Храм Спаса Нерукотворного Образа

Русская Православная Церковь, Выборгская епархия

+7 (813-70) 34-486
Всеволожск, ул. Шишканя 11А
закрыть

Притча о царствии небесном

Дорогие братия и сестры! Истинный христианин каждый день должен считать за счастье и своей непременной обязанностью читать Священное Писание, а особенно Евангелие. Если кто-то из ходящих в храм ни разу не прочитал полностью Библию, то христианство и вера такого человека под большим вопросом. Какой же он христианин, когда не знает основ своей веры и того, о чём говорит Сам Бог словами Священного Писания.

Кстати говоря, некоторое безразличие к Священному Писанию наблюдается в Православной Церкви, чего, напротив, нет у некоторых сектантов: у баптистов,  лютеран, других традиционных сект, которые не являются тоталитарными; они никогда не разлучаются со Священным Писанием. Если вы путешествовали когда-либо по Европе и останавливались в гостиницах, то там всегда можно увидеть текст Священного Писания и Библию в каждом номере. Эти хорошие черты жизни и отношение к Священному Писанию мы должны заимствовать, в том числе, и от иноверцев. Вообще-то они должны с нас брать пример, но раз этого нет, мы должны подтягиваться и не омрачать Православную Церковь своимбезразличием к Священному Писанию.

Священное Писание отнюдь не является свободным чтением, когда время нечем занять. Нет, Священное Писание — настольная книга для каждого христианина, и когда мы её не читаем, это говорит лишь о том, что мы не хотим разговаривать с Богом или не хотим, чтобы Он словами Священного Писания говорил сегодня с нами; не хотим видеть, не хотим слышать.

Но это очень опасная тенденция. Это говорит о том, что Бог, в общем-то, не нужен нам, поэтому наше отношение к Богу принимает чисто потребительские мотивы. Мы совершаем молитвы, в том числе даже утреннее и вечернее Правило вычитываем, и в то же время не читаем Священное Писание, а молитвы мы совершаем для того, чтобы Господь помогал нам. Сегодня нам надо продавать, завтра покупать, послезавтра строить, ехать в путешествие или ещё что-то делать. И Бог нужен нам и тогда, и сегодня, и потом, и сейчас, и всегда, чтобы нам во всём помогал.

Но ведь это же потребительское отношение. Если, допустим, дети от своих родителей только тянут деньги: дай, купи сегодня велосипед, завтра мотоцикл или ещё, как они их называют, мокики всякие, ещё и ещё дай. А за этим отношением часто скрывается то, что и родители-то сами не нужны. Это особенно чувствуется, когда родители в разводе, когда не сохранили семью, когда отец или мать пытаются помогать брошенным детям. Тогда эти отношения перерастают, как правило, в чисто прагматические, в чисто материальные, когда родителям из таких ущербных, разведённых семей не нужны дети, а детям нужны родители только как  источник материальных благ, больше не для чего.

Не дай Бог, чтобы эти наши земные, несовершенные отношения переносились на наши отношения с Богом. Если родители любят своих детей, любят неподдельной любовью, то они далеко не все детские капризы исполняют. Если исполнять все детские пожелания, то мы никогда не вырастим нормальных детей, за которых потом не будет стыдно. Нет, как правило, любящие, умные родители исполняют только 10% из того, что дети просят у них. Особенно это касается маленьких детей, которые пока ещё не набрались житейской мудрости.

А Евангелие говорит нам об иных отношениях между людьми. Оно говорит нам о жизни вечной, оно говорит  о Царстве Небесном. В каждом евангельском слове мы можем почерпнуть сведения об иной жизни и о Небесном Царстве, которое Господь уготовил любящим Его и в которое Он призывает всех Своих чад, верующих в Него и стремящихся в то Царство. В это Царство никого не забирают насильно. В него может попасть только тот человек, который сам стремится туда, который сам думает об этом; только тот человек, для которого общение с Богом и соединение с Ним является высочайшим счастьем и блаженством. Поэтому насильно туда затащить никого невозможно.

Иногда люди светские, не принимающие веру, не живущие с Богом, не живущие духовной жизнью, бросают такие упреки в адрес Бога: «Ведь ваш Бог милосерд, неужели Он допустит, чтобы кто-то погиб или кто-то мучился в адских обителях?». Но Бог как любящий Отец, конечно хочет, чтобы все люди спаслись. Но не все хотят этого спасения. Точно так же, как в этой земной жизни не все идут в храм Божий, не все молятся, не все в этом видят смысл и радость своей  жизни. Насильно никто не приходит в храм, невозможно никого притянуть. Точно так же и Небесное Царство становится сродным человеку, который уподобился его принципам, его законам ещё в земной жизни.

Сегодняшняя евангельская притча снова о Небесном Царстве. Она раскрывает для нас условия, соблюдая которые человек может стать насельником рая или Царства Небесного. Господь в сегодняшнем Евангелии говорит, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими, которые были должны ему большие суммы денег. Приведён был при этом расчёте один человек, который должен был больше всего – десять тысяч талантов. Талант — это денежная единица, знакомая евреям тех времён. Это баснословная сумма, в переводе на современные деньги исчисляемая десятками миллионов долларов.

