Дорогие братия и сестры.
Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией один из самых прекрасных евангельских отрывков — притчу о блудном сыне. Среди множества притч, сказанных Христом во время Его земной жизни, запечатлённых в Евангелии, притча о блудном сыне — самая необыкновенная. Иногда толкователи, святые отцы называют её Евангелием в Евангелии, то есть некой квинтэссенцией, говорящей о самом главном, о самом основном. И самое главное, что передает нам притча — это необыкновенная любовь отца, под которым подразумевается в притче Бог. Его любовь к роду человеческому показана на примере любви к блудному сыну, который Его предал, Его забыл, пожелал смерти отцу своему, презрел его, потому что захотел забрать наследуемую ему часть имения прежде смерти отца. Получив требуемое, он ушёл от него и захотел жить по своему усмотрению, по своим принципам и законам, которые сам для себя видел и устанавливал.
И когда он нагулялся и нагрешил, так, что жизнь свою уподобил свинской и даже ел с ними с одного корыта, он, наконец, пришёл в себя и захотел вернуться к отцу. И вот, как сказано по-славянски, отец, увидев его издали, мил ему был. То есть возлюбил его ещё больше, побежал навстречу ему и, обняв его со слезами, плакал, будучи рад этой встрече со своим заблудшим сыном. Сын всё презрел, всё отверг, а отец не забыл своего сына. И святые отцы говорят, что само обращение блудного сына состоялось в том числе потому, что отец молился о своём сыне заблудшем, никогда его не забывал. И благодаря этой необыкновенной любви отца Бога, в правильном понимании этой притчи, мы имеем с вами сегодня такое удивительное утешение, которым Церковь ободряет каждого из нас и говорит о том, что какими бы грехами мы с вами ни были окутаны, Господь всегда ждёт нашего с вами обращения, возращения и покаяния.
Эта притча, дорогие братия и сестры, относится не только к блудникам и прелюбодеям, которые до сих пор не могут отстать от этих страшных грехов. Церковь под образом блудного сына подразумевает каждого из нас. И дело, прежде всего, не в буквальных блудных грехах, хотя мы об этом тоже поговорим, а речь идёт о нашей измене Богу, о нашей жизни без Него и необходимости возвращения к Нему. Именно поэтому притча читается всего однажды в году перед началом Великого поста. И когда празднуется Неделя о блудном сыне в Церкви, то на вечернем богослужении звучит особое песнопение: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…» (Пс. 136;1). Этот псалом имеет историческое обоснование — это плач Израиля в земле изгнания в плену, плач о Священном городе Иерусалиме, тоской о котором пронизаны слова этого псалма. «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс. 136;4); «Прильпни язык мой гортани моему» (Пс. 136;6); то есть, пусть язык мой высохнет, не поворачивается в гортани, не сможет ни одного звука произнести; «Аще забуду тебе, Иерусалиме, пусть забвенна будет десница моя» (Пс. 136;5).
Под образом Иерусалима подразумевается Небесный Иерусалим — Царство Небесное, Горний Сион, в который мы с вами должны прийти в конечной точке нашего земного путешествия. Там наше отечество, как у евреев в изгнании Иерусалим – подлинная, настоящая родина и столица их некогда славной империи, в те времена совершенно уничтоженной, исчезнувшей с лица земли. Тем самым Церковь говорит, как иудеи тосковали о разрушенном Священном городе, не находили успокоение ни в чём и не хотели вспоминать песни, которыми они славили Бога в стране изгнания и петь не для иноплеменников. Это было немыслимо для них, и не могли они петь без слёз содрогания, и вообще язык не мог произнести ни одного слова Священных песнопений.
Далее в этом псалме говорится: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твоё, иже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень» (Пс. 136;8-9).
Наверное, иудеи, жившие в эпоху Ветхого Завета, и буквальный смысл вкладывали в эти слова, желая отомстить поработителям: идумеям, ассирийцам и представители других великих царств, которые уничтожили славу Израиля. Но для нас, живущих во времена Нового Завета, немыслимо понимать это буквально, в плане отмщения нашим обидчикам, тем более, путём мести через убийство детей. Под образом юных детей дочери Вавилона подразумевается дьявол и его прилоги бесовские, которыми он окутывает умы людей, умы современных христиан, отвращая их взор от Священного отечества, Небесного Иерусалима.
