Дорогие братия и сестры.
Сегодня Православная Церковь напоминает нам один из основных догматов нашей веры Православной, о котором сказано, в том числе, и в Символе веры, такими словами: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».
Сегодня неделя мясопустная, за Божественной литургией читается Евангелие от Матфея — притча о Страшном Суде. Притча — это иносказание, некий образ, показывающий нам, как будет проходить это событие, которого ещё не было, но которого ожидает Церковь и мы с вами. Хотим мы этого или не хотим, но так ставить вопрос даже нельзя. Понятно, что Второе Пришествие Христа, о котором говорит сегодня Церковь, будет в конце истории этого мира. После него мир перестанет существовать. Земля и всё, что на ней, сгорит, и будет новое небо и новая земля, на которых правда живёт.
С человеческой, греховной точки зрения мы не хотим, чтобы это было скоро, мы ужасаемся этого события и думаем, что оно будет ещё не скоро, неизвестно, в каком временном исчислении. И нас с вами это не коснётся. Мы хотим жить долго, благополучно и счастливо на земле. Но если бы мы были с вами другими христианами, похожими на христиан Древней Церкви, то мы бы мыслили по-другому. Древние христиане, например, апостолы, когда Господь вознёсся на небо с горы Елеон, не хотели уходить оттуда. Они думали, что Господь не на долгое время вознёсся от них, чтобы там в Небесной славе предстать перед Отцом Своим Небесным, как завершающий момент искупления рода человеческого, и снова прийти к ним на землю Вторым пришествием и забрать их всех, уверовавших во Христа, на небо в вечные райские обители. И апостолы, и все другие свидетели славного Вознесения Господа не хотели уходить с горы Елеонской, и понадобилось чрезвычайное явление Ангела, который по воле Божией предстал и сказал им: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1;11).
Древняя Церковь была вся пронизана скорым ожиданием пришествия Господня. Есть такое греческое слово «парусия» — это жизнь в преддверии скорого пришествия Христа, грядущаго на землю. Древние христиане в каждом императоре, который гнал Церковь, видели предтечу или самого Антихриста, прежде всего, в Нероне, который самым бесчеловечным образом гнал христиан. Их распинали на крестах, тела их обмазывали смолой и поджигали для освящения императорских садов, как живые факелы. Поэтому древние христиане видели, что вот Антихрист пришёл, вот Нерон, и следующий момент — это пришествие Христа для суда над родом человеческим. Но они суда не боялись, потому что, как говорится в Священном Писании: «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21;28). Времена гонений, за которыми следовали бесчеловечные, жесточайшие смерть и мучения, скоро окончатся. Христос придёт для Страшного Суда. Но этот Страшный Суд страшен только для грешников, для язычников, для незнающих Бога, а для первых христиан он несёт избавление и радость от встречи с любимейшим Господом, к Которому обращена была вся их жизнь.
И вот разница: мы с вами боимся и не хотим, чтобы было Второе Пришествие, отодвигаем мысленно и не хотим верить в это. А древние христиане наоборот, максимально приближали себя к этому дню. Они не боялись встречи с Господом, а мы с вами боимся. И жить в Его присутствии не хотим, и встретиться с Ним в момент Его Страшного Второго Пришествия в окружении Ангелов, в сиянии и блеске Божественной Славы и могущества, искони Ему принадлежащей как Сыну Божию, мы боимся и страшимся. Как Господь преобразился пред Своими учениками на горе Фавор, так что они не могли смотреть на это сияние Его лика, Его тела и не могли вынести этой славы, в такой же славе Божественной будет это славное Второе Пришествие.
Ему будет предшествовать воцарение Антихриста, который будет совращать и уводить христиан от спасительной веры и ставить им печати, как знак принадлежности Антихристу и знак, который будет символизировать и означать отречение от Христа. Не наивные новые паспорта, российские или заграничные, ИНН и так далее. А эта печать Антихриста будет обязательно сочетаться с отречением от Христа и с принадлежностью Антихристу. В эти страшные времена, когда придёт Антихрист, явятся два великих пророка Ветхого Завета Илия и Енох, которые будут отозваны Богом с небесных райских обителей, как избежавшие смерти физической, и придут в эпоху Антихриста, чтобы проповедовать о Христе и удержать людей в верности ко Христу Спасителю и Его Церкви. И они погибнут мученически от рук Антихриста.
