Дорогие братия и сестры.
Сегодня во время Божественной Литургии мы слушали для нашего духовного назидания притчу о милосердном самарянине. Из года в год она читается во время Богослужения и является одной из самых известных притч Нового Завета.
Она была рассказана Христом в ответ на вопрос книжника-законника: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10;25). Законник задал этот вопрос, искушая Господа, провоцируя Его на неубедительный какой-то ответ, не в традиции иудеев. Поэтому Христос отвечает на его вопрос вопросом: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк.10;26), отправляя его к Священному Писанию, знатоком которого он был, тем самым давая для всех нас верный критерий оценки всех наших действий, поступков, всей нашей жизни, сверяя её со словом Божиим. Поскольку этот человек прекрасно знал Священное Писание, он отвечает безошибочно, верно: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10;27). Господь говорит: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк.10;28), иными словами, наследуешь жизнь вечную после смерти твоей.
Законника не удовлетворил этот ответ, как, порой, нас не удовлетворяет знание заповедей Божиих, традиций нашей веры и Церкви. Мы, порой, ищем чего-нибудь новенького, каких-то новых, неизвестных доселе молитв, какого-то особого нового произносимого словосочетания, чего-то внешнего, эффектного, чтобы сделать это и была обеспечена жизнь вечная, которая непременно будет нас ожидать.
Этот законник тогда задаёт другой вопрос: «а кто мой ближний?» (Лк.10;29). Вопрос был задан неслучайно, потому что в традиции иудеев господствовало такое отношение, которое оценивалось словами из Священного Писания: «Око за око, зуб за зуб». Любовь иудеев распространялась тогда и сейчас распространяется только на своих соплеменников. Может быть, это характерная черта всех восточных народов, потому что у мусульман вы встретите то же самое. Законник понимал, что так не должно быть, что это только поверхностный, узкий взгляд на эту проблему, на слова Священного Писания, поэтому он и задаёт вопрос: «а кто мой ближний» (Лк. 10;29), кого я должен любить, как самого себя?
Господь отвечает на этот вопрос притчей. Некий человек шёл от Иерусалима пешком и попал к разбойникам, словно в девяностые годы у нас в России, которые избили его, ограбили, раздели и бросили в пустыне умирать. Мимо этого несчастного иудея проходят несколько представителей иудейского народа: священник, который шёл в Иерусалим в храм, восстановленный после вавилонского плена — на череду богослужений; прошёл этой же дорогой мимо левит. Левит — низшая степень церковнослужителя, который помогает в храме. Он тоже не оказал ни малейшей помощи. А затем шёл самарянин. Самаряне — это народность, которая есть в Святой Земле до сих пор. Они произошли от смешанных браков иудеев с ассирийцами во время вавилонского пленения. И в своей жизни, и в религиозном почитании они исполняли Ветхозаветный закон и в то же время те языческие традиции, которые привнесли на эту землю ассирийцы. И, конечно, в глазах иудеев они были предателями, потому что заключали браки с иноплеменниками, поработившими их. Это не в традиции иудеев до сих пор и других народов, христианских в том числе, когда родители предполагают брак жениха и невесты только из своего народа, из своей национальности. Это характерно и для армян, здесь живущих, и для многих других.
Самаряне были презираемы в глазах иудеев, настолько презираемы, что иудеи с ними не сообщались вообще, они считали их еретиками, предателями, отщепенцами: даже в быту не общались, с одного колодца воду не пили, считали для себя осквернением и так далее. И именно этот самарянин, который проходил мимо, оказал помощь несчастному человеку. Наверное, иудей, попавший к разбойникам, узнал самарянина, потому что от смешанных браков они внешне менялись, кровь разбавлялась, острые черты лица иудеев стирались. По одежде тоже можно было безошибочно узнать, кто идёт или стоит перед тобой. И поэтому в глазах иудея надежда ушла, он ни на что не мог претендовать и уже готов был умереть прямо на этой дороге.
Но самарянин остановил осла и стал возливал на раны избитого человека масло и вино, затем посадил его на осла и отвёз в гостиницу, а сам шёл рядом пешком. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненном, и сказал, что, если этих денег не хватит, на обратном пути всё отдаст.
