Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о богаче и Лазаре

Дорогие братия и сестры. Сегодня Православная Церковь вспоминает евангельский отрывок: притчу о богаче и Лазаре, которая включает в себя очень много назидательных моментов, в том числе касающихся не только этой земной, временной жизни, но и жизни вечной. Напомним её краткое содержание в переводе на русский язык.

Был некто человек, очень богатый, который пиршествовал блистательно каждый день, облачался в порфиру и виссон. Это самые драгоценные ткани, понятные тогда для современников Христа. Например, порфира — это такая ткань бордового или ярко красного цвета, изумительный цвет которой достигался тем, что она красилась определёнными видами морских моллюсков. Виссон — это очень дорогая тонкая льняная ткань, которую могли позволить себе только очень богатые люди. Этот богатый человек каждый день не отказывал себе ни в чём. Был также некто нищий человек, именем Лазарь, который лежал у ворот его дома – больной, покрытый струпьями и гноем, и никто не мог или не хотел ему помочь. Лишь псы приходили и лизали гной из его струпьев, и он в глубине души своей мечтал о том, чтобы напитаться хотя бы крошками, которые падают со стола богатого человека и пирующих с ним. Но и этого ему никто не давал.

Вот такая контрастная картина социально-расслоённого общества. Что происходит далее: они оба умирают. Это общий удел жизни человеческой. В Евангелии от Луки сказано: «Умер богач, и похоронили его» (Лк. 16; 22). Слово «похоронили» во множественном числе, которое употребляется в этой притче, может указывать для нас, что похороны его были солидными, достойными. В нашем представлении — это с оркестром, если это светское зрелище. Весь город знатного, богатого человека проводил в путь всея земли.

А о Лазаре что было сказано? «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16; 22). Умер нищий, не стало его. В Евангелии нет ни доли намёка на какое-либо сострадание в том горе, что на одного бомжа стало меньше на этой земле.

Дорогие братия и сестры, сколько сейчас хоронят безродных в безымянных могилах, в которых только номера стоят. Какое-то краткое время, несколько месяцев, а, может быть, год спустя ещё можно найти могилу, пока она не провалится от опускающегося грунта, а потом при всём желании не найдёшь, если объявятся какие-то родственники. Это совершенно обыденные вещи, и нас они как-то, к сожалению, не трогают своей страшной правдой современной жизни.  Ведь такого не было ещё двадцать-тридцать лет назад, как это бывает в наше время.

И богатый человек оказался в аду. Он горел, объятый огненным пламенем весь с головы до ног — такое образное выражение всецелого погружения человека в гееннское пламя. Есть ли там ноги или руки, или это относится уже к бессмертной человеческой душе? Между прочим, очертания души повторяет форму тела человеческого, об этом говорят многие основываясь на свидетельстве тех людей, которые видели умерших людей, являвшихся им из потустороннего мира, или видели момент разлучения души от тела, или по свидетельству самих людей, которые умирали, но были возвращены к жизни чудом Божиим или чрезвычайным усилием медицины. Это вещи абсолютно реальные и доступные для нашего восприятия.

И когда мучился этот богатый человек, весь объятый пламенем, то, воззрев вверх, подняв очи свои, он увидел праотца Авраама, отца верующих, которого он прекрасно знал по религиозному учению, потому что евреи его очень почитали и почитают до сих пор. И увидел рядом с Авраамом нищего Лазаря, который при жизни лежал у порога его дома. И если богатый человек узнал этого Лазаря, значит, он знал, что лежал он у порога его дома, но это его тогда не трогало и абсолютно не интересовало. Увидев Лазаря и как бы посчитав его своим знакомым человеком, или привыкнув на земле повелевать, приказывать, он и в загробной жизни хотел так же поступать и командовать, повелевая рабами и слугами. И он возопил: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16; 24). Авраам отвечает ему: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16; 25-26). И тогда богатый человек снова обращается к Аврааму с мольбой: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16; 27-28). Но Авраам и эту просьбу не исполнил и сказал: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16; 29). А богач говорит: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» (Лк. 16; 30). И услышал он ответ, завершающий сегодняшнюю притчу, которую мы вспоминаем из Евангелия: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16; 31).