И наконец, перед Вторым Пришествием или в рамках этого события будет ещё одно удивительное чудо — воскрешение всех мёртвых. Суд Божественный будет не только над людьми, которые доживут до этого исторического момента, но над всеми когда-либо жившими. Мёртвые воскреснут и восстанут из своих могил, из всех кладбищ, мест упокоения, где хранится прах в земле или в иных местах, или его не сохранилось вообще — для Бога это не имеет никакого значения, никакой сложности, никакого препятствия перед Его Божественной силой, не составляет вообще ничего. И тела будут воссозданы Богом снова из праха земного, как когда-то Бог сотворил тело Адама Пречистыми Своими руками, слепив его тело из земли. И в это тело, воскрешённое, воссозданное Богом, вселится душа, которая после смерти пребывает в ином мире. Эти души будут посланы на землю Богом или сойдут вместе с Богом с небес на землю и соединятся со своими телами. Тела будут уже нематериальными и не боящимися смерти, но узнаваемыми, так что близкие и родные несомненно узнают друг друга. Есть одна радость и утешение в этом Втором Пришествии и в воскрешении мёртвых — воскрешённые Богом тела не будут иметь никаких увечий, никакого несовершенства, никаких седых волос или отсутствие их вообще, никакой хромоты, никакой старости, ничего несовершенного, омрачающего нашу жизнь. И все тела будут воссозданы Богом в виде совершенном, исключающим болезни, страдания, увечья, признаки старости и дряхлости. Где Бог – там нет ничего страшного, ничего несовершенного. И в будущей жизни будут представлены души, соединённые с телами, воскрешённые Богом в таком благолепном виде. И затем будет Страшный Суд.
Евангелие показывает нам, по какому принципу Господь будет совершать этот Суд. С одной стороны, Он не будет опираться ни на какие кодексы: ни уголовное право, ни гражданское право, ни римское право. Не потому, что Господь их не признаёт, или не считает нужным, или людьми они изобретены, а Богу не ведомы. Господь будет судить по-другому.
Как сказано сегодня в Евангелии от Матфея, суд будет происходить так, как Пастырь отделяет овец от козлищ, и овец поставляет по правую сторону, а козлищ по левую. И скажет тем, которые по правую сторону, праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы посетили Меня» (Мф. 25; 34-36).
И праведники тогда будут недоумевать: «Где мы видели Тебя, Господи? Ты жил в определённое время, родившись в Вифлееме в Святой Земле, мы не были Твоими современни-ками». И Господь скажет в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25;40).
Таким образом, всякое добро, адресованное к человеку, принимает Сам Христос. Человек драгоценен в Очах Божиих, каждый человек создан по образу и подобию Божию.
В богослужении есть интересный момент, на который вы, может быть, не обращаете внимания. Вот священник идёт с каждением, кадит все иконы святых, отдавая почтение воплощённой святости, которые через иконы зримо представлены, а потом вас, грешных, кадит. Какое же здесь соответствие? После каждения иконы преподобного Сергия раз — и какую-нибудь рабу Божию Людмилу, Зою покадил. Какая же здесь аналогия? А дело в том, что это совершается для того, чтобы почтить образ Божий. Не потому, что Людмила или Зоя такие хорошие, а потому, что каждый человек по образу Божию создан. И, почитая это Божественное в человеке, священник кадит эту Божественную искру, как некий Божественный Логос, зримо присутствующий в мире через каждого человека. И верующие люди, подходя под благословление священника, целуют его руку не потому, что она такая хорошая, пухлая, чистенькая, а потому, что в этом рука святых, святителей, прежде служивших в Церкви и удостоившись святости: святителя Николая, Василия Великого, Григория Богослова и других великих пастырей и учителей Церкви, святость которых сохраняется в Церкви в священном сане, в священном служении, установленным Самим Богом для спасения людей, приходящих в Церковь Божию.