Царь в этой притче — Бог, а должник, который был приведён к Нему, это любой грешник, каждый из нас. Смотрите, эта притча говорит о том, как много каждый грешник должен Богу, такую сумму, которую представить себе невозможно, тем более увидеть или держать в руках. И Евангелие не случайно называет такие мельчайшие подробности в описании этой притчи, потому что редко какой человек чувствует в своей жизни, скольким он обязан Богу. Обычно  человек доходит до безумия и, наоборот, обвиняет Бога, что Он ему что-то недодал, забыл: недодал здоровья, недодал богатства, ещё чего-то. У соседа есть машина, а у меня нет, значит, забыл Бог про меня, и так далее.

 При таком земном, потребительском отношении к Богу, а если вдруг ещё добавятся какие-то скорби, болезни, страдания, то появляется вообще ропот на Бога, восстание на Него, непонимание, маловерие, уныние, отчаяние, и человек отворачивается от Бога, бросая Ему вызов. От этого вызова горе только самому человеку, потому что невозможно кидать камни в небо — они возвращаются на голову того, кто кидает эти камни. В таком бунте человека недалеко и до вызова Богу, и до греха самоубийства,  и нежелания жить.

А притча говорит о другом, она совсем по-другому ставит акценты, что каждый человек является таким неимоверным должником перед Богом, что этот долг никогда не сможет отдать сам.

Когда приведён был этот должник и хозяин потребовал уплаты долга, то этот грешник упал перед хозяином, перед царём на колени и просил: «господин! потерпи на мне, я всё тебе заплачу».  Эти слова были сказаны от страха за свою жизнь, потому что по закону Моисея с должников разрешено было взыскивать всё, что угодно: продавать самого его, и жену, и детей, не говоря уже об имуществе. Всё разрешено было продавать, чтобы был заплачен долг, в который человек попал по своей глупости, не рассчитав свою платежеспособность.

Закон Моисея позволял взыскивать долг жесточайшим образом, поэтому этот человек взмолился: «потерпи на мне». Если продать всё, что он имел, всё равно бы он таких денег никогда не набрал, не отдал бы этого долга. Поэтому эти слова: «потерпи на мне» грешник сказал, дрожа от страха за свою жизнь и пытаясь отодвинуть время расплаты. Но и царь прекрасно понимал, что не отдаст этот грешник своего долга, настолько он велик.

Это говорит о том, что любой грешник, как бы он ни исправился, как бы ни свято и благочестиво жил, никогда не будет достоин Бога, никогда он не оправдается в своих грехах за счёт добрых дел, чтобы он купил или заслужил Царство Небесное — никогда. Никто из людей, даже из величайших святых, жизнь которых как небо и земля отличалась от нашей, не заработали себе Царство Небесное по праву, а сподобились его лишь по неизреченной милости Божией, не говоря уже о нас, отъявленных, вопиющих, закоренелых грешников.

Но царю так понравились слова грешника, так по сердцу ему было это покаяние, что он упал перед ним на колени и просил, чтобы не продавали ни жену, ни детей, ни имущества, что он простил весь долг его. Не надо было отдавать ничего, весь долг простил.

Так и Господь прощает каждого грешника, только бы пришёл человек, только бы попросил прощения. Нет такого греха, который бы Бог не простил: только грех нераскаянный, грех сопротивления и упорства, хула на Духа Святого. Этот грех заключается в том, что человек упорствует в своём заблуждении и не желает каяться, не желает идти навстречу Богу. Если нет покаяния, как может Бог простить, если не просит об этом сам человек?

Эта евангельская притча говорит о том, как мы много должны Богу. Святые отцы напоминают нам, что всё, чем мы обладаем в этом мире, все это не наше, а Божье. Они говорят такие слова: «Тебе принадлежит только то, что ты имел до рождения. А то, что приобрёл после рождения в этом мире, то Богу принадлежит, как и само твоё рождение». Если бы Бог не благословил, то не родился бы ты никогда.

Эти слова свидетельствуют о том, что наша жизнь является величайшим даром Божиим. Бог призвал нас через наших родителей, Он призвал нас к этой жизни временной, и через эту временную жизнь дал нам возможность, шанс приобщиться к жизни  вечной.

Поэтому, в каких бы условиях не рождался человек: в законном браке или в незаконном, был желанным или нежеланным, запланированным или незапланированным, случайным или родился в блуде, в разводе, родители потом развелись — ничто не имеет значения. Всё равно, когда человек рождается в этот мир, это является величайшим  благодеянием Божиим, независимо от самой жизни человека, как он живёт — в нищете, в страданиях, в болезни — это по отношению к вечности не имеет ни малейшего значения. Наоборот, если человек какие-то трудности жизни переносит по-христиански, он быстрее и скорее сподобится Небесного Царства.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, мы всегда должны благодарить Бога за то, что Он нам дал жизнь, что у нас есть силы, есть здоровье, есть возможность многое делать. Благодарить за то, как Он прекрасно сотворил каждого из нас, каждого со своими талантами, своими способностями; как он возвысил нас над всем, что вышло из Его рук, над всем мирозданием, поставил человека царём всего видимого и невидимого мира. Он сделал человека соработником Самому Себе, соработником Богу, чтобы весь этот мир привести к обожению, к спасению. Господь, как говорил апостол Павел, не стыдится нас называть Своими братьями. Он питает нас  Телом и Кровью Своими. Он нас окружил самыми близкими и родными людьми, среди которых мы с вами живём. Он дал нам жизнь на этой прекрасной земле и многое другое.

