Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем Евангелии прозвучала глубочайшая по содержанию притча Христа о богаче и Лазаре. Давайте вспомним её краткое содержание в изложении на русском языке, чтобы для каждого из нас был понятен её смысл.
В этом Евангелии говорится о том, что был некий богатый человек, который одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно каждый день. Порфира — это элемент царской одежды, которую и царь, может быть, не всегда носил. Упоминание об этой изысканной и необыкновенно богатой одежде сразу характеризует этого человека, о котором говорит Евангелие. Это говорит о том, что богатство его было сопоставимо с царским богатством, поэтому он пиршествовал блистательно каждый день.
Кто интересовался историей древнего Рима, тот знает, какие там были подчас пиры, переходящие из одного дня в другой, которые длились иногда неделями. Несметное количество блюд и удовольствий увеселяли вкус, язык тех праздных римлян.
И этот богач был сродни тем, древним римлянам. У ворот его дома был также некто именем Лазарь, нищий и больной человек, который лежал у ворот этого дома. Тело его было покрыто струпьями, и весь он был покрыт гноем. Ни от кого не получал он помощи, никто не оказал ему сочувствия в его горестном положении. Как говорит Евангелие, только псы дворовые приходили и лизали гной с его ран, может быть, увеличивая его страдания, а может быть, проявляя своё животное милосердие, когда иного, людского не было. Этот нищий мечтал о том, что хотя бы крохами напитаться, которые падали со стола этого богатого человека, но и это не было ему позволено.
Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово, т.е. он получил вечное спасение, наследовал Царство Небесное. Умер и богач, и похоронили его. Евангелие различным образом описывает смерть этих двух людей, хотя и того, и другого немногословно. О Лазаре сказано: «умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово». О богаче говорится по-другому: «умер богач, и похоронили его», сказано буквально в двух словах. Но здесь упоминание и намёк на то, что похороны его были необыкновенно пышные, величественные. Они явились, несомненно, событием для того города, где жил этот богатый человек.
Далее говорится, что богач оказался в аду после своей смерти. И когда душа его была объята адским пламенем, он возводит очи свои наверх, горе, к Богу и видит там Авраама, отца верующих, и видит, что Лазарь, который валялся у порога его дома, там, рядом с Авраамом. И тогда он обращается к Аврааму и говорит: «отче Аврааме! повели, чтобы Лазарь омочил хотя бы конец пальца своего в воде и коснулся языка моего, прохладил его хотя бы немного, потому что я жестоко и люто страдаю здесь».
Эта просьба богатого человека, душа которого находилась в аду, очень показательна. Смотрите, как малым он хотел удовлетвориться, как мало стало ему нужно. Даже не напиться воды, не избавиться от адских мучений; наверное, он понимал, что это невозможно по результату его жизни, а хотя бы каплю воды мечтал почувствовать на своём языке. Обращается к Аврааму и просит его, чтобы он послал Лазаря. Может быть, ещё и там, в аду, он не оставил своего такого начальственного гонора, привычке приказывать, повелевать всем.
Авраам говорит ему: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда этот богач говорит; «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
Что это была за просьба? Некоторые толкователи Священного Писания указывают, что это была добродетель братолюбия, которая еще не умерла в этом богатом человеке. А другие напротив, указывают на обратное, что все так живут, как жили его братья, так и он жил, и не он виноват в том, что попал сюда и наследовал адские мучения, а та среда, то общество, среди которого он жил, и те законы и традиции, которыми оно руководствовалось.
Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их», т.е. имеют Священное Писание. Богатый говорит, что это малозначимо, но если кто из мёртвых воскреснет и явится людям, тогда это будет весомым доказательством бытия духовного мира, и тогда люди покаются и обратятся к Богу. Тогда Авраам сказал ему, и этими словами оканчивается притча: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят».
Дорогие братия и сестры! Глубочайшая по своему содержанию притча сегодня предлагается нашему вниманию. Притча — это иносказание. В действительности, может быть, такого богатого человека и такого нищего, Лазаря, не было в действительности. Интересно, что толкователи Священного Писания, когда размышляли об этой притче, допустим, даже в веке 19-ом, говорили и указывали на то, что невозможно иметь такое богатство, чтобы человек мог позволить себе каждый день пиршествовать и ничего не делать. И такой крайней нищеты, чтобы лежал человек, и никто на него не обращал внимания, кроме псов, которые, как могли, облегчали его страдания. Да, возможно, в 19-ом веке уже невозможно было видеть такой бездны, такой разницы между богатством и нищетой, а в наше время, в 21-м веке это вполне реально.