Пророк Давид говорит в иносказательном плане: «Блажен человек, который разобьёт эти помыслы о камень». Какой же это камень? А камень этот — Христос. О Него, камень нашей веры и нашего упования, мы должны разбивать, отгонять от себя наши помыслы, которые укореняют нас в этой жизни и заставляют забыть о жизни вечной и о жизни будущей. И мы с вами поступаем иногда точно так же, как блудный сын, требовавший от отца своей части имения. Мы требуем порой от Бога: дай мне следуемую мне часть, просим у Бога разнообразный перечень благ: здоровья, сил, зарплаты, пенсии побольше, лодки, гаражи, яхты, машины, снегоходы, квадроциклы, курорты, пятизвёздные отели и так далее. Дай, мне это нужно и полезно. И вроде, в каждом наименовании наших материальных устремлений как такового греха и нет, да владей ты хоть Газпромом, хоть чем хочешь ты владей, но Бога не забывай. Не забывай, что всё это временное, всё это Богу принадлежит, а туда, на небо, в вечность ничего мы с вами не сможем забрать.
Требуя от Бога эти дары, мы тем самым часто поступаем так, что Сам Бог нам не нужен, нам нужны Его дары, Его благодеяния, Его чудеса, которые выражаются в этих зримых вещах, о которых мы с вами просим Бога. Но мы с вами должны понимать, что сущность веры не в том, чтобы получать от Бога, испрашивать у Него, что необходимо, превращая Бога в некий генератор гуманитарной помощи или министра МЧС, который должен вмешиваться, тушить и спасать, а Сам Бог и не нужен в этой ситуации. Христианство же говорит о том, что Сам Бог является главным предметом, главной Личностью, к Которой устремлены все наши чаяния, все молитвы и вся жизнь наша. И общение с Ним Самим является подлинным, настоящим, явным благом. А не в том, чтобы Бога приручить и заставить служить нашим земным целям.
Таким образом, притча о блудном сыне и псалом сто тридцать шестой, который поётся сегодня и ещё два раза будет исполняться до начала Великого поста, он нас подвигает к тому, чтобы мы задумались о своём духовном состоянии, чтобы мы вернулись к Небесному Отцу. Блудный сын — это мы с вами. Это мы с вами ушли от Бога, от Отца, презрев Его, вычеркнув из своей жизни. Если мы не чувствуем этого, значит, как и блудный сын, мы ещё не пришли в самих себя. Человек находится вне себя — это очень интересный образ, подходящий реально для блудников и прелюбодеев. Когда человек совершает эти грехи, он вне себя, он сумасшедший, он ничего не понимает, никаких убеждений не слушает — он человек умалишённый. Как говорил пророк Давид о неверующем человеке: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13;1). Только безумный человек может сказать такие слова. В этой притче говорится о том, что в состоянии страшного воздействия блудных бесов человек находится вне себя.
Дорогие братия и сестры. Если у нас нет ощущения того, что мы погибаем, что наше состояние крайне бедственное, крайне тревожное и мы не нуждаемся в покаянии – это очень опасное состояние. Но когда нет у нас жажды покаяния, значит, мы ещё не пришли в себя, в отличие от блудного сына, не возжелали этого покаяния, обращения к Богу. Мы не чувствуем, что грехи наши отталкивают, отводят нас от Бога. Мы не чувствуем этого по многим причинам, потому что привыкаем к грехам, сродняемся с ними. Грехи наши, накапливаясь, образуют некую коросту на нашей душе, которая называется окамененным нечувствием, и человек становится как мёртвый, как покойник. Его хоть трогай, хоть переворачивай, хоть что с ним делай — он ничего не чувствует, он мёртвый человек, как камень — это сравнение Иоанна Лествичника.
