Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о сеятеле. Священное Писание

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день мы слышали с вами притчу Христа о сеятеле. Сеятель — Сам Господь, а сеет Он слово Божие в сердцах человеческих. Притча говорит нам о различном восприятии этого сеяния сердцем человека, когда семя приносит различный плод. Эта притча говорит о том, что только четвёртая часть семян, посеянных Богом, приносит плод, остальная часть остаётся без плода. И это Евангелие заставляет нас задуматься о нашем отношении к слову Божию.

Мы должны вспомнить небольшую предысторию, как слово Божие входило в жизнь людей. Достаточно упомянуть, что до самого конца XV века (до 1499 года) не было полного текста Библии у нас на Руси, и в этом упомянутом году впервые возникла рукописная Библия трудами архиепископа Геннадия Новгородского.

Затем, в 1562 году выходит первый печатный Апостол Ивана Фёдорова. Соответственно, до этого времени ни одной печатной книги, по крайней мере, собственного производства не было у нас на Руси.

Это говорит о том, что книги Священного Писания были необыкновенно редкими. И вряд ли в те времена в какой-либо семье был текст Священного Писания, потому что рукописные тексты были очень трудны для своего воспроизводства и стоили они необыкновенно дорого.

Затем, в середине XVII века появилась на Руси первая славянская Библия, выпущенная типографским способом. И только в XIX веке по благословению свт. Филарета (Дроздова) была выпущена Библия в русском переводе.

Вот такие исторические вехи развития печатного слова Божия у нас на Руси. А мы с вами живём в другое время, когда слово Божие абсолютно доступно каждому человеку. Нам с вами трудно представить, что где-то есть какие-то малые народности, на язык которых не переведено Священное Писание. С середины XVII века у нас в России действует Славянское Библейское Общество, а затем, начиная с XIX века, Русское Библейское Общество, целью которого становится распространение Священного Писания и перевод его на все возможные языки.

Одним из признаков близкого пришествия Христа на землю, Его Второго пришествия для суда над родом человеческим является критерий, когда Евангелие будет проповедано по всему миру, когда каждый человек сможет узнать о Христе через Его слово Божие, через Священное Писание. Господь этот критерий установил для того, чтобы ни один человек не смог оправдаться в своем неведении, потому что он понятия не имел о Священном Писании, не видел его, не имел в руках или не мог достать.

И вот жизнь продолжается ещё на земле по Божией милости, и Господь ждёт, чтобы весь род человеческий имел возможность прикоснуться к Священному Писанию, потому что знание Священного Писания является для каждого человека залогом наследования вечной жизни. Не зная Слово Божие, невозможно получить вечное спасение.

Интересно отметить, что в XX веке в нашей стране наряду с осквернением, разрушением храмов, уничтожением колоколов, осквернением крестов и свержением их с куполов храмов власти запрещали переиздавать Священное Писание, иметь его и читать. В те времена от руки переписанное Слово Божие, даже молитвы, являлось признаком религиозной пропаганды и наказывалось вплоть до лишения свободы.

За границей в XX веке в протестантских странах были тексты Священного Писания во всех гостиницах, где наши советские туристы отдыхали, но перевезти его через границу в Россию было невозможно, это было запрещено законом. В те времена люди узнавали о Священном Писании только из проповеди священника за Богослужением, чтением Евангелия за Божественной Литургией. Был ещё такой атеистический журнал «Наука и религия», который часто, осмеивая Церковь, использовал в тех или иных статьях атеистических авторов прямое цитирование текстов Священного Писания. В те времена благочестивые христиане вырезали ножницами из этих журналов отрывки текстов Священного Писания, складывали их и хранили, как бесценное сокровище.

В советское время изредка издавалась Библия, может быть, дважды или трижды, и весь малочисленный тираж распространялся только через епархии, и только священнослужители по знакомству с архиереем могли достать Священное Писание для своего домашнего потребления.

Первое серийное издание Библии после советского периода было в 1988 году и было приурочено к празднику Тысячелетия крещения Руси. Издание Библии было необыкновенной победой Русской Церкви перед гнётом советской власти. Почему же советская власть не хотела, чтобы люди знали Священное Писание? Потому что знание Священного Писания и чтение его укрепляет веру во Христа, Сына Божия, и является подлинным, самым достоверным первоисточником знания о Боге.

Таким образом, мы с вами вспомнили эту предысторию для того, чтобы осознать, какие мы с вами счастливые люди, что имеем тексты Священного Писания у себя дома. Этот текст можно иметь всегда с собой в пути. В современных телефонах у многих из вас есть текст Библии, и элементарно человек может заходить туда через электронные носители, может и познакомиться с толкованием непонятных мест Священного Писания, что было в прошлые времена совершенно немыслимо.

