Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день прославляется память великих святых. Один из них — преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик преподобного Сергия Радонежского, который после кончины преподобного Сергия в конце XIV века стал игуменом Троице-Сергиевой обители и воплощал в жизнь идеалы и обеты преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никон после своей кончины был погребён также недалеко от гробницы своего возлюбленного учителя Сергия Радонежского в боковом приделе, так называемом Никоновом, который примыкает с правой стороны к Троицкому собору в лавре преподобного Сергия.
Сегодня память также великого святого конца II — начала III века святителя Григория Чудотворца Неокесарийского. Святой отец Древней Церкви не случайно прославляется с таким наименованием, как чудотворец, потому что его пламенная вера к Богу творила необыкновенные чудеса, непостижимые для человеческого ума. Так, например, два родных брата получили после смерти своих родителей в наследство огромные земельные угодья, на которых было прекрасное озеро. Братья всё разделили, а озеро поделить не могли — один претендовал, другой не уступал. В ссоре эти распри дошли до взаимной ненависти.
К сожалению, это совершенно обычная, житейская ситуация, она иногда касается почти каждой семьи. Живут в семье при живых родителях, всё мирно, тихо, благополучно; у каждого свои семьи, общаются друг с другом. А как делить имущество — и один претендует, и другой. Одного невестка или жена настроит, другого и смотришь — ненависть вплоть до того, что видеть друг друга не хотят. И обращаются в светские суды для дележа родительского имущества, позоря честь своих родителей, которые на том свете с глубоким сожалением смотрят на эти грустные вещи, которые сплошь и рядом происходят и в наше с вами время.
И вот, два брата пришли к Григорию Неокесарийскому с тем, чтобы он помог поделить озеро, нашёл некое Соломоново решение: либо разделил пополам, либо по водоизмещению, либо каким-то иным образом. А Григорий склонял их к миру, говорил, что озеро большое, хватит одному и второму, ещё и внукам останется. И когда он увидел, что увещания бесполезны и не помогают установить мир, он говорит братьям, чтобы пришли к нему на следующее утро, и тогда он скажет, что делать. Григорий помолился Богу, чтобы преодолеть эту ненависть родных братьев, и помолился таким образом, что наутро озеро высохло и так, что даже по дну уже трава росла. Таким образом, сам предмет ненависти и скорби исчез сам по себе, и братья, лишившись жемчужины родительского имения, сохранили гораздо большее в своей жизни — мир между собой.
Однажды, святитель Григорий беседовал со своими учениками, с паствой своей, и они вспоминали о том, что святым Господь даровал такую возможность: повторить те чудеса, которые Он совершал во время земной жизни. Спаситель сказал: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17; 20). И когда Григорий напомнил это евангельское место своим слушателям, то гора, возле которой они стояли, пошатнулась в своём основании и стала двигаться. Тогда святитель сказал: «да подожди, я не тебе говорю; стой на месте». Сейчас мы только вспоминаем, что это может быть. Вот какой величайший святой был.
Очень важно для нас, дорогие братия и сестры, знать правильные истоки формирования Божественной литургии, развитие её с Древней Церкви до наших времен. И интересной особенностью этого развития Богослужения в веках служил тот момент, что Символ Веры, который мы сегодня с вами с любовью пели во время литургии, вошёл в употребление с конца IV века. А до этого времени что же было? Как молились христиане с эпохи гонений до эпохи Константина Великого и дальше до эпохи Вселенских соборов, что же они пели на своих собраниях? Что они исповедовали? Да всё очень просто. Предстоятелем Церкви, как правило, был епископ. Епископ мог в древней Церкви возглавлять даже отдельный приход. Не так, как сейчас, епархия в пределах пятисот километров с одного конца до другого. В древней Церкви общины были малочисленны. Предстоятель Церкви: или пресвитер, или епископ читали сами исповедование веры, своей веры: как они веруют во Святую Троицу; как исповедывают два естества во Христе; как они учат народ о Приснодевстве Божией Матери, о Её небесной, ангельской чистоте и так далее. В древней Церкви сохранились некоторые древние Символы Веры, кроме Никео- Цареградского, который получил всеобщее распространение только после второго Вселенского Собора в триста восемьдесят первом году. У Григория Неокесарийского сохранился удивительный Символ Веры, который он читал во время Богослужений со своей паствой. Давайте послушаем его, и вы словно перенесётесь в середину III-го века. Един Бог, Отец Слова живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, Единый от Единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Безсмертный Безсмертнаго и Вечный Вечнаго.
