Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о сеятеле

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение предлагает нам одну уникальную, а вместе с тем хорошо известную нам притчу о сеятеле и семени.

Вышел сеятель сеять на поле своё. Когда он сеял, одни семена упали при дороге, прилетели птицы небесные и склевали зерно то. Другое упало на каменистую почву, и так как там было немного земли, дало росток, но не укоренилось и вскоре засохло, не принеся плода. Третье упало в терние, где было много сорняков; выросли тернии и заглушили доброе семя, и оно также не дало плодов. И только четвёртая часть семян попала на добрую почву, и многие из них принесли плод: одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат.

Эту притчу изъяснил Сам Христос, когда затем наедине ученики попросили Его об этом. Он сказал в ответ, что сеятель – это Бог, семя есть слово Божие, а та почва различная, в которую падают эти семена, — это различное состояние человеческого сердца. Мы видим из этой притчи, что только четвертая часть семян приносит плод, причём из этой четвертой части, которая падает на добрую почву, разный плод приносит это семя в сердцах человеческих.

Дорогие братия и сестры! О чём эта притча, к чему она призывает, для чего она читается в сегодняшний воскресный день? Она читается для того, дорогие братия и сестры, чтобы нас с вами ещё и ещё раз обратить к внимательному слышанию Слова Божия, к внимательному и ответственному отношению к Слову Божию.

Сейчас, в наше время, мы с вами подчас не чувствуем, какое счастье состоит в том, когда мы имеем у себя дома Священное Писание, когда мы можем его открыть в любое время, в любом месте. Когда, помимо домашней духовной библиотеки, мы можем найти Евангелие любым другим способом: в библиотеке, в Интернете и т.д. Как много средств и способов прикоснуться к этому Слову Божию, к Священному Писанию. И мы привыкли к этому, не чувствуем уникальность времени, в котором мы с вами живём, когда стало так доступно для нас Священное Писание.

Но так было не всегда. В первые века христианства, когда были написаны Евангелия, наличие любой книги дома было предметом необычайной роскоши и богатства. Наличие той или иной книги, в то время только рукописной, написанной на пергаменте либо на каких-то кожаных свитках, могли позволить себе только очень состоятельные люди, это было чрезвычайно дорогим удовольствием. Даже когда появляется книгопечатание и у нас на Руси, веке в 17-18-ом, всё равно, даже печатные книги были крайне дорогими, были чрезвычайно редки и недоступны для простого народа.

Затем можем вспомнить советское время, когда духовная литература, прежде всего Священное Писание, Библия, Евангелие, были недопустимы в обиходе подконтрольной властям человеческой жизни. Если кто-либо по роду своей деятельности бывал за границей в то время, то люди невольно удивлялись, как там, в Европе, в протестантских странах в каждой гостинице, в каждом номере,   наряду с общим элементарным набором предметов и услуг, на столе находилась Библия. И когда кто-либо из-за границы  умудрялся привезти это Священное Писание в тот Советский Союз, это считалось преступлением, криминалом. Такой человек весьма рисковал, не только когда пересекал границу, проходя таможенный контроль и везя эту книгу, но и если просто имел её у себя в доме, он подвергал свою жизнь опасности, потому что сразу попадал под определенные статьи Уголовного кодекса (религиозной пропаганды и многие другие страшные вещи).

Казалось бы, дорогие братия и сестры, мы с вами пережили эти времена гонений на Церковь, времена, когда пытались вытеснить Бога, изгнать Его из жизни общества. Помните, как кое-кто обещал к 60-м годам показать последнего попа по телевидению и всё, на этом с религией в Советском Союзе будет покончено окончательно, потому что не по пути было новому, молодому обществу с религией.

  Казалось бы, понятна ненависть ко Христу со стороны Советской власти, понятна ненависть к церковно- и священно служителям, как к Его служителям. Но почему же так боялись власти Священного Писания? Книга, которая безмолвно и безгласно лежит на столе, чего же так её бояться? Почему так преследовали людей, которые имели эту книгу, которые старались привезти её на нашу Родину? Или, не дай Бог, распространить её каким-то образом. Тогда ведь ксерокопирования ещё не было, возможны были только машинописные варианты, размножение Священного Писания таким способом каралось законом, как религиозная пропаганда.

