Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о богатом юноше. Попраздненство Успения Пресвятой Богородицы


Дорогие братия и сестры! В Православной Церкви ещё продолжается время праздника Успения Пресвятой Богородицы, и святая плащаница Богоматери, которая напоминает и олицетворяет для нас гроб Её честный и которая находится в середине храма, свидетельствует об этом. И поэтому все мысли, все переживания христианина должны быть сосредоточены вокруг этого необыкновенного праздника.  Мы уже говорили с вами, что в день Её Успения нет скорби, нет грусти, нет отчаяния в этом событии жизни Богоматери, в кончине дней Её, которое присутствует в смерти обычных людей. А здесь совсем всё по-другому: радость, спокойствие, благодарение Богу, мир на душе и утверждение веры в Господа.

Мы с вами говорили о том, что Сам возлюбленный Сын Её явился к смертному одру и взял на Свои божественные руки Её Пресвятую душу, защитив и сохранив её от власти бесовских сил при прохождении воздушных мытарств, о чём Она очень молила Своего Сына, чтобы не видеть этого страшного вида злых духов, которые пытаются каждую душу, отходящую от земли, похитить, увлечь к себе, устрашить, поколебать веру, надежду на спасение и так далее. Всё это было исполнено в последние моменты земной жизни Богоматери Её возлюбленным Сыном.

Она Сама явилась апостолам, когда они были все вместе, и сказала, обрадовав их несказанно, что Она будет с ними всегда, во все дни, и это свидетельство о Её пребывании среди апостолов, среди всей Церкви, живо и действенно до сего дня. Множество чудес Богоматери, множество чудотворных икон, множество отдельных знамений и заступлений Богоматери, которые известны каждому христианину по своему личному опыту духовной жизни, свидетельствует, что Богоматерь подлинно здесь, среди нас. И Пречистой Душой, и Телом Своим воскресшим, уйдя из этого мира, Она смогла быть ещё ближе, ещё доступнее каждому человеку, который прибегает и ищет Её материнского покрова.

Мы можем вспомнить сегодня о необыкновенном чуде, которое произошло в тридцатые годы ХХ века в Болгарии, о котором свидетельствует архиепископ Аверкий Сиракузский, архиепископ зарубежной Церкви. Во время отпевания в храме скончавшегося 14-летнего мальчика, он внезапно ожил, встал из гроба, и воскрес из мёртвых к радости родителей, к ужасу и недоумению всех присутствующих. Он стал рассказывать, что видел в загробном мире различные места: и мучения грешников, и райские обители, и Пресвятую Деву Богоматерь. Когда его умершая душа явилась перед Божией Матерью, Она сказала ему: «Нет, ты не останешься здесь, а пойдёшь обратно на землю, к людям. Передай им, что они замучили Меня своими грехами, у Меня нет больше сил молиться за них и предстоять пред престолом Божиим».

 Этот случай, который облетел тогда весь Православный мир, всех как-то немножко отрезвил и заставил быть более собранными, более верно и свято исполнять заповеди Божии и жить на этой земле. Богоматерь устала молиться за нас, потому что грехи рода человеческого всё множатся, изощряются, и у Божией Матери уже не хватает сил предстоять перед Сыном и молить Его, чтобы был отвращён Его праведный гнев, движимый на грешников.

Дай Бог, чтобы и мы с вами как бы пожалели Богоматерь, не омрачали своими грехами Её материнское сердце.

Другое видение было у Андрея, Христа ради юродивого, который был свидетелем покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе, во Влахернском храме. Он был также восхищён Ангелами на небо и, созерцая различные обители святых и праведников, он дерзновенно спросил Ангела, который сопровождал его: «А где же Богоматерь?» И тот ответил, что Её нет здесь, потому что Она на земле отирает слёзы плачущим, утешает скорбящих и унывающих и исцеляет болящих.

