Дорогие братия и сестры. Сегодня для нас с Вами за Божественной литургией читалась притча, которую Господь рассказал Своим слушателям, современникам: притчу о богаче и Лазаре.
Она показывает нам два предельных состояния жизни человеческой: богатства и нищеты. Это извечная тема, которая соблазняет и искушает очень многих в любые времена: и в XIX веке, и в XX веке, и в наши дни.
Если порассуждать о том, а что же лучше: богатство или нищета, то, наверное, всякий человек, улыбнувшись, скажет, что, конечно же, богатство. Потому что современный человек всячески к нему стремится. Это Евангелие предостерегает нас от чрезмерного стремления к богатству, потому что такое неудержимое стремление к нему — это верная дорога к погибели своей души.
Почему же это происходит? Само по себе богатство не является грехом. Грехом является неправильное употребление этого богатства, когда человек присваивает его себе и никого не видит вокруг себя, считает себя собственником всех материальных благ, которые Богом даны ему. Между тем, как собственником, так и хозяином любых земных благ является Господь. Нагими мы приходим в этот мир, ничего не принеся с собой, и так же нагими и уйдём, независимо от формы и разновидностей нашего с Вами погребения. Ничего не возьмём с собой на тот свет — что положат, то в могиле и останется.
Об упоминаемом в притче богатом человеке сказано, что он одевался блистательно: в порфиру и виссон. Сейчас для нас это непонятные названия тканей. Порфира — это царская одежда. Упоминание в Евангелии от Луки, что этот человек одевался в порфиру, означает, что богатство его было сопоставимо с царским состоянием. Евангелист также пишет, что он пиршествовал блистательно, это можно сравнить с пирами у древних римлян, которые длились по нескольку суток. Когда есть было уже невозможно, принимали рвотные снадобья, чтобы пища вышла из человека, и он снова смог есть, освободив свой желудок. На этих пирах, как и в традициях древних иудеев, возлежали за столами. Потому что, когда сидишь, диафрагма подпирает и много не съешь, а когда человек в полулежащем состоянии, тогда желудочек растягивается побольше и человек может потребить больший объем съестных припасов.
Этот богатый человек был осуждён Богом и попал в адские мучения не за то, что был богат, даже не за то, что пиршествовал блистательно, не за то, что прекрасно одевался, а за то, что у ворот его дома лежал нищий Лазарь, покрытый струпьями, богач игнорировал и не замечал его. И это жестокосердие, этот эгоизм, обращённость только на самого себя и погубила этого богатого человека.
Несмотря на то, что его, по всей видимости, пышно похоронили, Евангелие упоминает об этом всего одним словом, что похоронили его. Значит, похороны были такие важные, торжественные, именитые. Но он сразу душой попал во ад и мучился там в огне геенском. А Лазарь, который умер вскоре, был отнесён Ангелами в райские обители — на лоно Авраамово туда была принесена его душа. Лоно Авраамово — это синоним райского блаженства. Потому что, если представлять себе, кто же находится в раю, то, конечно же, ветхозаветные праотцы, Авраам, отец верующих евреев, патриарх ветхозаветный и родоначальник еврейского народа. И, конечно же, блаженство должно быть с ним и будет с ним.
Когда мы отпеваем усопших, то в завершение священник произносит отпуст, в котором говорится о том, что в недрах Авраама, Исаака и Иакова упокоит Господь того, о ком мы молимся, и этого ему желаем. Вот как интересно перекликаются Ветхий Завет, ветхозаветная праведность, новозаветная благодать и люди Нового Завета.
Возьмём, к примеру, нищего этого, Лазаря. Он получил это блаженство у Бога не потому, что был нищим. Нищета и бедность автоматически не спасают. Это только в сказках ХХ-го века говорили: «пролетарии всех стран соединяйтесь», что нищета — нормальное состояние образа жизни человека. Ничего подобного. Нищета может погубить человека, и губит страшно, потому что, как правило, человек такой преисполнен зависти, преисполнен злобы, негодования и так далее. И если мы говорим о нищете, то эти злоба, зависть, ненависть — характерная черта жизни абсолютно не нищих современных людей, а так, средненьких, которые на плаву, которые всем обеспечены, у которых есть работа, худо-бедно, которые концы с концами сводят. Но зависть к богатым уничтожает, съедает таких людей. Это очень страшное состояние.