Смотрите, как истинно и живо Евангелие. Действительно, как говорил апостол Павел, Слово Божие живо и действенно, оно острее всякого обоюдоострого меча. Что нереально было увидеть в 19-м веке, в 21-ом стало абсолютной реальностью. Как много чрезмерно богатых людей в наше время, и как много людей живут в страшной нищете. Мы с вами иногда соприкасаемся с этой предельной человеческой нищетой. Достаточно пару раз вынести мусор на наши городские помойки, особенно те, которые более-менее цивильно устроены — с оградой, с крышей. Ведь посмотрите, там бомжи и живут, и едят, и спят, и вся жизнь их там происходит. Это страшные реалии нашего времени, среди которых мы с вами живём.
Дорогие братия и сестры! Тема богатства и нищеты всегда стояла перед человечеством. Её всегда пытались решать по-разному. Когда градация между богатством и нищетой достигала крайних выражений, происходили страшные вещи: войны, революции, которые ничего по сути не меняли. Наступала определенная ситуация, которую знатоки оценивали так: «низы не хотели, верхи не могли жить по старому». Появлялись какие-то иудействующие проповедники, которые обещали фабрики и заводы отдать рабочим, землю крестьянам. Обещали, да не отдали до сих пор, и не отдадут никогда.
Дело в том, дорогие братия и сестры, что какими бы принципами не руководствовалось общество, что бы оно ни пыталось поставить во главу угла какими-то новыми законами, перераспределением материальных благ, откуда-то появлялись нужные руководители, реформаторы — всё это пустые затеи человека. Ни одна из революций никогда не принесла народу подлинного блага. Они приводили лишь к тому, что лились реки крови, миллионы людей попадали в эту страшную мясорубку. В результате происходило то, что происходит где-нибудь в Ледовитом океане, когда айсберг переворачивался невидимой вершиной вверх, которая ранее была внизу. Другие люди захватывали власть, приходили к ней, и всё начиналось сначала.
Богом так устроена жизнь, что она состоит из противоположностей, сплошь и рядом с нами мы видим эти контрасты жизни. Мы видим богатство и нищету, мы видим умного человека и глупого, мы видим здорового и больного, мы видим талантливого человека и бездаря, мы видим трудолюбивого человека и лентяя, мы видим много таких контрастных черт, контрастных моментов в жизни. Так устроена Богом эта жизнь, и так будет до скончания века. И что бы человечество ни придумывало в плане перераспределения материальных благ, никогда ничего не получится. Потому что Бог даёт одним людям, которые порой обладают всеми благами, возможность спасения через то богатство, которым они обладают. Он дает им эту возможность для совершения добрых дел, когда они видят обездоленных, нуждающихся людей. Есть предмет для приложения добродетели, для милосердия и сострадания. Если бы этого не было, то и добродетели исчезли бы из обихода человеческой жизни.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие не против богатых, оно не носит никогда революционного характера. Церковь, наоборот, призывает всегда к спокойствию, к согласию, к миру, к довольству своим положение, своим званием, своим жизненным крестом. Преподобный Амвросий Оптинский говорил своим духовным чадам, что земное, человеческое счастье начинается с того момента, когда человек становится доволен своим положением. Смотрите, какие прекрасные и простые слова — когда человек доволен своей жизнью! Это и составляет основу его счастья. Как всё просто и понятно. И если мы не чувствуем себя счастливыми людьми, значит, у нас есть недовольство Промыслом Божиим, недовольство собой, жизнью, обстоятельствами и, в конечном итоге, недовольство и ропот против Бога, несогласие с Ним. Вот на это надо обратить внимание, дорогие братия и сестры, и постараться привести свою жизнь в согласие с волей Божией о нас.