Дай Бог, чтобы мы задумались о своём бедственном состоянии, о душе своей, гладом томимой, которая питается, порой, отходя от Бога, подножным кормом, как этот блудный сын. Питается желудями, отходами, помоями, подразумевая здесь всякие оккультные устремления человека и многие другие вещи, которые вне православной традиции в религиозно-философском поле увлекают человека и уводят его от Бога.
Дорогие братия и сестры. Мы сегодня должны поговорить и о реальных вещах: о блудных грехах, потому что это созвучно сегодняшнему Евангелию, образу блудного сына. Таким образом, мы говорим, что не только в иносказательном духовном плане, но и в буквальном смысле эта притча о нас. Потому что очень многие из нас, здесь стоящих, к сожалению, повинны перед Богом в реальных блудных грехах. Бесы всё делают для того, чтобы эти грехи потеряли в глазах современных людей всю мерзость, всю скверну, чтобы они становились нормой человеческих взаимоотношений. И действительно, мы это видим, взирая на Америку и Европу, на однополые браки и прочие «достижения свободы». Мы видим, что на фоне современных тенденций XXI-го века «гражданский брак», где всё по согласию, всё «по любви» становится явлением непредосудительным и совершенно обиходным. «Мы же никого не обижаем, и всё по согласию». Подчас всё это совершается в квартирке родителей. В Европе это в постсоветское время сразу вошло в реалии жизни. Приводит дочка, например, своего будущего жениха или любовника в дом родительский и говорит: «Папа, это мой друг». И всё семейство усваивает новое название: это друг семьи, друг нашей дочери. Это становится нормой: «детки ещё не определились, они ещё учатся, ещё рано, ещё не зарабатывают, пусть попробуют, поживут, а может это и не их». И наживутся, сколько Господь допустит, потом надо новые ощущения, новые переживания. И все это рушится, превращается в бесконечную «Санта-Барбару». Такие отношения очень редко добром оканчиваются.
Апостольское послание сегодняшнего дня — это как «крик души» апостола Павла. Он говорил: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6;18-20). И нет никакого права у человека, не для этого создал Бог нас с вами, чтобы мы погрязали в этих страшных грехах.
Современная жизнь ввергает человека в блудные грехи. Достаточно привести элементар-ный пример — сходить в нашу поликлинику на приём к гинекологу, урологу и так далее. Что мы только там ни услышим. Если женщина пришла в состоянии депрессии, следует «совет»:
— Ты замужем?
— Да.
— Тебе надо любовника завести, тебе нужны новые впечатления они тебе помогут преодолеть депрессию.
— Если не замужем, то надо найти мужчину «для здоровья», надо почувствовать себя женщиной. Надо же желать и стремиться обрести простое женское счастье.
В таких формулировках говорится об этой сфере жизни. Если мужчина пришёл на приём к урологу с проблемами: «Тебе нужны регулярные отношения, тебе надо завести партнёршу какую-то. И тогда не надо будет ходить на приём к врачу, всё будет в порядке». И люди верят таким безумным советам, что это является нормой жизни.
На исповеди, порой, приходится колоссальные усилия употреблять, чтобы показать человеку, что это обман, что это не норма, а вопиющий грех. Когда спрашиваешь: «А как же монахи живут в монастырях?», человек задумывается и не знает, что ответить: «наверное, они ненормальные, неполноценные».
Дорогие братия и сестры. У нас с вами должно быть правильное об этом представление. Очень часто молодежь ввергается в блудные грехи, желая доказать своим сверстникам, что они уже являются взрослыми, что они уже всё могут и всё получается, чтобы сравняться в своей тусовке и быть как все, стремление быть взрослым раньше времени. Это является гибельным стремлением и порой приводит к непоправимым грехам, преступлениям и трагедиям.
Блудные грехи фактически начинаются с мелочей. Они начинаются с помыслов, с просмотров телесериалов, которые все с блудными постельными сценами. Они начинаются от пресыщенной плоти человеческой, от чревоугодия. А если добавляется ещё и пьянство, да «хорошая» комфортная среда, которую предоставляют бесконечные корпоративы новогодние и юбилеи предприятий, то сама среда располагает ко греху. И человек волей-неволей попадает порой, желая того или иногда не совсем желая, но становится жертвой тех реалий, которые окружают человека. И попадает человек в бесовскую ловушку, и порой с непоправимыми для души страшными последствиями.
