Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Притча о богатом юноше

Дорогие братия и сестры! Сегодня, в воскресный день, когда завершается праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, помимо неисчерпаемого богатства духовного назидания, которое исходит от этого праздника, от Самой Пречистой Преблаго-словенной Девы Марии, Церковь предлагает нам ещё одно воскресное евангельское чтение, которое рассказывает об одном эпизоде земной жизни Спасителя.

Однажды ко Христу подошёл богатый юноша и, пав перед Ним на колени, задал такой вопрос: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В этом обращении видно благочестие этого юноши, хотя бы в том, что он падает на колени перед Спасителем. Будучи человеком состоятельным, богатым и в силу этого будучи, без сомнения, известным народу, он на глазах у всех, не обращая ни на кого внимания, падает на колени перед Спасителем. Этот поступок требует смирения, требует какого-то подвига, который, порой, недоступен для многих из нас, тем более для людей светских, облечённых властью в плане проявления их веры в Бога.

Этот юноша обращается ко Христу с такими словами: «Учитель благий». Он во Христе  видел только учителя, только проповедника, в конечном счёте, только человека, но не Бога. И поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Он возвышает веру этого юноши и, отвечая на его вопрос, говорит совершенно обычные слова: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Юношу не удовлетворил этот ответ. Он пришёл в замешательство. Зная заповеди, он интуитивно понимал, что исполнения ветхозаветных заповедей недостаточно для спасения. И поэтому, придя в недоумение, он спросил: «Каких заповедей?» Может быть, речь шла не тех десяти заповедях, о которых он думал? Может быть, есть ещё какие-то незнакомые для  него заповеди, сокрытые в глубинах Священного Писания, доступные только учителям, знатокам Священного Писания? А Господь отвечает ему, напоминая эти заповеди: не убий, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать, возлюби ближнего своего, как самого себя.

Этот ответ Спасителя очень интересен. В чем? На первый взгляд, человек не замечает ничего особенного, но Господь напоминает эти заповеди юноше совершенно в другом изложении, в другом порядке, не в том, как они написаны в Библии, в книге «Исход» или Второзаконии. А начинает с тех заповедей, которые более приложимы к жизни именно этого юноши: не убий, не прелюбы сотвори. 

Перед Христом стоял богатый юноша. Как в наше время, так и в те времена, богатство открывало все двери перед человеком, и для него ничего недоступного и невозможного не было в жизни по той пословице, что за деньги купить можно всё. Господь напоминает этому молодому и богатому юноше те заповеди, на которые он меньше всего обращал своё внимание. Мы не можем себе представить, чтобы он был повинен в неисполнении, например, заповеди «не убий» в прямом смысле слова, это  вряд ли могло быть. Не случайно Господь начал изложение этих заповедей не с первой, которая повелевает почитать истинного Бога, а с этой заповеди. Наверное, потому что какое-то немилосердное отношение к людям было в его жизни. Может быть, он оправдывал это своим положением, своим статусом. Может быть, относился к людям, как к рабам. Может быть, имел рабов и немилосердно относился к ним и так далее.

Вторая заповедь, которую напоминает Спаситель, была «не прелюбы сотвори». В обычном изложении, в десятисловии, это седьмая заповедь, а здесь Господь напоминает юноше об этой заповеди во вторую очередь. Почему? Многие соблазнялись, неужели Господь как-то случайно другой порядок заповедей напоминает этому юноше, или ещё более страшно помыслить, может быть, забыл их и передаёт в другом, свободном изложении.

Нет, здесь, дорогие братия и сестры, порядок перечисления этих заповедей носил именно такое живое, действенное обращение к совести этого человека — второй Он упоминает заповедь седьмую о недопустимости блудных грехов в жизни человека, потому что именно к молодости и к богатству этот грех чаще всего прилагается как очень мощное искушение в силу этих двух вещей: молодости и богатства.

Юноша сразу, наверное, не обратился к глубинам своей совести, понимая заповеди буквально и формально, как они читаются, без глубокого в них проникновения, он ответил Спасителю, что всё это он сохранил от юности своей. Действительно, определенное благочестие и, по крайне мере, понимание Ветхого Завета, несомненно, было в жизни этого юноши. В его словах не было прямого лукавства и лжи, когда он сказал, что сохранил всё от юности своей. Он старался быть благочестивым человеком по иудейской традиции.