Этот пример свидетельствует о том, как Богоматерь близка каждому из нас. Ей некогда пребывать в бездействии, покое и блаженстве, когда Её детям грозит какая-то опасность. И как сердце любой матери чувствует, что творится с её детьми, особенно, когда им грозит опасность, так и сердце Богоматери откликается на скорби и слёзы людей. Сердце матери всегда чувствует, когда что-то происходит с её детьми, хотя бы они находились за тысячу километров от неё, тем более любящее сердце Богоматери.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами были послушными детьми Богоматери, чтобы прибегали под Её материнский покров и не оскорбляли Её своей беззаконной жизнью. Потому что как беззаконная жизнь детей ранит сердца родителей, если дети непослушные, строптивые, которые живут, попирая всякие нормы человеческой жизни, их жизнь ранит сердце матери и является источником её бесчисленных слез и коленопреклонных молитв перед иконами Спасителя и Божией Матери, точно так же и наша с вами беззаконная жизнь причиняет скорбь Пресвятой Деве Марии.

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, акцентирует нас на любви к Богу. Оно рассказывает нам о том, как однажды один благочестивый и богатый юноша подошёл ко Христу и, кланяясь Ему, говорит: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, что доброе сотворю, да жизнь вечную наследую?» Он обращался ко Христу как к Учителю, как к какому-то просто необыкновенному человеку и не более того. Он не признавал и не видел Бога во Христе, и поэтому Господь обличает его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если хочешь быть спасённым, соблюдай заповеди». Очень интересно, что этот юноша, который знал закон, без сомнения знал, как жить и что надо делать.

Точно так же, как и мы с вами всё прекрасно знаем, но сплошь и рядом можно встретить среди христиан какой-то неуёмный поиск особенных молитв, каких-то икон ведомых и неведомых, каких-то сильных произношений, молитв по соглашению, способов и упражнений. Почти как духовные упражнения у католиков, о которых писал Игнатий Лойола. А ведь каждый христианин, ища чего-то новенького, доселе неизвестного, просто сам себя обманывает и прикрывает свою собственную лень и бездействие в духовной жизни.

Вот, например, к одному праведному мужу-пустыннику, преподобному, пришли несколько учеников и задали ему такой же вопрос: «Что нам делать, как нам спастись?»

Он ответил им: «Евангелие читали?»

— «Читали».

— «Вот и исполняйте».

Их не удовлетворил этот ответ. Ну что Евангелие? Евангелие всем знакомо, сейчас совершенно доступное, его можно даже в светской библиотеке найти. Поэтому ученики не удовлетворились этим ответом и решили поймать старца на слове. Они договорились между собой, что когда пустынник спросит, читали ли Евангелие, сказать, что не читали. Они подошли снова к этому святому мужу и спросили:

«Отец, скажи, как нам жить?»

—  «Евангелие читали?»

—  «Нет, не читали».

— «Тогда прочитайте и будете знать, как жить; и исполняйте это в жизни».

Дорогие братия и сестры! Этот пример показывает, что каждый из нас прекрасно знает, как надо жить, чтобы угодить Богу. Это же знал и тот евангельский юноша, который подошёл ко Христу. Он тоже, таким образом, искушал Господа и желал услышать что-нибудь новенькое такое, эксклюзивное. Что можно совершить за один момент? Допустим, не взять паспорт, не взять код ИНН — и сразу спасён. Ни в храм ходить не надо, ни молиться, ни поститься — что-нибудь одно такое сделать, чисто внешнее, что не касается жизни, не требует никакого труда: раз — и спасён сразу. Нет такого, дорогие братия и сестры. Нам надо совершенно успокоиться и вести очень трезвенную христианскую  жизнь, выверенную словом Божиим.

Юноша, услышав, что надо соблюдать заповеди, спросил: «Какие?», как будто сам не знал. И тогда Господь напоминает ему: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца своего, матерь свою и возлюби искренне твоего ближнего, как сам себя. На это юноша отвечает, что все это он исполнил от юности своей. С одной стороны, это похвально, потому что он действительно был необыкновенно благочестив и к тому же богат. Две эти вещи: благочестие и богатство редко совпадают. Но у этого юноши было всё в гармонии. Но, конечно же, он понимал эти заповеди, только как понимал их Ветхий Завет, понимал внешне, на уровне каких-то поступков, которые не касались сердца, не касались глубины человеческой жизни. И Господь сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение своё, раздай нищим деньги и тогда будешь иметь сокровища на небе». Юноша, когда услышал, что это необходимо сделать, бросил Христа, отошёл от Него, больше его ничего не интересовало, и он отошёл с печалью, потому что, как говорит Евангелие, был очень богат.