Поэтому надо очень внимательно следить за состоянием своей души — никогда никому не завидовать, быть довольными своим положением, своим состоянием. Когда покажется тебе, что зарплата у тебя очень маленькая, сравни себя с другими людьми, кто работает в других местах, в других магазинах, в других каких-то местах, кто в такой же сфере трудится, как ты. Посмотри, как работают люди, за сколько часов, за какой труд они сколько получают. И ты сразу успокоишься, сразу тебе станет всё понятно. И будешь доволен, и счастлив, и Бога будешь благодарить.
Потому что человек по грехолюбивой плоти своей очень быстро привыкает к любым благам: повысь человеку зарплату хоть на пять тысяч, пройдёт неделя – уже мало покажется, уже опять надо повышать, и так далее. Это ненасытное стремление человека к ещё большему благу.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие, прежде всего, учит нас быть довольными своей жизнью и Бога не гневить.
А жизнь у нас с вами хорошая, слава Тебе, Господи. Так, как мы живём, редко кто живёт и вообще в мире, и наши предки так не жили. Иногда с ностальгией вспоминают люди о советских временах, когда заводы все работали, когда всем они были обеспечены. Так эти заводы ни о чём никогда не думали: и сбыт, и снабжение не ими решались — всё Госпланом было решено давно. Поэтому это вопрос очень спорный, очень дискуссионный. И не надо Бога гневить, когда покажется, что современные люди очень тяжело живут. Некоторые думают: «Сейчас эпоха кризиса, сейчас санкции, в России вообще жить невозможно, уезжать за рубеж надо». В одном из своих выступлений президент им ответил на этот вопрос: сколько в Египте отдыхает сейчас людей, которых вывозить надо от терактов? Восемьдесят тысяч! Это больше, чем население Всеволожска. Все жители там, понимаете? Самолетов столько нет в российских авиакомпаниях, чтобы вывезти всех оттуда. Вот как плохо живём мы с Вами!
Поэтому, дорогие братия и сестры, надо Бога благодарить, и, как говорится, с коленок не вставать, благодарить Его за то, что имеем; за то, что мирное небо над головой; за то, что Господь так милостив к нам, грешным.
Эта Евангельская притча говорит о серьёзных вещах: что за жизнь отвечать придётся. Богатый человек умер, и тотчас во ад попал, без всякого ознакомительного путешествия, без всякого испытательного срока. А когда он увидел, подняв глаза, вдалеке где-то Авраама и Лазаря рядом с ним, то взмолился: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16; 24). Попросил бы водички принести, ещё бы большее, так сказать, облегчение получил. Но настолько тяжелы были его страдания и мучения в этом огне геенском, что ему казалось, что даже принесённая хотя бы капля воды уже поможет, уже облегчит эти неимоверные страдания.
Дорогие братия и сестры, как бы нам с Вами туда не попасть, в эти адские мученья. Потому что богатый человек, попав туда, понимал, что так живёт большинство, и о братьях своих вспомнил. Не очерствела его душа окончательно, и он просил Авраама, чтобы послал Лазаря к братьям его, чтобы они покаялись и не попали на это место. Кто кается, тот в ад не попадает, соответственно, по евангельской притче. Богач просил, чтобы из мёртвых кто-то явился и, засвидетельствовав этим чудом, как очевидец адских мук, рассказал братьям, чтобы они по-другому жили. Но Авраам отвечает: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16; 29). Нет, это не авторитет для них. Авраам продолжает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16; 31).
Дорогие братия и сестры. Действительно, для неверующих людей, для наших современников никакое чудо не способно человека обратить к вере, если сердце очерствело. Казалось бы, человек посещает святые места Палестины: прикладывается к Гробу Господню; у плиты помазания предстоит, которая благоухает до сих пор; посещает гору Фавор, гору Синай, Вифлеем; в Иордан окунается. А как был атеистом, таким и оттуда возвращается. Целое паломничество организуют то с администрацией, то с иными какими-то группами — хоть бы что прибавилось, хоть капля веры. Не замечают чудеса, которыми сопровождается вся наша жизнь. Лишь бы мы внимательны были к жизни своей, и видели это чудесное попечение Божие о нас.
