Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о милосердном самарянине

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

В этот воскресный день — преддверие Рождественского поста, который начинается с сегодняшнего дня, Церковь напоминает нам притчу о милосердном самарянине.

Однажды во время земной жизни ко Христу подошёл один законник, сведущий в Священном Писании, в отличие от нас, грешных, и спросил Его, какая заповедь самая большая. Это был коварный вопрос с желанием уличить Христа в незнании Священного Писания. Но Господь отвечает: «в законе что написано? как читаешь?» Он заставил ответить самого вопрошающего, и тот безошибочно говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» — это первая заповедь, а вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь ответил на это: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но этот законник, вероятно, испытывал угрызения совести, потому что, зная закон, он понимал, что недостаточно его исполняет. И тогда, желая как бы оправдаться перед Господом, он задает следующий вопрос: «а кто мой ближний?» Этот вопрос отнюдь не праздный, который вынуждены были задавать себе правоверные иудеи. К сожалению, за время своего бытия как народа богоизбранного, к моменту пришествия Господа они понимали понятие о ближнем очень недальновидно: под ближним они понимали только правоверных иудеев, своих соплеменников, и больше никого иного.

И тогда Господь, желая вразумить этого человека, рассказывает ему притчу о том, как один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Этот путь из Иерусалима, центра богопочитания и поклонения Богу, в Иерихон, тоже известный в то время город, славившийся развитием своих внутренних инфраструктур, промышленности, город славный и богатый. Но за Иерихоном ходила худая молва как о городе очень распутном и греховном, примерно так, как о наших мегаполисах, начиная с Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Это неотъемлемый шлейф преуспевающих городов, к сожалению, особенно в наше с вами время.

Путь человека от Иерусалима к Иерихону очень показательный — он удалялся от Бога в Иерихон, греховный город. Кто его гнал туда, зачем он шёл туда? Это неизвестно, но он попал в руки к разбойникам. Это такое безмолвное, но очень наглядное вразумление для каждого из нас, особенно для людей молодых, для наших детей. Это предупреждение о том, что как только человек удаляется от Бога, забывая о молитве личной, домашней, забывая о храме, он тотчас попадает в руки разбойников: во-первых, бесов, духов тьмы, а во-вторых, разбойников физических в буквальном смысле слова, которые подстерегают человека вместе с друзьями по греху, со товарищами, и человек подставляет жизнь своих души и тела под неминуемые удары и опасность. Многие из нас, к сожалению, очень неправильно, самоуверенно думают, что если немножко отойти от Бога в молитве, в утреннем и вечернем правиле, в храме в регулярности приступания к таинству причащения, то ничего страшного не произойдёт. Ну, немножко, на месяц, два, три. Главное — человек никогда не чувствует за собой вины.

Регулярно приходится сталкиваться с такой ситуацией. Приходит в наш храм человек.  Вижу, или первый раз пришёл, или не был минимум год или полгода. Всегда задаю один и тот же вопрос: «Почему в храм не ходишь, почему Бога забыл?» Отвечает: «Нет, не забыл». Говорю ему: «Как же не забыл, когда полгода тебя не вижу». Начинаем вспоминать: да, оказывается, полгода не был. «А как же ты с Богом-то был?» «Я молился, я помнил, но ходить регулярно не  могу, работаю».

Дорогие братия и сестры! Если человека нет в храме, то это не значит, что он с Богом пребывает неразлучно и неразрывно. Если человек не с Богом, то он автоматически с дьяволом помимо его желания, вопреки его воле. Малейшее ослабление, малейшее прекращение движения к Богу не означает, что ты остановился, законсервировался в своём развитии. Остановок не бывает: либо ты движешься вперёд, либо катишься назад. Это вещи очевидные, они справедливы для любой деятельности человека, например, профессиональной: занятий музыкой, искусством, спортом. Чуть ты прекратил движение вверх – всё, происходит деградация, и человек теряет свои навыки, которые он приобрёл. В духовной жизни то же самое: забвение Бога приводит к власти дьявола над жизнью, над душой и телом такого человека.