И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся, Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, Источник святый, Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все.
Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.
Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.
Вот, дорогие братия и сестры, какие прекрасные, возвышенные слова о тайне Святой Троицы передаёт нам сегодня Григорий Неокесарийский. Его же молитвами и молитвами преподобного Никона Радонежского Господь да хранит нас в единстве веры и в любви к Матери — Церкви.
Для нашего назидания сегодня Церковь предлагает Евангелие от Луки, которое называется «о безумном богаче». У одного богатого человека уродилась нива, и он не знал, что делать с этим урожаем. Урожай был настолько обилен, что он понимал, что не сможет в старые житницы и амбары его собрать. Оказавшись перед такой проблемой, он решил сломать старые житницы и построить новые, гораздо более вместительные. И когда он сделал это, то подумал, что, собрав новый урожай, он будет обеспечен на многие годы спокойной, беззаботной жизни и сказал душе своей: «душа! много добра у тебя лежит на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12;19). И когда он помыслил это в душе своей, то Бог ответил ему на эти мысли греховные:
«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12; 20). И оканчивается эта краткая притча такими словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12; 21).
Дорогие братия и сестры. В тот момент, когда этот богатый человек собирался сломать старые житницы и построить новые, здесь ещё не было ничего греховного. Если бы он поблагодарил Бога за необыкновенный урожай и подумал бы, как им распорядиться и как не забыть дела благотворения, то Господь бы ни в чём его не упрекнул. Но ошибка и безумие его состояло в том, что он это добро и богатый урожай, который был эквивалентом материального благосостояния, посчитал своей собственностью и, обращаясь к себе самодостаточно, с горделивым самоупоением, говорил: много у тебя богатства на долгое время: ешь, пей, веселись. Как эти слова напоминают другие слова апостола Павла: «Если Бога нет, мне всё позволено»; «Станем есть и пить, ибо завтра умрём» (1Кор. 15; 32). Такие безумные, горделивые, самонадеянные слова Господь всегда пресекает и всегда смиряет каждого из нас.
В обычных делах, когда мы планируем следующий день, завтра вот рабочий день настанет, мы думаем, что мы сделаем, куда пойдём, что решим. Но без Бога ничего не решим и ни с кем не встретимся. Поэтому только устремлённость к Богу при трудолюбии человека дарует благословение или, говоря светским языком, дарует успех человеку. Чем мы обладаем — это не наше сокровище и не наше богатство, мы все только пользователи этих даров Небесных. Мы нагими приходим в этот мир, только потом в родильном отделении приоденут уже после родов тем, что мамочка взяла с собой. А так-то такой голенький: у одного есть волоски, у другого нет, по-разному бывает. Но абсолютно все одинаковые, когда без всяких пелёнок и распашонок. И точно так же человек уходит нагим, как бы его ни приодели и какой бы гроб ни купили: или с двумя несъемными крышками, или с одной, или с музыкой, или с кондиционером, или без него, или с окошком, или без окошка — разницы никакой, это тщеславие друзей и близких родственников. А душа его уже покинула этот мир одна, без всякого вещественного покрывала. Только богатство добродетели, если оно было, душа уносит в иной мир, несмотря на многие свидетельства о собственности, которые так мы стремимся получить с вами, обладая тем или иным имуществом. Даже при советской власти не было никаких свидетельств собственности: в БТИ отметил, что квартира есть, и всё. Штамп БТИ был свидетельством того, что можешь пользоваться.
А сейчас что творится в этой регистрационной палате? Эти левые очереди со взятками, и все это знают, сплошь и рядом, где, в каком окне сколько берут и дают и так далее. Это страшные реалии нашего времени. И даже, имея эти бумажки, это не наше. Мы — арендаторы Божественных даров, того, что через наши руки проходит. И сейчас, в сложное время, в период инфляции это очень актуально, дорогие братия и сестры, когда уверенность, которая входила в нашу жизнь, пошатнулась. И каждый из нас в той или иной степени находится в некотором смятении и думает: и что делать, и куда вкладывать средства, и что покупать или не покупать, а подождать.