Этот список благодеяний Божиих можно продолжать целый день. Только внимательным надо быть. Надо быть благодарным Богу. Надо немножко остановиться в житейской суете, и тогда всё станет ясно, как многое нам даёт Господь, какие мы с вами неблагодарные  люди, как мы забываем благодарить Бога за Его  неизреченные милости к нам, грешным.

И когда царь простил грешнику весь долг, тот в радости встаёт с колен и идёт домой и с этой радостной вестью по дороге встречает своего должника, друга, который должен был ему  сто динариев. Сумму совершенно незначительную, несоизмеримую с той, которая ему была прощена. И здесь выясняется, что этот грешник, облагодетельствованный царём, оказался скупым, немилосердным человеком. Он набросился на своего друга, как говорится в славянском переводе Библии: «ем его давляше» т.е. готов был удушить за несколько рублей, говоря: «отдай мне, что должен». Тот пал к ногам его, умолял его и пытался говорить те же слова, которые и этот грешник говорил перед царём: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Нет! Он сейчас же готов был разорвать его на части, отдать в тюрьму, чтобы истязатели, вроде наших судебных приставов, нашли, описали его имущество и всё забрали, чтобы немедленно оплачен был долг.

 Этот немилосердный поступок заметили товарищи его. Здесь подразумеваются Ангелы-хранители, которые всё видят, как человек живёт, что он делает. Они очень огорчились и сразу рассказали об этом царю, что грешник, которому он простил десять тысяч талантов, не успел отойти от его дверей, от царских чертогов, как чуть не удушил своего должника. Тогда царь разгневался, призвал обратно этого своего неблагодарного должника и приказал своим слугам  бросить его в темницу, пока не отдаст всего долга до последней копейки.

Отрывок из Евангелия заключается такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Эта притча, дорогие братия и сестры, не о финансовых долгах, хотя может служить некоторым предупреждением для нас. Некоторые современные люди сейчас очень полюбили кредиты. В советское время не было такой возможности, а сейчас есть. Посудомоечную машину — в кредит, велосипед — в кредит,  машину — в кредит, квартиру – тоже в кредит или в ипотеку. Слава Богу, только бы рассчитали свои возможности и силы. А сколько таких примеров, когда человек набирает в кредит имущества всеми правдами и неправдами, соберёт все справки, липовые доходы свои неописуемые покажет. Набрать-то наберёт, а когда настает время платить,  пускается в бега, из одной  страны в другую, чтобы нигде не нашли. И что же это за жизнь такая?

Пусть эта евангельская притча немножко образумит нас с вами, чтобы каждый человек жил по своим средствам. А если необходимо прибегнуть к такой форме заимствования, нужно реально оценить свои возможности отдать деньги, чтобы, так сказать, по миру не пошёл от этих кредитов. И, наверное, делать это нужно с благословения Божия, с благословения Церкви приступать к таким финансовым вопросам в своей жизни, с помощью Божией. Потому что, если Он не благословит, работу потеряете, здоровье потеряете, ещё что-то случится. И попадёт человек в такую долговую яму, из которой не будет выхода, не будет просвета никакого.

Но, опять же повторяю, что притча не об этом, а о наших грехах. В первой части беседы мы с вами уяснили, что она напоминает нам о наших грехах по отношению к Богу, а их великое множество. Конечно, мы не всё помним, не всё замечаем, не во всех грехах каемся. А в тех, в которых каемся, не исправляем свою жизнь.

А вторая часть притчи — это о тех долгах, которые имеют по отношению к нам наши ближние, когда мы не прощаем их грехи, в чём бы они ни выражались. Когда мы обиды, какое-то зло по отношению к нам помним многие годы, не прощаем. Самое страшное, что иногда в этом непрощении живут самые близкие, родные: муж и жена, родители и дети; в этом состоянии непримирения, непрощения друг друга они проживают иногда многие дни и годы. Мы должны, вспомнив это Евангелие, совершенно чётко и однозначно понять, что это не по-христиански, что если мы не прощаем обид на ближнего, то Царство Небесное открыто Богом не для нас. Там нет враждующих, нет злопамятных. Поэтому, пусть тем людям, которые не могут мира сохранить в своей семье, будет неимоверно стыдно и больно, потому что такие люди не христиане.

В Евангелии сказано: «солнце да не зайдёт во гневе вашем». А что делают христианские супруги наши? Насмотрятся многосерийных фильмов типа Санта Барбары или ещё какой-нибудь дури, от которой женщины не могут оторваться, особенно неработающие, которым делать нечего. Вот и сидят целыми днями и вечерами, а завтра снова будет фильм, потом ещё серия. Телевизор включают на час пораньше, и утром посмотрят повторение предыдущей серии. Как-то смешно смотреть на современных христиан. И вот они насмотрятся там всякого: «Смотри-ка, он там с букетом цветов пришёл, или каждый день кофе в постель приносит», или ещё что-нибудь. Там мужчина ручку подаёт даме при выходе из автобуса или ещё какую-нибудь мелочь, которой нет в твоей жизни. И человек начинает накручивать себя, что муж у соседки лучше. Это недовольство своей собственной жизнью растёт, подпитывается дьяволом. Сегодня один фильм посмотрел, завтра другой, потом ещё чего-нибудь увидел. В результате из-за таких мелочей разваливаются христианские семьи. Как это больно!