Дорогие братия и сестры, о чём же эта основная притча? Что она хочет нам сказать? Господь в этой притче обращался не только к Своим современникам. Как говорится в Священном Писании, «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4; 12).

Эта притча напоминает нам о том, что за всё в жизни придётся расплачиваться; что этой жизни будет конец — никто не минует, никто не избегнет смерти. А почему так происходит, что одни умирают во цвете лет, когда, казалось бы, жизнь только начинается, когда человек только нашёл своё место в жизни, раскрылись его способности и таланты? Он стал востребованным, он стал прекрасно содержать себя, своих близких. А как относиться к ранней смерти в молодом или детском возрасте? Или наоборот, когда люди достигают преклонных лет, почти столетнего возраста, но иногда и умереть не могут и не собираются это делать? Преподобный Антоний, основатель египетского монашества, ещё в IV веке, видя эту кажущуюся несправедливость в нашем мире, молился Богу: «Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Тогда пришел к нему глас: «Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».

Непременным основанием в этом Божественном управлении миром и каждым из нас является любовь Бога к каждому Своему творению и к каждому человеку. Бог любит нас всегда, и любит в благоденствии, в здравии, когда человек преуспевает во всех делах своих. И любит в несчастьях, и в болезнях, и в грехах, и в страданиях, и в самой смерти любит ещё больше, чем в жизни, потому что, когда смерть приступает к человеку, то всякий раз Господь усматривает в том определённый шанс, некую возможность для продолжения жизни, для наследования жизни вечной, ради которой мы пришли в этот мир земной.

У премудрого Сираха ещё в Ветхом Завете есть такие слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суды» (Еккл. 11; 9). Или, например, блаженный Августин почти тоже самое говорил, но более поэтично, вообще это прекрасные слова: «Люби Бога и делай, что хочешь». Потому что, если человек любит Бога, то он никогда не позволит себе совершить какой-то поступок, или слово, или мысленный грех, который бы оскорбил эту любовь между ним и Богом, любовь Божественную к каждому из нас.

Дорогие братия и сестры. Мы живём, к сожалению, в этом мире с таким чувством, как будто собираемся жить вечно. Мы «окапываемся» в бесконечных материальных заботах и попечениях. Мы ссоримся с близкими, родными, ближними и дальними. Мы живём словно поэт, который пишет черновик, который можно выбросить в урну и начать заново в лучшем варианте. Но у нас такой возможности нет и никогда не будет, потому что время имеет одну очень простую особенность: оно течёт только в одном направлении, его невозможно повернуть вспять. Только Иисус Навин однажды в истории рода человеческого, когда надо было победить врагов гаваонитов, соседние языческие племена по пути к Обетованной Земле, видел, что не успевает, темнота спускается. На востоке рано темнеет всегда. И он тогда воскликнул в порыве пламенной веры к Богу, Создателю всего видимого, и, обратившись к солнцу, сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою» (Нав. 10; 12). И когда окончилась эта битва, тогда он солнцу разрешил дальше продолжить своё шествие по небосклону, которое определено Богом. Но больше этого никогда не было и никогда не будет.

Эти размышления призывают нас к ответственности за свою жизнь: успеем ли мы покаяться в нужный момент перед смертью; даст ли Господь нам раскаяться и причаститься Святых Христовых Тайн. Будем надеяться и верить, что Господь по Своему милосердию дарует нам эту великую милость. Но, как говорится, Бог долго терпит, да больно бьёт, если видит безразличие наше к Священному Писанию, к посещению храма, к Причащению Святых Христовых Тайн, которое ярко выражено в нашей жизни. Тогда нет никаких гарантий, что Господь сподобит нас автоматически этого дара Своего милосердия перед нашей кончиной.

А далее. наступает посмертная участь. О ней говорит эта притча, о том суровом, беспрекословном разделении на праведников и грешников. Когда Авраам говорит: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят», это означает, кто получил по своей жизни, в зависимости от её наполнения и качества, в зависимости от отношения к Богу,- то или иное место в райских обителях, или в адских темницах, его невозможно уже изменить. Поздно. До смерти надо думать, пока идёт эта земная жизнь. Потом, пока существует мир, изменение этой участи находится только в тайне милосердия Божия и Божественной любви.