Изображение в притче судеб богатого и нищего человека в таком контрастном, может быть, неприглядном выражении, говорит о том, что есть суд Божий и суд человеческий, и что эти суды различны. И если в земной жизни человека может сопровождать такой шлейф «благовоний», когда он занимает прекрасное положение в обществе, когда он обеспечен всем, влиятелен, уважаем, то Евангелие говорит, что всё это мишура, похвала человеческая, она следует только ровно до могилы, а дальше начинается суд Божий. На примере этого богатого человека мы видим, что слава земная ничего не значит для жизни вечной, а наоборот, является иногда вещью, совершенно противоположной по отношению к вечному блаженству.
Как часто, что Бог не только милосерд, но и человеколюбив, как говорит нам об этом Евангелие, множество сектантов говорят и проповедуют. Они указывают на одно это свойство Божие, что Бог человеколюбив, Он любит человека и всё простит ему. Как это просто и понятно.
А вот это Евангельское повествование, в Святоотеческом понимании, говорит о том, что Бог не только милосерд, но и справедлив. И справедливость Его проявляется и в этой, земной жизни. А если не проявляется здесь, то будет в вечной жизни, там Его суд состоится, и суд Его непреложен и неподкупен.
Это Евангелие успокаивает нас, когда мы видим несправедливости в жизни, когда видим людей, которые незаслуженно благоденствуют в этой земной жизни, живут без скорбей, бед и печалей. Как часто нас это соблазняет, сбивает с пути. Ну почему так? Иной человек вроде старается идти к Богу, и живёт добродетельно, и молится, и причащается, и постится, а вот из скорбей не выходит: то один заболел, то другой, то ещё скорби какие-то. А другой человек, сосед или знакомый, и Бога не знает, и знать не желает, а как сыр в масле живёт и соблазняет ещё тех, которые идут ко Христу.
Дорогие братия и сестры, после этой притчи не будем соблазняться этим. Вспомним, что Авраам отвечал богатому человеку: «Чадо, вспомни, что ты всё доброе воспринял в той земной жизни, а Лазарь злое». Именно поэтому Господь иногда даёт человеку, не знающему Его, насладиться этими земными благами, покоем, беззаботной, бесскорбной жизнью, потому что в вечности его ничего не ожидает, только погибель, адский пламень и мучения. А человека, который ещё какой-то шанс имеет на наследование жизни вечной, у которого ещё не всё потеряно, Бог воспитывает и даёт ему посильные скорби, переживания и испытания в этой жизни, чтобы он, как очищенное в горниле золото, предстал на том свете очищенным и достойным райских обителей.
Святой Иоанн Златоуст говорит, продолжая эту мысль, что если видишь какого-либо нечестивого человека, но который преуспевает в своих земных делах, то знай, что это верный признак того, что Господь оставил этого человека, оставил его на произвол страстей и дал ему благоденствие в этой жизни. Это зловещий признак духовной погибели человека. Очень часто бывает именно так.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть это Евангелие обратит наш взор, сердце, внимание на нашу духовную жизнь, чтобы мы не расслаблялись, чтобы мы совершенствовались в своей духовной жизни и избегали греха. Святые отцы указывают нам, что есть одно очень ёмкое понимание такого понятия из Священного Писания, которое называется хулой на Духа Святого. Одним из пониманий этой хулы является как раз чрезмерная надежда на милосердие Божие. Как часто и мы с вами этим прикрываемся, не имея к этому ни малейшего отношения и будучи недостойными проявления этого Божественного милосердия в своей жизни, совершаем те или иные грехи, поступки мыслями, словами, действиями. Подчас годами не вылезаем из грехов и тешим свою совесть, успокаиваем себя, что Бог милостив, Бог простит, Бог грешников любит, и всё сходит с рук. Так годами и десятилетиями живём в наших грехах.