А грешников Господь поставит по левую сторону от Себя, как козлищ. Козлища имеют строптивый характер, они имеют рожки, они могут бодаться, они могут переворачивать еду, влезать в неё ногами и так далее. Эти аналогии каждый может приложить к себе и посмотреть, на кого он похож в какие-то моменты жизни своей по отношению к родителям, например, детки проверят, когда они упираются с маленькими рожками, сопротивляясь всему доброму и чистому. А иногда и взрослые не хотят ничего слышать. Но и каждый из нас пусть не питает иллюзий, что он является кроткой овечкой, такой красивой, которую можно стричь беспрекословно и она молчит — это иллюзия, дорогие. Мы с вами на таких не похожи.
А Господь являет один критерий: делал добрые дела – будешь справа, не делал добрых дел, не замечал алчущих, жаждущих — будешь с левой стороны; и пойдут эти в муку вечную, уготованную дьяволу и ангелам его.
Напрашивается вопрос, а зачем тогда ходить в Церковь, зачем читать Священное Писание, зачем соблюдать заповеди? Например, утром сегодня на ранней Литургии я минут пятнадцать объяснял одной женщине, почему нельзя блудить. Она так и не поняла. Потом сожителю объяснял: ну нельзя! В ответ звучит: «Для здоровья надо». И всё, ничего не действует: ни заповеди Божии, ни то, что на детях его отразится, они будут больными, непослушными, ослабленными, строптивыми, и у него семейная жизнь не сложится — ничего не действует. Надо — и всё, XXI век, все врачи говорят: для здоровья. И человек озлобился: не буду я причащаться и всё, не буду в вашу церковь ходить, мне нужно для здоровья, для жизни мужчины и всё. Что говорят психологи, не знаю, мне не удалось убедить никак.
Тогда встаёт такой вопрос. Если всё позволено, всё можно — сделай доброе дело: дай блинчиков, накорми кого-нибудь, водички дай попить и всё — будешь спасён, и ничего иного не надо.
Нет, это иллюзия, дорогие, не всё так просто, это лишь притча. Не евангельский рассказ, где каждое слово надо понимать как изложенное буквально, как написано. Это образ, это иносказание, которое передаёт основную суть. Основная суть — да, это добрые дела, но добрые дела или любовь, которая двигала человеком в совершении этих добрых дел — это итог христианской жизни. Не думайте, что всё так просто. Не думайте, что без Христа, без веры в Него могут совершаться добрые дела — нет. По-настоящему добрые дела могут совершаться только ради Христа, только с помощью Христа и только ко Христу адресованные, или ко Христу, образ которого мы видим в каждом ближнем человеке. Все постановления Церкви, все обряды, традиции церковные направлены к тому, чтобы воспитать эту любовь, приучить к этому добру человека. Таким образом, любовь является итогом жизни человека.
Без Христа добро не ценится, оно не спасает человека само по себе. Если бы было так, тогда во Христа верить не надо, тогда спасаются коммунисты, которые боролись с Церковью, гнали Христа, прожили в неверии, в отрицании; но, говорят, хороший был человек. Вот умер, в церковь ходил – нет, во Христа верил — нет. Хороший человек, добрый. Ну и что? Хотя и добрый, но добро это не привело человека к самому главному. Ведь, совершая доброе дело, человек может тешить свою гордыню.
Например, как добро совершается в предвыборной компании? Элементарно, зовёшь журналистов, корреспондентов, перед камерами становишься, и на весь мир запечатлевается твоё «добро на три копейки». Предвыборная компания заканчивается и всё — добра больше нет, теперь будет через пять лет. Поэтому, часто доброе дело совершается ради тщеславия, для гордыни.
Иногда в силу природного доброго устроения внутреннего человека, например, интелли-гентный человек, образованный, воспитанный в прекрасных традициях бывшего дворянства, в традициях петербургской культуры, он по-другому и поступить не может, он воспитан так, он с родителей берёт пример. Но подлинное добро — оно во Христе сосредоточено и ради Христа совершается.
Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь напоминает нам, что на этом Страшном Суде страшно будет оказаться перед Всевидящим Оком Божиим. Когда мы приходим на исповедь, нам нечего сказать, сплошь и рядом грехов, — нет. Или приходит женщина: «батюшка, у меня немного грехов»; первый раз за восемьдесят лет пришла, но грехов немного. На Страшном Суде посмотрим, сколько у тебя грехов, вспомнишь сразу, когда всё тайное станет явным и будет Великое позорище, по-славянски так называется Страшный Суд. А почему? Да потому, что всё откроется.