Характерное неверие человека в загробную жизнь, в Бога показано в этой притче. Когда богатый человек умоляет Авраама, чтобы он послал Лазаря к братьям, чтобы явился с того света и как шокирующее, чудесное явление подвиг их к вере, способствовал изменению их жизни, наверное, безнравственной, то услышал ответ Авраама: «Они имеют Моисея-пророка». Священное Писание сейчас доступно так, как никогда раньше. Если человек не берёт его в руки и не знает Священное Писание, то и чудеса вплоть до воскрешения мёртвых и явление с того света людей ради нашего вразумления ничего не дадут, никакого результата, и человек не изменится в своей косности и в своём неверии. Это упрёк нам, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами благоговейно относились к Священному Писанию. Кто из стоящих здесь может похвалиться тем, что он прочитал Священное Писание от книги Бытия до Апокалипсиса Нового Завета? Весь Ветхий и Новый Завет? Кто прочитал, да ещё разбирается в нём не хуже сектантов, которые отстаивают свои точки зрения, вырывая определённые мысли из контекста либо вообще видоизменяя Священное Писание? В этом отношении, дорогие братия и сестры, мы стоим в начале пути христианского просвещения, и нет в нас любви к Священному Писанию, чтобы знать основы веры своей, обращаясь к первоисточнику, который называется Божественным Откровением. Священное Писание открыто нам Самим Богом.

Вспоминая эту евангельскую притчу, пусть каждый из нас обратится к своей совести и будет внимателен к поступкам своей жизни, потому что от мира духовного: от демонического и от Божественного, невозможно скрыть ничего. Все грехи наши ведомы духовному миру, и за все эти грехи придётся отвечать нам после нашей с вами кончины.

Дай Бог, чтобы память смертная, память о будущем воздаянии за гробом держала нас в боязни совершения греха. Аминь.

2 ноября 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. Сегодня Православная Церковь вспоминает евангельский отрывок: притчу о богаче и Лазаре, которая включает в себя очень много назидательных моментов, в том числе касающихся не только этой земной, временной жизни, но и жизни вечной. Напомним её краткое содержание в переводе на русский язык.

Был некто человек, очень богатый, который пиршествовал блистательно каждый день, облачался в порфиру и виссон. Это самые драгоценные ткани, понятные тогда для современников Христа. Например, порфира — это такая ткань бордового или ярко красного цвета, изумительный цвет которой достигался тем, что она красилась определёнными видами морских моллюсков. Виссон — это очень дорогая тонкая льняная ткань, которую могли позволить себе только очень богатые люди. Этот богатый человек каждый день не отказывал себе ни в чём. Был также некто нищий человек, именем Лазарь, который лежал у ворот его дома – больной, покрытый струпьями и гноем, и никто не мог или не хотел ему помочь. Лишь псы приходили и лизали гной из его струпьев, и он в глубине души своей мечтал о том, чтобы напитаться хотя бы крошками, которые падают со стола богатого человека и пирующих с ним. Но и этого ему никто не давал.

Вот такая контрастная картина социально-расслоённого общества. Что происходит далее: они оба умирают. Это общий удел жизни человеческой. В Евангелии от Луки сказано: «Умер богач, и похоронили его» (Лк. 16; 22). Слово «похоронили» во множественном числе, которое употребляется в этой притче, может указывать для нас, что похороны его были солидными, достойными. В нашем представлении — это с оркестром, если это светское зрелище. Весь город знатного, богатого человека проводил в путь всея земли.

А о Лазаре что было сказано? «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16; 22). Умер нищий, не стало его. В Евангелии нет ни доли намёка на какое-либо сострадание в том горе, что на одного бомжа стало меньше на этой земле.

Дорогие братия и сестры, сколько сейчас хоронят безродных в безымянных могилах, в которых только номера стоят. Какое-то краткое время, несколько месяцев, а, может быть, год спустя ещё можно найти могилу, пока она не провалится от опускающегося грунта, а потом при всём желании не найдёшь, если объявятся какие-то родственники. Это совершенно обыденные вещи, и нас они как-то, к сожалению, не трогают своей страшной правдой современной жизни.  Ведь такого не было ещё двадцать-тридцать лет назад, как это бывает в наше время.