Вот такое необыкновенное Евангелие, дорогие братия и сестры. Что в нём важно для нас и примечательно? Во-первых, некая самонадеянность юноши, который дерзновенно ответил, что все это он сохранил от юности своей. Такое ложное высокое мнение о себе присуще многим и многим людям, а может быть, каждому из нас. Такое самоупоение, когда человек не видит себя со стороны, когда человек не самокритично к себе относится, пребывает в самообольщении. Эта страсть присуща порой каждому человеку, независимо от того, чем он занимается. Ей страдают все: и музыканты, когда им кажется, что они так красиво, так слащаво поют, или ещё что-нибудь сделают, таким шикарным голосом обладают. А человек просто не видит себя со стороны; он, может быть, не слышал никогда свою запись на магнитофоне, как он полутонит, что дикции не разобрать. Или врач иногда может хвалиться своим умением безошибочно ставить диагнозы, лечить и прописывать лекарства. И какую бы мы профессию не взяли: учитель, преподаватель любой технической специальности, человек в упоении своими талантами. А это всегда путь к деградации, и всегда Господь смиряет его через других людей, через какие-то скорби, искушения. Поэтому для христианина это самолюбование недопустимо никогда.

Пусть для нас будут полезны слова, которые говорил Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю», кем бы мы ни были, кем бы ни работали, на каких бы должностях ни находились. Всегда есть путь для дальнейшего совершенствования любых качеств, в том числе и профессиональных.

Другой примечательный момент из этого Евангелия состоит в следующем. Юноша подошёл и спросил у Господа, по-славянски это звучит по-особенному: «что доброго сотворю, да живот вечный наследую», то есть какие добрые дела мне надо совершить, чтобы наследовать жизнь вечную? Эти слова свидетельствуют о том, что недостаточно одной веры во Христа, в чём бы она ни выражалась: в молитвах, в хождении в храм, в соблюдении постов. Это всё широкая, охватывающая всю жизнь человека, область веры.

В конце концов, это область одной теории. А какие добрые дела мы с вами  совершаем, на которые мы могли бы опереться, чтобы они свидетельствовали за нас перед Богом, что мы не всуе носим имя христианина? Апостол Иаков  говорит, что вера без дел мертва, поэтому протестанты очень не любят это послание апостола Иакова. Лютер называл  его соломенным, то есть хиленьким, недостоверным. Это наследие всех протестантских сект, спасение одной верой. Если веришь – всё, ты спасён. Сегодняшнее Евангелие даже примером этого ветхозаветного юноши говорит, что нет, не пройдёт такой момент. Не раскрытая, не выраженная в добрых делах вера в душе никогда не спасёт человека. И апостол Иаков прямо называет мёртвой веру такого человека.

А какие добрые дела мы с вами совершаем? Кого мы облагодетельствовали, кому помогли в жизни из наших ближних людей, из близких, родных, из прихожан нашего храма, может, соседей или ещё кого-то, попавшего в беду? Где наши добрые дела, чем мы помогли: словом, советом, материально? Кому мы, когда и сколько помогаем? Увы, совесть многих из нас совершенно справедливо молчит, почивает где-то на лаврах. Отсутствие добрых дел является грустным критерием жизни современного христианина.

Следующий момент, дорогие братия и сестры, состоит в богатстве. Эта тема на злобу дня, сегодня как никогда она будоражит умы и сердца людей. Юноша отошёл от Господа с печалью, богатство было для него дороже. Точно так же и сейчас богатство для многих людей, которых нет в храме, дороже. Они пытаются его приумножать, сохранять, и им ничего не надо. Когда есть богатство, то им никто не нужен, потому что всё покупается, все блага, внешние отличия покупаются, все чиновники покупаются, всё покупается. Но это призрачное счастье, потому что когда человек так надеется на свои связи, богатство, ему действительно Христос не нужен. Он живет без Него, без Него умирает, и вечность оказывается проигранной, променянной на это богатство.

