Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о немилосердном должнике

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день мы слышали с вами одну из евангельских притч, которая иносказательным образом повествовала нам о Царствии Небесном; о том, как оно будет устроено; о том, как попасть в это Царствие Небесное и что оно вообще означает.

Начинается эта притча такими словами: Царствие Небесное подобно тому, как некий человек царь захотел сосчитаться со своими рабами, подвести некие итоги, подытожить какие-то взаимные обязательства, между ними существующие. И был приведён к нему один из рабов, который был должен царю огромную сумму денег — десять тысяч талантов, золотых монет. И когда он не имел, чем отдать, царь приказал действовать решительно: схватить его, заключить в темницу и продать и его, и жену его, и детей, и всё, что он имеет, чтобы хоть как-то покрыть тот великий долг его перед царём. 

Что это означает? Первая фраза притчи, что царь захотел сосчитаться со своими рабами, напоминает нам тот момент, когда Господь будет оценивать нашу с вами жизнь. Речь идёт о двух моментах, которые ожидают нас с вами. Первый момент, когда наша бессмертная душа после смерти тела предстанет перед Богом, и тогда человек будет держать ответ за свою прожитую жизнь. Второй момент, который нас с вами ожидает чуть позже — это Страшный суд Христов, Его Второе славное пришествие в этот мир для всеобщего Страшного суда над всем родом человеческим. Описание, как будет происходить этот Страшный суд, Церковь напоминает нам в преддверии Великого поста в прощёное воскресенье, когда говорится о том, что от великого стыда перед друг другом, от стыда человека перед Богом многие люди тогда захотят сделать так, чтобы избежать этого момента, чтобы их никто не видел, не узнал эти страшные мерзости и грехи, которые они совершали; и они будут обращаться к горам, чтобы упали на них и скрыли, и погребли под глыбами своими, чтобы избежать этого великого позора, который будет происходить от того, что все дела станут явными для всех.

Один священник, чтобы усовестить прихожан, говорил: «Посмотрите, вы такие с виду благообразные, благочестивые, смиренные, а поставь каждому из вас видеокамеру на сутки, и такое безобразие, такой позор, такая мерзость грехов предстанет на этой записи, что каждому будет стыдно от великого множества грехов, которые мы несём, которые мы совершаем, к которым мы привыкаем, от которых не избавляемся и которые страшным грузом давят на нашу бессмертную душу, отлучая её от Бога.

Таким образом, дорогие братия и сестры, в притче, когда царь захотел сосчитаться со своими рабами, речь идёт в том числе и о нас, чтобы мы были готовы к этому страшному моменту предстать перед очами Божиими, чтобы мы готовились, понимали, что рано или поздно, может очень скоро кому-то из нас придётся предстать. И тогда нельзя жить как попало, нельзя жить так, как писатель или поэт пишет черновик, потом разрывает, выбрасывает в урну, потом пишет сначала. У нас такой возможности нет. Терять так напрасно дни жизни своей в грехах и пороках, думая о том, что потом мы когда-то возьмёмся за свою душу, принесём Богу покаяние, изменим жизнь, но потом, сейчас некогда. Но Господь предупреждает нас с вами, что в тот момент, когда Он позовёт нас на Суд, Он придёт внезапно, как «тать в нощи», как вор, нежданно. Ибо Господь говорит: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).

Этот раб, который был приведён к царю, оказался должен огромную сумму денег царю, и не имел, чем воздать. Это напоминает нам о наших долгах перед Богом, о наших бесчисленных грехах, о нашей неблагодарности Богу, потому что мы с вами редко Бога благодарим и не чувствуем, насколько мы облагодетельствованы Богом. Мы привыкаем к тем реалиям жизни, мы легко привыкаем к своему здоровью, что психически и физически здоровы. Мы можем активно проводить свою жизнь, мы можем реализовывать те таланты, которые Бог нам дал, обеспечивая тем самым свою земную жизнь. И Господь — «виновник» всех этих благ, к которым мы привыкаем, которые не замечаем. И за все эти бесчисленные благодеяния Божии мы в неоплатном долгу перед Богом. Мы ничем воздать Богу не можем, только смиренным осознанием этого долга, этой зависимости от Господа, что без Него мы ничего собой не представляем, ничего не можем сделать, а Им живём, движемся и существуем.

Нам точно так же, как тому великому должнику, нужно взмолиться перед Богом и умолять Его о том, чтобы Он простил наши бесчисленные грехи, и чтобы мы с вами были благодарны Богу за Его великие благодеяния.