Другой евангелист, Марк, передаёт даже такую очень примечательную деталь в поведении Христа. Он говорит, что Христос посмотрел на этого юношу и полюбил его. Полюбил его за стремление к исполнению заповедей, за то, что, исполняя их, он в глубине души чувствовал сам, что недостаточно делает.

Дай Бог, чтобы чувство своей греховности было присуще каждому из нас, потому что, к сожалению, большинство людей не видят своих грехов, оценивают себя только теми статьями законов, уголовного кодекса, которые наказываются правоохранительными органами или государством. Если в них человек не повинен, он не видит своих грехов, не умеет каяться, не считает это нужным и так далее.

Дай Бог, чтобы чувство греха, чувство своего недостоинства было всегда присуще нашей жизни, тогда и мы услышим или почувствуем в своей жизни  исполнение этих слов, что когда Христос посмотрел на этого юношу, Он полюбил его. Он полюбит и каждого из нас, и любит, несомненно, если только в нас есть основание для Божественной любви. Этим основанием является смирение. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

Юноша говорит, что все это он исполнил от юности своей. Что ещё он не исполнил, чтобы наследовать ему жизнь вечную? Господь отвечает ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Услышав эти слова, юноша отошёл с печалью и больше не захотел продолжать разговор. Он отошёл с грустью в сердце, потому что был очень богатым. И Господь, увидев, что  богатство в жизни этого юноши оказалось сильнее любых других самых возвышенных и святых идей, сказал, обращаясь к ученикам: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши».

Словосочетание «игольные уши» святые отцы понимали в двух смыслах. Иногда под словом «верблюд» имелся в виду толстый корабельный канат, на котором опускают якорь в море. А иногда рассматривали это выражение в историческом контексте. Были одни ворота в крепостной стене Иерусалима, очень низкие, которые не закрывались на ночь. Особенно корыстолюбивые купцы, которые не хотели платить пошлину за въезд в город для торговли, ночью незаметно опускали верблюдов своих на землю и почти лежачими затаскивали через эти ворота в ночной Иерусалим. Это было крайне неудобно, только особая корысть торговцев могла заставить животное протиснуться сквозь нереально узкий проход, очень узкие ворота, чтобы бесплатно проникнуть внутрь города. Этим образом, понятным для современников, Господь говорит, что точно так же невозможно и богатому войти в Царство Небесное.

Дорогие братия и сестры!  В Священном Писании вообще и в Евангелии в частности нигде нет такой заповеди, что надо сегодня или завтра продавать всё, что человек имеет — всё имущество идти продавать или раздавать нищим. Такой заповеди нет. Ответ Господа в сегодняшнем евангельском отрывке был сказан применительно к конкретной жизни этого юноши, желая показать ему и нам с вами, чтобы материальные блага не обладали сердцем человека, чтобы они не становились смыслом его жизни.

В Ветхом Завете ещё премудрый Соломон говорил такие слова: «когда богатство течёт в твои руки, не прилагай к нему сердце». Это не твои блага, это Божии дары, потому что нагим ты приходишь в этот мир, нагим и уйдешь, ничего не возьмёшь отсюда. Мы только пользователи этих благ, причём совершенно на короткое время.

Господь по-разному устраивает жизнь человека. Одному даёт изобилие материальных благ, иногда вопреки всем его поступкам в жизни — как манна с неба иногда падает на человека. Другой достигает материальных благ титаническим трудом, природной склонностью к правильному ведению домашнего хозяйства и так далее, всякие есть способы. Есть неправедные способы приобретения материальных благ, когда человек всё забывает и видит в жизни одну цель – собственное обогащение. Всё это бывает по-разному, и задача человека, христианина состоит в том, чтобы быть довольным и благодарным Богу в том состоянии и в том положении, в которое ты поставлен сегодня, чтобы не было ропота на свою многоскорбную и крайне бедную жизнь. Чтобы не было зависти к людям более успешным в жизни, состоятельным.

У нас, к сожалению, перевернулось сознание, наверное, с начала ХХ века, когда в богатстве стали видеть все грехи, во множестве присущие людям, а в бедности видят синоним праведной жизни. Это абсолютнейшее заблуждение, которое навеяно завистью, злобой, какими-то революционными мотивами и так далее. Бедность далеко не всегда бывает праведной. Она бывает исполненной бесчисленными грехами: и  завистью, и злобой, и ненавистью, в которых вообще нет ничего христианского и близко.

