Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о богаче и Лазаре

 Дорогие братия и сестры.

Сегодня воскресный день, день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». За Божественной литургией читалось воскресное Евангелие от Луки, притча о богаче и Лазаре. Притча — это иносказание, которое надо понять и взять из него какие-то мысли, которые очень важны для нашей нравственной, духовной жизни.

Эта притча звучала следующим образом, в переводе на русский язык. Был некий богатый человек, который облачался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно каждый день. Вот такая краткая характеристика его состояния. Для нас факт, что он пиршествовал каждый день, это уже кое-что, говорит о каком-то статусе и богатстве этого человека. Он облачался в порфиру и виссон — это древние драгоценные ткани. Представим себе, например, что порфира — это ткань красно-бордового цвета, которая красилась морскими моллюсками. Она была необыкновенно драгоценна, её могли одевать либо цари в силу её дороговизны, либо очень богатые люди. Виссон — это тончайшая льняная ткань. Льняная одежда и сейчас в моде, и она никогда не потеряет своей цены, благодаря её удивительным природным качествам. Эти два акцента в одежде этого богатого человека для современников Христа чётко означали, о ком идёт речь, о каком несметном состоянии этого человека, что он позволял себе каждый день так одеваться. Не так, как современная молодежь, в потёртых джинсах с рваными коленями, или как в постсоветское время варили джинсы. Купят нормальные, а потом надо их сварить, чтобы были потёртые, помятые — это модно до сих пор. Это вызывает у людей старшего поколения если не отвращение, то просто улыбку и сожаление: «Неужели родителям не купить нормальные брюки? Зачем надо джинсы рвать на коленях?» Это ужаснейшее зрелище, дорогие.

Богатый человек одевался цивильно и соответственно своему состоянию. А у ворот его дома лежал некто нищий, именем Лазарь, который был покрыт струпьями и мечтал насытиться хотя бы крупицами, которые падали со стола этого господина и пирующих с ним. Но и этого ему никто не давал. И псы бесхозные, уличные приходили и лизали струпья его, показывая сожаление о его состоянии, а может быть, наоборот, разъедая его раны. Но, по крайней мере, для иудеев собака была нечистым животным. И то, что нечистые животные прикасались к этому нищему, больному Лазарю, этим подчеркивалась степень его состояния. Лазарь — это в переводе на наш понятный язык, человек без постоянного места жительства, если так культурно сказать. А в аббревиатуре оно звучит как слово не очень приятное, скорее ругательное, оскорбительное. И не дай Бог кому-то из нас оказаться когда-либо в таком состоянии.

Два различных человека, две различных жизни. И вот сказано, что умер Лазарь и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Это означает, что его бессмертная душа, отделившаяся от многострадального тела, сразу была взята Ангелами ради его великих страданий и унаследовала блаженство, попав на лоно Авраамово. То есть, он был в близком общении с Авраамом, был там, где был Авраам — вот что означают эти слова.

И умер богач, и похоронили его. В этих словах о похоронах толкователи Священного Писания видят, что этот богач был значим, известен в городе, потому что похоронили его. О Лазаре не сказано ничего. Он умер, и Ангелами душа его была взята на лоно Авраамово. О погребении ничего не сказано, поэтому, скорее всего, практически его и не было.

Богатый человек оказался в аду и горел в пламени нестерпимом, и из этого пламени он возвёл очи свои, душа тоже имеет очи, и увидел Авраама где-то в недосягаемом блаженстве, а рядом с ним Лазаря, которого он узнал. Примечательный момент, очень важный: смотрите, там была только душа Лазаря. И богатый человек, тоже находясь своей бессмертной душой в аду, узнал Лазаря. О чем это говорит? Что наша с вами душа повторяет форму тела, она точно такая же, как тело, только нематериальная, точно такого роста, точно такого вида, облика, сохраняет свои природные и индивидуальные особенности и пола, и внешнего облика.

И вот богатый человек из ада увидел и узнал Лазаря и понял, что тот вместе с Авраамом. И тогда он обратился к Аврааму — отцу верующих. Он прекрасно знал о почитании его в еврейском народе и сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря (как будто это слуга на побегушках), чтобы омочил конец перста (пальца) своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16; 24).

