Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о брачном пире

Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня, а причастников — с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня на Божественной литургии читалось очень знаменательное, очень важное евангельское зачало — о брачном пире царского сына. Эта притча в иносказательном изложении под видом пира говорит о призвании людей в Царство Небесное. Прежде всего, она исполнилась в истории еврейского народа, и  когда Господь говорил её, Он имел в виду ещё и современников Своих как людей, призванных на Божий пир, как людей, к которым пришёл Он, Мессия, для того, чтобы призвать их в Своё Небесное Царство.

К сожалению, очень малая часть из них услышала этот Божественный зов, а большинство иудеев думали о другом Мессии – Мессии, внешне блистательном, полководце-освободителе, который принесёт былую славу и свободу израильскому народу. В образе кроткого Мессии, кроткого раба, пришедшего ради спасения людей, они не захотели признать истинного Мессию и проигнорировали Его пришествие на землю.

Господь, обращаясь к Своим современникам, говорил тогда пророческие слова, что много званных, но мало избранных. Но эта притча была сказана не только для современников Христа, не только для иудеев; она справедлива для всех времён и в том числе для нашего времени, и, может быть, в максимальном своём выражении. Потому что игнорирование Царства Божия, игнорирование духовной жизни, жизни без Бога сегодня имеет тоже место быть в современной России.

К сожалению, в жизни народа проявляется такая закономерность, что по мере установления спокойной, мирной, обеспеченной жизни Бог уходит из жизни людей. Человек так устроен по отношению к Богу в силу греховности своего существа, как мыслили о Боге древние, дремучие язычники и наши предки-славяне до князя Владимира, которые поклонялись идолам и истуканам. Когда беда, когда мор, падёж скота, когда болезни моровые, язвы, когда гром и молнии, тогда язычники о Боге вспоминали, тогда приносили в жертву кого-то: убивали, закалывали, пытались умилостивить разгневанного Бога очередной жертвой с их стороны.

Сейчас никто никого не закалывает, по крайней мере, в жертву для Бога, но подход к Богу и воспоминание о Нём сохраняет, к сожалению, в нашем народе такие языческие корни. Наши предки, может быть, менее верующие из них, а может быть, наоборот, более наблюдательные, говорили, что пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится.

К сожалению, эта пословица о самых плохих чертах русского народа. Почитание Бога должно быть выражено всегда в жизни человека, точно так же, как и почитание своих близких и родных, родителей. Ведь нормальный, воспитанный человек помнит о своих родителях всегда, а не тогда, когда оканчиваются деньги, не тогда, когда очень плохо, и кроме родителей никто не поможет. Нормальное сыновнее или дочернее чувство состоит в том, чтобы всегда помнить и заботиться о своих родителях.

Точно такое же отношение должно быть и к Богу, потому что в очах Божиих особенно ценна молитва  не просительная, а благодарственная, молитва славословия, молитва хвалебная. Эта молитва более совершенная, она способна призвать на человека ещё большее благословение Божие.

Итак, Господь призывает всех в Своё Небесное Царство. Он отправляет Своих слуг: благовестников, пророков, миссионеров, проповедников для того, чтобы звать народ на этот прекрасный пир, устроенный ради Своего единственного Сына, пир богатый, царский. Но люди не хотят идти, они даже не хотят видеть этих приглашающих людей и либо игнорируют их, либо даже избивают, а некоторых убивают, как было неоднократно в истории ветхозавет-ного Израиля по отношению к пророкам. Ведь ветхозаветные пророки, точно так же, как и апостолы, редко кто своей смертью умирал – большинство из них претерпевали  мучительную смерть за своё благовестие истины.

На призыв Господа званные не хотят прийти, отказываются, ссылаясь, кто на торговлю свою, кто на волов, кто на землю, которую он приобрёл. Это мнимые причины, которые человек высказывает как лукавое оправдание по отношению к Хозяину в своём нежелании прийти на этот пир. Причины неубедительные на взгляд наших современников, но, может быть, как-то более понятные для современников Христа.

Для нас с вами могут быть другие причины, и они известны каждому. Когда в воскресный день человек не бывает на литургии, причины могут быть совсем детского характера, о которых стыдно говорить. Например, типичная лень, которая проявляется в том, что человек жалеет себя, думает восполнить своё здоровье, если в воскресенье поспит подольше, потому что всю неделю уж так работал, как будто несколько вагонов разгрузил вручную. Силы у него иссякли, и в воскресенье он решил позволить себе поспать до 12-ти часов, а некоторые умудряются спать и до часа, и до двух. Способности у людей различные в этом отношении. Такого человека ничего не может разбудить: ни совесть, ни колокольный звон, который врывается через раскрытые окна или форточку его квартиры. Он спит, он устал. А возможно, он ещё какие-либо находит оправдания или другие какие-то дела человеческие придумывает, чтобы не идти в храм.   Типичный пример для безбожных, светских семей — в воскресенье надо стирать бельё, часто всей семьей. Жёны ждут, когда их мужья бывают в воскресенье дома, чтобы они занялись стиркой, ремонтом, поездками в магазины, прочими «неотложными» домашними делами. В зависимости от погоды эти причины расширяются от купания до грибов, зимой лыжи присоединяются, ещё что-то. Человек всё время себя оправдывает и говорит, что сейчас такая хорошая погода, надо воспользоваться, насладиться, расслабиться, побыть хотя бы немного наедине с природой.