 Дорогие братия и сестры! Смотрите, сатана-то не ошибается, и те, кто исполнял его волю, очень чётко знали, что надо преследовать, что изгонять, что искоренять из жизни советского общества, чтобы оно не стало другим. Наряду со многими предметами ненависти у богоборцев, за личностным презрением мы видим чёткую ненависть, которая была направлена к Священному Писанию. О чём это говорит? Это говорит о той необыкновенной силе, которую несло в себе Священное Писание всегда, во все времена.

Окидывая взором историю нашей страны, мы видим исполнение слов Евангелия, слов Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей». Что бы ни делалось с Церковью, она непоколебимо будет стоять до Второго пришествия, несмотря на численность своего состава. Это имеет меньшее значение, а главное — сохранение Истины и сохранение самого присутствия Христа в Церкви Христовой.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь вновь и вновь обращает наше внимание на ответственное отношение к Священному Писанию. К сожалению, мы должны констатировать такую грустную вещь, что единицы из нас ежедневно читают Священное Писание. Хуже того,  многие люди годами не заглядывают в Священное Писание. А если спросить более конкретно, кто из стоящих здесь людей прочитал Священное Писание, Библию от корки до корки? Я уверен, что это будут единицы, кто полностью прочитал Священное Писание.

Дорогие братия и сестры! Как нам должно быть стыдно! Если бы мы с вами спросили это у протестантов, у баптистов, у лютеран, то вы ни одного бы из них не нашли, кто поднял бы руку и сказал, что он не читал Священного Писания, не успел прочитать его за свою жизнь. Как часто мы хаем протестантов всех мастей, а ведь у них есть чему поучиться, в частности, бережному, трепетному отношению к Священной Книге.

 Из времен гонений, я имею в виду снова советский период, сначала гнали Православную Церковь, сажали и расстреливали её служителей, а затем попало и всем остальным: и старообрядцам, и баптистам. С тех времён сохранилось описание одного диалога, который состоялся где-то в тюрьме, в застенках НКВД, где оказались православный священник и баптист. Баптист долгое время сокрушался, что давно не читал Священное Писание, что помимо тех внешних страданий, унижений, издевательств и страшных допросов, он испытывал угрызения совести оттого, что давно не видел Священного Текста. А у Православного священника чудом сохранилась одна страничка Евангелия, и он, увидев, как сильно переживает собрат, говорит: «У меня есть одна страничка». Баптист попросил посмотреть её, а священник говорит: «Ты ничего не поймешь, здесь написано по-славянски, а вы не умеете читать». Баптист взглянул и, действительно, прочитать не смог, но поцеловал эту страничку и успокоился в своих душевных переживаниях, и уже с другим чувством пошёл на страдания, неся свой жизненный крест.

Вот, дорогие братия и сестры, какое трепетное отношение к Священному Писанию мы можем видеть в истории нашей страны, в истории жизни наших предков. Мы можем вспомнить и такие традиции, когда вся семья в вечернее время усаживалась за стол, и глава семьи читал Священное Писание. Всеобщей традицией чтения Священного Писания в семье было, особенно в воскресный день, когда люди приходили после службы, затем отдыхали немного, а в вечернее время вся семья слушала Священное Писание с благоговением, с трепетом, с любовью.

Дорогие братия и сестры! Какие азбучные истины, что великого мы с вами вспомнили? Да ничего, а ведь эти традиции утеряны, утеряны напрочь из нашей жизни. А если бы мы своей   родительской властью вернули эти традиции в нашу жизнь! Мы с вами жалуемся порой, что в семье нестроение, что дети непослушные, ленивые, не хотят учиться, хотят развлечений, хотят удовольствий — многого хотят, но ничего не хотят делать. А если бы собрать их вечерком, да прочитать хотя бы страничку Евангелия — совсем другой настрой будет, другое расположение и другое состояние души человеческой.

Поэтому, обратим на это внимание и постараемся с вами вернуть это уважение и благоговение к Священному Писанию, которое утеряно и вычеркнуто из нашей жизни. Мы с вами – исполнители, читатели Священной Книги, мы превратились в лучшем случае в почитателей этой Книги, больше ничего. Это почитание мы видим во время Божественной литургии, когда Евангелие благолепно лежит на престоле. Обратите внимание, именно Евангелие, а никакая другая книга. Казалось бы, можно было бы положить служебник, типикон, минею или ещё какую-то книгу, по которой идёт вся служба.