Поэтому апостол Павел говорит нам с вами: «Бегайте блуда». Реклама часто возбуждает похоти. Я был поражён буквально несколько дней назад, проезжая по Дороге Жизни. Напротив «Руоки» установлена реклама: «эротический бутик во Всеволожске». Ну, отродясь не было такой мерзости и гадостиздесь, только в Содоме и Гоморре. Начальник рекламного агентства обещал снять, но реклама стоит до сих пор; то ли они проплатили на год вперед? Сам не знает, что теперь делать с этим «эротическим бутиком». Но такую мерзость никогда не рекламировали, никогда не афишировали. В советское безбожное время немыслимо было дойти до такого страшного состояния.
Дорогие братия и сестры. Мы должны иметь такое отторжение, такой ужас, неприятие подобного, как человек, получивший прививку в детской поликлинике. Он не восприимчив к заразам, к полиомиелиту и другим вещам. Нужно, чтобы и к блудным страстям у нас было такое же категорическое невосприятие, чтобы мы и детям не позволяли раньше времени становиться взрослыми и порой под крышей родительского дома под видом «гражданского брака» погрязать в этих страшных грехах.
Эти грехи без последствий никогда не проходят, они ломают человеческую жизнь, являются причиной бракоразводных процессов, являются причиной рождения больных детей и психически, и физически. Они являются причиной страшных женских болезней: примерно восемьдесят процентов женских болезней вызвано именно блудными грехами, грехами невоздержанной жизни супружеской.
И если мы говорим об этой сфере блудных грехов, переходя к нашей реальной жизни, к жизни семейной, мы видим порой такие грехи, которые вообще не замечаем и не каемся в них никогда — это супружеское невоздержание. Это нехранение постных дней и постов, установленных Церковью, это моменты извращения. И всё это является страшным грехом.
Человек может сказать: как же так, это жизнь семейная. А вот никак. Есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». «Брак установлен, – говорит Иоанн Златоуст, – для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудрен-ными» (Творения, т. 3 стр. 208). Нам кажется, что поженился и всё, дорвался, всё позволено, всё открыто, жёнушка рядом. А святой Иоанн Златоуст говорит: «брак — пристань целомудрия».
Но не только эти грехи, которые мы перечислили, являются из серии блудных, потому что пронизаны блудной похотью, но и грехи, которые называются предохранением от беременнос-ти и нежеланием рождать детей являются страшным грехом. В нашей человеческой классификации, нами самими придуманной, нам кажется, что этот грех гораздо меньше, чем грех аборта. Но в Священном Писании этого нет, а если мы откроем первые страницы Священного Писания, «Пятикнижия», то есть такой грех, за который Господь карал сразу смертью — это грех онанизма. А у нас сплошь и рядом и контрацепция в любых вариантах, и секс-салоны, которые рекламируются. Там предлагаются всякие штучки для этих отношений вообще без партнера, имитация получается — это страшные грехи, которые пронизывают нашу жизнь. Так что Церковь, суммируя всё это, желая внести долю юмора в сегодняшний серьёзный разговор, может поздравить с днём Ангела каждого сегодня: «здравствуй, дорогой, речь про тебя».
Поэтому, возжелаем чистоты, возжелаем жизни с Богом, возжелаем целомудрия. И хоть по факту оно уже невозможно, в буквальном смысле слова, но в духовном смысле целомудрие, которого достигали святые, гораздо выше физического целомудрия, потому что оно побеждает дьявольские прилоги на уровне помыслов и отвергает всяческие блудные пристрастия. И пусть Господь хранит нас молитвами Церкви нашей, молитвами великих святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, которых Церковь сегодня прославляет, полагая их жизни в пример нам, грешным. Аминь.