Наши суды земные – это самые прекрасные учреждения на земле, по сравнению со Страшным Судом Божиим. Там обо всём можно договориться, можно всё рассказать так, как надо, можно о чём-то умолчать в силу греховности нашей. А вот на Страшном Суде не надо ни адвокатов, ни прокуроров, ни каких-то понятых. Господь всё знает обо всех, и откроются самые неприглядные страницы нашей жизни, откроется то, что никто не знает о нас, о том, что не знает жена, что муж не знает, что дети не знают по отношению к своим родителям. И родители узнают, о чём не догадывались, как жили и какие поступки совершали их дети. От этого открытия всего греха, всего страшного, наносного, преступного, грязного будет Великое позорище. И многие грешники, как говорит Священное Писание, захотят скрыться от этого Страшного Суда. И чтобы друг друга не видеть со стыда, они будут говорить, обращаясь к горам: «падите на нас!», и холмам: «покройте нас!» (Лк. 23;30), чтобы исчезнуть, уйти и увести в небытие эти великие грехи, с которыми мы живём, которые не открываем, в которых не каемся и которые являются, как нам кажется, только нашей тайной. Но все тайны ведомы Богу.
Самое главное во Втором Пришествии состоит в том, что состоится встреча со Христом. Мы сегодня, так получилось в церковном календаре, празднуем эту неделю о Страшном Суде в рамках Сретения Господня, сущность праздника которого и состоит во встрече со Христом, с Господом. И праздник Сретения говорит, что, если в жизни мы встретим Христа и будем жить в Его присутствии, тогда и Страшный Суд для нас не будет нести ужаса, страха, а принесёт нам одну радость в соединении с возлюбленным нашим Господом и Учителем нашим Христом. Аминь.
19 февраля 2017
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Дорогие братия и сестры.
Сегодня Православная Церковь напоминает нам один из основных догматов нашей веры Православной, о котором сказано, в том числе, и в Символе веры, такими словами: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».
Сегодня неделя мясопустная, за Божественной литургией читается Евангелие от Матфея — притча о Страшном Суде. Притча — это иносказание, некий образ, показывающий нам, как будет проходить это событие, которого ещё не было, но которого ожидает Церковь и мы с вами. Хотим мы этого или не хотим, но так ставить вопрос даже нельзя. Понятно, что Второе Пришествие Христа, о котором говорит сегодня Церковь, будет в конце истории этого мира. После него мир перестанет существовать. Земля и всё, что на ней, сгорит, и будет новое небо и новая земля, на которых правда живёт.
С человеческой, греховной точки зрения мы не хотим, чтобы это было скоро, мы ужасаемся этого события и думаем, что оно будет ещё не скоро, неизвестно, в каком временном исчислении. И нас с вами это не коснётся. Мы хотим жить долго, благополучно и счастливо на земле. Но если бы мы были с вами другими христианами, похожими на христиан Древней Церкви, то мы бы мыслили по-другому. Древние христиане, например, апостолы, когда Господь вознёсся на небо с горы Елеон, не хотели уходить оттуда. Они думали, что Господь не на долгое время вознёсся от них, чтобы там в Небесной славе предстать перед Отцом Своим Небесным, как завершающий момент искупления рода человеческого, и снова прийти к ним на землю Вторым пришествием и забрать их всех, уверовавших во Христа, на небо в вечные райские обители. И апостолы, и все другие свидетели славного Вознесения Господа не хотели уходить с горы Елеонской, и понадобилось чрезвычайное явление Ангела, который по воле Божией предстал и сказал им: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1;11).