Рассказав такую притчу, Господь задаёт вопрос законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10;36). И тот безошибочно ответил: «оказавший ему милость». Господь говорит ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10;37).
Вот такая притча, дорогие братия и сестры, красивая, всем известная, которая из года в год читается как в Церкви, так и при домашнем чтении Евангелия. А как же соотносится эта притча со словами, к нам обращёнными: «иди, и ты поступай так же». Как поступать? Как поступил этот самарянин. Он был чужим по национальности, по вере, вообще абсолютно никаких родственных связей, никакого взаимного уважения между ними не было. И Господь говорит, чтобы и мы поступали так же, оказывая добро и благодеяния каждому человеку, который встречается с нами на жизненном пути. Ближний — это тот человек, который рядом с нами находится, близко с нами. Это человек, который должен быть для нас самым дорогим, драгоценным, любимым, к которому должна быть обращена наша любовь и в радости, и особенно в скорбях и в несчастьях.
Но, дорогие братия и сестры, жизнь изменилась, и сегодня в XXI-ом веке люди стали настолько разобщёнными друг с другом, что, порой, поражаешься тому, что отсутствует обще-ние между самыми близкими по крови родственниками. То ли взаимные обиды в результате деления родительского имущества являются камнем преткновения на годы, лишают мира и общения друг с другом; то ли поднявшееся материальное положение одного из родственников приводит к тому, что другие становятся неинтересными и ненужными, и этот человек перестаёт с ними общаться. Любые причины, которые порождаются грехами человеческими, могут стоять и разделять нас друг с другом. Причины эти различные и приложимы могут быть к жизни любого из нас. Мы из людей, которые должны оказывать милость и любовь по отношению к любому человеку, превращаемся в судей, которые оценивают жизнь каждого человека, стоящего рядом с нами. И эта оценка говорит о том, что этот грешник, другой иноверный, а третий живёт так, что сам виноват и сам должен решать свои проблемы, а нам до них нет никакого дела.
Если в советское время нас иногда окружали нищие, то в конце ХХ-го и в начале XXI-го века это определение трансформировалось в другое название. То ли паспортно-визовая служба виновата, то ли наши сухие безжалостные сердца — мы их называем бомжами. Грубое такое, ругательное, может, немного неэстетичное слово, но тем не менее, сейчас в основном этим термином называют людей, которые просят подаяния и милостыню. Но речь не только о них, не только таким людям мы должны с вами благодетельствовать и оказывать всяческое добро и благодеяние, а — всем нуждающимся людям. Мы должны искать сами любую возможность, чтобы оказать это доброе дело. Как говорил Ф.П.Гааз в XIX-том веке: «Спешите делать добро». Ищите сами любую малейшую возможность, где можно применить вашу любовь и ваши добрые дела.
Мы говорили о том, что в наше время жизнь страшно разобщённая, люди не общаются и не знают соседей. В родственных отношениях, как мы уже упоминали, иногда теряют мир и взаимопонимание самые близкие, всё оканчивается бракоразводными процессами, вечными обидами между двоюродными и троюродными братьями. Мы с вами тоже не общаемся с близкими, порой, не интересуемся их жизнью, проблемами, делами. Почему? Да потому, что жизнь человеческая, наша с вами, проникнута эгоизмом: только я и моё. Вот критерии, вот слова, вот местоимения, которые оценивают нашу жизнь, которые становятся своеобразным законом, определяющим наши отношения друг с другом.
Разобщённость жизни человеческой обусловлена тем, что мы мало с вами делаем добрых дел. Заповедь, которая звучит сегодня, как напоминание нам о том, что нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя, является сложной заповедью, конечно, трудной. Но беда наша состоит в том, что мы вообще не пытаемся её исполнить, мы не хотим, мы не стараемся, мы не понуждаем себя к тому, чтобы исполнить эту заповедь. Чтобы хотя бы приблизиться к исполнению этой заповеди, мы должны с вами начинать с добрых дел. Добрые дела растапливают лёд и холодность наших взаимоотношений друг с другом; добрые дела, которые являются свидетельством или началом любви, соединяют порой несоединяемое и разделённое грехом человеческим.