Но нет, на престоле лежит Евангелие! Оно выносится торжественно во время службы для чтения, и это изнесение Евангелия, особенно при  архиерейском богослужении, скопировано с тех прекрасных византийских церемониальных вещей, которые были присущи царскому дворцу. Как самого императора сопровождали с честью, блеском и великолепием, допустим, когда он шел в храм, точно так же, не меньше благословение Евангелию, когда оно износится для чтения на Божественной литургии. Евангелие целуют после прочтения: целуют священно-служители, целуют верующие, когда оно износится на середину храма во время всенощного бдения, на этом почитание заканчивается. Ведь мы порой с вами на этом ограничиваем своё отношение к Священному Писанию.

Дорогие братия и сестры! Очень важно ответить на следующий вызов мира: люди светские, которые подчас чужды Церкви и Бога, часто утешают себя и оправдывают свою лень и безразличие к Богу, говоря, что у них Бог в душе — «Бог всегда со мной».

— «Ну как же, ты в Церкви-то  не был десятилетия»!

— «Но это не важно, ничего подобного, Бог у меня всегда в душе, не то, что у ваших христиан».

Это происходит сплошь и рядом. 99% людей живут, оправдывая своё отрицание Бога вот этим фиговым листком.

Но дорогие братия и сестры, мы с вами должны объективно понимать, что если мы с вами не причащаемся Тела и Крови Христовых, если мы не принимаем Христа внутрь своего естества, Его нет и в нашей душе, нет и в нашей жизни. Другое соприкосновение со Христом происходит, когда мы бываем в доме Божием, в храме, где Он Хозяин и Распорядитель жизни, мира. В храме первым за богослужением читается Евангелие, как голос Божий, как голос Того, Кто является Хозяином и Распорядителем в этом месте. Мы понимаем, что, причащаться Христа мы можем, не только принимая Его Святые тайны, но и читая Его Слово, потому что, когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание, то Бог беседует с нами.

Раньше о благочестивых людях говорили такие слова, когда он читал Священное Писание: он насыщает, питает свою душу, т.е. Священное Писание — это духовная пища для души человеческой, через которую также входит Христос в наше сердце и в нашу душу. Апостол Павел в послании к евреям говорит о колоссальной силе Слова Божия  в жизни человека. Он говорит, что Слово Божие — живо и действенно, оно острее всякого обоюдоострого меча, проникающее до разделения души и духа, состава и мозгов, которое судит помышления сердечные. Вот какую великую силу имеет Слово Божие!

 Вспоминая примеры благочестивой жизни, которые сохранила древняя Церковь, мы видим сегодня совершенно другое отношение к Евангелию. Мы с вами в лучшем случае читаем Евангелие так, для общего развития, для христианского мировоззрения, не более того. А раньше люди читали Священное Писание ровно столько, сколько они готовы были исполнить в жизни. То есть, теория и практика у них никогда не расходились.

Например, преподобный Антоний Великий родился в верующей религиозной семье. Он был ещё подростком, когда остался сиротой. Ему было лет 14, не более, когда он зашёл в свой сельский храм, и за богослужением услышал слова Евангелия из нагорной проповеди: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение своё, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах». И вот, Антоний Великий, тогда ещё подросток, хотя уже был воцерковлённым человеком, это Евангелие, без сомнения, слышал не один раз и читал его. Но в тот момент он почувствовал, что это слово Евангелия относится именно к нему, и он ушел из церкви, раздал нищим всё своё родительское достояние, доставшееся ему, оставив лишь незначительную часть на устроение своей младшей сестры.

Затем в другой раз он приходит в храм и слышит другие слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, довлеет для каждого дня свои заботы и свои проблемы», он понимает, что эти слова Христос говорит снова для него. Он идёт, раздаёт оставшиеся деньги, которые он приготовил для содержания младшей сестры, её он поручает одной монашеской девической общине и уходит в пустыню. Там он стал основателем монашеского жития.

Таких примеров было множество: и преподобный Пахомий Великий, и другие подвижники. Вот один из них, придя в то место, где жили монахи, услышал от них пение первого Давидова псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Этот праведник ушёл от них и несколько месяцев не приходил, ничего не спрашивал другого. И когда он явился через несколько лет, отцы-подвижники спросили его: «Что ж ты ничего не спросил у нас, не попросил наставления в вере?» А он им отвечает: «Отцы, я всё это время пытался исполнить те слова, которые услышал тогда – «блажен муж, который не иде на совет нечестивых».

