Храм Спаса Нерукотворного Образа
Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о талантах

Дорогие братия и сестры.

Сегодня за Божественной Литургией нашему вниманию была предложена притча из Евангелия от Матфея о талантах. Её звучание все вы помните и знаете из года в год, когда этот евангельский отрывок повторяется за Богослужением в Церкви. Но премудрость Божия и та сокровенная мудрость, которая сокрыта в Евангелии, непостижима и неисчерпаема. И поэтому всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы для себя открываем какие-то новые черты, новые значения слов, которые раньше проходили мимо нашего сознания. И сегодня мы вместе вспомним значение этой евангельской притчи.

Один господин раздал рабам своим таланты: одному один, другому два, а третьему пять и отошёл, предоставив им свободу. Распределение талантов было не случайным, а в зависимости от силы каждого человека, воспринимающего эти таланты. И затем через какое-то время господин вернулся и призвал этих рабов, чтобы потребовать у них отчёта, как они употребили данные им таланты.

В евангельском контексте в буквальном значении слово «талант» означает денежную единицу. Господь дал эти материальные средства для того, чтобы люди употребили их в дело и приумножили это богатство, данное господином. И когда он захотел сосчитаться с рабами своими, первым был приведён к нему тот человек, который получил пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять талантов я приобрел на них» (Мф. 25;20). За это он получил похвалу от господина своего: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25;21).  

Привели также человека, который получил два таланта, и он также ответил, что на два данных ему таланта он приобрёл другие два таланта, и тоже получил похвалу господина своего.

Наконец, был приведён тот, кто получил всего один талант, и он ответил так своему господину: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё» (Мф. 25;24-25). И тогда этот раб услышал слова господина, которые обличали его неправду и лукавство: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25;26-30).     

Вот такая притча, дорогие братия и сестры. Если мы сказали, что в буквальном значении талант — это денежная единица, то в приложении к человеческой жизни, в понимании иносказательном этой притчи, таланты соответствуют своему слову в его русском звучании, как некие великие дарования, которые даёт Господь каждому человеку. И хозяин, распорядитель этих талантов и источник — это Господь. Он даёт каждому Свои таланты, причём из понимания этой притчи, мы видим, что необлагодетельствуемых Богом, бесталанных, ни к чему не способных, ничем не одарённых Богом людей нет. Поэтому никто не может упрекнуть Бога в том, что Он кого-то обделил, кому-то что-то не додал. Господь каждому даёт свою определённую меру.

Мы с вами знаем, исходя из учения Церкви, что каждый человек несёт свой жизненный крест, и крест у каждого свой. Господь даёт посильный крест каждому человеку, в зависимости от его возможностей, способностей и сил. Так и в притче сказано, что Господь дал таланты в соответствии со способностями каждого. Эти способности — природные дарования человека, которые он унаследует от своих родителей, из своего рода, те удивительные душевные, физические, духовные, умственные способности, которые отличают нас друг от друга и которые мы заимствуем, рождаясь в своём роде, от предков неся ту информацию, которую сохраняют гены и которая передается из поколения в поколение, от родителей к детям.

Так кто-то наследует удивительные музыкальные способности, абсолютный слух, способность к восприятию музыки и особую любовь к ней. Это отображается словом «музыкальность», которая или присуща человеку, или нет.

Другие наследуют удивительную способность к написанию стихов, поэтический дар; или художественный дар, способность к творчеству в изобразительном искусстве.

Третьи наследуют особую внутреннюю культуру, некую интеллигентность, которая тоже передаётся из поколения в поколение и сохраняется в том или ином роде.

Наконец, передаются физические данные и способности: сила, любовь к труду и особая смекалка, несгибаемость воли человека в любых обстоятельствах жизни. Передаются качества благочестия, любовь к молитве и к особому служению и прославлению Бога и многие другие положительные прекрасные качества, которые кристаллизируются в том или ином роде и передаются из поколения в поколение.

Наконец, передаются страсти и грехи. И страсть к алкоголизму, и блудные страсти, если они присутствовали в роду, передаются и бесами преумножаются. Наконец, страшный грех самоубийства, как страшная зараза, если она была в роду, бес не отступает от человека и какое-то изменение духовной природы наследует человек, если в роду его был этот грех в каком-то поколении. Бесы сохраняют эту лазейку к человеку и подвергают его особой атаке. Они стараются вновь и вновь повторить этот грех, если он уже был. Спастись и избежать этого повторения можно только воцерковлённой жизнью, пламенной молитвой ко Господу и участием в спасительных Таинствах Церкви Христовой. Если человек лишает себя этого, он остаётся без покровительства, без защиты Божией, и бесы делают с ним всё, что хотят.