И Священное Писание не авторитетно, к сожалению, для нас. Почему? Да потому, что не читаем мы его, и не живём по этому Священному Писанию. Поэтому Господь предупреждает нас с Вами, что ждёт нас и конец жизни. И по окончании жизни ответ надо будет Богу держать, как ты жил.
И дай Бог, чтобы жизнь наша была пронизана покаянием, о котором думал этот богатый человек, желая спасти своих родных братьев. Поэтому, дорогие братия и сестры, осмысливая эту евангельскую притчу, кто в ней найдёт себя, свою жизнь? Кто в нищем Лазаре, кто в богатом человеке — это разницы не имеет. И от того, и от другого надо взять нечто нравственное, полезное, ценное. От нищего — довольство и благодарность Богу. С образа этого богатого человека – чтобы мы не подражали ему в жестокосердии, а были милостивы, внимательны к людям, которые нас окружают, и, как говорил один мудрый человек: «спешили делать добро». Спешили, потому что время скоротечно.
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16; 9). Интересные слова Священного Писания. Как это, значит, надо наворовать сначала, да? А потом распределять, делиться и так далее? Можно так понять, буквально-то. А речь-то, в общем-то, об этом идёт, но в каком контексте? Что всё, чем ты обладаешь, не твоё. А чьё? – Божие. Хоть ты заработал умом, хоть мозолистыми руками — никакой разницы нет. Это всё Божественные дары. Нагим ты пришёл в этот мир, и поэтому всё, чем ты обладаешь, это богатство неправедное, Божие достояние. И распределяй его, благотвори, помогай нуждающимся, всем, кого замечаешь, и не только тогда, когда просят. А сам думай о том, кому бы помочь, кому оказать доброе дело.
Апостольское чтение сегодня говорит нам о том, что «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2; 8-9). А добрые дела создают основу этого спасения. Это желание спасения в этих делах проявляется. Поэтому, всем нам Бог в помощь в этом доброделании нашей жизни, чтобы мы жили с надеждой на вечное спасение и жизнь с Господом. Аминь.
8 ноября 2015
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры. Сегодня для нас с Вами за Божественной литургией читалась притча, которую Господь рассказал Своим слушателям, современникам: притчу о богаче и Лазаре.
Она показывает нам два предельных состояния жизни человеческой: богатства и нищеты. Это извечная тема, которая соблазняет и искушает очень многих в любые времена: и в XIX веке, и в XX веке, и в наши дни.
Если порассуждать о том, а что же лучше: богатство или нищета, то, наверное, всякий человек, улыбнувшись, скажет, что, конечно же, богатство. Потому что современный человек всячески к нему стремится. Это Евангелие предостерегает нас от чрезмерного стремления к богатству, потому что такое неудержимое стремление к нему — это верная дорога к погибели своей души.
Почему же это происходит? Само по себе богатство не является грехом. Грехом является неправильное употребление этого богатства, когда человек присваивает его себе и никого не видит вокруг себя, считает себя собственником всех материальных благ, которые Богом даны ему. Между тем, как собственником, так и хозяином любых земных благ является Господь. Нагими мы приходим в этот мир, ничего не принеся с собой, и так же нагими и уйдём, независимо от формы и разновидностей нашего с Вами погребения. Ничего не возьмём с собой на тот свет — что положат, то в могиле и останется.
Об упоминаемом в притче богатом человеке сказано, что он одевался блистательно: в порфиру и виссон. Сейчас для нас это непонятные названия тканей. Порфира — это царская одежда. Упоминание в Евангелии от Луки, что этот человек одевался в порфиру, означает, что богатство его было сопоставимо с царским состоянием. Евангелист также пишет, что он пиршествовал блистательно, это можно сравнить с пирами у древних римлян, которые длились по нескольку суток. Когда есть было уже невозможно, принимали рвотные снадобья, чтобы пища вышла из человека, и он снова смог есть, освободив свой желудок. На этих пирах, как и в традициях древних иудеев, возлежали за столами. Потому что, когда сидишь, диафрагма подпирает и много не съешь, а когда человек в полулежащем состоянии, тогда желудочек растягивается побольше и человек может потребить больший объем съестных припасов.