Дорогие братия и сестры. На это мы должны с вами обратить пламенное своё, искреннее внимание. Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2;13). Апостол Иоанн Богослов говорит: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3;18).
Мы с вами многое знаем, но мало или вообще ничего не делаем. Мы превращаемся точно так же в знатоков Священного Писания. Как по телевизору программа советских времён «Клуб знатоков», которая приковывает людей, особенно старшего возраста, к телевизору, приковывает так, что уже не оторваться. Игроков отпевать уже пора по возрасту, а они всё в той же роли. Вот так и мы с вами из года в год слова Священного Писания слушаем, и о любви мы знаем, главном критерии христианской жизни, веры нашей. Всё знаем, но ничего с вами не делаем.
Дай Бог, чтобы эти размышления и это сегодняшнее Евангелие подвигло нас к добрым делам. Мы все можем их делать, каждый на своём уровне, каждый исходя из своего материального положения — можем делать. И парадокс состоит в том, что Господь ещё приумножит во сто крат то, что отдадим, только Он ожидает некоего риска, некоего начала от нас, чтобы человек что-то сделал, что-то пожертвовал, что-то отдал. И тогда Господь никогда не оставит такого человека, потому что сказано: «дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28;27).
У каждого из нас, если внимательно посмотреть дома, столько лишней одежды и своей, и мужа, и жены, и детей, что надо просто фургон подгонять уже, и можем одеть десятки людей. А сколько продуктов? Но мы же с вами не мормоны, которые запасаются в Америке на три года голода на период пришествия антихриста. Бывает, моль крупы ест и другие продукты, выбрасываем и хлеб заплесневелый на помойку. И всё это про нас с вами сказано. Так вот, нужно, чтобы мы искали возможность для всякого доброделания, и это доброделание и является залогом спасения нашего с вами для жизни вечной. Аминь
26 ноября 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодня во время Божественной Литургии мы слушали для нашего духовного назидания притчу о милосердном самарянине. Из года в год она читается во время Богослужения и является одной из самых известных притч Нового Завета.
Она была рассказана Христом в ответ на вопрос книжника-законника: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10;25). Законник задал этот вопрос, искушая Господа, провоцируя Его на неубедительный какой-то ответ, не в традиции иудеев. Поэтому Христос отвечает на его вопрос вопросом: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк.10;26), отправляя его к Священному Писанию, знатоком которого он был, тем самым давая для всех нас верный критерий оценки всех наших действий, поступков, всей нашей жизни, сверяя её со словом Божиим. Поскольку этот человек прекрасно знал Священное Писание, он отвечает безошибочно, верно: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10;27). Господь говорит: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк.10;28), иными словами, наследуешь жизнь вечную после смерти твоей.
Законника не удовлетворил этот ответ, как, порой, нас не удовлетворяет знание заповедей Божиих, традиций нашей веры и Церкви. Мы, порой, ищем чего-нибудь новенького, каких-то новых, неизвестных доселе молитв, какого-то особого нового произносимого словосочетания, чего-то внешнего, эффектного, чтобы сделать это и была обеспечена жизнь вечная, которая непременно будет нас ожидать.
Этот законник тогда задаёт другой вопрос: «а кто мой ближний?» (Лк.10;29). Вопрос был задан неслучайно, потому что в традиции иудеев господствовало такое отношение, которое оценивалось словами из Священного Писания: «Око за око, зуб за зуб». Любовь иудеев распространялась тогда и сейчас распространяется только на своих соплеменников. Может быть, это характерная черта всех восточных народов, потому что у мусульман вы встретите то же самое. Законник понимал, что так не должно быть, что это только поверхностный, узкий взгляд на эту проблему, на слова Священного Писания, поэтому он и задаёт вопрос: «а кто мой ближний» (Лк. 10;29), кого я должен любить, как самого себя?