И богатый человек оказался в аду. Он горел, объятый огненным пламенем весь с головы до ног — такое образное выражение всецелого погружения человека в гееннское пламя. Есть ли там ноги или руки, или это относится уже к бессмертной человеческой душе? Между прочим, очертания души повторяет форму тела человеческого, об этом говорят многие основываясь на свидетельстве тех людей, которые видели умерших людей, являвшихся им из потустороннего мира, или видели момент разлучения души от тела, или по свидетельству самих людей, которые умирали, но были возвращены к жизни чудом Божиим или чрезвычайным усилием медицины. Это вещи абсолютно реальные и доступные для нашего восприятия.

И когда мучился этот богатый человек, весь объятый пламенем, то, воззрев вверх, подняв очи свои, он увидел праотца Авраама, отца верующих, которого он прекрасно знал по религиозному учению, потому что евреи его очень почитали и почитают до сих пор. И увидел рядом с Авраамом нищего Лазаря, который при жизни лежал у порога его дома. И если богатый человек узнал этого Лазаря, значит, он знал, что лежал он у порога его дома, но это его тогда не трогало и абсолютно не интересовало. Увидев Лазаря и как бы посчитав его своим знакомым человеком, или привыкнув на земле повелевать, приказывать, он и в загробной жизни хотел так же поступать и командовать, повелевая рабами и слугами. И он возопил: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16; 24). Авраам отвечает ему: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16; 25-26). И тогда богатый человек снова обращается к Аврааму с мольбой: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16; 27-28). Но Авраам и эту просьбу не исполнил и сказал: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16; 29). А богач говорит: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» (Лк. 16; 30). И услышал он ответ, завершающий сегодняшнюю притчу, которую мы вспоминаем из Евангелия: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16; 31).

Дорогие братия и сестры, о чём же эта основная притча? Что она хочет нам сказать? Господь в этой притче обращался не только к Своим современникам. Как говорится в Священном Писании, «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4; 12).

Эта притча напоминает нам о том, что за всё в жизни придётся расплачиваться; что этой жизни будет конец — никто не минует, никто не избегнет смерти. А почему так происходит, что одни умирают во цвете лет, когда, казалось бы, жизнь только начинается, когда человек только нашёл своё место в жизни, раскрылись его способности и таланты? Он стал востребованным, он стал прекрасно содержать себя, своих близких. А как относиться к ранней смерти в молодом или детском возрасте? Или наоборот, когда люди достигают преклонных лет, почти столетнего возраста, но иногда и умереть не могут и не собираются это делать? Преподобный Антоний, основатель египетского монашества, ещё в IV веке, видя эту кажущуюся несправедливость в нашем мире, молился Богу: «Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Тогда пришел к нему глас: «Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».

Непременным основанием в этом Божественном управлении миром и каждым из нас является любовь Бога к каждому Своему творению и к каждому человеку. Бог любит нас всегда, и любит в благоденствии, в здравии, когда человек преуспевает во всех делах своих. И любит в несчастьях, и в болезнях, и в грехах, и в страданиях, и в самой смерти любит ещё больше, чем в жизни, потому что, когда смерть приступает к человеку, то всякий раз Господь усматривает в том определённый шанс, некую возможность для продолжения жизни, для наследования жизни вечной, ради которой мы пришли в этот мир земной.

У премудрого Сираха ещё в Ветхом Завете есть такие слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суды» (Еккл. 11; 9). Или, например, блаженный Августин почти тоже самое говорил, но более поэтично, вообще это прекрасные слова: «Люби Бога и делай, что хочешь». Потому что, если человек любит Бога, то он никогда не позволит себе совершить какой-то поступок, или слово, или мысленный грех, который бы оскорбил эту любовь между ним и Богом, любовь Божественную к каждому из нас.

