Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о блудном сыне

Дорогие братия и сестры. Всех вас поздравляю с продолжением праздника Сретения Господня и сегодняшним воскресным днём, который посвящён воспоминанию евангельской притчи о блудном сыне.

Праздник Сретения Господня ещё раз сегодня каждого из нас наставляет в необходимости пристального внимания к своей духовной жизни, чтобы мы с вами не пропустили драгоценные встречи в нашей жизни с любимым Господом. Как же происходят эти встречи в нашей жизни? Конечно, они неповторимы и очень субъективны. Может быть, у кого-то эта встреча с Господом прошла совершенно незаметно и неосознанно, и это те самые счастливые люди, которые приняли веру Христианскую, как говорится, с молоком матери, которые в христианских семьях родились, с младенчества воспитывались в вере, назидались учением церковным и вкушали Святые Тайны Тела и Крови Господних с детских лет.

У других людей эта встреча с Господом в жизни произошла, может быть, через разум, через книжное обучение, когда человек, постигнув и узнав многое, наконец-то понял, что жизнь без Бога суетна и пуста, и что  разум человеческий свидетельствует о непременном бытии Бога в этом мире.

У кого-то из присутствующих, может быть, эта встреча с Богом началась после того, как человек задумался о смысле жизни человеческой и понял, что эта цель должна быть более высокая, чем обычное прозябание жизни, как у животных. Человек выше их, и жизнь его должна состоять не в удовлетворении одних инстинктов питания, размножения и других физиологических инстинктов, что есть какая-то цель, ради которой человек пришёл в этот мир.

Может быть, кто-то усмотрел необыкновенную красоту окружающего мира, целесообраз-ность всего творения и в этой разумности творения усматривал первопричину бытия этого окружающего мира. Особенно, когда человек созерцает эту красоту тварного мира, путешествуя по прекрасным, райским уголкам нашей земли, где он видит буйство зелени природы,  красоту  моря и невольно понимает, что Творец всего этого — Господь Вседержитель.

У кого-то встреча с Богом произошла через знакомство с людьми, людьми верующими,  которые являли прекрасный пример и образец жизни христианской, на тот момент для них недосягаемой и непонятной. Удивившись чистоте жизни христианской, осмысленности существования они и сами захотели последовать их примеру.

Но в большинстве своём люди встречаются с Богом, когда Господь останавливает их безумную жизнь на пути греха, когда Господь, словно опытный водитель, нажимает на тормоза этого двигателя человеческого, Им сотворённого, и заставляет задуматься, осмыслить происходящее: повторяющиеся скорби, несчастья, трагедии. И тогда человек понимает, что это зов Божий, который показывает, что он не так живёт.

Другой человек взял в руки Священное Писание, кажется, случайными образом, и через него открылось ему слово Божие и Сам Бог, заключённый в словах Священного Писания. Сколько  жизней человеческих, столько и особых, неповторимых путей призвания каждого из нас к Богу, своему Творцу и Создателю. Господь, бесконечно любя Своё творение, то есть, каждого из нас, всё хочет сделать, чтобы не напрасно была прожита наша жизнь земная. И праздник Сретения напоминает нам об этом, призывает к внимательности, духовной собранности и трезвению в нашей жизни, чтобы не пропустить этот зов Божий, не оставить его неуслышанным в своей жизни.

Есть очень интересное живописное изображение Христа в виде странника с посохом, Который пришёл в какой-то дом, стоит у дверей этого дома и стучит в эту дверь. Дверь не имеет ручки с наружной стороны, она должна быть открыта только изнутри. Это изображение жизни человеческой. Господь постоянно стучит в двери сердца человека, но открывается она только самим человеком изнутри, потому что свободой волей и жизнью обладает человек как венец Божественного творения.

Сегодня за Божественной литургией прозвучала притча о блудном сыне. Это одна из самых ярких притч Священного Писания. Некоторые святые отцы даже называют её Евангелием в Евангелии, то есть, некоей квинтэссенцией евангельского текста, и, прежде всего, потому, что эта притча рассказывает нам о необыкновенной любви к людям Господа в образе отца этих двух сыновей: младшего блудного и верного старшего. Под образом отца подразумевается Бог.

В чём же мы видим эти удивительные свойства любящего Отца? Прежде всего, в том, как Он милостиво отпускает  этого безумного блудного сына, рвущегося к свободе, когда тот потребовал у Отца разделить имение и отдать ему положенную часть. Отец беспрекословно исполняет эту безумную просьбу. Кто когда-то жил на селе или помнит жизнь своих близких, родителей или дедов на селе, например, в тридцатые годы ХХ-го века, помнит эпоху коллективизации, может представить, что же означало изъять из хозяйства некую часть материальных средств. Когда в те годы национализировали достояние работающих крестьян, которых называли кулаками, реквизировали скот, уводили лошадей, коров — что же оставалось? Люди оставались ни с чем. Они становились нищими, бедными, нечем было обрабатывать землю. Или те люди, которые занимаются бизнесом: что значит, взять и изъять значительную долю прибыли. Это означает полное отсутствие перспективы развития.

