Дорогие братия и сестры. Сегодня в тринадцатую неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает нам для нашего духовного и нравственного назидания, совершенствования несколько глубоких богословских истин, исходящих от сегодняшнего праздника. Первую мы можем почерпнуть из очень краткого апостольского чтения, оканчивающегося такими примечательными словами, которые врезаются в сердце человека. Слова эти следующие: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1Кор. 16; 22). В переводе на русский язык, что это за анафема? Значит, проклят будет. Что же это за такие суровые слова, совершенно не в духе американской демократии, которая так сегодня популярна и насаждается по всему миру? В этих словах звучит не ненависть ко всем инакомыслящим, это не призвание к джихаду, как в исламе или в других конфессиях, например, в иудаизме, ненавидящих всех остальных, называющих всех презрительными словами. А это просто констатация факта. Как к врачу приходишь, и тебе ставят диагноз: «на пороге инфаркта стоишь, больше нельзя так жить». Здесь нет никакой ненависти врача к твоему состоянию, просто ты сам докатился до такой степени, что уже жизнь невозможна.
Проклятие — это кто не любит Господа, это констатация факта, что жизнь прожита зря. Как сухая ветвь на дереве — бесполезно её уже прививать, утеплять, ещё что-либо делать. Её надо просто отсечь и выбросить вон, сжечь, как никому не нужный мусор. Это констатация отсутствия жизни, потому что жизнь только во Христе. Она проявляется во временной жизни человека, а закрепляется окончательно в вечности, когда после смерти, перейдя порог жизни, человек приходит в иное место, в духовный мир. И если со Христом его ничего не связывало в этой жизни, тогда прозвучат эти окончательные слова апостола Павла: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема», и попадает человек в ад без всяких компромиссов, без всякого, так сказать, исключения.
Дорогие братия и сестры. А мы-то с вами любим ли Христа? А как же проверить? А проверить очень просто, например, как бывает у двух возлюбленных. Сейчас такой любви нет, конечно, на нашей земле. Чуть познакомился: день, два — и сразу гражданский брак следует. А в XIX-ом веке Онегин к Татьяне письма писал, красивые да лаконичные. Тогда дружили не неделю или две, а год, и два, и пять, и это было счастливейшее время жизни человека. Влюблённый думает всё время: и днём, и ночью; не спит, всё думает о своей возлюбленной, все мысли, все думы, всё сердце охвачено пламенем этой любви. И у нас точно так же чувство любви должно быть к Господу направлено, о Нём думать, к Нему обращаться, молиться и искать встречи с Ним. А встречи с Ним в храме Божием — самые яркие и запоминающиеся. Это, прежде всего, участие в таинствах Церкви и в причащении Святых Христовых Тайн.
И поэтому можно смело так перефразировать слова апостола Павла без всякого ущемления смысла, и это не будет ошибкой в толковании, если мы скажем: «Кто не посещает Церковь, анафема да будет»; тот, значит, не любит Господа. Кто не причащается, опять не любит Господа, опять попадает под анафему.
Во время чина Торжества Православия на первой неделе Великого Поста Церковь провозглашает, конечно, при епископском служении, многочисленные анафемы. Кому же они звучат? Тем, кто не признает Божество Христа, во плоти пришедшего; кто не признаёт Приснодевства Божией Матери, Её чистоты, и жизни ангельской. То есть, всем несогласным с учением Православной Церкви, неимеющих одной спасительной веры, дарующей жизнь человеку, — анафема да будет. И как бы нам с вами не подпасть, дорогие братия и сестры, под эти слова, преисполненные ревности и любви ко Господу, которые сказал апостол Павел и для нашего с вами назидания, а не только для древних жителей славного Коринфа.