Дорогие братия и сестры. Мы живём, к сожалению, в этом мире с таким чувством, как будто собираемся жить вечно. Мы «окапываемся» в бесконечных материальных заботах и попечениях. Мы ссоримся с близкими, родными, ближними и дальними. Мы живём словно поэт, который пишет черновик, который можно выбросить в урну и начать заново в лучшем варианте. Но у нас такой возможности нет и никогда не будет, потому что время имеет одну очень простую особенность: оно течёт только в одном направлении, его невозможно повернуть вспять. Только Иисус Навин однажды в истории рода человеческого, когда надо было победить врагов гаваонитов, соседние языческие племена по пути к Обетованной Земле, видел, что не успевает, темнота спускается. На востоке рано темнеет всегда. И он тогда воскликнул в порыве пламенной веры к Богу, Создателю всего видимого, и, обратившись к солнцу, сказал: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою» (Нав. 10; 12). И когда окончилась эта битва, тогда он солнцу разрешил дальше продолжить своё шествие по небосклону, которое определено Богом. Но больше этого никогда не было и никогда не будет.

Эти размышления призывают нас к ответственности за свою жизнь: успеем ли мы покаяться в нужный момент перед смертью; даст ли Господь нам раскаяться и причаститься Святых Христовых Тайн. Будем надеяться и верить, что Господь по Своему милосердию дарует нам эту великую милость. Но, как говорится, Бог долго терпит, да больно бьёт, если видит безразличие наше к Священному Писанию, к посещению храма, к Причащению Святых Христовых Тайн, которое ярко выражено в нашей жизни. Тогда нет никаких гарантий, что Господь сподобит нас автоматически этого дара Своего милосердия перед нашей кончиной.

А далее. наступает посмертная участь. О ней говорит эта притча, о том суровом, беспрекословном разделении на праведников и грешников. Когда Авраам говорит: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят», это означает, кто получил по своей жизни, в зависимости от её наполнения и качества, в зависимости от отношения к Богу,- то или иное место в райских обителях, или в адских темницах, его невозможно уже изменить. Поздно. До смерти надо думать, пока идёт эта земная жизнь. Потом, пока существует мир, изменение этой участи находится только в тайне милосердия Божия и Божественной любви.

Характерное неверие человека в загробную жизнь, в Бога показано в этой притче. Когда богатый человек умоляет Авраама, чтобы он послал Лазаря к братьям, чтобы явился с того света и как шокирующее, чудесное явление подвиг их к вере, способствовал изменению их жизни, наверное, безнравственной, то услышал ответ Авраама: «Они имеют Моисея-пророка». Священное Писание сейчас доступно так, как никогда раньше. Если человек не берёт его в руки и не знает Священное Писание, то и чудеса вплоть до воскрешения мёртвых и явление с того света людей ради нашего вразумления ничего не дадут, никакого результата, и человек не изменится в своей косности и в своём неверии. Это упрёк нам, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами благоговейно относились к Священному Писанию. Кто из стоящих здесь может похвалиться тем, что он прочитал Священное Писание от книги Бытия до Апокалипсиса Нового Завета? Весь Ветхий и Новый Завет? Кто прочитал, да ещё разбирается в нём не хуже сектантов, которые отстаивают свои точки зрения, вырывая определённые мысли из контекста либо вообще видоизменяя Священное Писание? В этом отношении, дорогие братия и сестры, мы стоим в начале пути христианского просвещения, и нет в нас любви к Священному Писанию, чтобы знать основы веры своей, обращаясь к первоисточнику, который называется Божественным Откровением. Священное Писание открыто нам Самим Богом.

Вспоминая эту евангельскую притчу, пусть каждый из нас обратится к своей совести и будет внимателен к поступкам своей жизни, потому что от мира духовного: от демонического и от Божественного, невозможно скрыть ничего. Все грехи наши ведомы духовному миру, и за все эти грехи придётся отвечать нам после нашей с вами кончины.

Дай Бог, чтобы память смертная, память о будущем воздаянии за гробом держала нас в боязни совершения греха. Аминь.

Предыдущая проповедь

2 ноября 2014

Притча о богаче и Лазаре
Следующая проповедь

9 ноября 2014

Слово об исцелении гадаринского бесноватого
Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00