Кто из вас, дорогие братия и сестры, имел опыт ухаживания за предсмертными больными, которые не могут уже практически ничего есть и пить, питание происходит только через капельницы, через зонды. Вы можете вспомнить, какой язык имеют люди в предсмертном состоянии: страшный, красный, деформированный — открытая рана. И вот такой образ взят здесь, конечно, не в буквальном приложении, не в том плане, что душа имеет язык и его надо прохладить. Это образ страшного адского мучения. Как передаётся это адское мучение? Смотрите, какое оно страшное, для богатого человека казалось бы облегчением и великой радостью, чтобы капелька воды попала на его язык. Хотя бы капельку — и она бесценна, но и её нет. Поэтому, осмысливая этот момент притчи, устрашимся того ужаса, того адского мучения и состояния, в котором не дай Бог кому-то из нас очутиться после смерти.

И Авраам на эту просьбу богатого человека отвечает: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16; 25-26).

Окончательное размежевание праведников от грешников, как говорится в Евангелии от Матфея, которое читается в неделю Страшного Суда: «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25; 32-33). И пойдут праведники, которые справа, в радость вечную, а грешники в муку вечную. И эта мука, и эта радость будут одновременны, одинаковы, окончательны и бесповоротны.

Эти рассуждения призывают нас к тому, чтобы готовиться к переходу в вечность, потому что там не будет никакого изменения, никакого улучшения, никакой амнистии с восшествием того или иного президента. После Страшного Суда Христова рай и ад окончательно заключатся, и никакого изменения в состоянии душ умерших уже не будет. Поэтому нам надо спешить исправлять жизнь свою, каяться и вести добродетельную жизнь, и с Господом жить, и дорожить этой величайшей возможностью, и стараться не потерять этой связи с Господом, и возможности жить в близком общении с Ним.

Тогда этот богатый человек проявляет некое милосердие, некое проявление любви к своим сродникам по плоти, по крови. Он говорит: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16; 27-28). И Авраам тогда говорит ему: «у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (Лк. 16; 29). А богатый человек говорит: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» (Лк. 16;30). И Авраам отвечает ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16; 31).

Дорогие братия и сестры. А мы-то с вами читаем Священное Писание? Если бы спросить чистосердечно, откровенно: кто из стоящих в храме сейчас может засвидетельствовать, что прочитал всю Библию — от книги Бытия до Апокалипсиса Иоанна Богослова? Всю Библию: Ветхий и Новый завет, все книги и пророческие, и исторические, и все-все, которые есть в Священном Писании. Кто всё прочитал? А может быть, есть такие, кто может вспомнить, что, например, в какой-то книге, в Исходе, например, в третьей книге Царств, о чём говорится? Да у нас очень примерное такое знание Священного Писания, приблизительное, так, для общего сведения, чтобы знать. Человек гораздо быстрее расскажет, что написал Маяковский, где и почему погиб Есенин, и другие вещи, это более интересно, более как-то запоминается, более важно для нас в этом смысле.

Вот поэтому эта притча говорит нам о нашем страшном пренебрежении к Священному Писанию, что оно для нас не является ни руководством к жизни, ни авторитетом, ничем  не является. Просто, в лучшем случае, в домашней библиотеке есть, а может быть, и нет у кого-то из нас. Авраам говорит, что свидетельство пророков, вообще Священного Писания — это самое авторитетное свидетельство. В Священном Писании всё рассказано, что необходимо знать человеку для спасения в вечности. Апостол Павел говорит: «Священное Писание содержит все необходимое для нашего с вами спасения». Поэтому все другие свидетельства менее важны, менее авторитетны.

Мы думаем, что сверхъестественные чудеса, о которых просил богатый человек: «если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» — это будет чудом ошеломляющим. На самом деле, чудес и в наше время очень и очень много. Достаточно быть внимательным к свидетельствам о чудесах, о чудотворных иконах, об исцелении от мощей, о необыкновенных знамениях от икон, когда они кровоточат, когда они мироточат, когда происходят великие чудеса, удивительные. Они есть и сейчас, в наше время, но вызывают лишь восторг, удивление, недоумение. Казалось бы, человек посещает Святую Землю, видит там все места, которые связаны с земной жизнью Господа: гору Фавор, гроб Его, прикладывается к плите помазания, на котором лежало Тело Его, снятое с Креста, когда Иосиф с Никодимом помазывали Его. Эта плита благоухает до сих пор. Человек спускается в гробницу Лазаря Четверодневного, поднимается на гору Искушений и так далее. Кажется, человек должен обрести такую веру после посещения Святой Земли, что, казалось бы, всё ему рассказали, показали: исторические факты, неопровержимые свидетельства, что Христос — живая Личность, живой Человек, что жил Он на нашей грешной земле. А человек как был неверующим, так и остаётся после посещения Святой Земли. Ничего не прибавляется в нравственной жизни, никакого движения, только один туризм, православный или неправославный, и больше ничего нет.