В Святых книгах, патериках есть такие примеры, когда люди за одни только греховные мысли наследовали адские мучения. Например, в одном монастыре рядом с пожилой игуменьей жила её юная племянница, совершенно чистое, ангельское создание. Монахини этого монастыря умилялись, видя её девственную, ангельскую чистоту. Она была необыкновенно чиста, красива, хороша собой, и монахини, видя её, прославляли Творца, создавшего такую красоту. Случилось однако так, что эта молодая послушница, племянница игуменьи, внезапно, скоропостижно умирает. Её похоронили. Игуменья молится Богу, благодарит Его за то, что Он взял к Себе такой чистейший сосуд, сохранил от соблазнов мира, от греха. Молилась она Богу, чтобы Господь показал ей, где же оказалась её племянница, в каких райских обителях она удостоилась быть вместе с Ангелами. Игуменья наложила на себя строгий пост, читала многие продолжительные молитвы в течение нескольких недель и затем, когда она стояла на молитве, внезапно словно пол стал разверзаться и раскрываться перед ней. Она увидела адские глубины, и в какой-то огненной, бурлящей лаве увидела свою юную племянницу, и та, скрежеща зубами, говорит: «Ты хотела увидеть, где я нахожусь? Смотри». Тогда игуменья стала молиться Богу и спрашивает Его, в чём же дело, какие грехи были у неё, ведь она жила, как Ангел во плоти. Игуменье было открыто Богом, что, действительно, никакого греха эта девица не сотворила делом, не было никакого греховного поступка, но у неё были греховные мысли, блудные. Когда она стояла на монашеском клиросе и стреляла глазами, кто стоит из прихожан, и в её образе представлялся там один юноша, который был прихожанином этого монастыря. Она никогда не каялась в этих мыслях, никогда не замечала их, не чувствовала ничего опасного, скверного для души. И вот только ради этих нечистых помыслов на тот момент она оказалась в адских глубинах.
Дорогие братия и сестры! А что думать о нас, грешных, о наших мыслях? Да мы никогда не замечаем и не каемся в них, не знаем, что это такое. В делах-то, дай Бог, раскаяться, когда многие из нас, православных людей, из блуда не вылезают, живут в этом грехе, в других смертных грехах. О чём мы с вами думаем, на что надеемся, на какое милосердие Божие? Да, Его милосердие неизреченно, но к кающимся грешникам, которые исправляют свою жизнь, а не коснеют в своих грехах. И пусть, дорогие братия и сестры, это Евангельская притча побудит нас идти вслед за Христом, совершенствовать и укреплять свою духовную жизнь, чтобы не наследовать нам адских мучений, которые прошёл упоминаемый ныне богатый человек. Аминь.
2 ноября 2008
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем Евангелии прозвучала глубочайшая по содержанию притча Христа о богаче и Лазаре. Давайте вспомним её краткое содержание в изложении на русском языке, чтобы для каждого из нас был понятен её смысл.
В этом Евангелии говорится о том, что был некий богатый человек, который одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно каждый день. Порфира — это элемент царской одежды, которую и царь, может быть, не всегда носил. Упоминание об этой изысканной и необыкновенно богатой одежде сразу характеризует этого человека, о котором говорит Евангелие. Это говорит о том, что богатство его было сопоставимо с царским богатством, поэтому он пиршествовал блистательно каждый день.
Кто интересовался историей древнего Рима, тот знает, какие там были подчас пиры, переходящие из одного дня в другой, которые длились иногда неделями. Несметное количество блюд и удовольствий увеселяли вкус, язык тех праздных римлян.
И этот богач был сродни тем, древним римлянам. У ворот его дома был также некто именем Лазарь, нищий и больной человек, который лежал у ворот этого дома. Тело его было покрыто струпьями, и весь он был покрыт гноем. Ни от кого не получал он помощи, никто не оказал ему сочувствия в его горестном положении. Как говорит Евангелие, только псы дворовые приходили и лизали гной с его ран, может быть, увеличивая его страдания, а может быть, проявляя своё животное милосердие, когда иного, людского не было. Этот нищий мечтал о том, что хотя бы крохами напитаться, которые падали со стола этого богатого человека, но и это не было ему позволено.
Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово, т.е. он получил вечное спасение, наследовал Царство Небесное. Умер и богач, и похоронили его. Евангелие различным образом описывает смерть этих двух людей, хотя и того, и другого немногословно. О Лазаре сказано: «умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово». О богаче говорится по-другому: «умер богач, и похоронили его», сказано буквально в двух словах. Но здесь упоминание и намёк на то, что похороны его были необыкновенно пышные, величественные. Они явились, несомненно, событием для того города, где жил этот богатый человек.
