою взамен за это самому дьяволу.

 Дорогие братия и сестры, этот внешний успех, внешняя слава исчезает, как мыльный пузырь, как дым, потому что дьявол никогда не может сотворить подлинного добра человеку, потому что он зол по своему естеству. После восстания на Бога всё его естество, которое было однажды сотворено Богом добрым и святым, посрамилось и стало способным на творение зла. Поэтому призрачны надежды человека через грех, через дьявола укрепить свое могущество на земле.

По приказу царя Ирода Иоанн Креститель был заключен в темницу в крепости Махерон. Во время путешествия по Святой Земле мы не были с вами в этом месте, но эта темница, в которой содержался Иоанн Предтеча, сохранилась до сих пор, она находилась в подвальном помещении. Надземные постройки дворца Ирода были разрушены, а темница сохранилась, и благочестивые паломники спускаются туда, с благоговением и со слезами прикладываются к этому святому месту, где краткое время находился Иоанн Креститель до исполнения  просьбы беззаконной Иродиады, которая, по наущению матери своей, просила голову Иоанна Крестителя на блюде. Когда Господь услышал, что Иоанн уже не благовествует, что умолк его голос, Он идёт из Назарета в пределы языческой Галилеи и там начинает проповедовать. Господь выходит на проповедь, начинается Его служение спасению рода человеческого.

Какие же были первые слова, которые услышал народ от Христа, который вышел из вод Иордана и поборол искушение от дьявола? А первые слова были всем известны и понятны, это те слова, которые народ слышал от Иоанна Крестителя, когда приходил к нему и просил крещения: «Покайтесь, приблизилось  бо к вам Царство Небесное», дошло до вас Царство Небесное. Покайтесь, и тогда это Царство Небесное будет доступно каждому из вас.

Дорогие братия и сестры, остановим своё внимание на этих прекрасных словах: «Царство Небесное». Это радостные слова, слова надежды, слова упования, слова, исполнения и достижения которых на примере всей своей жизни считает каждый христианин. Когда человек оканчивает свои земные дни, мы как величайшего счастья желаем ему Царства Небесного. Беда наша состоит в том, что мы об этом Царстве Небесном так мало помышляем в земной жизни. Мы поглощены заботами земного царства, земными целями и проблемами, а о Царстве Небесном почти не думаем. А между тем, смысл всей человеческой жизни состоит только в том, чтобы  достигнуть, сподобиться войти в это Царство Небесное. В этом смысле Царство Небесное является синонимом рая, синонимом Царства Божия, учением о вечном спасении, оправдании или, говоря богословским языком, обожении, соединении с самим Богом. Здесь речь идёт об одном и том же — о спасении человеческой души.

 Евангелие нам говорит о том, какую пользу приобретёт человек, если весь мир будет ему принадлежать. Если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит, какой выкуп даст человек тогда за душу свою? А душа человеческая дороже всего: она искуплена самой кровью Христа, истекшей из Его Пречистого ребра на кресте, где Он страдал ради нас. Цена души человеческой равна цене крови Христовой. А как можно измерить, оценить кровь Христа, Сына Божия,  излиянную за жизнь всего мира?

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь устами Иоанна Крестителя, томящегося в пустыне и ожидающего своей мученической кончины, словами самого Христа напоминает нам об этом  Царстве, о нашем  небесном Отечестве, напоминает о том, что мы здесь странники, пришельцы, здесь мы живём только временно, только в пути, только в гостинице какой-то, более или менее приличной. Какая бы ни была гостиница, сколько бы звёзд ни красовалось на её фасаде, а человек к гостинице никогда серьезно не относится: недельку-две побыть, отдохнуть в период отпуска. К гостинице никто не прирастает, никто не считает её своей собственностью. Временно побыл, попользовался благами и дальше домой в родные края, в свою лачугу, в коммуналочку, которая бывает намного дороже всяких пятизвездочных отелей и т.д .

Мы должны относиться и к нашей земной жизни точно так же, совершенно адекватно и по справедливости: немножко погостить — кто в 4-х звездочном, кто без звёзд поживёт в этой земной жизни, но немножко, не прирастать, не пускать корни чрезмерно, чтоб не забыть, что это не твоё, что там ждет тебя небесное сокровище, которое надо начинать строить здесь, в этой земной жизни. И как в этой земной жизни люди, не приспособленные к труду, не могут создать себе подчас нормальных условий, точно так же и человек, который ленится и не думает о своей душе, он и в небесных чертогах ничего не построит, он не посылает туда ни одного кирпичика добрых дел, из которых будет создаваться его небесная хижина.

Далее, дорогие братия и сестры, Церковь сегодня особенно говорит о покаянии, вспоминая слова этого краткого Евангелия сегодняшнего дня: «Покайтесь, приблизилось бо к вам Царство Небесное». Что говорить о покаянии христианском? Конечно, покаяние — это величайший, бесценный дар, данный Богом человеку. Покаяние называют вторым крещением, потому что, если человек не сохраняет благодать Святого крещения, не сохраняет чистоту крещальных риз, у него есть второй шанс обмыть эти ризы, осквернённые грехом, в таинстве Святого покаяния. Но беда наша состоит в том, что очень часто мы откладываем покаяние со дня на день, из года в год, а иногда покаяние откладываем на годы своей старости, на годы преклонные, на последние дни своей земной жизни, на дни перед смертью. И мы знаем множество примеров того, как бывает ошибочна эта надежда.