И этого должника царь простил: не только какую-то отсрочку сделал, а простил ему весь долг, потому что сердце царя умилостивилось от этого смирения раба, от готовности что-то сделать. Он признал этот долг и готов был что-то сделать, что, он не знал, но хотя бы попытаться. Он просил об отсрочке, и эта искренность, слёзная просьба этого раба возымела своё воздействие на царя, и он весь долг простил. И наш долг Господь простит, и наши грехи прощает в таинстве исповеди и в том, когда мы сокрушенно молимся перед Богом, осознаём своё глубокое недостоинство и благодарим Его за бесчисленные благодеяния.

Но этот облагодетельствованный раб оказался жестокосердным и недальновидным. Когда он с радостью ушёл от господина, встретил друга своего, который должен был ему символическую сумму: ничтожнее в тысячу раз по сравнению с тем долгом, который был ему прощён. И он вспомнил о том, что этот друг должен ему и требовал немедленно отдать. Этот друг точно так же, как сам этот должник ранее перед царём, просил потерпеть: «Я всё тебе отдам». Но тот и слышать ничего не хотел. По-славянски: «ем его давляше», то есть набросился на него, стал душить его, давить и требовать немедленно отдать долг. Слуги царя увидели этот поступок и доложили царю: «Этот твой облагодетельствованный раб так поступил со своим должником, а ты его простил. Зря. Зачем?» И царь тогда снова призывает этого раба и говорит: «Друг, не надлежало ли и тебе простить твоего товарища точно так же, как я тебе простил твой долг? Но поскольку ты так не сделал, — говорит слугам своим, — возьмите его, бросьте во тьму кромешную, то есть в ад, где будет плач и скрежет зубов». И так будет со всяким из нас, кто не прощает своему ближнему прегрешений его.

Эта тема прощёного воскресенья звучит сегодня, тема взаимного прощения, в котором мы с вами всегда должны пребывать.

Дорогие братия и сестры. Легко рассуждать на тему прощения, когда между нами нет никаких обид, никакой злобы, никаких преступлений, может, лишь какое-то неосторожное, грубое слово, какой-то невнимательный взгляд, но нет таких поступков и грехов, которые способны на годы разделить нас и держать во взаимной ненависти, непрощении и в состоянии злобы. Но ведь такие состояния бывают иногда в нашей жизни, иногда в жизни наших близких и родных. Очень часто они возникают после раздела имущества, когда человек вместе со своими братьями, сёстрами, ещё какими-либо родными вступают в наследство после смерти кого-то из родственников. Появляются сомнения в правильности раздела оставшегося имущества, возникают споры. И имущество, с точки зрения человека, неправильно разделённое, бывает причиной очень, очень многих бед и взаимной ненависти.

В этих ситуациях нам всегда надо такой принцип исполнять — надо всегда уступить. Когда кажется, что другая сторона, имеющая право на наследование, чего-то большего желает ухватить, мы должны как-то уступить, смириться, потому что, если мы уступим, то Сам Бог в этом смысле становится должником нашим, благодаря нашему смирению, уступчивости. Бог воздаст всегда чем-то другим, гораздо более ценным, чем деньги, чем имущество, потому что само здоровье, и жизнь, и благосостояние, и живые, здоровые дети — гораздо большая ценность, которая не измеряется никакими деньгами, никаким имуществом.

Дорогие братия и сестры. Кроме материальных проблем, которые могут стоять во взаимоотношениях человеческих и препятствовать состоянию взаимного прощения, бывают грехи страшные, например, убийство вольное или невольное. А какое невольное убийство? Какое-то неосторожное действие, автокатастрофы, когда никого не собирался убивать, а так обстоятельства сложились. Такие ситуации бывают часто.

Мы знаем, что у некоторых народов на Востоке существует кровная месть. Она иногда проникает и в христианские народы и работает по-ветхозаветному принципу: «око за око, зуб за зуб». Убили родственника, значит, и мы должны убить точно так же, чтобы кровь пролилась и появилось удовлетворение от нанесённой обиды, оскорбления. Как простить в таком случае?

 Дорогие, прощать всё равно надо. Если нет сил, то просить у Бога. Если нет сил простить, то хотя бы не мстить, хотя бы не питать ненависти и злобы, хотя бы не добиваться, например, в судах отмщения по закону и сверх закона, чтобы восстановлена была справедливость. Богу отдать этот вопрос. У апостола Павла есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Вот как мы с вами должны поступать.

Дай Бог нам такой милости Божией жить в состоянии отсутствия вражды, взаимного прощения по слову молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». И дай Бог, чтобы состояние мира и любви было между нами по слову апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А в другом месте он говорит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Аминь.  

1 сентября 2019

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В этот воскресный день мы слышали с вами одну из евангельских притч, которая иносказательным образом повествовала нам о Царствии Небесном; о том, как оно будет устроено; о том, как попасть в это Царствие Небесное и что оно вообще означает.