Это возлагает на нас одновременно большую ответственность, потому что Священное Писание говорит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47). То есть, будет наказан сурово тот, кто знал Священное Писание, имел его, но не исполнял или не читал. Сегодняшнее Евангелие обращает наше с вами внимание на нашу привилегию, на нашу обязанность читать Священное Писание ежедневно.

Преподобный Серафим Саровский в течение всей своей подвижнической жизни каждый день читал Евангелие, которым благословила его мать на монашескую жизнь. Он это Евангелие носил у себя за плечами в котомке и в течение недели прочитывал всё Священное Писание. Если так поступали святые люди, которые были безупречны в своей нравственной жизни, то тем более нам с вами надлежит обратить на это своё пристальное внимание. В XIX веке в русском народе была благочестивая традиция, когда, по крайней мере, в воскресный день в семьях читали Священное Писание все вместе: отец, мать с детьми. И это было прекраснейшей традицией, которая объединяла семью и укрепляла веру русского народа.

Слово Божие достигает жизни, ума, сердца каждого человека различным образом. Иногда человек берёт в руки Священное Писание или слышит его живое слово в храме, в проповеди, из средств массовой информации или каким-то другим образом; и Господь сеет слово Божие, и это сеяние будет происходить, пока стоит этот мир.

Какие же образы людей и отношения к слову Божию напоминает нам эта притча?

Часть семени упала при дороге, и прилетели птицы и склевали его. Это образ человека, рассеянного в своих мыслях, который не сосредотачивается, не углубляется в смысл Священного Писания; и Господь, толкуя эту притчу для апостолов, говорит: «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13:19). И получается, что в одно ухо влетело, в другое вылетело совершенно бесследно. Приходит дьявол и ворует это Слово Божие, забивает его другими впечатлениями, различными искушениями: это не модно, не современно и не актуально вообще. И человек не останавливает своё внимание на том, что услышал или узнал через чтение Священного Писания.

Вторая часть семян упала на каменистую почву, в которой было совсем немного нанесённой ветром земли, но поскольку она была плодородная, то быстро семя укоренилось и появился росток. Но для корней было мало земли, поэтому это семя увяло и не принесло никакого плода. Это образ людей, которые с радостью слышат слово Божие, но не могут за него постоять, не могут удержать его. Господь говорит про такого человека: «слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21), как, например, апостол Пётр отрёкся от Христа, сказав: «не знаю Человека сего, о Котором говорите» (Мк. 14:71). Люди, которые временами веруют и быстро отпадают — легкомысленные люди, которые не дают укорениться слову Божию в себе.

Третья часть семян упала в терние: «и выросло терние и заглушило его» (Мф. 13:7), и оно не дало никакого плода. Это люди, которые слышат слово Божие, но житейская суета и многопопечительность побеждают человека. Земные увлечения становятся первостепенными для человека, и ни о какой духовной жизни, ни о каком плоде от слова Божия не приходится говорить. Это образ, который больше всего, наверное, подходит каждому из нас, потому что мы с вами много раз слышали, в храме в том числе, Священное Писание и читали его, и многое знаем, но житейские попечения и суета захватывают нас всецело с утра до вечера, и не остаётся у нас времени, чтобы подумать о вечном, о божественном, о святом. И мы с вами становимся порабощенными этой житейской суетой, в которую ввергает нас тоже дьявол.

И только четвертая часть семян принесла плоды: «одно во со крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8). Мы должны с вами задуматься и не просто понять, на кого мы больше похожи, а задуматься над тем, что, если слово Божие не приносит плода, мы перестаём быть христианами, не являемся ими, потому что Господь ожидает от нас христианской жизни. Беда наша состоит в том, что мы много знаем, но ничего не делаем. И поэтому святитель Игнатий Брянчанинов, например, говорил об этом многознании современного человека: «можно быть доктором богословия, а во Христа не верить», то есть со Христом не жить. Например, подобные сцены вы неоднократно видели, посещая наши музеи в Петербурге: Эрмитаж, Русский музей или другие, региональные, во многих из которых мы были с вами во время паломнических поездок. Часто сталкиваешься с интересной ситуацией, когда искусствоведы, экскурсоводы блестяще вам расскажут о любой иконе, о её смысле, о символическом значении, процитируют Евангелие; но это знание сухое, безжизненное, которое не делает человека верующим и не подвигает его в большей степени ко Христу и к жизни с Ним.

Поэтому, дорогие братия и сестры, задумаемся над этим. Дай Бог, чтобы Священное Писание присутствовало в нашей жизни и, зная его, мы исполняли его на примере своей жизни, потому что у апостола Павла есть такие слова: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).

Аминь.