А если бы эти евангельские слова, которые услышал юноша, мы приложили каждый сам  к себе: «иди продай имение своё и раздай нищим». Человек скажет, что у него нет имения. Но что-то, какие-то материальные блага есть у каждого человека: и хлеб насущный, и без одежды никто не ходит, и кусок хлеба все имеют. Чем бы ни обладал человек, всегда можно сказать ему: «Иди, продай и раздай нищим». Но вы можете сказать, что это было сказано конкретному человеку, юноше в I-ом веке. А разве Евангелие по-другому проповедовалось? Если бы  Христос проповедовал в ХХ веке, Он бы переделал Евангелие? Приспособил бы под современных людей? Или переписал бы его, думаете? Да ничего подобного.

Дорогие братия и сестры! Этот призыв, который услышал юноша, требует большой рассудительности. Потому что можно всё продать, что имеешь, и душу свою погубить: либо спиться, либо в гордыне погрязнуть, либо самоубийством жизнь окончить. Это отнюдь не значит, что всё продашь и сразу будешь спасён.

Иногда даже святые впадали в уныние от тех добрых дел, которые они совершали.  Например, Эразм Печерский, преподобный. Он был необыкновенно богатым человеком и, вступив в Киево-Печерский монастырь, всё своё имущество сдал монастырю. А потом впал в нерадение, пожалел по сатанинскому навету: «Зачем ты отдал всё своё имущество? Жил бы сейчас припеваючи». И он так в нерадении приблизился к смертному часу. Но, уже умирая, он увидел Богоматерь, ведь на украшение Её обители он отдал деньги. И Пречистая Богоматерь  сказала ему: «Эразм, за то, что  ты украсил церковь Сына Моего, Господь отпускает тебе ещё время на покаяние». Это видение, эта милость Богоматери, Которая явилась ему на смертном одре, отрезвила его, заставила покаяться. Он был спасён и прославляется в сонме Киево-Печерских преподобных.

Нет, дорогие братия и сестры, не надо нам всё сразу продавать и раздавать. Здесь дело в другом. Древние христиане тоже были разные по своему социальному статусу, по состоянию, по богатству, но они жили в постоянной готовности всё это оставить, если потребуется, если встанет такой момент выбора: Христос или богатство, Христос или временная жизнь. Древние христиане, не раздумывая, выбирали Христа, когда их ожидали мучения за веру Христову в период гонений. Они всегда шли на мучения, даже на смерть, и всегда оставляли и презирали всё, чем бы ни обладали.

В такой готовности, в такой непричастности к материальным обладаниям и должна проходить жизнь каждого из нас. Сейчас, к сожалению, так считается, что если богатый человек, значит, либо негодяй, либо бандит. Это совершенно несправедливое клеймо. У бедных по отношению к богатым это всегда было так. Но ведь, дорогие братия и сестры, это завистью одной обусловлено. Многих малоимущих людей распирает завистью и ненавистью к богатым. Чем вызвана эта зависть? Прежде всего, чтобы обладать этим же богатством. Этим же! Тогда становится понятным, почему все революции бессмысленны. Потому что, как айсберг переворачивается верхушкой вверх, а ничего не меняется, так и бедные в результате революций становятся богатыми, а богатые бедными, и вся история повторяется опять. Разве после революции не так стало в нашей стране, когда поменялось классовое общество? Разве элита в советское время не так жила? Вспомните съезды партии, как отоваривались депутаты всех созывов и уровней. Как они жили? Разве не так? И то же самое происходит сейчас, и так же будет в бесконечные веки.

Поэтому, дорогие братия и сестры, Евангелие против зависти, против ненависти, к кому бы она ни была направлена. Дай Бог, чтобы мы с вами не прилеплялись к благам земным, а если они есть, благодарили Бога, потому что Он является источником всякого богатства и любых благ. Даст Он – будет, не даст — в одно мгновение полетят и должности, и чины, и зарплаты, как только Бог отнимет Своё благословение. И если есть в нашей жизни материальные блага, чтобы мы не прилеплялись к ним, а пользовались, благодарили Бога и никогда не имели зависти и осуждения к нашим ближним. Аминь.