Дорогие братия и сестры! Наша с вами задача — в понимании этого Евангелия: быть благодарными Богу за своё сегодняшнее, настоящее положение и за свою жизнь. Что даёт Господь — за это слава и благодарение Ему, потому что и этих благ мы с вами далеко не всегда бываем достойны. Это Его божественные дары, иногда по сугубой милости Божией, иногда по молитвам каких-то  близких, родных, живых или мёртвых. И дай Бог, чтобы духовные ценности, спасение своей души, обращение к Богу и молитва главенствовали в нашей жизни, а все наши мысли, всё наше время, всё наше внимание занимал Господь.

Например, у преподобного Силуана Афонского спрашивали: как проверить, любит человек Бога или нет? И он отвечал очень просто, он был из русских крестьян. Он говорил: «Представим себе, что один человек любит другого, особенно в юности, когда вспыхивает первая любовь: такая прекрасная, романтичная, возвышенная, иногда даже нереальная для жизни. Какие чувства тогда обладают человеком? Он о любимом своём всегда думает, где бы он ни был. Он работать не может, о нём думает. Он заснуть не может, днём и ночью всё думает о нём, как он встретится с ним завтра, о чём будет говорить и так далее».

На этом примере Силуан Афонский говорил, что так же, когда ты любишь человека и  вспоминаешь о нём, так и человек, который любит Бога, о Нём всегда вспоминает. Не только в течение двух-трёх минут молитв утренних или вечерних, или не тогда, когда скорби в угол загонят, что кроме Бога обратиться не к кому, а всегда: на работе, засыпая, вставая, за любыми делами думать о Боге. Тогда, действительно, духовные ценности будут первостепенными в нашей жизни. И тогда Господь в нашей жизни исполнит эти слова: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде его, а всё остальное, что надо вам, приложится». Аминь.

4 сентября 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодня, в воскресный день, когда завершается праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, помимо неисчерпаемого богатства духовного назидания, которое исходит от этого праздника, от Самой Пречистой Преблаго-словенной Девы Марии, Церковь предлагает нам ещё одно воскресное евангельское чтение, которое рассказывает об одном эпизоде земной жизни Спасителя.

Однажды ко Христу подошёл богатый юноша и, пав перед Ним на колени, задал такой вопрос: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В этом обращении видно благочестие этого юноши, хотя бы в том, что он падает на колени перед Спасителем. Будучи человеком состоятельным, богатым и в силу этого будучи, без сомнения, известным народу, он на глазах у всех, не обращая ни на кого внимания, падает на колени перед Спасителем. Этот поступок требует смирения, требует какого-то подвига, который, порой, недоступен для многих из нас, тем более для людей светских, облечённых властью в плане проявления их веры в Бога.

Этот юноша обращается ко Христу с такими словами: «Учитель благий». Он во Христе  видел только учителя, только проповедника, в конечном счёте, только человека, но не Бога. И поэтому Господь поправляет его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Он возвышает веру этого юноши и, отвечая на его вопрос, говорит совершенно обычные слова: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Юношу не удовлетворил этот ответ. Он пришёл в замешательство. Зная заповеди, он интуитивно понимал, что исполнения ветхозаветных заповедей недостаточно для спасения. И поэтому, придя в недоумение, он спросил: «Каких заповедей?» Может быть, речь шла не тех десяти заповедях, о которых он думал? Может быть, есть ещё какие-то незнакомые для  него заповеди, сокрытые в глубинах Священного Писания, доступные только учителям, знатокам Священного Писания? А Господь отвечает ему, напоминая эти заповеди: не убий, не прелюбы сотвори, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать, возлюби ближнего своего, как самого себя.

Этот ответ Спасителя очень интересен. В чем? На первый взгляд, человек не замечает ничего особенного, но Господь напоминает эти заповеди юноше совершенно в другом изложении, в другом порядке, не в том, как они написаны в Библии, в книге «Исход» или Второзаконии. А начинает с тех заповедей, которые более приложимы к жизни именно этого юноши: не убий, не прелюбы сотвори. 

