Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

ПОПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Дорогие братия и сестры! … В духовном календаре каждый воскресный день называется малой пасхой. К сожалению, мы иногда пренебрегаем святостью воскресного дня и воспринимаем его часто просто как выходной день недели, а отнюдь не как день, который посвящён Богу, и отнюдь не как день, в который Церковь вспоминает светлое Христово Воскресение. Для Христовой Церкви бесконечно важен этот момент восстания Христа из мёртвых, поэтому самый светлый, самый радостный праздник для христиан — Пасха, которая отмечается один раз в году.Церковь считает это недостаточным, и в воскресный день каждой недели она призывает христиан помнить о той победе, которая совершена Христом над дьяволом и грехом человеческим.

Вчера мы все вместе отмечали великий и всерадостный праздник Рождества Христова. Духовная радость о Христовом рождении настолько велика, что она тоже не вмещается в узкие рамки одного праздничного дня, поэтому, как и с празднованием Пасхи, святая Церковь установила период до праздника Крещения Господня называть святками или святыми днями. Поскольку радость ликования от праздника Рождества Христова преизливается изобильно, она не может вместиться в один день и как бы переливается через край, образуя священное время святок.

Наши предки более нас помнили об этих святых днях и проводили это время в период святок в непрестанной молитве и в посещении храма, потому что святыми эти дни как бы являются по воспоминаемому событию. Но святыми эти дни могут стать и от нашей жизни, если она будет иметь такой  отпечаток и признак святости по нашим делам, по нашим поступкам и по нашим словам.

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам об одном очень грустном событии, которое омрачило, казалось бы, праздник Рождества Христова. Евангелист Матфей передаёт о том, что как только ушли волхвы из той святой пещеры, где Дева Мария родила Христа, Иосиф получает повеление во сне от Ангела покинуть сей святой град и бежать в Египет, потому что Ирод ищет убить Младенца, который родился в святом граде Вифлееме ради нашего спасения. Иосиф, уже извещённый заранее о том, чтобы он принял Марию, которая обручена была его женой, не смущался, а был покорным Богу и радовался, восхваляя Бога за то, что Господь сподобил его послужить делу Своего воплощения, делу рождения Бога на земле. Иосиф беспрекословно повинуется повелению Ангела, они собирают все свои немногочисленные вещи, что были в той пещере, забирают Божественного Младенца и уходят в Египет.

А Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, которые, поклонившись Младенцу, отошли в свою страну иным путём и не известили Ирода о месте рождения Христа, издаёт повеление избить, истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях в возрасте от двух лет и ниже.   Воины, отправленные Иродом выполнять этот страшный приказ, находили только начавшуюся жизнь, уничтожали младенцев, вырывали их из рук матерей и предавали смерти. Весь Вифлеем  и его пределы были залиты кровью. Естественно, что после такого злодеяния вся земля была наполнена стонами, рыданиями, воплями родителей об этом бесчеловечном убиении. Наверное, в адрес Ирода, этого тирана, предтечи антихриста, неслось множество проклятий и обвинений. Всего Иродом было уничтожено около четырнадцати тысяч младенцев.

Дорогие братия и сестры! Если кого из вас Господь сподобил быть в святом Иерусалиме и в святом граде Вифлееме, в храме Рождества Христова, наверное, посещал придел, который посвящён этим невинно убиенным младенцам. Там за небольшой стеклянной витриной хранятся останки, косточки этих младенцев. Целая витрина маленьких, ещё не окрепших косточек, которые удалось собрать и сохранить как напоминание о таком безумии человеческом, о бесовской, демонической злобе, которая может одержать и может овладеть тем или иным человеком.

Как совместить эти два события — рождение Христа и убийство младенцев? Как можно пережить это и не утратить радость от Его светлого Рождества и радость от пришествия Бога на землю? Ведь мы с вами в рождественских песнопениях поём полные духовой радости и ликования слова: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». «На земле мир» — Церковь говорит, что с Рождества Христова на земле должен быть мир. Но где он?