 Поэтому сегодня, когда начался Рождественский пост, Церковь напоминает нам с вами, как гибельно удаление от Бога, как гибелен и опасен путь от Иерусалима в Иерихон в таком символическом, образном смысле.

Попал этот человек к разбойникам, которые избили его, обобрали и оставили едва живым   умирать на дороге. Этот человек сам уже не мог идти, он только жаждал и мечтал получить помощь от людей, которые могли проходить тем путём. И вот проходят мимо вначале иудейский священник, затем левит — это низшая степень церковнослужителей, те люди, которые служили Богу в ветхозаветном Иерусалимском храме и которые, без сомнения, были праведными по своей жизни, по крайней мере, в фарисейском, законническом понимании праведности того времени. Тем не менее, они не остановились, прошли мимо и тот, и другой, очевидно, спешили в на службу в Иерусалимский храм. По-видимому, они не были готовы к тому, что остановка перед этим несчастным для оказания ему помощи могла таить в себе какие-то непредсказуемые вещи.  Во-первых, задержка в пути могла привести к опозданию на службу. А во-вторых, этот человек мог быть уже мёртвым, а по ветхозаветному закону прикосновение к мёртвому делало человека нечистым, и он не мог войти в храм, их служение в храме было бы невозможным. Мы не знаем истинных мотивов, но, тем не менее, они не оказали помощь.

Дорогие братия и сестры! Церковь напоминает нам с вами, христианам, что служение Богу,  к которому нас Господь призывает, не мыслимо без служения ближнему. Господь в сегодняшней притче указывает, что когда мы идём по дороге в храм или во время паломнической поездки идём к святым местам и встречаем горе людей, которые требуют нашего внимания и участия, то более важно сначала им послужить, а потом совершить своё дело поклонения Богу. Потому что в том несчастном человеке, который может встретиться на пути, Сам Господь может ожидать тебя и испытывать, окажешь ли ты помощь милосердия или пройдёшь мимо. Господь напоминает, что в любом ближнем, который встречается нам на пути, может быть Он Сам.

В истории Церкви есть множество примеров в житиях святых, когда Господь в образе нищих, несчастных людей испытывал, проверял милосердие великих святых Своих, таких, например, как Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, Филарет  Милостивый и многие другие.

Вскоре после священнослужителей той дорогой, где лежал несчастный, проходил самарянин. Этот умирающий иудей, который попал к разбойникам, взглянув на этого человека, наверное, сразу опустил свой взор, по одежде узнав, что это самарянин. Самаряне до сих пор существуют как некая религиозная общность, и они отличаются по своему внешнему одеянию и до сих пор совершают свои отличные от иудеев религиозные обряды. До сих пор иудеи избегают общения с самарянами. Но самарянин поступил совершенно неожиданно: он  остановился, слез со своего осла, возлил масло и вино на раны этому умирающему человеку, чем в первую очередь облегчил его страдания. Затем посадил его на своего осла, сам пошёл рядом и отвёз его в ближайшую гостиницу. В гостинице самарянин заплатил денег за его пребывание там, накормил, напоил его за свой счёт и наутро перед своим отъездом оставил ещё денег хозяину гостиницы, попросив его помочь пострадавшему от разбойников. При этом добавил, что если хозяин гостиницы истратит денег больше, чем он оставил ему, то на обратном пути он отдаст остальное.

Под милосердным самарянином Церковь подразумевает Самого Христа, милостивого врача душ и телес человеческих, Который не гнушается никаким состоянием физическим или духовным любого грешника, лишь бы было устремление его ко Господу, искренняя вера и готовность к покаянию. Та гостиница, в которую отвёз милосердный самарянин этого попавшего в беду человека — это Церковь Христова, в которой безопасно нахождение для каждого человека, идущего в горний Иерусалим по пути к жизни вечной. Именно здесь безопасное пристанище, в котором исцеляется человеческая душа от проказы, от грехов и страданий.