Размышляя над этой притчей, пусть задумаются те родители, которые сталкиваются с какими-то непродуманными желаниями своих детей, пытающихся завести какое-то дело, например, совместный бизнес со своим другом, с двумя, с тремя, которые входят в учредители. Это всё чушь, всё разбивается в прах через несколько лет. Когда только прибыль первая появляется, зависть и сребролюбие внедряются в их отношения, и бизнес разваливается.

Так же и этот безумный младший сын подкосил жизнь отца. Отец видел, что сын в этом состоянии  ничего не услышит, ничего не поймёт и не исправит свою жизнь. Он со страшной болью в сердце, наверняка, исполнил эту безумную просьбу — отдал сыну какую-то часть своего имения, которую тот растратил совершенно беспутно и без результата. Далее, образ любящего Отца проявляется в том, что, потеряв младшего сына, мы не знаем, на сколько лет, Отец не забыл его. Он не помнил этого предательства. Святые отцы обращают внимание, что обычно раздел имущества наступает после смерти владельца. Если младший сын потребовал у Отца отдать ему следуемую часть имения, он  говорил, переводя на русский язык: «Отец, ты зажился, умирать тебе пора, давай мне скорее наследство, дели дом пополам, хватит тебе жить». Он желал ему смерти, лишь бы вырвать кусок этих материальных благ.

Но Отец не помнил этого предательства. Он выходил много раз из своего дома, вглядываясь вдаль старческими глазами, будучи уже немощным старцем. Он пытался рассмотреть где-то на горизонте знакомый силуэт своего младшего сына. Наконец, когда это исполнилось, он понял, скорее, не увидел, а сердцем почувствовал, что где-то на горизонте эта увеличивающаяся, приближающаяся к нему точка — это его сын беспутный. Евангелие говорит, что Отец сам побежал навстречу сыну, бросился обнимать его. Сын произносит заученную покаянную молитву: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15,21). А дальше Отец ему не даёт сказать, обрывает эту покаянную молитву и принимает его как сына. Он устраивает праздник, приказывает заколоть упитанного тельца, музыка и пение слышится в доме и радость наполняет всех живущих. Так вот  в образе этого отца Бог показывает Свою необыкновенную любовь к людям…

16 февраля 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Всех вас поздравляю с продолжением праздника Сретения Господня и сегодняшним воскресным днём, который посвящён воспоминанию евангельской притчи о блудном сыне.

Праздник Сретения Господня ещё раз сегодня каждого из нас наставляет в необходимости пристального внимания к своей духовной жизни, чтобы мы с вами не пропустили драгоценные встречи в нашей жизни с любимым Господом. Как же происходят эти встречи в нашей жизни? Конечно, они неповторимы и очень субъективны. Может быть, у кого-то эта встреча с Господом прошла совершенно незаметно и неосознанно, и это те самые счастливые люди, которые приняли веру Христианскую, как говорится, с молоком матери, которые в христианских семьях родились, с младенчества воспитывались в вере, назидались учением церковным и вкушали Святые Тайны Тела и Крови Господних с детских лет.

У других людей эта встреча с Господом в жизни произошла, может быть, через разум, через книжное обучение, когда человек, постигнув и узнав многое, наконец-то понял, что жизнь без Бога суетна и пуста, и что  разум человеческий свидетельствует о непременном бытии Бога в этом мире.

У кого-то из присутствующих, может быть, эта встреча с Богом началась после того, как человек задумался о смысле жизни человеческой и понял, что эта цель должна быть более высокая, чем обычное прозябание жизни, как у животных. Человек выше их, и жизнь его должна состоять не в удовлетворении одних инстинктов питания, размножения и других физиологических инстинктов, что есть какая-то цель, ради которой человек пришёл в этот мир.

Может быть, кто-то усмотрел необыкновенную красоту окружающего мира, целесообраз-ность всего творения и в этой разумности творения усматривал первопричину бытия этого окружающего мира. Особенно, когда человек созерцает эту красоту тварного мира, путешествуя по прекрасным, райским уголкам нашей земли, где он видит буйство зелени природы,  красоту  моря и невольно понимает, что Творец всего этого — Господь Вседержитель.

У кого-то встреча с Богом произошла через знакомство с людьми, людьми верующими,  которые являли прекрасный пример и образец жизни христианской, на тот момент для них недосягаемой и непонятной. Удивившись чистоте жизни христианской, осмысленности существования они и сами захотели последовать их примеру.

Но в большинстве своём люди встречаются с Богом, когда Господь останавливает их безумную жизнь на пути греха, когда Господь, словно опытный водитель, нажимает на тормоза этого двигателя человеческого, Им сотворённого, и заставляет задуматься, осмыслить происходящее: повторяющиеся скорби, несчастья, трагедии. И тогда человек понимает, что это зов Божий, который показывает, что он не так живёт.