В сегодняшнем евангельском чтении сегодня прозвучала притча о злых виноградарях. Эта притча очень интересна. Она имеет несколько смыслов. Буквальный смысл её отобразился в истории еврейского народа. Один хозяин насадил виноградник, оградил его оградой, устроил точило для выжимки винограда и приготовления вина, столб водрузил для охраны и отдал работникам, делателям, а сам отошёл, доверив им полностью. И когда наступило время сбора плодов, он посылает своих рабов, чтобы они взяли эти плоды и принесли ему. Делатели же, увидев рабов господина, одних избили, других обесчестили, третьих убили. Хозяин посылает рабов вдвое больше, считая произошедшее за недоразумение какое-то, но делатели настолько вошли в роль, что и этих отправили ни с чем, поступив с ними точно так же. И тогда хозяин предпринимает такой удивительный поступок, взывая к совести и милосердию этих негодных людей, говоря: пошлю я сына своего единственного; может быть, устыдятся сына моего, увидев, что это не рабы, а сын, и отдадут плоды. А работники же, увидев, что сын идёт, вывели его вон из виноградника и убили.
И вот Господь спрашивает слушающих Его современников: «Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21; 40). И они ответили: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21; 41). А сказали они эти слова, как руководство к действию в отношении их самих. В отношении иудейского народа этот виноградник, который насадил Бог, — это израильский народ, избранный Богом из всех других, самый любимый для Господа, выделенный, избранный, которого Он оградил от всех других языческих народов, для которых были характерны ужасные культы с человеческими жертвоприношениями и другими страшнейшими, несовместимыми с человеком грехами и правилами жизни. А оградил их, даровав закон через Моисея–пророка, который был гарантом нравственной жизни в этом народе. И когда пришло время сбора плодов, посылал рабов Своих. Кто же такие это рабы? Это пророки ветхозаветные, которые будили совесть народную и которые призывали вернуться к почитанию и поклонению истинному Богу. Пророков в Ветхом Завете было великое множество. Многие из пророков оставили священные тексты. Их книги, краткие послания вошли в единый кодекс Священного Писания — Библию. Это такие великие пророки, как Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; малые пророки: Амос, Михей и другие.
Как же иудеи слышали и относились к этим пророческим речам? Например, если мы вспомним Исайю-пророка, то его пророчества, например, об удивительном Приснодевстве Божией Матери слушали долго, а потом распилили пророка пополам, живьём, да ещё деревянной пилой, потому что других, более гуманных средств, которые могли причинить гораздо скорейшую смерть, менее мучительную, наверное, не было тогда. И когда всё это исполнилось, Бог любящий, доверяющий бесконечно человеку, послал Сына Своего возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа, потому что в Евангелии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 16).
И как же встретили Христа Его современники? Распяли на кресте, предав самой мучительной и позорной смерти, вывели вон из виноградника. А гора Голгофа находилась в то время в окрестностях Иерусалима.
Эта притча приложима и к Новозаветной Церкви, которой Господь даровал ещё больше благодати и ещё большего доверия её членам. Рабы, которые ждут плодов — это Ангелы-хранители, которые будят совесть человека. А делатели — это служители Церкви.
Дорогие братия и сестры. Каждому священнику, епископу и мне грешному, в том числе, Господь оказал большое доверие, даровав паству, приходящую сюда, в храм, чтобы вы давали Богу плоды. А с меня это спросится на Страшном Суде Сына Божия при Втором Его пришествии.
Эта притча приложима не только к Церкви, не только к священникам и духовенству Церкви Православной, а к каждому из нас. Потому что Господь ждёт плодов от каждого христианина. Каких же Он плодов ждёт? Не финансовых результатов, это компетенция налоговой инспекции по возрастающим ежеквартальным балансам, а плодов добрых дел. Господь ждёт от нас плодов любви, веры, надежды на Господа, плодов добродетели, смирения, кротости, прощения врагам, незлобия. Ждёт постоянно. Наконец, ждёт целомудренной, святой христианской жизни, потому что только она совместима с христианством, а больше ничто другое сюда никак не вписывается. Он ждёт иногда год, иногда больше, ждёт и не получает этих плодов. Ещё даёт шанс, и многие из нас, а может,
каждый из нас уподобляются бесплодной смоковнице, которая ни на что не годна, как только выбросить её вон, срубить с корнем и бросить в огонь. А когда же срубают смоковницу? Да в момент смерти. Господь терпит-терпит и видит, что бесполезна жизнь человеческая – плодов-то нет.
