Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о богаче и Лазаре

Сегодня, дорогие братия  и сестры, мы с вами снова слышали притчу о богаче и Лазаре. Для всех из нас это евангельское повествование должно быть и без того знакомо, но сегодня, присутствуя на Божественной литургии, каждый из нас для себя освежил в памяти это необыкновенное повествование, где изложение отличается от всех других притч, которые содержатся в Евангелии. Многие толкователи Священного Писания даже не называли этот рассказ притчей, а действительным, реальным повествованием, которое могло однажды произойти.

Богатый и Лазарь. Два человека живут рядом, но живут по-разному. Богатый человек одевался роскошно в порфиру и виссон, это самые драгоценные ткани. Порфира, например, была красного цвета, окрашивалась в такой цвет краской, которая содержалась в морских моллюсках. Это было необыкновенно дорогим одеянием и дорогим удовольствием. Виссон — это тонкая ткань, наподобие какого-то египетского шёлка, её особенно любили знатные римские женщины. Богатый человек не просто имел эти одеяния, он каждый день в них ходил и пиршествовал блистательно. 

А у порога его дома, у ворот, лежал больной нищий, именем Лазарь, покрытый струпьями и ранами, и мечтал насытиться хотя бы крошками, которые падали со стола богатого человека и пирующих с ним. Но этих крошек ему никто не давал, и, как сказано в Евангелии, только псы приходили и лизали струпья его, тем самым оказывая некое дезинфицирующее воздействие и проявляя хоть  какое-то участие к его страданиям, хотя оно исходило от бессловесных тварей.

Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богатый, и похоронили его. Богатый после своей смерти оказался в аду. Не ожидал он туда попасть. Он думал, что так и будет продолжаться, как он жил на земле. Но, оказавшись в таком плачевном, непривычном для себя состоянии страшного мучения, он горел в огне, и из адских глубин он увидел Лазаря, который был на лоне Авраамовом. Что же это такое за лоно Авраамово? Это некое такое место на небе, где находятся праведные души в предвкушении райского блаженства. Это совершенно тихое, безопасное место и лоном называется в смысле отчего дома. Это образ некоей максимальной защищенности человека. Например, когда ребёнок плачет, капризничает, что-то с ним случилось, и отец или мать берут его себе на руки, сажают на колени и успокаивают его. Находясь на коленях отца или матери, ребёнок успокаивается от того горя, которое его постигло. Примерно некое образное такое сравнение, взятое из жизни, приводится в Евангелии, то есть Лазарь находился в предвкушении райского блаженства.

Богатый человек, увидев, что Лазарь, на которого он во время своей земной жизни не обращал никакого внимания, не проявлял  деятельной любви к нему, узнал его и, обращаясь к Аврааму, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Ему казалось, что даже капля влаги была способна облегчить его тяжелейшие страдания. Но тогда Авраам ответил ему: «чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Тогда богатый человек снова обращается к Аврааму и говорит: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня  пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам отвечает ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их», то есть, они имеют Священное Писание и могут, читая его, жить праведно и добродетельно. Богач считает, что это мало значимо, неубедительно. Если кто из мёртвых воскреснет, тогда они ему поверят. Но Авраам на это ответил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

 Дорогие братия и сестры, это удивительное Евангелие. В нём в каждой строчке столько назидательного и  спасительного для души человеческой, но мы с вами постараемся хотя бы некоторые моменты разобрать.

Удивительно само это обращение богатого человека к Аврааму. Что это такое, по сути? Это же молитва. Это не просто молитва, это обращение к святому. Это единственное место в Евангелии, где показывается пример молитвы к святым, призывание их на помощь в той или иной жизненной ситуации. Это место, на которое мы можем с вами обращать внимание сектантов, протестантов, которые отрицают это поклонение, это призывание святых в своих молитвах. Как же так, когда в Евангелии указано, что богатый молился, просил: «отче Аврааме, помоги мне в том-то и в том». Когда Авраам ответил, что если Моисея и пророков не слушают, то не поверят и воскресшим мёртвым, это действительно так. Потому что чудо способно лишь на мгновение как-то удивить человека, потом это удивление проходит, и никакого изменения в жизни человека не происходит.

