Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Пред Великим Постом

   Дорогие братия и сестры, сегодня  преддверие Великого поста. Он открывает для всех нас свои спасительные двери с завтрашнего дня. И как к последнему средству, которое может убедить и  подтолкнуть человека к покаянию и к исправлению жизни, Церковь прибегает сегодня к важному аргументу. Сегодня вспоминается та трагедия, катастрофа, которая случилась в начале истории человеческого рода, когда Адам и Ева захотели жить без Бога. И в результате этого восстания, этого предательства Бога, в жизни прародителей, и в нашей с вами жизни – жизни их потомков, произошли катастрофические изменения, которые стали тяготеть над родом человеческим. Эти изменения сделали жизнь нашу совсем другой. Не такой, как задумал её Бог для каждого из нас. После грехопадения прекратились Божественные токи, поддерживающие жизнь и бессмертие человека, он оказался один на один с самим собой. И врата Рая —  необыкновенного, уникального места на земле, созданного Богом, стали затворены для нас. Херувим с пламенным мечом стал закрывать вход в Рай, и для человека вхождения туда, пребывание там стало уже невозможным.

Когда Адам лишился всего этого, он долгие годы своей жизни безутешно плакал и рыдал. И сегодняшнее песнопение перед Причащением, которое исполнял наш хор, говорит об этом плаче Адама: «О раю, к тому твоея сладости не наслаждуся: к тому не узрю Господа и Бога моего и Создателя» (стихира «Седе Адам»). Во многих ярких эпитетах и сравнениях  Церковь выражает эту скорбь Адама, которую он изливал перед Богом, стоя перед закрытыми вратами Рая, который он безвозвратно потерял.

   Что же произошло с жизнью прародителей, кроме изгнания из Рая? Понятно, что пресеклось и стало невозможным естественное, близкое общение с Богом, которое имел Адам в Раю. Он беседовал с Богом лицом к лицу, как со своим Другом. Как сказано об этом на первых страницах Библии: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». (Быт. 3;8) В этом состояло величайшее счастье и само блаженство, которое было выше всего самого Рая.

В Раю находилось всё необходимое для жизни человека. Подумать только!  Мы даже представить себе не можем, что Адаму ничего не надо было делать для сохранения своей жизни, и для её продолжения. Ему не надо было думать, что есть, что пить, во что одеться, как заработать на хлеб насущный, где его взять, как обрабатывать землю, что делать, где трудиться — ничего не надо было делать.

   Вы скажете: «вот бы нам так»! Может, кто-то и сподобится, дорогие братия и сестры, но уже не в этой жизни, а вечности. А пока надо молиться и просить у Господа об этой милости, и, проводя жизнь нравственную, христианскую, показывать, что мы желаем наследовать райские обители.

Любые плоды, самые необыкновенные, самые превосходные, давал Рай человеку. Изредка позволяя себе пребывание на том или ином курорте, например, на берегу Лазурного моря, или где-то в субтропиках, человек может представить себе, как же было в Раю. Если нам так хорошо в пятизвёздочном отеле, где всё включено, где множество бассейнов, где все за тобой ухаживают, ублажают, то человек может представить, как же Адаму было превосходно в Раю.

Человек на самом деле тоскует по райской жизни. Потому что к ней и предназначен человек. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил: «Бог создал человека для счастья, как птицу для полёта». В тоске о прекрасном, о райской жизни, человек неуместно прилагает эти эпитеты к разным вещам: к конфетам, к эдемскому  сыру, к каким то превосходным лакомствам. Человек постоянно оговаривается: «Это райское наслаждение», «это Эдем». Тем самым человек показывает свою тоску по утраченному раю.

Этими эпитетами, иногда наивными, а иногда – натянутыми, человек пытается представить, что Рай — это верх блаженства, верх наслаждения. Но райское наслаждение в большей степени состояло в общении с Богом, а всё, что окружало человека — от Бога исходило, и Богом было создано для жизни первых людей.

   Для чего же Бог сотворил человека? Не для того, чтобы поставить его надсмотрщиком, продолжателем своего дела, как будто Бог в этом нуждается. Не для того, что бы человек заботился о Рае, наблюдал за порядком, чтобы животное царство, помещённое в Раю, вело себя примерно и послушно. Не для того, чтобы человек заботился о деревьях. Этого ничего не требовалось. Бог создал человека только из-за своей любви. Божественная любовь переполняет Его существо, она переливается через край, и она побуждает Бога сделать кого ещё причастным этой Божественной любви, этой радости.