Так поступает всякий опытный садовник. Выходит на свои десять соточек, там ведь особенно не разбежишься, это ведь не десять гектаров, и места нет лишнего. Нет плодов с этого дерева — посажу новое, а это срублю и распилю для баньки, больше никаких вариантов нет. Так вот, дорогие братия и сестры, жизнь-то наша бесплодная. Она ведь на волоске держится, потому что милосердие Божие не безгранично.
Сегодня, дорогие братия и сестры, ещё и день памяти удивительного святого, патриарха Мины Константинопольского или Цареградского. Во время его управления Константинопольской Церковью, второй по значению кафедрой в Православной Церкви, случилось необыкновенное чудо. Чудо такое. Некий еврейский отрок вошёл вместе с христианскими детьми в храм во время причащения Пречистых Тела и Крови Христовых и, приступив к тайнам вместе с прочими детьми, принял причащение. Это очень часто можно видеть в любом храме. Если один священник исповедовал, а другой, бывает не проследил, когда человек с порога приходит, без исповеди.
И вот, такое случилось в VI-ом веке, как и в наши дни. Этот еврейский отрок пришёл домой, и отец спросил его, где он был и почему опоздал. Он же, как дитя, рассказал ему всю правду, сказав, что был в храме христианском и принял причащение. Услышав об этом, отец еврей весьма разгневался и, взяв ребёнка, бросил его в разожжённую печь, при помощи которой выделывал стекло. Он был ремесленником, делал стекла. Но жене своей не сказал ничего. Она с плачем искала всюду своего сына и звала его по имени. На третий день поисков она подошла к разожжённой печи, и ребёнок откликнулся на зов её. Тогда она с большим трудом извлекла его оттуда и спросила, каким образом и почему он, находясь в таком огне, не сгорел и всё ещё жив? А отрок рассказал ей следующее. К нему приходила некая жена пресветлая, охлаждала огонь и давала ему воду, а пищу приносила, когда он был голоден.
В скором времени весть об этом чуде облетела весь город. Узнали об этом и царь Юстиниан, и святой патриарх Мина. После этого упомянутого отрока крестили вместе с матерью, а отца, который пришёл в большее ожесточение, предали смерти как детоубийцу.
Дорогие братия и сестры. Удивительный пример такого благодатного воздействия Святых Тайн на человека. Кто это жена такая, которая пришла к отроку, давала ему есть, охлаждала огонь и пить давала? Это Пречистая Богоматерь. И мы с вами должны дорожить этой возможностью приступать ко причащению Святых Христовых Тайн. Прискорбно видеть, когда приносят деток маленьких родители, которые сами годами не причащаются. Я всех их знаю в лицо. Иногда спрашиваешь папу или маму, когда они сподобятся причаститься, а в ответ молчание, улыбка и всё. Ждут, так сказать, играя с огнём до поры до времени. Вот какое благодатное воздействие. Жизнь сохранилась ребенка, который причастился Святых Христовых Тайн.
Мы с вами должны усердно готовиться ко причащению. Сейчас в современной церковной жизни появляются новые тенденции, новые веяния, которые упрощают подготовку ко причащению. Например, какие? «Вы поститесь в среду и пятницу? Достаточно, больше не надо поститься — причащайтесь». Какие ещё можно услышать «красивые» слова? «Вы же были на Всенощном бдении вчера? Зачем тогда каноны читать? Не надо, молитвы прочитайте и достаточно. Ну а если очень хочется причащаться, не исповедуясь? Причащайся». И это сплошь и рядом. Иногда даже в духовных учебных заведениях можно услышать такие новые тенденции. Так это же протестантизм внедряется в нашу церковную жизнь. А потом что получается? От доступности причащения духовная жизнь взлетает, Ангелами становятся во плоти? Да нет.
Поэтому, вспоминая в день памяти патриарха Мины то событие, которое произошло в его правление, будем понуждать себя к большему усердию в подготовке к таинствам Церкви. И ещё, братия и сестры, я знаю, что вы очень любите слышать и слушать проповеди церковные. Наберитесь, пожалуйста, ещё терпения.