К сожалению, дорогие братия и сестры, этот мир, принесённый на землю Христом, должен был быть и на земле во всём проявлении, в полном и буквальном смысле этого слова, но уже через несколько дней после Его Рождения был утерян, потому что люди были недостойны воспринять этот великий дар Божий. Вся наша земля с того страшного злодеяния, с истребления младенцев заливается кровью и по сей день. Сколько было таких преступлений совершено за весь период человеческой истории, истории мировой, истории нашей страны? Мы можем вспомнить все войны, все бедствия, которые народ пережил и вынес на своих плечах. Только в ХХ веке в нашей стране произошли и три революции, и гражданская война, и Великая Отечественная война, и другие конфликты и освободительные войны, которые коснулись, так или иначе, нашей России. Из недавних можно вспомнить Афганистан, Чечню и многие-многие другие места, где вспыхивали очаги человеческой ненависти и человеческого безумия, потому что все конфликты, все убийства и войны порождаются человеческой гордыней, человеческим грехом, когда тот или иной человек, от которого зависят судьбы мира, попадает под особое воздействие дьявола и начинает творить его волю.

Итак, дорогие братия и сестры, мир действительно был принесён Христом, но люди не умеют его сохранять. И причина этого не в Боге, не в том, что Он недостаточный дар принёс на землю, а причина в человеке, потому что человек обладает свободной волей, такой волей и таким даром, перед которым, можно сказать, бессилен Сам Бог. Многие философы в средние века из школы так называемого схоластического богословия задавали такой вопрос: «А может ли Бог сотворить такой камень, который Он не мог бы Сам поднять?» Казалось бы, раз Он Бог, то может сотворить всё, что угодно, всё, что только может представить себе и помыслить человек и всё, что только может представить Себе Бог.

С одной стороны это так, дорогие братия и сестры, но всякое божественное творение имеет смысл. Оно не бывает само по себе, без всякой цели и значения, например, для утверждения могущества силы и славы, ради чего способен иногда на мнимые подвиги каждый из нас. Только человек для своего собственного самоутверждения может подчас совершать такие поступки, которые не имеют никакого смысла и значения; поступки, от которых бывает потом стыдно и больно за бесцельно прожитые мгновения жизни. Но Бог просто так никогда не творит и не совершает чудес, которые не имели бы внутреннего, духовного смысла.

А богословы ответили на эту загадку следующим образом. Да, Бог мог сотворить такой груз, который Он Сам не смог поднять — это человек со свободной волей, потому что перед этой волей Сам Бог бессилен, и Бог никогда не отнимает у человека свободу. Бог ждёт ответного дара от человека, давая ему всё в жизни — все блага: и материальные, и духовные. Но Он даёт тогда, когда их ищет человек и тогда, когда человек бывает благодарен за них.

Итак, дорогие братия и сестры, причина всех войн и злодеяний, всей крови, пролитой на земле от первого убийства — убийства Авеля, которое совершил Каин, старший сын Адама, впервые обагрив землю кровью, до самых последних событий, которые длятся до сих пор в той же Чечне — всё порождено человеческим грехом и человеческим безумием. Сколько было этих иродов в истории рода человеческого? Сколько было этих выродков в нашей стране, начиная от самого «великого вождя», затем его продолжателей — и Троцкий, и Сталин, и Хрущев, и другие. Мы об этом с вами, к сожалению, мало что знаем. В советское время об этом вообще было нереально и опасно говорить, а ведь сколько людей, сколько русских людей, наших с вами отцов, дедов и прадедов было бесследно увезено на «черном вороне» и которые окончили свою жизнь в застенках НКВД, в сталинских лагерях (ГУЛАГ), на Соловецком острове и во многих других местах — миллионы людей. Историки говорят о том, что в кровавой мясорубке Великой Отечественной войны погибло людей, как минимум, двадцать миллионов. А при Сталине было уничтожено и истреблено во много раз больше людей, чем во время самой страшной и самой кровавой Великой Отечественной войны. Откуда такая ненависть в этих людях? Оттуда же, откуда и у Ирода — это боязнь за свою собственную жизнь, за свою собственную карьеру, стремление до последнего мгновения не упустить эту шаткую власть из своих рук.

Дорогие братия и сестры! Мы с ужасом вспоминаем об этих четырнадцати тысячах невинно убиенных младенцев. Святитель Филарет, митрополит московский, называет их телохранителями Господними, которые за Него отдали свои невинные души и явились первыми мучениками христианской Церкви. В чём был смысл их страданий, в чем был смысл их смерти? Дорогие братия и сестры! Наверное, мы можем справедливо сказать, что смысл их смерти состоял в том, в чём есть смысл смерти каждого человека, когда он душу свою отдаёт за других — чтобы жизнь продолжалась на земле и чтобы положить хотя бы на некоторое время преграду к греху и беззаконию, которые преизливаются по всей земле.

