Дорогие братия и сестры! Пятое воскресенье Великого Поста завершает обычный ритм великопостной жизни, потому что следующее воскресенье — уже праздник и уже окончание Святой четыредесятницы. После этого наступает особое время воспоминания последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения нашего Господа.
А сегодня, когда Церковь всё предпринимала, чтобы побудить человека к покаянию, к исправлению жизни, следованию за Христом, она приводит на память нам как последний шанс один из самых убедительных примеров из жизни святых — преподобной матери нашей Марии Египетской. Мы её жизнь вспоминали на прошедшей седмице, когда было особое богослужение, которое называется стояние Марии Египетской, и сегодня снова речь о ней. Этим Церковь показывает, насколько пример её жизни важен для нашего нравственного назидания.
Дорогие братия и сестры! Церковь этим воспоминанием показывает ещё один очень важный момент: какие мы с вами счастливые люди, что у нас есть примеры святых, что они для нас являются путеводной звездой на пути нашего спасения. Ведь этих примеров совсем не имеют иные концессии. Только Православная Церковь в примере и подвиге святых черпает для себя силы и стремится повторить, насколько это возможно, их жизнь, их подвиг.
Кто же такая была эта удивительная святая, преподобная Мария, что Церковь ей несколько раз в году уделяет такое пристальное внимание и почитание? О первом, начальном этапе её жизни очень сложно говорить и вспоминать, потому что жизнь её была наполнена грехом. Та удивительная телесная красота, которой наградил её Бог и которую получила она от своих родителей, окончательно её погубила. Достигнув возраста пятнадцати лет, она вверглась в блуд, который не имел границ. Когда преподобная Мария рассказывала о своей жизни старцу Зосиме, она приводила такую характерную особенность, неизвестную современным блудницам: она даже не брала денег за своё ремесло с той целью, чтобы как можно больше предаваться блуду, чтобы отсутствие денег у возможных партнёров не служило препятствием для вступления в эту беззаконную связь. Таким образом, в течение семнадцати лет она жила в этих страстях. Мы слушаем об этом с ужасом, с отвращением, с осуждением такой жизни.
Дорогие братия и сестры! Разве сейчас нет таких марий египетских? Разве их нет в Петербурге, в Москве, в нашем городе Всеволожске? В этом нет ничего выдающегося, ничего особенного. К сожалению, мы живём в такое время, когда блуд становится нормой и когда этим даже начинают гордиться, например, на конкурсах красоты по телевизору. Каких только мисс и миссис не показывают, начиная, может быть, прямо с детского садика. Это потворство не облагодатствованной красоте человеческого тела рано или поздно ввергает человека в блуд.
А далее Господь, Который хочет, чтобы каждый человек наследовал жизнь вечную и получил спасение, так премудро устроил всё в жизни преподобной Марии, что призвал её душу к покаянию. Однажды Мария была в Александрии и увидела на берегу готовый к отплытию корабль, который был полон людьми и который, как она узнала, отправлялся в Святую Землю в преддверии великого праздника Воздвижения Креста Господня, чтобы паломники могли поклониться там Животворящему Кресту Христову. Будущая преподобная Мария, тогда ещё блудница, очень верно просчитала, что этому кораблю предстоит далёкое путешествие, и она могла бы удобно на нём предаваться своей излюбленной страсти. И она восходит на этот корабль. Моряки, наверное, узнают известную блудницу Александрии, пропускают её в надежде, что она оплатит дорогу иным образом, и всё время путешествия до Святого града Иерусалима Мария предаётся блуду. Опять же в воспоминаниях о своей жизни, рассказанной старцу Зосиме, она говорила, что не было ни одного мужчины на корабле, которого она не ввергла в грех и не соблазнила преступной связью. Она говорила и о том, что удивлялась впоследствии, как море выдержало такое беззаконие, и корабль не был поглощён пучиной морской.