Человек, точно так же как и ангелы, создан Богом с единственной целью: чтобы прославлять своего Творца и Промыслителя. Чтобы славословить, благодарить Его, и в этом славословии, человек получает блаженство, которое соединяет его с Богом, и придаёт радость и смысл его бытию.

   После грехопадения всё стало другим. Тело человека стало смертным. Теперь каждому из нас приходится умирать. Кому-то очень скоро, потому что Бог знает всё о нашей жизни, кто-то ещё поживет пару лет, кто-то лет десять поживёт, кто-то —  пятьдесят, кто-то до ста лет доживёт. Сколько же нам осталось жить на этом свете? Это тайна Божия, которая сокрыта от нас, которую нам знать неполезно.

Представьте себе, что кому-то из нас было Божественное откровение. Например:  «Юрий, ты проживёшь ещё пять лет. А в такую-то минуту всё, готовься, Я пришлю за тобою ангела, будь готов». Значит, у человека есть, практически, четыре с половиной года жить так, как вздумается, во всех наслаждениях, во всех грехах. Потом недельку оставить на ежедневное хождение в храм, на слёзы покаяния. И всё – человек спасён. Как бы это было здорово! Это нам так кажется.

Человеку неполезно это знать, потому что, зная об этом, о моменте своего перехода, человек бы превратился в скотину, и забыл бы Бога. Покаяние из таких глубин греха для человека было бы невозможно.

Смерть постепенно захватывала власть над человеком. Адам, отлучённый от общения с Богом, и прервавший живую связь с Ним, хранил долгие столетия эту Божественную энергию, которой он был пронизан, которой он питался от Господа. Адам прожил 930 лет. Для нас это немыслимая цифра. Но в Ветхом Завете были праведники, которые жили несколько десятков лет дольше Адама. А потом происходит процесс сокращения человеческой жизни. Уже за несколько тысяч лет до Рождества Христова она стала примерно такой, как и наша жизнь. Пророк и псалмопевец Давид говорит: «дни лет наших… – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и болезнь» (Пс. 89;10)

Это результат греха Адама. Наше человеческое естество потеряло единство, потеряло гармонию. Дух, душа и тело стали противоборствующими субстанциями в личности человека, каждая из которых живёт своими устремлениями.

Чего ждёт тело человека? Оно ждёт покоя, оно ждёт удовольствия, оно предаётся страстям, чревоугодию, блуду. Душа ищет своих страстей – нематериальных. Душа ищет эстетических наслаждений, она очень любит посещать кино, театр, различные мероприятия, книжечку почитать ни о чём, для того чтобы развеется. Это всё область душевных переживаний. А дух человека чего ищет? А ничего он не ищет, он порабощён двумя этими человеческими субстанциями. Изредка дух вспоминает о Боге, и может быть, устремляется к Нему, повелевая повиноваться и душе и телу в едином порыве устремления к Богу. Но как редки такие мгновения в нашей жизни!

Эта утраченная гармония в человеческом естестве – печальна. Она действует тотальным образом на человека, и он уже не может своим разумом, воззвав о помощи к Богу, устремить всё своё естество к служению и почитанию Бога. Потому что это сделать очень и очень сложно.

   Человеческая природа стала удобопреклонной к греху. Для нас с вами стало гораздо легче грешить, чем противостоять греху. Болезни, страдания — это тоже страшное следствие грехопадения. Проклятая из-за греха человека земля произрастает терние и волчцы. Лишь в каких-нибудь землях Черноземья, где-нибудь в очень редких уголках земного шара остаются такие оазисы, где палку воткнёшь — и она прорастёт. И не надо человеку ни полоть, ни поливать. Земля всё восполняет и даёт живительные соки всему, что попадает в её недра. Такое раньше было возможно только в Райских обителях.

   Жена получила наказание от Бога за грех, в который она первая вступила. Теперь женщины в муках рожают детей. И мы знаем эти муки рождения, мы знаем свидетельство и жён и матерей и просто женщин, которые однажды побывали в роддоме. Эти женщины часто дают себе зарок: «Да я в жизни никогда больше не попаду сюда. Ну этих мужиков!» С большими страданиями и болезнями даруется жизнь новым чадам нашим, продолжающим жизнь на земле. Все эти и многие другие следствие грехопадения действуют в нашей жизни.