Поэтому, дорогие братия и сестры, не будем надеяться на чудеса, не будем искушать Господа, чтобы Он ради нас сотворил что-нибудь великое, что бы нас ошеломило и заставило вести другую жизнь. Будем внимательны к голосу своей совести, будем трепетно относиться к Священному Писанию.

В каком ещё аспекте эта притча о богаче и Лазаре нас убеждает и успокаивает? Что Бог — это высочайшая справедливость. Если на земле мы этой справедливости не видим, если грешники благоденствуют, попирают все нормы нравственного бытия и ничего им за это не бывает, ни суды, ни прокуратура ничего не могут сделать — это призрачное состояние человека, состояние временной победы благодаря материальным взносам, которые обеспечивают ту или иную свободу. А в вечности всё Господь расставит по своим местам, как в этой притче. Лазарь на земле терпел страдания, там блаженствует. Поэтому, если нас касается несправедливость либо в каких-то семейных взаимоотношениях, кто-то нас обидел, оскорбил, лишил имущества; либо, ведя какие-то дела от чиновников, мы претерпеваем какие-то несправедливости, унижения, беззакония, может, простить надо по-христиански, потому что в вечности, если мы потерпим Христа ради кого-то, то Господь, несомненно, вознаградит. Несомненно, там и только там устанавливается эта высочайшая справедливость, которая исходит от Самого Господа. Поэтому здесь, когда мы видим неправду человеческую, что она торжествует, что она завладела и судами, и другими учреждениями — всё это до поры, до времени. И будем утешаться тем, что Господь является полновластным Хозяином, Творцом и Распорядителем мира, и всё находится в Его руках: и судьбы государства, и наши с вами судьбы — всё Господь видит и знает, и каждому воздаст по делам его. Аминь.

6 ноября 2016

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

 Дорогие братия и сестры.

Сегодня воскресный день, день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». За Божественной литургией читалось воскресное Евангелие от Луки, притча о богаче и Лазаре. Притча — это иносказание, которое надо понять и взять из него какие-то мысли, которые очень важны для нашей нравственной, духовной жизни.

Эта притча звучала следующим образом, в переводе на русский язык. Был некий богатый человек, который облачался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно каждый день. Вот такая краткая характеристика его состояния. Для нас факт, что он пиршествовал каждый день, это уже кое-что, говорит о каком-то статусе и богатстве этого человека. Он облачался в порфиру и виссон — это древние драгоценные ткани. Представим себе, например, что порфира — это ткань красно-бордового цвета, которая красилась морскими моллюсками. Она была необыкновенно драгоценна, её могли одевать либо цари в силу её дороговизны, либо очень богатые люди. Виссон — это тончайшая льняная ткань. Льняная одежда и сейчас в моде, и она никогда не потеряет своей цены, благодаря её удивительным природным качествам. Эти два акцента в одежде этого богатого человека для современников Христа чётко означали, о ком идёт речь, о каком несметном состоянии этого человека, что он позволял себе каждый день так одеваться. Не так, как современная молодежь, в потёртых джинсах с рваными коленями, или как в постсоветское время варили джинсы. Купят нормальные, а потом надо их сварить, чтобы были потёртые, помятые — это модно до сих пор. Это вызывает у людей старшего поколения если не отвращение, то просто улыбку и сожаление: «Неужели родителям не купить нормальные брюки? Зачем надо джинсы рвать на коленях?» Это ужаснейшее зрелище, дорогие.

Богатый человек одевался цивильно и соответственно своему состоянию. А у ворот его дома лежал некто нищий, именем Лазарь, который был покрыт струпьями и мечтал насытиться хотя бы крупицами, которые падали со стола этого господина и пирующих с ним. Но и этого ему никто не давал. И псы бесхозные, уличные приходили и лизали струпья его, показывая сожаление о его состоянии, а может быть, наоборот, разъедая его раны. Но, по крайней мере, для иудеев собака была нечистым животным. И то, что нечистые животные прикасались к этому нищему, больному Лазарю, этим подчеркивалась степень его состояния. Лазарь — это в переводе на наш понятный язык, человек без постоянного места жительства, если так культурно сказать. А в аббревиатуре оно звучит как слово не очень приятное, скорее ругательное, оскорбительное. И не дай Бог кому-то из нас оказаться когда-либо в таком состоянии.