Откуда у нас, современных христиан, у наших современных матерей такая ненависть к своим собственным детям, когда они не дают им родиться, уничтожая их ещё прежде того, как их очи увидят Божий свет? Многие из  нас, живущих и стоящих здесь, повинны в этих грехах. Те, кто умеют считать, называют цифру восемь миллионов детей. Восемь миллионов младенцев ежегодно не рождаются только в России. По сравнению с этой цифрой ежегодного уничтожения и ежегодного убийства детей, что значат те цифры, которые мы упоминаем при убийстве Вифлеемских младенцев. Можно сравнить все конфликты и всю кровь, которая проливалась когда-либо в войнах, с тем безумием, которое совершается ежедневно, совершается с холодностью и безразличием.

Что побуждает нас с вами идти на эти поступки? Да то же, что и двигало Иродом, та же боязнь за свою собственную жизнь, осознание того, что эта жизнь, которая затеплилась, которая обозначилась в организме матери, без сомнения, изменит нашу собственную жизнь. Мы должны будем жить по-другому, мы не сможем многого тогда сделать. Мы должны менять свою жизнь. Рождение детей ограничивает свободу, не даёт жить на широкую ногу и принадлежать самому себе; не даёт жить по тому принципу, по которому мы часто, к сожалению,  желаем, чтобы  и наши дети жили «в своё удовольствие». Человек, когда живёт в своё удовольствие, всегда становится врагом  Христу.

Дорогие братия и сестры, как страшно это осознавать! Ведь Россия наша, помимо этого фактора, и так вымирает. Каждый год убывает наше население, потому что нет притока новых сил, мало рождается детей, и смертность, как какая-то безжалостная чума, широким потоком разливается по нашей родной и когда-то святой Руси. А в южных странах, где исповедуют другие религии, там всё по-другому. В том же Китае и мусульманских странах наблюдается значительный ежегодный прирост населения. И что ждёт в будущем нашу Россию? Это знает, наверное, только один Бог.

Но, дорогие братия и сестры, когда мы вспоминаем эти конфликты, эту пролитую и до сих пор проливаемую на земле кровь, мы должны осознавать, что это мы являемся причиной всех будущих нестроений и конфликтов, всех войн, которые, может быть, придётся пережить нашим детям. Истинная причина этого будет заключаться в нас, в наших грехах, потому что с каждым новым грехом, особенно грехом серьёзным, грехом убийства накапливается зло в человеческом мире, и зло получает силу. А зло, как какой-то нарыв, рано или поздно прорывается, и льётся человеческая кровь.

Дорогие братия и сестры, мы с вами все живём в этом мире, находясь в зависимости друг от друга. Когда мы думаем о рождении или не рождении ребёнка в своей семье, что это только наше сугубо личное дело, то глубоко ошибаемся. Апостол Павел говорит, что мы все члены Тела Христова, все члены единой Церкви. Мы все созданы Богом, и во Христе мы братья и сестры, тем более в Церкви. Причащаясь Его Тела и Крови, мы становимся родственными и родными друг другу. И когда болеет кто-либо из нас, когда один из нас грешит, то это болью отзывается на жизни другого человека.

Дорогие братия и сестры! Сколько пролито крови на земле, сколько абортов совершается до сих пор. Священникам часто приходится слышать эти угрожающие цифры, на которые способен человек. Мне приходилось слышать, что некоторые женщины совершали по тридцать и по сорок абортов в своей жизни. Как можно пролить столько крови и спокойно ходить по этой земле, надеяться на своё собственное благополучие, ждать от Бога милости и надеяться на благополучную и безбедную жизнь? Как можно надеяться, чтобы у наших детей всё было благополучно, чтобы они были живы и здоровы, чтобы они были в храме и, может быть, молились вместе с нами, когда многие из нас только в предсмертный час, в одиннадцатый час своей жизни, по слову Евангелия, обрели веру и нашли дорогу к святому храму.

Дорогие братия и сестры! Таких чудес в жизни не бывает. Всё в жизни взаимосвязано, приходится нам расплачиваться за свои собственные грехи, ещё живя здесь, на земле, до дня Страшного Суда Христова, когда мы получим воздаяние за свою прожитую жизнь. Жизнь наша продолжается, значит, Господь для чего-то продлевает нашу жизнь, значит, ждёт от нас что-то — Он ждёт от нас духовного покаяния и молитвы.