Другая простая девушка, не знакомая с христианским благовестием, однажды услышала слова молитвы Господней, которая начинается словами – «Отче наш». Она ничего другого не запомнила, только эти слова, с которыми мы обращаемся к Богу. Она хранила их в своём сердце несколько лет и размышляла об этих словах, насколько они великие: «Отец наш Небесный».

Мы Его называем Отцом — сколько из этого вытекает всей догматики христианской Церкви. Значит, Бог — милостивый Отец, Он любит каждого человека: и праведников и грешников, и заботится о всём мире. И об этом можно рассуждать без конца.

 Другой святой, преподобный Серапион Египетский, в своей жизни исполнял обеты крайней нищеты. Он обладал лишь двумя вещами: у него был совершенно скромный плащ, худой, которым он прикрывал наготу своего тела,  и маленькое Евангелие, которое он постоянно носил с собой. Он постоянно совершал такой подвиг — сидел у одной дороги и воздыхал: горе мне, дорогие братия и сестры, потому что я получил богатое наследство, хозяин оставил мне богатое достояние, а я всё растерял, растратил его, не сохранил. Люди не понимали, что он о богатстве души говорил, думали, что он обанкротил своего хозяина, и сочувственно бросали  ему деньги. И вот однажды он увидел нищего, который трясся от холода. Тогда он снимает с себя плащ и отдает этому нищему, а сам садится на своём месте у дороги. И когда его увидели люди — почти совершенно нагого, они спрашивают: «Отче, кто раздел тебя?» Он показывает на Евангелие и говорит: «Оно раздело меня». Затем проходит ещё какое-то время, этот преподобный Серапион Египетский  видит, как одного человека влекут в тюрьму за неуплату долга. Что же он тогда  делает? Он идёт, продаёт Евангелие, отдаёт долг за этого человека и остаётся без ничего. Евангелие стоило тогда, без сомнения, большие деньги и было вполне реально решить ту проблему, с которой он встретился. А его ученик спрашивает, найдя его: «Отче, а где же твоё Евангелие?» Серапион ответил: «Оно учило меня исполнять заповеди Христовы, оно говорило: иди, продай имение своё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Вот так поступали Святые отцы, так они трепетно относились к чтению Евангелия и исполнению его.

 Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы это размышление, это воспоминание о Евангелии вернуло нам любовь и благоговение к этой Священной Книге. Святые и мудрые отцы передают нам один критерий правильного чтения Священного Писания. Иногда спрашивают: как нужно читать Евангелие – сидя, стоя или лежа — в разном состоянии бывает человек. Это вещи второстепенные, лишь бы не терялось при этом благоговение человека, лишь бы он не из состояния собственной лени упрощал свою жизнь и это состояние его благочестия. Когда может человек стоять, значит читать стоя, не может стоять, значит читать сидя, не может сидя, значит, лёжа, потому что, как говорил святитель Дмитрий Ростовский, лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. Вот какой  критерий передают святые отцы: «Когда мы читаем Священное Писание, Евангелие, у нас должно возникать чувство стыда».

Смотрите, как интересно, казалось бы, можно другие критерии привести — чувство радости, благодарности Богу, умиление, молитвенности, а Святые отцы говорят, что нет, когда читаешь Евангелие, верный признак того, правильно ли ты понимаешь и относишься к нему — это чувство стыда в своём сердце. Какого стыда и отчего? Да того, что ты читаешь о том, что чуждо твоей жизни, что ты читаешь обличение своей жизни подчас в каждом стихе Евангелия. И вот, когда есть это обличение, когда совесть укоряет нас — это верный признак того, что душа ещё не умерла, что совесть ещё есть, что ангел — хранитель будит душу человеческую, чтобы она постоянно питалась этими словами Евангелия и постепенно совершенствовалась и стремилась исполнить эти слова в своей жизни. Аминь.

26 октября 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение предлагает нам одну уникальную, а вместе с тем хорошо известную нам притчу о сеятеле и семени.