   Сегодня Церковь просит каждого из нас, чтобы мы представили, чего мы лишились. Мы с вами, живём в спасительной ограде новозаветной Церкви, основанной Христом. Ради нашего с вами спасения Он пролил Свою кровь. Ради нас с вами Он жизнь свою человеческую отдал на кресте. Господь говорит, что не окончательно для нас потерян Рай. Ещё не безвозвратно его двери заключены для нас, а есть надежда снова туда попасть.

Только это возможно в конце жизни человеческой. Это будет награда от Господа, за жизнь добродетельную, за жизнь в союзе и общении с Ним. Награда за преодоление греха, противостояние греху через пост и молитву, к которым призывает нас святая Церковь в преддверии Великого Поста, давая нам путь и средства наследования Райских обителей. Их может наследовать только тот, кто желает и стремится туда «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7;14).

Согласно русской традиции Царские врата, как символ врат, вводящих в Царствие Небесное, делаются пространные: по 2 метра в ширину, а в соборах и по три и по четыре метра. Но это широта русской души. А у греков они очень маленькие. Такие, что наклоняться надо, и так просто не войдёшь. Тем самым показывалось, что «царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е.» (Мф. 11;12) Не всем можно войти в это Царство, а только тем, кто предпримет труд.

Царствие Небесное, которое открывается нам, после нашей кончины, и окончательно откроется после Страшного Суда над родом человеческим, после оправдания грешников, которые были верны Богу и стремились к нему, оно во многом превосходит тот Рай, который потерял Адам. Это состояние, которого удостоятся праведники в близком общении с Богом, в Небесном Иерусалиме, называется святыми отцами – вышеестественным состоянием.

Пребывание Адама в Раю было естественным. Состояние грехопадения, изгнания, т.е. наше с вами состояние – противоестественное. Это не то состояние, к которому мы призваны. Мы находимся в стране изгнания. Мы в ссылке. Это не наше место, как бы оно нам не нравилось, как бы не пытались мы его получше устроить, окопаться здесь. Мы призваны к другому. Мы призваны к Небесному отечеству, которого дай Бог сподобиться каждому из нас по необыкновенному Своему милосердию.

Аминь.

13 марта 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

   Дорогие братия и сестры, сегодня  преддверие Великого поста. Он открывает для всех нас свои спасительные двери с завтрашнего дня. И как к последнему средству, которое может убедить и  подтолкнуть человека к покаянию и к исправлению жизни, Церковь прибегает сегодня к важному аргументу. Сегодня вспоминается та трагедия, катастрофа, которая случилась в начале истории человеческого рода, когда Адам и Ева захотели жить без Бога. И в результате этого восстания, этого предательства Бога, в жизни прародителей, и в нашей с вами жизни – жизни их потомков, произошли катастрофические изменения, которые стали тяготеть над родом человеческим. Эти изменения сделали жизнь нашу совсем другой. Не такой, как задумал её Бог для каждого из нас. После грехопадения прекратились Божественные токи, поддерживающие жизнь и бессмертие человека, он оказался один на один с самим собой. И врата Рая —  необыкновенного, уникального места на земле, созданного Богом, стали затворены для нас. Херувим с пламенным мечом стал закрывать вход в Рай, и для человека вхождения туда, пребывание там стало уже невозможным.

Когда Адам лишился всего этого, он долгие годы своей жизни безутешно плакал и рыдал. И сегодняшнее песнопение перед Причащением, которое исполнял наш хор, говорит об этом плаче Адама: «О раю, к тому твоея сладости не наслаждуся: к тому не узрю Господа и Бога моего и Создателя» (стихира «Седе Адам»). Во многих ярких эпитетах и сравнениях  Церковь выражает эту скорбь Адама, которую он изливал перед Богом, стоя перед закрытыми вратами Рая, который он безвозвратно потерял.

   Что же произошло с жизнью прародителей, кроме изгнания из Рая? Понятно, что пресеклось и стало невозможным естественное, близкое общение с Богом, которое имел Адам в Раю. Он беседовал с Богом лицом к лицу, как со своим Другом. Как сказано об этом на первых страницах Библии: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». (Быт. 3;8) В этом состояло величайшее счастье и само блаженство, которое было выше всего самого Рая.

В Раю находилось всё необходимое для жизни человека. Подумать только!  Мы даже представить себе не можем, что Адаму ничего не надо было делать для сохранения своей жизни, и для её продолжения. Ему не надо было думать, что есть, что пить, во что одеться, как заработать на хлеб насущный, где его взять, как обрабатывать землю, что делать, где трудиться — ничего не надо было делать.