Какой пример можно привести здесь? Многие люди, особенно светские, нецерковные, имеют возможность посетить святые места Палестины. Им рассказывают, показывают, они поклоняются святыням: вот святая гора Фавор, где Господь преобразился; вот Иордан, где Господь крестился; вот гроб Господень и так далее. Удивляются люди, смотрят, но ничего не меняется в их жизни. Какими были неверующими, агностиками, такими остаются и после посещения Святой Земли. И если происходит само чудо воскресения из мёртвых, то и ему не верят, как не верят, например, воскресению Христа из мёртвых, хотя это факт исторический, и многие святые в Иерусалиме в момент Его воскресения восстали из своих гробов и явились многим живущим в Иерусалиме.

Евангелие повествует о многих чудесах воскрешения мёртвых.  Подобные чудеса были и позже, в тот или иной период истории. Например, в ХХ веке в Болгарии произошло чудо, когда умерший мальчик, отрок примерно четырнадцати лет, поднялся из своего гроба и рассказал о том, что видел Божию Матерь, и что Она просила его передать людям, чтобы они не мучили Её своими грехами и не оскорбляли Её ими. В одной сельской местности в XIX веке был такой случай. В храм принесли на отпевание умершего мальчика, единственного сына у родителей, и родители, убитые горем, стояли рядом с гробом, потерявшие всякий смысл в жизни. Священник, готовясь к отпеванию, молился у престола  Богу: «Господи, я не могу отпевать этого младенца. Воскреси его». При этих словах священника, произнесённых с пламенной верой, мальчик воскрес из мёртвых. Ещё один пример. Может, мало кто из вас знает, что примерно в семидесятых годах прошлого ХХ века в Печерском монастыре было такое чудо. Умерший сын одного монаха являлся ему в течение продолжительного времени, около месяца, являлся с того света. Он присутствовал на богослужениях, с братией общался, с отцом родным виделся, беседовал, а после богослужения куда-то исчезал, а потом говорил, когда снова придёт. Описание явления умершего сына было записано  в машинописном варианте в советское время и удивляло многих верующих в те времена.

Так что, дорогие братия и сестры, чудо — это не редкость в наше время. Если мы будем внимательны к своей жизни, каждый день можно встретиться с божественными чудесами.   Каждый из нас может вспомнить неизмеримое количество случаев, когда секунда в секунду происходит встреча с тем или иным человеком, когда обстоятельства чудесным образом устраиваются, и мы видим божественное вмешательство в нашу жизнь. Вот только чудо для человека нецерковного вызывает лишь удивление, но ни к чему больше  не приводит. Потому что жизнь по вере требует подвига, требует борьбы с самим собой, требует изменения жизни, а этого человек не хочет и не может делать, к этому он не готов. Поэтому у таких людей существуют такие оговорки, что Бог у одного в душе, у второго в голове, у третьего в руке, в ноге, где-то дома в шкафу, в книгах, но не в реальной жизни.

О чём ещё говорит нам эта притча, дорогие братия и сестры? О том, чтобы мы спешили жить с Богом, потому что в вечности нет покаяния. Эта притча говорит о том, что невозможно перейти с одной стороны на другую, так что хотящие, как говорит Авраам, перейти оттуда, из ада к нам не могут, а из рая не захотят туда перейти. Поэтому там, за гробом, всё решено уже окончательно и бесповоротно. Покаяния нет. Человек уже сдал единственный и самый основной экзамен после своей смерти. А там уже вера, перешедшая в иное качество: в уверенность и знание, уже не идёт в зачет, потому что время человека уже ушло. Пусть каждого из нас это обстоятельство подвигнет к укреплению нашей веры и возгреет решимость следовать за Христом и жить со Христом, а не только исповедовать на словах эту веру.

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие очень сурово говорит об участи богатых, так неужели богатство является таким злом? Совсем  нет. Вот смотрите, этот богатый человек, который оказался в аду, кому молился? Он молился к Аврааму. А Авраам не был бедным человеком. Он в жизни, как говорится в каноне Андрея Критского, изобиловал стадами. Он жил в условиях высокого материального благосостояния и благополучия, был одним из самых богатых людей своего времени. Но это не помешало спасению его души.