Христианская семья должна быть незыблемой, должна быть образцом для безбожных семей, для семей неверующих. А всякая ли наша семья из прихожан нашего храма может служить образцом для семей неверующих? Увы, далеко не каждая. Может быть, одна, может, две, может, три найдём, а больше-то и нет. Не с кого пример брать.    

А иногда внешне, на людях какая-то семья выглядит чинно, красиво, а если бы незаметно прийти в квартиру, так там увидишь и услышишь и ссоры, и ругань, и грубость, и не разговаривают иногда  христианские супруги часами, днями. Это стыд и позор.

Христианство сохраняется только в семье. Если семьи нет, если семья разваливается, то христианство не состоялось в жизни такого человека, он не дорос до него. Ученые-богословы отмечают несколько признаков, исполняя которые человек отличается от животного: это наличие разума, наличие слова, способность говорить, это религия и брак. И все! Смотрите, если нет одного из этих признаков, человек уже превращается в животное. Если нет брака, он живёт как в стае животных: сегодня одна история блудная, завтра другая, послезавтра третья. Это животное существование. Надо вещи называть своими именами. Кто боится брака, кто его не заключает, кто не сохраняет свой брак — это скотская, звериная жизнь. У кого нет религии, у кого нет Бога в душе — это тоже скотская жизнь, потому что человек не признаёт тогда Бога, Который создал его. Бессловесные твари и то по-своему чувствуют свою зависимость от Бога, а человек не всегда чувствует.

Поэтому очень важен христиански брак. Пусть он будет всегда непременным ориентиром в жизни, чтобы каждый из нас настраивался на то, чтобы сохранять свою семью до конца своей жизни. Потому что, не дай Бог, если семья разваливается, наступает развод, как правило, сопряжённый с прелюбодеяниями, с блудом, без этого разводов не бывает, то потом бывают несчастные дети, никому не нужные: ни второй жене, ни второму отцу. Дети вырастают на таких примерах и, как правило, у них в жизни  потом получается всё то же самое: вторые, третьи браки, и браки несчастные, и брошенные дети, случайные истории. И жизнь при этом, в общем-то, скотская, совсем не та жизнь, к которой призвал Господь человека.

Поэтому, слова Евангелия: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» пусть всегда будут определяющими в жизни христианских супругов. Чтобы малейшее недовольство, которое всевает дьявол, ни в коем случае не переросло в следующий день. А кто в семье более укоренён в вере, тот должен, не раздумывая, сам делать первый шаг навстречу к примирению, независимо от того, кто виноват больше, меньше или совсем не виноват. Кто умнее,  кто ближе к Богу, тот должен всегда первым просить прощение.

Господь этой притчей говорит нам, что если мы будем прощать друг другу наши обиды, согрешения, то и Отец наш Небесный простит нам всё. Это Евангелие говорит, насколько легко получить прощение от Бога.

В одном монастыре однажды умирал монах, который жил совсем не как монах, жил нерадиво. Но, тем не менее, всю свою жизнь прожил в монастыре. И когда он возлёг на смертный одр и понятно было братии, что он умирает, они пришли к нему из любопытства посмотреть, как грешники умирают, как он будет тяжело страдать и мучиться. Пришли  к этому брату, а тот на смертном одре сияет, радостный такой, как не радовался при жизни. Братия удивились и говорят ему: «Слушай, ты же всю жизнь жил нерадиво: молиться не любил, поститься не любил, ничего не любил святого». И он ответил им: «Да, братия, действительно так. А когда болезнь смертная приступила ко мне, то явились ко мне Ангелы, показали мне множество моих грехов и спросили у меня, помню ли я их. Я сказал в ответ, что помню, и попросил их вспомнить слова Господа нашего: «Если отпущаете людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши». Я, когда вступил в монастырь, никого никогда не осудил и всем всё прощал. И да сбудутся на мне слова моего Господа».  При этих словах, действительно, Ангелы порвали все его хартии бесчисленных грехов, и он умер, как праведник.

Дорогие братия и сестры! Господь так готов принять каждого человека, который прощает прегрешения ближних по отношению к нему. Дай Бог, чтобы в семьях наших всегда были мир, любовь, взаимопонимание, терпение. Чтобы мир Христов был в нашей большой семье, в нашем приходе. Чтобы мы хранили его всячески и оберегали от искушения дьявола. А эти искушения могут быть каждый день в этих бесчисленных сплетнях, в пересудах. «Я увидел, что тот делал то, а другой  делал это», и пошла информация гулять по местным Всеволожским телефонам по полчаса. Как хорошо раньше было, в советское время: минуту поговорил, отключалась связь. В некоторых городах так и было. А то, бывает, болтают по телефону по полчаса, по часу. И если бы  говорили о деле. Да болтовня одна и грех в течение всего разговора.

Дай Бог, чтобы мы не поступали так, чтобы хранили мир и в семьях наших, и в Церкви Христовой. Аминь.

23 августа 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Дорогие братия и сестры! Истинный христианин каждый день должен считать за счастье и своей непременной обязанностью читать Священное Писание, а особенно Евангелие. Если кто-то из ходящих в храм ни разу не прочитал полностью Библию, то христианство и вера такого человека под большим вопросом. Какой же он христианин, когда не знает основ своей веры и того, о чём говорит Сам Бог словами Священного Писания.