Древняя Церковь была вся пронизана скорым ожиданием пришествия Господня. Есть такое греческое слово «парусия» — это жизнь в преддверии скорого пришествия Христа, грядущаго на землю. Древние христиане в каждом императоре, который гнал Церковь, видели предтечу или самого Антихриста, прежде всего, в Нероне, который самым бесчеловечным образом гнал христиан. Их распинали на крестах, тела их обмазывали смолой и поджигали для освящения императорских садов, как живые факелы. Поэтому древние христиане видели, что вот Антихрист пришёл, вот Нерон, и следующий момент — это пришествие Христа для суда над родом человеческим. Но они суда не боялись, потому что, как говорится в Священном Писании: «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21;28). Времена гонений, за которыми следовали бесчеловечные, жесточайшие смерть и мучения, скоро окончатся. Христос придёт для Страшного Суда. Но этот Страшный Суд страшен только для грешников, для язычников, для незнающих Бога, а для первых христиан он несёт избавление и радость от встречи с любимейшим Господом, к Которому обращена была вся их жизнь.
И вот разница: мы с вами боимся и не хотим, чтобы было Второе Пришествие, отодвигаем мысленно и не хотим верить в это. А древние христиане наоборот, максимально приближали себя к этому дню. Они не боялись встречи с Господом, а мы с вами боимся. И жить в Его присутствии не хотим, и встретиться с Ним в момент Его Страшного Второго Пришествия в окружении Ангелов, в сиянии и блеске Божественной Славы и могущества, искони Ему принадлежащей как Сыну Божию, мы боимся и страшимся. Как Господь преобразился пред Своими учениками на горе Фавор, так что они не могли смотреть на это сияние Его лика, Его тела и не могли вынести этой славы, в такой же славе Божественной будет это славное Второе Пришествие.
Ему будет предшествовать воцарение Антихриста, который будет совращать и уводить христиан от спасительной веры и ставить им печати, как знак принадлежности Антихристу и знак, который будет символизировать и означать отречение от Христа. Не наивные новые паспорта, российские или заграничные, ИНН и так далее. А эта печать Антихриста будет обязательно сочетаться с отречением от Христа и с принадлежностью Антихристу. В эти страшные времена, когда придёт Антихрист, явятся два великих пророка Ветхого Завета Илия и Енох, которые будут отозваны Богом с небесных райских обителей, как избежавшие смерти физической, и придут в эпоху Антихриста, чтобы проповедовать о Христе и удержать людей в верности ко Христу Спасителю и Его Церкви. И они погибнут мученически от рук Антихриста.
И наконец, перед Вторым Пришествием или в рамках этого события будет ещё одно удивительное чудо — воскрешение всех мёртвых. Суд Божественный будет не только над людьми, которые доживут до этого исторического момента, но над всеми когда-либо жившими. Мёртвые воскреснут и восстанут из своих могил, из всех кладбищ, мест упокоения, где хранится прах в земле или в иных местах, или его не сохранилось вообще — для Бога это не имеет никакого значения, никакой сложности, никакого препятствия перед Его Божественной силой, не составляет вообще ничего. И тела будут воссозданы Богом снова из праха земного, как когда-то Бог сотворил тело Адама Пречистыми Своими руками, слепив его тело из земли. И в это тело, воскрешённое, воссозданное Богом, вселится душа, которая после смерти пребывает в ином мире. Эти души будут посланы на землю Богом или сойдут вместе с Богом с небес на землю и соединятся со своими телами. Тела будут уже нематериальными и не боящимися смерти, но узнаваемыми, так что близкие и родные несомненно узнают друг друга. Есть одна радость и утешение в этом Втором Пришествии и в воскрешении мёртвых — воскрешённые Богом тела не будут иметь никаких увечий, никакого несовершенства, никаких седых волос или отсутствие их вообще, никакой хромоты, никакой старости, ничего несовершенного, омрачающего нашу жизнь. И все тела будут воссозданы Богом в виде совершенном, исключающим болезни, страдания, увечья, признаки старости и дряхлости. Где Бог – там нет ничего страшного, ничего несовершенного. И в будущей жизни будут представлены души, соединённые с телами, воскрешённые Богом в таком благолепном виде. И затем будет Страшный Суд.
Евангелие показывает нам, по какому принципу Господь будет совершать этот Суд. С одной стороны, Он не будет опираться ни на какие кодексы: ни уголовное право, ни гражданское право, ни римское право. Не потому, что Господь их не признаёт, или не считает нужным, или людьми они изобретены, а Богу не ведомы. Господь будет судить по-другому.