Перед Христом стоял богатый юноша. Как в наше время, так и в те времена, богатство открывало все двери перед человеком, и для него ничего недоступного и невозможного не было в жизни по той пословице, что за деньги купить можно всё. Господь напоминает этому молодому и богатому юноше те заповеди, на которые он меньше всего обращал своё внимание. Мы не можем себе представить, чтобы он был повинен в неисполнении, например, заповеди «не убий» в прямом смысле слова, это  вряд ли могло быть. Не случайно Господь начал изложение этих заповедей не с первой, которая повелевает почитать истинного Бога, а с этой заповеди. Наверное, потому что какое-то немилосердное отношение к людям было в его жизни. Может быть, он оправдывал это своим положением, своим статусом. Может быть, относился к людям, как к рабам. Может быть, имел рабов и немилосердно относился к ним и так далее.

Вторая заповедь, которую напоминает Спаситель, была «не прелюбы сотвори». В обычном изложении, в десятисловии, это седьмая заповедь, а здесь Господь напоминает юноше об этой заповеди во вторую очередь. Почему? Многие соблазнялись, неужели Господь как-то случайно другой порядок заповедей напоминает этому юноше, или ещё более страшно помыслить, может быть, забыл их и передаёт в другом, свободном изложении.

Нет, здесь, дорогие братия и сестры, порядок перечисления этих заповедей носил именно такое живое, действенное обращение к совести этого человека — второй Он упоминает заповедь седьмую о недопустимости блудных грехов в жизни человека, потому что именно к молодости и к богатству этот грех чаще всего прилагается как очень мощное искушение в силу этих двух вещей: молодости и богатства.

Юноша сразу, наверное, не обратился к глубинам своей совести, понимая заповеди буквально и формально, как они читаются, без глубокого в них проникновения, он ответил Спасителю, что всё это он сохранил от юности своей. Действительно, определенное благочестие и, по крайне мере, понимание Ветхого Завета, несомненно, было в жизни этого юноши. В его словах не было прямого лукавства и лжи, когда он сказал, что сохранил всё от юности своей. Он старался быть благочестивым человеком по иудейской традиции.

Другой евангелист, Марк, передаёт даже такую очень примечательную деталь в поведении Христа. Он говорит, что Христос посмотрел на этого юношу и полюбил его. Полюбил его за стремление к исполнению заповедей, за то, что, исполняя их, он в глубине души чувствовал сам, что недостаточно делает.

Дай Бог, чтобы чувство своей греховности было присуще каждому из нас, потому что, к сожалению, большинство людей не видят своих грехов, оценивают себя только теми статьями законов, уголовного кодекса, которые наказываются правоохранительными органами или государством. Если в них человек не повинен, он не видит своих грехов, не умеет каяться, не считает это нужным и так далее.

Дай Бог, чтобы чувство греха, чувство своего недостоинства было всегда присуще нашей жизни, тогда и мы услышим или почувствуем в своей жизни  исполнение этих слов, что когда Христос посмотрел на этого юношу, Он полюбил его. Он полюбит и каждого из нас, и любит, несомненно, если только в нас есть основание для Божественной любви. Этим основанием является смирение. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.

Юноша говорит, что все это он исполнил от юности своей. Что ещё он не исполнил, чтобы наследовать ему жизнь вечную? Господь отвечает ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Услышав эти слова, юноша отошёл с печалью и больше не захотел продолжать разговор. Он отошёл с грустью в сердце, потому что был очень богатым. И Господь, увидев, что  богатство в жизни этого юноши оказалось сильнее любых других самых возвышенных и святых идей, сказал, обращаясь к ученикам: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши».

Словосочетание «игольные уши» святые отцы понимали в двух смыслах. Иногда под словом «верблюд» имелся в виду толстый корабельный канат, на котором опускают якорь в море. А иногда рассматривали это выражение в историческом контексте. Были одни ворота в крепостной стене Иерусалима, очень низкие, которые не закрывались на ночь. Особенно корыстолюбивые купцы, которые не хотели платить пошлину за въезд в город для торговли, ночью незаметно опускали верблюдов своих на землю и почти лежачими затаскивали через эти ворота в ночной Иерусалим. Это было крайне неудобно, только особая корысть торговцев могла заставить животное протиснуться сквозь нереально узкий проход, очень узкие ворота, чтобы бесплатно проникнуть внутрь города. Этим образом, понятным для современников, Господь говорит, что точно так же невозможно и богатому войти в Царство Небесное.