Дорогие братия и сестры. Человек рождается с некой заданностью, с некой предрасположенностью к тому или иному жизненному пути, к восприятию тех или иных талантов. Бог видит рождающегося человека, который получает от Него бытие, и Бог видит, сколько талантов целесообразно дать тому или иному человеку и сколько он способен усвоить, преумножить и употребить в дело. Поэтому Господь всех нас облагодетельствовал, и Он ждёт от нас отчёта в употреблении данных Им даров.

А кто же этот человек, который получил один талант и спрятал, зарыл его в землю? Может быть, под этим образом подразумевается кто-то из нас? Потому что человек, зарывший в землю талант, это тот, кто употребил Божественные дарования и таланты, данные Богом, только для себя; который в землю зарыл, то есть в земные цели, в достижение только материальных, земных благ. Это человек, который копается то в клубнике, то в картофеле, не вылезая с дачи с весны до осени. Он там, нет его в храме Божием. Ни утренние, ни вечерние молитвы ему не нужны, потому что уже с утра грядки, а вечером и хотел бы помолиться, но уже не можешь, спинка болит, надо уже возлечь на постель. Другой образ — чрезмерные земные попечения и заботы. Мы ставим цели достичь определённых материальных благ: сначала однокомнатная квартира, потом двухкомнатная, потом коттедж, вилла во Франции на Лазурном берегу, потом ещё где-то; машина «Москвич» и другие; дачи и т.д. И все эти земные цели и заботы — это закапывание талантов в землю. Как кроты, которые не видят ничего выше земли и лучше её ничего не знают.

Дорогие братия и сестры. Это такой живучий жизненный образ, который приложим почти к каждому из нас, или к каждому из нас в определённые моменты жизни нашей. И человек тогда ничего не преумножает, в жизни никакого результата не приносит.

Какого же отчёта в использовании талантов требует от нас Господь? Дорогие братия и сестры, наивно было бы думать, что Господь видит того человека, который получил необыкновенные музыкальные способности, оперным певцом Мариинского, Михайловского театра. Профессиональная деятельность человека для Бога, в общем-то, безразлична. Ему абсолютно всё равно, кто ты: или водитель, или уборщица, или учитель, или няня, или профессор, или священник, или сантехник — для Бога абсолютно всё равно. Он не за это будет спрашивать: «Почему ты не стал инженером, почему не стал главой администрации, когда Я тебе такие таланты дал: способности общения с людьми и такие технологии, которые мог бы употребить?» Для Бога эти вещи безразличны. А чего Он от нас ждёт? Он, конечно, давая предпосылки дарований, позаимствованных от родителей и преумноженные Его талантами, видит, что на этом поприще ты можешь больше всего принести Богу добрых дел и плодов, на этом месте, к которому Он тебя побуждает и к которому ты себя подготовил, родившись в определённом месте, от определённых родителей и в определённое время. Но Господь требует от нас добрых дел. В этом смысле эта притча о талантах повторяет тему о злых виноградарях, когда Господь посылает слуг своих к виноградарям (к нам), требуя, чтобы мы отдали плоды. Эта притча повторяет ту же тему, например, о десяти девах, пять из которых не имели елея в своих сосудах, не имели добрых дел, от которых мог бы воспламениться пламень их светильника, украшающий и освещающий их жизнь.

Господь каждому из нас, давая великие дарования, Его Божественные таланты и дары, требует, чтобы мы употребляли их во благо не себе, а ближним нашим, чтобы творили добро.

«Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим», то есть, надлежало употребить тебе твой талант для пользы людей, чтобы ты принёс добрые дела. Пять талантов дал, чтобы ты другие пять талантов смог приобрести, чтобы оправдаться перед Богом: что ты в том участвовал, тому помог, того человека спас, того поддержал и так далее — вот чего ожидает от нас Господь. Он в употреблении талантов даёт нам абсолютную свободу, сказано в притче, что Он, отдав таланты, тотчас отправился. Он строго не наблюдал, не диктовал Свою волю, насильно руководя человеком, к тем или иным поступкам его подвигая. Господь полную свободу каждому из нас даёт, но требует от нас отчёта.