Сегодня также память мучеников, пострадавших в Эдессе от ариан при императоре Валенте. Этот император был современником Василия Великого и всячески понуждал его к союзу с арианами. Управлял одной областью в Византийской империи некий епарх именем Модест. Именно он
приходил к Василию Великому, передавая слова императора, стращал его лишением имущества, ссылкой, самой смертью. В ответ он услышал от Василия Великого мужественные слова: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается всё моё богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни сошлют, будет моё. Лучше же сказать: везде место Божие, где и буду пресельником и пришельцем (Псал. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведёт меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».
Услышав такой мужественный ответ, Модест доложил императору Валенту о непреклонности Василия Великого: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви. Этот муж выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений».
Что же произошло в Эдессе? Император Валент приехал туда и захотел предать смерти всех христиан, которые отказывались прийти в общение с арианами. Ему донесли, что они собираются на богослужении в чистом поле за городом. И тогда на следующий день была назначена бойня, чтобы всех христиан, сотни тысяч человек предать смерти. А этот епарх именем Модест переживал и любил свой народ. Он не был согласен с тем, что убивать можно только за исповедование имени Христова. И он тайно известил христиан, чтобы никто не шёл завтра в поле на богослужение, потому что там все будут преданы смерти.
Рано утром он, исполняя приказание императора, пошёл за город и, когда он был у городских ворот, увидел женщину, которая вышла из своего дома, даже не закрыв дверей, одевшуюся наскоро и несшую с собой малого отрока. Женщина та плакала и старалась обогнать его воинов, которые направлялись за город. Епарх приказал взять её и привести к нему. Остановившись на дороге, он начал допрос и спросил: «несчастная женщина, куда ты спешишь в столь ранний час и почему ты так торопишься?» Женщина отвечала: «я спешу на поле, где собираются христиане». Епарх спросил: «разве ты не слышала, что епарх намеревается прийти туда с воинами и побить всех, кого он найдёт там?» А женщина отвечала: «Да, я слышала об этом, поэтому я и тороплюсь, дабы вместе с христианами умереть ради Христа». Епарх снова спросил: «А для чего же ты взяла с собой сего отрока?» А женщина отвечала на это: «Я хочу, чтобы и отрок этот вместе со мной сподобился венца мученического». Услышав об этом, епарх не поехал на это поле. Он вернулся к императору и сказал, что не может он выполнить его приказ и рассказал об этом случае. И царь отменил своё жестокое приказание о повальном избиении всех христиан в городе Эдессе. Преследованию стали подвергаться лишь священнослужители.
Дорогие братия и сестры. Такие удивительные два случая предлагает нам Церковь для нашего с вами назидания. Осмысливая пример женщины, которая посчитала для своего ребёнка высочайшим благом быть умерщвлённой за Христа, стать мучеником, чтобы со Христом царствовать на небе — это нам упрёк, дорогие братия и сестры. Почему? Да потому, что половина из вас опоздала на Божественную литургию, и это входит в привычку. Начинаешь литургию, в храме всего человек пятьдесят. А потом прибавляются выспавшиеся, отдохнувшие такие, часто ссылаясь на детей, что они не могут долго стоять. А вы придите в субботу, например, посмотрите. Мамочка приходит с грудничком двухмесячным и всю службу стоит. Меня убеждают: батюшка, не надо детей заставлять в храм ходить на литургию, это невозможно. Давай устроим детскую школу во время литургии. Будем забирать туда всех детей семи-восьми-десятилетних. О чём это говорит? О том, что в безбожных семьях растут, раз в восемь-десять лет ребёнок не может отстоять два часа на литургии. Это родителей выдаёт с потрохами, что нет ни молитвы дома, ни привычки к службе. Да дети с двух лет могут пасхальную службу ночную выдерживать и не спать, и причащаться Святых Христовых Тайн в бодрствующем состоянии. Поэтому это наши недоработки с вами, дорогие братия и сестры. Будем же, вспоминая слова старца Николая с острова Залита, любить Господа. Он говорил: «Дорогие мои, какие вы счастливые, что с Господом».