28 октября 2018

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день мы слышали с вами притчу Христа о сеятеле. Сеятель — Сам Господь, а сеет Он слово Божие в сердцах человеческих. Притча говорит нам о различном восприятии этого сеяния сердцем человека, когда семя приносит различный плод. Эта притча говорит о том, что только четвёртая часть семян, посеянных Богом, приносит плод, остальная часть остаётся без плода. И это Евангелие заставляет нас задуматься о нашем отношении к слову Божию.

Мы должны вспомнить небольшую предысторию, как слово Божие входило в жизнь людей. Достаточно упомянуть, что до самого конца XV века (до 1499 года) не было полного текста Библии у нас на Руси, и в этом упомянутом году впервые возникла рукописная Библия трудами архиепископа Геннадия Новгородского.

Затем, в 1562 году выходит первый печатный Апостол Ивана Фёдорова. Соответственно, до этого времени ни одной печатной книги, по крайней мере, собственного производства не было у нас на Руси.

Это говорит о том, что книги Священного Писания были необыкновенно редкими. И вряд ли в те времена в какой-либо семье был текст Священного Писания, потому что рукописные тексты были очень трудны для своего воспроизводства и стоили они необыкновенно дорого.

Затем, в середине XVII века появилась на Руси первая славянская Библия, выпущенная типографским способом. И только в XIX веке по благословению свт. Филарета (Дроздова) была выпущена Библия в русском переводе.

Вот такие исторические вехи развития печатного слова Божия у нас на Руси. А мы с вами живём в другое время, когда слово Божие абсолютно доступно каждому человеку. Нам с вами трудно представить, что где-то есть какие-то малые народности, на язык которых не переведено Священное Писание. С середины XVII века у нас в России действует Славянское Библейское Общество, а затем, начиная с XIX века, Русское Библейское Общество, целью которого становится распространение Священного Писания и перевод его на все возможные языки.

Одним из признаков близкого пришествия Христа на землю, Его Второго пришествия для суда над родом человеческим является критерий, когда Евангелие будет проповедано по всему миру, когда каждый человек сможет узнать о Христе через Его слово Божие, через Священное Писание. Господь этот критерий установил для того, чтобы ни один человек не смог оправдаться в своем неведении, потому что он понятия не имел о Священном Писании, не видел его, не имел в руках или не мог достать.

И вот жизнь продолжается ещё на земле по Божией милости, и Господь ждёт, чтобы весь род человеческий имел возможность прикоснуться к Священному Писанию, потому что знание Священного Писания является для каждого человека залогом наследования вечной жизни. Не зная Слово Божие, невозможно получить вечное спасение.

Интересно отметить, что в XX веке в нашей стране наряду с осквернением, разрушением храмов, уничтожением колоколов, осквернением крестов и свержением их с куполов храмов власти запрещали переиздавать Священное Писание, иметь его и читать. В те времена от руки переписанное Слово Божие, даже молитвы, являлось признаком религиозной пропаганды и наказывалось вплоть до лишения свободы.

За границей в XX веке в протестантских странах были тексты Священного Писания во всех гостиницах, где наши советские туристы отдыхали, но перевезти его через границу в Россию было невозможно, это было запрещено законом. В те времена люди узнавали о Священном Писании только из проповеди священника за Богослужением, чтением Евангелия за Божественной Литургией. Был ещё такой атеистический журнал «Наука и религия», который часто, осмеивая Церковь, использовал в тех или иных статьях атеистических авторов прямое цитирование текстов Священного Писания. В те времена благочестивые христиане вырезали ножницами из этих журналов отрывки текстов Священного Писания, складывали их и хранили, как бесценное сокровище.

В советское время изредка издавалась Библия, может быть, дважды или трижды, и весь малочисленный тираж распространялся только через епархии, и только священнослужители по знакомству с архиереем могли достать Священное Писание для своего домашнего потребления.

Первое серийное издание Библии после советского периода было в 1988 году и было приурочено к празднику Тысячелетия крещения Руси. Издание Библии было необыкновенной победой Русской Церкви перед гнётом советской власти. Почему же советская власть не хотела, чтобы люди знали Священное Писание? Потому что знание Священного Писания и чтение его укрепляет веру во Христа, Сына Божия, и является подлинным, самым достоверным первоисточником знания о Боге.

Таким образом, мы с вами вспомнили эту предысторию для того, чтобы осознать, какие мы с вами счастливые люди, что имеем тексты Священного Писания у себя дома. Этот текст можно иметь всегда с собой в пути. В современных телефонах у многих из вас есть текст Библии, и элементарно человек может заходить туда через электронные носители, может и познакомиться с толкованием непонятных мест Священного Писания, что было в прошлые времена совершенно немыслимо.