Два различных человека, две различных жизни. И вот сказано, что умер Лазарь и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Это означает, что его бессмертная душа, отделившаяся от многострадального тела, сразу была взята Ангелами ради его великих страданий и унаследовала блаженство, попав на лоно Авраамово. То есть, он был в близком общении с Авраамом, был там, где был Авраам — вот что означают эти слова.

И умер богач, и похоронили его. В этих словах о похоронах толкователи Священного Писания видят, что этот богач был значим, известен в городе, потому что похоронили его. О Лазаре не сказано ничего. Он умер, и Ангелами душа его была взята на лоно Авраамово. О погребении ничего не сказано, поэтому, скорее всего, практически его и не было.

Богатый человек оказался в аду и горел в пламени нестерпимом, и из этого пламени он возвёл очи свои, душа тоже имеет очи, и увидел Авраама где-то в недосягаемом блаженстве, а рядом с ним Лазаря, которого он узнал. Примечательный момент, очень важный: смотрите, там была только душа Лазаря. И богатый человек, тоже находясь своей бессмертной душой в аду, узнал Лазаря. О чем это говорит? Что наша с вами душа повторяет форму тела, она точно такая же, как тело, только нематериальная, точно такого роста, точно такого вида, облика, сохраняет свои природные и индивидуальные особенности и пола, и внешнего облика.

И вот богатый человек из ада увидел и узнал Лазаря и понял, что тот вместе с Авраамом. И тогда он обратился к Аврааму — отцу верующих. Он прекрасно знал о почитании его в еврейском народе и сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря (как будто это слуга на побегушках), чтобы омочил конец перста (пальца) своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16; 24).

Кто из вас, дорогие братия и сестры, имел опыт ухаживания за предсмертными больными, которые не могут уже практически ничего есть и пить, питание происходит только через капельницы, через зонды. Вы можете вспомнить, какой язык имеют люди в предсмертном состоянии: страшный, красный, деформированный — открытая рана. И вот такой образ взят здесь, конечно, не в буквальном приложении, не в том плане, что душа имеет язык и его надо прохладить. Это образ страшного адского мучения. Как передаётся это адское мучение? Смотрите, какое оно страшное, для богатого человека казалось бы облегчением и великой радостью, чтобы капелька воды попала на его язык. Хотя бы капельку — и она бесценна, но и её нет. Поэтому, осмысливая этот момент притчи, устрашимся того ужаса, того адского мучения и состояния, в котором не дай Бог кому-то из нас очутиться после смерти.

И Авраам на эту просьбу богатого человека отвечает: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16; 25-26).

Окончательное размежевание праведников от грешников, как говорится в Евангелии от Матфея, которое читается в неделю Страшного Суда: «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25; 32-33). И пойдут праведники, которые справа, в радость вечную, а грешники в муку вечную. И эта мука, и эта радость будут одновременны, одинаковы, окончательны и бесповоротны.

Эти рассуждения призывают нас к тому, чтобы готовиться к переходу в вечность, потому что там не будет никакого изменения, никакого улучшения, никакой амнистии с восшествием того или иного президента. После Страшного Суда Христова рай и ад окончательно заключатся, и никакого изменения в состоянии душ умерших уже не будет. Поэтому нам надо спешить исправлять жизнь свою, каяться и вести добродетельную жизнь, и с Господом жить, и дорожить этой величайшей возможностью, и стараться не потерять этой связи с Господом, и возможности жить в близком общении с Ним.

Тогда этот богатый человек проявляет некое милосердие, некое проявление любви к своим сродникам по плоти, по крови. Он говорит: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16; 27-28). И Авраам тогда говорит ему: «у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (Лк. 16; 29). А богатый человек говорит: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» (Лк. 16;30). И Авраам отвечает ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16; 31).

Дорогие братия и сестры. А мы-то с вами читаем Священное Писание? Если бы спросить чистосердечно, откровенно: кто из стоящих в храме сейчас может засвидетельствовать, что прочитал всю Библию — от книги Бытия до Апокалипсиса Иоанна Богослова? Всю Библию: Ветхий и Новый завет, все книги и пророческие, и исторические, и все-все, которые есть в Священном Писании. Кто всё прочитал? А может быть, есть такие, кто может вспомнить, что, например, в какой-то книге, в Исходе, например, в третьей книге Царств, о чём говорится? Да у нас очень примерное такое знание Священного Писания, приблизительное, так, для общего сведения, чтобы знать. Человек гораздо быстрее расскажет, что написал Маяковский, где и почему погиб Есенин, и другие вещи, это более интересно, более как-то запоминается, более важно для нас в этом смысле.