Начинается эта притча такими словами: Царствие Небесное подобно тому, как некий человек царь захотел сосчитаться со своими рабами, подвести некие итоги, подытожить какие-то взаимные обязательства, между ними существующие. И был приведён к нему один из рабов, который был должен царю огромную сумму денег — десять тысяч талантов, золотых монет. И когда он не имел, чем отдать, царь приказал действовать решительно: схватить его, заключить в темницу и продать и его, и жену его, и детей, и всё, что он имеет, чтобы хоть как-то покрыть тот великий долг его перед царём. 

Что это означает? Первая фраза притчи, что царь захотел сосчитаться со своими рабами, напоминает нам тот момент, когда Господь будет оценивать нашу с вами жизнь. Речь идёт о двух моментах, которые ожидают нас с вами. Первый момент, когда наша бессмертная душа после смерти тела предстанет перед Богом, и тогда человек будет держать ответ за свою прожитую жизнь. Второй момент, который нас с вами ожидает чуть позже — это Страшный суд Христов, Его Второе славное пришествие в этот мир для всеобщего Страшного суда над всем родом человеческим. Описание, как будет происходить этот Страшный суд, Церковь напоминает нам в преддверии Великого поста в прощёное воскресенье, когда говорится о том, что от великого стыда перед друг другом, от стыда человека перед Богом многие люди тогда захотят сделать так, чтобы избежать этого момента, чтобы их никто не видел, не узнал эти страшные мерзости и грехи, которые они совершали; и они будут обращаться к горам, чтобы упали на них и скрыли, и погребли под глыбами своими, чтобы избежать этого великого позора, который будет происходить от того, что все дела станут явными для всех.

Один священник, чтобы усовестить прихожан, говорил: «Посмотрите, вы такие с виду благообразные, благочестивые, смиренные, а поставь каждому из вас видеокамеру на сутки, и такое безобразие, такой позор, такая мерзость грехов предстанет на этой записи, что каждому будет стыдно от великого множества грехов, которые мы несём, которые мы совершаем, к которым мы привыкаем, от которых не избавляемся и которые страшным грузом давят на нашу бессмертную душу, отлучая её от Бога.

Таким образом, дорогие братия и сестры, в притче, когда царь захотел сосчитаться со своими рабами, речь идёт в том числе и о нас, чтобы мы были готовы к этому страшному моменту предстать перед очами Божиими, чтобы мы готовились, понимали, что рано или поздно, может очень скоро кому-то из нас придётся предстать. И тогда нельзя жить как попало, нельзя жить так, как писатель или поэт пишет черновик, потом разрывает, выбрасывает в урну, потом пишет сначала. У нас такой возможности нет. Терять так напрасно дни жизни своей в грехах и пороках, думая о том, что потом мы когда-то возьмёмся за свою душу, принесём Богу покаяние, изменим жизнь, но потом, сейчас некогда. Но Господь предупреждает нас с вами, что в тот момент, когда Он позовёт нас на Суд, Он придёт внезапно, как «тать в нощи», как вор, нежданно. Ибо Господь говорит: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).

Этот раб, который был приведён к царю, оказался должен огромную сумму денег царю, и не имел, чем воздать. Это напоминает нам о наших долгах перед Богом, о наших бесчисленных грехах, о нашей неблагодарности Богу, потому что мы с вами редко Бога благодарим и не чувствуем, насколько мы облагодетельствованы Богом. Мы привыкаем к тем реалиям жизни, мы легко привыкаем к своему здоровью, что психически и физически здоровы. Мы можем активно проводить свою жизнь, мы можем реализовывать те таланты, которые Бог нам дал, обеспечивая тем самым свою земную жизнь. И Господь — «виновник» всех этих благ, к которым мы привыкаем, которые не замечаем. И за все эти бесчисленные благодеяния Божии мы в неоплатном долгу перед Богом. Мы ничем воздать Богу не можем, только смиренным осознанием этого долга, этой зависимости от Господа, что без Него мы ничего собой не представляем, ничего не можем сделать, а Им живём, движемся и существуем.

Нам точно так же, как тому великому должнику, нужно взмолиться перед Богом и умолять Его о том, чтобы Он простил наши бесчисленные грехи, и чтобы мы с вами были благодарны Богу за Его великие благодеяния.

И этого должника царь простил: не только какую-то отсрочку сделал, а простил ему весь долг, потому что сердце царя умилостивилось от этого смирения раба, от готовности что-то сделать. Он признал этот долг и готов был что-то сделать, что, он не знал, но хотя бы попытаться. Он просил об отсрочке, и эта искренность, слёзная просьба этого раба возымела своё воздействие на царя, и он весь долг простил. И наш долг Господь простит, и наши грехи прощает в таинстве исповеди и в том, когда мы сокрушенно молимся перед Богом, осознаём своё глубокое недостоинство и благодарим Его за бесчисленные благодеяния.