Аминь
7 сентября 2014
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня в тринадцатую неделю по Пятидесятнице Церковь предлагает нам для нашего духовного и нравственного назидания, совершенствования несколько глубоких богословских истин, исходящих от сегодняшнего праздника. Первую мы можем почерпнуть из очень краткого апостольского чтения, оканчивающегося такими примечательными словами, которые врезаются в сердце человека. Слова эти следующие: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1Кор. 16; 22). В переводе на русский язык, что это за анафема? Значит, проклят будет. Что же это за такие суровые слова, совершенно не в духе американской демократии, которая так сегодня популярна и насаждается по всему миру? В этих словах звучит не ненависть ко всем инакомыслящим, это не призвание к джихаду, как в исламе или в других конфессиях, например, в иудаизме, ненавидящих всех остальных, называющих всех презрительными словами. А это просто констатация факта. Как к врачу приходишь, и тебе ставят диагноз: «на пороге инфаркта стоишь, больше нельзя так жить». Здесь нет никакой ненависти врача к твоему состоянию, просто ты сам докатился до такой степени, что уже жизнь невозможна.
Проклятие — это кто не любит Господа, это констатация факта, что жизнь прожита зря. Как сухая ветвь на дереве — бесполезно её уже прививать, утеплять, ещё что-либо делать. Её надо просто отсечь и выбросить вон, сжечь, как никому не нужный мусор. Это констатация отсутствия жизни, потому что жизнь только во Христе. Она проявляется во временной жизни человека, а закрепляется окончательно в вечности, когда после смерти, перейдя порог жизни, человек приходит в иное место, в духовный мир. И если со Христом его ничего не связывало в этой жизни, тогда прозвучат эти окончательные слова апостола Павла: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема», и попадает человек в ад без всяких компромиссов, без всякого, так сказать, исключения.
Дорогие братия и сестры. А мы-то с вами любим ли Христа? А как же проверить? А проверить очень просто, например, как бывает у двух возлюбленных. Сейчас такой любви нет, конечно, на нашей земле. Чуть познакомился: день, два — и сразу гражданский брак следует. А в XIX-ом веке Онегин к Татьяне письма писал, красивые да лаконичные. Тогда дружили не неделю или две, а год, и два, и пять, и это было счастливейшее время жизни человека. Влюблённый думает всё время: и днём, и ночью; не спит, всё думает о своей возлюбленной, все мысли, все думы, всё сердце охвачено пламенем этой любви. И у нас точно так же чувство любви должно быть к Господу направлено, о Нём думать, к Нему обращаться, молиться и искать встречи с Ним. А встречи с Ним в храме Божием — самые яркие и запоминающиеся. Это, прежде всего, участие в таинствах Церкви и в причащении Святых Христовых Тайн.
И поэтому можно смело так перефразировать слова апостола Павла без всякого ущемления смысла, и это не будет ошибкой в толковании, если мы скажем: «Кто не посещает Церковь, анафема да будет»; тот, значит, не любит Господа. Кто не причащается, опять не любит Господа, опять попадает под анафему.
Во время чина Торжества Православия на первой неделе Великого Поста Церковь провозглашает, конечно, при епископском служении, многочисленные анафемы. Кому же они звучат? Тем, кто не признает Божество Христа, во плоти пришедшего; кто не признаёт Приснодевства Божией Матери, Её чистоты, и жизни ангельской. То есть, всем несогласным с учением Православной Церкви, неимеющих одной спасительной веры, дарующей жизнь человеку, — анафема да будет. И как бы нам с вами не подпасть, дорогие братия и сестры, под эти слова, преисполненные ревности и любви ко Господу, которые сказал апостол Павел и для нашего с вами назидания, а не только для древних жителей славного Коринфа.