Как сказано сегодня в Евангелии от Матфея, суд будет происходить так, как Пастырь отделяет овец от козлищ, и овец поставляет по правую сторону, а козлищ по левую. И скажет тем, которые по правую сторону, праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы посетили Меня» (Мф. 25; 34-36).
И праведники тогда будут недоумевать: «Где мы видели Тебя, Господи? Ты жил в определённое время, родившись в Вифлееме в Святой Земле, мы не были Твоими современни-ками». И Господь скажет в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25;40).
Таким образом, всякое добро, адресованное к человеку, принимает Сам Христос. Человек драгоценен в Очах Божиих, каждый человек создан по образу и подобию Божию.
В богослужении есть интересный момент, на который вы, может быть, не обращаете внимания. Вот священник идёт с каждением, кадит все иконы святых, отдавая почтение воплощённой святости, которые через иконы зримо представлены, а потом вас, грешных, кадит. Какое же здесь соответствие? После каждения иконы преподобного Сергия раз — и какую-нибудь рабу Божию Людмилу, Зою покадил. Какая же здесь аналогия? А дело в том, что это совершается для того, чтобы почтить образ Божий. Не потому, что Людмила или Зоя такие хорошие, а потому, что каждый человек по образу Божию создан. И, почитая это Божественное в человеке, священник кадит эту Божественную искру, как некий Божественный Логос, зримо присутствующий в мире через каждого человека. И верующие люди, подходя под благословление священника, целуют его руку не потому, что она такая хорошая, пухлая, чистенькая, а потому, что в этом рука святых, святителей, прежде служивших в Церкви и удостоившись святости: святителя Николая, Василия Великого, Григория Богослова и других великих пастырей и учителей Церкви, святость которых сохраняется в Церкви в священном сане, в священном служении, установленным Самим Богом для спасения людей, приходящих в Церковь Божию.
А грешников Господь поставит по левую сторону от Себя, как козлищ. Козлища имеют строптивый характер, они имеют рожки, они могут бодаться, они могут переворачивать еду, влезать в неё ногами и так далее. Эти аналогии каждый может приложить к себе и посмотреть, на кого он похож в какие-то моменты жизни своей по отношению к родителям, например, детки проверят, когда они упираются с маленькими рожками, сопротивляясь всему доброму и чистому. А иногда и взрослые не хотят ничего слышать. Но и каждый из нас пусть не питает иллюзий, что он является кроткой овечкой, такой красивой, которую можно стричь беспрекословно и она молчит — это иллюзия, дорогие. Мы с вами на таких не похожи.
А Господь являет один критерий: делал добрые дела – будешь справа, не делал добрых дел, не замечал алчущих, жаждущих — будешь с левой стороны; и пойдут эти в муку вечную, уготованную дьяволу и ангелам его.
Напрашивается вопрос, а зачем тогда ходить в Церковь, зачем читать Священное Писание, зачем соблюдать заповеди? Например, утром сегодня на ранней Литургии я минут пятнадцать объяснял одной женщине, почему нельзя блудить. Она так и не поняла. Потом сожителю объяснял: ну нельзя! В ответ звучит: «Для здоровья надо». И всё, ничего не действует: ни заповеди Божии, ни то, что на детях его отразится, они будут больными, непослушными, ослабленными, строптивыми, и у него семейная жизнь не сложится — ничего не действует. Надо — и всё, XXI век, все врачи говорят: для здоровья. И человек озлобился: не буду я причащаться и всё, не буду в вашу церковь ходить, мне нужно для здоровья, для жизни мужчины и всё. Что говорят психологи, не знаю, мне не удалось убедить никак.
Тогда встаёт такой вопрос. Если всё позволено, всё можно — сделай доброе дело: дай блинчиков, накорми кого-нибудь, водички дай попить и всё — будешь спасён, и ничего иного не надо.