Мы должны прекрасно понимать, вспоминая сегодня Рождество Христово, что Христос не просто родился когда-то две тысячи лет назад в Вифлееме, и мы вспоминаем сам факт этого, эту историю и больше ничего. Если вы обратите внимание, уже немного понимая церковно-славянский язык, что повествование о Рождестве Христовом произносится в настоящем времени: «Христос рождается» — не «родился», а «рождается», «славите». Церковь в этих словах свидетельствует о том, что рождение Христа — это реальность, это событие, которое должно повторяться ежедневно и в Вифлеемских яслях, и в святом храме Господнем. Храм тоже является Вифлеемскими яслями, потому что на жертвеннике, который стоит в алтаре, при совершении литургии вспоминается Рождество Христово. На дискос ставится звездица, которая сделана в воспоминание Вифлеемской звезды. На дискосе есть изображение вертепа и младенца Христа, повитого в яслях.

Церковь, дорогие братия и сестры, говорит нам, что событие Рождества Христова должно иметь отношение к нам и к нашей жизни. Вифлеемские ясли подлинные, самые любезные Богу должны быть сооружены в нашем сердце. На эту величайшую любовь Бога мы должны ответить своей любовью, ответной любовью. Он всегда ждёт этого ответа человека, как говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Сыне, дай мне твоё сердце». Так говорит Господь в Священном Писании. А мы своё сердце не отдаём Богу. Мы иногда прекрасно вспоминаем о Рождестве Христовом, иногда думаем о Христе, иногда думаем о Его заповедях, но нам невыносимо жить в Его присутствии. Думать о Христе можно, а жить со Христом для нас часто бывает невыносимо и неудобно.

Дорогие братия и сестры! Получается страшный парадокс такой: а для чего родился Христос? Для чего сошёл Он на эту землю и принял нашу плоть, претерпел страдания и смерть, если не видно ответной любви современных христиан, если храмы полупустые, если усердия ко Христу нет? Вифлеемские волхвы-язычники пришли ко Христу, даже не зная Его, пошли за звездой, не зная, куда она их приведёт. А мы знаем, куда идти, но не идём за этой Вифлеемской звездой. Волхвы принесли дары от своего усердия Христу, а мы хотим от Бога закрыться какими-то внешними дарами: иногда делами внешнего богоугождения, иногда постами, иногда свечами, иногда поклонами, иногда всем остальным, но только кроме нас самих и нашей жизни. Иногда мы готовы отдать что-то внешнее, только чтобы Господь не нарушал нашего сокровенного, внутреннего покоя, к которому мы привыкли.

Это о многом говорит, дорогие братия и сестры. Недаром ещё Достоевский в одном из своих произведений написал легенду о великом инквизиторе, в которой показал, что Христос-то никому не нужен. В средние века, когда в Европе была инквизиция, пришёл Христос, чтобы посмотреть, как мир живёт по Его законам. А Он оказался никому не нужным, Его никто не заметил. Он не нужен был ни первосвященникам католической церкви и, наверное, не только католической, а любой другой. Тот первосвященник, с которым говорил Христос в романе Достоевского, говорит Христу: «Уходи отсюда, не мешай нам. Мы знаем без Тебя, как нам здесь жить и как осуществлять Твои законы. А Ты иди в Своё Небесное Царство, которое не от мира сего, и там властвуй и царствуй, а здесь дай нам устраивать свою жизнь так, как нам хочется».

 Дорогие братия и сестры! Это не легенда о великом инквизиторе, а страшная быль и правда жизни. Задумаемся, дорогие братия и сестры, об этом в осмыслении праздника Рождества Христова. Дай Бог, чтобы любовь ко Христу была не только в нашем уме, но чтобы эта мысль двигала наше тело и чтобы любовь проявлялась ко Христу во всём. Когда мы с вами любим другого человека, то эта любовь становится видна для других людей. Когда наши дети, входя во взрослую жизнь, переживают эту самую счастливую пору своей жизни, когда встречают человека, с которым мечтают соединить свою жизнь, разве мы не видим, как любовь меняет человека, как светятся глаза друг у друга, как меняется человек, как весь преображается и хочет сделать и послужить чем-то для другого человека, которого он встретил на своём пути и полюбил. Любовь ко Христу точно так же должна быть выражена и реально проявляться в нашей жизни. «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой». Аминь.