Этот богатый человек был осуждён Богом и попал в адские мучения не за то, что был богат, даже не за то, что пиршествовал блистательно, не за то, что прекрасно одевался, а за то, что у ворот его дома лежал нищий Лазарь, покрытый струпьями, богач игнорировал и не замечал его. И это жестокосердие, этот эгоизм, обращённость только на самого себя и погубила этого богатого человека.
Несмотря на то, что его, по всей видимости, пышно похоронили, Евангелие упоминает об этом всего одним словом, что похоронили его. Значит, похороны были такие важные, торжественные, именитые. Но он сразу душой попал во ад и мучился там в огне геенском. А Лазарь, который умер вскоре, был отнесён Ангелами в райские обители — на лоно Авраамово туда была принесена его душа. Лоно Авраамово — это синоним райского блаженства. Потому что, если представлять себе, кто же находится в раю, то, конечно же, ветхозаветные праотцы, Авраам, отец верующих евреев, патриарх ветхозаветный и родоначальник еврейского народа. И, конечно же, блаженство должно быть с ним и будет с ним.
Когда мы отпеваем усопших, то в завершение священник произносит отпуст, в котором говорится о том, что в недрах Авраама, Исаака и Иакова упокоит Господь того, о ком мы молимся, и этого ему желаем. Вот как интересно перекликаются Ветхий Завет, ветхозаветная праведность, новозаветная благодать и люди Нового Завета.
Возьмём, к примеру, нищего этого, Лазаря. Он получил это блаженство у Бога не потому, что был нищим. Нищета и бедность автоматически не спасают. Это только в сказках ХХ-го века говорили: «пролетарии всех стран соединяйтесь», что нищета — нормальное состояние образа жизни человека. Ничего подобного. Нищета может погубить человека, и губит страшно, потому что, как правило, человек такой преисполнен зависти, преисполнен злобы, негодования и так далее. И если мы говорим о нищете, то эти злоба, зависть, ненависть — характерная черта жизни абсолютно не нищих современных людей, а так, средненьких, которые на плаву, которые всем обеспечены, у которых есть работа, худо-бедно, которые концы с концами сводят. Но зависть к богатым уничтожает, съедает таких людей. Это очень страшное состояние.
Поэтому надо очень внимательно следить за состоянием своей души — никогда никому не завидовать, быть довольными своим положением, своим состоянием. Когда покажется тебе, что зарплата у тебя очень маленькая, сравни себя с другими людьми, кто работает в других местах, в других магазинах, в других каких-то местах, кто в такой же сфере трудится, как ты. Посмотри, как работают люди, за сколько часов, за какой труд они сколько получают. И ты сразу успокоишься, сразу тебе станет всё понятно. И будешь доволен, и счастлив, и Бога будешь благодарить.
Потому что человек по грехолюбивой плоти своей очень быстро привыкает к любым благам: повысь человеку зарплату хоть на пять тысяч, пройдёт неделя – уже мало покажется, уже опять надо повышать, и так далее. Это ненасытное стремление человека к ещё большему благу.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие, прежде всего, учит нас быть довольными своей жизнью и Бога не гневить.
А жизнь у нас с вами хорошая, слава Тебе, Господи. Так, как мы живём, редко кто живёт и вообще в мире, и наши предки так не жили. Иногда с ностальгией вспоминают люди о советских временах, когда заводы все работали, когда всем они были обеспечены. Так эти заводы ни о чём никогда не думали: и сбыт, и снабжение не ими решались — всё Госпланом было решено давно. Поэтому это вопрос очень спорный, очень дискуссионный. И не надо Бога гневить, когда покажется, что современные люди очень тяжело живут. Некоторые думают: «Сейчас эпоха кризиса, сейчас санкции, в России вообще жить невозможно, уезжать за рубеж надо». В одном из своих выступлений президент им ответил на этот вопрос: сколько в Египте отдыхает сейчас людей, которых вывозить надо от терактов? Восемьдесят тысяч! Это больше, чем население Всеволожска. Все жители там, понимаете? Самолетов столько нет в российских авиакомпаниях, чтобы вывезти всех оттуда. Вот как плохо живём мы с Вами!
Поэтому, дорогие братия и сестры, надо Бога благодарить, и, как говорится, с коленок не вставать, благодарить Его за то, что имеем; за то, что мирное небо над головой; за то, что Господь так милостив к нам, грешным.