Но этот облагодетельствованный раб оказался жестокосердным и недальновидным. Когда он с радостью ушёл от господина, встретил друга своего, который должен был ему символическую сумму: ничтожнее в тысячу раз по сравнению с тем долгом, который был ему прощён. И он вспомнил о том, что этот друг должен ему и требовал немедленно отдать. Этот друг точно так же, как сам этот должник ранее перед царём, просил потерпеть: «Я всё тебе отдам». Но тот и слышать ничего не хотел. По-славянски: «ем его давляше», то есть набросился на него, стал душить его, давить и требовать немедленно отдать долг. Слуги царя увидели этот поступок и доложили царю: «Этот твой облагодетельствованный раб так поступил со своим должником, а ты его простил. Зря. Зачем?» И царь тогда снова призывает этого раба и говорит: «Друг, не надлежало ли и тебе простить твоего товарища точно так же, как я тебе простил твой долг? Но поскольку ты так не сделал, — говорит слугам своим, — возьмите его, бросьте во тьму кромешную, то есть в ад, где будет плач и скрежет зубов». И так будет со всяким из нас, кто не прощает своему ближнему прегрешений его.

Эта тема прощёного воскресенья звучит сегодня, тема взаимного прощения, в котором мы с вами всегда должны пребывать.

Дорогие братия и сестры. Легко рассуждать на тему прощения, когда между нами нет никаких обид, никакой злобы, никаких преступлений, может, лишь какое-то неосторожное, грубое слово, какой-то невнимательный взгляд, но нет таких поступков и грехов, которые способны на годы разделить нас и держать во взаимной ненависти, непрощении и в состоянии злобы. Но ведь такие состояния бывают иногда в нашей жизни, иногда в жизни наших близких и родных. Очень часто они возникают после раздела имущества, когда человек вместе со своими братьями, сёстрами, ещё какими-либо родными вступают в наследство после смерти кого-то из родственников. Появляются сомнения в правильности раздела оставшегося имущества, возникают споры. И имущество, с точки зрения человека, неправильно разделённое, бывает причиной очень, очень многих бед и взаимной ненависти.

В этих ситуациях нам всегда надо такой принцип исполнять — надо всегда уступить. Когда кажется, что другая сторона, имеющая право на наследование, чего-то большего желает ухватить, мы должны как-то уступить, смириться, потому что, если мы уступим, то Сам Бог в этом смысле становится должником нашим, благодаря нашему смирению, уступчивости. Бог воздаст всегда чем-то другим, гораздо более ценным, чем деньги, чем имущество, потому что само здоровье, и жизнь, и благосостояние, и живые, здоровые дети — гораздо большая ценность, которая не измеряется никакими деньгами, никаким имуществом.

Дорогие братия и сестры. Кроме материальных проблем, которые могут стоять во взаимоотношениях человеческих и препятствовать состоянию взаимного прощения, бывают грехи страшные, например, убийство вольное или невольное. А какое невольное убийство? Какое-то неосторожное действие, автокатастрофы, когда никого не собирался убивать, а так обстоятельства сложились. Такие ситуации бывают часто.

Мы знаем, что у некоторых народов на Востоке существует кровная месть. Она иногда проникает и в христианские народы и работает по-ветхозаветному принципу: «око за око, зуб за зуб». Убили родственника, значит, и мы должны убить точно так же, чтобы кровь пролилась и появилось удовлетворение от нанесённой обиды, оскорбления. Как простить в таком случае?

 Дорогие, прощать всё равно надо. Если нет сил, то просить у Бога. Если нет сил простить, то хотя бы не мстить, хотя бы не питать ненависти и злобы, хотя бы не добиваться, например, в судах отмщения по закону и сверх закона, чтобы восстановлена была справедливость. Богу отдать этот вопрос. У апостола Павла есть такие слова: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Вот как мы с вами должны поступать.

Дай Бог нам такой милости Божией жить в состоянии отсутствия вражды, взаимного прощения по слову молитвы Господней: «Прости нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». И дай Бог, чтобы состояние мира и любви было между нами по слову апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А в другом месте он говорит: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Аминь.  

Предыдущая проповедь

6 августа 2019

Страстотерпцы Борис и Глеб
Следующая проповедь

15 сентября 2019

О плодах, которые нужно приносить в жизни

Все проповеди за 2019 год

декабрь 2019

ноябрь 2019

октябрь 2019

сентябрь 2019

август 2019

июль 2019

июнь 2019

май 2019

апрель 2019

март 2019

февраль 2019

январь 2019

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00