27 января 2006

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! … В духовном календаре каждый воскресный день называется малой пасхой. К сожалению, мы иногда пренебрегаем святостью воскресного дня и воспринимаем его часто просто как выходной день недели, а отнюдь не как день, который посвящён Богу, и отнюдь не как день, в который Церковь вспоминает светлое Христово Воскресение. Для Христовой Церкви бесконечно важен этот момент восстания Христа из мёртвых, поэтому самый светлый, самый радостный праздник для христиан — Пасха, которая отмечается один раз в году.Церковь считает это недостаточным, и в воскресный день каждой недели она призывает христиан помнить о той победе, которая совершена Христом над дьяволом и грехом человеческим.

Вчера мы все вместе отмечали великий и всерадостный праздник Рождества Христова. Духовная радость о Христовом рождении настолько велика, что она тоже не вмещается в узкие рамки одного праздничного дня, поэтому, как и с празднованием Пасхи, святая Церковь установила период до праздника Крещения Господня называть святками или святыми днями. Поскольку радость ликования от праздника Рождества Христова преизливается изобильно, она не может вместиться в один день и как бы переливается через край, образуя священное время святок.

Наши предки более нас помнили об этих святых днях и проводили это время в период святок в непрестанной молитве и в посещении храма, потому что святыми эти дни как бы являются по воспоминаемому событию. Но святыми эти дни могут стать и от нашей жизни, если она будет иметь такой  отпечаток и признак святости по нашим делам, по нашим поступкам и по нашим словам.

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам об одном очень грустном событии, которое омрачило, казалось бы, праздник Рождества Христова. Евангелист Матфей передаёт о том, что как только ушли волхвы из той святой пещеры, где Дева Мария родила Христа, Иосиф получает повеление во сне от Ангела покинуть сей святой град и бежать в Египет, потому что Ирод ищет убить Младенца, который родился в святом граде Вифлееме ради нашего спасения. Иосиф, уже извещённый заранее о том, чтобы он принял Марию, которая обручена была его женой, не смущался, а был покорным Богу и радовался, восхваляя Бога за то, что Господь сподобил его послужить делу Своего воплощения, делу рождения Бога на земле. Иосиф беспрекословно повинуется повелению Ангела, они собирают все свои немногочисленные вещи, что были в той пещере, забирают Божественного Младенца и уходят в Египет.

А Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, которые, поклонившись Младенцу, отошли в свою страну иным путём и не известили Ирода о месте рождения Христа, издаёт повеление избить, истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях в возрасте от двух лет и ниже.   Воины, отправленные Иродом выполнять этот страшный приказ, находили только начавшуюся жизнь, уничтожали младенцев, вырывали их из рук матерей и предавали смерти. Весь Вифлеем  и его пределы были залиты кровью. Естественно, что после такого злодеяния вся земля была наполнена стонами, рыданиями, воплями родителей об этом бесчеловечном убиении. Наверное, в адрес Ирода, этого тирана, предтечи антихриста, неслось множество проклятий и обвинений. Всего Иродом было уничтожено около четырнадцати тысяч младенцев.

Дорогие братия и сестры! Если кого из вас Господь сподобил быть в святом Иерусалиме и в святом граде Вифлееме, в храме Рождества Христова, наверное, посещал придел, который посвящён этим невинно убиенным младенцам. Там за небольшой стеклянной витриной хранятся останки, косточки этих младенцев. Целая витрина маленьких, ещё не окрепших косточек, которые удалось собрать и сохранить как напоминание о таком безумии человеческом, о бесовской, демонической злобе, которая может одержать и может овладеть тем или иным человеком.

Как совместить эти два события — рождение Христа и убийство младенцев? Как можно пережить это и не утратить радость от Его светлого Рождества и радость от пришествия Бога на землю? Ведь мы с вами в рождественских песнопениях поём полные духовой радости и ликования слова: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». «На земле мир» — Церковь говорит, что с Рождества Христова на земле должен быть мир. Но где он?