Это возлагает на нас одновременно большую ответственность, потому что Священное Писание говорит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47). То есть, будет наказан сурово тот, кто знал Священное Писание, имел его, но не исполнял или не читал. Сегодняшнее Евангелие обращает наше с вами внимание на нашу привилегию, на нашу обязанность читать Священное Писание ежедневно.

Преподобный Серафим Саровский в течение всей своей подвижнической жизни каждый день читал Евангелие, которым благословила его мать на монашескую жизнь. Он это Евангелие носил у себя за плечами в котомке и в течение недели прочитывал всё Священное Писание. Если так поступали святые люди, которые были безупречны в своей нравственной жизни, то тем более нам с вами надлежит обратить на это своё пристальное внимание. В XIX веке в русском народе была благочестивая традиция, когда, по крайней мере, в воскресный день в семьях читали Священное Писание все вместе: отец, мать с детьми. И это было прекраснейшей традицией, которая объединяла семью и укрепляла веру русского народа.

Слово Божие достигает жизни, ума, сердца каждого человека различным образом. Иногда человек берёт в руки Священное Писание или слышит его живое слово в храме, в проповеди, из средств массовой информации или каким-то другим образом; и Господь сеет слово Божие, и это сеяние будет происходить, пока стоит этот мир.

Какие же образы людей и отношения к слову Божию напоминает нам эта притча?

Часть семени упала при дороге, и прилетели птицы и склевали его. Это образ человека, рассеянного в своих мыслях, который не сосредотачивается, не углубляется в смысл Священного Писания; и Господь, толкуя эту притчу для апостолов, говорит: «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13:19). И получается, что в одно ухо влетело, в другое вылетело совершенно бесследно. Приходит дьявол и ворует это Слово Божие, забивает его другими впечатлениями, различными искушениями: это не модно, не современно и не актуально вообще. И человек не останавливает своё внимание на том, что услышал или узнал через чтение Священного Писания.

Вторая часть семян упала на каменистую почву, в которой было совсем немного нанесённой ветром земли, но поскольку она была плодородная, то быстро семя укоренилось и появился росток. Но для корней было мало земли, поэтому это семя увяло и не принесло никакого плода. Это образ людей, которые с радостью слышат слово Божие, но не могут за него постоять, не могут удержать его. Господь говорит про такого человека: «слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21), как, например, апостол Пётр отрёкся от Христа, сказав: «не знаю Человека сего, о Котором говорите» (Мк. 14:71). Люди, которые временами веруют и быстро отпадают — легкомысленные люди, которые не дают укорениться слову Божию в себе.

Третья часть семян упала в терние: «и выросло терние и заглушило его» (Мф. 13:7), и оно не дало никакого плода. Это люди, которые слышат слово Божие, но житейская суета и многопопечительность побеждают человека. Земные увлечения становятся первостепенными для человека, и ни о какой духовной жизни, ни о каком плоде от слова Божия не приходится говорить. Это образ, который больше всего, наверное, подходит каждому из нас, потому что мы с вами много раз слышали, в храме в том числе, Священное Писание и читали его, и многое знаем, но житейские попечения и суета захватывают нас всецело с утра до вечера, и не остаётся у нас времени, чтобы подумать о вечном, о божественном, о святом. И мы с вами становимся порабощенными этой житейской суетой, в которую ввергает нас тоже дьявол.

И только четвертая часть семян принесла плоды: «одно во со крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8). Мы должны с вами задуматься и не просто понять, на кого мы больше похожи, а задуматься над тем, что, если слово Божие не приносит плода, мы перестаём быть христианами, не являемся ими, потому что Господь ожидает от нас христианской жизни. Беда наша состоит в том, что мы много знаем, но ничего не делаем. И поэтому святитель Игнатий Брянчанинов, например, говорил об этом многознании современного человека: «можно быть доктором богословия, а во Христа не верить», то есть со Христом не жить. Например, подобные сцены вы неоднократно видели, посещая наши музеи в Петербурге: Эрмитаж, Русский музей или другие, региональные, во многих из которых мы были с вами во время паломнических поездок. Часто сталкиваешься с интересной ситуацией, когда искусствоведы, экскурсоводы блестяще вам расскажут о любой иконе, о её смысле, о символическом значении, процитируют Евангелие; но это знание сухое, безжизненное, которое не делает человека верующим и не подвигает его в большей степени ко Христу и к жизни с Ним.

Поэтому, дорогие братия и сестры, задумаемся над этим. Дай Бог, чтобы Священное Писание присутствовало в нашей жизни и, зная его, мы исполняли его на примере своей жизни, потому что у апостола Павла есть такие слова: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).

Аминь.

Все проповеди за 2018 год

декабрь 2018

ноябрь 2018

октябрь 2018

сентябрь 2018

август 2018

июль 2018

июнь 2018

май 2018

апрель 2018

март 2018

февраль 2018

январь 2018

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00