Сегодня Церковь в преддверии Рождественского поста призывает нас всех быть милосердными, замечать горе у близких людей, замечать нужду рядом с нами. Дай Бог, чтобы это Евангелие умягчило наши сердца, укорило совесть каждого из нас. К сожалению, дорогие братия и сестры, сейчас люди очень мало делают добрых дел, очень мало совершают дел милосердия или служат людям своим временем, своим умением, своими талантами, помощью физической или помогая материально деньгами тому или иному человеку, попавшему в беду. Современный человек, к сожалению, стал очень прагматичным, очень сухим, говоря прямым текстом, очень жадным и корыстным. Все думы и заботы почти каждого человека обращены только на самого себя. Иногда эти рамки расширяются до своей семьи, иногда ещё захватывают своих ближайших родственников, но уж больше-то расширяться некуда.  

Дорогие братия и сестры, Церковь напоминает, что дела милосердия должны оказываться всем ближним. Под ближним подразумевается каждый человек, кто встал на твоём жизненном пути, независимо ни от чего: ни от убеждений, ни от религии или её отсутствия. Помощь должна быть оказываема, прежде всего, конечно, христианами, потому что на нас с вами смотрит мир.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами были внимательными, чуткими людьми, которые видят нужду, горе людей, которые живут рядом с нами. Дай Бог нам исполнить это в своей жизни, и тогда жизнь наша будет прожита не зря на этой земле. Если человек живет только для исполнения своих нужд, своих целей, не видя никого вокруг, то напрасна бывает жизнь земная такого человека. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы в нашей с вами жизни был смысл, были возможность и стремление к делам милосердия. Аминь.

28 ноября 2010

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня, причастников с принятием Святых Христовых Тайн.

В этот воскресный день — преддверие Рождественского поста, который начинается с сегодняшнего дня, Церковь напоминает нам притчу о милосердном самарянине.

Однажды во время земной жизни ко Христу подошёл один законник, сведущий в Священном Писании, в отличие от нас, грешных, и спросил Его, какая заповедь самая большая. Это был коварный вопрос с желанием уличить Христа в незнании Священного Писания. Но Господь отвечает: «в законе что написано? как читаешь?» Он заставил ответить самого вопрошающего, и тот безошибочно говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» — это первая заповедь, а вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь ответил на это: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но этот законник, вероятно, испытывал угрызения совести, потому что, зная закон, он понимал, что недостаточно его исполняет. И тогда, желая как бы оправдаться перед Господом, он задает следующий вопрос: «а кто мой ближний?» Этот вопрос отнюдь не праздный, который вынуждены были задавать себе правоверные иудеи. К сожалению, за время своего бытия как народа богоизбранного, к моменту пришествия Господа они понимали понятие о ближнем очень недальновидно: под ближним они понимали только правоверных иудеев, своих соплеменников, и больше никого иного.

И тогда Господь, желая вразумить этого человека, рассказывает ему притчу о том, как один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Этот путь из Иерусалима, центра богопочитания и поклонения Богу, в Иерихон, тоже известный в то время город, славившийся развитием своих внутренних инфраструктур, промышленности, город славный и богатый. Но за Иерихоном ходила худая молва как о городе очень распутном и греховном, примерно так, как о наших мегаполисах, начиная с Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Это неотъемлемый шлейф преуспевающих городов, к сожалению, особенно в наше с вами время.