Вышел сеятель сеять на поле своё. Когда он сеял, одни семена упали при дороге, прилетели птицы небесные и склевали зерно то. Другое упало на каменистую почву, и так как там было немного земли, дало росток, но не укоренилось и вскоре засохло, не принеся плода. Третье упало в терние, где было много сорняков; выросли тернии и заглушили доброе семя, и оно также не дало плодов. И только четвёртая часть семян попала на добрую почву, и многие из них принесли плод: одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат.

Эту притчу изъяснил Сам Христос, когда затем наедине ученики попросили Его об этом. Он сказал в ответ, что сеятель – это Бог, семя есть слово Божие, а та почва различная, в которую падают эти семена, — это различное состояние человеческого сердца. Мы видим из этой притчи, что только четвертая часть семян приносит плод, причём из этой четвертой части, которая падает на добрую почву, разный плод приносит это семя в сердцах человеческих.

Дорогие братия и сестры! О чём эта притча, к чему она призывает, для чего она читается в сегодняшний воскресный день? Она читается для того, дорогие братия и сестры, чтобы нас с вами ещё и ещё раз обратить к внимательному слышанию Слова Божия, к внимательному и ответственному отношению к Слову Божию.

Сейчас, в наше время, мы с вами подчас не чувствуем, какое счастье состоит в том, когда мы имеем у себя дома Священное Писание, когда мы можем его открыть в любое время, в любом месте. Когда, помимо домашней духовной библиотеки, мы можем найти Евангелие любым другим способом: в библиотеке, в Интернете и т.д. Как много средств и способов прикоснуться к этому Слову Божию, к Священному Писанию. И мы привыкли к этому, не чувствуем уникальность времени, в котором мы с вами живём, когда стало так доступно для нас Священное Писание.

Но так было не всегда. В первые века христианства, когда были написаны Евангелия, наличие любой книги дома было предметом необычайной роскоши и богатства. Наличие той или иной книги, в то время только рукописной, написанной на пергаменте либо на каких-то кожаных свитках, могли позволить себе только очень состоятельные люди, это было чрезвычайно дорогим удовольствием. Даже когда появляется книгопечатание и у нас на Руси, веке в 17-18-ом, всё равно, даже печатные книги были крайне дорогими, были чрезвычайно редки и недоступны для простого народа.

Затем можем вспомнить советское время, когда духовная литература, прежде всего Священное Писание, Библия, Евангелие, были недопустимы в обиходе подконтрольной властям человеческой жизни. Если кто-либо по роду своей деятельности бывал за границей в то время, то люди невольно удивлялись, как там, в Европе, в протестантских странах в каждой гостинице, в каждом номере,   наряду с общим элементарным набором предметов и услуг, на столе находилась Библия. И когда кто-либо из-за границы  умудрялся привезти это Священное Писание в тот Советский Союз, это считалось преступлением, криминалом. Такой человек весьма рисковал, не только когда пересекал границу, проходя таможенный контроль и везя эту книгу, но и если просто имел её у себя в доме, он подвергал свою жизнь опасности, потому что сразу попадал под определенные статьи Уголовного кодекса (религиозной пропаганды и многие другие страшные вещи).

Казалось бы, дорогие братия и сестры, мы с вами пережили эти времена гонений на Церковь, времена, когда пытались вытеснить Бога, изгнать Его из жизни общества. Помните, как кое-кто обещал к 60-м годам показать последнего попа по телевидению и всё, на этом с религией в Советском Союзе будет покончено окончательно, потому что не по пути было новому, молодому обществу с религией.

  Казалось бы, понятна ненависть ко Христу со стороны Советской власти, понятна ненависть к церковно- и священно служителям, как к Его служителям. Но почему же так боялись власти Священного Писания? Книга, которая безмолвно и безгласно лежит на столе, чего же так её бояться? Почему так преследовали людей, которые имели эту книгу, которые старались привезти её на нашу Родину? Или, не дай Бог, распространить её каким-то образом. Тогда ведь ксерокопирования ещё не было, возможны были только машинописные варианты, размножение Священного Писания таким способом каралось законом, как религиозная пропаганда.

 Дорогие братия и сестры! Смотрите, сатана-то не ошибается, и те, кто исполнял его волю, очень чётко знали, что надо преследовать, что изгонять, что искоренять из жизни советского общества, чтобы оно не стало другим. Наряду со многими предметами ненависти у богоборцев, за личностным презрением мы видим чёткую ненависть, которая была направлена к Священному Писанию. О чём это говорит? Это говорит о той необыкновенной силе, которую несло в себе Священное Писание всегда, во все времена.