Кстати говоря, некоторое безразличие к Священному Писанию наблюдается в Православной Церкви, чего, напротив, нет у некоторых сектантов: у баптистов,  лютеран, других традиционных сект, которые не являются тоталитарными; они никогда не разлучаются со Священным Писанием. Если вы путешествовали когда-либо по Европе и останавливались в гостиницах, то там всегда можно увидеть текст Священного Писания и Библию в каждом номере. Эти хорошие черты жизни и отношение к Священному Писанию мы должны заимствовать, в том числе, и от иноверцев. Вообще-то они должны с нас брать пример, но раз этого нет, мы должны подтягиваться и не омрачать Православную Церковь своимбезразличием к Священному Писанию.

Священное Писание отнюдь не является свободным чтением, когда время нечем занять. Нет, Священное Писание — настольная книга для каждого христианина, и когда мы её не читаем, это говорит лишь о том, что мы не хотим разговаривать с Богом или не хотим, чтобы Он словами Священного Писания говорил сегодня с нами; не хотим видеть, не хотим слышать.

Но это очень опасная тенденция. Это говорит о том, что Бог, в общем-то, не нужен нам, поэтому наше отношение к Богу принимает чисто потребительские мотивы. Мы совершаем молитвы, в том числе даже утреннее и вечернее Правило вычитываем, и в то же время не читаем Священное Писание, а молитвы мы совершаем для того, чтобы Господь помогал нам. Сегодня нам надо продавать, завтра покупать, послезавтра строить, ехать в путешествие или ещё что-то делать. И Бог нужен нам и тогда, и сегодня, и потом, и сейчас, и всегда, чтобы нам во всём помогал.

Но ведь это же потребительское отношение. Если, допустим, дети от своих родителей только тянут деньги: дай, купи сегодня велосипед, завтра мотоцикл или ещё, как они их называют, мокики всякие, ещё и ещё дай. А за этим отношением часто скрывается то, что и родители-то сами не нужны. Это особенно чувствуется, когда родители в разводе, когда не сохранили семью, когда отец или мать пытаются помогать брошенным детям. Тогда эти отношения перерастают, как правило, в чисто прагматические, в чисто материальные, когда родителям из таких ущербных, разведённых семей не нужны дети, а детям нужны родители только как  источник материальных благ, больше не для чего.

Не дай Бог, чтобы эти наши земные, несовершенные отношения переносились на наши отношения с Богом. Если родители любят своих детей, любят неподдельной любовью, то они далеко не все детские капризы исполняют. Если исполнять все детские пожелания, то мы никогда не вырастим нормальных детей, за которых потом не будет стыдно. Нет, как правило, любящие, умные родители исполняют только 10% из того, что дети просят у них. Особенно это касается маленьких детей, которые пока ещё не набрались житейской мудрости.

А Евангелие говорит нам об иных отношениях между людьми. Оно говорит нам о жизни вечной, оно говорит  о Царстве Небесном. В каждом евангельском слове мы можем почерпнуть сведения об иной жизни и о Небесном Царстве, которое Господь уготовил любящим Его и в которое Он призывает всех Своих чад, верующих в Него и стремящихся в то Царство. В это Царство никого не забирают насильно. В него может попасть только тот человек, который сам стремится туда, который сам думает об этом; только тот человек, для которого общение с Богом и соединение с Ним является высочайшим счастьем и блаженством. Поэтому насильно туда затащить никого невозможно.

Иногда люди светские, не принимающие веру, не живущие с Богом, не живущие духовной жизнью, бросают такие упреки в адрес Бога: «Ведь ваш Бог милосерд, неужели Он допустит, чтобы кто-то погиб или кто-то мучился в адских обителях?». Но Бог как любящий Отец, конечно хочет, чтобы все люди спаслись. Но не все хотят этого спасения. Точно так же, как в этой земной жизни не все идут в храм Божий, не все молятся, не все в этом видят смысл и радость своей  жизни. Насильно никто не приходит в храм, невозможно никого притянуть. Точно так же и Небесное Царство становится сродным человеку, который уподобился его принципам, его законам ещё в земной жизни.

Сегодняшняя евангельская притча снова о Небесном Царстве. Она раскрывает для нас условия, соблюдая которые человек может стать насельником рая или Царства Небесного. Господь в сегодняшнем Евангелии говорит, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими, которые были должны ему большие суммы денег. Приведён был при этом расчёте один человек, который должен был больше всего – десять тысяч талантов. Талант — это денежная единица, знакомая евреям тех времён. Это баснословная сумма, в переводе на современные деньги исчисляемая десятками миллионов долларов.

Царь в этой притче — Бог, а должник, который был приведён к Нему, это любой грешник, каждый из нас. Смотрите, эта притча говорит о том, как много каждый грешник должен Богу, такую сумму, которую представить себе невозможно, тем более увидеть или держать в руках. И Евангелие не случайно называет такие мельчайшие подробности в описании этой притчи, потому что редко какой человек чувствует в своей жизни, скольким он обязан Богу. Обычно  человек доходит до безумия и, наоборот, обвиняет Бога, что Он ему что-то недодал, забыл: недодал здоровья, недодал богатства, ещё чего-то. У соседа есть машина, а у меня нет, значит, забыл Бог про меня, и так далее.