К сожалению, дорогие братия и сестры, этот мир, принесённый на землю Христом, должен был быть и на земле во всём проявлении, в полном и буквальном смысле этого слова, но уже через несколько дней после Его Рождения был утерян, потому что люди были недостойны воспринять этот великий дар Божий. Вся наша земля с того страшного злодеяния, с истребления младенцев заливается кровью и по сей день. Сколько было таких преступлений совершено за весь период человеческой истории, истории мировой, истории нашей страны? Мы можем вспомнить все войны, все бедствия, которые народ пережил и вынес на своих плечах. Только в ХХ веке в нашей стране произошли и три революции, и гражданская война, и Великая Отечественная война, и другие конфликты и освободительные войны, которые коснулись, так или иначе, нашей России. Из недавних можно вспомнить Афганистан, Чечню и многие-многие другие места, где вспыхивали очаги человеческой ненависти и человеческого безумия, потому что все конфликты, все убийства и войны порождаются человеческой гордыней, человеческим грехом, когда тот или иной человек, от которого зависят судьбы мира, попадает под особое воздействие дьявола и начинает творить его волю.

Итак, дорогие братия и сестры, мир действительно был принесён Христом, но люди не умеют его сохранять. И причина этого не в Боге, не в том, что Он недостаточный дар принёс на землю, а причина в человеке, потому что человек обладает свободной волей, такой волей и таким даром, перед которым, можно сказать, бессилен Сам Бог. Многие философы в средние века из школы так называемого схоластического богословия задавали такой вопрос: «А может ли Бог сотворить такой камень, который Он не мог бы Сам поднять?» Казалось бы, раз Он Бог, то может сотворить всё, что угодно, всё, что только может представить себе и помыслить человек и всё, что только может представить Себе Бог.

С одной стороны это так, дорогие братия и сестры, но всякое божественное творение имеет смысл. Оно не бывает само по себе, без всякой цели и значения, например, для утверждения могущества силы и славы, ради чего способен иногда на мнимые подвиги каждый из нас. Только человек для своего собственного самоутверждения может подчас совершать такие поступки, которые не имеют никакого смысла и значения; поступки, от которых бывает потом стыдно и больно за бесцельно прожитые мгновения жизни. Но Бог просто так никогда не творит и не совершает чудес, которые не имели бы внутреннего, духовного смысла.

А богословы ответили на эту загадку следующим образом. Да, Бог мог сотворить такой груз, который Он Сам не смог поднять — это человек со свободной волей, потому что перед этой волей Сам Бог бессилен, и Бог никогда не отнимает у человека свободу. Бог ждёт ответного дара от человека, давая ему всё в жизни — все блага: и материальные, и духовные. Но Он даёт тогда, когда их ищет человек и тогда, когда человек бывает благодарен за них.

Итак, дорогие братия и сестры, причина всех войн и злодеяний, всей крови, пролитой на земле от первого убийства — убийства Авеля, которое совершил Каин, старший сын Адама, впервые обагрив землю кровью, до самых последних событий, которые длятся до сих пор в той же Чечне — всё порождено человеческим грехом и человеческим безумием. Сколько было этих иродов в истории рода человеческого? Сколько было этих выродков в нашей стране, начиная от самого «великого вождя», затем его продолжателей — и Троцкий, и Сталин, и Хрущев, и другие. Мы об этом с вами, к сожалению, мало что знаем. В советское время об этом вообще было нереально и опасно говорить, а ведь сколько людей, сколько русских людей, наших с вами отцов, дедов и прадедов было бесследно увезено на «черном вороне» и которые окончили свою жизнь в застенках НКВД, в сталинских лагерях (ГУЛАГ), на Соловецком острове и во многих других местах — миллионы людей. Историки говорят о том, что в кровавой мясорубке Великой Отечественной войны погибло людей, как минимум, двадцать миллионов. А при Сталине было уничтожено и истреблено во много раз больше людей, чем во время самой страшной и самой кровавой Великой Отечественной войны. Откуда такая ненависть в этих людях? Оттуда же, откуда и у Ирода — это боязнь за свою собственную жизнь, за свою собственную карьеру, стремление до последнего мгновения не упустить эту шаткую власть из своих рук.

Дорогие братия и сестры! Мы с ужасом вспоминаем об этих четырнадцати тысячах невинно убиенных младенцев. Святитель Филарет, митрополит московский, называет их телохранителями Господними, которые за Него отдали свои невинные души и явились первыми мучениками христианской Церкви. В чём был смысл их страданий, в чем был смысл их смерти? Дорогие братия и сестры! Наверное, мы можем справедливо сказать, что смысл их смерти состоял в том, в чём есть смысл смерти каждого человека, когда он душу свою отдаёт за других — чтобы жизнь продолжалась на земле и чтобы положить хотя бы на некоторое время преграду к греху и беззаконию, которые преизливаются по всей земле.