За что же богатый оказался в аду? Ни один из толкователей Священного Писания, которые рассматривали эту притчу, ни в чём не упрекают богатого человека. Он не был ни блудником, ни матерщинником, он не курил, не пил, не обижал вдов, не раздевал, не грабил, не обижал сирот. Он не совершал никаких вопиющих грехов. Ни одного намёка нет в Евангелии на его грешную жизнь. За что же он оказался в аду? Одевался роскошно, пиршествовал блистательно и всё? Но грех его состоял в том, что он был человеком немилосердным, он не хотел замечать нищего Лазаря, который нуждался в его помощи. И только за это своё жестокосердие он оказался в аду.

Дорогие братия и сестры, а мы с вами все ли являемся такими милосердными? Разве у порогов наших домов, на улицах, на площадках нет нищих Лазарей? Такое имя сейчас не встречается, а бомжей хоть отбавляй. В советское время их столько не было. А сейчас их можно встретить на любой лестничной площадке, в любых подвалах и на незакрытых помойках — везде они есть. И что? К чему это приводит? Что, у нас у всех возникает такое пламенное желание прямо сейчас побежать, накормить, обогреть и к себе домой привезти? Да ничего подобного никто и не помыслит никогда. Мы с вами грешные, себялюбивые люди и живём, проникнутые одним эгоизмом, и, наверное, вряд ли поменяемся при таких принципах своей жизни.

Посмотрите, что иногда «любящие» родители советуют своим детям. Например, когда детки уже женятся, выходят замуж, что мамочка говорит? Вы подождите пока детей рожать, поживите для себя, поживите в своё удовольствие, пока молодые. И вот в сегодняшней притче ответ, куда приводит жизнь в своё удовольствие. Богатый, который пиршествовал блистательно, он жил только для себя, для своего удовольствия и в итоге оказался в аду. Как это страшно, дорогие братия и сестры. Он не имел многих из тех грехов, которые мы имеем, а тихо и мирно пьянствовал, пиршествовал каждый день. Может, и Бога даже благодарил за это, но не имел таких вопиющих грехов, которые мы имеем. Так если за одну жизнь в своё удовольствие в ад можно попасть, то на что же нам надеяться?

А что же нищий Лазарь? Вы можете сказать, как прекрасно быть нищим, сразу получишь спасение, только раздай своё богатство, имущество. Что же говорится о добродетелях Лазаря? Исходя из этого описания, мы видим, что он не осуждал богатого человека, не роптал на свою жизнь, никому не жаловался. Он со смирением и покорностью воле Божией  нёс свой крест. И даже имя «Лазарь» в переводе с еврейского языка означает: Бог — моё прибежище. Вероятно, в его жизни соединялось имя и настрой его жизни, потому что он с Богом жил.

Нищета  автоматически не спасает человека. Она в большей степени, наоборот, приводит к озлоблению и ненависти. Мы уже проходили такие уроки в ХХ веке у нас в стране, когда собирались всех богатых уничтожить, всех сравнять под одну гребёнку. Помните советское время, когда дачи строились от предприятий, когда давали по пять соток земли, а то и по три сотки. Не дай Бог, чтобы второй этаж выстроил, и печки не разрешали в дачах строить, чтобы зимой человек не жил. Всё было однообразно, как у всех, чтобы ни в коем случае не разбогател. И превратилось общество в завистливых бедняков, которые друг на друга озирались и укреплялись в этой взаимной ненависти, в зависти, в злобе.

Господь так устроил, что мир разный, что есть богатые и бедные, и так было всегда: и во времена Христа, и в наше время так есть, и так будет дальше. Только характер богатства стал разным. Если в XIX веке человек получал что-либо по наследству, рождался в семье дворянина, в семье помещика, купца, он с детства наследовал не только богатство, но и высокую культуру жизни, связанную с этим особым статусом. А у нас после перестройки награбили, нахапали, приватизировали и, как говорят в народе, «из грязи да в князи» поднялись. И, конечно, народ сейчас и вообще общество крайне негативно, агрессивно к таким богачам настроено. Малейшее недовольство, малейшие какие-то профессиональные лозунги — и революция неизбежна снова. Только напомни народу, что землю до сих пор не отдали, что фабрики не дали рабочим, если что-нибудь ещё из таких дешевых лозунгов бросить — и всё: недовольство, кровь, распри. Не дай Бог нам с вами дожить до таких времён.