Каждому священнику очень часто приходится причащать больных людей. И, конечно, люди зовут чаще всего священника перед смертью, когда видят, что уже нет надежды на земных врачей. Как часто священник не успевает исполнить этот долг напутствия человека в жизнь вечную, потому что множество искушений сопровождает на пути к больному человеку.  Искушения эти могут быть самого различного порядка: отключение сознания больного, исчезновение глотательного рефлекса, нежелание каяться и такого состояния, когда человек не чувствует своих грехов, а пытается умирать с высоко поднятой головой. Он считает, что так прекрасно прожил свою жизнь, так победоносно, так красиво, что не видит своих грехов, потому что душа уже мёртвая от множества этого груза. Очень часто мелкие искушения сопровождают это стремление посетить больного: то близкие, родные не могут встретить, то поздно об этом подумают, то какие-то препятствия на дорогах, то тихий час, то ещё что-нибудь. И это сплошь и рядом — когда собираешься причащать больного в предсмертном состоянии, ожидай какого-то искушения, потому что без молитвы, без надежды на помощь Божию взаимно, с двух сторон, это невозможно. Дьявол не дремлет. Он всё будет делать, чтобы не допустить этого момента, потому что, когда человек уходит, не причастившись Святых Христовых тайн, он уходит без напутствия, без прощения своих грехов непосредственно перед смертью. А ведь грехи-то копятся каждый день, и великая бывает скорбь у человека и его близких, когда они не успевают или не догадываются этого сделать.

Поэтому, дорогие братия и сестры, как говорит Евангелие: «Блюдите, како опасно ходите». Никогда нельзя откладывать покаяние на времена своей старости. Сколько примеров мгновенных смертей от сердечных заболеваний, от катастроф, от аварий и других бед и трагедий. Мы не знаем, где смерть ждёт каждого из нас.

В истории  ветхозаветного Израиля был нечестивый царь Седекия. Он заступил на царский престол, когда ему было 20 лет, и ударился, как говорят, во «вся тяжкае». Так грешил, как позволяла ему царская власть. Можем себе представить и вообразить любого грешника, его не удержишь, не остановишь в своих грехах, а у царя-то всё открыто, всё доступно — любые грехи, любые формы, любые виды: стоит только чего-то захотеть, как это мгновенно исполнится. Современник этого нечестивого царя пророк Иеремия практически каждый день ходил к нему и напоминал, что суд Божий не за горами, что так грешить невозможно, что Божье долготерпение имеет предел. Но царь не слышал пророка. Но когда вавилонский царь Навуходоносор стал подступать к Иерусалиму, тогда Седекия, наконец, вспомнил о пророке, вспомнил, что предрекал он ему эти бедствия, зовёт пророка, но пророк не идёт, потому что поздно уже. Господь не помог, Он отвратил очи Свои от этого беззаконного царя, который не хотел думать о покаянии, и Иерусалим был взят Навуходоносором. Все сыновья этого царя были умерщвлены перед его глазами, его самого ослепили и как  собаку увели в вавилонский плен.

Вот вам пример, живой пример из истории Ветхого Завета. Как опасно испытывать долготерпение Божие, как опасно откладывать час обращения к Богу, час своего крещения. Как опасно откладывать крещение детей, когда многие родители ждут и летнего солнышка, и когда сам ножками побежит, а иногда ждут, когда паспорт получит, когда сам захочет или не захочет креститься. Такие родители никогда не дождутся исполнения своей мечты, потому что при их бездействии дьявол никогда не будет бездействовать, а будет совершать свою адскую демоническую работу.

Другая беда современного человека состоит в том, что мы не видим своих грехов. Виновность свою человек в лучшем случае измеряет статьями уголовного кодекса. Под одну статью не подходит: вроде, не убил, не насиловал, не воровал так открыто. Тихонько — да, а так открыто, так, чтобы грузовиками увозить, грабить средь бела дня — нет. Ну и нет грехов! Приходит человек на исповедь и не знает, что сказать, особенно если новоначальный человек, а чуть-чуть копнёшь и подумает человек, как только меня такого свет Божий держит. Столько грехов! – тьма: и блуд, и аборты, и измены, и многие другие страшные грехи, страшные и тяжелейшие, с которыми человек не может счастливо и спокойно жить на этой земле.

 Дорогие братия и сестры! Церковь напоминает нам с вами, что если мы не чувствуем своих грехов — это зловещий признак. Это признак глубочайшего духовного заболевания, это признак скорого некроза и омертвления нашей души, которая становится подобной камню. Камень не сразу разобьёшь, иногда таких механизмов нет, которые могли бы разбить эту каменную глыбу человеческого бессердечия, человеческого окаменения. Грехи, как снежный ком, наслаиваются один на  другой и закрывают для души Божественный свет, как от грязного окна, которое не моет многие годы ленивая хозяйка, а когда помоет его – сколько становится видно грязи и пыли в родной квартире, на которую не обращал внимания, мелкая пыль, которая не чувствуется под ногами. Вроде, не спотыкается человек, когда ходит, а солнышко посветит через чистое стекло в помещении, в жилище человека — сколько грязи, сколько там бывает нечистоты.

То же самое с душой человека. Человек не видит своих грехов, потому что не пытается исполнять заповеди Божии. Преподобный Максим Исповедник говорит, что тщательное исполнение Христовых заповедей открывает человеку немощи его и открывает его грехи бесчисленные, как песок морской. Начать исполнять заповеди Божии, несколько самых важных для каждого человека. Обратить внимание на те грехи, в которые  мы  попадаем, не исполняя эти заповеди Божии. Попробовать начать наблюдать за своей жизнью, и увидим свою слабость, свою немощь без креста, и тогда Господь по Своему неизреченному милосердию откроет нам грехи. Надо молиться об этом. Помните, как в Великом посту: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения». Дай Бог, чтобы эта молитва всегда звучала в наших сердцах, чтобы мы видели наши грехи  и стремились всегда покаяться в них перед Богом. Аминь.

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00