30 августа 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа


Дорогие братия и сестры! В Православной Церкви ещё продолжается время праздника Успения Пресвятой Богородицы, и святая плащаница Богоматери, которая напоминает и олицетворяет для нас гроб Её честный и которая находится в середине храма, свидетельствует об этом. И поэтому все мысли, все переживания христианина должны быть сосредоточены вокруг этого необыкновенного праздника.  Мы уже говорили с вами, что в день Её Успения нет скорби, нет грусти, нет отчаяния в этом событии жизни Богоматери, в кончине дней Её, которое присутствует в смерти обычных людей. А здесь совсем всё по-другому: радость, спокойствие, благодарение Богу, мир на душе и утверждение веры в Господа.

Мы с вами говорили о том, что Сам возлюбленный Сын Её явился к смертному одру и взял на Свои божественные руки Её Пресвятую душу, защитив и сохранив её от власти бесовских сил при прохождении воздушных мытарств, о чём Она очень молила Своего Сына, чтобы не видеть этого страшного вида злых духов, которые пытаются каждую душу, отходящую от земли, похитить, увлечь к себе, устрашить, поколебать веру, надежду на спасение и так далее. Всё это было исполнено в последние моменты земной жизни Богоматери Её возлюбленным Сыном.

Она Сама явилась апостолам, когда они были все вместе, и сказала, обрадовав их несказанно, что Она будет с ними всегда, во все дни, и это свидетельство о Её пребывании среди апостолов, среди всей Церкви, живо и действенно до сего дня. Множество чудес Богоматери, множество чудотворных икон, множество отдельных знамений и заступлений Богоматери, которые известны каждому христианину по своему личному опыту духовной жизни, свидетельствует, что Богоматерь подлинно здесь, среди нас. И Пречистой Душой, и Телом Своим воскресшим, уйдя из этого мира, Она смогла быть ещё ближе, ещё доступнее каждому человеку, который прибегает и ищет Её материнского покрова.

Мы можем вспомнить сегодня о необыкновенном чуде, которое произошло в тридцатые годы ХХ века в Болгарии, о котором свидетельствует архиепископ Аверкий Сиракузский, архиепископ зарубежной Церкви. Во время отпевания в храме скончавшегося 14-летнего мальчика, он внезапно ожил, встал из гроба, и воскрес из мёртвых к радости родителей, к ужасу и недоумению всех присутствующих. Он стал рассказывать, что видел в загробном мире различные места: и мучения грешников, и райские обители, и Пресвятую Деву Богоматерь. Когда его умершая душа явилась перед Божией Матерью, Она сказала ему: «Нет, ты не останешься здесь, а пойдёшь обратно на землю, к людям. Передай им, что они замучили Меня своими грехами, у Меня нет больше сил молиться за них и предстоять пред престолом Божиим».

 Этот случай, который облетел тогда весь Православный мир, всех как-то немножко отрезвил и заставил быть более собранными, более верно и свято исполнять заповеди Божии и жить на этой земле. Богоматерь устала молиться за нас, потому что грехи рода человеческого всё множатся, изощряются, и у Божией Матери уже не хватает сил предстоять перед Сыном и молить Его, чтобы был отвращён Его праведный гнев, движимый на грешников.

Дай Бог, чтобы и мы с вами как бы пожалели Богоматерь, не омрачали своими грехами Её материнское сердце.

Другое видение было у Андрея, Христа ради юродивого, который был свидетелем покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе, во Влахернском храме. Он был также восхищён Ангелами на небо и, созерцая различные обители святых и праведников, он дерзновенно спросил Ангела, который сопровождал его: «А где же Богоматерь?» И тот ответил, что Её нет здесь, потому что Она на земле отирает слёзы плачущим, утешает скорбящих и унывающих и исцеляет болящих.