 При таком земном, потребительском отношении к Богу, а если вдруг ещё добавятся какие-то скорби, болезни, страдания, то появляется вообще ропот на Бога, восстание на Него, непонимание, маловерие, уныние, отчаяние, и человек отворачивается от Бога, бросая Ему вызов. От этого вызова горе только самому человеку, потому что невозможно кидать камни в небо — они возвращаются на голову того, кто кидает эти камни. В таком бунте человека недалеко и до вызова Богу, и до греха самоубийства,  и нежелания жить.

А притча говорит о другом, она совсем по-другому ставит акценты, что каждый человек является таким неимоверным должником перед Богом, что этот долг никогда не сможет отдать сам.

Когда приведён был этот должник и хозяин потребовал уплаты долга, то этот грешник упал перед хозяином, перед царём на колени и просил: «господин! потерпи на мне, я всё тебе заплачу».  Эти слова были сказаны от страха за свою жизнь, потому что по закону Моисея с должников разрешено было взыскивать всё, что угодно: продавать самого его, и жену, и детей, не говоря уже об имуществе. Всё разрешено было продавать, чтобы был заплачен долг, в который человек попал по своей глупости, не рассчитав свою платежеспособность.

Закон Моисея позволял взыскивать долг жесточайшим образом, поэтому этот человек взмолился: «потерпи на мне». Если продать всё, что он имел, всё равно бы он таких денег никогда не набрал, не отдал бы этого долга. Поэтому эти слова: «потерпи на мне» грешник сказал, дрожа от страха за свою жизнь и пытаясь отодвинуть время расплаты. Но и царь прекрасно понимал, что не отдаст этот грешник своего долга, настолько он велик.

Это говорит о том, что любой грешник, как бы он ни исправился, как бы ни свято и благочестиво жил, никогда не будет достоин Бога, никогда он не оправдается в своих грехах за счёт добрых дел, чтобы он купил или заслужил Царство Небесное — никогда. Никто из людей, даже из величайших святых, жизнь которых как небо и земля отличалась от нашей, не заработали себе Царство Небесное по праву, а сподобились его лишь по неизреченной милости Божией, не говоря уже о нас, отъявленных, вопиющих, закоренелых грешников.

Но царю так понравились слова грешника, так по сердцу ему было это покаяние, что он упал перед ним на колени и просил, чтобы не продавали ни жену, ни детей, ни имущества, что он простил весь долг его. Не надо было отдавать ничего, весь долг простил.

Так и Господь прощает каждого грешника, только бы пришёл человек, только бы попросил прощения. Нет такого греха, который бы Бог не простил: только грех нераскаянный, грех сопротивления и упорства, хула на Духа Святого. Этот грех заключается в том, что человек упорствует в своём заблуждении и не желает каяться, не желает идти навстречу Богу. Если нет покаяния, как может Бог простить, если не просит об этом сам человек?

Эта евангельская притча говорит о том, как мы много должны Богу. Святые отцы напоминают нам, что всё, чем мы обладаем в этом мире, все это не наше, а Божье. Они говорят такие слова: «Тебе принадлежит только то, что ты имел до рождения. А то, что приобрёл после рождения в этом мире, то Богу принадлежит, как и само твоё рождение». Если бы Бог не благословил, то не родился бы ты никогда.

Эти слова свидетельствуют о том, что наша жизнь является величайшим даром Божиим. Бог призвал нас через наших родителей, Он призвал нас к этой жизни временной, и через эту временную жизнь дал нам возможность, шанс приобщиться к жизни  вечной.

Поэтому, в каких бы условиях не рождался человек: в законном браке или в незаконном, был желанным или нежеланным, запланированным или незапланированным, случайным или родился в блуде, в разводе, родители потом развелись — ничто не имеет значения. Всё равно, когда человек рождается в этот мир, это является величайшим  благодеянием Божиим, независимо от самой жизни человека, как он живёт — в нищете, в страданиях, в болезни — это по отношению к вечности не имеет ни малейшего значения. Наоборот, если человек какие-то трудности жизни переносит по-христиански, он быстрее и скорее сподобится Небесного Царства.

 Поэтому, дорогие братия и сестры, мы всегда должны благодарить Бога за то, что Он нам дал жизнь, что у нас есть силы, есть здоровье, есть возможность многое делать. Благодарить за то, как Он прекрасно сотворил каждого из нас, каждого со своими талантами, своими способностями; как он возвысил нас над всем, что вышло из Его рук, над всем мирозданием, поставил человека царём всего видимого и невидимого мира. Он сделал человека соработником Самому Себе, соработником Богу, чтобы весь этот мир привести к обожению, к спасению. Господь, как говорил апостол Павел, не стыдится нас называть Своими братьями. Он питает нас  Телом и Кровью Своими. Он нас окружил самыми близкими и родными людьми, среди которых мы с вами живём. Он дал нам жизнь на этой прекрасной земле и многое другое.

Этот список благодеяний Божиих можно продолжать целый день. Только внимательным надо быть. Надо быть благодарным Богу. Надо немножко остановиться в житейской суете, и тогда всё станет ясно, как многое нам даёт Господь, какие мы с вами неблагодарные  люди, как мы забываем благодарить Бога за Его  неизреченные милости к нам, грешным.