Но дело в том, дорогие братия и сестры, что каждая из этих причин, взятая в отдельности, не содержит такого вопиющего греха, но она отводит человека от Бога, от посещения храма, от участия в Божественной Евхаристии — элементарная человеческая лень и страсть чревоугодия отводят человека от таинства евхаристии, не дают ему возможности приготовиться к этому. Человек так любит своё чрево, что не может пересилить его и не может перейти на овощную или рыбную диету. Настолько чрево главенствует над ним, что меняет подчас Христа на чечевичную похлебку, ради которой ветхозаветный Исав продал своё первородство своему брату Иакову.

Дорогие братия и сестры! Мы должны с вами знать и понимать источник тех мыслей, которые приходят на ум в воскресный день, чтобы не идти в храм Божий.  Источник их в дьяволе, который всячески желает, чтобы человек отсутствовал в воскресный день на Божественной Литургии, чтобы он не благодарил Бога за прожитую неделю, чтобы ни в коем случае он не причастился Святых Христовых Тайн и был тем самым удалён от общения с Богом. Участие в Евхаристии во время земной жизни — это критерий духовной жизни христианина. Если причащения в жизни человека нет или бывает очень редко, то христианство улетучивается, исчезает из его жизни. Остаётся одна фиктивная, юридическая принадлежность к Церкви по факту крещения, которая даёт только право для отпевания в Церкви, а больше ничего. Поэтому каждому из нас надо стремиться к участию в таинстве Евхаристии.

Церковь всех призывает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Она не говорит: приходите сегодня только Валерий, Святослав, Михаил, Эдуард, она никакого разделения не производит. Все «со страхом Божиим  и верою приступите». Христиане древней Церкви всегда причащались, за каждой Божественной Литургией, по-другому они не мыслили. Мы с вами должны готовиться ко причащению, быть достойными подхода к чаше Евхаристии, стараться видеть в этом духовную кульминацию нашей жизни, конечно, не делая себе поблажек в недостойной подготовке, не делая массовых причащений без исповеди, с такими пламенными, дешёвыми призывами, как делают сектанты.

Нет, человек должен готовиться к встрече со Христом. Это же совершенно неуважительно, оскорбительно для Него приступать к Нему без подготовки. Когда какой-то гость собирается прийти к вам в дом, вы стараетесь сделать уборку, спрятать грязные  половики, одежду, навести марафет, что-то приличное сготовить, встретить в зависимости от сана, от должности человека, от вашего уважения. Эта подготовка имеет большее значение. Так если мы людей боимся, боимся людской молвы, их плохого мнения о себе, когда кто-то скажет: «Ох, в какой грязи живёт. Как терпит муж такую грязь? Есть нечего». Точно так же мы с вами должны, подходя к Чаше, заботиться, чтобы Господь, как в притче, не посмотрел на нас и не сказал: «Друг, как ты пришёл сюда не в брачной одежде?» Господь всех приглашает, но брачную одежду человек должен одеть сам на себя.

Это одна из составляющих нашего участия в таинстве Евхаристии — активное участие и значение воли человека в его соединении с Богом. Она играет очень важное значение. Бог не спасает людей только по факту крещения, по факту того, что ты пришёл в храм. Нет, человек должен потрудиться. Прийти в храм — это великое дело, но не всё ещё сделал человек. Он должен вести духовную жизнь, быть готовым приступить к чаше Христовой, исповедоваться, исправлять свою жизнь. Духовная жизнь состоит в исправлении, в наличии подвига, который приближает человека ко Христу.

Дай Бог, чтобы все мы с вами стремились быть насельниками и участниками трапезы Божественной, трапезы Евхаристии, которой мы имеем возможность причащаться здесь, чтобы эта возможность и наше участие в таинстве открыло для нас возможность быть насельниками Царства Небесного. Аминь.

18 сентября 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Всех вас поздравляю с праздником воскресного дня, а причастников — с принятием Святых Христовых Тайн.