И мы в связи с этим понимаем, а как же хорошо, дорогие братия и сестры, или вообще ничего не иметь, или иметь совершенно что-то малое, достаточное для жизни, но не более того. Святитель Митрофан Воронежский так и говорил в своём завещании духовным детям и Воронежской пастве, может, и Пётр Первый слушал его наставления: «Богатства и нищеты не давай мне, Господи». И то, и другое опасно, тяжело для человека переживается, опасно для души, для вечной жизни, потому что от нищеты в уныние можно впасть, возроптать на Бога, отойти от Него, что и бывает сплошь и рядом. Как чуть не по-нашему, смотришь, одного полгода нет в Церкви, другого. Один не может из-за границы вернуться, другой ещё откуда-то: не то из Болгарии, не то с Кипра, или ещё просто в квартире другими делами занят, и нет его и месяц, и два, и три.
Дорогие братия и сестры. Будем надеяться на Господа, будем чувствовать себя людьми счастливыми. Потому что счастье — это не преизобилие благ, а довольство тем, что есть. Это и есть счастье — довольство материальным состоянием, довольство своим здоровьем, своим внешним видом, своей семейной или бессемейной жизненной ситуацией. И за это нужно благодарить Господа. Значит, это тебе полезно. И не погружаться в уныние, в ропот и в безумное самокопание, чтобы изыскивать какие-то психологические причины и прочую ахинею. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем благодарить Господа, что мы с вами являемся все людьми счастливыми, и счастье наше основное состоит в Боге. Мы верующие люди, и в Боге наше богатство, наше упование. Вера украшает нашу жизнь, одухотворяет, придает ей смысл. Будем ценить это и благодарить Господа за Его великие неизреченные милости.
Аминь.
30 ноября 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день прославляется память великих святых. Один из них — преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик преподобного Сергия Радонежского, который после кончины преподобного Сергия в конце XIV века стал игуменом Троице-Сергиевой обители и воплощал в жизнь идеалы и обеты преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никон после своей кончины был погребён также недалеко от гробницы своего возлюбленного учителя Сергия Радонежского в боковом приделе, так называемом Никоновом, который примыкает с правой стороны к Троицкому собору в лавре преподобного Сергия.
Сегодня память также великого святого конца II — начала III века святителя Григория Чудотворца Неокесарийского. Святой отец Древней Церкви не случайно прославляется с таким наименованием, как чудотворец, потому что его пламенная вера к Богу творила необыкновенные чудеса, непостижимые для человеческого ума. Так, например, два родных брата получили после смерти своих родителей в наследство огромные земельные угодья, на которых было прекрасное озеро. Братья всё разделили, а озеро поделить не могли — один претендовал, другой не уступал. В ссоре эти распри дошли до взаимной ненависти.
К сожалению, это совершенно обычная, житейская ситуация, она иногда касается почти каждой семьи. Живут в семье при живых родителях, всё мирно, тихо, благополучно; у каждого свои семьи, общаются друг с другом. А как делить имущество — и один претендует, и другой. Одного невестка или жена настроит, другого и смотришь — ненависть вплоть до того, что видеть друг друга не хотят. И обращаются в светские суды для дележа родительского имущества, позоря честь своих родителей, которые на том свете с глубоким сожалением смотрят на эти грустные вещи, которые сплошь и рядом происходят и в наше с вами время.
И вот, два брата пришли к Григорию Неокесарийскому с тем, чтобы он помог поделить озеро, нашёл некое Соломоново решение: либо разделил пополам, либо по водоизмещению, либо каким-то иным образом. А Григорий склонял их к миру, говорил, что озеро большое, хватит одному и второму, ещё и внукам останется. И когда он увидел, что увещания бесполезны и не помогают установить мир, он говорит братьям, чтобы пришли к нему на следующее утро, и тогда он скажет, что делать. Григорий помолился Богу, чтобы преодолеть эту ненависть родных братьев, и помолился таким образом, что наутро озеро высохло и так, что даже по дну уже трава росла. Таким образом, сам предмет ненависти и скорби исчез сам по себе, и братья, лишившись жемчужины родительского имения, сохранили гораздо большее в своей жизни — мир между собой.