Этот пример свидетельствует о том, как Богоматерь близка каждому из нас. Ей некогда пребывать в бездействии, покое и блаженстве, когда Её детям грозит какая-то опасность. И как сердце любой матери чувствует, что творится с её детьми, особенно, когда им грозит опасность, так и сердце Богоматери откликается на скорби и слёзы людей. Сердце матери всегда чувствует, когда что-то происходит с её детьми, хотя бы они находились за тысячу километров от неё, тем более любящее сердце Богоматери.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами были послушными детьми Богоматери, чтобы прибегали под Её материнский покров и не оскорбляли Её своей беззаконной жизнью. Потому что как беззаконная жизнь детей ранит сердца родителей, если дети непослушные, строптивые, которые живут, попирая всякие нормы человеческой жизни, их жизнь ранит сердце матери и является источником её бесчисленных слез и коленопреклонных молитв перед иконами Спасителя и Божией Матери, точно так же и наша с вами беззаконная жизнь причиняет скорбь Пресвятой Деве Марии.

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братия и сестры, акцентирует нас на любви к Богу. Оно рассказывает нам о том, как однажды один благочестивый и богатый юноша подошёл ко Христу и, кланяясь Ему, говорит: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, что доброе сотворю, да жизнь вечную наследую?» Он обращался ко Христу как к Учителю, как к какому-то просто необыкновенному человеку и не более того. Он не признавал и не видел Бога во Христе, и поэтому Господь обличает его: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если хочешь быть спасённым, соблюдай заповеди». Очень интересно, что этот юноша, который знал закон, без сомнения знал, как жить и что надо делать.

Точно так же, как и мы с вами всё прекрасно знаем, но сплошь и рядом можно встретить среди христиан какой-то неуёмный поиск особенных молитв, каких-то икон ведомых и неведомых, каких-то сильных произношений, молитв по соглашению, способов и упражнений. Почти как духовные упражнения у католиков, о которых писал Игнатий Лойола. А ведь каждый христианин, ища чего-то новенького, доселе неизвестного, просто сам себя обманывает и прикрывает свою собственную лень и бездействие в духовной жизни.

Вот, например, к одному праведному мужу-пустыннику, преподобному, пришли несколько учеников и задали ему такой же вопрос: «Что нам делать, как нам спастись?»

Он ответил им: «Евангелие читали?»

— «Читали».

— «Вот и исполняйте».

Их не удовлетворил этот ответ. Ну что Евангелие? Евангелие всем знакомо, сейчас совершенно доступное, его можно даже в светской библиотеке найти. Поэтому ученики не удовлетворились этим ответом и решили поймать старца на слове. Они договорились между собой, что когда пустынник спросит, читали ли Евангелие, сказать, что не читали. Они подошли снова к этому святому мужу и спросили:

«Отец, скажи, как нам жить?»

—  «Евангелие читали?»

—  «Нет, не читали».

— «Тогда прочитайте и будете знать, как жить; и исполняйте это в жизни».

Дорогие братия и сестры! Этот пример показывает, что каждый из нас прекрасно знает, как надо жить, чтобы угодить Богу. Это же знал и тот евангельский юноша, который подошёл ко Христу. Он тоже, таким образом, искушал Господа и желал услышать что-нибудь новенькое такое, эксклюзивное. Что можно совершить за один момент? Допустим, не взять паспорт, не взять код ИНН — и сразу спасён. Ни в храм ходить не надо, ни молиться, ни поститься — что-нибудь одно такое сделать, чисто внешнее, что не касается жизни, не требует никакого труда: раз — и спасён сразу. Нет такого, дорогие братия и сестры. Нам надо совершенно успокоиться и вести очень трезвенную христианскую  жизнь, выверенную словом Божиим.

Юноша, услышав, что надо соблюдать заповеди, спросил: «Какие?», как будто сам не знал. И тогда Господь напоминает ему: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца своего, матерь свою и возлюби искренне твоего ближнего, как сам себя. На это юноша отвечает, что все это он исполнил от юности своей. С одной стороны, это похвально, потому что он действительно был необыкновенно благочестив и к тому же богат. Две эти вещи: благочестие и богатство редко совпадают. Но у этого юноши было всё в гармонии. Но, конечно же, он понимал эти заповеди, только как понимал их Ветхий Завет, понимал внешне, на уровне каких-то поступков, которые не касались сердца, не касались глубины человеческой жизни. И Господь сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение своё, раздай нищим деньги и тогда будешь иметь сокровища на небе». Юноша, когда услышал, что это необходимо сделать, бросил Христа, отошёл от Него, больше его ничего не интересовало, и он отошёл с печалью, потому что, как говорит Евангелие, был очень богат.