Откуда у нас, современных христиан, у наших современных матерей такая ненависть к своим собственным детям, когда они не дают им родиться, уничтожая их ещё прежде того, как их очи увидят Божий свет? Многие из  нас, живущих и стоящих здесь, повинны в этих грехах. Те, кто умеют считать, называют цифру восемь миллионов детей. Восемь миллионов младенцев ежегодно не рождаются только в России. По сравнению с этой цифрой ежегодного уничтожения и ежегодного убийства детей, что значат те цифры, которые мы упоминаем при убийстве Вифлеемских младенцев. Можно сравнить все конфликты и всю кровь, которая проливалась когда-либо в войнах, с тем безумием, которое совершается ежедневно, совершается с холодностью и безразличием.

Что побуждает нас с вами идти на эти поступки? Да то же, что и двигало Иродом, та же боязнь за свою собственную жизнь, осознание того, что эта жизнь, которая затеплилась, которая обозначилась в организме матери, без сомнения, изменит нашу собственную жизнь. Мы должны будем жить по-другому, мы не сможем многого тогда сделать. Мы должны менять свою жизнь. Рождение детей ограничивает свободу, не даёт жить на широкую ногу и принадлежать самому себе; не даёт жить по тому принципу, по которому мы часто, к сожалению,  желаем, чтобы  и наши дети жили «в своё удовольствие». Человек, когда живёт в своё удовольствие, всегда становится врагом  Христу.

Дорогие братия и сестры, как страшно это осознавать! Ведь Россия наша, помимо этого фактора, и так вымирает. Каждый год убывает наше население, потому что нет притока новых сил, мало рождается детей, и смертность, как какая-то безжалостная чума, широким потоком разливается по нашей родной и когда-то святой Руси. А в южных странах, где исповедуют другие религии, там всё по-другому. В том же Китае и мусульманских странах наблюдается значительный ежегодный прирост населения. И что ждёт в будущем нашу Россию? Это знает, наверное, только один Бог.

Но, дорогие братия и сестры, когда мы вспоминаем эти конфликты, эту пролитую и до сих пор проливаемую на земле кровь, мы должны осознавать, что это мы являемся причиной всех будущих нестроений и конфликтов, всех войн, которые, может быть, придётся пережить нашим детям. Истинная причина этого будет заключаться в нас, в наших грехах, потому что с каждым новым грехом, особенно грехом серьёзным, грехом убийства накапливается зло в человеческом мире, и зло получает силу. А зло, как какой-то нарыв, рано или поздно прорывается, и льётся человеческая кровь.

Дорогие братия и сестры, мы с вами все живём в этом мире, находясь в зависимости друг от друга. Когда мы думаем о рождении или не рождении ребёнка в своей семье, что это только наше сугубо личное дело, то глубоко ошибаемся. Апостол Павел говорит, что мы все члены Тела Христова, все члены единой Церкви. Мы все созданы Богом, и во Христе мы братья и сестры, тем более в Церкви. Причащаясь Его Тела и Крови, мы становимся родственными и родными друг другу. И когда болеет кто-либо из нас, когда один из нас грешит, то это болью отзывается на жизни другого человека.

Дорогие братия и сестры! Сколько пролито крови на земле, сколько абортов совершается до сих пор. Священникам часто приходится слышать эти угрожающие цифры, на которые способен человек. Мне приходилось слышать, что некоторые женщины совершали по тридцать и по сорок абортов в своей жизни. Как можно пролить столько крови и спокойно ходить по этой земле, надеяться на своё собственное благополучие, ждать от Бога милости и надеяться на благополучную и безбедную жизнь? Как можно надеяться, чтобы у наших детей всё было благополучно, чтобы они были живы и здоровы, чтобы они были в храме и, может быть, молились вместе с нами, когда многие из нас только в предсмертный час, в одиннадцатый час своей жизни, по слову Евангелия, обрели веру и нашли дорогу к святому храму.

Дорогие братия и сестры! Таких чудес в жизни не бывает. Всё в жизни взаимосвязано, приходится нам расплачиваться за свои собственные грехи, ещё живя здесь, на земле, до дня Страшного Суда Христова, когда мы получим воздаяние за свою прожитую жизнь. Жизнь наша продолжается, значит, Господь для чего-то продлевает нашу жизнь, значит, ждёт от нас что-то — Он ждёт от нас духовного покаяния и молитвы.