Но как вы думаете, если бы Господь спросил, или в обществе было возможно на каком-нибудь референдуме предложить вопрос: а ты кем хочешь быть — богатым или бедным? Если такой вопрос зададут в лоб: богатым хочешь быть? Пожалуйста, вот тебе колхоз, вот тебе фабрика, ещё что. Как вы думаете, как бы народ наш ориентировался? Как мы бы себя повели?    Да, конечно же, богатым, потому что мы бы себя оправдывали тем, что так можно много добрых дел совершать. Но почему-то святые боялись и всячески избегали богатства. А такой выдающийся святитель нашей Русской Церкви, как Митрофан Воронежский говорил такие слова: «Господи, богатства и нищеты не давай мне». Он хотел, чтобы быть где-то посередине. Потому что и нищета тоже тяжела — возропщешь от этих тягот, и чрезмерное богатство — это тоже искушение. Святитель Григорий Богослов говорил, что золото — это такая же ловушка для человека, как сеть для птиц.

Пусть эта притча, которую Господь нам предлагает для нашего нравственного назидания, каждого из нас укрепит в добре, укрепит в благодарности Богу за своё положение, которое каждый из нас имеет сегодня. Будем помнить, что не ради наших выдающихся заслуг и талантов и такого ума мы обладаем теми или иными благами — это Божии дары. Сегодня они присутствуют в нашей жизни, а что будет завтра, знает один Бог. Господь справедлив всегда в распределении благ земных. Нам кажется, почему один человек богатый, а другой бедный? Это Господь так определил, и Он знает, для чего эта болезнь. Если даже это в жизни несправедливо, то в вечности всё будет Богом компенсировано и распределено по заслугам. Тогда мы в вечности, несомненно, узнаем и убедимся, если не веруем здесь, что Бог бесконечно милостив и справедлив во всём. Аминь.

13 ноября 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Сегодня, дорогие братия  и сестры, мы с вами снова слышали притчу о богаче и Лазаре. Для всех из нас это евангельское повествование должно быть и без того знакомо, но сегодня, присутствуя на Божественной литургии, каждый из нас для себя освежил в памяти это необыкновенное повествование, где изложение отличается от всех других притч, которые содержатся в Евангелии. Многие толкователи Священного Писания даже не называли этот рассказ притчей, а действительным, реальным повествованием, которое могло однажды произойти.

Богатый и Лазарь. Два человека живут рядом, но живут по-разному. Богатый человек одевался роскошно в порфиру и виссон, это самые драгоценные ткани. Порфира, например, была красного цвета, окрашивалась в такой цвет краской, которая содержалась в морских моллюсках. Это было необыкновенно дорогим одеянием и дорогим удовольствием. Виссон — это тонкая ткань, наподобие какого-то египетского шёлка, её особенно любили знатные римские женщины. Богатый человек не просто имел эти одеяния, он каждый день в них ходил и пиршествовал блистательно. 

А у порога его дома, у ворот, лежал больной нищий, именем Лазарь, покрытый струпьями и ранами, и мечтал насытиться хотя бы крошками, которые падали со стола богатого человека и пирующих с ним. Но этих крошек ему никто не давал, и, как сказано в Евангелии, только псы приходили и лизали струпья его, тем самым оказывая некое дезинфицирующее воздействие и проявляя хоть  какое-то участие к его страданиям, хотя оно исходило от бессловесных тварей.

Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богатый, и похоронили его. Богатый после своей смерти оказался в аду. Не ожидал он туда попасть. Он думал, что так и будет продолжаться, как он жил на земле. Но, оказавшись в таком плачевном, непривычном для себя состоянии страшного мучения, он горел в огне, и из адских глубин он увидел Лазаря, который был на лоне Авраамовом. Что же это такое за лоно Авраамово? Это некое такое место на небе, где находятся праведные души в предвкушении райского блаженства. Это совершенно тихое, безопасное место и лоном называется в смысле отчего дома. Это образ некоей максимальной защищенности человека. Например, когда ребёнок плачет, капризничает, что-то с ним случилось, и отец или мать берут его себе на руки, сажают на колени и успокаивают его. Находясь на коленях отца или матери, ребёнок успокаивается от того горя, которое его постигло. Примерно некое образное такое сравнение, взятое из жизни, приводится в Евангелии, то есть Лазарь находился в предвкушении райского блаженства.