Вот такое необыкновенное Евангелие, дорогие братия и сестры. Что в нём важно для нас и примечательно? Во-первых, некая самонадеянность юноши, который дерзновенно ответил, что все это он сохранил от юности своей. Такое ложное высокое мнение о себе присуще многим и многим людям, а может быть, каждому из нас. Такое самоупоение, когда человек не видит себя со стороны, когда человек не самокритично к себе относится, пребывает в самообольщении. Эта страсть присуща порой каждому человеку, независимо от того, чем он занимается. Ей страдают все: и музыканты, когда им кажется, что они так красиво, так слащаво поют, или ещё что-нибудь сделают, таким шикарным голосом обладают. А человек просто не видит себя со стороны; он, может быть, не слышал никогда свою запись на магнитофоне, как он полутонит, что дикции не разобрать. Или врач иногда может хвалиться своим умением безошибочно ставить диагнозы, лечить и прописывать лекарства. И какую бы мы профессию не взяли: учитель, преподаватель любой технической специальности, человек в упоении своими талантами. А это всегда путь к деградации, и всегда Господь смиряет его через других людей, через какие-то скорби, искушения. Поэтому для христианина это самолюбование недопустимо никогда.

Пусть для нас будут полезны слова, которые говорил Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю», кем бы мы ни были, кем бы ни работали, на каких бы должностях ни находились. Всегда есть путь для дальнейшего совершенствования любых качеств, в том числе и профессиональных.

Другой примечательный момент из этого Евангелия состоит в следующем. Юноша подошёл и спросил у Господа, по-славянски это звучит по-особенному: «что доброго сотворю, да живот вечный наследую», то есть какие добрые дела мне надо совершить, чтобы наследовать жизнь вечную? Эти слова свидетельствуют о том, что недостаточно одной веры во Христа, в чём бы она ни выражалась: в молитвах, в хождении в храм, в соблюдении постов. Это всё широкая, охватывающая всю жизнь человека, область веры.

В конце концов, это область одной теории. А какие добрые дела мы с вами  совершаем, на которые мы могли бы опереться, чтобы они свидетельствовали за нас перед Богом, что мы не всуе носим имя христианина? Апостол Иаков  говорит, что вера без дел мертва, поэтому протестанты очень не любят это послание апостола Иакова. Лютер называл  его соломенным, то есть хиленьким, недостоверным. Это наследие всех протестантских сект, спасение одной верой. Если веришь – всё, ты спасён. Сегодняшнее Евангелие даже примером этого ветхозаветного юноши говорит, что нет, не пройдёт такой момент. Не раскрытая, не выраженная в добрых делах вера в душе никогда не спасёт человека. И апостол Иаков прямо называет мёртвой веру такого человека.

А какие добрые дела мы с вами совершаем? Кого мы облагодетельствовали, кому помогли в жизни из наших ближних людей, из близких, родных, из прихожан нашего храма, может, соседей или ещё кого-то, попавшего в беду? Где наши добрые дела, чем мы помогли: словом, советом, материально? Кому мы, когда и сколько помогаем? Увы, совесть многих из нас совершенно справедливо молчит, почивает где-то на лаврах. Отсутствие добрых дел является грустным критерием жизни современного христианина.

Следующий момент, дорогие братия и сестры, состоит в богатстве. Эта тема на злобу дня, сегодня как никогда она будоражит умы и сердца людей. Юноша отошёл от Господа с печалью, богатство было для него дороже. Точно так же и сейчас богатство для многих людей, которых нет в храме, дороже. Они пытаются его приумножать, сохранять, и им ничего не надо. Когда есть богатство, то им никто не нужен, потому что всё покупается, все блага, внешние отличия покупаются, все чиновники покупаются, всё покупается. Но это призрачное счастье, потому что когда человек так надеется на свои связи, богатство, ему действительно Христос не нужен. Он живет без Него, без Него умирает, и вечность оказывается проигранной, променянной на это богатство.