Путь человека от Иерусалима к Иерихону очень показательный — он удалялся от Бога в Иерихон, греховный город. Кто его гнал туда, зачем он шёл туда? Это неизвестно, но он попал в руки к разбойникам. Это такое безмолвное, но очень наглядное вразумление для каждого из нас, особенно для людей молодых, для наших детей. Это предупреждение о том, что как только человек удаляется от Бога, забывая о молитве личной, домашней, забывая о храме, он тотчас попадает в руки разбойников: во-первых, бесов, духов тьмы, а во-вторых, разбойников физических в буквальном смысле слова, которые подстерегают человека вместе с друзьями по греху, со товарищами, и человек подставляет жизнь своих души и тела под неминуемые удары и опасность. Многие из нас, к сожалению, очень неправильно, самоуверенно думают, что если немножко отойти от Бога в молитве, в утреннем и вечернем правиле, в храме в регулярности приступания к таинству причащения, то ничего страшного не произойдёт. Ну, немножко, на месяц, два, три. Главное — человек никогда не чувствует за собой вины.

Регулярно приходится сталкиваться с такой ситуацией. Приходит в наш храм человек.  Вижу, или первый раз пришёл, или не был минимум год или полгода. Всегда задаю один и тот же вопрос: «Почему в храм не ходишь, почему Бога забыл?» Отвечает: «Нет, не забыл». Говорю ему: «Как же не забыл, когда полгода тебя не вижу». Начинаем вспоминать: да, оказывается, полгода не был. «А как же ты с Богом-то был?» «Я молился, я помнил, но ходить регулярно не  могу, работаю».

Дорогие братия и сестры! Если человека нет в храме, то это не значит, что он с Богом пребывает неразлучно и неразрывно. Если человек не с Богом, то он автоматически с дьяволом помимо его желания, вопреки его воле. Малейшее ослабление, малейшее прекращение движения к Богу не означает, что ты остановился, законсервировался в своём развитии. Остановок не бывает: либо ты движешься вперёд, либо катишься назад. Это вещи очевидные, они справедливы для любой деятельности человека, например, профессиональной: занятий музыкой, искусством, спортом. Чуть ты прекратил движение вверх – всё, происходит деградация, и человек теряет свои навыки, которые он приобрёл. В духовной жизни то же самое: забвение Бога приводит к власти дьявола над жизнью, над душой и телом такого человека.

 Поэтому сегодня, когда начался Рождественский пост, Церковь напоминает нам с вами, как гибельно удаление от Бога, как гибелен и опасен путь от Иерусалима в Иерихон в таком символическом, образном смысле.

Попал этот человек к разбойникам, которые избили его, обобрали и оставили едва живым   умирать на дороге. Этот человек сам уже не мог идти, он только жаждал и мечтал получить помощь от людей, которые могли проходить тем путём. И вот проходят мимо вначале иудейский священник, затем левит — это низшая степень церковнослужителей, те люди, которые служили Богу в ветхозаветном Иерусалимском храме и которые, без сомнения, были праведными по своей жизни, по крайней мере, в фарисейском, законническом понимании праведности того времени. Тем не менее, они не остановились, прошли мимо и тот, и другой, очевидно, спешили в на службу в Иерусалимский храм. По-видимому, они не были готовы к тому, что остановка перед этим несчастным для оказания ему помощи могла таить в себе какие-то непредсказуемые вещи.  Во-первых, задержка в пути могла привести к опозданию на службу. А во-вторых, этот человек мог быть уже мёртвым, а по ветхозаветному закону прикосновение к мёртвому делало человека нечистым, и он не мог войти в храм, их служение в храме было бы невозможным. Мы не знаем истинных мотивов, но, тем не менее, они не оказали помощь.

Дорогие братия и сестры! Церковь напоминает нам с вами, христианам, что служение Богу,  к которому нас Господь призывает, не мыслимо без служения ближнему. Господь в сегодняшней притче указывает, что когда мы идём по дороге в храм или во время паломнической поездки идём к святым местам и встречаем горе людей, которые требуют нашего внимания и участия, то более важно сначала им послужить, а потом совершить своё дело поклонения Богу. Потому что в том несчастном человеке, который может встретиться на пути, Сам Господь может ожидать тебя и испытывать, окажешь ли ты помощь милосердия или пройдёшь мимо. Господь напоминает, что в любом ближнем, который встречается нам на пути, может быть Он Сам.