Богатый человек, увидев, что Лазарь, на которого он во время своей земной жизни не обращал никакого внимания, не проявлял  деятельной любви к нему, узнал его и, обращаясь к Аврааму, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем». Ему казалось, что даже капля влаги была способна облегчить его тяжелейшие страдания. Но тогда Авраам ответил ему: «чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Тогда богатый человек снова обращается к Аврааму и говорит: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня  пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам отвечает ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их», то есть, они имеют Священное Писание и могут, читая его, жить праведно и добродетельно. Богач считает, что это мало значимо, неубедительно. Если кто из мёртвых воскреснет, тогда они ему поверят. Но Авраам на это ответил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

 Дорогие братия и сестры, это удивительное Евангелие. В нём в каждой строчке столько назидательного и  спасительного для души человеческой, но мы с вами постараемся хотя бы некоторые моменты разобрать.

Удивительно само это обращение богатого человека к Аврааму. Что это такое, по сути? Это же молитва. Это не просто молитва, это обращение к святому. Это единственное место в Евангелии, где показывается пример молитвы к святым, призывание их на помощь в той или иной жизненной ситуации. Это место, на которое мы можем с вами обращать внимание сектантов, протестантов, которые отрицают это поклонение, это призывание святых в своих молитвах. Как же так, когда в Евангелии указано, что богатый молился, просил: «отче Аврааме, помоги мне в том-то и в том». Когда Авраам ответил, что если Моисея и пророков не слушают, то не поверят и воскресшим мёртвым, это действительно так. Потому что чудо способно лишь на мгновение как-то удивить человека, потом это удивление проходит, и никакого изменения в жизни человека не происходит.

Какой пример можно привести здесь? Многие люди, особенно светские, нецерковные, имеют возможность посетить святые места Палестины. Им рассказывают, показывают, они поклоняются святыням: вот святая гора Фавор, где Господь преобразился; вот Иордан, где Господь крестился; вот гроб Господень и так далее. Удивляются люди, смотрят, но ничего не меняется в их жизни. Какими были неверующими, агностиками, такими остаются и после посещения Святой Земли. И если происходит само чудо воскресения из мёртвых, то и ему не верят, как не верят, например, воскресению Христа из мёртвых, хотя это факт исторический, и многие святые в Иерусалиме в момент Его воскресения восстали из своих гробов и явились многим живущим в Иерусалиме.

Евангелие повествует о многих чудесах воскрешения мёртвых.  Подобные чудеса были и позже, в тот или иной период истории. Например, в ХХ веке в Болгарии произошло чудо, когда умерший мальчик, отрок примерно четырнадцати лет, поднялся из своего гроба и рассказал о том, что видел Божию Матерь, и что Она просила его передать людям, чтобы они не мучили Её своими грехами и не оскорбляли Её ими. В одной сельской местности в XIX веке был такой случай. В храм принесли на отпевание умершего мальчика, единственного сына у родителей, и родители, убитые горем, стояли рядом с гробом, потерявшие всякий смысл в жизни. Священник, готовясь к отпеванию, молился у престола  Богу: «Господи, я не могу отпевать этого младенца. Воскреси его». При этих словах священника, произнесённых с пламенной верой, мальчик воскрес из мёртвых. Ещё один пример. Может, мало кто из вас знает, что примерно в семидесятых годах прошлого ХХ века в Печерском монастыре было такое чудо. Умерший сын одного монаха являлся ему в течение продолжительного времени, около месяца, являлся с того света. Он присутствовал на богослужениях, с братией общался, с отцом родным виделся, беседовал, а после богослужения куда-то исчезал, а потом говорил, когда снова придёт. Описание явления умершего сына было записано  в машинописном варианте в советское время и удивляло многих верующих в те времена.