И когда царь простил грешнику весь долг, тот в радости встаёт с колен и идёт домой и с этой радостной вестью по дороге встречает своего должника, друга, который должен был ему  сто динариев. Сумму совершенно незначительную, несоизмеримую с той, которая ему была прощена. И здесь выясняется, что этот грешник, облагодетельствованный царём, оказался скупым, немилосердным человеком. Он набросился на своего друга, как говорится в славянском переводе Библии: «ем его давляше» т.е. готов был удушить за несколько рублей, говоря: «отдай мне, что должен». Тот пал к ногам его, умолял его и пытался говорить те же слова, которые и этот грешник говорил перед царём: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Нет! Он сейчас же готов был разорвать его на части, отдать в тюрьму, чтобы истязатели, вроде наших судебных приставов, нашли, описали его имущество и всё забрали, чтобы немедленно оплачен был долг.

 Этот немилосердный поступок заметили товарищи его. Здесь подразумеваются Ангелы-хранители, которые всё видят, как человек живёт, что он делает. Они очень огорчились и сразу рассказали об этом царю, что грешник, которому он простил десять тысяч талантов, не успел отойти от его дверей, от царских чертогов, как чуть не удушил своего должника. Тогда царь разгневался, призвал обратно этого своего неблагодарного должника и приказал своим слугам  бросить его в темницу, пока не отдаст всего долга до последней копейки.

Отрывок из Евангелия заключается такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Эта притча, дорогие братия и сестры, не о финансовых долгах, хотя может служить некоторым предупреждением для нас. Некоторые современные люди сейчас очень полюбили кредиты. В советское время не было такой возможности, а сейчас есть. Посудомоечную машину — в кредит, велосипед — в кредит,  машину — в кредит, квартиру – тоже в кредит или в ипотеку. Слава Богу, только бы рассчитали свои возможности и силы. А сколько таких примеров, когда человек набирает в кредит имущества всеми правдами и неправдами, соберёт все справки, липовые доходы свои неописуемые покажет. Набрать-то наберёт, а когда настает время платить,  пускается в бега, из одной  страны в другую, чтобы нигде не нашли. И что же это за жизнь такая?

Пусть эта евангельская притча немножко образумит нас с вами, чтобы каждый человек жил по своим средствам. А если необходимо прибегнуть к такой форме заимствования, нужно реально оценить свои возможности отдать деньги, чтобы, так сказать, по миру не пошёл от этих кредитов. И, наверное, делать это нужно с благословения Божия, с благословения Церкви приступать к таким финансовым вопросам в своей жизни, с помощью Божией. Потому что, если Он не благословит, работу потеряете, здоровье потеряете, ещё что-то случится. И попадёт человек в такую долговую яму, из которой не будет выхода, не будет просвета никакого.

Но, опять же повторяю, что притча не об этом, а о наших грехах. В первой части беседы мы с вами уяснили, что она напоминает нам о наших грехах по отношению к Богу, а их великое множество. Конечно, мы не всё помним, не всё замечаем, не во всех грехах каемся. А в тех, в которых каемся, не исправляем свою жизнь.

А вторая часть притчи — это о тех долгах, которые имеют по отношению к нам наши ближние, когда мы не прощаем их грехи, в чём бы они ни выражались. Когда мы обиды, какое-то зло по отношению к нам помним многие годы, не прощаем. Самое страшное, что иногда в этом непрощении живут самые близкие, родные: муж и жена, родители и дети; в этом состоянии непримирения, непрощения друг друга они проживают иногда многие дни и годы. Мы должны, вспомнив это Евангелие, совершенно чётко и однозначно понять, что это не по-христиански, что если мы не прощаем обид на ближнего, то Царство Небесное открыто Богом не для нас. Там нет враждующих, нет злопамятных. Поэтому, пусть тем людям, которые не могут мира сохранить в своей семье, будет неимоверно стыдно и больно, потому что такие люди не христиане.

В Евангелии сказано: «солнце да не зайдёт во гневе вашем». А что делают христианские супруги наши? Насмотрятся многосерийных фильмов типа Санта Барбары или ещё какой-нибудь дури, от которой женщины не могут оторваться, особенно неработающие, которым делать нечего. Вот и сидят целыми днями и вечерами, а завтра снова будет фильм, потом ещё серия. Телевизор включают на час пораньше, и утром посмотрят повторение предыдущей серии. Как-то смешно смотреть на современных христиан. И вот они насмотрятся там всякого: «Смотри-ка, он там с букетом цветов пришёл, или каждый день кофе в постель приносит», или ещё что-нибудь. Там мужчина ручку подаёт даме при выходе из автобуса или ещё какую-нибудь мелочь, которой нет в твоей жизни. И человек начинает накручивать себя, что муж у соседки лучше. Это недовольство своей собственной жизнью растёт, подпитывается дьяволом. Сегодня один фильм посмотрел, завтра другой, потом ещё чего-нибудь увидел. В результате из-за таких мелочей разваливаются христианские семьи. Как это больно!

Христианская семья должна быть незыблемой, должна быть образцом для безбожных семей, для семей неверующих. А всякая ли наша семья из прихожан нашего храма может служить образцом для семей неверующих? Увы, далеко не каждая. Может быть, одна, может, две, может, три найдём, а больше-то и нет. Не с кого пример брать.    