Этот отчёт, дорогие братия и сестры, будет давать каждый из нас после своей кончины, когда предстанет перед Богом. Тогда будем давать отчёт за всю свою жизнь. Этот отчёт страшный, очень ответственный — это самый главный экзамен, который будет человек держать в своей жизни. И все остальные экзамены, которые как страшный сон остались в памяти: ЕГЭ, ГИА в институтах — это всё детский лепет, по сравнению с тем, как нам придётся отвечать перед Богом. Как прожита жизнь? Господь требует результата, то есть конечного итога, с которым ты подошёл к концу жизни. Он не будет вспоминать, что ты делал в 1965 году в тот или иной день и час. Несмотря на то, что всё ведомо и всё Господь знает о нас, будет смотреть, с каким итогом пришёл человек, чего больше стало в нём: стало ли больше добра по сравнению со злом, с грехами; победил ли человек своими добрыми поступками и делами естественную склонность ко греху или грех возобладал в нём, и в этом грехе человек окончил жизнь свою.

Этой притчей Господь нас призывает к великой ответственности за каждый прожитый день, даваемый нам Богом, как новый шанс, чтобы проявить себя, раскрыть, чтобы постараться найти и сделать какие-то добрые дела. Добрые дела по-разному входят в нашу жизнь. Иногда Господь напоминает, например, звонит тебе кто-нибудь и говорит: помоги в чём-то или поучаствуй. Но в большинстве случаев человек должен сам искать возможности сделать добро. Как знаменитый доктор Гааз говорит: «Спешите делать добро». Спешите, думайте, где вы можете пригодиться, где вас ждут, в чём ты можешь помочь и облагодетельствовать, чтобы не напрасно таланты, данные Богом, прожигал в своей жизни.

Дай Бог нам всем духовного трезвения, внимания к своей жизни и чувство глубокой ответственности за каждый день жизни нашей. Аминь.

24 сентября 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры.

Сегодня за Божественной Литургией нашему вниманию была предложена притча из Евангелия от Матфея о талантах. Её звучание все вы помните и знаете из года в год, когда этот евангельский отрывок повторяется за Богослужением в Церкви. Но премудрость Божия и та сокровенная мудрость, которая сокрыта в Евангелии, непостижима и неисчерпаема. И поэтому всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы для себя открываем какие-то новые черты, новые значения слов, которые раньше проходили мимо нашего сознания. И сегодня мы вместе вспомним значение этой евангельской притчи.

Один господин раздал рабам своим таланты: одному один, другому два, а третьему пять и отошёл, предоставив им свободу. Распределение талантов было не случайным, а в зависимости от силы каждого человека, воспринимающего эти таланты. И затем через какое-то время господин вернулся и призвал этих рабов, чтобы потребовать у них отчёта, как они употребили данные им таланты.

В евангельском контексте в буквальном значении слово «талант» означает денежную единицу. Господь дал эти материальные средства для того, чтобы люди употребили их в дело и приумножили это богатство, данное господином. И когда он захотел сосчитаться с рабами своими, первым был приведён к нему тот человек, который получил пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять талантов я приобрел на них» (Мф. 25;20). За это он получил похвалу от господина своего: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25;21).  

Привели также человека, который получил два таланта, и он также ответил, что на два данных ему таланта он приобрёл другие два таланта, и тоже получил похвалу господина своего.

Наконец, был приведён тот, кто получил всего один талант, и он ответил так своему господину: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё» (Мф. 25;24-25). И тогда этот раб услышал слова господина, которые обличали его неправду и лукавство: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25;26-30).     

Вот такая притча, дорогие братия и сестры. Если мы сказали, что в буквальном значении талант — это денежная единица, то в приложении к человеческой жизни, в понимании иносказательном этой притчи, таланты соответствуют своему слову в его русском звучании, как некие великие дарования, которые даёт Господь каждому человеку. И хозяин, распорядитель этих талантов и источник — это Господь. Он даёт каждому Свои таланты, причём из понимания этой притчи, мы видим, что необлагодетельствуемых Богом, бесталанных, ни к чему не способных, ничем не одарённых Богом людей нет. Поэтому никто не может упрекнуть Бога в том, что Он кого-то обделил, кому-то что-то не додал. Господь каждому даёт свою определённую меру.