В сегодняшнем евангельском чтении сегодня прозвучала притча о злых виноградарях. Эта притча очень интересна. Она имеет несколько смыслов. Буквальный смысл её отобразился в истории еврейского народа. Один хозяин насадил виноградник, оградил его оградой, устроил точило для выжимки винограда и приготовления вина, столб водрузил для охраны и отдал работникам, делателям, а сам отошёл, доверив им полностью. И когда наступило время сбора плодов, он посылает своих рабов, чтобы они взяли эти плоды и принесли ему. Делатели же, увидев рабов господина, одних избили, других обесчестили, третьих убили. Хозяин посылает рабов вдвое больше, считая произошедшее за недоразумение какое-то, но делатели настолько вошли в роль, что и этих отправили ни с чем, поступив с ними точно так же. И тогда хозяин предпринимает такой удивительный поступок, взывая к совести и милосердию этих негодных людей, говоря: пошлю я сына своего единственного; может быть, устыдятся сына моего, увидев, что это не рабы, а сын, и отдадут плоды. А работники же, увидев, что сын идёт, вывели его вон из виноградника и убили.
И вот Господь спрашивает слушающих Его современников: «Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21; 40). И они ответили: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21; 41). А сказали они эти слова, как руководство к действию в отношении их самих. В отношении иудейского народа этот виноградник, который насадил Бог, — это израильский народ, избранный Богом из всех других, самый любимый для Господа, выделенный, избранный, которого Он оградил от всех других языческих народов, для которых были характерны ужасные культы с человеческими жертвоприношениями и другими страшнейшими, несовместимыми с человеком грехами и правилами жизни. А оградил их, даровав закон через Моисея–пророка, который был гарантом нравственной жизни в этом народе. И когда пришло время сбора плодов, посылал рабов Своих. Кто же такие это рабы? Это пророки ветхозаветные, которые будили совесть народную и которые призывали вернуться к почитанию и поклонению истинному Богу. Пророков в Ветхом Завете было великое множество. Многие из пророков оставили священные тексты. Их книги, краткие послания вошли в единый кодекс Священного Писания — Библию. Это такие великие пророки, как Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; малые пророки: Амос, Михей и другие.
Как же иудеи слышали и относились к этим пророческим речам? Например, если мы вспомним Исайю-пророка, то его пророчества, например, об удивительном Приснодевстве Божией Матери слушали долго, а потом распилили пророка пополам, живьём, да ещё деревянной пилой, потому что других, более гуманных средств, которые могли причинить гораздо скорейшую смерть, менее мучительную, наверное, не было тогда. И когда всё это исполнилось, Бог любящий, доверяющий бесконечно человеку, послал Сына Своего возлюбленного, Господа нашего Иисуса Христа, потому что в Евангелии сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3; 16).
И как же встретили Христа Его современники? Распяли на кресте, предав самой мучительной и позорной смерти, вывели вон из виноградника. А гора Голгофа находилась в то время в окрестностях Иерусалима.
Эта притча приложима и к Новозаветной Церкви, которой Господь даровал ещё больше благодати и ещё большего доверия её членам. Рабы, которые ждут плодов — это Ангелы-хранители, которые будят совесть человека. А делатели — это служители Церкви.
Дорогие братия и сестры. Каждому священнику, епископу и мне грешному, в том числе, Господь оказал большое доверие, даровав паству, приходящую сюда, в храм, чтобы вы давали Богу плоды. А с меня это спросится на Страшном Суде Сына Божия при Втором Его пришествии.
Эта притча приложима не только к Церкви, не только к священникам и духовенству Церкви Православной, а к каждому из нас. Потому что Господь ждёт плодов от каждого христианина. Каких же Он плодов ждёт? Не финансовых результатов, это компетенция налоговой инспекции по возрастающим ежеквартальным балансам, а плодов добрых дел. Господь ждёт от нас плодов любви, веры, надежды на Господа, плодов добродетели, смирения, кротости, прощения врагам, незлобия. Ждёт постоянно. Наконец, ждёт целомудренной, святой христианской жизни, потому что только она совместима с христианством, а больше ничто другое сюда никак не вписывается. Он ждёт иногда год, иногда больше, ждёт и не получает этих плодов. Ещё даёт шанс, и многие из нас, а может,
каждый из нас уподобляются бесплодной смоковнице, которая ни на что не годна, как только выбросить её вон, срубить с корнем и бросить в огонь. А когда же срубают смоковницу? Да в момент смерти. Господь терпит-терпит и видит, что бесполезна жизнь человеческая – плодов-то нет.