Вот поэтому эта притча говорит нам о нашем страшном пренебрежении к Священному Писанию, что оно для нас не является ни руководством к жизни, ни авторитетом, ничем  не является. Просто, в лучшем случае, в домашней библиотеке есть, а может быть, и нет у кого-то из нас. Авраам говорит, что свидетельство пророков, вообще Священного Писания — это самое авторитетное свидетельство. В Священном Писании всё рассказано, что необходимо знать человеку для спасения в вечности. Апостол Павел говорит: «Священное Писание содержит все необходимое для нашего с вами спасения». Поэтому все другие свидетельства менее важны, менее авторитетны.

Мы думаем, что сверхъестественные чудеса, о которых просил богатый человек: «если кто из мёртвых придёт к ним, покаются» — это будет чудом ошеломляющим. На самом деле, чудес и в наше время очень и очень много. Достаточно быть внимательным к свидетельствам о чудесах, о чудотворных иконах, об исцелении от мощей, о необыкновенных знамениях от икон, когда они кровоточат, когда они мироточат, когда происходят великие чудеса, удивительные. Они есть и сейчас, в наше время, но вызывают лишь восторг, удивление, недоумение. Казалось бы, человек посещает Святую Землю, видит там все места, которые связаны с земной жизнью Господа: гору Фавор, гроб Его, прикладывается к плите помазания, на котором лежало Тело Его, снятое с Креста, когда Иосиф с Никодимом помазывали Его. Эта плита благоухает до сих пор. Человек спускается в гробницу Лазаря Четверодневного, поднимается на гору Искушений и так далее. Кажется, человек должен обрести такую веру после посещения Святой Земли, что, казалось бы, всё ему рассказали, показали: исторические факты, неопровержимые свидетельства, что Христос — живая Личность, живой Человек, что жил Он на нашей грешной земле. А человек как был неверующим, так и остаётся после посещения Святой Земли. Ничего не прибавляется в нравственной жизни, никакого движения, только один туризм, православный или неправославный, и больше ничего нет.

Поэтому, дорогие братия и сестры, не будем надеяться на чудеса, не будем искушать Господа, чтобы Он ради нас сотворил что-нибудь великое, что бы нас ошеломило и заставило вести другую жизнь. Будем внимательны к голосу своей совести, будем трепетно относиться к Священному Писанию.

В каком ещё аспекте эта притча о богаче и Лазаре нас убеждает и успокаивает? Что Бог — это высочайшая справедливость. Если на земле мы этой справедливости не видим, если грешники благоденствуют, попирают все нормы нравственного бытия и ничего им за это не бывает, ни суды, ни прокуратура ничего не могут сделать — это призрачное состояние человека, состояние временной победы благодаря материальным взносам, которые обеспечивают ту или иную свободу. А в вечности всё Господь расставит по своим местам, как в этой притче. Лазарь на земле терпел страдания, там блаженствует. Поэтому, если нас касается несправедливость либо в каких-то семейных взаимоотношениях, кто-то нас обидел, оскорбил, лишил имущества; либо, ведя какие-то дела от чиновников, мы претерпеваем какие-то несправедливости, унижения, беззакония, может, простить надо по-христиански, потому что в вечности, если мы потерпим Христа ради кого-то, то Господь, несомненно, вознаградит. Несомненно, там и только там устанавливается эта высочайшая справедливость, которая исходит от Самого Господа. Поэтому здесь, когда мы видим неправду человеческую, что она торжествует, что она завладела и судами, и другими учреждениями — всё это до поры, до времени. И будем утешаться тем, что Господь является полновластным Хозяином, Творцом и Распорядителем мира, и всё находится в Его руках: и судьбы государства, и наши с вами судьбы — всё Господь видит и знает, и каждому воздаст по делам его. Аминь.

Предыдущая проповедь

30 октября 2016

Слово о рае
Следующая проповедь

11 ноября 2016

Исцеление скорченной женщины

Все проповеди за 2016 год

декабрь 2016

ноябрь 2016

октябрь 2016

сентябрь 2016

август 2016

июнь 2016

май 2016

апрель 2016

март 2016

февраль 2016

январь 2016

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00