12 февраля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией один из самых прекрасных евангельских отрывков — притчу о блудном сыне. Среди множества притч, сказанных Христом во время Его земной жизни, запечатлённых в Евангелии, притча о блудном сыне — самая необыкновенная. Иногда толкователи, святые отцы называют её Евангелием в Евангелии, то есть некой квинтэссенцией, говорящей о самом главном, о самом основном. И самое главное, что передает нам притча — это необыкновенная любовь отца, под которым подразумевается в притче Бог. Его любовь к роду человеческому показана на примере любви к блудному сыну, который Его предал, Его забыл, пожелал смерти отцу своему, презрел его, потому что захотел забрать наследуемую ему часть имения прежде смерти отца. Получив требуемое, он ушёл от него и захотел жить по своему усмотрению, по своим принципам и законам, которые сам для себя видел и устанавливал.
И когда он нагулялся и нагрешил, так, что жизнь свою уподобил свинской и даже ел с ними с одного корыта, он, наконец, пришёл в себя и захотел вернуться к отцу. И вот, как сказано по-славянски, отец, увидев его издали, мил ему был. То есть возлюбил его ещё больше, побежал навстречу ему и, обняв его со слезами, плакал, будучи рад этой встрече со своим заблудшим сыном. Сын всё презрел, всё отверг, а отец не забыл своего сына. И святые отцы говорят, что само обращение блудного сына состоялось в том числе потому, что отец молился о своём сыне заблудшем, никогда его не забывал. И благодаря этой необыкновенной любви отца Бога, в правильном понимании этой притчи, мы имеем с вами сегодня такое удивительное утешение, которым Церковь ободряет каждого из нас и говорит о том, что какими бы грехами мы с вами ни были окутаны, Господь всегда ждёт нашего с вами обращения, возращения и покаяния.
Эта притча, дорогие братия и сестры, относится не только к блудникам и прелюбодеям, которые до сих пор не могут отстать от этих страшных грехов. Церковь под образом блудного сына подразумевает каждого из нас. И дело, прежде всего, не в буквальных блудных грехах, хотя мы об этом тоже поговорим, а речь идёт о нашей измене Богу, о нашей жизни без Него и необходимости возвращения к Нему. Именно поэтому притча читается всего однажды в году перед началом Великого поста. И когда празднуется Неделя о блудном сыне в Церкви, то на вечернем богослужении звучит особое песнопение: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…» (Пс. 136;1). Этот псалом имеет историческое обоснование — это плач Израиля в земле изгнания в плену, плач о Священном городе Иерусалиме, тоской о котором пронизаны слова этого псалма. «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс. 136;4); «Прильпни язык мой гортани моему» (Пс. 136;6); то есть, пусть язык мой высохнет, не поворачивается в гортани, не сможет ни одного звука произнести; «Аще забуду тебе, Иерусалиме, пусть забвенна будет десница моя» (Пс. 136;5).
Под образом Иерусалима подразумевается Небесный Иерусалим — Царство Небесное, Горний Сион, в который мы с вами должны прийти в конечной точке нашего земного путешествия. Там наше отечество, как у евреев в изгнании Иерусалим – подлинная, настоящая родина и столица их некогда славной империи, в те времена совершенно уничтоженной, исчезнувшей с лица земли. Тем самым Церковь говорит, как иудеи тосковали о разрушенном Священном городе, не находили успокоение ни в чём и не хотели вспоминать песни, которыми они славили Бога в стране изгнания и петь не для иноплеменников. Это было немыслимо для них, и не могли они петь без слёз содрогания, и вообще язык не мог произнести ни одного слова Священных песнопений.
Далее в этом псалме говорится: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твоё, иже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень» (Пс. 136;8-9).
Наверное, иудеи, жившие в эпоху Ветхого Завета, и буквальный смысл вкладывали в эти слова, желая отомстить поработителям: идумеям, ассирийцам и представители других великих царств, которые уничтожили славу Израиля. Но для нас, живущих во времена Нового Завета, немыслимо понимать это буквально, в плане отмщения нашим обидчикам, тем более, путём мести через убийство детей. Под образом юных детей дочери Вавилона подразумевается дьявол и его прилоги бесовские, которыми он окутывает умы людей, умы современных христиан, отвращая их взор от Священного отечества, Небесного Иерусалима.