Однажды, святитель Григорий беседовал со своими учениками, с паствой своей, и они вспоминали о том, что святым Господь даровал такую возможность: повторить те чудеса, которые Он совершал во время земной жизни. Спаситель сказал: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17; 20). И когда Григорий напомнил это евангельское место своим слушателям, то гора, возле которой они стояли, пошатнулась в своём основании и стала двигаться. Тогда святитель сказал: «да подожди, я не тебе говорю; стой на месте». Сейчас мы только вспоминаем, что это может быть. Вот какой величайший святой был.
Очень важно для нас, дорогие братия и сестры, знать правильные истоки формирования Божественной литургии, развитие её с Древней Церкви до наших времен. И интересной особенностью этого развития Богослужения в веках служил тот момент, что Символ Веры, который мы сегодня с вами с любовью пели во время литургии, вошёл в употребление с конца IV века. А до этого времени что же было? Как молились христиане с эпохи гонений до эпохи Константина Великого и дальше до эпохи Вселенских соборов, что же они пели на своих собраниях? Что они исповедовали? Да всё очень просто. Предстоятелем Церкви, как правило, был епископ. Епископ мог в древней Церкви возглавлять даже отдельный приход. Не так, как сейчас, епархия в пределах пятисот километров с одного конца до другого. В древней Церкви общины были малочисленны. Предстоятель Церкви: или пресвитер, или епископ читали сами исповедование веры, своей веры: как они веруют во Святую Троицу; как исповедывают два естества во Христе; как они учат народ о Приснодевстве Божией Матери, о Её небесной, ангельской чистоте и так далее. В древней Церкви сохранились некоторые древние Символы Веры, кроме Никео- Цареградского, который получил всеобщее распространение только после второго Вселенского Собора в триста восемьдесят первом году. У Григория Неокесарийского сохранился удивительный Символ Веры, который он читал во время Богослужений со своей паствой. Давайте послушаем его, и вы словно перенесётесь в середину III-го века. Един Бог, Отец Слова живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечнаго, совершенный Родитель Совершеннаго, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, Единый от Единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотвореннаго, истинный Сын истиннаго Отца, Невидимый Невидимаго, и Нетленный Нетленнаго и Безсмертный Безсмертнаго и Вечный Вечнаго.
И един Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся, Образ Сына, Совершенный Совершеннаго, Жизнь, Виновник живущих, Источник святый, Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все.
Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.
Посему нет в Троице ничего ни сотвореннаго или служебнаго, ни привнесеннаго, как бы прежде не бывшаго, потом же привзошедшаго; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.
Вот, дорогие братия и сестры, какие прекрасные, возвышенные слова о тайне Святой Троицы передаёт нам сегодня Григорий Неокесарийский. Его же молитвами и молитвами преподобного Никона Радонежского Господь да хранит нас в единстве веры и в любви к Матери — Церкви.
Для нашего назидания сегодня Церковь предлагает Евангелие от Луки, которое называется «о безумном богаче». У одного богатого человека уродилась нива, и он не знал, что делать с этим урожаем. Урожай был настолько обилен, что он понимал, что не сможет в старые житницы и амбары его собрать. Оказавшись перед такой проблемой, он решил сломать старые житницы и построить новые, гораздо более вместительные. И когда он сделал это, то подумал, что, собрав новый урожай, он будет обеспечен на многие годы спокойной, беззаботной жизни и сказал душе своей: «душа! много добра у тебя лежит на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12;19). И когда он помыслил это в душе своей, то Бог ответил ему на эти мысли греховные:
«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12; 20). И оканчивается эта краткая притча такими словами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12; 21).
Дорогие братия и сестры. В тот момент, когда этот богатый человек собирался сломать старые житницы и построить новые, здесь ещё не было ничего греховного. Если бы он поблагодарил Бога за необыкновенный урожай и подумал бы, как им распорядиться и как не забыть дела благотворения, то Господь бы ни в чём его не упрекнул. Но ошибка и безумие его состояло в том, что он это добро и богатый урожай, который был эквивалентом материального благосостояния, посчитал своей собственностью и, обращаясь к себе самодостаточно, с горделивым самоупоением, говорил: много у тебя богатства на долгое время: ешь, пей, веселись. Как эти слова напоминают другие слова апостола Павла: «Если Бога нет, мне всё позволено»; «Станем есть и пить, ибо завтра умрём» (1Кор. 15; 32). Такие безумные, горделивые, самонадеянные слова Господь всегда пресекает и всегда смиряет каждого из нас.