Далее говорится, что богач оказался в аду после своей смерти. И когда душа его была объята адским пламенем, он возводит очи свои наверх, горе, к Богу и видит там Авраама, отца верующих, и видит, что Лазарь, который валялся у порога его дома, там, рядом с Авраамом. И тогда он обращается к Аврааму и говорит: «отче Аврааме! повели, чтобы Лазарь омочил хотя бы конец пальца своего в воде и коснулся языка моего, прохладил его хотя бы немного, потому что я жестоко и люто страдаю здесь».
Эта просьба богатого человека, душа которого находилась в аду, очень показательна. Смотрите, как малым он хотел удовлетвориться, как мало стало ему нужно. Даже не напиться воды, не избавиться от адских мучений; наверное, он понимал, что это невозможно по результату его жизни, а хотя бы каплю воды мечтал почувствовать на своём языке. Обращается к Аврааму и просит его, чтобы он послал Лазаря. Может быть, ещё и там, в аду, он не оставил своего такого начальственного гонора, привычке приказывать, повелевать всем.
Авраам говорит ему: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда этот богач говорит; «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения».
Что это была за просьба? Некоторые толкователи Священного Писания указывают, что это была добродетель братолюбия, которая еще не умерла в этом богатом человеке. А другие напротив, указывают на обратное, что все так живут, как жили его братья, так и он жил, и не он виноват в том, что попал сюда и наследовал адские мучения, а та среда, то общество, среди которого он жил, и те законы и традиции, которыми оно руководствовалось.
Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их», т.е. имеют Священное Писание. Богатый говорит, что это малозначимо, но если кто из мёртвых воскреснет и явится людям, тогда это будет весомым доказательством бытия духовного мира, и тогда люди покаются и обратятся к Богу. Тогда Авраам сказал ему, и этими словами оканчивается притча: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят».
Дорогие братия и сестры! Глубочайшая по своему содержанию притча сегодня предлагается нашему вниманию. Притча — это иносказание. В действительности, может быть, такого богатого человека и такого нищего, Лазаря, не было в действительности. Интересно, что толкователи Священного Писания, когда размышляли об этой притче, допустим, даже в веке 19-ом, говорили и указывали на то, что невозможно иметь такое богатство, чтобы человек мог позволить себе каждый день пиршествовать и ничего не делать. И такой крайней нищеты, чтобы лежал человек, и никто на него не обращал внимания, кроме псов, которые, как могли, облегчали его страдания. Да, возможно, в 19-ом веке уже невозможно было видеть такой бездны, такой разницы между богатством и нищетой, а в наше время, в 21-м веке это вполне реально.
Смотрите, как истинно и живо Евангелие. Действительно, как говорил апостол Павел, Слово Божие живо и действенно, оно острее всякого обоюдоострого меча. Что нереально было увидеть в 19-м веке, в 21-ом стало абсолютной реальностью. Как много чрезмерно богатых людей в наше время, и как много людей живут в страшной нищете. Мы с вами иногда соприкасаемся с этой предельной человеческой нищетой. Достаточно пару раз вынести мусор на наши городские помойки, особенно те, которые более-менее цивильно устроены — с оградой, с крышей. Ведь посмотрите, там бомжи и живут, и едят, и спят, и вся жизнь их там происходит. Это страшные реалии нашего времени, среди которых мы с вами живём.
Дорогие братия и сестры! Тема богатства и нищеты всегда стояла перед человечеством. Её всегда пытались решать по-разному. Когда градация между богатством и нищетой достигала крайних выражений, происходили страшные вещи: войны, революции, которые ничего по сути не меняли. Наступала определенная ситуация, которую знатоки оценивали так: «низы не хотели, верхи не могли жить по старому». Появлялись какие-то иудействующие проповедники, которые обещали фабрики и заводы отдать рабочим, землю крестьянам. Обещали, да не отдали до сих пор, и не отдадут никогда.
Дело в том, дорогие братия и сестры, что какими бы принципами не руководствовалось общество, что бы оно ни пыталось поставить во главу угла какими-то новыми законами, перераспределением материальных благ, откуда-то появлялись нужные руководители, реформаторы — всё это пустые затеи человека. Ни одна из революций никогда не принесла народу подлинного блага. Они приводили лишь к тому, что лились реки крови, миллионы людей попадали в эту страшную мясорубку. В результате происходило то, что происходит где-нибудь в Ледовитом океане, когда айсберг переворачивался невидимой вершиной вверх, которая ранее была внизу. Другие люди захватывали власть, приходили к ней, и всё начиналось сначала.