Окидывая взором историю нашей страны, мы видим исполнение слов Евангелия, слов Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей». Что бы ни делалось с Церковью, она непоколебимо будет стоять до Второго пришествия, несмотря на численность своего состава. Это имеет меньшее значение, а главное — сохранение Истины и сохранение самого присутствия Христа в Церкви Христовой.

Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь вновь и вновь обращает наше внимание на ответственное отношение к Священному Писанию. К сожалению, мы должны констатировать такую грустную вещь, что единицы из нас ежедневно читают Священное Писание. Хуже того,  многие люди годами не заглядывают в Священное Писание. А если спросить более конкретно, кто из стоящих здесь людей прочитал Священное Писание, Библию от корки до корки? Я уверен, что это будут единицы, кто полностью прочитал Священное Писание.

Дорогие братия и сестры! Как нам должно быть стыдно! Если бы мы с вами спросили это у протестантов, у баптистов, у лютеран, то вы ни одного бы из них не нашли, кто поднял бы руку и сказал, что он не читал Священного Писания, не успел прочитать его за свою жизнь. Как часто мы хаем протестантов всех мастей, а ведь у них есть чему поучиться, в частности, бережному, трепетному отношению к Священной Книге.

 Из времен гонений, я имею в виду снова советский период, сначала гнали Православную Церковь, сажали и расстреливали её служителей, а затем попало и всем остальным: и старообрядцам, и баптистам. С тех времён сохранилось описание одного диалога, который состоялся где-то в тюрьме, в застенках НКВД, где оказались православный священник и баптист. Баптист долгое время сокрушался, что давно не читал Священное Писание, что помимо тех внешних страданий, унижений, издевательств и страшных допросов, он испытывал угрызения совести оттого, что давно не видел Священного Текста. А у Православного священника чудом сохранилась одна страничка Евангелия, и он, увидев, как сильно переживает собрат, говорит: «У меня есть одна страничка». Баптист попросил посмотреть её, а священник говорит: «Ты ничего не поймешь, здесь написано по-славянски, а вы не умеете читать». Баптист взглянул и, действительно, прочитать не смог, но поцеловал эту страничку и успокоился в своих душевных переживаниях, и уже с другим чувством пошёл на страдания, неся свой жизненный крест.

Вот, дорогие братия и сестры, какое трепетное отношение к Священному Писанию мы можем видеть в истории нашей страны, в истории жизни наших предков. Мы можем вспомнить и такие традиции, когда вся семья в вечернее время усаживалась за стол, и глава семьи читал Священное Писание. Всеобщей традицией чтения Священного Писания в семье было, особенно в воскресный день, когда люди приходили после службы, затем отдыхали немного, а в вечернее время вся семья слушала Священное Писание с благоговением, с трепетом, с любовью.

Дорогие братия и сестры! Какие азбучные истины, что великого мы с вами вспомнили? Да ничего, а ведь эти традиции утеряны, утеряны напрочь из нашей жизни. А если бы мы своей   родительской властью вернули эти традиции в нашу жизнь! Мы с вами жалуемся порой, что в семье нестроение, что дети непослушные, ленивые, не хотят учиться, хотят развлечений, хотят удовольствий — многого хотят, но ничего не хотят делать. А если бы собрать их вечерком, да прочитать хотя бы страничку Евангелия — совсем другой настрой будет, другое расположение и другое состояние души человеческой.

Поэтому, обратим на это внимание и постараемся с вами вернуть это уважение и благоговение к Священному Писанию, которое утеряно и вычеркнуто из нашей жизни. Мы с вами – исполнители, читатели Священной Книги, мы превратились в лучшем случае в почитателей этой Книги, больше ничего. Это почитание мы видим во время Божественной литургии, когда Евангелие благолепно лежит на престоле. Обратите внимание, именно Евангелие, а никакая другая книга. Казалось бы, можно было бы положить служебник, типикон, минею или ещё какую-то книгу, по которой идёт вся служба.