Сегодня на Божественной литургии читалось очень знаменательное, очень важное евангельское зачало — о брачном пире царского сына. Эта притча в иносказательном изложении под видом пира говорит о призвании людей в Царство Небесное. Прежде всего, она исполнилась в истории еврейского народа, и  когда Господь говорил её, Он имел в виду ещё и современников Своих как людей, призванных на Божий пир, как людей, к которым пришёл Он, Мессия, для того, чтобы призвать их в Своё Небесное Царство.

К сожалению, очень малая часть из них услышала этот Божественный зов, а большинство иудеев думали о другом Мессии – Мессии, внешне блистательном, полководце-освободителе, который принесёт былую славу и свободу израильскому народу. В образе кроткого Мессии, кроткого раба, пришедшего ради спасения людей, они не захотели признать истинного Мессию и проигнорировали Его пришествие на землю.

Господь, обращаясь к Своим современникам, говорил тогда пророческие слова, что много званных, но мало избранных. Но эта притча была сказана не только для современников Христа, не только для иудеев; она справедлива для всех времён и в том числе для нашего времени, и, может быть, в максимальном своём выражении. Потому что игнорирование Царства Божия, игнорирование духовной жизни, жизни без Бога сегодня имеет тоже место быть в современной России.

К сожалению, в жизни народа проявляется такая закономерность, что по мере установления спокойной, мирной, обеспеченной жизни Бог уходит из жизни людей. Человек так устроен по отношению к Богу в силу греховности своего существа, как мыслили о Боге древние, дремучие язычники и наши предки-славяне до князя Владимира, которые поклонялись идолам и истуканам. Когда беда, когда мор, падёж скота, когда болезни моровые, язвы, когда гром и молнии, тогда язычники о Боге вспоминали, тогда приносили в жертву кого-то: убивали, закалывали, пытались умилостивить разгневанного Бога очередной жертвой с их стороны.

Сейчас никто никого не закалывает, по крайней мере, в жертву для Бога, но подход к Богу и воспоминание о Нём сохраняет, к сожалению, в нашем народе такие языческие корни. Наши предки, может быть, менее верующие из них, а может быть, наоборот, более наблюдательные, говорили, что пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится.

К сожалению, эта пословица о самых плохих чертах русского народа. Почитание Бога должно быть выражено всегда в жизни человека, точно так же, как и почитание своих близких и родных, родителей. Ведь нормальный, воспитанный человек помнит о своих родителях всегда, а не тогда, когда оканчиваются деньги, не тогда, когда очень плохо, и кроме родителей никто не поможет. Нормальное сыновнее или дочернее чувство состоит в том, чтобы всегда помнить и заботиться о своих родителях.

Точно такое же отношение должно быть и к Богу, потому что в очах Божиих особенно ценна молитва  не просительная, а благодарственная, молитва славословия, молитва хвалебная. Эта молитва более совершенная, она способна призвать на человека ещё большее благословение Божие.

Итак, Господь призывает всех в Своё Небесное Царство. Он отправляет Своих слуг: благовестников, пророков, миссионеров, проповедников для того, чтобы звать народ на этот прекрасный пир, устроенный ради Своего единственного Сына, пир богатый, царский. Но люди не хотят идти, они даже не хотят видеть этих приглашающих людей и либо игнорируют их, либо даже избивают, а некоторых убивают, как было неоднократно в истории ветхозавет-ного Израиля по отношению к пророкам. Ведь ветхозаветные пророки, точно так же, как и апостолы, редко кто своей смертью умирал – большинство из них претерпевали  мучительную смерть за своё благовестие истины.

На призыв Господа званные не хотят прийти, отказываются, ссылаясь, кто на торговлю свою, кто на волов, кто на землю, которую он приобрёл. Это мнимые причины, которые человек высказывает как лукавое оправдание по отношению к Хозяину в своём нежелании прийти на этот пир. Причины неубедительные на взгляд наших современников, но, может быть, как-то более понятные для современников Христа.

Для нас с вами могут быть другие причины, и они известны каждому. Когда в воскресный день человек не бывает на литургии, причины могут быть совсем детского характера, о которых стыдно говорить. Например, типичная лень, которая проявляется в том, что человек жалеет себя, думает восполнить своё здоровье, если в воскресенье поспит подольше, потому что всю неделю уж так работал, как будто несколько вагонов разгрузил вручную. Силы у него иссякли, и в воскресенье он решил позволить себе поспать до 12-ти часов, а некоторые умудряются спать и до часа, и до двух. Способности у людей различные в этом отношении. Такого человека ничего не может разбудить: ни совесть, ни колокольный звон, который врывается через раскрытые окна или форточку его квартиры. Он спит, он устал. А возможно, он ещё какие-либо находит оправдания или другие какие-то дела человеческие придумывает, чтобы не идти в храм.   Типичный пример для безбожных, светских семей — в воскресенье надо стирать бельё, часто всей семьей. Жёны ждут, когда их мужья бывают в воскресенье дома, чтобы они занялись стиркой, ремонтом, поездками в магазины, прочими «неотложными» домашними делами. В зависимости от погоды эти причины расширяются от купания до грибов, зимой лыжи присоединяются, ещё что-то. Человек всё время себя оправдывает и говорит, что сейчас такая хорошая погода, надо воспользоваться, насладиться, расслабиться, побыть хотя бы немного наедине с природой.