Эта Евангельская притча говорит о серьёзных вещах: что за жизнь отвечать придётся. Богатый человек умер, и тотчас во ад попал, без всякого ознакомительного путешествия, без всякого испытательного срока. А когда он увидел, подняв глаза, вдалеке где-то Авраама и Лазаря рядом с ним, то взмолился: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16; 24). Попросил бы водички принести, ещё бы большее, так сказать, облегчение получил. Но настолько тяжелы были его страдания и мучения в этом огне геенском, что ему казалось, что даже принесённая хотя бы капля воды уже поможет, уже облегчит эти неимоверные страдания.
Дорогие братия и сестры, как бы нам с Вами туда не попасть, в эти адские мученья. Потому что богатый человек, попав туда, понимал, что так живёт большинство, и о братьях своих вспомнил. Не очерствела его душа окончательно, и он просил Авраама, чтобы послал Лазаря к братьям его, чтобы они покаялись и не попали на это место. Кто кается, тот в ад не попадает, соответственно, по евангельской притче. Богач просил, чтобы из мёртвых кто-то явился и, засвидетельствовав этим чудом, как очевидец адских мук, рассказал братьям, чтобы они по-другому жили. Но Авраам отвечает: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк.16; 29). Нет, это не авторитет для них. Авраам продолжает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16; 31).
Дорогие братия и сестры. Действительно, для неверующих людей, для наших современников никакое чудо не способно человека обратить к вере, если сердце очерствело. Казалось бы, человек посещает святые места Палестины: прикладывается к Гробу Господню; у плиты помазания предстоит, которая благоухает до сих пор; посещает гору Фавор, гору Синай, Вифлеем; в Иордан окунается. А как был атеистом, таким и оттуда возвращается. Целое паломничество организуют то с администрацией, то с иными какими-то группами — хоть бы что прибавилось, хоть капля веры. Не замечают чудеса, которыми сопровождается вся наша жизнь. Лишь бы мы внимательны были к жизни своей, и видели это чудесное попечение Божие о нас.
И Священное Писание не авторитетно, к сожалению, для нас. Почему? Да потому, что не читаем мы его, и не живём по этому Священному Писанию. Поэтому Господь предупреждает нас с Вами, что ждёт нас и конец жизни. И по окончании жизни ответ надо будет Богу держать, как ты жил.
И дай Бог, чтобы жизнь наша была пронизана покаянием, о котором думал этот богатый человек, желая спасти своих родных братьев. Поэтому, дорогие братия и сестры, осмысливая эту евангельскую притчу, кто в ней найдёт себя, свою жизнь? Кто в нищем Лазаре, кто в богатом человеке — это разницы не имеет. И от того, и от другого надо взять нечто нравственное, полезное, ценное. От нищего — довольство и благодарность Богу. С образа этого богатого человека – чтобы мы не подражали ему в жестокосердии, а были милостивы, внимательны к людям, которые нас окружают, и, как говорил один мудрый человек: «спешили делать добро». Спешили, потому что время скоротечно.
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16; 9). Интересные слова Священного Писания. Как это, значит, надо наворовать сначала, да? А потом распределять, делиться и так далее? Можно так понять, буквально-то. А речь-то, в общем-то, об этом идёт, но в каком контексте? Что всё, чем ты обладаешь, не твоё. А чьё? – Божие. Хоть ты заработал умом, хоть мозолистыми руками — никакой разницы нет. Это всё Божественные дары. Нагим ты пришёл в этот мир, и поэтому всё, чем ты обладаешь, это богатство неправедное, Божие достояние. И распределяй его, благотвори, помогай нуждающимся, всем, кого замечаешь, и не только тогда, когда просят. А сам думай о том, кому бы помочь, кому оказать доброе дело.
Апостольское чтение сегодня говорит нам о том, что «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2; 8-9). А добрые дела создают основу этого спасения. Это желание спасения в этих делах проявляется. Поэтому, всем нам Бог в помощь в этом доброделании нашей жизни, чтобы мы жили с надеждой на вечное спасение и жизнь с Господом. Аминь.
Предыдущая проповедь
1 ноября 2015
Следующая проповедь
15 ноября 2015
Все проповеди за 2015 год