Дорогие братия и сестры!  В Священном Писании вообще и в Евангелии в частности нигде нет такой заповеди, что надо сегодня или завтра продавать всё, что человек имеет — всё имущество идти продавать или раздавать нищим. Такой заповеди нет. Ответ Господа в сегодняшнем евангельском отрывке был сказан применительно к конкретной жизни этого юноши, желая показать ему и нам с вами, чтобы материальные блага не обладали сердцем человека, чтобы они не становились смыслом его жизни.

В Ветхом Завете ещё премудрый Соломон говорил такие слова: «когда богатство течёт в твои руки, не прилагай к нему сердце». Это не твои блага, это Божии дары, потому что нагим ты приходишь в этот мир, нагим и уйдешь, ничего не возьмёшь отсюда. Мы только пользователи этих благ, причём совершенно на короткое время.

Господь по-разному устраивает жизнь человека. Одному даёт изобилие материальных благ, иногда вопреки всем его поступкам в жизни — как манна с неба иногда падает на человека. Другой достигает материальных благ титаническим трудом, природной склонностью к правильному ведению домашнего хозяйства и так далее, всякие есть способы. Есть неправедные способы приобретения материальных благ, когда человек всё забывает и видит в жизни одну цель – собственное обогащение. Всё это бывает по-разному, и задача человека, христианина состоит в том, чтобы быть довольным и благодарным Богу в том состоянии и в том положении, в которое ты поставлен сегодня, чтобы не было ропота на свою многоскорбную и крайне бедную жизнь. Чтобы не было зависти к людям более успешным в жизни, состоятельным.

У нас, к сожалению, перевернулось сознание, наверное, с начала ХХ века, когда в богатстве стали видеть все грехи, во множестве присущие людям, а в бедности видят синоним праведной жизни. Это абсолютнейшее заблуждение, которое навеяно завистью, злобой, какими-то революционными мотивами и так далее. Бедность далеко не всегда бывает праведной. Она бывает исполненной бесчисленными грехами: и  завистью, и злобой, и ненавистью, в которых вообще нет ничего христианского и близко.

Дорогие братия и сестры! Наша с вами задача — в понимании этого Евангелия: быть благодарными Богу за своё сегодняшнее, настоящее положение и за свою жизнь. Что даёт Господь — за это слава и благодарение Ему, потому что и этих благ мы с вами далеко не всегда бываем достойны. Это Его божественные дары, иногда по сугубой милости Божией, иногда по молитвам каких-то  близких, родных, живых или мёртвых. И дай Бог, чтобы духовные ценности, спасение своей души, обращение к Богу и молитва главенствовали в нашей жизни, а все наши мысли, всё наше время, всё наше внимание занимал Господь.

Например, у преподобного Силуана Афонского спрашивали: как проверить, любит человек Бога или нет? И он отвечал очень просто, он был из русских крестьян. Он говорил: «Представим себе, что один человек любит другого, особенно в юности, когда вспыхивает первая любовь: такая прекрасная, романтичная, возвышенная, иногда даже нереальная для жизни. Какие чувства тогда обладают человеком? Он о любимом своём всегда думает, где бы он ни был. Он работать не может, о нём думает. Он заснуть не может, днём и ночью всё думает о нём, как он встретится с ним завтра, о чём будет говорить и так далее».

На этом примере Силуан Афонский говорил, что так же, когда ты любишь человека и  вспоминаешь о нём, так и человек, который любит Бога, о Нём всегда вспоминает. Не только в течение двух-трёх минут молитв утренних или вечерних, или не тогда, когда скорби в угол загонят, что кроме Бога обратиться не к кому, а всегда: на работе, засыпая, вставая, за любыми делами думать о Боге. Тогда, действительно, духовные ценности будут первостепенными в нашей жизни. И тогда Господь в нашей жизни исполнит эти слова: «Заботьтесь прежде о Царствии Божием и правде его, а всё остальное, что надо вам, приложится». Аминь.

Предыдущая проповедь

21 августа 2011

Попразднство Преображения Господня. Исцеление бесноватого отрока
Следующая проповедь

18 сентября 2011

Притча о брачном пире

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00