Другой человек взял в руки Священное Писание, кажется, случайными образом, и через него открылось ему слово Божие и Сам Бог, заключённый в словах Священного Писания. Сколько  жизней человеческих, столько и особых, неповторимых путей призвания каждого из нас к Богу, своему Творцу и Создателю. Господь, бесконечно любя Своё творение, то есть, каждого из нас, всё хочет сделать, чтобы не напрасно была прожита наша жизнь земная. И праздник Сретения напоминает нам об этом, призывает к внимательности, духовной собранности и трезвению в нашей жизни, чтобы не пропустить этот зов Божий, не оставить его неуслышанным в своей жизни.

Есть очень интересное живописное изображение Христа в виде странника с посохом, Который пришёл в какой-то дом, стоит у дверей этого дома и стучит в эту дверь. Дверь не имеет ручки с наружной стороны, она должна быть открыта только изнутри. Это изображение жизни человеческой. Господь постоянно стучит в двери сердца человека, но открывается она только самим человеком изнутри, потому что свободой волей и жизнью обладает человек как венец Божественного творения.

Сегодня за Божественной литургией прозвучала притча о блудном сыне. Это одна из самых ярких притч Священного Писания. Некоторые святые отцы даже называют её Евангелием в Евангелии, то есть, некоей квинтэссенцией евангельского текста, и, прежде всего, потому, что эта притча рассказывает нам о необыкновенной любви к людям Господа в образе отца этих двух сыновей: младшего блудного и верного старшего. Под образом отца подразумевается Бог.

В чём же мы видим эти удивительные свойства любящего Отца? Прежде всего, в том, как Он милостиво отпускает  этого безумного блудного сына, рвущегося к свободе, когда тот потребовал у Отца разделить имение и отдать ему положенную часть. Отец беспрекословно исполняет эту безумную просьбу. Кто когда-то жил на селе или помнит жизнь своих близких, родителей или дедов на селе, например, в тридцатые годы ХХ-го века, помнит эпоху коллективизации, может представить, что же означало изъять из хозяйства некую часть материальных средств. Когда в те годы национализировали достояние работающих крестьян, которых называли кулаками, реквизировали скот, уводили лошадей, коров — что же оставалось? Люди оставались ни с чем. Они становились нищими, бедными, нечем было обрабатывать землю. Или те люди, которые занимаются бизнесом: что значит, взять и изъять значительную долю прибыли. Это означает полное отсутствие перспективы развития.

Размышляя над этой притчей, пусть задумаются те родители, которые сталкиваются с какими-то непродуманными желаниями своих детей, пытающихся завести какое-то дело, например, совместный бизнес со своим другом, с двумя, с тремя, которые входят в учредители. Это всё чушь, всё разбивается в прах через несколько лет. Когда только прибыль первая появляется, зависть и сребролюбие внедряются в их отношения, и бизнес разваливается.

Так же и этот безумный младший сын подкосил жизнь отца. Отец видел, что сын в этом состоянии  ничего не услышит, ничего не поймёт и не исправит свою жизнь. Он со страшной болью в сердце, наверняка, исполнил эту безумную просьбу — отдал сыну какую-то часть своего имения, которую тот растратил совершенно беспутно и без результата. Далее, образ любящего Отца проявляется в том, что, потеряв младшего сына, мы не знаем, на сколько лет, Отец не забыл его. Он не помнил этого предательства. Святые отцы обращают внимание, что обычно раздел имущества наступает после смерти владельца. Если младший сын потребовал у Отца отдать ему следуемую часть имения, он  говорил, переводя на русский язык: «Отец, ты зажился, умирать тебе пора, давай мне скорее наследство, дели дом пополам, хватит тебе жить». Он желал ему смерти, лишь бы вырвать кусок этих материальных благ.

Но Отец не помнил этого предательства. Он выходил много раз из своего дома, вглядываясь вдаль старческими глазами, будучи уже немощным старцем. Он пытался рассмотреть где-то на горизонте знакомый силуэт своего младшего сына. Наконец, когда это исполнилось, он понял, скорее, не увидел, а сердцем почувствовал, что где-то на горизонте эта увеличивающаяся, приближающаяся к нему точка — это его сын беспутный. Евангелие говорит, что Отец сам побежал навстречу сыну, бросился обнимать его. Сын произносит заученную покаянную молитву: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15,21). А дальше Отец ему не даёт сказать, обрывает эту покаянную молитву и принимает его как сына. Он устраивает праздник, приказывает заколоть упитанного тельца, музыка и пение слышится в доме и радость наполняет всех живущих. Так вот  в образе этого отца Бог показывает Свою необыкновенную любовь к людям…

Предыдущая проповедь

16 февраля 2014

Притча о блудном сыне
Следующая проповедь

23 февраля 2014

Воспоминание о страшном суде
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00