Но нет, на престоле лежит Евангелие! Оно выносится торжественно во время службы для чтения, и это изнесение Евангелия, особенно при  архиерейском богослужении, скопировано с тех прекрасных византийских церемониальных вещей, которые были присущи царскому дворцу. Как самого императора сопровождали с честью, блеском и великолепием, допустим, когда он шел в храм, точно так же, не меньше благословение Евангелию, когда оно износится для чтения на Божественной литургии. Евангелие целуют после прочтения: целуют священно-служители, целуют верующие, когда оно износится на середину храма во время всенощного бдения, на этом почитание заканчивается. Ведь мы порой с вами на этом ограничиваем своё отношение к Священному Писанию.

Дорогие братия и сестры! Очень важно ответить на следующий вызов мира: люди светские, которые подчас чужды Церкви и Бога, часто утешают себя и оправдывают свою лень и безразличие к Богу, говоря, что у них Бог в душе — «Бог всегда со мной».

— «Ну как же, ты в Церкви-то  не был десятилетия»!

— «Но это не важно, ничего подобного, Бог у меня всегда в душе, не то, что у ваших христиан».

Это происходит сплошь и рядом. 99% людей живут, оправдывая своё отрицание Бога вот этим фиговым листком.

Но дорогие братия и сестры, мы с вами должны объективно понимать, что если мы с вами не причащаемся Тела и Крови Христовых, если мы не принимаем Христа внутрь своего естества, Его нет и в нашей душе, нет и в нашей жизни. Другое соприкосновение со Христом происходит, когда мы бываем в доме Божием, в храме, где Он Хозяин и Распорядитель жизни, мира. В храме первым за богослужением читается Евангелие, как голос Божий, как голос Того, Кто является Хозяином и Распорядителем в этом месте. Мы понимаем, что, причащаться Христа мы можем, не только принимая Его Святые тайны, но и читая Его Слово, потому что, когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание, то Бог беседует с нами.

Раньше о благочестивых людях говорили такие слова, когда он читал Священное Писание: он насыщает, питает свою душу, т.е. Священное Писание — это духовная пища для души человеческой, через которую также входит Христос в наше сердце и в нашу душу. Апостол Павел в послании к евреям говорит о колоссальной силе Слова Божия  в жизни человека. Он говорит, что Слово Божие — живо и действенно, оно острее всякого обоюдоострого меча, проникающее до разделения души и духа, состава и мозгов, которое судит помышления сердечные. Вот какую великую силу имеет Слово Божие!

 Вспоминая примеры благочестивой жизни, которые сохранила древняя Церковь, мы видим сегодня совершенно другое отношение к Евангелию. Мы с вами в лучшем случае читаем Евангелие так, для общего развития, для христианского мировоззрения, не более того. А раньше люди читали Священное Писание ровно столько, сколько они готовы были исполнить в жизни. То есть, теория и практика у них никогда не расходились.

Например, преподобный Антоний Великий родился в верующей религиозной семье. Он был ещё подростком, когда остался сиротой. Ему было лет 14, не более, когда он зашёл в свой сельский храм, и за богослужением услышал слова Евангелия из нагорной проповеди: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение своё, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах». И вот, Антоний Великий, тогда ещё подросток, хотя уже был воцерковлённым человеком, это Евангелие, без сомнения, слышал не один раз и читал его. Но в тот момент он почувствовал, что это слово Евангелия относится именно к нему, и он ушел из церкви, раздал нищим всё своё родительское достояние, доставшееся ему, оставив лишь незначительную часть на устроение своей младшей сестры.

Затем в другой раз он приходит в храм и слышит другие слова: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, довлеет для каждого дня свои заботы и свои проблемы», он понимает, что эти слова Христос говорит снова для него. Он идёт, раздаёт оставшиеся деньги, которые он приготовил для содержания младшей сестры, её он поручает одной монашеской девической общине и уходит в пустыню. Там он стал основателем монашеского жития.

Таких примеров было множество: и преподобный Пахомий Великий, и другие подвижники. Вот один из них, придя в то место, где жили монахи, услышал от них пение первого Давидова псалма: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Этот праведник ушёл от них и несколько месяцев не приходил, ничего не спрашивал другого. И когда он явился через несколько лет, отцы-подвижники спросили его: «Что ж ты ничего не спросил у нас, не попросил наставления в вере?» А он им отвечает: «Отцы, я всё это время пытался исполнить те слова, которые услышал тогда – «блажен муж, который не иде на совет нечестивых».