Так поступает всякий опытный садовник. Выходит на свои десять соточек, там ведь особенно не разбежишься, это ведь не десять гектаров, и места нет лишнего. Нет плодов с этого дерева — посажу новое, а это срублю и распилю для баньки, больше никаких вариантов нет. Так вот, дорогие братия и сестры, жизнь-то наша бесплодная. Она ведь на волоске держится, потому что милосердие Божие не безгранично.
Сегодня, дорогие братия и сестры, ещё и день памяти удивительного святого, патриарха Мины Константинопольского или Цареградского. Во время его управления Константинопольской Церковью, второй по значению кафедрой в Православной Церкви, случилось необыкновенное чудо. Чудо такое. Некий еврейский отрок вошёл вместе с христианскими детьми в храм во время причащения Пречистых Тела и Крови Христовых и, приступив к тайнам вместе с прочими детьми, принял причащение. Это очень часто можно видеть в любом храме. Если один священник исповедовал, а другой, бывает не проследил, когда человек с порога приходит, без исповеди.
И вот, такое случилось в VI-ом веке, как и в наши дни. Этот еврейский отрок пришёл домой, и отец спросил его, где он был и почему опоздал. Он же, как дитя, рассказал ему всю правду, сказав, что был в храме христианском и принял причащение. Услышав об этом, отец еврей весьма разгневался и, взяв ребёнка, бросил его в разожжённую печь, при помощи которой выделывал стекло. Он был ремесленником, делал стекла. Но жене своей не сказал ничего. Она с плачем искала всюду своего сына и звала его по имени. На третий день поисков она подошла к разожжённой печи, и ребёнок откликнулся на зов её. Тогда она с большим трудом извлекла его оттуда и спросила, каким образом и почему он, находясь в таком огне, не сгорел и всё ещё жив? А отрок рассказал ей следующее. К нему приходила некая жена пресветлая, охлаждала огонь и давала ему воду, а пищу приносила, когда он был голоден.
В скором времени весть об этом чуде облетела весь город. Узнали об этом и царь Юстиниан, и святой патриарх Мина. После этого упомянутого отрока крестили вместе с матерью, а отца, который пришёл в большее ожесточение, предали смерти как детоубийцу.
Дорогие братия и сестры. Удивительный пример такого благодатного воздействия Святых Тайн на человека. Кто это жена такая, которая пришла к отроку, давала ему есть, охлаждала огонь и пить давала? Это Пречистая Богоматерь. И мы с вами должны дорожить этой возможностью приступать ко причащению Святых Христовых Тайн. Прискорбно видеть, когда приносят деток маленьких родители, которые сами годами не причащаются. Я всех их знаю в лицо. Иногда спрашиваешь папу или маму, когда они сподобятся причаститься, а в ответ молчание, улыбка и всё. Ждут, так сказать, играя с огнём до поры до времени. Вот какое благодатное воздействие. Жизнь сохранилась ребенка, который причастился Святых Христовых Тайн.
Мы с вами должны усердно готовиться ко причащению. Сейчас в современной церковной жизни появляются новые тенденции, новые веяния, которые упрощают подготовку ко причащению. Например, какие? «Вы поститесь в среду и пятницу? Достаточно, больше не надо поститься — причащайтесь». Какие ещё можно услышать «красивые» слова? «Вы же были на Всенощном бдении вчера? Зачем тогда каноны читать? Не надо, молитвы прочитайте и достаточно. Ну а если очень хочется причащаться, не исповедуясь? Причащайся». И это сплошь и рядом. Иногда даже в духовных учебных заведениях можно услышать такие новые тенденции. Так это же протестантизм внедряется в нашу церковную жизнь. А потом что получается? От доступности причащения духовная жизнь взлетает, Ангелами становятся во плоти? Да нет.
Поэтому, вспоминая в день памяти патриарха Мины то событие, которое произошло в его правление, будем понуждать себя к большему усердию в подготовке к таинствам Церкви. И ещё, братия и сестры, я знаю, что вы очень любите слышать и слушать проповеди церковные. Наберитесь, пожалуйста, ещё терпения.