Когда корабль прибыл в Иерусалим, все люди пошли в храм Воскресения Христова. Это был VI век, храм был уже воздвигнут равноапостольной царицей Еленой, и люди во множестве были в этом храме, чтобы поклониться тому кресту, на котором совершено наше спасение. Преподобная Мария также, больше, наверное, из любопытства пожелала войти внутрь храма, но не смогла. Какая-то сила удерживала её и отбрасывала назад от входа. Она сначала не понимала, думая, что так стихийно действует народная толпа и случайно отбрасывает её назад. Она пыталась вновь и вновь войти в храм, но это невозможно было сделать. Только тогда она совершенно верно поняла, что причина не в людях, не в окружающих событиях, а причина в её грешной, беззаконной жизни. И тогда она впервые, может быть, за свою грешную жизнь поднимает глаза к небу и видит в притворе этого храма икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. В этот момент благодать Господня коснулась сердца преподобной Марии, она зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины своего сердца, она обратилась с молитвой к иконе Пресвятой Богородицы: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога — Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону. Праведно мне, блуднице ненавидимой, быть отвергнутой от Твоей чистоты и быть для Тебя мерзостью, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь. Не возбрани мне видеть Древо, на котором плотию был распят Господь, проливший Свою неповинную Кровь и за меня, грешную, за избавление моё от греха. Повели, Владычице, да отверзнутся и мне двери святого поклонения Крестного. Ты мне будь доблестной Поручительницей к Родившемуся от Тебя. Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты, как Поручительница, наставишь меня». И когда она так помолилась, то почувствовала, что молитва её услышана, и она беспрепятственно входит в храм, поклоняется Животворящему Кресту Господню. Затем, выйдя из храма, идёт на берег Иордана, причащается в одном из пустынных монастырей Святых Христовых Тайн, приобретает несколько хлебов и, получив откровение от Богоматери, переходит Иордан, и там начинается её вторая жизнь и подвиги, ради которых прославляет её святая Церковь.
Преподобная Мария рассказывала старцу Зосиме, насколько тяжёл и невыносим для человеческого естества был подвиг её в начале жизни в пустыне Иорданской. Она, когда ушла туда в одной одежде с тремя хлебами, больше ничего не имела, и в течение семнадцати лет вела непрестанную борьбу с греховными помыслами и страстями. В это время дьявол особо искушал её, пытался изгнать из пустыни, возвратить к обычной для неё жизни. А когда она по несколько крупиц вкушала эти хлебы, дьявол рисовал в её воображении прекрасные египетские яства, вино, которое она так любила и пила в юности, увеселительные компании, другие пышные греховные сцены и так далее. Тогда она ложилась на землю и в течение иногда и дня, и ночи непрестанно взывала ко Господу, прося Его помощи всесильной в избавлении и победе над всеми страстями и прелогами дьявольскими.
В её жизни мы видим сначала решимость оставить грех, а затем сам подвиг, которого так нам не хватает, который порой совершенно отсутствует в нашей с вами жизни. Мы не можем преодолеть порой ни одной из страстей, которые обладают нами, например, страсти курения. Особенно женщины. Ну пусть они сравнят сегодня жизнь христианскую свою с подвигом, который в течение семнадцати лет претерпевала Мария в пустыне. И пусть станет нам стыдно за отсутствие всякой борьбы с грехом в нашей с вами жизни.
В пустыне Мария прожила в течение сорока восьми лет. Как в течение семнадцати лет она предавалась греху в Египте, так семнадцать лет Господь вел её по пути очищения, пока она не получила внутренний покой. В то время, когда её увидел старец Зосима, она была уже небесным Ангелом. Она переходила Иордан «по воде яко по суху». Тот путь, который старец преодолевал за двадцать дней, она проходила всего за несколько минут. Немного святых в нашей Церкви среди миллионов святых, которые ходили по воде, как по суху, среди них преподобная Мария Египетская. Да и со старцем Зосимой она встретилась по милости Божией лишь для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн через его руки и этим показать, какое колоссальное значение имеет причащение Святых Христовых Тайн, что даже святые люди, ещё живущие на земле, но являющиеся небожителями, молились Богу, чтобы не уйти в иной мир без напутствия Святых Христовых Тайн.
Дорогие братия и сестры! Вот такова жизнь и таков подвиг преподобной Марии Египетской. Когда она скончалась после причащения Святых Христовых Тайн, то могучий лев пришёл из пустыни и вскопал своими лапами могилу для преподобной, куда она была положена с благоговением старцем Зосимой.
Вот такой пример величайшей святости и огромного подвига над своими страстями предлагает нам сегодня святая Церковь. Она имеет в виду воодушевить нас на борьбу с грехом, показать, что нет такого греха, который не мог бы быть прощён Богом, как бы глубоко ни было падение человека. Церковь желает подвигнуть каждого из нас хотя бы к маленькому подвигу, чтобы следовать через это за Христом по пути своего спасения. Спасение автоматически не совершается. Оно даруется не ради внешней принадлежности к Церкви, нет — только за подвиг победы над своими грехами и страстями.