Пророк Давид говорит в иносказательном плане: «Блажен человек, который разобьёт эти помыслы о камень». Какой же это камень? А камень этот — Христос. О Него, камень нашей веры и нашего упования, мы должны разбивать, отгонять от себя наши помыслы, которые укореняют нас в этой жизни и заставляют забыть о жизни вечной и о жизни будущей. И мы с вами поступаем иногда точно так же, как блудный сын, требовавший от отца своей части имения. Мы требуем порой от Бога: дай мне следуемую мне часть, просим у Бога разнообразный перечень благ: здоровья, сил, зарплаты, пенсии побольше, лодки, гаражи, яхты, машины, снегоходы, квадроциклы, курорты, пятизвёздные отели и так далее. Дай, мне это нужно и полезно. И вроде, в каждом наименовании наших материальных устремлений как такового греха и нет, да владей ты хоть Газпромом, хоть чем хочешь ты владей, но Бога не забывай. Не забывай, что всё это временное, всё это Богу принадлежит, а туда, на небо, в вечность ничего мы с вами не сможем забрать.
Требуя от Бога эти дары, мы тем самым часто поступаем так, что Сам Бог нам не нужен, нам нужны Его дары, Его благодеяния, Его чудеса, которые выражаются в этих зримых вещах, о которых мы с вами просим Бога. Но мы с вами должны понимать, что сущность веры не в том, чтобы получать от Бога, испрашивать у Него, что необходимо, превращая Бога в некий генератор гуманитарной помощи или министра МЧС, который должен вмешиваться, тушить и спасать, а Сам Бог и не нужен в этой ситуации. Христианство же говорит о том, что Сам Бог является главным предметом, главной Личностью, к Которой устремлены все наши чаяния, все молитвы и вся жизнь наша. И общение с Ним Самим является подлинным, настоящим, явным благом. А не в том, чтобы Бога приручить и заставить служить нашим земным целям.
Таким образом, притча о блудном сыне и псалом сто тридцать шестой, который поётся сегодня и ещё два раза будет исполняться до начала Великого поста, он нас подвигает к тому, чтобы мы задумались о своём духовном состоянии, чтобы мы вернулись к Небесному Отцу. Блудный сын — это мы с вами. Это мы с вами ушли от Бога, от Отца, презрев Его, вычеркнув из своей жизни. Если мы не чувствуем этого, значит, как и блудный сын, мы ещё не пришли в самих себя. Человек находится вне себя — это очень интересный образ, подходящий реально для блудников и прелюбодеев. Когда человек совершает эти грехи, он вне себя, он сумасшедший, он ничего не понимает, никаких убеждений не слушает — он человек умалишённый. Как говорил пророк Давид о неверующем человеке: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13;1). Только безумный человек может сказать такие слова. В этой притче говорится о том, что в состоянии страшного воздействия блудных бесов человек находится вне себя.
Дорогие братия и сестры. Если у нас нет ощущения того, что мы погибаем, что наше состояние крайне бедственное, крайне тревожное и мы не нуждаемся в покаянии – это очень опасное состояние. Но когда нет у нас жажды покаяния, значит, мы ещё не пришли в себя, в отличие от блудного сына, не возжелали этого покаяния, обращения к Богу. Мы не чувствуем, что грехи наши отталкивают, отводят нас от Бога. Мы не чувствуем этого по многим причинам, потому что привыкаем к грехам, сродняемся с ними. Грехи наши, накапливаясь, образуют некую коросту на нашей душе, которая называется окамененным нечувствием, и человек становится как мёртвый, как покойник. Его хоть трогай, хоть переворачивай, хоть что с ним делай — он ничего не чувствует, он мёртвый человек, как камень — это сравнение Иоанна Лествичника.