Так что, дорогие братия и сестры, чудо — это не редкость в наше время. Если мы будем внимательны к своей жизни, каждый день можно встретиться с божественными чудесами.   Каждый из нас может вспомнить неизмеримое количество случаев, когда секунда в секунду происходит встреча с тем или иным человеком, когда обстоятельства чудесным образом устраиваются, и мы видим божественное вмешательство в нашу жизнь. Вот только чудо для человека нецерковного вызывает лишь удивление, но ни к чему больше  не приводит. Потому что жизнь по вере требует подвига, требует борьбы с самим собой, требует изменения жизни, а этого человек не хочет и не может делать, к этому он не готов. Поэтому у таких людей существуют такие оговорки, что Бог у одного в душе, у второго в голове, у третьего в руке, в ноге, где-то дома в шкафу, в книгах, но не в реальной жизни.

О чём ещё говорит нам эта притча, дорогие братия и сестры? О том, чтобы мы спешили жить с Богом, потому что в вечности нет покаяния. Эта притча говорит о том, что невозможно перейти с одной стороны на другую, так что хотящие, как говорит Авраам, перейти оттуда, из ада к нам не могут, а из рая не захотят туда перейти. Поэтому там, за гробом, всё решено уже окончательно и бесповоротно. Покаяния нет. Человек уже сдал единственный и самый основной экзамен после своей смерти. А там уже вера, перешедшая в иное качество: в уверенность и знание, уже не идёт в зачет, потому что время человека уже ушло. Пусть каждого из нас это обстоятельство подвигнет к укреплению нашей веры и возгреет решимость следовать за Христом и жить со Христом, а не только исповедовать на словах эту веру.

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие очень сурово говорит об участи богатых, так неужели богатство является таким злом? Совсем  нет. Вот смотрите, этот богатый человек, который оказался в аду, кому молился? Он молился к Аврааму. А Авраам не был бедным человеком. Он в жизни, как говорится в каноне Андрея Критского, изобиловал стадами. Он жил в условиях высокого материального благосостояния и благополучия, был одним из самых богатых людей своего времени. Но это не помешало спасению его души.

За что же богатый оказался в аду? Ни один из толкователей Священного Писания, которые рассматривали эту притчу, ни в чём не упрекают богатого человека. Он не был ни блудником, ни матерщинником, он не курил, не пил, не обижал вдов, не раздевал, не грабил, не обижал сирот. Он не совершал никаких вопиющих грехов. Ни одного намёка нет в Евангелии на его грешную жизнь. За что же он оказался в аду? Одевался роскошно, пиршествовал блистательно и всё? Но грех его состоял в том, что он был человеком немилосердным, он не хотел замечать нищего Лазаря, который нуждался в его помощи. И только за это своё жестокосердие он оказался в аду.

Дорогие братия и сестры, а мы с вами все ли являемся такими милосердными? Разве у порогов наших домов, на улицах, на площадках нет нищих Лазарей? Такое имя сейчас не встречается, а бомжей хоть отбавляй. В советское время их столько не было. А сейчас их можно встретить на любой лестничной площадке, в любых подвалах и на незакрытых помойках — везде они есть. И что? К чему это приводит? Что, у нас у всех возникает такое пламенное желание прямо сейчас побежать, накормить, обогреть и к себе домой привезти? Да ничего подобного никто и не помыслит никогда. Мы с вами грешные, себялюбивые люди и живём, проникнутые одним эгоизмом, и, наверное, вряд ли поменяемся при таких принципах своей жизни.

Посмотрите, что иногда «любящие» родители советуют своим детям. Например, когда детки уже женятся, выходят замуж, что мамочка говорит? Вы подождите пока детей рожать, поживите для себя, поживите в своё удовольствие, пока молодые. И вот в сегодняшней притче ответ, куда приводит жизнь в своё удовольствие. Богатый, который пиршествовал блистательно, он жил только для себя, для своего удовольствия и в итоге оказался в аду. Как это страшно, дорогие братия и сестры. Он не имел многих из тех грехов, которые мы имеем, а тихо и мирно пьянствовал, пиршествовал каждый день. Может, и Бога даже благодарил за это, но не имел таких вопиющих грехов, которые мы имеем. Так если за одну жизнь в своё удовольствие в ад можно попасть, то на что же нам надеяться?