Мы с вами знаем, исходя из учения Церкви, что каждый человек несёт свой жизненный крест, и крест у каждого свой. Господь даёт посильный крест каждому человеку, в зависимости от его возможностей, способностей и сил. Так и в притче сказано, что Господь дал таланты в соответствии со способностями каждого. Эти способности — природные дарования человека, которые он унаследует от своих родителей, из своего рода, те удивительные душевные, физические, духовные, умственные способности, которые отличают нас друг от друга и которые мы заимствуем, рождаясь в своём роде, от предков неся ту информацию, которую сохраняют гены и которая передается из поколения в поколение, от родителей к детям.

Так кто-то наследует удивительные музыкальные способности, абсолютный слух, способность к восприятию музыки и особую любовь к ней. Это отображается словом «музыкальность», которая или присуща человеку, или нет.

Другие наследуют удивительную способность к написанию стихов, поэтический дар; или художественный дар, способность к творчеству в изобразительном искусстве.

Третьи наследуют особую внутреннюю культуру, некую интеллигентность, которая тоже передаётся из поколения в поколение и сохраняется в том или ином роде.

Наконец, передаются физические данные и способности: сила, любовь к труду и особая смекалка, несгибаемость воли человека в любых обстоятельствах жизни. Передаются качества благочестия, любовь к молитве и к особому служению и прославлению Бога и многие другие положительные прекрасные качества, которые кристаллизируются в том или ином роде и передаются из поколения в поколение.

Наконец, передаются страсти и грехи. И страсть к алкоголизму, и блудные страсти, если они присутствовали в роду, передаются и бесами преумножаются. Наконец, страшный грех самоубийства, как страшная зараза, если она была в роду, бес не отступает от человека и какое-то изменение духовной природы наследует человек, если в роду его был этот грех в каком-то поколении. Бесы сохраняют эту лазейку к человеку и подвергают его особой атаке. Они стараются вновь и вновь повторить этот грех, если он уже был. Спастись и избежать этого повторения можно только воцерковлённой жизнью, пламенной молитвой ко Господу и участием в спасительных Таинствах Церкви Христовой. Если человек лишает себя этого, он остаётся без покровительства, без защиты Божией, и бесы делают с ним всё, что хотят.

Дорогие братия и сестры. Человек рождается с некой заданностью, с некой предрасположенностью к тому или иному жизненному пути, к восприятию тех или иных талантов. Бог видит рождающегося человека, который получает от Него бытие, и Бог видит, сколько талантов целесообразно дать тому или иному человеку и сколько он способен усвоить, преумножить и употребить в дело. Поэтому Господь всех нас облагодетельствовал, и Он ждёт от нас отчёта в употреблении данных Им даров.

А кто же этот человек, который получил один талант и спрятал, зарыл его в землю? Может быть, под этим образом подразумевается кто-то из нас? Потому что человек, зарывший в землю талант, это тот, кто употребил Божественные дарования и таланты, данные Богом, только для себя; который в землю зарыл, то есть в земные цели, в достижение только материальных, земных благ. Это человек, который копается то в клубнике, то в картофеле, не вылезая с дачи с весны до осени. Он там, нет его в храме Божием. Ни утренние, ни вечерние молитвы ему не нужны, потому что уже с утра грядки, а вечером и хотел бы помолиться, но уже не можешь, спинка болит, надо уже возлечь на постель. Другой образ — чрезмерные земные попечения и заботы. Мы ставим цели достичь определённых материальных благ: сначала однокомнатная квартира, потом двухкомнатная, потом коттедж, вилла во Франции на Лазурном берегу, потом ещё где-то; машина «Москвич» и другие; дачи и т.д. И все эти земные цели и заботы — это закапывание талантов в землю. Как кроты, которые не видят ничего выше земли и лучше её ничего не знают.

Дорогие братия и сестры. Это такой живучий жизненный образ, который приложим почти к каждому из нас, или к каждому из нас в определённые моменты жизни нашей. И человек тогда ничего не преумножает, в жизни никакого результата не приносит.