Другая простая девушка, не знакомая с христианским благовестием, однажды услышала слова молитвы Господней, которая начинается словами – «Отче наш». Она ничего другого не запомнила, только эти слова, с которыми мы обращаемся к Богу. Она хранила их в своём сердце несколько лет и размышляла об этих словах, насколько они великие: «Отец наш Небесный».

Мы Его называем Отцом — сколько из этого вытекает всей догматики христианской Церкви. Значит, Бог — милостивый Отец, Он любит каждого человека: и праведников и грешников, и заботится о всём мире. И об этом можно рассуждать без конца.

 Другой святой, преподобный Серапион Египетский, в своей жизни исполнял обеты крайней нищеты. Он обладал лишь двумя вещами: у него был совершенно скромный плащ, худой, которым он прикрывал наготу своего тела,  и маленькое Евангелие, которое он постоянно носил с собой. Он постоянно совершал такой подвиг — сидел у одной дороги и воздыхал: горе мне, дорогие братия и сестры, потому что я получил богатое наследство, хозяин оставил мне богатое достояние, а я всё растерял, растратил его, не сохранил. Люди не понимали, что он о богатстве души говорил, думали, что он обанкротил своего хозяина, и сочувственно бросали  ему деньги. И вот однажды он увидел нищего, который трясся от холода. Тогда он снимает с себя плащ и отдает этому нищему, а сам садится на своём месте у дороги. И когда его увидели люди — почти совершенно нагого, они спрашивают: «Отче, кто раздел тебя?» Он показывает на Евангелие и говорит: «Оно раздело меня». Затем проходит ещё какое-то время, этот преподобный Серапион Египетский  видит, как одного человека влекут в тюрьму за неуплату долга. Что же он тогда  делает? Он идёт, продаёт Евангелие, отдаёт долг за этого человека и остаётся без ничего. Евангелие стоило тогда, без сомнения, большие деньги и было вполне реально решить ту проблему, с которой он встретился. А его ученик спрашивает, найдя его: «Отче, а где же твоё Евангелие?» Серапион ответил: «Оно учило меня исполнять заповеди Христовы, оно говорило: иди, продай имение своё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Вот так поступали Святые отцы, так они трепетно относились к чтению Евангелия и исполнению его.

 Дорогие братия и сестры! Дай Бог, чтобы это размышление, это воспоминание о Евангелии вернуло нам любовь и благоговение к этой Священной Книге. Святые и мудрые отцы передают нам один критерий правильного чтения Священного Писания. Иногда спрашивают: как нужно читать Евангелие – сидя, стоя или лежа — в разном состоянии бывает человек. Это вещи второстепенные, лишь бы не терялось при этом благоговение человека, лишь бы он не из состояния собственной лени упрощал свою жизнь и это состояние его благочестия. Когда может человек стоять, значит читать стоя, не может стоять, значит читать сидя, не может сидя, значит, лёжа, потому что, как говорил святитель Дмитрий Ростовский, лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. Вот какой  критерий передают святые отцы: «Когда мы читаем Священное Писание, Евангелие, у нас должно возникать чувство стыда».

Смотрите, как интересно, казалось бы, можно другие критерии привести — чувство радости, благодарности Богу, умиление, молитвенности, а Святые отцы говорят, что нет, когда читаешь Евангелие, верный признак того, правильно ли ты понимаешь и относишься к нему — это чувство стыда в своём сердце. Какого стыда и отчего? Да того, что ты читаешь о том, что чуждо твоей жизни, что ты читаешь обличение своей жизни подчас в каждом стихе Евангелия. И вот, когда есть это обличение, когда совесть укоряет нас — это верный признак того, что душа ещё не умерла, что совесть ещё есть, что ангел — хранитель будит душу человеческую, чтобы она постоянно питалась этими словами Евангелия и постепенно совершенствовалась и стремилась исполнить эти слова в своей жизни. Аминь.

Предыдущая проповедь

19 октября 2008

О чуде воскрешения сына Наинской вдовы
Следующая проповедь

2 ноября 2008

Притча о богаче и Лазаре

Все проповеди за 2008 год

декабрь 2008

ноябрь 2008

октябрь 2008

сентябрь 2008

август 2008

июль 2008

июнь 2008

май 2008

март 2008

февраль 2008

январь 2008

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00