А что же нищий Лазарь? Вы можете сказать, как прекрасно быть нищим, сразу получишь спасение, только раздай своё богатство, имущество. Что же говорится о добродетелях Лазаря? Исходя из этого описания, мы видим, что он не осуждал богатого человека, не роптал на свою жизнь, никому не жаловался. Он со смирением и покорностью воле Божией  нёс свой крест. И даже имя «Лазарь» в переводе с еврейского языка означает: Бог — моё прибежище. Вероятно, в его жизни соединялось имя и настрой его жизни, потому что он с Богом жил.

Нищета  автоматически не спасает человека. Она в большей степени, наоборот, приводит к озлоблению и ненависти. Мы уже проходили такие уроки в ХХ веке у нас в стране, когда собирались всех богатых уничтожить, всех сравнять под одну гребёнку. Помните советское время, когда дачи строились от предприятий, когда давали по пять соток земли, а то и по три сотки. Не дай Бог, чтобы второй этаж выстроил, и печки не разрешали в дачах строить, чтобы зимой человек не жил. Всё было однообразно, как у всех, чтобы ни в коем случае не разбогател. И превратилось общество в завистливых бедняков, которые друг на друга озирались и укреплялись в этой взаимной ненависти, в зависти, в злобе.

Господь так устроил, что мир разный, что есть богатые и бедные, и так было всегда: и во времена Христа, и в наше время так есть, и так будет дальше. Только характер богатства стал разным. Если в XIX веке человек получал что-либо по наследству, рождался в семье дворянина, в семье помещика, купца, он с детства наследовал не только богатство, но и высокую культуру жизни, связанную с этим особым статусом. А у нас после перестройки награбили, нахапали, приватизировали и, как говорят в народе, «из грязи да в князи» поднялись. И, конечно, народ сейчас и вообще общество крайне негативно, агрессивно к таким богачам настроено. Малейшее недовольство, малейшие какие-то профессиональные лозунги — и революция неизбежна снова. Только напомни народу, что землю до сих пор не отдали, что фабрики не дали рабочим, если что-нибудь ещё из таких дешевых лозунгов бросить — и всё: недовольство, кровь, распри. Не дай Бог нам с вами дожить до таких времён.

Но как вы думаете, если бы Господь спросил, или в обществе было возможно на каком-нибудь референдуме предложить вопрос: а ты кем хочешь быть — богатым или бедным? Если такой вопрос зададут в лоб: богатым хочешь быть? Пожалуйста, вот тебе колхоз, вот тебе фабрика, ещё что. Как вы думаете, как бы народ наш ориентировался? Как мы бы себя повели?    Да, конечно же, богатым, потому что мы бы себя оправдывали тем, что так можно много добрых дел совершать. Но почему-то святые боялись и всячески избегали богатства. А такой выдающийся святитель нашей Русской Церкви, как Митрофан Воронежский говорил такие слова: «Господи, богатства и нищеты не давай мне». Он хотел, чтобы быть где-то посередине. Потому что и нищета тоже тяжела — возропщешь от этих тягот, и чрезмерное богатство — это тоже искушение. Святитель Григорий Богослов говорил, что золото — это такая же ловушка для человека, как сеть для птиц.

Пусть эта притча, которую Господь нам предлагает для нашего нравственного назидания, каждого из нас укрепит в добре, укрепит в благодарности Богу за своё положение, которое каждый из нас имеет сегодня. Будем помнить, что не ради наших выдающихся заслуг и талантов и такого ума мы обладаем теми или иными благами — это Божии дары. Сегодня они присутствуют в нашей жизни, а что будет завтра, знает один Бог. Господь справедлив всегда в распределении благ земных. Нам кажется, почему один человек богатый, а другой бедный? Это Господь так определил, и Он знает, для чего эта болезнь. Если даже это в жизни несправедливо, то в вечности всё будет Богом компенсировано и распределено по заслугам. Тогда мы в вечности, несомненно, узнаем и убедимся, если не веруем здесь, что Бог бесконечно милостив и справедлив во всём. Аминь.

Предыдущая проповедь

10 ноября 2013

Исцеление Гадаринского бесноватого
Следующая проповедь

15 ноября 2013

Наставление богатому юноше

Все проповеди за 2013 год

декабрь 2013

ноябрь 2013

октябрь 2013

сентябрь 2013

июль 2013

июнь 2013

май 2013

апрель 2013

март 2013

февраль 2013

январь 2013

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00