Дай Бог, чтобы мы задумались о своём бедственном состоянии, о душе своей, гладом томимой, которая питается, порой, отходя от Бога, подножным кормом, как этот блудный сын. Питается желудями, отходами, помоями, подразумевая здесь всякие оккультные устремления человека и многие другие вещи, которые вне православной традиции в религиозно-философском поле увлекают человека и уводят его от Бога.
Дорогие братия и сестры. Мы сегодня должны поговорить и о реальных вещах: о блудных грехах, потому что это созвучно сегодняшнему Евангелию, образу блудного сына. Таким образом, мы говорим, что не только в иносказательном духовном плане, но и в буквальном смысле эта притча о нас. Потому что очень многие из нас, здесь стоящих, к сожалению, повинны перед Богом в реальных блудных грехах. Бесы всё делают для того, чтобы эти грехи потеряли в глазах современных людей всю мерзость, всю скверну, чтобы они становились нормой человеческих взаимоотношений. И действительно, мы это видим, взирая на Америку и Европу, на однополые браки и прочие «достижения свободы». Мы видим, что на фоне современных тенденций XXI-го века «гражданский брак», где всё по согласию, всё «по любви» становится явлением непредосудительным и совершенно обиходным. «Мы же никого не обижаем, и всё по согласию». Подчас всё это совершается в квартирке родителей. В Европе это в постсоветское время сразу вошло в реалии жизни. Приводит дочка, например, своего будущего жениха или любовника в дом родительский и говорит: «Папа, это мой друг». И всё семейство усваивает новое название: это друг семьи, друг нашей дочери. Это становится нормой: «детки ещё не определились, они ещё учатся, ещё рано, ещё не зарабатывают, пусть попробуют, поживут, а может это и не их». И наживутся, сколько Господь допустит, потом надо новые ощущения, новые переживания. И все это рушится, превращается в бесконечную «Санта-Барбару». Такие отношения очень редко добром оканчиваются.
Апостольское послание сегодняшнего дня — это как «крик души» апостола Павла. Он говорил: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6;18-20). И нет никакого права у человека, не для этого создал Бог нас с вами, чтобы мы погрязали в этих страшных грехах.
Современная жизнь ввергает человека в блудные грехи. Достаточно привести элементар-ный пример — сходить в нашу поликлинику на приём к гинекологу, урологу и так далее. Что мы только там ни услышим. Если женщина пришла в состоянии депрессии, следует «совет»:
— Ты замужем?
— Да.
— Тебе надо любовника завести, тебе нужны новые впечатления они тебе помогут преодолеть депрессию.
— Если не замужем, то надо найти мужчину «для здоровья», надо почувствовать себя женщиной. Надо же желать и стремиться обрести простое женское счастье.
В таких формулировках говорится об этой сфере жизни. Если мужчина пришёл на приём к урологу с проблемами: «Тебе нужны регулярные отношения, тебе надо завести партнёршу какую-то. И тогда не надо будет ходить на приём к врачу, всё будет в порядке». И люди верят таким безумным советам, что это является нормой жизни.
На исповеди, порой, приходится колоссальные усилия употреблять, чтобы показать человеку, что это обман, что это не норма, а вопиющий грех. Когда спрашиваешь: «А как же монахи живут в монастырях?», человек задумывается и не знает, что ответить: «наверное, они ненормальные, неполноценные».
Дорогие братия и сестры. У нас с вами должно быть правильное об этом представление. Очень часто молодежь ввергается в блудные грехи, желая доказать своим сверстникам, что они уже являются взрослыми, что они уже всё могут и всё получается, чтобы сравняться в своей тусовке и быть как все, стремление быть взрослым раньше времени. Это является гибельным стремлением и порой приводит к непоправимым грехам, преступлениям и трагедиям.
Блудные грехи фактически начинаются с мелочей. Они начинаются с помыслов, с просмотров телесериалов, которые все с блудными постельными сценами. Они начинаются от пресыщенной плоти человеческой, от чревоугодия. А если добавляется ещё и пьянство, да «хорошая» комфортная среда, которую предоставляют бесконечные корпоративы новогодние и юбилеи предприятий, то сама среда располагает ко греху. И человек волей-неволей попадает порой, желая того или иногда не совсем желая, но становится жертвой тех реалий, которые окружают человека. И попадает человек в бесовскую ловушку, и порой с непоправимыми для души страшными последствиями.