А иногда внешне, на людях какая-то семья выглядит чинно, красиво, а если бы незаметно прийти в квартиру, так там увидишь и услышишь и ссоры, и ругань, и грубость, и не разговаривают иногда  христианские супруги часами, днями. Это стыд и позор.

Христианство сохраняется только в семье. Если семьи нет, если семья разваливается, то христианство не состоялось в жизни такого человека, он не дорос до него. Ученые-богословы отмечают несколько признаков, исполняя которые человек отличается от животного: это наличие разума, наличие слова, способность говорить, это религия и брак. И все! Смотрите, если нет одного из этих признаков, человек уже превращается в животное. Если нет брака, он живёт как в стае животных: сегодня одна история блудная, завтра другая, послезавтра третья. Это животное существование. Надо вещи называть своими именами. Кто боится брака, кто его не заключает, кто не сохраняет свой брак — это скотская, звериная жизнь. У кого нет религии, у кого нет Бога в душе — это тоже скотская жизнь, потому что человек не признаёт тогда Бога, Который создал его. Бессловесные твари и то по-своему чувствуют свою зависимость от Бога, а человек не всегда чувствует.

Поэтому очень важен христиански брак. Пусть он будет всегда непременным ориентиром в жизни, чтобы каждый из нас настраивался на то, чтобы сохранять свою семью до конца своей жизни. Потому что, не дай Бог, если семья разваливается, наступает развод, как правило, сопряжённый с прелюбодеяниями, с блудом, без этого разводов не бывает, то потом бывают несчастные дети, никому не нужные: ни второй жене, ни второму отцу. Дети вырастают на таких примерах и, как правило, у них в жизни  потом получается всё то же самое: вторые, третьи браки, и браки несчастные, и брошенные дети, случайные истории. И жизнь при этом, в общем-то, скотская, совсем не та жизнь, к которой призвал Господь человека.

Поэтому, слова Евангелия: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» пусть всегда будут определяющими в жизни христианских супругов. Чтобы малейшее недовольство, которое всевает дьявол, ни в коем случае не переросло в следующий день. А кто в семье более укоренён в вере, тот должен, не раздумывая, сам делать первый шаг навстречу к примирению, независимо от того, кто виноват больше, меньше или совсем не виноват. Кто умнее,  кто ближе к Богу, тот должен всегда первым просить прощение.

Господь этой притчей говорит нам, что если мы будем прощать друг другу наши обиды, согрешения, то и Отец наш Небесный простит нам всё. Это Евангелие говорит, насколько легко получить прощение от Бога.

В одном монастыре однажды умирал монах, который жил совсем не как монах, жил нерадиво. Но, тем не менее, всю свою жизнь прожил в монастыре. И когда он возлёг на смертный одр и понятно было братии, что он умирает, они пришли к нему из любопытства посмотреть, как грешники умирают, как он будет тяжело страдать и мучиться. Пришли  к этому брату, а тот на смертном одре сияет, радостный такой, как не радовался при жизни. Братия удивились и говорят ему: «Слушай, ты же всю жизнь жил нерадиво: молиться не любил, поститься не любил, ничего не любил святого». И он ответил им: «Да, братия, действительно так. А когда болезнь смертная приступила ко мне, то явились ко мне Ангелы, показали мне множество моих грехов и спросили у меня, помню ли я их. Я сказал в ответ, что помню, и попросил их вспомнить слова Господа нашего: «Если отпущаете людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши». Я, когда вступил в монастырь, никого никогда не осудил и всем всё прощал. И да сбудутся на мне слова моего Господа».  При этих словах, действительно, Ангелы порвали все его хартии бесчисленных грехов, и он умер, как праведник.

Дорогие братия и сестры! Господь так готов принять каждого человека, который прощает прегрешения ближних по отношению к нему. Дай Бог, чтобы в семьях наших всегда были мир, любовь, взаимопонимание, терпение. Чтобы мир Христов был в нашей большой семье, в нашем приходе. Чтобы мы хранили его всячески и оберегали от искушения дьявола. А эти искушения могут быть каждый день в этих бесчисленных сплетнях, в пересудах. «Я увидел, что тот делал то, а другой  делал это», и пошла информация гулять по местным Всеволожским телефонам по полчаса. Как хорошо раньше было, в советское время: минуту поговорил, отключалась связь. В некоторых городах так и было. А то, бывает, болтают по телефону по полчаса, по часу. И если бы  говорили о деле. Да болтовня одна и грех в течение всего разговора.

Дай Бог, чтобы мы не поступали так, чтобы хранили мир и в семьях наших, и в Церкви Христовой. Аминь.

Предыдущая проповедь

16 августа 2009

Исцеление бесноватого отрока
Следующая проповедь

30 августа 2009

Притча о богатом юноше. Попраздненство Успения Пресвятой Богородицы

Все проповеди за 2009 год

декабрь 2009

ноябрь 2009

октябрь 2009

сентябрь 2009

август 2009

июль 2009

июнь 2009

май 2009

апрель 2009

март 2009

февраль 2009

январь 2009

Разделы Сообщение Контакты
Отправить сообщение

Нажимая кнопку «Отправить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с ФЗ №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных».

Православная местная религиозная организация Приход храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге жизни» г. Всеволожска Выборгской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Шишканя 11А
8:00 - 20:00