Богом так устроена жизнь, что она состоит из противоположностей, сплошь и рядом с нами мы видим эти контрасты жизни. Мы видим богатство и нищету, мы видим умного человека и глупого, мы видим здорового и больного, мы видим талантливого человека и бездаря, мы видим трудолюбивого человека и лентяя, мы видим много таких контрастных черт, контрастных моментов в жизни. Так устроена Богом эта жизнь, и так будет до скончания века. И что бы человечество ни придумывало в плане перераспределения материальных благ, никогда ничего не получится. Потому что Бог даёт одним людям, которые порой обладают всеми благами, возможность спасения через то богатство, которым они обладают. Он дает им эту возможность для совершения добрых дел, когда они видят обездоленных, нуждающихся людей. Есть предмет для приложения добродетели, для милосердия и сострадания. Если бы этого не было, то и добродетели исчезли бы из обихода человеческой жизни.
Поэтому, дорогие братия и сестры, это Евангелие не против богатых, оно не носит никогда революционного характера. Церковь, наоборот, призывает всегда к спокойствию, к согласию, к миру, к довольству своим положение, своим званием, своим жизненным крестом. Преподобный Амвросий Оптинский говорил своим духовным чадам, что земное, человеческое счастье начинается с того момента, когда человек становится доволен своим положением. Смотрите, какие прекрасные и простые слова — когда человек доволен своей жизнью! Это и составляет основу его счастья. Как всё просто и понятно. И если мы не чувствуем себя счастливыми людьми, значит, у нас есть недовольство Промыслом Божиим, недовольство собой, жизнью, обстоятельствами и, в конечном итоге, недовольство и ропот против Бога, несогласие с Ним. Вот на это надо обратить внимание, дорогие братия и сестры, и постараться привести свою жизнь в согласие с волей Божией о нас.
Изображение в притче судеб богатого и нищего человека в таком контрастном, может быть, неприглядном выражении, говорит о том, что есть суд Божий и суд человеческий, и что эти суды различны. И если в земной жизни человека может сопровождать такой шлейф «благовоний», когда он занимает прекрасное положение в обществе, когда он обеспечен всем, влиятелен, уважаем, то Евангелие говорит, что всё это мишура, похвала человеческая, она следует только ровно до могилы, а дальше начинается суд Божий. На примере этого богатого человека мы видим, что слава земная ничего не значит для жизни вечной, а наоборот, является иногда вещью, совершенно противоположной по отношению к вечному блаженству.
Как часто, что Бог не только милосерд, но и человеколюбив, как говорит нам об этом Евангелие, множество сектантов говорят и проповедуют. Они указывают на одно это свойство Божие, что Бог человеколюбив, Он любит человека и всё простит ему. Как это просто и понятно.
А вот это Евангельское повествование, в Святоотеческом понимании, говорит о том, что Бог не только милосерд, но и справедлив. И справедливость Его проявляется и в этой, земной жизни. А если не проявляется здесь, то будет в вечной жизни, там Его суд состоится, и суд Его непреложен и неподкупен.
Это Евангелие успокаивает нас, когда мы видим несправедливости в жизни, когда видим людей, которые незаслуженно благоденствуют в этой земной жизни, живут без скорбей, бед и печалей. Как часто нас это соблазняет, сбивает с пути. Ну почему так? Иной человек вроде старается идти к Богу, и живёт добродетельно, и молится, и причащается, и постится, а вот из скорбей не выходит: то один заболел, то другой, то ещё скорби какие-то. А другой человек, сосед или знакомый, и Бога не знает, и знать не желает, а как сыр в масле живёт и соблазняет ещё тех, которые идут ко Христу.
Дорогие братия и сестры, после этой притчи не будем соблазняться этим. Вспомним, что Авраам отвечал богатому человеку: «Чадо, вспомни, что ты всё доброе воспринял в той земной жизни, а Лазарь злое». Именно поэтому Господь иногда даёт человеку, не знающему Его, насладиться этими земными благами, покоем, беззаботной, бесскорбной жизнью, потому что в вечности его ничего не ожидает, только погибель, адский пламень и мучения. А человека, который ещё какой-то шанс имеет на наследование жизни вечной, у которого ещё не всё потеряно, Бог воспитывает и даёт ему посильные скорби, переживания и испытания в этой жизни, чтобы он, как очищенное в горниле золото, предстал на том свете очищенным и достойным райских обителей.