   Вы скажете: «вот бы нам так»! Может, кто-то и сподобится, дорогие братия и сестры, но уже не в этой жизни, а вечности. А пока надо молиться и просить у Господа об этой милости, и, проводя жизнь нравственную, христианскую, показывать, что мы желаем наследовать райские обители.

Любые плоды, самые необыкновенные, самые превосходные, давал Рай человеку. Изредка позволяя себе пребывание на том или ином курорте, например, на берегу Лазурного моря, или где-то в субтропиках, человек может представить себе, как же было в Раю. Если нам так хорошо в пятизвёздочном отеле, где всё включено, где множество бассейнов, где все за тобой ухаживают, ублажают, то человек может представить, как же Адаму было превосходно в Раю.

Человек на самом деле тоскует по райской жизни. Потому что к ней и предназначен человек. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил: «Бог создал человека для счастья, как птицу для полёта». В тоске о прекрасном, о райской жизни, человек неуместно прилагает эти эпитеты к разным вещам: к конфетам, к эдемскому  сыру, к каким то превосходным лакомствам. Человек постоянно оговаривается: «Это райское наслаждение», «это Эдем». Тем самым человек показывает свою тоску по утраченному раю.

Этими эпитетами, иногда наивными, а иногда – натянутыми, человек пытается представить, что Рай — это верх блаженства, верх наслаждения. Но райское наслаждение в большей степени состояло в общении с Богом, а всё, что окружало человека — от Бога исходило, и Богом было создано для жизни первых людей.

   Для чего же Бог сотворил человека? Не для того, чтобы поставить его надсмотрщиком, продолжателем своего дела, как будто Бог в этом нуждается. Не для того, что бы человек заботился о Рае, наблюдал за порядком, чтобы животное царство, помещённое в Раю, вело себя примерно и послушно. Не для того, чтобы человек заботился о деревьях. Этого ничего не требовалось. Бог создал человека только из-за своей любви. Божественная любовь переполняет Его существо, она переливается через край, и она побуждает Бога сделать кого ещё причастным этой Божественной любви, этой радости.

Человек, точно так же как и ангелы, создан Богом с единственной целью: чтобы прославлять своего Творца и Промыслителя. Чтобы славословить, благодарить Его, и в этом славословии, человек получает блаженство, которое соединяет его с Богом, и придаёт радость и смысл его бытию.

   После грехопадения всё стало другим. Тело человека стало смертным. Теперь каждому из нас приходится умирать. Кому-то очень скоро, потому что Бог знает всё о нашей жизни, кто-то ещё поживет пару лет, кто-то лет десять поживёт, кто-то —  пятьдесят, кто-то до ста лет доживёт. Сколько же нам осталось жить на этом свете? Это тайна Божия, которая сокрыта от нас, которую нам знать неполезно.

Представьте себе, что кому-то из нас было Божественное откровение. Например:  «Юрий, ты проживёшь ещё пять лет. А в такую-то минуту всё, готовься, Я пришлю за тобою ангела, будь готов». Значит, у человека есть, практически, четыре с половиной года жить так, как вздумается, во всех наслаждениях, во всех грехах. Потом недельку оставить на ежедневное хождение в храм, на слёзы покаяния. И всё – человек спасён. Как бы это было здорово! Это нам так кажется.

Человеку неполезно это знать, потому что, зная об этом, о моменте своего перехода, человек бы превратился в скотину, и забыл бы Бога. Покаяние из таких глубин греха для человека было бы невозможно.

Смерть постепенно захватывала власть над человеком. Адам, отлучённый от общения с Богом, и прервавший живую связь с Ним, хранил долгие столетия эту Божественную энергию, которой он был пронизан, которой он питался от Господа. Адам прожил 930 лет. Для нас это немыслимая цифра. Но в Ветхом Завете были праведники, которые жили несколько десятков лет дольше Адама. А потом происходит процесс сокращения человеческой жизни. Уже за несколько тысяч лет до Рождества Христова она стала примерно такой, как и наша жизнь. Пророк и псалмопевец Давид говорит: «дни лет наших… – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и болезнь» (Пс. 89;10)

Это результат греха Адама. Наше человеческое естество потеряло единство, потеряло гармонию. Дух, душа и тело стали противоборствующими субстанциями в личности человека, каждая из которых живёт своими устремлениями.