Господь отвечает на этот вопрос притчей. Некий человек шёл от Иерусалима пешком и попал к разбойникам, словно в девяностые годы у нас в России, которые избили его, ограбили, раздели и бросили в пустыне умирать. Мимо этого несчастного иудея проходят несколько представителей иудейского народа: священник, который шёл в Иерусалим в храм, восстановленный после вавилонского плена — на череду богослужений; прошёл этой же дорогой мимо левит. Левит — низшая степень церковнослужителя, который помогает в храме. Он тоже не оказал ни малейшей помощи. А затем шёл самарянин. Самаряне — это народность, которая есть в Святой Земле до сих пор. Они произошли от смешанных браков иудеев с ассирийцами во время вавилонского пленения. И в своей жизни, и в религиозном почитании они исполняли Ветхозаветный закон и в то же время те языческие традиции, которые привнесли на эту землю ассирийцы. И, конечно, в глазах иудеев они были предателями, потому что заключали браки с иноплеменниками, поработившими их. Это не в традиции иудеев до сих пор и других народов, христианских в том числе, когда родители предполагают брак жениха и невесты только из своего народа, из своей национальности. Это характерно и для армян, здесь живущих, и для многих других.
Самаряне были презираемы в глазах иудеев, настолько презираемы, что иудеи с ними не сообщались вообще, они считали их еретиками, предателями, отщепенцами: даже в быту не общались, с одного колодца воду не пили, считали для себя осквернением и так далее. И именно этот самарянин, который проходил мимо, оказал помощь несчастному человеку. Наверное, иудей, попавший к разбойникам, узнал самарянина, потому что от смешанных браков они внешне менялись, кровь разбавлялась, острые черты лица иудеев стирались. По одежде тоже можно было безошибочно узнать, кто идёт или стоит перед тобой. И поэтому в глазах иудея надежда ушла, он ни на что не мог претендовать и уже готов был умереть прямо на этой дороге.
Но самарянин остановил осла и стал возливал на раны избитого человека масло и вино, затем посадил его на осла и отвёз в гостиницу, а сам шёл рядом пешком. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы два динария, чтобы тот позаботился о раненном, и сказал, что, если этих денег не хватит, на обратном пути всё отдаст.
Рассказав такую притчу, Господь задаёт вопрос законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10;36). И тот безошибочно ответил: «оказавший ему милость». Господь говорит ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10;37).
Вот такая притча, дорогие братия и сестры, красивая, всем известная, которая из года в год читается как в Церкви, так и при домашнем чтении Евангелия. А как же соотносится эта притча со словами, к нам обращёнными: «иди, и ты поступай так же». Как поступать? Как поступил этот самарянин. Он был чужим по национальности, по вере, вообще абсолютно никаких родственных связей, никакого взаимного уважения между ними не было. И Господь говорит, чтобы и мы поступали так же, оказывая добро и благодеяния каждому человеку, который встречается с нами на жизненном пути. Ближний — это тот человек, который рядом с нами находится, близко с нами. Это человек, который должен быть для нас самым дорогим, драгоценным, любимым, к которому должна быть обращена наша любовь и в радости, и особенно в скорбях и в несчастьях.
Но, дорогие братия и сестры, жизнь изменилась, и сегодня в XXI-ом веке люди стали настолько разобщёнными друг с другом, что, порой, поражаешься тому, что отсутствует обще-ние между самыми близкими по крови родственниками. То ли взаимные обиды в результате деления родительского имущества являются камнем преткновения на годы, лишают мира и общения друг с другом; то ли поднявшееся материальное положение одного из родственников приводит к тому, что другие становятся неинтересными и ненужными, и этот человек перестаёт с ними общаться. Любые причины, которые порождаются грехами человеческими, могут стоять и разделять нас друг с другом. Причины эти различные и приложимы могут быть к жизни любого из нас. Мы из людей, которые должны оказывать милость и любовь по отношению к любому человеку, превращаемся в судей, которые оценивают жизнь каждого человека, стоящего рядом с нами. И эта оценка говорит о том, что этот грешник, другой иноверный, а третий живёт так, что сам виноват и сам должен решать свои проблемы, а нам до них нет никакого дела.