Святой Иоанн Златоуст говорит, продолжая эту мысль, что если видишь какого-либо нечестивого человека, но который преуспевает в своих земных делах, то знай, что это верный признак того, что Господь оставил этого человека, оставил его на произвол страстей и дал ему благоденствие в этой жизни. Это зловещий признак духовной погибели человека. Очень часто бывает именно так.
Поэтому, дорогие братия и сестры, пусть это Евангелие обратит наш взор, сердце, внимание на нашу духовную жизнь, чтобы мы не расслаблялись, чтобы мы совершенствовались в своей духовной жизни и избегали греха. Святые отцы указывают нам, что есть одно очень ёмкое понимание такого понятия из Священного Писания, которое называется хулой на Духа Святого. Одним из пониманий этой хулы является как раз чрезмерная надежда на милосердие Божие. Как часто и мы с вами этим прикрываемся, не имея к этому ни малейшего отношения и будучи недостойными проявления этого Божественного милосердия в своей жизни, совершаем те или иные грехи, поступки мыслями, словами, действиями. Подчас годами не вылезаем из грехов и тешим свою совесть, успокаиваем себя, что Бог милостив, Бог простит, Бог грешников любит, и всё сходит с рук. Так годами и десятилетиями живём в наших грехах.
В Святых книгах, патериках есть такие примеры, когда люди за одни только греховные мысли наследовали адские мучения. Например, в одном монастыре рядом с пожилой игуменьей жила её юная племянница, совершенно чистое, ангельское создание. Монахини этого монастыря умилялись, видя её девственную, ангельскую чистоту. Она была необыкновенно чиста, красива, хороша собой, и монахини, видя её, прославляли Творца, создавшего такую красоту. Случилось однако так, что эта молодая послушница, племянница игуменьи, внезапно, скоропостижно умирает. Её похоронили. Игуменья молится Богу, благодарит Его за то, что Он взял к Себе такой чистейший сосуд, сохранил от соблазнов мира, от греха. Молилась она Богу, чтобы Господь показал ей, где же оказалась её племянница, в каких райских обителях она удостоилась быть вместе с Ангелами. Игуменья наложила на себя строгий пост, читала многие продолжительные молитвы в течение нескольких недель и затем, когда она стояла на молитве, внезапно словно пол стал разверзаться и раскрываться перед ней. Она увидела адские глубины, и в какой-то огненной, бурлящей лаве увидела свою юную племянницу, и та, скрежеща зубами, говорит: «Ты хотела увидеть, где я нахожусь? Смотри». Тогда игуменья стала молиться Богу и спрашивает Его, в чём же дело, какие грехи были у неё, ведь она жила, как Ангел во плоти. Игуменье было открыто Богом, что, действительно, никакого греха эта девица не сотворила делом, не было никакого греховного поступка, но у неё были греховные мысли, блудные. Когда она стояла на монашеском клиросе и стреляла глазами, кто стоит из прихожан, и в её образе представлялся там один юноша, который был прихожанином этого монастыря. Она никогда не каялась в этих мыслях, никогда не замечала их, не чувствовала ничего опасного, скверного для души. И вот только ради этих нечистых помыслов на тот момент она оказалась в адских глубинах.
Дорогие братия и сестры! А что думать о нас, грешных, о наших мыслях? Да мы никогда не замечаем и не каемся в них, не знаем, что это такое. В делах-то, дай Бог, раскаяться, когда многие из нас, православных людей, из блуда не вылезают, живут в этом грехе, в других смертных грехах. О чём мы с вами думаем, на что надеемся, на какое милосердие Божие? Да, Его милосердие неизреченно, но к кающимся грешникам, которые исправляют свою жизнь, а не коснеют в своих грехах. И пусть, дорогие братия и сестры, это Евангельская притча побудит нас идти вслед за Христом, совершенствовать и укреплять свою духовную жизнь, чтобы не наследовать нам адских мучений, которые прошёл упоминаемый ныне богатый человек. Аминь.
Предыдущая проповедь
26 октября 2008
Следующая проповедь
9 ноября 2008
Все проповеди за 2008 год