Когда мы вспоминаем жизнь преподобной Марии Египетской, особенно начальный её период, у нас возникает чувство внутреннего неприятия, может быть, даже осуждения такой грешной жизни. Но вот обратим внимание на такую вещь. Вспомним, когда преподобная Мария вошла на корабль. Ведь там не туристы были, которые отправлялись в санаторий, профилакторий для отдыха и для того, чтобы там найти себе новых приключений и новых привлекательных блудных историй. Ведь это сплошь и рядом в санаториях наших творится. Для того люди часто туда и едут. Но на том корабле были одни паломники, которые ехали в Святую Землю, в VI веке в Иерусалиме был еще Животворящий Крест Господень, который не был ещё роздан по крупицам по всему миру. Ничего себе, «хороши» были паломники, в Святую Землю путешествующие на корабле.
Дорогие братия и сестры! Церковь проводит такую параллель в сегодняшний день: Церковь — это корабль. Разве вы не обращали внимание, даже с архитектурной точки зрения, что каждый храм подобен кораблю, что он плывёт по волнам житейского моря вместе с нами, его пассажирами и членами его команды. Неуклонно плывёт из года в год в Святую Землю, в Землю Обетованную, и как мы живём, находясь на этом корабле, как мы ведём себя. Не точно ли так же, как те мнимые паломники в VI веке, которые вместе с Марией отправлялись в Святую Землю и одновременно позволяли себе такие вопиющие грехи, с которыми христианство вообще несовместимо. А потом мы с вами удивляемся, почему появляются такие болезни страшные, да ещё связанные с такой грешной жизнью, да почему-то из области интимных болезней, о которых в храме и говорить-то стыдно. Так вот в чём причина. Ведь Господь не как скальпель хирурга во мгновение действует, а многие болезни, проистекающие от известных грехов, годами зарождаются и затем проявляются в нашей с вами грешной жизни.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть пример преподобной Марии Египетской, пример её решительного противостояния греху, в котором мы все с вами повинны, если не делами, то, по крайней мере, мыслями, поступками или желаниями их совершения, поможет нам в борьбе со своими страстями. Пусть молитвами этой удивительной подвижницы, которая решительно последовала за Господом, Господь и нас укрепит в верности Христу, Который является бессмертным женихом каждого из нас, каждой человеческой души, обрученной Ему в таинстве крещения. Аминь.
10 апреля 2011
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! Пятое воскресенье Великого Поста завершает обычный ритм великопостной жизни, потому что следующее воскресенье — уже праздник и уже окончание Святой четыредесятницы. После этого наступает особое время воспоминания последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения нашего Господа.
А сегодня, когда Церковь всё предпринимала, чтобы побудить человека к покаянию, к исправлению жизни, следованию за Христом, она приводит на память нам как последний шанс один из самых убедительных примеров из жизни святых — преподобной матери нашей Марии Египетской. Мы её жизнь вспоминали на прошедшей седмице, когда было особое богослужение, которое называется стояние Марии Египетской, и сегодня снова речь о ней. Этим Церковь показывает, насколько пример её жизни важен для нашего нравственного назидания.
Дорогие братия и сестры! Церковь этим воспоминанием показывает ещё один очень важный момент: какие мы с вами счастливые люди, что у нас есть примеры святых, что они для нас являются путеводной звездой на пути нашего спасения. Ведь этих примеров совсем не имеют иные концессии. Только Православная Церковь в примере и подвиге святых черпает для себя силы и стремится повторить, насколько это возможно, их жизнь, их подвиг.
Кто же такая была эта удивительная святая, преподобная Мария, что Церковь ей несколько раз в году уделяет такое пристальное внимание и почитание? О первом, начальном этапе её жизни очень сложно говорить и вспоминать, потому что жизнь её была наполнена грехом. Та удивительная телесная красота, которой наградил её Бог и которую получила она от своих родителей, окончательно её погубила. Достигнув возраста пятнадцати лет, она вверглась в блуд, который не имел границ. Когда преподобная Мария рассказывала о своей жизни старцу Зосиме, она приводила такую характерную особенность, неизвестную современным блудницам: она даже не брала денег за своё ремесло с той целью, чтобы как можно больше предаваться блуду, чтобы отсутствие денег у возможных партнёров не служило препятствием для вступления в эту беззаконную связь. Таким образом, в течение семнадцати лет она жила в этих страстях. Мы слушаем об этом с ужасом, с отвращением, с осуждением такой жизни.