Если в советское время нас иногда окружали нищие, то в конце ХХ-го и в начале XXI-го века это определение трансформировалось в другое название. То ли паспортно-визовая служба виновата, то ли наши сухие безжалостные сердца — мы их называем бомжами. Грубое такое, ругательное, может, немного неэстетичное слово, но тем не менее, сейчас в основном этим термином называют людей, которые просят подаяния и милостыню. Но речь не только о них, не только таким людям мы должны с вами благодетельствовать и оказывать всяческое добро и благодеяние, а — всем нуждающимся людям. Мы должны искать сами любую возможность, чтобы оказать это доброе дело. Как говорил Ф.П.Гааз в XIX-том веке: «Спешите делать добро». Ищите сами любую малейшую возможность, где можно применить вашу любовь и ваши добрые дела.
Мы говорили о том, что в наше время жизнь страшно разобщённая, люди не общаются и не знают соседей. В родственных отношениях, как мы уже упоминали, иногда теряют мир и взаимопонимание самые близкие, всё оканчивается бракоразводными процессами, вечными обидами между двоюродными и троюродными братьями. Мы с вами тоже не общаемся с близкими, порой, не интересуемся их жизнью, проблемами, делами. Почему? Да потому, что жизнь человеческая, наша с вами, проникнута эгоизмом: только я и моё. Вот критерии, вот слова, вот местоимения, которые оценивают нашу жизнь, которые становятся своеобразным законом, определяющим наши отношения друг с другом.
Разобщённость жизни человеческой обусловлена тем, что мы мало с вами делаем добрых дел. Заповедь, которая звучит сегодня, как напоминание нам о том, что нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя, является сложной заповедью, конечно, трудной. Но беда наша состоит в том, что мы вообще не пытаемся её исполнить, мы не хотим, мы не стараемся, мы не понуждаем себя к тому, чтобы исполнить эту заповедь. Чтобы хотя бы приблизиться к исполнению этой заповеди, мы должны с вами начинать с добрых дел. Добрые дела растапливают лёд и холодность наших взаимоотношений друг с другом; добрые дела, которые являются свидетельством или началом любви, соединяют порой несоединяемое и разделённое грехом человеческим.
Дорогие братия и сестры. На это мы должны с вами обратить пламенное своё, искреннее внимание. Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2;13). Апостол Иоанн Богослов говорит: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3;18).
Мы с вами многое знаем, но мало или вообще ничего не делаем. Мы превращаемся точно так же в знатоков Священного Писания. Как по телевизору программа советских времён «Клуб знатоков», которая приковывает людей, особенно старшего возраста, к телевизору, приковывает так, что уже не оторваться. Игроков отпевать уже пора по возрасту, а они всё в той же роли. Вот так и мы с вами из года в год слова Священного Писания слушаем, и о любви мы знаем, главном критерии христианской жизни, веры нашей. Всё знаем, но ничего с вами не делаем.
Дай Бог, чтобы эти размышления и это сегодняшнее Евангелие подвигло нас к добрым делам. Мы все можем их делать, каждый на своём уровне, каждый исходя из своего материального положения — можем делать. И парадокс состоит в том, что Господь ещё приумножит во сто крат то, что отдадим, только Он ожидает некоего риска, некоего начала от нас, чтобы человек что-то сделал, что-то пожертвовал, что-то отдал. И тогда Господь никогда не оставит такого человека, потому что сказано: «дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притчи 28;27).
У каждого из нас, если внимательно посмотреть дома, столько лишней одежды и своей, и мужа, и жены, и детей, что надо просто фургон подгонять уже, и можем одеть десятки людей. А сколько продуктов? Но мы же с вами не мормоны, которые запасаются в Америке на три года голода на период пришествия антихриста. Бывает, моль крупы ест и другие продукты, выбрасываем и хлеб заплесневелый на помойку. И всё это про нас с вами сказано. Так вот, нужно, чтобы мы искали возможность для всякого доброделания, и это доброделание и является залогом спасения нашего с вами для жизни вечной. Аминь
Предыдущая проповедь
19 ноября 2017
Следующая проповедь
3 декабря 2017
Все проповеди за 2017 год