В обычных делах, когда мы планируем следующий день, завтра вот рабочий день настанет, мы думаем, что мы сделаем, куда пойдём, что решим. Но без Бога ничего не решим и ни с кем не встретимся. Поэтому только устремлённость к Богу при трудолюбии человека дарует благословение или, говоря светским языком, дарует успех человеку. Чем мы обладаем — это не наше сокровище и не наше богатство, мы все только пользователи этих даров Небесных. Мы нагими приходим в этот мир, только потом в родильном отделении приоденут уже после родов тем, что мамочка взяла с собой. А так-то такой голенький: у одного есть волоски, у другого нет, по-разному бывает. Но абсолютно все одинаковые, когда без всяких пелёнок и распашонок. И точно так же человек уходит нагим, как бы его ни приодели и какой бы гроб ни купили: или с двумя несъемными крышками, или с одной, или с музыкой, или с кондиционером, или без него, или с окошком, или без окошка — разницы никакой, это тщеславие друзей и близких родственников. А душа его уже покинула этот мир одна, без всякого вещественного покрывала. Только богатство добродетели, если оно было, душа уносит в иной мир, несмотря на многие свидетельства о собственности, которые так мы стремимся получить с вами, обладая тем или иным имуществом. Даже при советской власти не было никаких свидетельств собственности: в БТИ отметил, что квартира есть, и всё. Штамп БТИ был свидетельством того, что можешь пользоваться.
А сейчас что творится в этой регистрационной палате? Эти левые очереди со взятками, и все это знают, сплошь и рядом, где, в каком окне сколько берут и дают и так далее. Это страшные реалии нашего времени. И даже, имея эти бумажки, это не наше. Мы — арендаторы Божественных даров, того, что через наши руки проходит. И сейчас, в сложное время, в период инфляции это очень актуально, дорогие братия и сестры, когда уверенность, которая входила в нашу жизнь, пошатнулась. И каждый из нас в той или иной степени находится в некотором смятении и думает: и что делать, и куда вкладывать средства, и что покупать или не покупать, а подождать.
И мы в связи с этим понимаем, а как же хорошо, дорогие братия и сестры, или вообще ничего не иметь, или иметь совершенно что-то малое, достаточное для жизни, но не более того. Святитель Митрофан Воронежский так и говорил в своём завещании духовным детям и Воронежской пастве, может, и Пётр Первый слушал его наставления: «Богатства и нищеты не давай мне, Господи». И то, и другое опасно, тяжело для человека переживается, опасно для души, для вечной жизни, потому что от нищеты в уныние можно впасть, возроптать на Бога, отойти от Него, что и бывает сплошь и рядом. Как чуть не по-нашему, смотришь, одного полгода нет в Церкви, другого. Один не может из-за границы вернуться, другой ещё откуда-то: не то из Болгарии, не то с Кипра, или ещё просто в квартире другими делами занят, и нет его и месяц, и два, и три.
Дорогие братия и сестры. Будем надеяться на Господа, будем чувствовать себя людьми счастливыми. Потому что счастье — это не преизобилие благ, а довольство тем, что есть. Это и есть счастье — довольство материальным состоянием, довольство своим здоровьем, своим внешним видом, своей семейной или бессемейной жизненной ситуацией. И за это нужно благодарить Господа. Значит, это тебе полезно. И не погружаться в уныние, в ропот и в безумное самокопание, чтобы изыскивать какие-то психологические причины и прочую ахинею. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем благодарить Господа, что мы с вами являемся все людьми счастливыми, и счастье наше основное состоит в Боге. Мы верующие люди, и в Боге наше богатство, наше упование. Вера украшает нашу жизнь, одухотворяет, придает ей смысл. Будем ценить это и благодарить Господа за Его великие неизреченные милости.
Аминь.
30.11.2014
Предыдущая проповедь
23 ноября 2014
Следующая проповедь
30 ноября 2014
Все проповеди за 2014 год