Дорогие братия и сестры! Разве сейчас нет таких марий египетских? Разве их нет в Петербурге, в Москве, в нашем городе Всеволожске? В этом нет ничего выдающегося, ничего особенного. К сожалению, мы живём в такое время, когда блуд становится нормой и когда этим даже начинают гордиться, например, на конкурсах красоты по телевизору. Каких только мисс и миссис не показывают, начиная, может быть, прямо с детского садика. Это потворство не облагодатствованной красоте человеческого тела рано или поздно ввергает человека в блуд.
А далее Господь, Который хочет, чтобы каждый человек наследовал жизнь вечную и получил спасение, так премудро устроил всё в жизни преподобной Марии, что призвал её душу к покаянию. Однажды Мария была в Александрии и увидела на берегу готовый к отплытию корабль, который был полон людьми и который, как она узнала, отправлялся в Святую Землю в преддверии великого праздника Воздвижения Креста Господня, чтобы паломники могли поклониться там Животворящему Кресту Христову. Будущая преподобная Мария, тогда ещё блудница, очень верно просчитала, что этому кораблю предстоит далёкое путешествие, и она могла бы удобно на нём предаваться своей излюбленной страсти. И она восходит на этот корабль. Моряки, наверное, узнают известную блудницу Александрии, пропускают её в надежде, что она оплатит дорогу иным образом, и всё время путешествия до Святого града Иерусалима Мария предаётся блуду. Опять же в воспоминаниях о своей жизни, рассказанной старцу Зосиме, она говорила, что не было ни одного мужчины на корабле, которого она не ввергла в грех и не соблазнила преступной связью. Она говорила и о том, что удивлялась впоследствии, как море выдержало такое беззаконие, и корабль не был поглощён пучиной морской.
Когда корабль прибыл в Иерусалим, все люди пошли в храм Воскресения Христова. Это был VI век, храм был уже воздвигнут равноапостольной царицей Еленой, и люди во множестве были в этом храме, чтобы поклониться тому кресту, на котором совершено наше спасение. Преподобная Мария также, больше, наверное, из любопытства пожелала войти внутрь храма, но не смогла. Какая-то сила удерживала её и отбрасывала назад от входа. Она сначала не понимала, думая, что так стихийно действует народная толпа и случайно отбрасывает её назад. Она пыталась вновь и вновь войти в храм, но это невозможно было сделать. Только тогда она совершенно верно поняла, что причина не в людях, не в окружающих событиях, а причина в её грешной, беззаконной жизни. И тогда она впервые, может быть, за свою грешную жизнь поднимает глаза к небу и видит в притворе этого храма икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. В этот момент благодать Господня коснулась сердца преподобной Марии, она зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины своего сердца, она обратилась с молитвой к иконе Пресвятой Богородицы: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога — Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону. Праведно мне, блуднице ненавидимой, быть отвергнутой от Твоей чистоты и быть для Тебя мерзостью, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь. Не возбрани мне видеть Древо, на котором плотию был распят Господь, проливший Свою неповинную Кровь и за меня, грешную, за избавление моё от греха. Повели, Владычице, да отверзнутся и мне двери святого поклонения Крестного. Ты мне будь доблестной Поручительницей к Родившемуся от Тебя. Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мира и тотчас уйду туда, куда Ты, как Поручительница, наставишь меня». И когда она так помолилась, то почувствовала, что молитва её услышана, и она беспрепятственно входит в храм, поклоняется Животворящему Кресту Господню. Затем, выйдя из храма, идёт на берег Иордана, причащается в одном из пустынных монастырей Святых Христовых Тайн, приобретает несколько хлебов и, получив откровение от Богоматери, переходит Иордан, и там начинается её вторая жизнь и подвиги, ради которых прославляет её святая Церковь.
Преподобная Мария рассказывала старцу Зосиме, насколько тяжёл и невыносим для человеческого естества был подвиг её в начале жизни в пустыне Иорданской. Она, когда ушла туда в одной одежде с тремя хлебами, больше ничего не имела, и в течение семнадцати лет вела непрестанную борьбу с греховными помыслами и страстями. В это время дьявол особо искушал её, пытался изгнать из пустыни, возвратить к обычной для неё жизни. А когда она по несколько крупиц вкушала эти хлебы, дьявол рисовал в её воображении прекрасные египетские яства, вино, которое она так любила и пила в юности, увеселительные компании, другие пышные греховные сцены и так далее. Тогда она ложилась на землю и в течение иногда и дня, и ночи непрестанно взывала ко Господу, прося Его помощи всесильной в избавлении и победе над всеми страстями и прелогами дьявольскими.