Какого же отчёта в использовании талантов требует от нас Господь? Дорогие братия и сестры, наивно было бы думать, что Господь видит того человека, который получил необыкновенные музыкальные способности, оперным певцом Мариинского, Михайловского театра. Профессиональная деятельность человека для Бога, в общем-то, безразлична. Ему абсолютно всё равно, кто ты: или водитель, или уборщица, или учитель, или няня, или профессор, или священник, или сантехник — для Бога абсолютно всё равно. Он не за это будет спрашивать: «Почему ты не стал инженером, почему не стал главой администрации, когда Я тебе такие таланты дал: способности общения с людьми и такие технологии, которые мог бы употребить?» Для Бога эти вещи безразличны. А чего Он от нас ждёт? Он, конечно, давая предпосылки дарований, позаимствованных от родителей и преумноженные Его талантами, видит, что на этом поприще ты можешь больше всего принести Богу добрых дел и плодов, на этом месте, к которому Он тебя побуждает и к которому ты себя подготовил, родившись в определённом месте, от определённых родителей и в определённое время. Но Господь требует от нас добрых дел. В этом смысле эта притча о талантах повторяет тему о злых виноградарях, когда Господь посылает слуг своих к виноградарям (к нам), требуя, чтобы мы отдали плоды. Эта притча повторяет ту же тему, например, о десяти девах, пять из которых не имели елея в своих сосудах, не имели добрых дел, от которых мог бы воспламениться пламень их светильника, украшающий и освещающий их жизнь.

Господь каждому из нас, давая великие дарования, Его Божественные таланты и дары, требует, чтобы мы употребляли их во благо не себе, а ближним нашим, чтобы творили добро.

«Посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим», то есть, надлежало употребить тебе твой талант для пользы людей, чтобы ты принёс добрые дела. Пять талантов дал, чтобы ты другие пять талантов смог приобрести, чтобы оправдаться перед Богом: что ты в том участвовал, тому помог, того человека спас, того поддержал и так далее — вот чего ожидает от нас Господь. Он в употреблении талантов даёт нам абсолютную свободу, сказано в притче, что Он, отдав таланты, тотчас отправился. Он строго не наблюдал, не диктовал Свою волю, насильно руководя человеком, к тем или иным поступкам его подвигая. Господь полную свободу каждому из нас даёт, но требует от нас отчёта.

Этот отчёт, дорогие братия и сестры, будет давать каждый из нас после своей кончины, когда предстанет перед Богом. Тогда будем давать отчёт за всю свою жизнь. Этот отчёт страшный, очень ответственный — это самый главный экзамен, который будет человек держать в своей жизни. И все остальные экзамены, которые как страшный сон остались в памяти: ЕГЭ, ГИА в институтах — это всё детский лепет, по сравнению с тем, как нам придётся отвечать перед Богом. Как прожита жизнь? Господь требует результата, то есть конечного итога, с которым ты подошёл к концу жизни. Он не будет вспоминать, что ты делал в 1965 году в тот или иной день и час. Несмотря на то, что всё ведомо и всё Господь знает о нас, будет смотреть, с каким итогом пришёл человек, чего больше стало в нём: стало ли больше добра по сравнению со злом, с грехами; победил ли человек своими добрыми поступками и делами естественную склонность ко греху или грех возобладал в нём, и в этом грехе человек окончил жизнь свою.

Этой притчей Господь нас призывает к великой ответственности за каждый прожитый день, даваемый нам Богом, как новый шанс, чтобы проявить себя, раскрыть, чтобы постараться найти и сделать какие-то добрые дела. Добрые дела по-разному входят в нашу жизнь. Иногда Господь напоминает, например, звонит тебе кто-нибудь и говорит: помоги в чём-то или поучаствуй. Но в большинстве случаев человек должен сам искать возможности сделать добро. Как знаменитый доктор Гааз говорит: «Спешите делать добро». Спешите, думайте, где вы можете пригодиться, где вас ждут, в чём ты можешь помочь и облагодетельствовать, чтобы не напрасно таланты, данные Богом, прожигал в своей жизни.

Дай Бог нам всем духовного трезвения, внимания к своей жизни и чувство глубокой ответственности за каждый день жизни нашей. Аминь.

Предыдущая проповедь

10 сентября 2017

Притча о званных на вечерю
Следующая проповедь

1 октября 2017

Исцеление дочери Хананеянки

Все проповеди за 2017 год

декабрь 2017

ноябрь 2017

октябрь 2017

сентябрь 2017

август 2017

июль 2017

июнь 2017

май 2017

апрель 2017

март 2017

февраль 2017

январь 2017

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00