В истории Церкви есть множество примеров в житиях святых, когда Господь в образе нищих, несчастных людей испытывал, проверял милосердие великих святых Своих, таких, например, как Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, Филарет  Милостивый и многие другие.

Вскоре после священнослужителей той дорогой, где лежал несчастный, проходил самарянин. Этот умирающий иудей, который попал к разбойникам, взглянув на этого человека, наверное, сразу опустил свой взор, по одежде узнав, что это самарянин. Самаряне до сих пор существуют как некая религиозная общность, и они отличаются по своему внешнему одеянию и до сих пор совершают свои отличные от иудеев религиозные обряды. До сих пор иудеи избегают общения с самарянами. Но самарянин поступил совершенно неожиданно: он  остановился, слез со своего осла, возлил масло и вино на раны этому умирающему человеку, чем в первую очередь облегчил его страдания. Затем посадил его на своего осла, сам пошёл рядом и отвёз его в ближайшую гостиницу. В гостинице самарянин заплатил денег за его пребывание там, накормил, напоил его за свой счёт и наутро перед своим отъездом оставил ещё денег хозяину гостиницы, попросив его помочь пострадавшему от разбойников. При этом добавил, что если хозяин гостиницы истратит денег больше, чем он оставил ему, то на обратном пути он отдаст остальное.

Под милосердным самарянином Церковь подразумевает Самого Христа, милостивого врача душ и телес человеческих, Который не гнушается никаким состоянием физическим или духовным любого грешника, лишь бы было устремление его ко Господу, искренняя вера и готовность к покаянию. Та гостиница, в которую отвёз милосердный самарянин этого попавшего в беду человека — это Церковь Христова, в которой безопасно нахождение для каждого человека, идущего в горний Иерусалим по пути к жизни вечной. Именно здесь безопасное пристанище, в котором исцеляется человеческая душа от проказы, от грехов и страданий.

Сегодня Церковь в преддверии Рождественского поста призывает нас всех быть милосердными, замечать горе у близких людей, замечать нужду рядом с нами. Дай Бог, чтобы это Евангелие умягчило наши сердца, укорило совесть каждого из нас. К сожалению, дорогие братия и сестры, сейчас люди очень мало делают добрых дел, очень мало совершают дел милосердия или служат людям своим временем, своим умением, своими талантами, помощью физической или помогая материально деньгами тому или иному человеку, попавшему в беду. Современный человек, к сожалению, стал очень прагматичным, очень сухим, говоря прямым текстом, очень жадным и корыстным. Все думы и заботы почти каждого человека обращены только на самого себя. Иногда эти рамки расширяются до своей семьи, иногда ещё захватывают своих ближайших родственников, но уж больше-то расширяться некуда.  

Дорогие братия и сестры, Церковь напоминает, что дела милосердия должны оказываться всем ближним. Под ближним подразумевается каждый человек, кто встал на твоём жизненном пути, независимо ни от чего: ни от убеждений, ни от религии или её отсутствия. Помощь должна быть оказываема, прежде всего, конечно, христианами, потому что на нас с вами смотрит мир.

Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы мы с вами были внимательными, чуткими людьми, которые видят нужду, горе людей, которые живут рядом с нами. Дай Бог нам исполнить это в своей жизни, и тогда жизнь наша будет прожита не зря на этой земле. Если человек живет только для исполнения своих нужд, своих целей, не видя никого вокруг, то напрасна бывает жизнь земная такого человека. Дай Бог, дорогие братия и сестры, чтобы в нашей с вами жизни был смысл, были возможность и стремление к делам милосердия. Аминь.

Предыдущая проповедь

14 ноября 2010

Исцеление Гадаринского бесноватого
Следующая проповедь

5 декабря 2010

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Притча о безумном богаче

Все проповеди за 2010 год

декабрь 2010

ноябрь 2010

октябрь 2010

сентябрь 2010

август 2010

июль 2010

май 2010

апрель 2010

март 2010

февраль 2010

январь 2010

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00