В её жизни мы видим сначала решимость оставить грех, а затем сам подвиг, которого так нам не хватает, который порой совершенно отсутствует в нашей с вами жизни. Мы не можем преодолеть порой ни одной из страстей, которые обладают нами, например, страсти курения. Особенно женщины. Ну пусть они сравнят сегодня жизнь христианскую свою с подвигом, который в течение семнадцати лет претерпевала Мария в пустыне. И пусть станет нам стыдно за отсутствие всякой борьбы с грехом в нашей с вами жизни.
В пустыне Мария прожила в течение сорока восьми лет. Как в течение семнадцати лет она предавалась греху в Египте, так семнадцать лет Господь вел её по пути очищения, пока она не получила внутренний покой. В то время, когда её увидел старец Зосима, она была уже небесным Ангелом. Она переходила Иордан «по воде яко по суху». Тот путь, который старец преодолевал за двадцать дней, она проходила всего за несколько минут. Немного святых в нашей Церкви среди миллионов святых, которые ходили по воде, как по суху, среди них преподобная Мария Египетская. Да и со старцем Зосимой она встретилась по милости Божией лишь для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн через его руки и этим показать, какое колоссальное значение имеет причащение Святых Христовых Тайн, что даже святые люди, ещё живущие на земле, но являющиеся небожителями, молились Богу, чтобы не уйти в иной мир без напутствия Святых Христовых Тайн.
Дорогие братия и сестры! Вот такова жизнь и таков подвиг преподобной Марии Египетской. Когда она скончалась после причащения Святых Христовых Тайн, то могучий лев пришёл из пустыни и вскопал своими лапами могилу для преподобной, куда она была положена с благоговением старцем Зосимой.
Вот такой пример величайшей святости и огромного подвига над своими страстями предлагает нам сегодня святая Церковь. Она имеет в виду воодушевить нас на борьбу с грехом, показать, что нет такого греха, который не мог бы быть прощён Богом, как бы глубоко ни было падение человека. Церковь желает подвигнуть каждого из нас хотя бы к маленькому подвигу, чтобы следовать через это за Христом по пути своего спасения. Спасение автоматически не совершается. Оно даруется не ради внешней принадлежности к Церкви, нет — только за подвиг победы над своими грехами и страстями.
Когда мы вспоминаем жизнь преподобной Марии Египетской, особенно начальный её период, у нас возникает чувство внутреннего неприятия, может быть, даже осуждения такой грешной жизни. Но вот обратим внимание на такую вещь. Вспомним, когда преподобная Мария вошла на корабль. Ведь там не туристы были, которые отправлялись в санаторий, профилакторий для отдыха и для того, чтобы там найти себе новых приключений и новых привлекательных блудных историй. Ведь это сплошь и рядом в санаториях наших творится. Для того люди часто туда и едут. Но на том корабле были одни паломники, которые ехали в Святую Землю, в VI веке в Иерусалиме был еще Животворящий Крест Господень, который не был ещё роздан по крупицам по всему миру. Ничего себе, «хороши» были паломники, в Святую Землю путешествующие на корабле.
Дорогие братия и сестры! Церковь проводит такую параллель в сегодняшний день: Церковь — это корабль. Разве вы не обращали внимание, даже с архитектурной точки зрения, что каждый храм подобен кораблю, что он плывёт по волнам житейского моря вместе с нами, его пассажирами и членами его команды. Неуклонно плывёт из года в год в Святую Землю, в Землю Обетованную, и как мы живём, находясь на этом корабле, как мы ведём себя. Не точно ли так же, как те мнимые паломники в VI веке, которые вместе с Марией отправлялись в Святую Землю и одновременно позволяли себе такие вопиющие грехи, с которыми христианство вообще несовместимо. А потом мы с вами удивляемся, почему появляются такие болезни страшные, да ещё связанные с такой грешной жизнью, да почему-то из области интимных болезней, о которых в храме и говорить-то стыдно. Так вот в чём причина. Ведь Господь не как скальпель хирурга во мгновение действует, а многие болезни, проистекающие от известных грехов, годами зарождаются и затем проявляются в нашей с вами грешной жизни.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть пример преподобной Марии Египетской, пример её решительного противостояния греху, в котором мы все с вами повинны, если не делами, то, по крайней мере, мыслями, поступками или желаниями их совершения, поможет нам в борьбе со своими страстями. Пусть молитвами этой удивительной подвижницы, которая решительно последовала за Господом, Господь и нас укрепит в верности Христу, Который является бессмертным женихом каждого из нас, каждой человеческой души, обрученной Ему в таинстве крещения. Аминь.
Предыдущая проповедь
3 апреля 2011
Следующая проповедь
17 апреля 2011
Все проповеди за 2011 год