А если бы эти евангельские слова, которые услышал юноша, мы приложили каждый сам  к себе: «иди продай имение своё и раздай нищим». Человек скажет, что у него нет имения. Но что-то, какие-то материальные блага есть у каждого человека: и хлеб насущный, и без одежды никто не ходит, и кусок хлеба все имеют. Чем бы ни обладал человек, всегда можно сказать ему: «Иди, продай и раздай нищим». Но вы можете сказать, что это было сказано конкретному человеку, юноше в I-ом веке. А разве Евангелие по-другому проповедовалось? Если бы  Христос проповедовал в ХХ веке, Он бы переделал Евангелие? Приспособил бы под современных людей? Или переписал бы его, думаете? Да ничего подобного.

Дорогие братия и сестры! Этот призыв, который услышал юноша, требует большой рассудительности. Потому что можно всё продать, что имеешь, и душу свою погубить: либо спиться, либо в гордыне погрязнуть, либо самоубийством жизнь окончить. Это отнюдь не значит, что всё продашь и сразу будешь спасён.

Иногда даже святые впадали в уныние от тех добрых дел, которые они совершали.  Например, Эразм Печерский, преподобный. Он был необыкновенно богатым человеком и, вступив в Киево-Печерский монастырь, всё своё имущество сдал монастырю. А потом впал в нерадение, пожалел по сатанинскому навету: «Зачем ты отдал всё своё имущество? Жил бы сейчас припеваючи». И он так в нерадении приблизился к смертному часу. Но, уже умирая, он увидел Богоматерь, ведь на украшение Её обители он отдал деньги. И Пречистая Богоматерь  сказала ему: «Эразм, за то, что  ты украсил церковь Сына Моего, Господь отпускает тебе ещё время на покаяние». Это видение, эта милость Богоматери, Которая явилась ему на смертном одре, отрезвила его, заставила покаяться. Он был спасён и прославляется в сонме Киево-Печерских преподобных.

Нет, дорогие братия и сестры, не надо нам всё сразу продавать и раздавать. Здесь дело в другом. Древние христиане тоже были разные по своему социальному статусу, по состоянию, по богатству, но они жили в постоянной готовности всё это оставить, если потребуется, если встанет такой момент выбора: Христос или богатство, Христос или временная жизнь. Древние христиане, не раздумывая, выбирали Христа, когда их ожидали мучения за веру Христову в период гонений. Они всегда шли на мучения, даже на смерть, и всегда оставляли и презирали всё, чем бы ни обладали.

В такой готовности, в такой непричастности к материальным обладаниям и должна проходить жизнь каждого из нас. Сейчас, к сожалению, так считается, что если богатый человек, значит, либо негодяй, либо бандит. Это совершенно несправедливое клеймо. У бедных по отношению к богатым это всегда было так. Но ведь, дорогие братия и сестры, это завистью одной обусловлено. Многих малоимущих людей распирает завистью и ненавистью к богатым. Чем вызвана эта зависть? Прежде всего, чтобы обладать этим же богатством. Этим же! Тогда становится понятным, почему все революции бессмысленны. Потому что, как айсберг переворачивается верхушкой вверх, а ничего не меняется, так и бедные в результате революций становятся богатыми, а богатые бедными, и вся история повторяется опять. Разве после революции не так стало в нашей стране, когда поменялось классовое общество? Разве элита в советское время не так жила? Вспомните съезды партии, как отоваривались депутаты всех созывов и уровней. Как они жили? Разве не так? И то же самое происходит сейчас, и так же будет в бесконечные веки.

Поэтому, дорогие братия и сестры, Евангелие против зависти, против ненависти, к кому бы она ни была направлена. Дай Бог, чтобы мы с вами не прилеплялись к благам земным, а если они есть, благодарили Бога, потому что Он является источником всякого богатства и любых благ. Даст Он – будет, не даст — в одно мгновение полетят и должности, и чины, и зарплаты, как только Бог отнимет Своё благословение. И если есть в нашей жизни материальные блага, чтобы мы не прилеплялись к ним, а пользовались, благодарили Бога и никогда не имели зависти и осуждения к нашим ближним. Аминь.

Предыдущая проповедь

23 августа 2009

Притча о царствии небесном
Следующая проповедь

6 сентября 2009

Попразднство введения во храм Пресвятой Богородицы. Притча о безумном богаче

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00