Сегодня также память мучеников, пострадавших в Эдессе от ариан при императоре Валенте. Этот император был современником Василия Великого и всячески понуждал его к союзу с арианами. Управлял одной областью в Византийской империи некий епарх именем Модест. Именно он
приходил к Василию Великому, передавая слова императора, стращал его лишением имущества, ссылкой, самой смертью. В ответ он услышал от Василия Великого мужественные слова: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается всё моё богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни сошлют, будет моё. Лучше же сказать: везде место Божие, где и буду пресельником и пришельцем (Псал. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведёт меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».
Услышав такой мужественный ответ, Модест доложил императору Валенту о непреклонности Василия Великого: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви. Этот муж выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений».
Что же произошло в Эдессе? Император Валент приехал туда и захотел предать смерти всех христиан, которые отказывались прийти в общение с арианами. Ему донесли, что они собираются на богослужении в чистом поле за городом. И тогда на следующий день была назначена бойня, чтобы всех христиан, сотни тысяч человек предать смерти. А этот епарх именем Модест переживал и любил свой народ. Он не был согласен с тем, что убивать можно только за исповедование имени Христова. И он тайно известил христиан, чтобы никто не шёл завтра в поле на богослужение, потому что там все будут преданы смерти.
Рано утром он, исполняя приказание императора, пошёл за город и, когда он был у городских ворот, увидел женщину, которая вышла из своего дома, даже не закрыв дверей, одевшуюся наскоро и несшую с собой малого отрока. Женщина та плакала и старалась обогнать его воинов, которые направлялись за город. Епарх приказал взять её и привести к нему. Остановившись на дороге, он начал допрос и спросил: «несчастная женщина, куда ты спешишь в столь ранний час и почему ты так торопишься?» Женщина отвечала: «я спешу на поле, где собираются христиане». Епарх спросил: «разве ты не слышала, что епарх намеревается прийти туда с воинами и побить всех, кого он найдёт там?» А женщина отвечала: «Да, я слышала об этом, поэтому я и тороплюсь, дабы вместе с христианами умереть ради Христа». Епарх снова спросил: «А для чего же ты взяла с собой сего отрока?» А женщина отвечала на это: «Я хочу, чтобы и отрок этот вместе со мной сподобился венца мученического». Услышав об этом, епарх не поехал на это поле. Он вернулся к императору и сказал, что не может он выполнить его приказ и рассказал об этом случае. И царь отменил своё жестокое приказание о повальном избиении всех христиан в городе Эдессе. Преследованию стали подвергаться лишь священнослужители.
Дорогие братия и сестры. Такие удивительные два случая предлагает нам Церковь для нашего с вами назидания. Осмысливая пример женщины, которая посчитала для своего ребёнка высочайшим благом быть умерщвлённой за Христа, стать мучеником, чтобы со Христом царствовать на небе — это нам упрёк, дорогие братия и сестры. Почему? Да потому, что половина из вас опоздала на Божественную литургию, и это входит в привычку. Начинаешь литургию, в храме всего человек пятьдесят. А потом прибавляются выспавшиеся, отдохнувшие такие, часто ссылаясь на детей, что они не могут долго стоять. А вы придите в субботу, например, посмотрите. Мамочка приходит с грудничком двухмесячным и всю службу стоит. Меня убеждают: батюшка, не надо детей заставлять в храм ходить на литургию, это невозможно. Давай устроим детскую школу во время литургии. Будем забирать туда всех детей семи-восьми-десятилетних. О чём это говорит? О том, что в безбожных семьях растут, раз в восемь-десять лет ребёнок не может отстоять два часа на литургии. Это родителей выдаёт с потрохами, что нет ни молитвы дома, ни привычки к службе. Да дети с двух лет могут пасхальную службу ночную выдерживать и не спать, и причащаться Святых Христовых Тайн в бодрствующем состоянии. Поэтому это наши недоработки с вами, дорогие братия и сестры. Будем же, вспоминая слова старца Николая с острова Залита, любить Господа. Он говорил: «Дорогие мои, какие вы счастливые, что с Господом».
Аминь
07.09.2014
Предыдущая проповедь
31 августа 2014
Следующая проповедь
19 сентября 2014
Все проповеди за 2014 год