Поэтому апостол Павел говорит нам с вами: «Бегайте блуда». Реклама часто возбуждает похоти. Я был поражён буквально несколько дней назад, проезжая по Дороге Жизни. Напротив «Руоки» установлена реклама: «эротический бутик во Всеволожске». Ну, отродясь не было такой мерзости и гадостиздесь, только в Содоме и Гоморре. Начальник рекламного агентства обещал снять, но реклама стоит до сих пор; то ли они проплатили на год вперед? Сам не знает, что теперь делать с этим «эротическим бутиком». Но такую мерзость никогда не рекламировали, никогда не афишировали. В советское безбожное время немыслимо было дойти до такого страшного состояния.
Дорогие братия и сестры. Мы должны иметь такое отторжение, такой ужас, неприятие подобного, как человек, получивший прививку в детской поликлинике. Он не восприимчив к заразам, к полиомиелиту и другим вещам. Нужно, чтобы и к блудным страстям у нас было такое же категорическое невосприятие, чтобы мы и детям не позволяли раньше времени становиться взрослыми и порой под крышей родительского дома под видом «гражданского брака» погрязать в этих страшных грехах.
Эти грехи без последствий никогда не проходят, они ломают человеческую жизнь, являются причиной бракоразводных процессов, являются причиной рождения больных детей и психически, и физически. Они являются причиной страшных женских болезней: примерно восемьдесят процентов женских болезней вызвано именно блудными грехами, грехами невоздержанной жизни супружеской.
И если мы говорим об этой сфере блудных грехов, переходя к нашей реальной жизни, к жизни семейной, мы видим порой такие грехи, которые вообще не замечаем и не каемся в них никогда — это супружеское невоздержание. Это нехранение постных дней и постов, установленных Церковью, это моменты извращения. И всё это является страшным грехом.
Человек может сказать: как же так, это жизнь семейная. А вот никак. Есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». «Брак установлен, – говорит Иоанн Златоуст, – для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудрен-ными» (Творения, т. 3 стр. 208). Нам кажется, что поженился и всё, дорвался, всё позволено, всё открыто, жёнушка рядом. А святой Иоанн Златоуст говорит: «брак — пристань целомудрия».
Но не только эти грехи, которые мы перечислили, являются из серии блудных, потому что пронизаны блудной похотью, но и грехи, которые называются предохранением от беременнос-ти и нежеланием рождать детей являются страшным грехом. В нашей человеческой классификации, нами самими придуманной, нам кажется, что этот грех гораздо меньше, чем грех аборта. Но в Священном Писании этого нет, а если мы откроем первые страницы Священного Писания, «Пятикнижия», то есть такой грех, за который Господь карал сразу смертью — это грех онанизма. А у нас сплошь и рядом и контрацепция в любых вариантах, и секс-салоны, которые рекламируются. Там предлагаются всякие штучки для этих отношений вообще без партнера, имитация получается — это страшные грехи, которые пронизывают нашу жизнь. Так что Церковь, суммируя всё это, желая внести долю юмора в сегодняшний серьёзный разговор, может поздравить с днём Ангела каждого сегодня: «здравствуй, дорогой, речь про тебя».
Поэтому, возжелаем чистоты, возжелаем жизни с Богом, возжелаем целомудрия. И хоть по факту оно уже невозможно, в буквальном смысле слова, но в духовном смысле целомудрие, которого достигали святые, гораздо выше физического целомудрия, потому что оно побеждает дьявольские прилоги на уровне помыслов и отвергает всяческие блудные пристрастия. И пусть Господь хранит нас молитвами Церкви нашей, молитвами великих святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, которых Церковь сегодня прославляет, полагая их жизни в пример нам, грешным. Аминь.
Предыдущая проповедь
5 февраля 2017
Следующая проповедь
19 февраля 2017
Все проповеди за 2017 год