Но дело в том, дорогие братия и сестры, что каждая из этих причин, взятая в отдельности, не содержит такого вопиющего греха, но она отводит человека от Бога, от посещения храма, от участия в Божественной Евхаристии — элементарная человеческая лень и страсть чревоугодия отводят человека от таинства евхаристии, не дают ему возможности приготовиться к этому. Человек так любит своё чрево, что не может пересилить его и не может перейти на овощную или рыбную диету. Настолько чрево главенствует над ним, что меняет подчас Христа на чечевичную похлебку, ради которой ветхозаветный Исав продал своё первородство своему брату Иакову.

Дорогие братия и сестры! Мы должны с вами знать и понимать источник тех мыслей, которые приходят на ум в воскресный день, чтобы не идти в храм Божий.  Источник их в дьяволе, который всячески желает, чтобы человек отсутствовал в воскресный день на Божественной Литургии, чтобы он не благодарил Бога за прожитую неделю, чтобы ни в коем случае он не причастился Святых Христовых Тайн и был тем самым удалён от общения с Богом. Участие в Евхаристии во время земной жизни — это критерий духовной жизни христианина. Если причащения в жизни человека нет или бывает очень редко, то христианство улетучивается, исчезает из его жизни. Остаётся одна фиктивная, юридическая принадлежность к Церкви по факту крещения, которая даёт только право для отпевания в Церкви, а больше ничего. Поэтому каждому из нас надо стремиться к участию в таинстве Евхаристии.

Церковь всех призывает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Она не говорит: приходите сегодня только Валерий, Святослав, Михаил, Эдуард, она никакого разделения не производит. Все «со страхом Божиим  и верою приступите». Христиане древней Церкви всегда причащались, за каждой Божественной Литургией, по-другому они не мыслили. Мы с вами должны готовиться ко причащению, быть достойными подхода к чаше Евхаристии, стараться видеть в этом духовную кульминацию нашей жизни, конечно, не делая себе поблажек в недостойной подготовке, не делая массовых причащений без исповеди, с такими пламенными, дешёвыми призывами, как делают сектанты.

Нет, человек должен готовиться к встрече со Христом. Это же совершенно неуважительно, оскорбительно для Него приступать к Нему без подготовки. Когда какой-то гость собирается прийти к вам в дом, вы стараетесь сделать уборку, спрятать грязные  половики, одежду, навести марафет, что-то приличное сготовить, встретить в зависимости от сана, от должности человека, от вашего уважения. Эта подготовка имеет большее значение. Так если мы людей боимся, боимся людской молвы, их плохого мнения о себе, когда кто-то скажет: «Ох, в какой грязи живёт. Как терпит муж такую грязь? Есть нечего». Точно так же мы с вами должны, подходя к Чаше, заботиться, чтобы Господь, как в притче, не посмотрел на нас и не сказал: «Друг, как ты пришёл сюда не в брачной одежде?» Господь всех приглашает, но брачную одежду человек должен одеть сам на себя.

Это одна из составляющих нашего участия в таинстве Евхаристии — активное участие и значение воли человека в его соединении с Богом. Она играет очень важное значение. Бог не спасает людей только по факту крещения, по факту того, что ты пришёл в храм. Нет, человек должен потрудиться. Прийти в храм — это великое дело, но не всё ещё сделал человек. Он должен вести духовную жизнь, быть готовым приступить к чаше Христовой, исповедоваться, исправлять свою жизнь. Духовная жизнь состоит в исправлении, в наличии подвига, который приближает человека ко Христу.

Дай Бог, чтобы все мы с вами стремились быть насельниками и участниками трапезы Божественной, трапезы Евхаристии, которой мы имеем возможность причащаться здесь, чтобы эта возможность и наше участие в таинстве открыло для нас возможность быть насельниками Царства Небесного. Аминь.

Предыдущая проповедь

4 сентября 2011

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Притча о богатом юноше
Следующая проповедь

2 октября 2011

О жизненном кресте

Все проповеди за 2011 год

декабрь 2011

ноябрь 2011

октябрь 2011

сентябрь 2011

август 2011

июль 2011

июнь 2011

май 2011

апрель 2011

март 2011

февраль 2011

январь 2011

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00