Мы должны прекрасно понимать, вспоминая сегодня Рождество Христово, что Христос не просто родился когда-то две тысячи лет назад в Вифлееме, и мы вспоминаем сам факт этого, эту историю и больше ничего. Если вы обратите внимание, уже немного понимая церковно-славянский язык, что повествование о Рождестве Христовом произносится в настоящем времени: «Христос рождается» — не «родился», а «рождается», «славите». Церковь в этих словах свидетельствует о том, что рождение Христа — это реальность, это событие, которое должно повторяться ежедневно и в Вифлеемских яслях, и в святом храме Господнем. Храм тоже является Вифлеемскими яслями, потому что на жертвеннике, который стоит в алтаре, при совершении литургии вспоминается Рождество Христово. На дискос ставится звездица, которая сделана в воспоминание Вифлеемской звезды. На дискосе есть изображение вертепа и младенца Христа, повитого в яслях.

Церковь, дорогие братия и сестры, говорит нам, что событие Рождества Христова должно иметь отношение к нам и к нашей жизни. Вифлеемские ясли подлинные, самые любезные Богу должны быть сооружены в нашем сердце. На эту величайшую любовь Бога мы должны ответить своей любовью, ответной любовью. Он всегда ждёт этого ответа человека, как говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Сыне, дай мне твоё сердце». Так говорит Господь в Священном Писании. А мы своё сердце не отдаём Богу. Мы иногда прекрасно вспоминаем о Рождестве Христовом, иногда думаем о Христе, иногда думаем о Его заповедях, но нам невыносимо жить в Его присутствии. Думать о Христе можно, а жить со Христом для нас часто бывает невыносимо и неудобно.

Дорогие братия и сестры! Получается страшный парадокс такой: а для чего родился Христос? Для чего сошёл Он на эту землю и принял нашу плоть, претерпел страдания и смерть, если не видно ответной любви современных христиан, если храмы полупустые, если усердия ко Христу нет? Вифлеемские волхвы-язычники пришли ко Христу, даже не зная Его, пошли за звездой, не зная, куда она их приведёт. А мы знаем, куда идти, но не идём за этой Вифлеемской звездой. Волхвы принесли дары от своего усердия Христу, а мы хотим от Бога закрыться какими-то внешними дарами: иногда делами внешнего богоугождения, иногда постами, иногда свечами, иногда поклонами, иногда всем остальным, но только кроме нас самих и нашей жизни. Иногда мы готовы отдать что-то внешнее, только чтобы Господь не нарушал нашего сокровенного, внутреннего покоя, к которому мы привыкли.

Это о многом говорит, дорогие братия и сестры. Недаром ещё Достоевский в одном из своих произведений написал легенду о великом инквизиторе, в которой показал, что Христос-то никому не нужен. В средние века, когда в Европе была инквизиция, пришёл Христос, чтобы посмотреть, как мир живёт по Его законам. А Он оказался никому не нужным, Его никто не заметил. Он не нужен был ни первосвященникам католической церкви и, наверное, не только католической, а любой другой. Тот первосвященник, с которым говорил Христос в романе Достоевского, говорит Христу: «Уходи отсюда, не мешай нам. Мы знаем без Тебя, как нам здесь жить и как осуществлять Твои законы. А Ты иди в Своё Небесное Царство, которое не от мира сего, и там властвуй и царствуй, а здесь дай нам устраивать свою жизнь так, как нам хочется».

 Дорогие братия и сестры! Это не легенда о великом инквизиторе, а страшная быль и правда жизни. Задумаемся, дорогие братия и сестры, об этом в осмыслении праздника Рождества Христова. Дай Бог, чтобы любовь ко Христу была не только в нашем уме, но чтобы эта мысль двигала наше тело и чтобы любовь проявлялась ко Христу во всём. Когда мы с вами любим другого человека, то эта любовь становится видна для других людей. Когда наши дети, входя во взрослую жизнь, переживают эту самую счастливую пору своей жизни, когда встречают человека, с которым мечтают соединить свою жизнь, разве мы не видим, как любовь меняет человека, как светятся глаза друг у друга, как меняется человек, как весь преображается и хочет сделать и послужить чем-то для другого человека, которого он встретил на своём пути и полюбил. Любовь ко Христу точно так же должна быть выражена и реально проявляться в нашей жизни. «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой». Аминь.

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00