Нет, это иллюзия, дорогие, не всё так просто, это лишь притча. Не евангельский рассказ, где каждое слово надо понимать как изложенное буквально, как написано. Это образ, это иносказание, которое передаёт основную суть. Основная суть — да, это добрые дела, но добрые дела или любовь, которая двигала человеком в совершении этих добрых дел — это итог христианской жизни. Не думайте, что всё так просто. Не думайте, что без Христа, без веры в Него могут совершаться добрые дела — нет. По-настоящему добрые дела могут совершаться только ради Христа, только с помощью Христа и только ко Христу адресованные, или ко Христу, образ которого мы видим в каждом ближнем человеке. Все постановления Церкви, все обряды, традиции церковные направлены к тому, чтобы воспитать эту любовь, приучить к этому добру человека. Таким образом, любовь является итогом жизни человека.
Без Христа добро не ценится, оно не спасает человека само по себе. Если бы было так, тогда во Христа верить не надо, тогда спасаются коммунисты, которые боролись с Церковью, гнали Христа, прожили в неверии, в отрицании; но, говорят, хороший был человек. Вот умер, в церковь ходил – нет, во Христа верил — нет. Хороший человек, добрый. Ну и что? Хотя и добрый, но добро это не привело человека к самому главному. Ведь, совершая доброе дело, человек может тешить свою гордыню.
Например, как добро совершается в предвыборной компании? Элементарно, зовёшь журналистов, корреспондентов, перед камерами становишься, и на весь мир запечатлевается твоё «добро на три копейки». Предвыборная компания заканчивается и всё — добра больше нет, теперь будет через пять лет. Поэтому, часто доброе дело совершается ради тщеславия, для гордыни.
Иногда в силу природного доброго устроения внутреннего человека, например, интелли-гентный человек, образованный, воспитанный в прекрасных традициях бывшего дворянства, в традициях петербургской культуры, он по-другому и поступить не может, он воспитан так, он с родителей берёт пример. Но подлинное добро — оно во Христе сосредоточено и ради Христа совершается.
Поэтому, дорогие братия и сестры, Церковь напоминает нам, что на этом Страшном Суде страшно будет оказаться перед Всевидящим Оком Божиим. Когда мы приходим на исповедь, нам нечего сказать, сплошь и рядом грехов, — нет. Или приходит женщина: «батюшка, у меня немного грехов»; первый раз за восемьдесят лет пришла, но грехов немного. На Страшном Суде посмотрим, сколько у тебя грехов, вспомнишь сразу, когда всё тайное станет явным и будет Великое позорище, по-славянски так называется Страшный Суд. А почему? Да потому, что всё откроется.
Наши суды земные – это самые прекрасные учреждения на земле, по сравнению со Страшным Судом Божиим. Там обо всём можно договориться, можно всё рассказать так, как надо, можно о чём-то умолчать в силу греховности нашей. А вот на Страшном Суде не надо ни адвокатов, ни прокуроров, ни каких-то понятых. Господь всё знает обо всех, и откроются самые неприглядные страницы нашей жизни, откроется то, что никто не знает о нас, о том, что не знает жена, что муж не знает, что дети не знают по отношению к своим родителям. И родители узнают, о чём не догадывались, как жили и какие поступки совершали их дети. От этого открытия всего греха, всего страшного, наносного, преступного, грязного будет Великое позорище. И многие грешники, как говорит Священное Писание, захотят скрыться от этого Страшного Суда. И чтобы друг друга не видеть со стыда, они будут говорить, обращаясь к горам: «падите на нас!», и холмам: «покройте нас!» (Лк. 23;30), чтобы исчезнуть, уйти и увести в небытие эти великие грехи, с которыми мы живём, которые не открываем, в которых не каемся и которые являются, как нам кажется, только нашей тайной. Но все тайны ведомы Богу.
Самое главное во Втором Пришествии состоит в том, что состоится встреча со Христом. Мы сегодня, так получилось в церковном календаре, празднуем эту неделю о Страшном Суде в рамках Сретения Господня, сущность праздника которого и состоит во встрече со Христом, с Господом. И праздник Сретения говорит, что, если в жизни мы встретим Христа и будем жить в Его присутствии, тогда и Страшный Суд для нас не будет нести ужаса, страха, а принесёт нам одну радость в соединении с возлюбленным нашим Господом и Учителем нашим Христом. Аминь.
Предыдущая проповедь
12 февраля 2017
Следующая проповедь
26 февраля 2017
Все проповеди за 2017 год