Чего ждёт тело человека? Оно ждёт покоя, оно ждёт удовольствия, оно предаётся страстям, чревоугодию, блуду. Душа ищет своих страстей – нематериальных. Душа ищет эстетических наслаждений, она очень любит посещать кино, театр, различные мероприятия, книжечку почитать ни о чём, для того чтобы развеется. Это всё область душевных переживаний. А дух человека чего ищет? А ничего он не ищет, он порабощён двумя этими человеческими субстанциями. Изредка дух вспоминает о Боге, и может быть, устремляется к Нему, повелевая повиноваться и душе и телу в едином порыве устремления к Богу. Но как редки такие мгновения в нашей жизни!

Эта утраченная гармония в человеческом естестве – печальна. Она действует тотальным образом на человека, и он уже не может своим разумом, воззвав о помощи к Богу, устремить всё своё естество к служению и почитанию Бога. Потому что это сделать очень и очень сложно.

   Человеческая природа стала удобопреклонной к греху. Для нас с вами стало гораздо легче грешить, чем противостоять греху. Болезни, страдания — это тоже страшное следствие грехопадения. Проклятая из-за греха человека земля произрастает терние и волчцы. Лишь в каких-нибудь землях Черноземья, где-нибудь в очень редких уголках земного шара остаются такие оазисы, где палку воткнёшь — и она прорастёт. И не надо человеку ни полоть, ни поливать. Земля всё восполняет и даёт живительные соки всему, что попадает в её недра. Такое раньше было возможно только в Райских обителях.

   Жена получила наказание от Бога за грех, в который она первая вступила. Теперь женщины в муках рожают детей. И мы знаем эти муки рождения, мы знаем свидетельство и жён и матерей и просто женщин, которые однажды побывали в роддоме. Эти женщины часто дают себе зарок: «Да я в жизни никогда больше не попаду сюда. Ну этих мужиков!» С большими страданиями и болезнями даруется жизнь новым чадам нашим, продолжающим жизнь на земле. Все эти и многие другие следствие грехопадения действуют в нашей жизни.

   Сегодня Церковь просит каждого из нас, чтобы мы представили, чего мы лишились. Мы с вами, живём в спасительной ограде новозаветной Церкви, основанной Христом. Ради нашего с вами спасения Он пролил Свою кровь. Ради нас с вами Он жизнь свою человеческую отдал на кресте. Господь говорит, что не окончательно для нас потерян Рай. Ещё не безвозвратно его двери заключены для нас, а есть надежда снова туда попасть.

Только это возможно в конце жизни человеческой. Это будет награда от Господа, за жизнь добродетельную, за жизнь в союзе и общении с Ним. Награда за преодоление греха, противостояние греху через пост и молитву, к которым призывает нас святая Церковь в преддверии Великого Поста, давая нам путь и средства наследования Райских обителей. Их может наследовать только тот, кто желает и стремится туда «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7;14).

Согласно русской традиции Царские врата, как символ врат, вводящих в Царствие Небесное, делаются пространные: по 2 метра в ширину, а в соборах и по три и по четыре метра. Но это широта русской души. А у греков они очень маленькие. Такие, что наклоняться надо, и так просто не войдёшь. Тем самым показывалось, что «царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е.» (Мф. 11;12) Не всем можно войти в это Царство, а только тем, кто предпримет труд.

Царствие Небесное, которое открывается нам, после нашей кончины, и окончательно откроется после Страшного Суда над родом человеческим, после оправдания грешников, которые были верны Богу и стремились к нему, оно во многом превосходит тот Рай, который потерял Адам. Это состояние, которого удостоятся праведники в близком общении с Богом, в Небесном Иерусалиме, называется святыми отцами – вышеестественным состоянием.

Пребывание Адама в Раю было естественным. Состояние грехопадения, изгнания, т.е. наше с вами состояние – противоестественное. Это не то состояние, к которому мы призваны. Мы находимся в стране изгнания. Мы в ссылке. Это не наше место, как бы оно нам не нравилось, как бы не пытались мы его получше устроить, окопаться здесь. Мы призваны к другому. Мы призваны к Небесному отечеству, которого дай Бог сподобиться каждому из нас по необыкновенному Своему милосердию.

Аминь.

Предыдущая проповедь

6 марта 2016

Неделя о страшном суде
Следующая проповедь

17 марта 2016

Григория Паламы

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00